Что такое кротость и смирение в христианстве
Кротость, смирение, благоговение
1.Кротость (Гал. 5:23; Мф. 11:29)
Все знают и понимают, что кротость, это нечто хорошее, благородное: но, что это в действительности? Кротость — это черта, одно из качеств или сторон настоящего христианского характера; это форма поведения христианина, достойно носящего это высокое звание, одно из совершенств, степень духовного положения и вообще, неотъемлемое свойство возрожденного человека. Христианин без кротости, по сути, не христианин, потому что Христос Сам сказал: «Приидите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-29). И тот, кто ко Христу пришел, а кротости от Него не научился, тому необходимо вернуться назад и начать именно с этого. Только тогда он получит законное право называться христианином. Само слово «кротость» в словарях толкуется так: кроткий — незлобивый, покорный, смирный, тихий, снисходительный, любящий, многотерпеливый, не вспыльчивый, доброжелательный, скромный (В. Даль).
«Кротость — тихая натура, противоположная гневу, ярости и раздражительности» (Биб. богослов. словарь). Кротость бывает у людей и от природы, но настоящая кротость лишь у возрожденных и является плодом духа человека, проникнутого Духом Святым (Гал. 5:23).
«Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Фил. 4:5). Нам нужно облечься (одеться) в кротость (Кол. 3). Самый лучший образец кротости мы видим во Христе, в Его поведении и отношении к людям, которые Его не любили и ненавидели, глумились и распинали Его. «Прости им, Отче!» — это было проявлением истинной кротости.
2. Смирение (Мф. 11:29)
Хотя смирение похоже на кротость, но это не одно и тоже. Смирный и смиренный, это не одно. Смирение противоположно гордости. Господь, призывая научиться смирению, указывал не на других, а на Себя — только на Себя, и говорил, что Он кроток и смирен сердцем. Смирение — это одно из качеств характера человека и настоящее смирение встречается лишь у людей возрожденных, возросших в благодати. Однако, это не значит, что у других людей смирения вообще не бывает. В известной степени оно бывает и у других. Но нужно подчеркнуть, что истинному смирению научиться Христос призвал не только тех, у кого от природы смирения не было, а исключительно всех. «Приидите ко Мне все… и научитесь от Меня» (Мф. 11:28-29).
Смирение, как и другие благородные качества характера человека, приобретается, как правило, путем настойчивой работы над собой: пользуясь перерождающим действием Духа Святого, человек и сам должен прилагать к этому все свои силы. Это означает, что если человек хочет иметь кротость и смирение, то работу эту он не должен возлагать на Бога и ожидать, пока Бог это сделает, а с помощью Божией, прилагая и все свои силы, должен достигать этого. От того многие и бедны этими основными качествами, определяющими христианина, что пришедши ко Христу, они ограничились этим, а приобретение кротости и смирения возложили на Господа.
Что такое смирение вообще? Смирение — это качество характера человека, совершенно противоположное гордости. Если гордый превозносит себя, считая себя выше других, то смиренный — наоборот, себя ставит ниже других, как написано в Фил. 2:3 «…почитайте один другого высшим себя». В «Толковых словарях» слово «смирение» толкуется как состояние, когда человек проникнут сознанием своих слабостей, своих недостатков, о чем гордый никогда не думает и даже не способен признать, что это у него есть. Смирение — это чувство самоунижения, сокрушение, раскаяние, скромность. Соединение указанных качеств и есть смирение. В словаре Ожегова слово «смирение» толкуется: «отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле».
Все вышеприведенное дает нам всестороннее очертание того, что соединяется под общим словом «смирение». Высокое достоинство смирения в том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(1 Петр. 5:5). Гордый, раздувая представление о своих достоинствах, так с ними и остается, а смиренному по благодати Божией истинных достоинств дастся и приумножится. Вот, в чем секрет того, почему те, кто много мнит о себе, по сути, бедны духовно, а смиренные, сознающие свои недостатки — слабость и бедность — обогащаются и бывают благословением в церкви.
В народе сложилось понятие: «смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение (Сл. В. Даля, том 4, стр. 235) и там же: «Смирение — девичье (или молодцу) ожерелье (украшение)». Дева Мария, отличавшаяся смирением (Лк. 1:48), удостоилась стать таким сосудом, что через нее посредством Духа Святого воплотился Иисус Христос — истинный Бог, Спаситель мира.
Наглядным примером смирения может послужить Аполлос. Хотя он был и красноречив и сведущ в Писании, но когда простые рядовые члены церкви Акила и Прискила пригласили его к себе и стали точнее объяснять путь Господень, то он в простоте, без всякой гордости и кичливости, воспринял их объяснения и потом много содействовал уверовавшим благодатию» (Деян. 18:24-27). Так Бог смиренным дает благодать, а они потом и другим содействуют этою благодатию.
Во Христе смирение особенно выразилось в том, что несмотря на то, что Он был вечный Бог, однако если нужно было совершить наше спасение, Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной…» (Фил. 2:6-7).
И нас Слово Божие призывает к смирению: «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе» (Римл. 12:16). «Смиритесь перед Господом!» (Иак. 4:10). «Смиритесь под крепкую руку Божию!» (Петр. 5:6). Пророк Иеремия, призывая от Бога, призывал: «смиритесь, сядьте пониже…» (Иер. 13:18). «…Спаситель Царь смиренный, пример мой вечный Ты!».
3. Смиренномудрие (мудрость)
Слово «смиренномудрие» и в Слове Божьем, и в быту верующих встречается часто. Часто его можно слышать в проповедях, молитвах и даже в разговорах. Большинство верующих думают, что это что-то высокое, святое, благородное; но настоящий смысл слова понимают очень немногие; и потому, всех, стремящихся к познанию, приглашаю поразмыслить над этим.
К сожалению, в «Толковых словарях» этого слова нет, и нам придется позаимствовать из словарей объяснение двух слов: смирение и мудрость, потому что само слово это составное, состоящее из этих двух слов. И как мы разобрали, что смирение — это одно из основных качеств характера человека, его морального облика, выражающегося в самоунижении и не превозношении себя в сравнении с другими, то остановимся вкратце, что такое мудрость? У Ожегова толкуется: «мудрость, есть глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». У В. Даля — мудрый — в высшей степени разумный и благонамеренный (имеющий добрые намерения). В. Даль приводит народную пословицу: До шестидесяти лет мудрым не бывать». «Всякая мудрость от Бога» (Том II, стр. 357).
Приведенные толкования и объяснения говорят за то, что мудрость — это глубокий ум и мудрым считается тот, кто в высшей степени разумен и эту разумность применяет в полезном, на пользу и себе, и людям. В народе сложилось понятие, что мудростью обладать могут лишь прошедшие длительный жизненный путь, дожившие до 60 лет. И этого отрицать, конечно, нельзя.
Но Слово Божие нам открывает и другой путь, когда мудростью можно обогатиться и до 60 лет, и вообще независимо от возраста (Иак. 1:5-8). Так, в свое время Соломон получил от Бога такую мудрость, какой не имел никто (3 Цар. 4:29-31), будучи еще молодым.
Получать мудрость от Бога не только доступно каждому верующему, но даже само Слово Божие побуждает нас к этому (Иак. 1:5). Что этому мешает — в основном то, что просящие у Бога мудрости, не имеют смирения. Потому-то слово «смиренномудрие» и составлено из двух слов: смирение и мудрость, и смирение стоит первым, с чего и нужно начинать тому, кто хотел бы выпросить у Бога мудрости.
Слово Божие учит, что мудрость человеческая бывает даже несоответствующая тому, что следует называть мудростью (1 Кор. 3:19). «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна…» (Иак. 3:17).
Итак, остановившись обстоятельно на том, что есть мудрость (а смирение мы разбирали в пункте 2), нам становится вполне ясно, что смиренномудрие — это соединение двух качеств: смирения и мудрости. Но зачем нужно эти два качества иметь соединенными? Это нужно потому, что человек по своей природе если заме чает, что он умнее других, то естественно и начинает себя ставить выше других, или, как говорят обычно: «задирать нос», что есть самое нетерпимое в очах Божиих. А обладающий смиренномудрием будет и мудрее других и не будет превозноситься перед ними, а наоборот: «по смиренномудрию почитать один другого высшим себя» (Фил. 2:3). Вот почему Слово Божие требует, чтобы верующие, если они воскресли со Христом (Кол. 3:1), то облеклись в смиренномудрие (Кол. 3:12).
Хорошим примером в этом может послужить ап. Павел. Будучи разумным человеком от природы, высокообразованным, одаренным от Бога мудростью (1 Кор. 2:6-8), дарами Святого Духа и большими откровениями Божиими (2 Кор. 12:7), он ни перед кем не превозносился, и среди ефесских верующих «работал Господу со всяким смиренномудрием» (Деян. 20:18-19). Подобное читаем об Иосифе, Данииле и др. Ап. Иаков, будучи пресвитером большой Иерусалимской церкви, увещевал верующих так: «Мудр ли и разумен, кто из Вас? Докажи это на самом деле добрым поведением и мудрою кротостью» (Иак. 3:13). Это означает: если ты мудр, то употреби это на пользу людям, церкви и никого не пренебрегай, не унижай. Соедини свою мудрость с кротостью и смирением, и это будет называться смиренномудрием, чего требовал от человека Бог даже в ветхозаветный период (Мих. 6:8).
Бог от людей требует благоговения и бывает очень огорчен, когда люди, народ Божий, его не проявляют (Мал. 11:6; Евр. 12:28). Но чтобы служить Богу с благоговением, нужно ясно понимать, что такое благоговение? Не понимая этого, как же можно проявлять его?
В словаре Ожегова благоговение толкуется «глубочайшее почтение». У В. Даля — «сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!». Эти толкования не противоречат, а наоборот, всесторонне объясняют смысл слова. Благоговеть можно и не перед Богом, а перед чем-то другим, к чему люди относятся с особенной почтительностью, но мы здесь рассмотрим лишь благоговение перед Богом в служении Ему. К благоговению В. Даль относит и такое: смиряться в ничтожестве своем перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется.
Итак, благоговение перед Богом — это форма наших отношений к Богу, которые должны быть такими, как гласит сам смысл этого слова, как мы уже рассмотрели выше. И если даже Иисус Христос благоговел перед Отцем (Евр. 5:7), то как же мы можем поступать иначе?
Неблагоговение перед Богом в высшей степени огорчает Бога (Мал. 1:6) и очень опасно тем, что «…подобно тени недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом» (Еккл. 8:13). Только благоговение перед Богом помогло Иосифу устоять в искушении (Быт. 39:9). А Каин, будучи неблагоговейным перед Богом (Быт. 4:9), действительно со всем недолго продержался и преступление свое совершил даже тогда, когда на это его никто не наталкивал.
Ковчег Ной строил, благоговея (Евр. 11:7). Будем служить Богу благоугодно, с благоговением (Евр. 12:28).
Кротость
Кро́тость (простота, смирение) – 1) одно из качеств Господа Иисуса Христа по человеческому естеству ( Мф.11:29 ), проявлявшееся во время Его земного служения в покорности воле Отца ( Ин.5:30 ), незлобии, выражаемом даже по отношению к искушавшим Его противникам, готовности искренне прощать даже врагов; 2) христианская добродетель, проявляющаяся в незлобии, благоразумной уступчивости, покорности Промыслу Божьему.
Под Божественной кротостью понимается всепрощающая мягкость Бога, выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественной любви на всех.
Кротость есть тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, терпеливо переносит всякие обиды и неисправности, охотно прощает их людям и снисходительно относится к недостаткам других, любовно исправляя их ( Мф.5:39-45 ). Высочайший пример кротости мы имеем в лице Иисуса Христа, сказавшего о Себе: «научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), а также в лице апостолов, о которых апостол Павел говорит: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим» ( 1Кор.4:12-13 ).
Призванный к соединению с Богом, человек должен уподобляться Творцу в Его кротости через содействие Его благодати. Кротость есть одна из евангельских заповедей: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ).
Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
св. Иоанн Лествичник
Смирение
Смире́ние —
1) христианская добродетель, противоположность гордости; то же, что смиренномудрие;
2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради юродивые);
3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).
Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.
Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.
В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (Лествица. 25:8).
Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.
Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ( Мк.12:29-31 )
Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.
Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.
Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол ( Флп.4:7 ). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей ( Мф.11:29 ). Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.
Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.
Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.
Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?
Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.
В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.
Прежде всего он сознаёт себя Божьим рабом, желающим и готовым безропотно исполнять Его волю. Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в несчастье и скорби.
Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. Гордость не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.
Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.
Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем ( 4Цар.9:1-14 ). Недюжинную послушность Божественной воле он выказал и по части истребления дома Ахава ( 4Цар.9:7 ).
В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.
Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.
Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.
Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам ( Мф.15:22-28 ), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости ( Лк.18:10-14 ), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению Церкви.
…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ).
Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ).
Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ).
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ).
Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе святость вместо смирения.
преп. Макарий Оптинский
Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
архимандрит Софроний (Сахаров)
Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
св. Григорий Синаит
Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
преп. Амвросий Оптинский
Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
Н.А. Бердяев
Самое, может быть, трудное в смирении — это смиренно не требовать от других любви к себе… Ведь нам дана заповедь о нашей любви к людям, но заповеди о том, чтобы мы требовали любви к себе от этих людей — нам нигде не дано. Любовь и есть в том, чтобы ничего для себя не требовать. И когда это есть, тогда опускается в сердце, как солнечная птица, Божия любовь и заполняет всё.
Сергей Фудель
Молодой послушник, недавно поступивший в монастырь, как-то увидел настоятеля, который, сидя на пороге кельи, чистил свои башмаки.
– Отче, – удивился молодой человек, – Вы сами чистите свои башмаки? Но почему?
– С тех пор как меня избрали игуменом, братья не дают мне чистить чужие, – отвечал тот.
Секрет смирения
В отличие от детей, которые все время говорят о себе, взрослые люди умеют выглядеть смиренно благодаря усвоенным манерам. Но всё это бывает часто лишь внешним, сердце же наше занято собственным эго. Как добиться того, чтобы наши слова о смирении не были пустым звуком, – об этом размышления архимандрита Андрея (Конаноса).
Маленькие дети более спонтанны. Они говорят то, что чувствуют. И в начальной школе они всегда пишут: «Я, я… Я, мама и папа поехали отдыхать. У меня машинка!» А учительница исправляет их сочинения красной ручкой: «Не пиши постоянно «я, я…»
С другой стороны, мамы и папы, будучи уверены в том, что их ребенок – самый лучший, часто говорят: «Мой сын (или дочь) – лучше всех!» Они считают, что их дитя способнее всех и в классе, и в спортзале, а уж если ребенок занимается музыкой, то они непременно скажут: «Учительница по фортепиано отметила, что моя дочь – лучше всех! Это видно!»
Все родители так говорят. Они внушают своему ребенку с детских лет, что он – самый лучший, потому что, если не быть лучшим, то ведь легко можно стать и худшим! Так культивируется наш эгоизм.
Когда писатель Никос Казандакис приехал на гору Афон, он встретился там с одним подвижником – отцом Макарием (Спилеотом), который жил в пещере. В конце разговора отец Макарий сказал ему:
– Очнись, пока не поздно! Твой эгоизм огромен, твое «я» съест тебя!
Казандакис сказал ему в ответ:
– Не вини эго, отче! Эго отделило человека от животного.
А подвижник ответил:
– Ты ошибаешься. Эго отделило человека от Бога. Когда человек жил в раю, он был смиренным и был вместе с Богом. Бог любил его, и человек ощущал свое единство с Господом. Но как только человек сказал слово «Я!», он отделился от Бога и убежал от Него. Убежал из рая, убежал от самого себя, убежал от всех.
Только в одном случае мы можем (и должны) вспоминать о своем «я» – когда обвиняем себя. Тогда мы можем сказать: «Да, я виноват. Это я согрешил, я ошибся, я сделал это по собственному желанию!» В таком случае – да, но, к сожалению, это тот самый случай, когда мы не говорим «я».
Есть даже такой журнал – «Эго». И там психоаналитики пишут, что когда человек собирается на какое-нибудь мероприятие или вечеринку, то во время сборов (выбора парфюма и т.д.) в его душе ясно обозначается это слово – «я». Как я выгляжу, какое я произведу впечатление, что обо мне скажут, как оценят мой внешний вид, мою одежду, мой парфюм… Эго постоянно проявляется в современных развлечениях. Человек постоянно думает о своем «я», потому что поместил его в центр своей жизни.
Но таким образом мы сильно отдаляемся от Истины! Господь учит нас, что даже если человек выполняет все Его заповеди, он все равно должен говорить о себе как о непотребном рабе Божием. А мы часто начинаем считать себя великими и важными персонами в самом начале духовного пути, когда еще ничего не сделано.
Смирение – это не грусть, не тоска. Некоторые именно так понимают смирение – что это какая-то депрессия, когда человек чувствует себя слабым, обиженным, больным интровертом. Это не так. Смирение – это пребывание в Истине, в правде. Оно означает, что человек знает, кто он, знает свое место в этом мире, сознает свою немощь и благодарит Бога за все те благодеяния, которые Он оказывает ему, несмотря на его слабости. Смирение означает жизнь в истине, а не в том обмане, который создает вокруг нас современная жизнь.
Я слушал запись, на которой старец Иаков (Цаликис) читает заклинательные молитвы над одной женщиной, и там ясно слышался голос злого духа. Разумеется, таких вещей лучше не слушать, но это случилось, и вот что бес говорил старцу:
– Раз ты святой, почему ты не говоришь об этом? Скажи, что ты святой! Раз ты сам это знаешь и тебе удалось победить меня, скажи!
И было слышно, как старец Иаков смиренно и твердо ответил:
– Ты лжешь! Я прах и пепел, и покланяюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице Единосущней и Нераздельней!
Слышали бы вы, как кричал и вопил бес! И я подумал о том, что мы и так знаем: самая главная цель у диавола – сделать нас эгоистами. Он очень хочет, чтобы мы стали эгоистами и начали считать себя важными персонами – в то время как Господь хочет, чтобы мы были смиренными и являли это смирение своей жизнью.
Смирение – это когда человек принимает бесчестие с радостью, нахлынувшие скорби и трудности – с распростертыми объятиями, с мыслью о том, что таким образом душа излечивается от грехов и болезней. Когда приходят трудности, и мы вынуждены смириться, нужно помнить об этом – что Бог очищает нашу душу от прошлых или настоящих грехов, или предохраняет от того, что может случиться в будущем.
Одна женщина сделала аборт и поисповедалась в этом грехе. Но исповеди в таком случае недостаточно. Недостаточно рассказать о грехе. Нужно смириться и покаяться в содеянном.
Смирение – это действие, а не слова. Слова сладки на вкус. Душа может растрогаться и умилиться от слов, слова дарят ощущение сладости. А дело смирения на вкус очень горькое и едкое. Вот так: слушать о смирении – сладко, а выполнять – горько. И отец Георгий (Карслидис), известный духовник в Северной Греции, сказал этой женщине, которая сделала аборт (а она была очень красивой, богатой аристократкой):
– Вот что тебе надо сделать. Ты оденешься в лохмотья, никому не будешь говорить, кто ты, и отправишься в такое-то село. И целую неделю ты будешь просить там милостыню, никому не рассказывая о своем прошлом и настоящем. Даже имени своего не будешь называть. Это унижение поможет твоей душе смириться по-настоящему и очиститься от того зла, которое ты причинила другой душе, твоему ребенку, умершему, не успев появиться на свет.
Женщина все исполнила и после этого почувствовала то, чего не чувствовала во время исповеди, – облегчение. И исцелилась от греха.
Когда мы только встаем на путь смирения, то первое искушение, которое приходит к нам, – это тщеславие. Как только захочешь быть смиренным, в голове сразу начинают появляться тщеславные мысли. А что такое тщеславие? Это когда человек сделает доброе дело, и втайне начинает гордиться этим. Например, я пощусь, и тут мне приходит помысел, и я начинаю думать: «Молодец! Раз пощусь, то я не такой, как остальные! Я другой, я лучше!»
Или, например, можно скромно одеваться (что само по себе хорошо), но появляются тщеславные мысли на этот счет, и вслед за ними приходит высокомерие и самодовольство. И человек начинает думать: «Видишь, что творится вокруг? Мир погибает, все одеваются вызывающе, а ты – не такой. Молодец!» Это «Молодец!», которое мы произносим про себя после каждого доброго дела, и есть тщеславие. Это искушение, с которым мы будем сталкиваться всегда при совершении хорошего поступка, потому что каждый раз в нас что-то раздувается изнутри, и появляются мысли: «Молодец! Я сделал это втайне!» Но слово «Молодец!» сказано, и таким образом мы уже возгордились. Меньше всего это похоже на смирение.
Смирение подразумевает желание научиться. Когда у человека есть смирение, он не говорит: «Я все знаю!». Он задает вопросы – своему супругу, супруге или даже своему ребенку. В свое время это произвело впечатление на святого Иоанна Лествичника, когда в одном монастыре он увидел седовласых старцев, задающих вопросы священнику, который их исповедовал (а священнику было сорок лет). Это были старцы, монахи, закаленные в молитве и духовной брани, и они смиренно задавали вопросы человеку моложе себя.
И в наши дни такое бывает. На Афоне есть игумены, которые моложе многих монахов в монастыре. И такой игумен, несмотря на сан, идет к старшим и спрашивает у них совета, чтобы смириться, а не действовать по своему усмотрению. Это полезно для души.
Не будем говорить: «Я все знаю! Не указывай мне, что делать!» Ведь такое отношение передается всем членам семьи, всем окружающим.
Однако бывают случаи, когда христианин имеет право возмутиться относительно случившегося и таким образом продемонстрировать «эгоизм» без вреда для души. Что же это за случаи? Когда необходимо встать на защиту православной веры, мы не только можем, но и должны быть категоричными, строгими. И это будет не эгоизм, а исповедание веры. Когда святому Агафону предъявляли ложные обвинения, клеветали на него, он принимал все. А его называли грешником, лжецом, эгоистом… Но когда его обозвали еретиком, он ответил:
– Послушайте! Насчет всего того, что вы говорили мне до этого, у меня есть надежда исправиться. Но если я соглашусь с тем, что я еретик, то потеряю надежду на спасение! Если я еретик, то не могу спастись. Поэтому я не соглашаюсь с вашими словами.
Святые отцы так объясняют поведение Господа в иерусалимском Храме. Взяв бич и выгоняя продающих и покупающих, Он в тот момент не испытывал чувства гнева. Он ни на кого не злился и полностью контролировал Свое поведение и действия. Он перевернул скамейки, рассыпал деньги, но когда оказался перед клетками с голубями, которые предназначались для жертвоприношения, сказал: «Возьмите это отсюда!» (Ин. 2:16)
То есть если бы Христос потерял над Собой контроль, Он опрокинул бы и клетки с птицами. А так как голуби были ни в чем не виноваты, Он не причинил им вреда. Об этом говорят толкователи Евангелия. Следовательно, Господь не был в нервном состоянии. Он совершил все это не из эгоизма, а из любви – истинной любви к Закону Божиему, желая защитить Храм. И христианину, желающему стать смиренным, нельзя гневаться, нельзя спорить.
Один послушник старца Паисия (Святогорца) рассказывал:
– В каких бы грехах мы ни исповедовались отцу Паисию, он принимал нашу исповедь с большим смирением, любовью, человеколюбием, и говорил нам: «Ну вот, и ты – человек. Ничего, исправимся!» И никогда не ругался. Только в одном случае он огорчался очень сильно – когда мы начинали гордо спорить, выказывая тем самым свой эгоизм. Только тогда он говорил: «Сейчас, дитя мое, я не могу тебе помочь». Когда мы вели себя так, его душа страдала. Потому что в нашем поведении был эгоизм. Грех – свойство человека, а эгоизм – свойство диавола.
Смиренный человек легко исправляет свои ошибки. И ему легко помочь. Не знаю, задавали ли вы себе этот вопрос – почему исповедь нас не меняет. К сожалению, я вижу это по себе, да и по другим людям. Мы идем на исповедь, но после нее не особо исправляемся – по крайней мере, настолько, чтобы можно было сказать: «За последние пять лет я сильно изменился».
Почему же мы не меняемся? Потому что у нас нет смирения. Мы не даем другим людям сформировать наш характер. Например, человеку говорят: «С этого дня ты должен поститься!» И здесь необходимо смирение, чтобы ответить: «Да, я буду поститься, не буду есть мясо». А человек вместо этого говорит: «Постойте-ка, вы мне указываете, должен я поститься или нет? А еще – во сколько я должен вставать, чтобы идти в церковь, делать то или другое. » Эгоист не позволяет никому управлять собой, но тем не менее им управляют – его собственные страсти. А получить руководство и воспитание из рук Церкви он не может.
В одном из псалмов говорится, что «во смирении нашем вспомнил нас Господь…, и избавил нас от врагов наших» (Пс. 135:23-24). А святые отцы дополняют: Он избавил нас так и от страстей, нечистот и немощей. Когда Бог видит смиренного человека, Он избавляет его от всякого искушения. Смиренные люди не пытаются постичь Божественную Истину, а просто живут в Ней. У них простые мысли – они думают, как дети. А у человека, который путано выражает свои мысли, путано рассуждает, душа смиряется, как правило, с трудом.
Некоторые люди, приходя к старцу, начинают задавать ему странные вопросы. А ведь вопросы свидетельствуют о духовном развитии человека. И вот, например, когда к старцу Порфирию приходили смиренные люди, они задавали ему вопросы о спасении. А другие, чья душа была наполнена эгоизмом, спрашивали, покупать ли мотоцикл, выйдет ли дочь в ближайшее время замуж и т.д. Кто-то даже просил старца помолиться о выигрыше в лотерею. То есть люди спрашивали о том, что не было существенно для их спасения.
Вместо того, чтобы заглянуть в себя, эгоист смотрит на других. А еще он внимательно рассчитывает, когда придет Антихрист, какие у него будут цифры, и т.д., и т.п. – вместо того, чтобы следить за собственной душой. А о чем в древности люди спрашивали старцев? В Патерике часто рассказывается, как какой-нибудь человек приходит к старцу и говорит ему:
– Отче, скажи, как можно спастись! Скажи, что нужно сделать, чтобы спастись, полюбить Христа, победить свои немощи и страсти!
Эти вопросы мы должны задавать и себе, и своему духовнику, и святым людям (если появляется такая возможность). Эти вопросы не содержат простого любопытства, под которым скрывается эгоистическое желание заниматься чем угодно, но только не собой. То, о чем я говорю сейчас, не абстрактно.
Когда ученики спросили Христа: «Господи, неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), Он не ответил прямо на этот вопрос, а сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк.13:24). Помните? То есть у Него спросили одно, а Он ответил другое. Спросили, сколько людей спасется, а Он ответил: «Старайтесь подвизаться – вот что вас касается. А сколько людей спасется – это вас не касается». Таким образом Господь возвращает нас на землю, к смирению.
То же самое Он сказал и апостолу Петру. После Воскресения Господь сказал ему: «Иди за Мною» (Ин. 21:19). А он начал спрашивать Христа о св. Иоанне Богослове, что будет с ним («Господи! А он что?») (Ин. 21:21). Что ответил Господь? «Что тебе до того? Ты иди за Мною» (Ин. 21:22). То есть то, что будет с Иоанном, его жизненный путь, — это Мое и его дело. А ты смотри на себя. Помогая себе, ты поможешь и другим.
И это не эгоизм. Это та единственная ответственность, которую мы несем за развитие собственной души, чтобы обратить ее к покаянию и смирению. Как говорит святой Иоанн Лествичник, Господь не осудит нас за то, что мы не были богословами; или что не совершали чудес; или что не были проповедниками, обратившими к Богу целые племена и народы. Господь осудит нас за то, что в нас не было смирения, не было покаяния и сокрушения о своей душе.