Что такое крауды и как на них заработать
Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим
Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.
Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.
С чего все началось
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.
Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.
Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.
Как работает краудфандинг
Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:
Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:
Что такое платформа для краудфандинга
Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.
Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.
Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.
Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.
Краудфандинг в России
В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.
В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.
Вот несколько известных российских платформ
Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.
Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».
Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.
Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.
Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:
Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.
Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.
Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.
AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.
Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.
Краудфандинг: секреты успеха
Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.
Крауд-маркетинг — что это такое и как он работает
В этой статье мы расскажем о самом противоречивом, но от этого не менее эффективном методе продвижения — крауд-маркетинге (crowd-marketing).
Крауд-маркетинг — это ход коммуникации с целевой аудиторией на просторах Интернета для повышения интереса к определенному продукту, бренду.
Проще говоря — это посев ненавязчивых рекомендаций-отзывов о компании на тех сайтах, где обитает ее целевая аудитория.
Крауд маркетинг для SEO играет большую роль – начиная от разбавления ссылочной массы и заканчивая местом в ТОП-3.
После размещения ссылки ее проверяют боты поисковых систем, после индексации размещения пост появляется в выдаче.
Главными задачами являются:
90−95 процентов целевой аудитории не будут брать малоизвестный или вовсе неизвестный продукт. Благодаря крауд-маркетингу значительно увеличивается узнаваемость, так как у людей появляется доверие к бренду, когда они читают, что многие уже этот товар покупали и остались довольны.
Размещение ссылок на трастовых сайтах с хорошим трафиком передает акцептору часть своего трафика. Будьте внимательны — эффект можно получить только от тематических доноров!
Если размещать естественные посты, потенциальным клиентам будет интересно узнать больше о бренде/товаре и они будут изучать Ваш сайт. Снижение процента отказов — один из важных факторов ранжирования.
Разбавление профиля также немаловажно для максимально естественного продвижения сайта. Без разбавления ссылочного профиля поисковые системы могут посчитать, что Вы только покупаете SEO, а органики нет, впоследствии наградить Ваш сайт фильтром.
Крауд-маркетинг сформировался 6 лет назад и уже стал очень популярен.
Размещение комментариев с кликабельной (активной) ссылкой на сайт заказчика на форумах, на сайтах вопросов-ответов, в соцсетях и блогах;
Представляет собой постинг отзывов на сайтах-отзовиках. К примеру, у только что появившейся компании еще нет отзывов или на нее заказывают лавину отрицательных комментариев, нужно срочно исправлять эту ситуацию. Для этого существуют сайты-отзовики на которых публикуются положительные отклики о данной компании/продукте/бренде.
Написание упоминаний (без ссылок на сайт) о компании в профильных сообществах, блогах, форумах. Этот вид постинга напоминает размещение отзывов, но размещаются они в тех местах, где обитает целевая аудитория этого продукта. Мы упоминаем в комментариях название фирмы/продукта/бренда, адрес, контактный номер менеджера. В некоторых случаях это намного эффективнее, чем проставление ссылок, поскольку не выглядит как спам и вызывает больше доверия.
Это сайты, где пользователи могут поделиться своим мнением об обращении в компанию. Негативные отзывы на таких сайтах могут привести к потерям продаж, а позитивные — повышают продажи и привлекают новых клиентов. Зарегистрировав свою компанию на всех популярных отзовиках, можно получить объективную обратную связь от реальных клиентов и улучшить качество работы.
В виде комментариев в существующих тредах; создания новых тем в тематических разделах; инициирования обсуждений из 4−5 сообщений, один из которых — со ссылкой на сайт клиента.
Это платформы, предназначенные для построения социальных взаимоотношений в Интернете. Пользователи оставляют комментарии к постам других аккаунтов либо комментируют обсуждения в профильных сообществах. Порой удачно оставленный комментарий с рекомендацией дает сотни лидов, не пренебрегайте этим видом продвижения!
Это сайты, где пользователи задают интересующий их вопрос (например, Где купить гипоаллергенный шампунь?). Ваша задача — помочь пользователям найти товар/компанию/услугу, в которой они действительно нуждаются здесь и сейчас. Если Вы продаете розовых слонов и ими еще никто не интересовался — не отчаивайтесь! Инициируйте обсуждение сами: задайте вопрос «Где бы мне купить розового слона в подарок любимой жене на День рождения?» и через некоторое время (2−3 дня) от лица другого пользователя напишите ответ со ссылкой на свой сайт. А вдруг Ваша идея подарка станет новым трендом?:)
Это структурированный перечень ссылок на сайты компаний с кратким описанием. На данных площадках обязательно зарегистрируйте карточку компании с активной ссылкой на сайт, особенно если работаете в узкой тематике.
Это всем известные порталы приложений, на которых также можно оставлять отзывы и тем самым формировать их рейтинг.
Это сайты, на которых ленту новостей ведет один человек (либо компания). Крауд-маркетинг реализовывается в виде комментариев под статьями или самостоятельных статей, в которых можно рассказать о пользе того или иного продукта и намекнуть, где его можно приобрести.
Это позволит достичь наибольшей заинтересованности целевой аудитории, потому что Вы знаете ее потребности как никто другой. Но предупреждаем сразу — на лавину трафика от своих комментариев не рассчитывайте. Максимум, чего Вы сможете достичь работая лично — это небольшое количество натуральных ссылок и маленький рост посещаемости. Этот метод идеально подходит для малого бизнеса.
Поручить размещение постов фрилансеру — не сложно, но есть вероятность, что человек «с улицы» плохо разбирается в тематике, а значит на его обучение/введение в курс дела может уйти немало времени.
Нанимая удаленного сотрудника, Вы берете на себя риски того, что он пропадет с предоплатой; просто пропадет; сделает халтуру; не изучит продукт; благородно откажется от выполнения проекта (равно потеря времени).
Конечно, в этом сотрудничестве есть свои преимущества и положительные аспекты:
Восемь краудлендинговых площадок, где вы можете заработать (или совсем нет)
Бывший топ Сбербанка и Ситибанка, опытный инвестор Евгений Дьячков (более 700 кейсов на 8 площадках) рассказывает об основных игроках рынка, доходности и рисках
В первой части я дал основные советы начинающим инвесторам. В этой расскажу о конкретных площадках для краудлендинговых инвестиций: я начал работать с этим типом инвестиций два года назад, за все время у меня было более 700 кейсов на восьми площадках (с учетом 300 кейсов до 1 месяца). Сегодня я расскажу про основные из них.
Мой первый опыт инвестиций в краудлендинг был на этом сервисе. Привлек бренд ФРИИ, площадка показалась надежной. В течение 2018 года я вошел в 11 проектов с минимальным чеком 100 тыс. рублей. Первый кейс прошел благополучно, поэтому я продолжил инвестировать. На этом этапе моей главной целью было понять, что такое краудлендинг и как он работает. Семь из 11 проектов тогда закончились дефолтами (банкротствами), по пяти из них сейчас идут судебные разбирательства, причем их могло бы быть больше, если бы я не нашел контакты собственников компаний, которые StartTrack не разглашает. В личной коммуникации мне удалось вернуть деньги из двух компаний, другим инвесторам так не повезло. Ни о какой рентабельности в этих проектах речи и быть не могло.
Я решил максимально диверсифицировать портфель: каждый месяц находил новую компанию, но не чаще. Если все займы находятся одновременно на одной стадии исполнения – портфель может посыпаться. Большинство рисков дефолта лежат в первых трех-четырех месяцах. Шанс, что вы не получите первый платеж – примерно 30%. Шанс, что получите только первый, еще 30%. На второй – третий платежи приходятся остальные 30% риска. После 4 платежей риск дефолта не больше 10%. Все это характерно для стандартного займа на 12 месяцев. Сейчас редко можно встретить займы на более долгий срок.
Второй важный урок, который я вынес, – нужно, чтобы в платежах с первого месяца присутствовало тело кредита. Если срок другой, либо выплата тела происходит не с первого месяца, то динамика меняется. Половина компаний на StartTrack выплачивали тело кредита либо через полгода, либо вообще последним платежом. Это способствует сокрытию реального положения дел в компании. Когда компания платит тело кредита сразу, гораздо легче увидеть возможность дефолта. Выплатой только процентов (это небольшие суммы) компания маскирует свое реальное положение и может не выбиваться из графика даже в преддефолтном состоянии.
В этом проекте у меня возникли большие вопросы к андеррайтингу, финансовой оценке компаний, а также к работе служб поддержки и безопасности. К сожалению, стиль общения сотрудников этих подразделений очень далек от уровня банковских работников. Когда одна из компаний просрочила платеж более чем на полтора месяца без каких-либо комментариев, сотрудник службы безопасности отказался предоставить контактные данные компании с формулировкой «иначе вы их замучаете».
Следующей краудлендинговой платформой для меня стала Penenza. Она специализируется на коротких займах до 90 дней (иногда они могут составлять 30 дней) на реализацию госзаказа либо под организацию торгов. Основное их направление – выдача займов для обеспечения участия в тендерах. В тот момент Penenza была крупнейшим игроком рынка, но надобности в этом виде инвестиций сейчас почти нет, компании обходятся банковскими гарантиями.
На эту площадку у меня пришлось почти 300 краткосрочных займов от 20 до 100 тысяч рублей на срок от 10 дней до 120 дней. На площадке очень быстрая оборачиваемость, работа идет через номинальный счет.
Я инвестировал туда достаточно крупные суммы, но соблюдал то же правило, что и в StartTrack с графиком распределения инвестиций и вычислением дефолтов: сегодня вкладываешь 100 тыс. рублей, если все идет хорошо, через неделю добавляешь еще 100 тыс. и так далее. Таким образом я довел сумму единовременных инвестиций на Penenza до 4 млн рублей.
Плюсы: отлаженная коллекторская работа, прозрачная схема инвестиций. Минусы: ужасная поддержка. Ничего хуже, чем общение в чате и по телефону с сотрудниками Penenza, я не встречал. Постоянно создается ощущение, что вы им что-то должны, высокомерное общение на грани хамства, на отвали. Никакой обратной связи. В лучшем случае ответ через несколько дней, в худшем – вообще без ответа. Я инвестировал довольно крупную сумму и настаивал на личном общении с руководством площадки, так как мне важно было видеть людей, которые получат мои деньги. В результате мне ответили, что «компания не видит смысла в личной встрече со мной».
В июле 2019 года Penenza просто перестала отдавать деньги: ты отправляешь платеж, он не приходит. Каких-то внятных комментариев, кроме «ждите, у нас проблемы с банком», я не получил. Я пытался понять реальное положение дел, уже было написано заявление в прокуратуру, исковое заявление в суд. Через две недели компания начала осуществлять выплаты с другого счета. После этого я стремительно вывел деньги из Penenza и прекратил с ними работу.
Я зашел в несколько проектов Invoice Cafe весной 2019 года. Получил один дефолт. Когда стал разбираться, то понял, что у ребят серьезная беда с анализом. Мы разошлись с ними достаточно адекватно. Они занимались факторингом, пытались привести факторинговую историю в крауд – тогда единственные на рынке. Сейчас уже не работают.
У проекта достаточно глубокая проработка кейсов: оценивается юридическая история компании, ее финансовое состояние, история возникновения бизнеса, платежная дисциплина юридического лица и бенефициаров и так далее. Специализируются на малом количестве выкладываемых проектов – это скорее нишевая история, чем массовая площадка. Я бы охарактеризовал их работу как инвестиции для себя и узкого круга близких лиц. Это такой крауд-клуб инвесторов. Поэтому собрать и проанализировать какую-то статистику по этому проекту пока тяжело. Пока у меня там только 4 кейса.
FanMoney совсем молодой проект. Контактные, открытые, амбициозные ребята, которые работают с моделью ЕБРР – это самая распространенная в России методика оценки микро- и малого бизнеса на основе не только официальной, но и управленческой отчетности. Она неплоха как базис, но ее как любую модель нужно адаптировать к российским реалиям. Их специфика – в основном FMCG-сегмент, которым ранее занимался основатель площадки Сергей Черемушин. Это тоже нишевый, отраслевой сервис.
Работаю с Jetlend около года, общаюсь с CEO Романом Хорошевым. Пока могу сказать только хорошее. Человек был открыт и ничего не скрывал, приглашал постоянно на их командные сборы. Было очень четкое понимание, что они делают. Роман попросил поделиться своим опытом в инвестировании, просуживании кейсов, фиксировал себе эти моменты. Работа с заемщиками максимально автоматизирована, а вот с инвесторами работает отдельный менеджер адекватного уровня и хорошей коммуникацией. Технические косяки достаточно быстро исправляются, плюс у меня хорошие отношения персонально с Романом.
Сейчас одновременно держу там более 1,5 млн рублей в примерно 40 кейсах. В общей сложности было около 60 кейсов на этой площадке. До кризиса просрочка была только по одному из них.
Во время пандемии они самостоятельно провели переговоры с заемщиками, согласовали с ними определенные условия, и уже после этого вынесли их на суд инвесторов, которые могли либо их принять, либо отказаться и уже сами договариваться или судиться. Это достаточно честная позиция.
Могу сказать, что у них один из самых сильных и адекватных блоков работы с клиентом на рынке. Крупная международная группа (холдинг Mikro Kapital, Делимобиль и AnyTime) – это явный плюс. Прежде чем сделать первую ставку (100 тысяч рублей) в феврале 2019, посетил офис – смущала частая смена генеральных директоров в компании. Со мной общался на тот момент директор департамента бизнеса Армен Минасян, который в том же году стал CEO. На следующий день у меня появился персональный менеджер, который рекомендует проекты, знает все детали по ним и занимается их сопровождением. Через несколько месяцев я единовременно вкладывал 15 млн рублей, общий объем инвестиций доходил до 30 млн рублей.
По количеству проектов по итогам 2019 года я был на первом месте среди всех инвесторов площадки. До декабря 2019 у меня из 120 активных кейсов (всего инвестировано в 173 проекта) было всего два дефолта, все шло идеально, но за декабрь-январь накопилось 12 просрочек. Вариация модели ЕБРР, которую использует «Город денег», видимо, дала сбой. Да, они ее регулярно пересматривают, но для меня январь был напряженным. Из 12 проблемных кейсов в феврале 2 займа успешно вернулось, еще 3 вышли на рабочий режим обслуживания.
Клиентоориентированность компании проявилась и во время кризиса. Площадка проводит большую работу, учитывая интересы инвесторов и заемщиков: по каждому проблемному кейсу выясняют, сколько данный заемщик может выплачивать ежемесячно. К примеру, до начала кризиса ежемесячный платеж составлял 300 тыс. рублей, а в текущий момент он готов выделять на погашение кредита не более 100 тыс. рублей. Далее переговоры с каждым инвестором этого займа о реструктуризации. Кто-то уступал больше, кто-то меньше, но в конечном итоге кредитная нагрузка заемщика сокращается, и всех это устраивает.
Отказ от инвестиций
У меня было несколько неудачных попыток, когда я принял решение не инвестировать на конкретных площадках. Это Модуль.Деньги, Альфа.Поток, Симплифай и Карма.
Руководство Модуль.Денег и Симплифая не шло на контакт: мы ничего вам не расскажем, хотите инвестировать – давайте, нет так нет. Я не взаимодействую с площадкой, чья механика принятия решений мне непонятна, поэтому я отказался от инвестиций в эти проекты.
От Потока отказался после общения с другими инвесторами, так как понял, что у большинства из них был минус, и я не стал даже пробовать. При этом знаю, что там осенью появились новые акционеры и сменился менеджмент. Возможно, ситуация изменится. Я лично не знаком, но от бывших коллег по финансовому рынку слышал положительные отзывы о новых акционерах, их подходе к бизнесу и компетенциям. Если они возьмут на вооружение модель JetLend и Города Денег “финтех с человеческим лицом”, возможно, попробую.
Изначально было желание инвестировать в Карму. Но оценив соотношение риска-прибыли, я все же не стал этого делать. Их средняя доходность – около 20%. Это неплохая ставка при меньших рисках. Брать на себя полноценные риски за такую доходность я не готов, у меня есть более интересные варианты. Смущает и малое количество заявок на платформе: без потока заявок сложно добиться заявленной доходности.
Какая стратегия эффективнее
Прежде чем начать инвестировать через краудлендинговые площадки, нужно стать для себя финансовым советником. Цель не том, чтобы всегда и все пропускать через себя, но важно разобраться в том, как все устроено, построить систему, которая промасштабирует опыт. У меня наработана структура, которая позволяет быстро принимать решения. Получаешь опыт на небольших кейсах, это выводится в некие аксиомы, которые потом закладываешь в какой-то механизм принятия решений, после чего этот механизм становится очень простым.
Многие оценивают компании, опираясь на коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности на основе мультипликативного дискриминантного анализа данных финансового баланса).
Я считаю, что для России этот коэффициент не работает.