Что такое креативные кластеры

Creative Clusters Что такое творческие кластеры и нужны ли они Москве. Серия репортажей от сайта Look At Me.

В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства

Что такое творческие кластеры и нужны ли они Москве. Серия репортажей от сайта Look At Me.

Творческий кластер (creative cluster) – понятие, окончательно сформированное Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. В его понимании это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Проще говоря, заброшенный завод в центре города – идеальное место обитания дизайнеров, журналистов, музыкантов и художников, для которых высокие потолки и возможность работать круглые сутки подчас важнее бытового комфорта. «Такие места – они не только для работы, но и для жизни, для общения и для генерирования общих идей», – отмечает Эванс.

Нынешнее общество естественным образом переосмыслило старые индустриальные строения, вроде зданий заводов и мануфактур. В Европе это переосмысление стало последовательной политикой государства, которое такие шаги поощряет и всячески им способствует.

В середине 90-х будущий британский премьер Тони Блэр ознаменовал свою предвыборную кампанию лозунгом Cool Britannia. Лейбористы, от которых баллотировался Блэр, пришли к выводу, что после 18-летнего пребывания у власти консерваторов Британия снова оказалась на пороге самоопределения, – кроме принцессы, Элтона Джона и красных автобусов островитянам действительно нечем было заманивать туристов и нечего предложить на экспорт. Блэр пришел к власти – и Англию начали творчески облагораживать.

В былых индустриальных центрах – Ливерпуле, Манчестере и Шеффилде – целые кварталы были превращены в так называемые Creative Clusters – вольные поселения художников, дизайнеров и музыкантов на компактной территории. Эти районы, только родившись, сразу попали в разработанные мэриями туристические маршруты и стали полновесной частью городской инфраструктуры.

В Москве за Сreative Сlusters сойдут «Арма», завод «Флакон» или «Винзавод». Возникли они стихийно и достойной поддержки на муниципальном или государственном уровне пока не получили, оттого развиваются очень медленно и репрезентативной функции для города не носят. В той же Британии поддержка кластеров государством – обычное дело. Оно предоставляет льготы на аренду, выделяет кредиты на развитие и инвестирует подобные проекты.

В ближайшие несколько недель каждую пятницу мы будем публиковать своего рода профайл каждого из творческих кластеров, существующих ныне в Москве. Каждая из этих историй – не просто экскурсия в особые районы нашего города, но и попытка понять, оправдано ли существование подобных образований экономически и социально, и – что немаловажно, – нужны ли они жителям Москвы.

Источник

Фабрика вместо офиса. Где в Москве найти творческие кластеры

Что такое креативные кластеры. Смотреть фото Что такое креативные кластеры. Смотреть картинку Что такое креативные кластеры. Картинка про Что такое креативные кластеры. Фото Что такое креативные кластеры

В свете неутихающей моды на лофты и индустриализм офисы в зданиях бывших заводов и фабрик пользуются популярностью, особенно у представителей творческих профессий. В Москве существует целый ряд промышленных центров, преобразившихся в модные места для работы и отдыха, так называемые творческие кластеры, где творчески ориентированные предприниматели взаимодействуют на замкнутой территории. Попасть в уже раскрученные центры удастся далеко не всем, у каждого кластера есть своя пиар-стратегия, и к подбору арендаторов хозяева подходят ревностно. Кластер — это не просто набор помещений, которые сдаются за определенную плату, это экосистема, которая строится на определенных требованиях к обитателям и выбранном общем направлении.

Популярные творческие кластеры

Если компания реализует какой-то творческий и амбициозный проект, то можно побороться за аренду помещения в модном кластере. Для этого надо знать, что все центры делятся не только по уровню популярности и закрытости, но зачастую еще и профессионально ориентированы. Вот несколько самых популярных творческих кластеров:

«Красный Октябрь»

Творческих кластер «Красный Октябрь» — бывшая промышленная зона в самом центре Москвы, на Болотном острове. Раньше здесь располагалась знаменитая кондитерская фабрика, а сегодня разворачиваются жилые, развлекательные, торговые и офисные комплексы. Если фирме удастся арендовать помещение в «Красном Октябре», то она обязательно окажется в центре событий московской тусовки.

Здесь обитают редакции журнала «Большой город», Slon.ru и телеканала «Дождь», институт медиа, архитектуры и дизайна Strelka, центр Digital October. На острове масса баров, ресторанов, клубов и выставочных пространств. Правда, сейчас на Болотном острове реализуется некая переорганизация пространства, в рамках которой на территории бывшего завода появится элитное жилье. Насколько это повлияет на общую атмосферу, царящую в «Красном Октябре», пока неизвестно.

Artplay

Специализированный деловой и торговый центр Artplay объединяет 300 компаний — представителей архитектурного рынка: собственно архитекторов, дизайнеров, проектировщиков, инженеров, поставщиков материалов и оборудования. Соседствуют с ними галереи, мастерские художников, книжные магазины и даже кинотеатр.Творческий кластер Artplay располагается недалеко от Курского вокзала, на Нижней Сыромятнической улице. Арендодатели обещают минимум пафоса, приемлемые цены и творческую атмосферу.

Здесь располагаются Британская высшая школа дизайна, несколько архитектурных мастерских, шоу-румы отечественных и европейских производителей мебели, светового оборудования, покрытий и электрооборудования. И хотя арендодатели отдают предпочтение дизайнерским и проектировочно-строительным компаниям, в Artplay встречаются и арендаторы, не имеющие отношения к архитектуре, например цифровое издательство Update Media.

В этом же районе, в Нижнем Сусальном переулке, расположен бизнес-центр «Арма», в прошлом — Московский газовый завод. С 2002 года, когда производство остановилось, а цеха опустели, помещения стали занимать арендаторы, в основном творческие и медиаколлективы. В числе первых арендаторов завода были дизайнеры Денис Симачев, Катя Гомиашвили и другие. Популярна «Арма» и среди работников пера: здесь до недавних пор располагался офис медиагруппы «Живи», выпускающей журнал Snob. 50 тыс. кв. м пространства с высокими потолками и индустриальными интерьерами уже десять лет стремятся к званию московского Сохо.

«Винзавод»

Центр современного искусства «Винзавод» — яркий представитель элитарного кластера, объединяет галеристов, представителей современного искусства. С 2007 года в цехах бывшего пивоваренного завода и винного комбината собираются ценители творчества современных художников и фотографов. А также посетители различных школ и творческих мастерских, которые во всем многообразии стали открываться в мгновение ставшем популярным творческим кластером.

Помимо галерей на «Винзаводе» базируются небольшие концептуальные магазинчики, например «Нора кролика» с дизайнерскими и винтажными вещичками и супермаркет для художников «Передвижник», модные дома, например Tegin, Школа визуальных искусств и Школа коллекционеров и экспертов, студия танца.

«Флакон»

Дизайн-завод «Флакон» расположен в помещениях бывшего завода «Хрустальный» им. Калинина недалеко от центра Москвы, в районе станции метро «Дмитровская». С 2009 года здесь сдаются в аренду офисные и event-площади в стиле лофт. Среди арендаторов — дизайнеры, рекламные и event-агентства, студии видеопроизводства, шоу-румы и мастерские.

Помимо стандартной сдачи офисов индустриального толка «Флакон» предлагает услуги коворкинга. На площади 300 м располагается двухуровневый рабочий зал с возможностью организации рабочих групп до шести человек. За 2,6 тыс. руб. можно арендовать рабочее место в коворкинг-зоне «Флакона» на неделю (на месяц — за 8,8 тыс. руб.). В стоимость аренды входят стол-стул, интернет и возможность пользоваться уголком отдыха и кулером. Ну и конечно, молодые и креативные соседи по рабочему месту.

Перспективы творческих кластеров

Мода на превращение старых промышленных предприятий в офисные и культурные центры пришла к нам из Западной Европы. Пару десятилетий назад в Германии, Англии и других странах озаботились экологическими проблемами и стали выносить заводы и фабрики за пределы города. Для переорганизации и функционального переосмысления освободившегося пространства муниципальные власти обычно проводят архитектурные конкурсы. В России множество промышленных комплексов пустует уже не одно десятилетие. В этих местах обычно царит хаос из складов и помещений, сдаваемых в аренду. И приличным компаниям там лучше не появляться. Однако в последние годы пример Европы вдохновил и российских деятелей. Проекты по перестройке старых промышленных комплексов оказались успешными, и их опыт продолжает тиражироваться.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Место сбора хороших людей. Как креативные кластеры работают с благотворительностью

Креативные кластеры — места для жизни и работы, где производятся и потребляются культурные продукты. Они становятся домом для некоммерческих предприятий, культурных учреждений, арт-объектов и отдельных художников, а также научных парков и медиацентров, причем иногда под одной крышей собираются все форматы.

В России городом-первооткрывателем таких площадок считается Москва. Среди самых известных — дизайн-завод «Флакон», «Винзавод», квартал Artplay, территория творчества и бизнеса Arma, проект «Fабрика». Почему таких пространств должно быть еще больше и как они могут становиться пространством для развития благотворительности, рассказывает директор фонда «Образ жизни» Елена Береговая.

Зачем нужны креативные кластеры?

Кластеры творческих индустрий давно перестали быть просто точками притяжения людей, «красивыми функциональными пространствами», где можно с комфортом поработать, посмотреть искусство и выпить кофе.

Сегодня креативные отрасли (реклама, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, кино, видео, фотографию, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные публикации и телевидение/радио) дают толчок развитию инфраструктуры всего города и являются источником жизненной силы экономики. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), они приносят в среднем более 5% мирового ВВП.

Поэтому такие открытые площадки — это эффективный способ создания отличительного образа города и даже целой страны, помогая ей выделиться среди конкурентов. Темпы их развития также значительно выше по сравнению с традиционными отраслями: даже во время экономического спада объем глобального креативного сектора вырос на 14%.

Неудивительно, что в России данный аспект привлекает большое внимание со стороны общественности и власти — например, недавно под покровительством Инносоциума впервые прошло знаковое для индустрии событие — Российская креативная неделя.

Фонды не менее государственных органов заинтересованы в развитии уникальных кластеров, ведь они притягивают к себе людей, которые хотят изменить мир. Вот несколько удачных примеров сотрудничества таких пространств и НКО из разных стран.

Emporia First Friday (США)

Каждый месяц в городе Эмпория, штат Канзас, проходит прогулка по свободным пространствам — Emporia First Friday.Организовывает мероприятие центр искусств Emporia. В течение четырех часов участники посещают центр и еще 12 объектов, входящих в дорожную карту. Они могут насладиться арт-инсталляциями и приобрести произведения искусства местных художников и мастеров. EFF никогда не берет комиссию — 100% прибыли, полученной во время Art Walk, идет непосредственно художнику или фонду, который он представляет.

В 2019 году в число организаций, получивших поддержку, вошли Благотворительный фонд Художественного совета II, Благотворительный фонд публичной библиотеки Emporia, Фонд Emporia City Band и Фонд молодежной ассоциации NLC, Фонд Сэди Джонс.

Дизайн-завод «Флакон» (Москва)

Московский «Флакон» смело можно считать пространством, формирующим культурное сообщество. 16 марта 2019 года на его территории прошел благотворительный фестиваль «Вдохновение столицы» в поддержку фонда Константина Хабенского, который помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Фестиваль организовала компания Inspiration Moscow и ее основательница Анна Горозия. 250 рублей от стоимости каждого билета (полная стоимость билета составляла 550 рублей) были переданы фонду.

Креативное пространство «Благосфера» (Москва)

«Благосфера» — еще одна открытая городская площадка, которая помогает всем заинтересованным лицам пробовать себя в благотворительности и другой социальной активности через личный опыт участия в проектах. На территории пространства часто проходят художественные выставки, презентации фильмов, лекции и встречи членов различных творческих индустрий. Дизайнеры, креаторы, авторы и специалисты могут воспользоваться коворкингом и медиацентром.

Совместно с фондом «Образ жизни» центр ежегодно проводит «Семейный день донора». В 2019 году он состоялся 14 декабря. На мероприятие пришло более 150 человек, 65 из них смогли сдать кровь. Тридцать литров крови было направлено в «Центр крови им. О. К. Гаврилова».

Проект «Новая Голландия» (Санкт-Петербург)

Один из самых известных кластеров Санкт-Петербурга, «Новая Голландия» нередко становится партнером в реализации разных благотворительных мероприятий. С самого начала введения режима самоизоляции «Новая Голландия» объединила несколько ресторанов во временную фабрику-кухню, которая ежедневно кормила более 1500 человек обедами.

Позже проект объединился с благотворительной организацией «Ночлежка», чтобы совместно реализовать программу «Помоги соседям» — «Ночлежка» помогала принимать и обрабатывать заявки от нуждающихся людей.

Этот пример примечателен тем, что именно кластер стал инициатором реализации благотворительной программы, а НКО присоединилась позже.

Пространство «Лето на заводе» (Сысерть)

В России креативные кластеры в малых городах пока находятся в процессе становления, но уже понимают важность коллабораций.

«Лето на заводе» — пространство под Екатеринбургом в формате летнего кемпа, которое задействует профессиональных кураторов, дизайнеров, художников. В данный кластер на мероприятия стекаются представители креативного и активистского сообщества города и близлежащих поселений.

2 августа 2020 года на площадке прошел воркшоп по росписи сумок в рамках проекта «Дуб Фест», который реализуется НКО «Лесное наследие». Фонд специализируется на лесовосстановительных мероприятиях и озеленении городских территорий в Свердловской области. Их усилиями в городе Сысерть было высажено 10 000 дубков.

Новые реалии и онлайн-формат

Креативный кластер — это не просто место, но люди, сообщество, которое в нем формируется. Пандемия показала, что благодаря людям такие пространства могут функционировать и в онлайн-формате.

Например, молодая российская инициатива онлайн-платформы «Диапазон» начала свое действие как цифровой хаб именно во время пандемии. Инициатива направлена на поддержку и развитие творчества начинающих авторов.

Digital-пространство STAY предоставило свою площадку для проведения благотворительного онлайн-фестиваля фонда «Антон тут рядом». Все собранные средства были направлены на поддержку программ центра. Примеров таких дигитальных кластеров и проходящих на них благотворительных событий можно привести множество.

Очевидно, что рано или поздно НКО должны повсеместно внедриться в экосистему развития креативных кластеров. Во-первых, они ориентируются на одну и ту же аудиторию — прогрессивных людей, которые хотят формировать сообщества по интересам и менять мир. Во-вторых, и кластеры, и НКО по своей сути — гибкие, многофункциональные структуры, которые легко могут подстроиться под нужды друг друга. Более того, многие федерации творческих индустрий и вовсе относят некоммерческий сектор организации к себе подобным — и это вполне обоснованно.

Источник

Нужны ли регионам креативные кластеры

До конца 2021 г. в 10 российских регионах на месте неиспользуемых промышленных территорий или в заброшенных зданиях должно появиться 30 креативных пространств. Программа Rurban Creative Lab Агентства стратегических инициатив (АСИ) в партнерстве с Дом.РФ по созданию креативных кластеров, открытая по поручению президента, стартовала в начале февраля, на конкурсе (см. врез) было отобрано 10 управленческих команд, получивших в программе статус региональных продюсерских центров. Вместе с экспертами они разрабатывают бизнес- и управленческие модели кластеров. Каждая команда будет пилотировать три кластера.

По итогам проекта «будет сформировано несколько финансово-экономических и управленческих моделей, которые в дальнейшем могут тиражироваться в части вовлечения в экономику регионов неиспользуемых промышленных территорий», говорит гендиректор АСИ Светлана Чупшева. «Молодые люди нередко стремятся покинуть родные места, поэтому очень важно привлекать их к работе над городами, в которых захочется остаться», – считает гендиректор Дом.РФ Виталий Мутко.

«Актуальность подобной программы назрела давно, ведь практически в каждом городе есть немало промзон, которые не используются по прямому назначению, – говорит урбанист Сергей Георгиевский, гендиректор агентства стратегического развития «Центр». – И одно из наиболее эффективных решений – передача таких пространств креативным индустриям». Программа, по его мнению, поможет протестировать модели в разных регионах и в течение 3–5 лет сформировать стратегию работы с промышленным наследием, «оценив релевантность практик», которые сейчас имеются в Москве, Санкт-Петербурге, региональных центрах. По данным Дом.РФ, креативные кластеры созданы уже в 28 городах, они занимают 1,65 млн кв. м недвижимости.

Быть или не быть

Почти 60% существующих креативных пространств сосредоточено в Москве (974 000 кв. м), и еще 17% приходится на Санкт-Петербург (273 000 кв. м). Креативная индустрия постепенно становится одним из драйверов экономики крупных городов. «В Москве в промышленности в классическом ее понимании работает около 600 000 человек, а в креативной индустрии – полмиллиона, т. е. она уже практически догнала по своим объемам, по количеству работающих, классическую промышленность Москвы», – отметил мэр столицы Сергей Собянин на встрече с руководителями и собственниками столичных творческих пространств 10 апреля.

В столице территории бывших промзон превратились в крупные индустрии, объединившие анимацию, дизайн, IT-технологии, моду, театр, выставки. «Вокруг этих территорий появились атмосферные общественные пространства, комфортное жилье, – рассказывает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. – Мы поможем регионам не только перенять этот опыт, но и сформировать новые модели креативных пространств, избежать ошибок в процессе их создания». При помощи партнеров программы планируется привлекать на региональные площадки самых креативных резидентов.

От Москвы до самых до окраин

По программе Rurban Creative Lab креативные кластеры должны появиться в Ульяновской, Иркутской, Новгородской, Тюменской, Свердловской, Самарской, Новосибирской и Рязанской областях, а также в Республике Удмуртии и Ханты-Мансийском автономном округе.
Для организации пространств выделены в том числе и дореволюционные объекты и памятники архитектуры. Например, электростанция в Рязани, построенная в стиле неоготики в конце XIX – начале XX в. Еще один рязанский кластер создадут на территории ВДНХ, построенной в 1955 г. Павильоны там не такие помпезные, как в Москве, но уютные и функциональные. Поскольку они включены в перечень объектов культурного наследия, при создании кластера планируется сохранить архитектурные элементы. По мнению экспертов, такой кластер прекрасно впишется в туристические маршруты: всего в 15 минутах ходьбы находится Рязанский кремль.
В Ижевске планируют преобразовать в кластер комплекс бывшей республиканской типографии. Еще один ижевский объект, который рассматривается для работы, – градообразующий железоделательный (металлургический) завод, построенный на реке Иж в середине XVIII в. Внешне здание напоминает санкт-петербургское Адмиралтейство.
Другой кластер в Удмуртии («Дом Бодьи») появится в старинном поселке Якшур-Бодья на базе старого хлебозавода, там планируется организовать центр развития ремесел. Поселок расположен в 40 км от Ижевска и считается одним из туристических центров. В Самарской области под кластер выделено старейшее купеческое село Екатериновка, там планируется развивать индустрии, ориентированные на творческую молодежь и туристов. Другая креативная точка в регионе должна появиться в здании объекта культурного наследия – «Мельницы Соколова», которая должна стать символом исторического центра города, катализатором перезапуска места зарождения Самары, новым «хлебным местом».
Концепции кластеров самые разные. Например, в Иркутске кластер под названием «Байкальская Сибирь» станет площадкой для творчества, обучения, продюсирования, запуска новых медиа, а в «Квартале декабристов» планируется создать единый культурно-исторический центр и «Байкальск экоцентр» для проведения молодежных фестивалей и форумов. В Новгородской области один кластер посвятят киноиндустрии (там будут проводиться киновечера, организован прокат оборудования), второй – инжинирингу, программированию, дизайну.
В Тобольске запланирован ремесленный кластер «Базарная площадь», а в Тюмени – «Фабрика», где разместятся резиденты из сферы дизайна, архитектуры и медиа, и «Мануфактура» на базе бывшего завода деревянного домостроения, где совместят производства, студии, мастерские и офисы.
В Ханты-Мансийске запланирован кластер «Мегион. Кузница кадров / Творческая лаборатория», в Сургуте – «Спортзавод», круглогодичный парк, проводящий соревнования всероссийского и международного уровня, и кластер «Ядро города». В городе Белоярский появится этнокультурный центр с фокусом на национальную арктическую этнокультуру, традиционные национальные ремесла, национальную кухню, этнотуризм, арктическую архитектуру и событийный туризм.

«Создавать творческие кластеры необходимо по всей стране. Во многих регионах значительная отрицательная динамика миграции представителей креативных профессий. Творческие люди не находят возможностей реализовать свои амбиции, нет мест, где можно жить, работать и развиваться в комфортной среде внутри близкого по духу комьюнити, – продолжает глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов. – Комфортная среда – это не только чистые улицы, хорошее озеленение и благоустройство, а именно атмосфера полифункциональности и продуктивности. Не обнаружив в городах таких мест, многие рано или поздно уезжают в столицу или за пределы страны».

Однако опрошенные «Ведомостями» эксперты очень осторожно оценивают программу Rurban Creative Lab.

«Создание креативных кластеров не искусственный процесс, и он не насаждается сверху. Кластеры появляются в ответ на спрос. Спрос на продукты креативных индустрий есть в городах-миллионниках и паре-тройке приближенных к ним регионов, где исторически сложились сильные творческие сообщества», – рассуждает Евгений Москвичев, руководитель проектов в ИФГ Agastone (управление недвижимостью, инвестиционные решения). Но, во-первых, в этих местах уже созданы креативные пространства, во-вторых, сейчас ни один кластер не растет, а думает, как выживать, – креативная индустрия страдает во время кризисов первой, отмечает он.

«Город-миллионник наберет критическую массу для освоения промышленной территории и создания точки роста. Если же в городе проживает 200 000–500 000 человек, то творческих людей будут десятки, а этого недостаточно. Например, в Москве на одного горожанина приходится ориентировочно 0,04 кв. м креативной индустрии. Соответственно, в городе с населением в 500 000 общая площадь арт-пространства не должна превышать 20 000 кв. м», – говорит Юлий Борисов, руководитель группы компаний UNK (градостроительство и архитектурное проектирование, комплексное проектирование корпоративных и общественных интерьеров).

Регион региону рознь

«В регионах пока мало креативных бизнесов, которые могли бы быть не просто хобби, а зарабатывать деньги. Потому в малых городах можно рассчитывать на очаги и междусобойчики знакомых друг с другом людей, но редко где это перерастает в настоящие устойчивые кластеры», – отмечает Ян Ярмощук, руководитель команды Flacon-X (подразделение дизайн-завода «Флакон») и основатель проекта CreativeSpace Hunter. По его словам, из всего этого зачастую получается «еще один формат дома культуры», особенно на селе.

Особняком стоит Московская область, где уровень социально-экономического развития, во многом обусловленный близостью к Москве, позволяет создавать полноценные креативные кластеры. «Это единственный регион, для которого Москва с натяжкой может выступать в качестве образца, когда спрос на креативные пространства формируется предложением. В остальных регионах опыт Москвы не референтен из-за объемов рынка и уровня доходов потенциальных пользователей креативных пространств», – уверен Григорий Соломин, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая земля», эксперт НИУ ВШЭ (факультет городского регионального развития). Он приводит пример подмосковной программы «Территории роста», в рамках которой в 2018 г. были разработаны концепции развития площадок в Балашихе, Коломне и Орехово-Зуеве. В каждый проект планируется вложить от 40 млн до 300 млн руб. в зависимости от вовлекаемых площадей (в среднем порядка 20 000 руб. на 1 кв. м), на каждые 10–15 кв. м будет создано одно рабочее место. Инвесторами выступают преимущественно частные лица. Есть примеры полностью девелоперских проектов (Наро-Фоминск), компаний, управляющих недвижимостью (Раменское). Расчетные сроки окупаемости составляют семь лет, но из-за пандемии увеличиваются до 10 лет.

Самый эффективный креативный кластер создан, по словам Соломина, в Орехово-Зуеве: «Там разработана грамотная концепция: есть коворкинг и event-площадка, проводят концерты, стендапы и лекции. Предусмотрен якорный резидент, маркетинговое агентство с уклоном в IT, вокруг него все и построено, генеральный директор одновременно является и управляющим кластером».

Как показала практика, даже не каждый город-миллионник готов обеспечить такой спрос на креативные пространства, который, во-первых, окупит инвестиции в них, во-вторых, даст возможность работать без убытка оператору кластера. Например, Самара по версии Дом.РФ считается одним из самых перспективных городов для кластеров. Однако недавно там выставили на торги по банкротству территорию бывшего завода кинотеатральной аппаратуры «Кинап». Предлагается классическая площадка для арт-кластера: центр города, берег Волги, дореволюционные артефакты – краснокирпичные цеха с живописными трубами. В бывших заводских корпусах до недавнего времени располагались студии, офисы, рестораны, предприятия сферы услуг, фитнес, был даже парк аттракционов. То есть владельцы уже пытались создать креативное многофункциональное пространство, куда для поддержания экономики интегрировали традиционные бизнесы. «Мы обратили внимание на этот проект, и, так как наша специализация – работа с недооцененными активами, прорабатывали разные варианты развития территории. Маркетинговый анализ и стартовое социокультурное проектирование показали, что невозможно в Самаре привлечь к объекту трафик, который смог бы окупить вложения и приносить прибыль. Скорее всего, скоро на этом месте мы увидим жилые дома – здесь экономика понятна», – рассказал Москвичев из Agastone.

Весьма сомнителен, по его мнению, успех креативных кластеров и в сельской местности: «Есть много примеров создания творческих пространств в деревнях, но инвесторы и собственники придумывали эти проекты как хобби или как дополнительный способ популяризовать и привлечь внимание к своему основному бизнесу. Например, в деревне Богимово Калужской области есть «Галерея в коровнике». Отреставрированный коровник оборудовали под небольшое выставочное пространство, там поставили столы для проведения мастер-классов и обучающих лекций по теме животноводства. Все это находится на территории фермерского хозяйства, которое производит органическое молоко и продукты на его основе. На предприятие время от времени приезжают экскурсии, но ни о каком развитии речь не идет».

Деньги решают все

Практически любой объект, не связанный с классическим жильем, можно сделать мультифункциональным, пересмотреть и модернизировать его использование, считает Морозов из архитектурного бюро A61. «Поэтому промышленный потенциал регионов нужно использовать в актуальном ключе, не зацикливаясь на статичных моделях. Даже в процессе реконструкции можно видоизменять и перемещать функции здания и их соотношение для поддержания актуальной модели развития. Ключ к успеху – это адаптивность и многофункциональность», – советует архитектор.

Но Ярмощук из Flacon-X считает, что адаптировать кластер под местные запросы как раз одна из самых сложных задач: «В столицах рынок очень живой, там сосредоточены самые сильные компании сферы креативных индустрий: больше половины занимают индустрия рекламы, IT, архитектура, образование. В регионах многие воспринимают креативные индустрии на уровне «художники и ремесла», хотя эти сферы в действительности занимают не более 5%».

Rurban Creative Lab не предполагает напрямую переносить в регионы опыт Москвы. «При создании креативного кластера необходимо решать локальные задачи, – подчеркивает директор проектов центра городских компетенций АСИ Илья Токарев. – Поэтому все площадки, что прорабатываются в рамках лаборатории, начинают двигаться в самостоятельном направлении с применением индивидуальных моделей управления, которые будут тестироваться на протяжении нескольких месяцев». По его словам, многие участники Rurban Creative Lab самостоятельно себя позиционируют. Например, в Иркутске создают медиадом для тех, кто специализируется на подготовке контента для новых медиа и социальных сетей. Также там появится арт-резиденция, где художники смогут не только работать, но и рассчитывать на медиаподдержку.

Десятка Rurban Creative Lab

На конкурс Rurban Creative Lab поступило 3339 заявок из 80 российских регионов. В нем приняли участие представители 575 населенных пунктов: 151 собственник креативного пространства, 690 представителей муниципалитетов, 405 региональных органов исполнительной власти, 484 предпринимателя, 781 представитель творческой профессии и 828 интересующихся данной тематикой горожан. Было отобрано 10 команд (региональных продюсерских центров). Каждый региональный продюсерский центр запустит по три кластера разных типов на трех разных территориях. Площадки под креативные пространства выделяли регионы.

По мнению экспертов, в регионах креативных арендаторов придется разбавлять традиционными якорями – ритейлом, офисами, развлекательными и образовательными мероприятиями. И возможно, даже строить там жилье. Создавать микс из классического бизнеса и не слишком рентабельных проектов, привлекающих аудиторию и приносящих трафик. «Часть резидентов не будут целевыми именно для арт-кластера, но зато стабильно будут платить аренду и вытягивать остальных», – надеется Москвичев.

Форсаж-архитектор, урбанист, руководитель Европейского проекта «Цифровые города», консультант программ развития ООН Ирина Ирбитская напоминает, что креативные индустрии часто вырастают из места, из его экосистемы. Эксперт, в частности, рассказала о проекте квартала с парком в Калининграде, который создавался в 2008 г. еще до моды на парки, арт-кластеры, коливинги и коворкинги. «Формат «Art-lab-Co-living международный центр» и формат парка Art-lab-park мы предложили не потому, что очень хотелось заложить в проект что-то творческое, а потому, что этот центр был решением проблемы благоустройства и капитализации парка при полном нежелании застройщика этим парком заниматься. Нужны были внутренние силы города и его внешние связи. В программе центра появились офис, лекционные и гостиные международного оператора парка, а также общие коворкинги и студии уединенной круглосуточной работы, где можно и поработать, и поспать, и завтрак приготовить, с роскошными видами на парк и новую городскую площадь с водой», – рассказывает Ирбитская.

Борисов из UNK уверен, что в коммерческом проекте успех зависит от инвестиций в редевелопмент и достаточного количества потенциальных арендаторов. Москвичев обращает внимание на то, что в России институциональные инвесторы (банки или фонды) не вкладывают в креативные пространства. Арт-кластеры – на 100% частные истории и персональные инициативы увлеченных энтузиастов. «Самый распространенный пример финансирования – собственник бывшего завода берет кредит в банке под залог недвижимости», – добавляет Ярмощук.

Инвесторы большей части площадок программы Rurban Creative Lab еще не определены. «Это задача команд – определить ключевого инвестора (или группу инвесторов), который будет инвестировать в реконструкцию и ремонт объектов. Некоторые площадки, например медиадом в Иркутске, уже имеют частных инвесторов, которые вкладывают средства в ремонт зданий, и у них есть готовые бизнес-проекты, – объясняет Токарев. – В случае, например, с рязанской ВДНХ привлечены инвестиции из областного бюджета. Администрация региона приводит в порядок объекты, находящиеся в муниципальной собственности. С частными собственниками, которые владеют некоторыми зданиями ВДНХ, команда проекта ведет работу, они должны самостоятельно привести принадлежащие им территории в соответствие с общим видом объекта».

Однако могут возникнуть проблемы с наполнением креативных кластеров. «В регионах соотношение цены аренды и цены покупки склоняет сильные региональные компании к покупке, и они не хотят переезжать даже в новый кластер, – отмечает Ярмощук. – Это в Москве динамично развивающиеся компании не замораживают капитал «в кирпичах», предпочитая аренду и рассматривая размещение на территории кластеров как дополнительный маркетинговый инструмент».

Есть и другая проблема. В креативных пространствах люди должны оставлять деньги, потому что «расчет идет на процент от оборота арендатора», говорит Москвичев. «Даже московским кластерам приходится сложно. В пандемию они безуспешно пытались получить налоговые льготы и другую господдержку, – напоминает он. – Поэтому история создания кластеров в регионах – исключительно государственная и дотационная тема, лишь в теории ставящая цель социального развития региона». Уже есть примеры создания креативных пространств за бюджетные средства, когда управление осуществляют муниципальные учреждения (например, в Черноголовке).

В мае Министерство культуры внесло законопроект об изменениях в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий. Законопроект предполагает, что в специальный реестр креативных индустрий будут внесены бизнесы с высокой долей интеллектуальной собственности на балансе, а меры поддержки такого бизнеса будут включаться в стратегии и планы социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Это даст возможность развивать инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах ГЧП, предоставлять льготы и субсидии креативным предпринимателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *