Что такое краб в армии
«Крабы» идут в польскую армию
Польская армия вооружилась первыми серийными САУ Krab. Вчера, 24 марта, портал defence24.pl сообщил о том, что компания Huta Stalowa Wola начала поставки в войска серийных «Крабов».
Польша начала работы по замене советских САУ «Гвоздика» ещё в 90-е годы, но только сейчас армия начала получать серийные образцы самоходных гаубиц. Компания Huta Stalowa Wola поставила САУ и вспомогательную технику для оснащения второго артиллерийского дивизиона (первый получил 24 предсерийных САУ Krab в 2017 году).
Восемь серийных САУ Krab, а также командные машины и машины подвоза боеприпасов были доставлены в 5-й Любуский артиллерийский полк, расположенный в Сулехуве. Ещё восемь самоходных гаубиц должны быть переданы полку летом этого года.
Krab оснащается шасси от южнокорейской гаубицы K9 Thunder и башней от британской САУ AS-90M Braveheart (производится в Польше по лицензии). На вооружении польской армии «Крабы» заменят самоходки 2C1T Goździk (польская модификация советской самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»).
Масса САУ Krab составляет 52 т, экипаж — 5 человек. Скорострельность 155-мм орудия достигает 6 выстрелов в минуту, максимальная дальность ведения огня — 40 км (при использовании специализированных высокоточных боеприпасов — до 70 км). Гаубица может развивать скорость до 60 км/ч и имеет запас хода около 360 км.
Новое в блогах
Сначала цитата: «Главная полоса сопротивления немецких войск глубиной 5—7 км представляла собой систему хорошо укреплённых опорных пунктов и узлов сопротивления, приспособленных к круговой обороне и соединённых между собой большим количеством траншей и ходов сообщения. Для усиления этих опорных пунктов немцы впервые применили цельнометаллические пулемётные точки «крабы».»
Что же это за зверь такой? Обратимся к описанию в справочнике «Типы инженерных сооружений немецкой полевой обороны» ноября 1943 г.:
Бронеколпак представляет собой бронированное пулеметное гнездо. Высота бронеколпака 1,8 м, средний диаметр — 1,6 м. Толщина брони около амбразуры 115 мм, в нижней части люка 35 мм, в верхней — 45 мм. Амбразура находится в узкой части бронеколпака и состоит из 2-х отверстий, одно для наблюдения, другое для ствола пулемета. Размер амбразуры 160Х110 мм. Амбразура может быть наглухо закрыта из бронеколпака специальной стальной заслонкой. Люк для входа в бронеколпак расположен со стороны, противоположной амбразуре. Пулемет укрепляется на специальной установке, дающей возможность вести огонь в секторе до 45°.
Наблюдение за полем боя ведется через перископы, для которых в бронеколпаке имеются два отверстия, закрывающиеся крышками. Для установки бронеколпака на местности отрывается котлован, глубиной около 0,8 м. После установки, бронеколпак с боков засыпается землей. В большинстве случаев на аэроснимках масштаба 1:8 000-1:10 000 бронеколпаки не дешифруются.
Выглядел он вот так:
Амбразура закрывалась специальной поворотной заслонкой:
Т.е. можно было закрыть ее на период артподготовки и не рисковать залетом внутрь осколков.
Сзади в «крабе» была дверка, открывавшаяся в траншею:
Вид на станок пулемета изнутри:
Вот он на выставке трофейного вооружения в Москве:
Вот он на выставке трофейного вооружения в Москве:
Возили их прикрепив сбоку колеса и вставив в амбразуру хобот, вверх ногами, и закидывали в отрытый котлован:
Символичное фото, две новинки Курской дуги.
В любом случае, при артобстреле он даёт большую защищённость, чем просто траншеи и открытые ходы сообщений
«Краб» и другие «ракообразные»
В последние годы в сухопутных войсках Польши интенсивно обновляется артиллерийский парк. Современное вооружение, часто производимое на собственных предприятиях, постепенно вытесняет наследие времён Организации Варшавского договора, хотя завершится этот процесс ещё нескоро.
После распада Организации Варшавского договора и переориентации Польши на НАТО и Евросоюз польская армия претерпела существенные сокращения, впрочем, не носившие обвального характера. К середине 2018 года в составе польских сухопутных войск имелись три дивизии (11-я Любуская бронекавалерийская, 12-я Щецинская и 16-я Поморская механизированные), 21-я бригада подхаляньских стрелков (горно-пехотная), 6-я воздушно-десантная бригада, 25-я бригада воздушной кавалерии (аэромобильная), а также бригада армейской авиации, две бригады логистики и ряд более мелких частей.
Осенью 2018 года началось формирование четвёртой дивизии — 18-й Железной механизированной. Это соединение будет дислоцироваться в восточной части страны, компенсировав расформированные в 2011 году 1-ю механизированную дивизию и 3-ю механизированную бригаду. В состав 18-й дивизии уже вошли 21-я бригада подхаляньских стрелков (утратившая свой статус отдельной) и 1-я бронетанковая бригада, переданная из 16-й дивизии (эта бригада была в 16-й дивизии «сверхштатной» — четвёртой по счёту). В дальнейшем предполагается сформировать для 18-й дивизии ещё одну бригаду и части дивизионного комплекта.
Наследие прошлого
Количественное уменьшение Войска Польского привело к сокращению номенклатуры ракетно-артиллерийского вооружения. Польша полностью избавилась от тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов советского производства, всех типов буксируемых артсистем и некоторых самоходок (например, сравнительно недавно были списаны все восемь имевшихся 203-мм САУ 2С7 «Пион»). В настоящее время польская полевая артиллерия представлена исключительно самоходными системами, видимо, такое положение сохранится и в обозримом будущем.
Наиболее распространённым типом артсистем является 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика». Во времена социализма Польша получила 533 такие самоходки, в составе сухопутных войск по состоянию на 2016 год оставалось 292 единицы, но в боевых частях их около 200, а точнее — 198. «Гвоздиками» укомплектованы 11 дивизионов в «тяжёлых бригадах» (трёх бронекавалерийских, одной бронетанковой, пяти механизированных, одной береговой обороны и одной подхаляньских стрелков). По крайней мере, часть польских «Гвоздик» прошла модернизацию до уровня 2С1Т, получив аппаратуру автоматизированной системы управления огнём артиллерии «Топаз».
Второй по массовости тип артсистем — 152-мм самоходка «Дана» чехословацкого производства. В 80-е годы Польша получила 111 таких САУ, которые поступили на вооружение корпусной артиллерии. В 2013 году три артполка передали в состав дивизий: 5-й Любуский полк — в 12-ю, 11-й Мазурский — в 16-ю, и 23-й Шлёнский — в 11-ю. Эти полки имеют смешанный состав: наряду с «Данами» в них эксплуатируются и РСЗО.
Долгая эпопея «Краба»
С начала 90-х годов Польша стала искать новую 155-мм самоходную артиллерийскую установку. Предполагалось приобрести за рубежом лицензию на выпуск башен САУ с вооружением и устанавливать их на шасси польского производства. Поначалу велись переговоры со Словакией на предмет адаптации башни САУ «Зузана» на шасси гусеничного минного заградителя «Калина». В 1997 году был объявлен международный конкурс, в котором помимо словаков участвовали британцы с башней от САУ AS-90, немцы с PzH 2000, а также южноафриканцы с Т-6. После двух туров конкурсная комиссия отсеяла Т-6 и «Зузану», предоставив министерству обороны право выбора между британским и немецким вариантами. На стрельбовые испытания, состоявшиеся в июне 1999 года, PzH 2000 не прибыла: немцы сослались на проблемы с таможенным оформлением. Для англичан же таможня не стала преградой, и 26 июля 1999 года было подписано соглашение о лицензионном производстве башен AS-90 (точнее, AS-90/52 — варианта со стволом длиной 52 калибра) на предприятии «Гута Стальова Воля», в своё время выпускавшем «Гвоздики».
Шасси для новой САУ, получившее обозначение UPG-NG, разработало конструкторское бюро OBRUM завода «Бумар-Лабенды». По сути, оно представляло собой удлинённую до семи катков ходовую часть «Калины» с силовой установкой танка РТ-91 (польского модернизированного варианта Т-72).
Дальнейшая реализация проекта САУ, получившей обозначение «Краб», шла нелегко. В июне 2001 года был готов первый прототип, вскоре за ним последовал второй, оба они комплектовались башнями британского производства. Третья же машина, получившая башню, изготовленную в Польше, была готова лишь в 2011 году. Много неприятностей доставило шасси: завод «Бумар-Лабенды» так и не смог обеспечить приемлемого качества. Пока в Польше продолжалась его доводка, британцы прекратили производство стволов для AS-90, поэтому для первого дивизиона «Крабов» стволы пришлось покупать во Франции (8 единиц) и Германии (16 единиц).
В сентябре 2012 года армии, наконец, передали первую батарею «Крабов» (8 единиц), которая поступила в 11-й Мазурский артполк. Однако их эксплуатация только подтвердила ненадёжность UPG-NG: в них обнаружили многочисленные микротрещины. В итоге в 2014 году правительство вынужденно отказалось от идеи использовать шасси отечественной разработки и купило лицензию на шасси южнокорейской САУ К9. Таким образом, «Краб» из «наполовину польского» продукта стал «полонизированной» помесью двух зарубежных самоходок.
Первые 24 шасси поставили из Кореи в готовом виде. Это позволило к июлю 2017 года завершить укомплектование дивизиона «Крабов» в 11-м артполку. Помимо 24-х САУ, дивизион располагает 11-ю бронированными машинами управления на усовершенствованном шасси МТ-ЛБ польского производства (две машины WDSz для управления дивизиона и девять машин WD для командиров батарей и огневых взводов), шестью автомобилями подвоза боеприпасов «Ельч» Р882.53, одной подвижной мастерской «Ельч» P662D.35 и одной машиной связи. Всё это в комплексе образует дивизионный огневой модуль «Регина».
В 2016 году был подписан контракт на поставку ещё четырёх модулей «Регина». Таким образом, к 2025 году количество «Крабов» в Войске Польском достигнет 120 единиц. Место этих САУ в организационной структуре сухопутных войск пока остаётся неясным. Если предположить, что остальные модули «Регина», как и первый, поступят в артполки дивизий, то замены «Гвоздикам» в бригадах пока не предвидится. С другой стороны, новая САУ «Криль» позиционируется как замена самоходок «Дана», которые эксплуатируются именно в артполках дивизий. Можно предположить, что по мере поступления «Крилей» «Крабы» будут передаваться из дивизий в бригады.
Летом 1915 года в строй должен был вступить первый из этих линкоров – «Императрица Мария» (вооружение: двадцать 130-миллиметровых орудий и двенадцать 305 миллиметровых орудий). Однако первый переход в Севастополь из Николаева корабль должен был совершить с неопробованными орудийными башнями основного калибра. Естественно, его переход можно было считать обеспеченным лишь в том случае, если исключалась встреча «Императрицы Марии» и крейсера «Гебен». Для обеспечения перехода «Императрицы Марии» в Севастополь, появилась идея преградить «Гебену» вход в Черное море. Для этого нужно было скрытно поставить минное заграждение у пролива Босфор. Для такой постановки мин около неприятельского побережья наиболее подходящим был подводный минный заградитель. Вот почему выполнение задачи поручили подводной лодке «Краб», которая не завершила еще своих испытаний.
В 07:00 25 июня 1915 года подводный минный заградитель «Краб» под коммерческим флагом с 4 торпедами и 58 минами и на борту снялся со швартовов.
Кроме личного состава, на заградителе находились: капитан первого ранга начальник Подводной бригады Клочковский В.Е., лейтенант флагманский штурман бригады Паруцкий М.В. и лейтенант сдаточный капитан завода инженер-механик Лукьянов В.С. (последний в поход вышел по собственному желанию). Заградитель сопровождался новыми подводными лодками «Морж», «Тюлень» и «Нерпа».
Подводная лодка «Краб», согласно полученным инструкциям, должна была поставить минное заграждение на линии Босфорских маяков (Анатоли-Фенер и Румели-Фенер) длиной в 1 милю. Подводная лодка «Нерпа» должна была блокировать Босфор с востока, находясь около маяка Шили (Анатолийское побережье Турции, восточнее Босфора); подводная лодка «Тюлень» должна была находится к западу от Босфора, а подлодка «Морж» – на позиции против самого Босфора.
В 09:20 подводная лодка «Краб», находясь на параллели мыса Сарыч, взяла курс на Босфор. Подлодки «Тюлень», «Нерпа» и «Морж» шли в кильватерной колонне, при этом головная подлодка «Тюлень» находилась на левом траверзе «Краба». Стояла ясная погода, ветер не превышал двух баллов. Подводная лодка «Краб» шла под двумя керосиновыми моторами правого борта. Через несколько часов работы должны были перейти на двигатели левого вала, для осмотра первых и приведения их в порядок.
С 10 до 11 часов были проведены стрелковое и артиллерийское учения: были опробованы пулеметы и 37-миллиметровое орудие. По приказу начальника бригады в 12.00 на подводных лодках были подняты вымпел и военный флаг. В 20:00 подлодки начали расходиться, для того чтобы не стеснять друг друга в темноте в маневрировании. Утром они вновь должны были встретиться.
Минный заградитель «Краб», имея большую скорость, чем остальные подводные лодки, пришел в точку встречи утром 26 июня раньше сопровождавших его подводных лодок. Поэтому, для использования свободного времени, двигатели остановили и произвели дифферентование и погружение заградителя «Краб». Во время погружения обнаружилось, что подводная лодка «Краб» теряет плавучесть кормой. Выяснилось, что кормовая дифферентная цистерна заполнялась водой в связи с тем, что горловина цистерны пропускала из настройки воду. Пришлось всплыть и заменить резину на горловине цистерны. Повреждение было исправлено, после чего вновь приступили к дифферентованию.
Во время дифферентования обнаружилось, что перекачка воды между дифферентыми цистернами невозможна из-за малой мощности помпы. Во время всплытия заградителя оставшаяся в надстройке вода спускалась по трубам.
Но оказалось, что это происходит медленно, поэтому необходимо было открыть горловину кормовой дифферентной цистерны и спустить часть воды в нее, а затем откачать ее за борт брандспойтом.
Все подводные лодки в 10:50 были в сборе. После удефферентования «Краба» подводные лодки «Тюлень» и «Нерпа» направились на заданные позиции, а подлодка «Морж», поскольку она должна была занять позицию против Босфора, следовал вместе с минным заградителем «Краб». До Босфора оставалось пройти 85 миль. Капитан первого ранга Клочковский намечал осуществить минную постановку в вечерних сумерках, для того чтобы в случае неудачи или неисправности заградителя при постановке или сразу после нее ночью оставался резерв времени. В связи с этим он решил произвести минную постановку вечером на следующий день, то есть 27 июня.
Моторы пустили в 14:00, дали ход и одновременно была начата зарядка аккумуляторной батареи. В 20:00 подлодка «Морж» ушла. При этом она получила предписание встретиться против Босфора на следующее утро, но вне видимости подводной лодки с берега. В 00:00 27 июня зарядку батареи завершили (принято 3000 А-часов), двигатели застопорили, и подлодка «Краб» простояла на месте до 04:00, после чего она пошла малым ходом. В 06:30 открылся берег по носу, в 07:35 показалась подводная лодка «Морж» справа по траверзу. В 09:00 легкая мгла почти скрыла берег. «Краб» находился от пролива Босфор в 28 милях. Моторы застопорили, а затем, после обеда, в 11:40 вновь пустили, однако уже на винт и зарядку, для того чтобы батареи к предстоящей минной постановке были полностью заряжены. В 11 милях от Румели- Фенер в 16:15 моторы застопорили, в 16:30 начали погружение. Через 20 минут после этого дали подводный ход в 4 узла. Начальник бригады подводных лодок принял решение ставить минное заграждение от маяка Анатоли-Фенер к Румеоли-Фенер, а не наоборот, поскольку в последнем случае в случае ошибки в скорости подводный заградитель «Краб» мог выскочить на Анатолийский берег.
Определение места подлодки производилось в перископ. Однако для того чтобы не обнаружить себя, находившийся в рубке начальник бригады подводных лодок брал пеленги перископом, выставляя его на поверхность только на несколько секунд, после чего он передавал отсчет по кругу флагманскому штурману, который вел прокладку курса.
В 18:00 заградитель находился в 8 милях от Анатоли-Фенер. «Краб» шел на глубине 50 футов (15,24 метров), считая от киля подводной лодки до поверхности. Затем глубину увеличили до 60 футов (18,29 метров). В 19:00 во время определения места заградителя напротив пролива обнаружили турецкий сторожевой пароход, находившийся в 10 кабельтовых от заградителя. Однако от атаки парохода капитан первого ранга Клочковский отказался, поскольку боялся обнаружить себя и сорвать постановку минного заграждения. Глубину увеличили до 65 футов (19,8 метров), для того чтобы пройти под килем парохода, заградитель «Краб» лег на курс 180 градусов.
В 19.55 заградитель от маяка Анатоли-Фенер находился в 13,75 кабельтовых. В 20:10 приступили к постановке мин. Через 11,5 минут минный заградитель краб коснулся грунта. Поскольку начальник бригады подводных лодок стремился поставить минное заграждение как можно ближе к маякам, то он посчитал, что минный заградитель прикоснулся к Румелийской отмели. В связи с этим Клочковский дал распоряжение положить руль на правый борт, продуть цистерну высокого давления и остановить минный элеватор. В этот момент по указателю последняя мины была еще не поставлена.
В 20:22 последовал сильный толчок, а затем еще несколько. Заградитель поднялся до 45 футов (13,7 метров), имея значительный дифферент на нос, однако дальше не всплывал, вероятно, задев за что-то носом. Тогда застопорили ход и продули среднюю цистерну, чтобы дать возможность подводной лодке освободиться и не намотать на винт минрепы (если заградитель находится на минном заграждении). Через минуту «Краб» поднялся до половины рубки, находясь на курсе на норд. С левого борта в иллюминатор рубки в сумерках виднелся маяк Румели-Фенер…
Заградитель в 20:24 вновь погрузился, набрав ход 5,25 узлов.
Через минуту во время попытки поставить «последнюю мину» выяснилось, что указатель работал неверно: данная мина была поставлена перед самым соприкосновением с грунтом. Скорость заградителя уменьшили, а глубину увеличили до 65 футов (19,8 метров), для того чтобы проходить под килем встречных судов и под возможными минными заграждениями.
«Краб» в 20:45 увеличил скорость до 4,5 узлов, чтобы как можно быстрее отойти от Босфора, поскольку имелись большие дифференты, и возникло предположение, что подводная лодка получила повреждение корпуса. Капитан первого ранга Клочковский в 21:50 дал приказ всплыть. После всплытия начальник бригады подводных лодок вместе с командиром вышли на мостик наверх. Было темно. Ничего не было видно: лишь на черной полосе берега, около пролива виднелись вспышки огня, а западнее его – слабый мерцающий свет… Включили вентиляцию подводной лодки и разрешили выйти наверх нуждающимся в свежем воздухе, а такие имелись, в особенности в кормовом отделении минного заградителя, где стояли керосиновые моторы… Вот, что в своем донесении записал командир подводной лодки старший лейтенант Феншоу Л.К.: «Ввиду недостатка времени, оставшегося перед погружением, не мог как следует охладить керосиновые моторы и пошел с горячими моторами под воду.
От высокой температуры, исходившей от нагревающихся электромоторов, во время продолжительного 6-часового подводного хода появились значительные выделения паров масла и керосина, настолько сильные, что большинство команды угорело не только в кормовой части подводной лодки, но и в других частях судна. Даже в рубке, где находились начальник бригады подводных лодок, флагманский штурман, командир подводной лодки и вертикальный рулевой, глаза сильно слезились, а дыхание было затруднено. Вследствие этого после всплытия подводной лодки часть команды вышла на палубу, а мичмана Иванова, и.д. старшего инженер-механика, вынесли в полубессознательном состоянии».
В 23:20 запустили керосиномоторы правого борта, а спустя 25 минут – левого борта. Начальник бригады должен был дать условленную радиограмму командиру подлодки «Морж», однако это сделать не удалось, поскольку во время подводного хода порвалась антенна заградителя.
Дальнейшее плавание подводной лодки «Краб» до Севастополя прошло без инцидентов. Опасались лишь за то, что не хватит смазочного масла, поскольку его расход оказался гораздо больше предполагавшегося. Последнее неожиданным не было, так как еще 8 апреля во время испытаний подводного минного заградителя на надводный ход комиссия решила изменить устройство смазки упорных подшипников и установить холодильник для охлаждения стекающего масла, однако этого к настоящему походу сделать не успели.
29 июня в 07:39 при подходе к Севастополю минный заградитель «Краб» разошелся с эскадрой Черноморского флота, вышедшей из Севастополя. Начальник бригады подводных лодок донес командующему флотом о том, что заградитель выполнил боевое задание. В 08:00 вновь подняли коммерческий флаг. В 09:30 подводный минный заградитель «Краб» отшвартовался в Южной бухте у базы.
На следующий день после того как были поставлены мины турки по всплывшим минам обнаружили заграждение, выставленное подводной лодкой «Краб». Подняв одну из них, поняли, что мины были поставлены подлодкой. Сразу же дивизион тральщиков начал траление, и комендант Босфора 3 июля донес, что ликвидировано минное заграждение.
Однако данное заключение было очень поспешным: на «вытравленном» заграждении носовой частью подорвалась канонерская лодка «Иса Рейс». Она была отбуксирована к берегу и списана.
5 июля 1915 года навстречу четырем турецким пароходам с углем вышел крейсер «Бреслау». От мыса Кара-Бурну Восточный в 10 милях на норд-ост он подорвался на мине и принял внутрь 642 тонны воды (при водоизмещении 4550 тонн). Это минное заграждение выставили в декабре 1914 года минные заградители Черноморского флота – «Георгий», «Алексей», «Ксения» и «Константин». Крейсер «Бреслау» под охраной тральщиков вошел в Босфор и встал в Стении в док. На его ремонт было затрачено несколько месяцев, и только в феврале 1916 года он вступил в строй. Для германо-турецкого флота это было существенной потерей, если учесть, что из легких крейсеров в его составе оставался только тихоходный «Гамидие». В этот период линейный крейсер «Гебен» в Черное море не выходил, поскольку было принято решение использовать его только в крайних случаях. Причина – недостаток в угле, который был вызван боевыми действиями российских судов в угольном районе Анатолийского побережья.
20-21 августа 1915 года после окончания ремонта он выходил в море. От командующего Черноморского флота в начале декабря пришло распоряжение, чтобы заградитель «Краб» при благоприятной погоде вышел на минную постановку, а потом – блокировал порт Зунгулдак.
10 декабря минный заградитель «Краб» вышел для выполнения приказа командующего Черноморского флота в море, но 12 декабря из-за штормовой погоды вынужден был возвратиться в Севастополь. Таким образом, «Краб» в последние месяцы 1915 года не проводил минных постановок. Капитан второго ранга Феншоу Л.К. в августе был назначен и.д. начальника первого дивизиона подводных лодок, куда входили «Краб», «Тюлень», «Нерпа» и «Морж». Командиром «Краба» в октябре 1915 года назначили старшего лейтенанта Паруцкого Михаила Васильевича (родился в 1886 году, курс подводного плавания окончил в 1910 году) – флагманского штурмана Подводной бригады, занимавшего до этого должность командира подводной лодки, а в 1912 году – должность замначальника дивизиона подводных лодок по тех. части. Вместо инженер-механика лейтенанта Иванова М.П. на «Краб» был назначен инженер-механик мичман Никитин П.И., исполнявший должность старшего инженер-механика в феврале-октябре 1916 года.
«Краб» в феврале 1916 года получил задание выставить у Босфора мины. Из Севастополя он вышел в 17:10 25 февраля под брейд-вымпелом начальника Подводной бригады капитана первого ранга Клочковского. Но в связи со штормовой погодой через двое суток, 27 февраля в 20.45, заградитель вынужден был вернуться в Севастополь.
Во время гражданской войны Монастырев состоял в белом флоте. Его постигла судьба других бывших офицеров, которые выступали против своего народа: Монастырев оказался в Бизерте. Здесь в период с 1921 по 1924 год Монастырев занимался выпуском «Бизертского морского сборника» и историей российского флота. Служба Монастырева в белом флоте завершилась в ноябре 1924 года после признания СССР Францией. Во время эмиграции Монастырев Н.А. написал несколько книг и статей об истории российского флота, подводных лодках, исследованию Арктики и др. вопросам.
Несомненно, незаурядным офицером-подводником являлся и последний командир подводной лодки «Краб» капитан второго ранга (в этот чин произведен в 1917 году) Паруцкий М.В., однако и он оказался впоследствии в эмиграции.
Необходимо отметить и капитана первого ранга (с 1917 года контр-адмирала) Клочковского Вячеслава Евгеньевича, начальника Подводной бригады, служившего с 1907 году в подводном флоте. Он командовал подводной лодкой, а затем и соединениями подводных лодок. Клочковский, как и Монастырев, служил в белом флоте. Впоследствии перешел в польский буржуазный флот, в последние годы являлся польским военно-морским атташе в Лондоне. В отставку вышел в 1928 году.
Также успехам подводного минного заградителя «Краб» способствовала мужественная, беззаветная и умелая служба кондукторов, унтер-офицеров и матросов во время тяжелых боевых походов. Награждения медалями и георгиевскими крестами являются убедительным доказательством этого.