Что такое кросс докинг озон
Работа с Ozon по FBO: как поставить товары на региональные склады, чтобы зарабатывать больше
Если вы выбрали схему сотрудничества FBO (доставка и упаковка заказов покупателей со склада Ozon), то после заведения ассортимента и прохождения модерации вам предстоит поставить свой товар на склад Ozon.
Конечно, вы можете осуществить доставку своими силами в своем или ближайшем городе. Но выбор склада хранения и отправки товара имеет значение, если вы хотите максимизировать свою выручку.
Практически у каждого товара или категории есть своя целевая аудитория, которая не бывает распределена равномерно по территории нашей страны. В столице быстрее всего получают распространение популярные новинки из Европы и Китая. Товары для отдыха наиболее востребованы на Юге, а экипировка на Севере.
Конечно, не для каждого товара очевидна география его покупателей. Но определить ее нужно для того, чтобы ваш продукт чаще попадал в выдачу по поисковым запросам. И для маркетплейса, и для покупателя важно, чтобы заказ был получен в максимально короткие сроки. Поэтому вам стоит поставлять товар на те склады, к которым ближе ваша целевая аудитория.
Проводить маркетинговые исследования долго и затратно, поэтому проще проанализировать ваших конкурентов и лидеров категорий. Для этого в сервисе аналитики нужно ввести название товара, выбрать сортировку по продажам и найти самые популярные позиции.
Перейдя в карточку товара, будет понятно, с какого склада они реализуются. И у вас будет два пути: поставлять свой товар на тот же склад, где больше вашей целевой аудитории, или, наоборот, предлагать товар другому сегменту, набирая свою долю рынка.
Можно попробовать оба варианта, протестировав несколько партий товара на разные склады. И как бы далеко вы ни находились от Москвы, всегда имеет смысл поставить часть товара на основные склады, равноудаленные друг от друга.
Чтобы сэкономить на логистических затратах и не беспокоиться о сохранности товара, есть смысл воспользоваться внутренней услугой Ozon. Она подойдет поставщикам, которые находятся рядом со следующими сортировочными центрами:
Кемерово, Иркутск — доступна доставка в Новосибирск.
Выход на Ozon: нюансы работы с маркетплейсом
Ozon — один из крупнейших маркетплейсов в России. За 2019 год Ozon отчитался о рекордном для себя обороте в 80 млрд рублей. Расширение ассортимента, увеличение доли партнёров — всё это влияет на то, что на «Озоне» всё больше покупают и всё больше продают.
На стартовой странице для партнёров, на которой происходит регистрация в личном кабинете, Ozon описывает сотрудничество сжато и, конечно же, в радужных тонах. Всё легко, всё просто — только зарегистрируйтесь. Однако на деле всё несколько сложнее и с большим количеством нюансов. В этой статье мы постарались кратко рассказать вам о том, к чему нужно быть готовым, если вы хотите расширить свои каналы продаж при помощи этой площадки.
Как начать продавать на Ozon
От вашей первой продажи на Ozon вас отделяет всего лишь несколько шагов:
Схемы сотрудничества с Ozon
Ozon предлагает 3 схемы: продажа со склада Ozon (FBO), продажа со своего склада (FBS) и смешанная схема. Разберём каждую по отдельности.
Продажа со склада Ozon (FBO)
FBO — это схема, при которой вы поставляете свои товары на склад Ozon, а сотрудники маркетплейса сами собирают заказы и доставляют их покупателям. В данном случае вы экономите на аренде склада, логистике и зарплате сотрудникам, которые бы собирали и отправляли заказы.
Склады Ozon есть в следующих населённых пунктах:
Минус работы по схеме FBO заключается в порядке доставки товаров. Чтобы осуществить поставку, нужно в личном кабинете партнёра оставить заявку на свободный для приёма день и подготовить ряд документов для передачи товаров. Склады Ozon при этом часто бывают загружены, а потому партнёрам иногда приходится ждать своей очереди. Сам процесс приёма-передачи тоже затяжной: иногда водителям приходится проводить в ожидании по несколько часов. Но это жертва, которую вы платите за возможность сэкономить на аренде склада, логистике и оплате работы по сбору, упаковке и отправке заказа.
Для тех, у кого нет возможности самостоятельно доставить товары на склад Ozon, действует система кросс-докинга. Вы привозите товар в пункт приёма поставок, а Ozon уже сам развозит товары по своим основным складам. Услуга платная.
Продажа со своего склада (FBS)
FBS — это схема, при которой вы самостоятельно собираете заказы, упаковываете их и далее действуете по одной из двух схем: отдаёте заказ курьеру от Ozon или привозите его в пункт приёма поставок маркетплейса (не путать со складом). Дальше Ozon сам доставит заказ покупателю.
Также необходимо в своём личном кабинете партнёра добавить данные о своём складе и регулярно обновлять информацию об остатках. Сделать это можно через API или импорт XLS-файла.
Смешанная схема (FBO+FBS)
Ozon не запрещает одну часть товаров хранить на своём складе, а другую часть — на складах маркетплейса. В личном кабинете партнёра вы можете выбрать опцию смешанной схемы сотрудничества. Каким образом вы будете делить товары и определять, что хранить у себя, а что отправлять на склад маркетплейса — решать только вам. Но вы должны помнить, что такая схема работы включает в себя особенности и FBO, и FBS. А это значит, что необходимо держать в своей голове в два раза больше нюансов.
Взаиморасчёты
Взаиморасчёты происходят дважды в месяц. Деньги от продажи товаров до 16 числа начисляются на ваш счёт до 25 числа, а от продажи после 16 числа — до 15 числа следующего месяца. Начисление происходит уже с вычетом комиссии Ozon. Если покупатель возвращает купленный у вас товар, то комиссия возвращается вам, а деньги за товар списываются с вашего счёта. При этом вы оплачиваете доставку товара покупателю и пересылку товара обратно на склад.
Комиссии за продажу товаров на Ozon
Размер комиссии, которую маркетплейс взимает за продажу товаров, варьируется от 5% до 25%. Такой большой разброс связан с тем, что у Ozon 23 категории товаров, и для каждой действует своя ставка комиссии. В справочной информации для партнёров можно найти полный список ставок комиссии по категориям.
Основные и дополнительные услуги на Ozon
Все услуги Ozon для партнёров платные. Их набор зависит от того, по какой схеме вы работаете. Давайте кратко рассмотрим, какие услуги предлагает партнёрам маркетплейс и сколько это в целом стоит.
Доставка товаров покупателю
Точная стоимость зависит от объёма доставляемых товаров.
Обработка возврата от покупателя
Под обработкой понимается то, что маркетплейс принимает возврат товара от покупателя, возвращает ему деньги и пересылает товар обратно партнёру.
Конечная стоимость также зависит от объёма возвращаемых товаров.
Размещение товаров партнёра на складах Ozon
Стоимость хранения товаров считается для партнёров индивидуально и зависит от оборачиваемости товаров отдельного партнёра на складе. Об этом подробнее можно узнать в информационной справке маркетплейса.
Если вы впервые поставляете товары на склад Ozon, то хранение в течение первых 30 дней будет для вас бесплатным.
Кросс-докинг
Кросс-докинг — это услуга, которой вы можете воспользоваться, если не можете сами отвезти товары на склад Ozon. В таком случае вы привозите их в пункт приёма поставок, а маркетплейс уже сам доставляет их на свои склады.
Услуга эта действует только для тех, кто продаёт со склада Ozon. Стоимость услуги — от 500 до 7009 руб. Конечная цена зависит от пункта поставки и конечного склада.
Дополнительные услуги
Все тарифы и ставки комиссии указаны в справочной информации для партнёров.
В Shop-Script есть множество интеграций с маркетплейсами, которые позволяют выгружать данные о товарах на сторонние платформы в формате CSV или XLS.
Резюме
Итак, чтобы начать продавать на Ozon, помните о следующем:
Для быстрого обмена данными с Ozon можно подключить плагин «Синхронизация с Ozon». С его помощью вы сможете импортировать товары на маркетплейс, сопоставлять категории интернет-магазина с категориями Ozon, автоматически обновлять данные о товаре и многое другое.
Работа с крупными маркетплейсами всегда подразумевает наличие каких-то подводных камней. Однако у Ozon, как и у других маркетплейсов, есть железные преимущества: большой трафик (Ozon утверждает, что их сайт посещают 1,5 миллиона пользователей ежедневно) и лояльная аудитория. Получить доступ к огромной аудитории, которая уже потенциально готова совершать покупки — это дорогого стоит. Как минимум, стоит того, чтобы присмотреться к маркетплейсам как к эффективным каналам продаж и взвесить все за и против сотрудничества с каждым из них. Про особенности работы с Ozon мы вам уже рассказали.
Как доставить товары на региональные склады Ozon
Если вы выбрали схему сотрудничества FBO (доставка и упаковка заказов покупателей со склада Ozon), то после заведения ассортимента и прохождения модерации вам предстоит поставить свой товар на склад Ozon.
На какие склады лучше поставлять свой товар
Практически у каждого товара или категории есть своя целевая аудитория, которая не бывает распределена равномерно по территории нашей страны. В столице быстрее всего получают распространение популярные новинки из Европы и Китая. Товары для отдыха наиболее востребованы на Юге, а экипировка на Севере.
Конечно, не для каждого товара очевидна география его покупателей. Но определить ее нужно для того, чтобы ваш продукт чаще попадал в выдачу по поисковым запросам. И для маркетплейса, и для покупателя важно, чтобы заказ был получен в максимально короткие сроки. Поэтому вам стоит поставлять товар на те склады, к которым ближе ваша целевая аудитория.
Проводить маркетинговые исследования долго и затратно, поэтому проще проанализировать ваших конкурентов и лидеров категорий. Для этого в сервисе аналитики нужно ввести название товара, выбрать сортировку по продажам и найти самые популярные позиции.
Перейдя в карточку товара, будет понятно, с какого склада они реализуются. И у вас будет два пути: поставлять свой товар на тот же склад, где больше вашей целевой аудитории, или, наоборот, предлагать товар другому сегменту, набирая свою долю рынка.
Можно попробовать оба варианта, протестировав несколько партий товара на разные склады. И как бы далеко вы ни находились от Москвы, всегда имеет смысл поставить часть товара на основные склады, равноудаленные друг от друга.
Услуга кросс-докинга от Ozon
Чтобы сэкономить на логистических затратах и не беспокоиться о сохранности товара, есть смысл воспользоваться внутренней услугой Ozon. Она подойдет поставщикам, которые находятся рядом со следующими сортировочными центрами:
Хоругвино — доступна доставка на склады Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тверь, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону
Троицкий — доступна доставка на склады Санкт-Петербург, Хоругвино, Тверь, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону,.
Анненский, Чёрная Грязь, Краснодар, Скотопрогонная, Варшавская, Королев, ЧГВ, Сухарево, Казань Столбище, Уфа, Пермь, Сургут, Волгоград, Красноярск и Омск — доступна доставка на Хоругвино, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Тверь.
Ставрополь, Воронеж, Белгород — доступна доставка в Ростов-на-Дону.
Кемерово, Иркутск — доступна доставка в Новосибирск.
Сроки доставки составляют 2-4 дня, а список маршрутов расширяется каждый месяц. Нельзя составить одну заявку на поставки на все доступные склады — придется оформлять каждую отдельно.
Заявка на кросс-докинг оформляется в личном кабинете в разделе “Продажа со склада Озон” — “Заявки на поставку” с установленным переключателем в поле “Кросс-докинг”.
Поставка на OZON. Пошаговая инструкция. Урок 10. Подготовка сопроводительных документов
Аналитика и консультация по поставкам на маркетплейсы Wildberries, Я.Маркет, Ozon, Lamoda, Aliexpress. Секреты маркетплейсов
ВАЖНО. Сайт WBCON.RU не является официальным партнером Маркетплейсов и его Поддержкой. Информация на сайте собрана из открытых источников и носит информационный характер. Информация на странице может быть не актуальна. За актуализацией обращайтесь в Поддержку Маркетплейса и/или в ЛК Поставщика
Мы на финишной прямой, поставка оформлена, товар промаркирован, сложен в короба, короба промаркированы, пропуск водителю скачали. Однако, это еще не все, осталось подготовить сопроводительные документы на груз – транспортную накладную.
Пустой файл для заполнения можно скачать тут (ссылка на файл №1, в папочке лежит).
Пример заполнения ниже, 1 страница:
Тверь
Грузополучатель: Филиал ООО «Интернет Решения» в Тверской области
ИНН/КПП 7704217370 / 694943001
Адрес: 170540, Тверская область, Калининский р-н, промышленная зона Боровлёво-2, комплекс 1А
Р/С 40702810363020002536, Тверское ОСБ №8607 г. Тверь, БИК 042809679, к/с 30101810700000000679
Черная грязь
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП 7704217370 / 504445001
Адрес: 141580, Московская область, Солнечногорский р-н, Черная Грязь, Сходненская, строение 1г
Р/С 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
Хоругвино
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 504445002
Адрес: 141533, Московская область, Солнечногорский р-н, д. Хоругвино, 32/2
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
Екатеринбург
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 667945001
Адрес: 620010, г. Екатеринбург, г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, 38 «А»
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
Казань
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 162445001
Адрес: 422624, Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный р-н, Столбищенское сельское поселение, с. Столбище, ул. Советская, д. 271
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
Новосибирск
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 540345001
Адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 71
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
«Варшавский» Аптека
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 771545017
Адрес: 115201, г. Москва, Варшавский 1-й проезд, 2, 9А
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
«Кавказский»
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 771545021
Адрес: 115516 г. Москва, Кавказский бульвар, д. 57, корпус 3
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
Ростов-на-Дону
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 610245001
Адрес: 346703 Ростовская область, р-н Аксайский, хутор Ленина, ул. Логопарк, 5
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
Санкт-Петербург
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 997750001
Адрес: 196642 Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга поселок Петро-Славянка, Софийская улица, дом 118, корпус 4, строение 1
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
Санкт-Петербург (кросс-докинг)
Грузополучатель: ООО «Интернет Решения»
ИНН/КПП: 7704217370 / 781145001
Адрес: 192012 г. Санкт-Петербург, Обуховской Обороны пр-кт, 295 АС
Р/С: 40702810600014252743 в банке ЗАО «Юникредит Банк», БИК 044525545, к/с 30101810300000000545
5) указываем наименование товара – то, что вы везете
6) количество грузовых мест – либо коробов, либо палет
7) указываем УПД 2 № (указываете ваш номер)
Рисунок 3. Заполняем ТН_1
8) указываем примерную себестоимость груза
9) адрес, где была погрузка
10) дату и время погрузки
12) количество грузовых мест (сколько всего у вас коробов/палет)
13) руководитель компании или индивидуальный предприниматель
14) данные водителя
15) адрес склада (варианты см. выше)
16) дата и время разгрузки
18) количество грузовых мест (сколько всего у вас коробов/палет)
19) данные водителя
20-25) указываем Согласно договору
2 страница:
Рисунок 4. Заполняем ТН_2
26) указываем перевозчика – если это физ.лицо
27) указываем перевозчика – если это юр.лицо
28) данные водителя
29) информация об автомобиле
30) номер автомобиля
31) дублируем данные компании
Подписываем и отдаем водителю в 2х-экземплярах!
2 комментария
Здравствуйте! Насколько я поняла, сейчас ТТН не обязательны? Только если это нужно поставщику?
В предыдущем посте я писал, что из-за цвета капроновой крышки, которая к основному товару идёт как дополнение-сюрприз (на фото она оранжевая, а в реальности была вложена белая) мне завернули партию на возврат. Причём вывозить надо своими силами с Твери, несмотря на то что отправлял я партию с Спб.
Кстати, если у кого есть опыт по взаимодействию со сторонними курьерками по вытаскиванию товара с FBO Озона, прошу поделитесь в комментариях.
Несмотря на негативный опыт, я всё таки решил сделать 4 параллельных поставки на склады Москва (Хоругвино), Новосибирск, Ростов-на-Дону и Тверь. Дата написания поста 21.06.2021. Первые три направления (Мск, Нск, Рст) были отправлены 09.06.2021 г. Получается сегодня идёт 12-ый день. Я могу понять, что до Новосибирска эта поставка могла не дойти ещё за это время. НО, отправка с Спб до Мск за 12 дней.
Отправка на Тверь была сделана 15.06.2021, завтра ровно неделя как она туда ещё не дошла.
Кстати, недавно я получил письмо от Озона, что они готовы предоставить услугу доставки грузов по России. Весьма разумно, с развёрнутой инфраструктурой как у них, эта услуга просто сама напрашивается. НО, с такими сроками, я пожалуй пока воздержусь.
Ну и разумеется, привычный камешек в огород технической поддержки. Приблизительно понимал, что помощи в этом вопросе я не получу, но всё же питая надежду, создал тикет. Ответ получил, как-будто с роботом Сбербанка пообщался.
«Понимаю ваше беспокойство, (Озон, миленькие, уберите Вы уже эту фразу из всех переписок, т.к. вы совсем не понимаете наши беспокойства) но приёмка товара может длиться от 2 до 5 рабочих дней. Также необходимо учитывать сроки доставки кроссдокингом. Как только поштучная приёмка товара будет завершена, товары попадут на сайт и отобразятся в остатках карточки. Подробнее о сроках доставки кроссдокингом: https://seller-edu.ozon.ru/docs/fbo/supply-products/create-application/delivery-time.html.»
Хорошо, смотрим битую ссылку, что в поддержке, что на сайте Озон они одинаковые. Сроки:
Отлично, так а почему у меня груз 12 дней заморожен неизвестно где? А, пардон, тикет закрыт уже. И верно, зачем что-то объяснять надоедливому селлеру. Ты же получил ответ.
Кстати, кто отвечает за техническую поддержку в Озон, если в конце обращения вы просите оценить и мы ставим негативную оценку и оставляем текст в чём проблема, это куда-то дальше идёт? или это для нашего успокоения?
ОЗОН, обрати внимание на проблемные вопросы.
Александр, добрый день! Я из Ozon Marketplace.
Подскажите, пожалуйста, номер любой из заявок на поставку кросс-дока — проверим, откуда такая задержка
44945840, 44945829, 44945841 от 09.06.2021
44971488 от 15.06.2021
Кросс-докинг через сортировочные центры — услуга ещё совсем молодая. Конечно, до её запуска мы старались максимально всё протестировать и отладить, но всё же появилась накладка — мы вовремя доставляли товары на склад, но какое-то время статусы поставок не обновлялись. И из-за этого мы не могли до конца оформить поставку и разместить её на складе. Уже починили процесс:
— статусы обновляются без задержек и сотрудники понимают, какие поставки уже просрочены и их нужно разобрать в первую очередь;
— сделали отдельную ветку поддержки для кросс-докинга, где быстро решаем заминки с такими поставками;
— подключили больше сотрудников, чтобы разобрать накопившиеся поставки: товары из них поступят в продажу до конца недели. Только в Новосибирске это может занять немного больше времени — сориентируем точнее в течение 1-2 дней.
О проверке товаров при приёмке: внимательно следим за соответствием товара в жизни и на фото, чтобы избежать сложностей при заказах. Ведь покупатель рассчитывает получить именно то, что видит на сайте. И даже несущественные отличия могут стать поводом для возврата — а это дополнительные расходы для вас.
Поэтому всё же рекомендуем заменить фото в карточке товара так, чтобы цвет крышек совпадал с действительностью — после этого склад сможет допринять поставку.
Тааак, Дмитрий, вот тут по-подробнее. Т.е. если я поменяю фото, то поставку можно будет допринять? Каким образом это можно сделать, фото я знаю как поменять, как дальше организовать. Только, пожалуйста, не говорите, что сделать заявку в техническую поддержку. Этот ежедневный квест (общение с техподдержкой) забирает слишком много сил, при этом как правило вопрос не решается совсем.
И да, спасибо за столь подробный комментарий. Теперь я понял, как можно получать компетентные ответы от Озон. Т.к. техническая поддержка просто меня «послала».
Все верно, после замены фото нужно создать обращение в поддержку (FBO, Акты о расхождениях) с запросом на виртуальную приемку.
Такими обращениями занимаются сотрудники складов, они не потратят ваше время впустую, сам процесс займет до 7-10 дней. Если возникнут трудности, отправьте нам номер обращения — поможем решить.
Дмитрий, и ещё вопрос. Наверняка было бы лучше для селлеров получать непринятые позиции на складе с которого они отправляли, а не думать, как теперь это вытаскивать с другого города. Для меня сейчас проблема найти человека, чтобы он в Твери забрал мой груз. Плюс насколько я помню, возврат товара возможен только при новой поставке. Т.е. я должен отправить груз в Тверь доверенному лицу, чтобы он смог его сдать и забрать возвраты непринятые в прошлой партии. Согласитесь это гемморой.
Это отдельный вопрос, над решением которого сейчас думаем. Пока вы можете забрать товары при помощи транспортной компании, искать для этого доверенное лицо не нужно. Подробно описали процесс тут: ozon.ru/t/GM0Wh.
Создать поставку можно на одну позицию, которую не обязательно привозить — просто направим акт о недостаче.
Александр, простите, совсем забыл рассказать о поддержке.
Оценить работу просим не просто так. Если вы ставите негативную оценку — мы дополнительно проверим обращение, разберёмся, что произошло, и поговорим с сотрудниками. Так риск повторить ошибку значительно уменьшается.
В целом, со службой поддержки действительно долгое время было не всё гладко: мы не всегда успевали за собственным ростом. Сейчас обновили систему обучения новых и оценки текущих сотрудников, выделили переменную часть KPI (зависящую от скорости и качества обработки обращений).
Конечно, усиливаем и человеческие ресурсы. Пересмотрели подход к их планированию и увеличили штат. Теперь мы отвечаем вовремя уже более чем на 80% запросов. Средняя скорость первой реакции — около двух часов, а в некоторых категориях запросов приходим на помощь быстрее, чем за полчаса. Но знаем, что это не предел, и останавливаться не собираемся)
А в чём именно сложность вытаскивания товаров с fbo? Я с Твери, может могу чем то помочь? Есть опыт сюрвейерства.
А в чём именно сложность вытаскивания товаров с fbo? Я с Твери, может могу чем то помочь? Есть опыт сюрвейерства.