Что такое криминальная субкультура
Вопрос 33. Криминальная субкультура
Понятие криминальной субкультуры коротко можно сформулировать следующим образом: криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д.
Для асоциальной субкультуры характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем, зачастую это маскируется как справедливость, верность товариществу, долг перед “своими”. Для криминальных групп характерна обязательность для ее членов соблюдения всех неформальных норм и правил; ослушники, как правило, подвергаются довольно жестким, а порой и жестоким, наказаниям. Во многих группировках для ее членов организуются занятия силовыми видами спорта (в основном восточными единоборствами).
В последнее время для многих криминальных групп стало характерно создание довольно жесткого порядка управления (хотя и раньше слово преступного авторитета являлось законом).
Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином коллективе (школе, спецшколе, спецПТУ, отряде ВТК и т.д.) можно определить по следующим признакам:
жесткая групповая иерархия (стратификация) — своеобразная табель о рангах (причем, наиболее ярко она проявляется в закрытых молодежных коллективах);
обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;
наличие враждующих между собой группировок;
физическая и психологическая изоляция некоторых членов сообщества (обиженных, опущенных);
распространенность тюремной лирики;
факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);
использование в речи уголовного жаргона (арго);
значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма (причем, занятие этим в активной форме не считается чем-то постыдным, тогда как пассивный партнер — всегда находится на самом низу иерархической лестницы со всеми вытекающими отсюда ограничениями, притеснениями, издевательствами, презрением и т.д.);
появление отмеченных специальными знаками столов для обиженных, посуды и т.д.;
повсеместная распространенность карточной игры «под интерес», т.е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;
наличие так называемой прописки;
отказ от участия в общественной жизни;
отказ от работ по благоустройству, некоторых других работ;
распространенность различных поделок (так называемый ширпотреб — крестики, ножи, браслеты, различного рода сувениры зачастую с тюремной символикой);
Какова же структура криминальной субкультуры? Можно выделить следующие ее составные части:
“табель о рангах” (стратификационно-стигмативные элементы), закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества. Сюда же можно отнести и прописку с ее приколами, как способ определения положения отдельно взятой личности в “табели о рангах”; наличие кличек (погонял, кликух), татуировок, отдельных привилегий у отдельных же лиц;
поведенческие атрибуты. К ним относятся воровские законы, тюремные законы, правила и традиции преступного мира, а также клятвы и проклятия, принятые в криминальной среде. При помощи этих законов и традиций регулируются взаимоотношения в поведение в криминальных сообществах;
коммуникативные атрибуты. Сюда, кроме уголовного жаргона (арго) и специальных жестов, относятся также клички и татуировки, выступающие как средство общения и взаимодействия;
экономические атрибуты. Общак и принципы оказания материальной помощи являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;
тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами, и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;
отношение к своему здоровью. В зависимости от того, что выгодно в данный момент: от симуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами спорта (особенно, как уже указывалось выше, восточными единоборствами, а также стрельбой);
алкоголизм, наркомания и токсикомания — выступают как средство “сплочения”, самоутверждения и разгрузки.
Необходимо отметить, что в криминальной субкультуре постоянно идет подспудная борьба между “реформаторами” (преступными авторитетами сегодняшнего дня, многие из которых купили звания воров в законе) и “традиционалистами” — ворами в законе старой формации (их еще называют нэпманскими ворами). Воры в законе старой формации требуют неуклонного соблюдения воровского закона, не желают “лезть” в политику, категорически отвергают любое сотрудничество с властями. Новая генерация преступных авторитетов, в свою очередь, требует приспособления к существующей реальности, допускает сотрудничество с властями в интересах преступных сообществ (воры в законе старой формации сотрудничество с властям отвергают даже, если это выгодно преступным группам), пытаются провести (и зачастую это удается) своих людей во властные (как исполнительные, так и законодательные) структуры. В настоящий момент между традиционалистами и реформаторами наблюдается зыбкое перемирие, хотя разборки между ними периодически происходят. Здесь необходимо отметить, что позиции воров в законе — традиционалистов в последнее время значительно ослабли. Им все больше отводится почетная роль арбитров, королей без королевств. Единственное, наверное, место, где их позиции по — прежнему сильны — это места лишения свободы и заключения под стражу (ИТУ и СИЗО). Тем не менее, не смотря на значительно пошатнувшееся положение, воры в законе до сих пор остаются очень мощной силой в криминальном мире, а их влияние на криминальную субкультуру гораздо значительнее, чем у реформаторов.
Криминальная субкультура и элементы содержания
Отличие от других субкультур, Функции криминальной субкультуры, тенденции.
Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах является криминальная субкультура. Для её обозначения применяются также другие термины, такие как: «вторая жизнь»; «социально-негативные групповые явления»; «асоциальная субкультура».
Агрессивный характер криминальной субкультуры
Ценности криминальной субкультуры
Итак, под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.
Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни внося в них определенный порядок. В ней отчетливо прослеживается:
Привлекательность криминальной субкультуры
Привлекательность криминальной субкультуры состоит в том, что её ценности формируются с учетом факторов перечисленных ниже:
В отличие от законопослушных социальных групп в криминальных группах социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальное клеймение). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные «знаки различия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто».
Средствами социальной стигматизации в криминальных группах являются:
Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем (субкультура воровская, тюремная, рэкетиров, проституток, мошенников, теневиков) противостоящих официальной культуре. Степень сформированности криминальной субкультуры, её влияние на личность и группу бывает различной. Она может встречаться в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определённое оформление (её «законы» играют роль в регуляции поведения личности и группы); наконец она может доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенный контингент так и законопослушных людей.
Эмпирические признаки криминальной субкультуры
Для определения сформированности и действенности криминальной субкультуры необходимо наличие следующих критериев:
1.Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию.
2.Признаки, характеризующие отношение к слабым, «низам» и «отверженным».
3.Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе.
4.Признаки, характеризующие способы проведения свободного времени.
5.Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи.
Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и тому подобное) предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и тому подобное).
Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.
Однако этические воззрения уголовного мира неоднородны. В них проявляется ряд как бы противоположных тенденций, влияющих на установки личности и группы:
Важное место в криминальной субкультуре занимают «мифы» (уголовная мифология), насаждающая образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и тому подобное, способствующие сплочению преступных групп, возникновению определенных уголовных традиций.
Функции криминальной субкультуры
Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:
Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в известной степени является условной, носящий рабочий характер, но за неимением лучшего, она позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого изучения.
Что такое криминальная субкультура
Понятие криминальной субкультуры коротко можно сформулировать следующим образом: криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д.
Для асоциальной субкультуры характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем, зачастую это маскируется как справедливость, верность товариществу, долг перед “своими”. Для криминальных групп характерна обязательность для ее членов соблюдения всех неформальных норм и правил; ослушники, как правило, подвергаются довольно жестким, а порой и жестоким, наказаниям. Во многих группировках для ее членов организуются занятия силовыми видами спорта (в основном восточными единоборствами).
В последнее время для многих криминальных групп стало характерно создание довольно жесткого порядка управления (хотя и раньше слово преступного авторитета являлось законом).
Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином коллективе (школе, спецшколе, спецПТУ, отряде ВТК и т.д.) можно определить по следующим признакам:
Какова же структура криминальной субкультуры? Можно выделить следующие ее составные части:
Необходимо отметить, что в криминальной субкультуре постоянно идет подспудная борьба между “реформаторами” (преступными авторитетами сегодняшнего дня, многие из которых купили звания воров в законе) и “традиционалистами” — ворами в законе старой формации (их еще называют нэпманскими ворами). Воры в законе старой формации требуют неуклонного соблюдения воровского закона, не желают “лезть” в политику, категорически отвергают любое сотрудничество с властями. Новая генерация преступных авторитетов, в свою очередь, требует приспособления к существующей реальности, допускает сотрудничество с властями в интересах преступных сообществ (воры в законе старой формации сотрудничество с властям отвергают даже, если это выгодно преступным группам), пытаются провести (и зачастую это удается) своих людей во властные (как исполнительные, так и законодательные) структуры. В настоящий момент между традиционалистами и реформаторами наблюдается зыбкое перемирие, хотя разборки между ними периодически происходят. Здесь необходимо отметить, что позиции воров в законе — традиционалистов в последнее время значительно ослабли. Им все больше отводится почетная роль арбитров, королей без королевств. Единственное, наверное, место, где их позиции по — прежнему сильны — это места лишения свободы и заключения под стражу (ИТУ и СИЗО). Тем не менее, не смотря на значительно пошатнувшееся положение, воры в законе до сих пор остаются очень мощной силой в криминальном мире, а их влияние на криминальную субкультуру гораздо значительнее, чем у реформаторов.
ВОРОВСКИЕ И ТЮРЕМНЫЕ ЗАКОНЫ
Как уже отмечалось выше, не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) — это свод неписанных правил и норм, обязательный для воров в законе. Часть его положений распространяется не только на воров в законе, но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть воровского закона, обязательная для всех остальных — называется тюремным законом. Таким образом, тюремный закон — это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в “табели о рангах”. Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами осужденных, заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом можно проследить из нижеприведенной таблицы:
Воровской закон
Тюремный закон
Преданность и поддержка воровской идеи;
Недопустимость никаких контактов с правоохранительными органами;
Быть честными по отношению друг к другу;
Вовлечение в свою среду новых членов, особенно молодежи;
Запрет на занятия политической деятельностью;
Следить за порядком в ИТУ и СИЗО, устанавливать там власть воров в законе;
Обязательное умение играть в карты. Из этих 7 основных законов вытекают следующие дополнительные:
— отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;
— никогда не давать показания;
— никогда не признавать вину;
— не иметь собственности и сбережений;
— периодически “садиться” в места лишения свободы;
— не брать в руки оружие;
— не работать ни при каких условиях;
— “держать” порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;
— наладить снабжение ШИЗО — ПКТ;
— пополнение воровского блага, т.е. дани, собираемой со всех осужденных, заключенных и других лиц;
— чтить родителей (особенно мать);
— не состоять ни в каких партиях, комсомоле и т.д.;
— учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;
— никогда не прописываться по месту жительства;
— картежная игра между ворами должна быть честной;
— запрет мстить исподтишка;
— не воровать (крысятничать) у своих;
— не обижать мужиков.
Выделять долю в общак;
Нельзя поднять руку на вора в законе;
Непримиримое отношение к доносительству;
Запрет отнимать что бы то ни было у кого бы то ни было без основания;
Запрет предъявлять обвинения без доказательств;
Запрет оскорблять любым образом;
Не вступать в секции, т.е. не становиться красным;
Не воровать у своих.
Таким образом, можно сказать, что соблюдение норм тюремного закона обязательно как для воров в законе, так и для всех остальных криминальных элементов, а соблюдение отдельных положений воровского закона обязательно только для воров в законе и лиц, стремящихся быть коронованными. Еще раз повторим, что многие положения воровского и тюремного закона совпадают.
Преступные авторитеты, используя особенности криминальной субкультуры и пользуясь своим особым положением в местах лишения свободы и содержания под стражей в своих целях, добиваются следующего:
Основные “функциональные” обязанности воров в законе:
Блатные санкции. В основе сплоченности преступных объединений лежит их довольно хорошая организованность и очень жесткие санкции по отношению к “оступившимся” нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества нельзя.
У воров в законе существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:
К преступникам, не имеющим ранга вора в законе может быть применено большое число санкций, основными из которых являются:
Основные элементы криминальной субкультуры.
Преступная субкультура. Атрибуты криминальной субкультуры.
Психология криминальной среды
Криминальная субкультура и ее становление.Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура.
Криминальная субкультура — это духовная жизнь граждан криминальной направленности.
Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.
Криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения.
Но главная ее опасность в том, что она:
1) искажает общественное сознание,
2) трансформирует преступный опыт,
3) расшатывает добропорядочность населения,
4) блокирует процесс социализации молодежи,
5) формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога),
6) создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот,
7) осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании.
Другими словами, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации общностей и прежде всего молодежной среды.
Говоря об истоках криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты.
Криминальная субкультура — это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» — «они»).
Основные элементы криминальной субкультуры.
Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений.
Среди социальных ценностей следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие нравственные ценности.
Собственность как социальная ценность — это краеугольный камень межличностных отношений в современной криминальной среде. Проблема в том, что между старыми (советского периода) ворами и молодой «братвой» возникают существенные разногласия в вопросе использования криминально добытых денег, распределения так называемого «общака» и т.п.
Если в дореформенный период большинство криминальных элементов придерживалось правил: «Не носить холодного оружия», «Не совершать убийств» и т.п., то в настоящее время для многих преступников (и не только их) главная жизненная ценность — материальные блага, собственность, для приумножения которых хороши все средства, в том числе лишение жизни других людей.
Для криминальной субкультуры такие социальные ценности, как чувство гражданского долга, любовь к Родине — не типичны. Однако опыт Великой Отечественной войны показал, что когда Родина оказалась в опасности, многие преступники проигнорировали воровские требования — «не служить в армии, не брать в руки оружие», порвали с криминальной средой и пошли на защиту Отечества.
Претерпело изменение в криминальной субкультуре и отношение к семьекак социальной ценности. Прежние авторитетные преступники не имели права «связывать» себя семейными узами, а современные воры считают «своим долгом не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.
Специфический смысловой оттенок в криминальной среде приобретают нравственные ценности: «порядочность», «честность», «свобода», «ответственность за данное слово» и т.п.
Например, все осужденные, за небольшим исключением, ценят свободу (не случайно существует даже клятва «Век свободы не видать»). Однако «порядочный» осужденный не имеет права освобождаться досрочно, сотрудничать с администрацией. Достаточно высока ответственность преступных элементов друг перед другом за данное слово, за высказанную оценку в адрес другого. Причина этого не в их высокой нравственности(по отношению к законопослушным гражданам эти ценности абсолютно не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии следует нести ответственность и более сурово, чем по законам правового государства.
Для реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания виновных в преступной среде вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения.
Их основная функция — регулировать взаимоотношения и поведение представителей криминального сообщества.
Криминальные нормы — это важнейший элемент субкультуры. Они регулируют все сферы жизнедеятельности криминального сообщества:
социальный статус его членов и их права;
отношение к правоохранительным органам и администрации исправительных учреждений;
поведение в местах лишения свободы и в быту;
порядок разрешения межличностных конфликтов;
ритуалы приема новых членов в преступное сообщество («прописку»);
порядок проведения «сходок» и коронации «воров в законе» и т.д.
В качестве механизма поддержания криминальных норм существует система санкцийпо отношению к лицам, допускающим их нарушение.
Это и простое порицание за незначительные и неосознанные отступления от предписаний и понижение в статусе (например, могут «опустить» за неоправданную жестокость «к своим»), физическое воздействие и даже лишение жизни. Поэтому мотивом соблюдения криминальных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх наказания.
Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает стратификация, т.е. деление людей на условные иерархические группы в зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде.
Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы:
1. Лидерыкриминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности).
2. Середняки(«мужики») — считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально, но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению.
3. Актив — представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей — не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде осужденных они не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Но их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.
4. Отверженные — осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется и администрацией учреждения.
Эта группа не однородна:
в нее входят осужденные, допустившие нарушение обязательных криминальных норм (например, те, что воровали продукты питания у своих — «крысятники»);
не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию;
заподозренные в доносительстве («стукачи»);
склонные к мужеложеству;
изгнанные из более высокой страты и т.п.
Среди молодежи, несовершеннолетних иерархия страт носит еще более дифференцированный характер.
Один из специалистов по изучению криминальной субкультуры молодежи В.Ф. Пирожков отмечает, что стратификация налагает существенный отпечаток на психологию личности и обладает рядом свойств:
жестким делением на «своих» (соблюдающих криминальные нормы) и «чужих» (нарушающих криминальные нормы);
ролевыми предписаниями и экспектацией (ожиданиями) в зависимости от принадлежности к той или иной страте;
наличием клеймения (ярлыков, кличек), отражающего социальный статус представителей преступного сообщества («Пахан», «босяк», «чушка» и т.п.);
автономностью функционирования каждой страты, невозможностью, запретом дружеских контактов между представителями нижних страт;
относительной устойчивостью криминального статуса;
ограниченным продвижением вверх (самых достойных) и легкостью «скатывания» вниз («изгой» никогда не может продвинуться вверх);
субординацией межличностных отношений между представителями различных страт;
наличием у высшей «касты» определенных привилегий («мелких исключений»).
Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает криминальное общение и, в частности, такие средства, как жаргон, клички, татуировки.
Жаргон — это условный язык. Главная его функция — скрыть для окружающих смысл передаваемой информации.
Современный криминальный жаргон характеризуется большой распространенностью, его элементы используются не только в среде явных преступников, но и даже среди сотрудников правоохранительных органов и депутатов; неоднозначностью (одно и то же слово может иметь различные жаргонные значения, например, слово «доносчик» имеет 125 жаргонных выражений, а «проститутка» — 180); динамичностью (жаргон меняется в зависимости от социально-экономических изменений, научно-технического прогресса и других факторов).
Клички — это персонифицированная форма жаргонного обращения к представителям криминального сообщества.
Кличка не только заменяет фамилию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет одновременно оценочную функцию («хороший», «плохой», «злой», «добрый» человек). Авторитетный преступник никогда не может иметь оскорбительных кличек.
Истоки кличек могут отражать различные свойства личности криминальных элементов: имя или сокращенную фамилию («Леха» — Алексей; «Боб» — Бобков; «Савоська» — Савоскин и тд.); физические особенности («Горбун», «Хромой», «Костыль», «Очкарик» и т.п.); статус личности («Пахан», «Король», «Бриллиант» — высокий статус; «Леди», «Петух», «Помойка», «Жаба» — низкий статус); специфику преступной деятельности («Робинзон» — вор-одиночка, «Пляжник» — пляжный вор, «Фунт» — валютчик, «Баклан» — хулиган, «Джек Потрошитель» — сексуальный убийца) и др.
Зная кличку, можно более оперативно найти нужного человека и составить его предполагаемый психологический портрет.
Если жаргон, кличка — это вербальные атрибуты общения в криминальной среде, то татуировка — знаковое, невербальное средство передачи информации.
Можно выделить следующие типы татуировок, указывающие на:
1) принадлежность личности к той или иной страте:
а) авторитетные — крест на груди, один или два погона (эполет);
восьмиконечная звезда на груди (вор-рецидивист);
шестиконечная звезда на коленях («Никогда не встану перед судом на колени»);
изображение церкви («Тюрьма для вора — дом родной» или «Чист перед Богом»);
перстень с пиковой мастью и др.;
б) пренебрегаемые — точка (мушка) под глазом или глаза на ягодицах — пассивный гомосексуалист (для «клеймения» данной категории криминальных элементов имеется более десяти татуировок);
точка (мушка) между бровей — «помойка», «неряха»;
точка на носу — доносчик, осведомитель;
точка на подбородке — ворует у своих («крысятник»);
точка на мочке уха — «опущен», так как нарушил слово;
перстень с изображением цифры шесть или шести точек, как в домино, — «шестерка»;
в) нейтральные: мужицкий перстень (ромб с вертикальной чертой в середине);
2) характер совершенного преступления:
а) преступники сексуально-эротической ориентации:
б) судимые за кражу, карманники:
крестовая масть в виде перстня на пальце и других частях тела;
«шахматный перстень» из четырех квадратов;
в) судимые за грабеж: перстень с изображением Андреевского креста на черном фоне;
3) агрессивный характер личности или совершение насильственных преступлений: изображение зверей с оскалом, гладиаторов, скелетов, гробов, черепов, кинжалов с пронзенными погонами, сердцем и др.
На основе татуировок можно получить информацию о количестве судимостей, отбытом сроке в местах лишения свободы и месте отбывания наказания.
Криминальное общениехарактеризуется и специфическими способами передачи информации.
К ним относятся перестукивание в тюрьме; визуальное общение на пальцах (тюремный семафор или ручная «феня»); передача информации через положение сигареты при курении, формы затяжки, выпуск дыма.
Важным элементом субкультуры является досуг членов криминального сообщества.
В процессе досуга решаются такие задачи, как релаксация членов сообщества (снятие эмоционального напряжения после проведения различных криминальных операций), неофициальное знакомство, встречи с представителями других криминальных структур и даже обсуждение различных криминальных проблем.
В настоящее время за многими ресторанами, казино, дискотеками, банями закрепилась «визитная карточка» той или иной преступной группировки, сами эти заведения часто являются сферой бизнеса криминальных авторитетов либо находятся под патронажем («крышей») определенных преступных сообществ.
Работники досуговых заведений, в том числе сотрудники охраны, если и не входят в преступное сообщество, вынуждены общаться с криминальными элементами, соблюдать определенный нейтралитет.
Большой, популярностью пользуются «блатные» песни, анекдоты,в которых проявляется бесстрашие, удаль, открытость «воров», их превосходство над сотрудниками правоохранительных органов.
При этом срабатывает ряд психологических эффектов.
Престижный эффект – получение удовлетворения от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели или ценности социальной группы, к которой принадлежит или причисляет себя субъект (в данном случае к криминальной общности).
Эффект усиления позиции — удовлетворение от информации, поддерживающей его мнение по какому-либо сложному вопросу.
Эмоциональный эффект — удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки.
Классическими формами проведения досуга криминальных элементов осталась картежная игра,обильное употреблениеспиртных напитков, общение с проститутками, озорное,а то ибуйное поведение.
Завершая краткое изложение психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры, важно остановиться и на таком феномене, как интеграция криминальной среды, т.е. стремление к объединению, к сплочению.
Криминальная среда стремится к объединению и координации своих действий.
Наиболее принятой формой такой координации являются «сходки» криминальных авторитетов, на которых уточняется идеология, рассматриваются наиболее важные проблемы криминальной практики, назначаются ответственные за положение дел в различных регионах страны, обсуждаются вопросы использования общих финансов («общака»).
При всей конспиративности «сходки» о ее проведении практически всегда становится известно правоохранительным органам. В зависимости от складывающейся оперативной обстановки руководство МВД или местных органов, на территории которых проходит встреча, принимает решение о соответствующих действиях.
- Что такое криминалистическая фотография
- Что такое криминальное банкротство