Что такое крс в бурении
Что такое крс в бурении
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ СКВАЖИН (КРС)
Капитальный ремонт скважин (КРС), имеет важное значение для нефтедобывающей промышленности, т.к. позволяет поддерживать надлежащее состояние фонда скважин на месторождении. Особенно актуально проведение КРС для поддержки работы скважин, которые имеют большой возраст. В Западной Сибири в настоящее время более 35% скважин имеют возраст от 40 лет и старше. Ежегодно на нефтедобывающих предприятиях выполняется около 300 000 подземных капитальных ремонтов скважин. При этом основной задачей КРС – является обеспечение максимально возможного интервала между ремонтами.
Капитальный ремонт скважин, обычно включает в себя проведение ремонтно-изоляционных работ эксплуатационной колонны, устранение не герметичности цементного кольца, приобщение или разграничение пластов, обработка призабойной зоны, очистка забоя ствола скважины от посторонних предметов, перевод скважины на другой горизонт и пр. Кроме того, КРС проводится во время ликвидации аварий, которые возникают в процессе эксплуатации и ремонта нефтяных и газовых скважин. Дополнительно КРС может включать в себя – зарезку новых стволов, проведение ГРП, вибро-термообработку и промывку призабойной зоны, различные исследования скважин и оценка их технического состояния, перевод скважин на другие режимы работы, консервацию и расконсервацию скважин.
Использование газообразного азота при КРС, обусловлено необходимостью выполнения широкого комплекса работ, требующих обеспечение взрывобезопасности ремонтных работ, вытеснения нефти, подготовки скважин к ремонту и их промывки с использованием азотсодержащих жидкостей и ПАВ. Использование азота при КРС, позволяет также снизить величину гидростатического давления на забой скважины. Использование азотных станций при капитальном ремонте скважин, необходимо также, для опрессовки вспомогательных трубопроводов, защиты элементов скважин от коррозии.
После КРС обязательно проводятся работы по освоению скважин. Вызов притока производится заменой жидкости глушения в скважине на стабильный конденсат, и дальнейшим снижением уровня жидкости в скважине. Данные операции, при отсутствии пакера в скважине, производятся с помощью азотной компрессорной станции СДА-10/251. Если пакер установлен, освоение скважины может проводиться с использованием колтюбинговой установки и азотной компрессорной станции.
Учитывая, что в последние годы в России, происходит все более активное использование колтюбинга для проведения КРС, применение азотных компрессорных станций приобретает важное значение. Азотные компрессорные станции СДА-10/251 установленные на вездеходные шасси КАМАЗ 63501, услуги которых предлагает наша компания, позволяют проводить ремонтные работы и последующее освоение скважин в максимально сжатые сроки. Мобильность данных компрессоров, автономная работа, высокая проходимость, экономичность – позволяют использовать это оборудование при проведении КРС с максимальной эффективностью. ООО «ЭкоТехнолоджиГрупп» неоднократно и успешно принимала участие в оказании услуг азотных компрессоров при выполнении капитального ремонта скважин, а также работах по расконсервации и консервации скважин.
Легко ли добыть нефть. КРС: кто доит нефтяную корову?
Наверняка большинство людей знает только одно значение аббревиатуры КРС – крупный рогатый скот. И это нормально, я тоже знал только одно значение до 34 лет, и только потом узнал, что есть и другое значение – капитальный ремонт скважин. И не смотря на столь разные значения, иной раз отношения во втором КРС немногим отличается отношением, как к скотине.
В КРС я попал абсолютно случайно. Я писал уже, как меня вообще занесло в нефтянку. С работой в школе был напряг, нагрузки никакой, вариантов уйти в другую – тоже. В один из августовских дней сосед спросил, что-то ты, Алексеич, грустный в последнее время. Ну я ему и рассказал. И он сказал, пойдем к нам, у нас сейчас идет набор. Но работал он в бурении, а не КРС. Я поехал в одну контору в Оренбурге на улице Донгузской. Зашел в отдел кадров, спросил, вам люди нужны. Отвечают: Да, у нас идет сейчас набор. Кем хотите устроиться: помощником бурильщика ЭРБС (эксплуатационного и разведочного бурения) или слесарем. Я выбрал первое, мне дали список курсов, которые я должен пройти. Что я сразу и сделал. Обучение заняло практически два месяца, получив документы я сразу поехал на Донгузскую и… опоздал. Мне сказали – молодец, только мы уже набрали людей, вас мы запишем, и как нам понадобятся люди – так сразу вызовем.
Это, конечно, был жестокий облом. Больше всего было жалко потраченных на обучение денег. Но делать было нечего, главное – не сдаваться. И я поехал в Бузулук, тоже в буровую компанию, ЕМНИП, она тогда называлась ОБР, где-то на Магистральной. Захожу в офис, в тот день была перевахтовка. Народу – тьма, и я такой красивый и с кучей корочек прихожу в отдел кадров. Там были мужики. Спрашиваю: вам помбуры не нужны? Мужик берет мое резюме и корочки и говорит: Мля, вот если бы ты пришел и спросил, нужны ли бурильщики, был бы другой разговор. Ну давай свое резюме, положим в папку. Когда я увидел толщину папки и количество резюме в ней, я понял, что, быть может, если будут вызывать по порядку расположения резюме, то в лучшем случае, я попаду сюда годам к пятидесяти.
В расстроенных чувствах я вышел оттуда. Начал выезжать из промзоны, еду по улице Технической, вижу толпу мужиков с сумками, которые садятся в вахтовые НЕФАЗы, и на воротах кроме названия надпись – капитальный ремонт скважин. Ну, думаю, рискну, может там люди нужны. Захожу в офис, подхожу к отделу кадров, там стоит две кучки людей, одни с заявлением на прием, другие – на увольнение.
К сожалению, большинство людей, далеких от нефтянки, даже не имеют представления, что есть такая работа. Спроси, кто такой нефтяник – и на ум приходит суровое обветренное лицо буровика. И буровая. Ну или станок-качалка и никакого лица. А ведь КРС, если разобраться, одна из самых массовых, востребованных и нужных работ. Бурение просверлило дырку в земле и уехало. Добыча уже доит нефтяную корову. А вот выращивает и ухаживает за скважиной именно КРС, даже аналогию можно провести, по сути это скотники, без них нефтяная корова просто не будет давать молоко. Не будет КРС – не будет и нефти, скважина будет, нефти – нет. Самая недооцененная, малоизвестная, но при этом самая массовая, грязная и тяжелая работа. Да, в бурении вряд ли легче, да и грязи там хватает в буквальном смысле этого слова. От бурового раствора. А в КРС грязь нефтяная. Но в бурении иные условия и зарплаты, а в КРС нет и этого.
Поэтому моя задача рассказать, что такое КРС, что представляет эта работа, как заставляют работать скважины. Чтобы люди имели представление, а не кричали о ресурсах и их продаже. Пусть идут и добудут эти ресурсы, крикунов у нас хватает, а помбуров – нет.
Ремонт скважин делится на капитальный и текущий. Последний еще часто называют подземным ремонтом. Хотя это не совсем верно, по сути весь ремонт подземный. Если кого интересуют подробности, могут почитать классификатор видов ремонта «РД 153-39.0-088-01. Классификатор ремонтных работ в скважинах»: http://snipov.net/database/c_3544767195_doc_4293828388.html
Текущий ремонт скважин делает работы проще, чаще всего работает на замене скважинных насосов. У них, чаще всего, другой подъемник, который быстрее монтируется и может работать без оттяжек. У них меньше бригадное хозяйство, они не возят с собой технологические трубы. Хотя это вовсе не обозначает, что работа у них легче. Меньшее количество операций компенсируется большим количеством переездов. Они как цыгане, поменяли насос за два-три дня – и в путь.
Бригада КРС состоит из восьми-девяти человек. Руководит бригадой мастер КРС, у него в подчинении две смены. Смена состоит из бурильщика КРС, двух помощников бурильщиков КРС и машаниста. Правда машинист часто бывает один и работает в суточном режиме. На новых подъемниках это вполне допустимо, но вся беда в том, что чаще всего они представляют собой металлолом, и машинист может копаться в нем и днем, и ночью.
Хочу сразу сказать, что мои статьи носят характер научпопа и дают обобщённое и краткое представление о теории и практике работы нефтяной промышленности, поэтому многие останется за рамками статьи, думаю коллеги отнесутся с пониманием, а тем, кто не связан с нефтяной промышленностью эти статьи будут понятны и интересны. При том я стараюсь упрощать материал и использовать терминологию по минимуму.
В первой части я остановился на причинах возникновения ГНВП и написал, что с любым проявлением легко справиться при появлении первых признаков, но если упустить этот момент, то потом зачастую бывает поздно и дело может закончится нерегулируемым выбросом пластового флюида – открытым фонтаном, который кроме экологического загрязнения наносит многомиллионный ущерб и крайне опасен, т. к. может загореться и это неизбежно приведет к человеческим жертвам.
Поэтому самое главное правило контроля скважины во время ГНВП – обратить внимание на появление первичных признаков и при их появлении немедленно загерметизировать устье, а уже потом проводить работы по борьбе с ними.
Давайте разберем, какие признаки ГНВП бывают. Они бывают прямые и косвенные. Начнем с прямых:
1. Выделение на устье газа, перелив жидкости из скважины
2. Повышение скорости выходящего потока жидкости и увеличение объема. Это хорошо видно при промывке скважины, бурении и пр. Если мы закачиваем в скважину, предположим, один кубический метр, а на выходе получаем полтора, то скважина начала работать
3. Повышение газосодержания промывочной жидкости
1. Увеличение механической проходки (бурения) скважины
2. Изменение параметров технологической жидкости. Т. е. если мы бурим (промываем, райбируем, фрезеруем и тд.) и это сопровождается циркуляцией жидкости, то нужно измерять плотность и вязкость жидкости. Если ее плотность и вязкость снижается, то это практически сто процентов, что в нее поступает скважинный флюид
3. Изменение давления на насосах
После появления прямых признаков ГНВП необходимо сразу герметизировать устье, а при косвенных надо усилить контроль. Но это в теории. А на практике может быть бригада дуболомов, которых набрали по объявлению, они просто не могут до последнего обращать внимания, пока скважина не начнет плеваться. Или все видят прекрасно, что начались проявления, но по команде сверху (стране нужна нефть, нужны скважинооперации, потому что за это дает денюжки заказчик), да и сами рабочие торопятся и работают до последнего( да как-нибудь спустим, осталось ерунда, а потом отдыхать), пока не начнется выброс.
Для герметизации устья при ГНВП используется противовыбросовое оборудование (ПВО). Оно эффективно при появлении первых признаков ГНВП, выбросе, но если начался открытый фонтан, то использовать его бесполезно. Более того, нередко его расстреливают из пушки или танка, чтобы можно было его снять и сбить пламя.
Комплект противовыбросового оборудования сам по себе невелик, по крайней мере в КРС. В его входят превентор и специальная запорная компоновка, комплект герметизирующего оборудования (КГОМ), состоящий из основания (катушки) и нескольких типов вставок, манифольдных линий и блока дросселирования. При этом основа основ ПВО – это превентор и запорная компоновка, часто используют и КГОМ, а вот манифольд (система трубопроводов высокого давления) и блок дросселирования используют далеко не всегда.
Практически любому ремонту скважины предшествует ее глушение, потом монтируют подъемник, с помощью которого и производят ремонт, а потом монтируют ПВО и только после этого приступают к ремонту.
При этом ПВО ставят не наобум, а по строго определенной схеме монтажа (обвязки устья) ПВО, которые были еще разработаны в советские времена: http://www.gosthelp.ru/text/GOST1386290Oborudovaniepr.html
Эти схемы утверждаются противофонтанной службой региона. Единственно, что непонятно для меня, почему для скважин одной категории в разных регионах схемы обвязки разные. Например, в Оренбуржье у нас монтаж ПВО превращался в мучение, мы тянули по схеме №1 выкидную трубу длинной сто метров, ставили блок дросселирования, отбойные щиты, делали дистанционные тяги к превентору, а на северных месторождениях нет ни выкидных линий, ни дистанционных тяг, ни отбойных щитов (только при ПВР). Думаю, что все упирается в банальную экономию времени и средств
В бурении ставят сразу два превентора, на самом верху всегда находится универсальный или кольцевой превентор, он имеет округлую форму и состоит из стального корпуса, в полости которого находится мощное кольцевое упругое резиновое уплотнение. Под уплотнением находится гидравлический поршень, который гидравлическим давлением поднимается наверх, сжимая уплотнитель, который, в свою очередь, обхватывает буровую трубу, создавая изоляцию. Отличительная черта этого типа превентора заключается в том, что благодаря эластичности уплотнителя превентор может быть закрыт на трубах различного диаметра или замках.
Еще одной отличительной чертой кольцевого превентора является то, что он позволяет протаскивание трубы через закрытый превентор (до износа уплотнителя можно протащить до 2500 метров труб), что немаловажно при попадании в пласты с высоким давлением, а также он позволяет проворачивать буровую колонну.
Превентор универсальный в разрезе, виден бронзовый уплотнительный поршень
Принцип работы гидравлического превентора, видео дурацкое, но другого не нашел
В КРС чаще всего используются превентор ППШР-2фТ (Превентор плашечно-шиберный двухфланцевый) и ПП-2-ФТ (превентор плашечный сдвоенный)
Превентор ППШР-2фТ
Превентор ПП-2-ФТ
А так он выглядит в реальности. Ну никакой романтики
Принцип работы превентора достаточно прост. Превентор имеет осевой канал для прохода НКТ. Внутри корпуса располагается плашечный затвор, состоящий из двух плашек. Трубные плашки герметизируют трубы НКТ по наружному диаметру, а шиберная пластина или глухие плашки перекрывает стволовой проход превентора при отсутствии в скважине труб НКТ.
Винты приводов имеют снаружи квадратные торцы для установки штурвалов или дистанционного управления и две проточки для визуального контроля положения плашек и шиберной пластины. Плашки превентора передвигаются по полозьям в корпусе независимо друг от друга, при вращении соответствующего штурвала механизма привода.
Максимальное смещение при герметизации трубы, от центра допускается 3 – 5 мм. При вращении штурвала по часовой стрелке винт привода плашки выкручивает толкатель, который придает плашке поступательное движение к центру. Вторая плашка приводится в движение вращением второго штурвала, расположенного с другой стороны превентора на том же уровне.
Общий принцип работы превентора
Глухие плашки монтируются в превенторе ПП-2-ФТ, а в превенторе ППШР-2фТ вместо глухих плашек шибер
Плашки трубные
Плашки глухие
Плашки срезающие
На сегодня все, осталась третья, заключительная часть
Добыча нефти и газа
нефть, газ, добыча нефти, бурение, переработка нефти
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОДЗЕМНОМ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ СКВАЖИН
Все работы по вводу скважин в эксплуатацию связаны со спуском в них оборудования: НКТ, глубинных насосов, насосных штанг и т.п.
В процессе эксплуатации скважин фонтанным, компрессорным или насосным способом нарушается их работа, что выражается в постепенном или резком снижении дебита, иногда даже в полном прекращении подачи жидкости.
Работы по восстановлению заданного технологического режима эксплуатации скважины связаны с подъемом подземного оборудования для его замены или ремонта, очисткой скважины от песчаной пробки желонкой или промывкой, с ликвидацией обрыва или отвинчивания насосных штанг и другими операциями.
Изменение технологического режима работ скважин вызывает необходимость изменения длины колонны подъемных труб, замены НКТ, спущенных в скважину, трубами другого диаметра, УЭЦН, УШСН, ликвидации обрыва штанг, замены скважинного устьевого оборудования и т.п. Все эти работы относятся к подземному (текущему) ремонту скважин и выполняются специальными бригадами по подземному ремонту.
Более сложные работы, связанные с ликвидацией аварии с обсадной колонной (слом, смятие), с изоляцией появившейся в скважине воды, переходом на другой продуктивный горизонт, ловлей оборвавшихся труб, кабеля, тартального каната или какого-либо инструмента, относятся к категории капитального ремонта.
Работы по капитальному ремонту скважин выполняют специальные бригады. Задачей промысловых работников, в том числе и работников подземного ремонта скважин, является сокращение сроков подземного ремонта, максимальное увеличение межремонтного периода работы скважин.
Высококачественный подземный ремонт — главное условие увеличения добычи нефти и газа. Чем выше качество ремонта, тем больше межремонтный период и тем эффективнее эксплуатация скважины.
Под межремонтным периодом работы скважин понимается продолжительность фактической эксплуатации скважины от ремонта до ремонта, т.е. время между двумя последовательно проводимыми ремонтами.
Продолжительность межремонтного периода работы скважины обычно определяют один раз в квартал (или полугодие) путем деления числа скважино-дней, отработанных в течение квартала (полугодия), на число подземных ремонтов за то же рабочее время в данной скважине.
Для удлинения межремонтного периода большое значение имеет комплексный ремонт — ремонт наземного оборудования и подземный ремонт скважины. Чтобы гарантийный срок работы скважины был выдержан, ремонт наземного оборудования должен быть совмещен с подземным ремонтом. Поэтому на промысле заранее должны быть составлены комплексные графики на подземный ремонт и на ремонт наземного оборудования.
Коэффициент эксплуатации скважин — отношение времени фактической работы скважин к их общему календарному времени за месяц, квартал, год.
Текущий ремонт выполняет бригада по подземному ремонту (НГДУ). Организация вахтовая — 3 чел.: оператор с помощником у устья и тракторист-шофер на лебедке.
Капитальный ремонт выполняют бригады капитального ремонта, входящие в состав сервисных предприятий нефтяных компаний.
Нефть, Газ и Энергетика
Блог о добычи нефти и газа, разработка и переработка и подготовка нефти и газа, тексты, статьи и литература, все посвящено углеводородам
Положения о крс
o Единицами ремонтных работ различного назначения являются:
· капитальный ремонт скважины;
· текущий ремонт скважины;
· скважино-операция по повышению нефтеотдачи пластов.
o Капитальным ремонтом скважин (КРС) называется комплекс работ, связанных с восстановлением работоспособности обсадных колонн, цементного кольца, призабойной зоны, ликвидацией аварий, спуском и подъемом оборудования при раздельной эксплуатации и закачке.
o Текущим ремонтом скважин (ТРС) называется комплекс работ, направленных на восстановление работоспособности скважинного и устьевого оборудования, и работ по изменению режима эксплуатации скважины, а также по очистке подъемной колонны и забоя от парафино-смолистых отложений, солей и песчаных пробок бригадой ТРС.
o Скважино-операцией ремонтных работ по повышению нефтеотдачи пластов является комплекс работ в скважине по введению в пласт агентов, инициирующих протекание в недрах пласта физических, химических или биохимических процессов, направленных на повышение коэффициента конечного нефтевытеснения на данном участке залежи.
Единицей ремонтных работ перечисленных направлений (ремонт, скважино-операция) является комплекс подготовительных, основных и заключительных работ, проведенных бригадой текущего, капитального ремонта скважин или звеном по интенсификации, от передачи им скважины заказчиком до окончания работ, предусмотренных планом и принимаемых по акту.
· Если после окончания работ скважина не отработала 48 ч гарантированного срока или не вышла на установленный режим в связи с некачественным проведением работ запланированного комплекса по вине бригады КРС или звена по интенсификации, то независимо от того, какая бригада будет осуществлять дополнительные работы на скважине, считать их продолжением выполненных работ без оформления на них второго ремонта или скважино-операции.
o Ремонтные работы в скважинах в отрасли проводятся тремя основными способами доставки к заданной зоне ствола инструмента, технологических материалов (реагентов) или приборов:
o с помощью специально спускаемой колонны труб;
o путем закачивания по НКТ или межтрубному пространству;