Что такое косвенное общение
Прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное) общение
Под прямым (непосредственное, контактное) общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.
Косвенное общение (опосредованное, дистантное) характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации. Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).
Общение. Виды общения
Ольга Алимова
Общение. Виды общения
Цель работы: рассмотреть основы общения: его структуру, понятие, сущность, виды.
1. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности. В отечественной психологии общение понимается в неразрывном единстве с деятельностью. Общение – это такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.
Вместе с тем в отечественной психологии существует и другой подход к пониманию категории общения. Согласно этому подходу общение понимается как субъект-субъектное взаимодействие. В целом признается, что любая деятельность всегда прямо или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом, например, предметом разговора (Б. Ф. Ломов).
В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнеров. В общении партнеры самоопределяются и самопредъявляются.
При исследовании структуры общения выделяется три уровня анализа.
На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень близок к социологическим исследованиям и является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений.
Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту или иную задачу. На данном уровне исследуются особенности динамики психических процессов и состояний человека.
Исследования на этом уровне предполагают выявление в периоде общения несколько фаз. Начальная фаза состоит в формировании общих координат (опорных образов, точек отсчета, которые определяют развитие дальнейшего процесса, относительно которых строится поведение каждого их участников общения. На второй фазе формируется совместная и обычно нежесткая программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками. Данная фаза задает общую стратегию их поведения. Третья фаза состоит в согласовании или синхронизации временных характеристик психических процессов и состояний. Также на данной фазе формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Общение включает в себя взаимное управление, контроль и коррекцию. В результате общения либо создается некоторая общность участников, либо обнаруживается их несовместимость и наличие противоречий.
Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения. Б. Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:
•содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;
•форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;
• способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.
Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:
Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б. Ф.Ломовым выделены три функции: информационно – коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.
Первая функция состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.
Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение и убеждение.
Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности и интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.
Выделяются также такие функции, как познание людьми друг друга, организация совместной деятельности и управление ею, формирование и развитие межличностных отношений и пр. А. А. Брудным выделяется инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда, синдикативная (обеспечивает сплоченность групп, трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общениявыделяются следующие функции:
• контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
• информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
• побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
• координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);
• понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
• эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
• установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
• оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.
Невербальное общение – это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Передача и прием невербальной информации могут осуществляться как осознанно, так и на бессознательном уровне. Невербальное общение также называют невербальным поведением.
Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре. Некоторые теории происхождения языка рассматривают невербальное общение как древнюю основу возникновения речи.
Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общенияи характеризуются следующим:
• реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);
• эволюционно – исторической древностью (существовала задолго до появления речи);
• относительной независимостью от смысла слов;
• непроизвольностью и подсознательностью;
• независимостью от языковых барьеров;
• особенностями психофизиологических механизмов восприятия;
• особенностями акустических средств кодирования.
Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека, о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе и т. д.
Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантности, самооценке.
2. Виды общения
Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.
По характеру общения, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б. Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.
А. А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.
А. А. Леонтьев выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего,по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.
В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения:
1. По содержанию акта общения: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.
2. По целям общения выделяют: биологическое, социальное, духовное.
3. По средствам общения выделяют: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.
Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.
4.По видам социальной направленности человека выделяют: социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.
Личностно-ориентированное — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т. е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем,которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т. д.
Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.
Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности.В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.
Современная семья озабочена ранним развитием ребенка, формированием физического здоровья, получением престижного образования. Современные родители воспитывают ребенка «индивидуалиста», стремятся чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни сами». Однако родители не учитывают, что индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу, мешает ребенку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.
Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.
Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.
Консультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.
Общение и дружба «Краснодар-Крым!» с помощью МAAM Хочу поделиться с вами радостью, вот сегодня ко мне в Крым прилетел привет и посылочка от самой чудесной,талантливой,творческой,доброй.
Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.
Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.
«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.
Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.
Непрямое общение: виды, характеристики, примеры и преимущества
Содержание:
Далее мы более подробно рассмотрим, что такое этот коммуникативный стиль, его характеристики, примеры и некоторые преимущества, которые, как ни удивительно, имеет этот способ неясной коммуникации.
Что такое косвенное общение?
Косвенное общение, также называемое косвенным языком, коммуникативный стиль, заключающийся в неявной, ясной или прямой передаче информации. Он явно отличается от прямого языка по той причине, что он ясно передает идеи, вербализируя сообщение и делая вещи понятными по мере их раскрытия, без интерпретации или запутанных сообщений.
Когда человек передает сообщение косвенно, он делает это на своем невербальном языке. То есть он четко не вербализирует то, что хочет представить, а скорее пытается передать это с помощью различных аспектов, таких как тон голоса, жесты, язык тела и другие невербальные аспекты.
Непрямое общение обычно используется как негласная попытка кого-то убедить или повлиять чтобы он вел себя желаемым образом. Хотя его не обязательно использовать в негативном ключе, правда в том, что косвенный язык имеет манипулятивный характер или, по крайней мере, он служит для передачи идеи, которая из-за социокультурных аспектов оказывается табу в случае, если она сказано явно.
Именно из-за всего этого обычно существует заметное противоречие между тем, что человек говорит и делает. С одной стороны, отправитель передает, устно или письменно, сообщение (например, «Я очень спокоен и удовлетворен»), но, с другой стороны, либо своим тоном голоса (например, высокий тон связаны с раздражительностью) или движения тела (например, быстрые движения рук связаны с нервозностью), скорее, указывает на обратное.
Причин, по которым появляется косвенное общение, много, в основном это то, что отправитель не решается сказать что-то ясно и устно. Какой бы ни была причина, правда в том, что может быть источником недоразуменийКроме того, это иногда относят к пассивно-агрессивному стилю общения. Это особенно не рекомендуется в ситуациях, когда необходимо быть искренним и честным, например, в семейной паре или в рабочей среде.
Характеристики косвенной коммуникации
Как мы уже говорили, косвенная коммуникация может возникать по разным причинам. Какими бы они ни были, в любом непрямом коммуникативном стиле можно найти следующие характеристики.
один.Противоречие между вербальным и невербальным
Как мы уже упоминали, часто бывает, что передаваемое сообщение косвенно противоречит прямо сказанному. Существует противоречие между вербальным и невербальным.
При прямом общении вербальное сообщение четкое и прямое, без свободных интерпретаций.. С другой стороны, в непрямом общении с невербальным компонентом необходимо полагаться на тон, жесты, мимику и язык тела.
Хотя в большинстве случаев вербальное и невербальное созвучны, в случае косвенного общения человек использует невербальный язык, который противоречит вербальному сообщению.
Это проблема общения, поскольку большинство собеседников ожидают, что человек, с которым они разговаривают, скажет вещи напрямую, и не ожидают, что им придется интерпретировать через свой невербальный язык то, что они действительно имеют в виду.
2. Отправитель думает, что передает свое сообщение.
Одна из проблем, которая часто возникает при косвенном общении, заключается в том, что вы на самом деле человек полагает, что своим невербальным сообщением он подразумевает. То есть вы верите, что ваш собеседник умеет читать между строк и поймет, что вы имеете в виду прямо противоположное тому, что вы говорите устно.
Проблема в том, что на самом деле в большинстве случаев получатель стремится оставаться с информацией, передаваемой напрямую, четко и конкретно, в то время как косвенную часть можно либо игнорировать, либо игнорировать, либо просто не захватывать. И это источник многих недоразумений.
3. Намерение избегания
Важным аспектом непрямого общения является намерение отправителя избегать передачи своего реального сообщения. Вы не хотите выражать это прямо, опасаясь обидеть собеседника. или быть слишком резким и предпочитает излучать косвенно, думая, что это смягчит его.
Как ни удивительно, но такой образ мышления довольно распространен, что делает непрямое общение довольно частым коммуникативным стилем, особенно в культурах, где уделяется особое внимание тому, чтобы не повредить чувствам другой стороны.
Типы косвенного общения
Когда дело доходит до более глубокого понимания непрямого общения, мы можем говорить о двух уровнях: культурном и индивидуальном.
На культурном уровне
Непрямое общение может быть очень важным аспектом в определенных культурах, особенно в тех, где всеми средствами избегают обидеть собеседника. Для этого речь идет о передаче информации невербальным способом, хотя это может прямо и ясно противоречить тому, что говорит эмитент.
Это особенно заметно в азиатских культурах. Например, в случае с Японией совершенно не одобряется высказывание чего-то, что может расстроить другую сторону, учитывая, что большое значение придается защите чувств других (а не их невыражению) и недопущению смущения и социального дискомфорта. Все побережье.
Это особенно понятно с анекдот, который часто случается с жителями Запада, проживающими в стране восходящего солнца.
Неоднократно случалось, что он ходил в магазин, чтобы купить какой-либо предмет, чем бы он ни был. Если его нет в этом заведении, и клерк это знает, вместо того, чтобы четко и прямо сказать, что его нет в этом магазине, он предпочитает сказать «Я иду на склад посмотреть» или «Я собирается проконсультироваться с менеджером »и прекрасно может« спрятаться »в подсобке, ожидая ухода клиента, и« поймать », что у него его нет.
С нашей западной точки зрения, мы можем думать, что такое поведение подразумевает значительную трату времени, и, без сомнения, это так. Однако для гражданина Японии, выросшего в этой культуре и знающего, какие социокультурные правила управляют их миром, они, прежде всего, понимают, в чем скрытый смысл слов «Я иду на склад посмотреть».
На индивидуальном уровне
На индивидуальном уровне косвенное общение может быть индикатором проблемы, особенно если вы принадлежите к культуре, в которой ясность является приоритетом, как это часто бывает в большинстве западных культур.
Если это так, это может быть человек, который страдает от проблемы, не решается говорить четко или имеет пассивно-агрессивный стиль общения. Не компенсирует никому, как отправителю, так и собеседнику, отправку зашифрованных сообщений. в виде жестов и посмотрите, есть ли удача и собеседник их понимает.
Есть ли у этого преимущества?
Непрямое общение получает плохую репутацию, и это неудивительно. По сравнению с его прямым аналогом, который является ясным, честным и кратким, кажется, что косвенное является только слабым, нечестным, неэффективным и запутанным. Неудивительно, что из-за этого такие фразы, как:
Однако в некоторых конкретных случаях у этого коммуникативного стиля есть свои плюсы, особенно если вы знаете, как им пользоваться, и если ваш собеседник понимает, о чем мы говорим между строк.
1. Художественная составляющая
В косвенном общении есть художественная часть. Мы привыкли к логическому мышлению, когда ясная и прагматичная стратегия вырабатывается путем выполнения определенного количества шагов.
Тем не менее, при косвенной связи у нас есть способ передачи информации, который не регулируется конкретными правилами, он не ограничен и не может быть согнут грубой силой. Есть определенная плавность и художественная свобода.
2. Редактировать во время разговора
Одним из основных преимуществ непрямого общения является то, что он позволяет «редактировать во время разговора». То есть, это позволяет нам постоянно корректировать сообщение в зависимости от получаемой обратной связи, изменяя его в зависимости от того, насколько удобно мы сочтем отправить его или нет.
3. Выходите за рамки того, что прямо сказано
Косвенное общение заставляет вас немного выходить за рамки выраженного сообщения. То есть, заставляет пытаться читать между строк, постарайтесь понять, комфортно ли человеку или прямо говорит нам все, что он хочет.
Если слишком много полагаться на вербальное общение, как устное, так и письменное, мы можем потерять существенное содержание сообщения, часть, которая может дать нам ключ к пониманию того, комфортно ли этому человеку или он нас критикует.