Что такое косты в экономике
Что означает выражение «резать косты»
Достаточно часто, особенно в периоды экономических кризисов, практически все задаются вопросом, почему растет доллар, как сэкономить, и вообще, как выжить в такой ситуации. И иногда в таких ситуациях употребляется выражение «резать косты». Не все понимают его явное значение, поскольку к русскому языку оно не имеет никакого отношения, а пришло в обиход из английского. Попробуем разобраться, что же означает этот термин, и какими могут быть решения в пользу принятия того или иного решения, связанного с таким процессом.
Что означает выражение «резать косты»
Итак, если подходить к вопросу, что означает выражение «резать косты», рассматривать его стоит именно с точки зрения английского (американского) языка. В оригинале это cost cutting. В дословном переводе это можно трактовать как «срезание расходов (издержек)». Иными словами (почему и была затронута тема кризиса), это означает уменьшение расходов в особо трудные времена. И тут у населения или организации встает проблема: за счет чего это сделать?
Остановимся на рядовых людях. Или для примера возьмём успешную компанию, которая занимается широкоформатной ламинацией. Её сотрудников, потенциально (!) могут уволить, дабы сократить расходы на выплату заработных плат. Что в первом, что во втором случае, придется искать неординарные решения, а для начала определить для себя список издержек, которые приносят максимальный убыток. Среди них многие специалисты выделяют несколько основных:
Причин может быть достаточно много. И практически во всех случаях придется принимать экстренные меры или тяжелые решения.
С вопросом, что означает выражение «резать косты», мы немного разобрались. Теперь посмотрим, какие можно принимать решения по выходу из сложившейся ситуации. Во-первых, если уж кредит слишком сильно бьет по карману, не следует брать новый, а, скрепя сердце, продать то, на что он брался. Здесь, правда, вопрос ипотечных кредитов, когда в залоге находится купленное на них жилье, является очень спорным, ведь продать его невозможно (оно находится в залоге). Большей частью такой совет может относиться, скажем, к автомобилям или бытовой технике. Невозможность продажи может быть связана и с кредитами на обучение или лечение. Придется искать другой выход. К примеру, в период обучения можно устроиться на работу с половинным рабочим днем, какая-никакая, все-таки прибыль.
Второе, на что следует обратить внимание, это расходы на питание или покупку предметов быта. Придется отказаться от дорогих продуктов, одежды и обуви и т.д. Это даст свои результаты.
Не нравится зарплата? Найдите более высокооплачиваемую работу, а лучше – используйте шанс для повышения квалификации, чтобы повысить свой уровень знаний. Весьма вероятно, что начальство повысит оплату труда. А вообще, если уж подходить к вопросу, что означает выражение «резать косты», изначально следует определить для себя список всего того, от чего можно отказаться или, чем можно пожертвовать.
Система стандарт кост – метод управления затратами
Стандарт кост, стандарт костинг (standard cost) – распространенный в мировой практике способ учета затрат. Он зарекомендовал себя как эффективный инструмент управления затратами организации.
Что собой представляет эта система
Система возникла в начале прошлого века в США, ее целью было выявление наилучшего пути использования трудовых и материальных ресурсов предприятия. В основе лежит принцип учета и контроля затрат по нормам и отклонениям от них. Такой метод, по мнению его создателей, обеспечивает информацию не только о том, что есть, но и о том, как должно быть. Для этого необходимо стандартизировать хозяйственный процесс еще до его начала – ввести экономически обоснованные нормы и отслеживать расхождения.
Ч. Гаррисон, систематизируя идеи предшественников, вывел два основных правила системы стандарт кост:
Сам термин «стандарт кост» заключает в себе понимание стандарта как заранее исчисленных затрат на производство единицы продукции, работ, оказания услуг; в сочетании с денежным выражением этих затрат («кост»).
Современная система стандарт кост базируется на следующих принципах:
Применение системы стандарт кост необходимо увязывать с действующими законодательными актами.
В нашей стране успешно применяется нормативный метод учета затрат, основанный на методе стандарт кост. У двух методик есть и различия:
Где и как ее применяют
Метод стандарт кост используется прежде всего в управленческом учете. Данный метод хорошо зарекомендовал себя на предприятиях с повторяющимися операциями, стабильным ассортиментом и мало изменяющимися ценами на ресурсы, например, при производстве одежды, обуви, обработке сырья.
Основу метода стандарт кост можно выразить формулой: ОТ = Сф – Сст. Отклонения себестоимости ОТ исчисляются разницей между фактической себестоимостью Сф и себестоимостью по нормативам Сст. Разновидность этого метода в российских реалиях – нормативный метод.
С позиции исчисления фактической себестоимости его формула выглядит так: Сф = Сн ± Ин ± Он, где:
Как видим, формула учитывает не только отклонения от норм, но и изменения норм, если они были обусловлены необходимостью: рационализаторскими предложениями, улучшением организации производства и фактически произошли в текущем месяце.
Обратите внимание! Применение метода стандарт кост в бухгалтерском учете необходимо соотносить с его законодательной базой. Пример: ФСБУ 5/2019, согласно которому при признании запасы оцениваются по фактической стоимости, а готовая продукция и НЗП может оцениваться по нормативам. После признания в БУ установлены также особые правила учета запасов. При этом некоторые организации могут не применять данный стандарт.
Расчет отклонений делается обычно по сходной схеме. Пример. По ставкам заработной платы расчет отклонений производится так: (нормативная почасовая ставка оплаты труда — фактическая почасовая ставка оплаты труда)* фактически отработанное время. По цене реализации: (нормативная цена единицы продукции — фактическая цена единицы продукции) * фактическая величина реализованной продукции и т. д.
Учет отклонений (экономии или перерасхода по сравнению с нормами) – довольно сложный, трудоемкий процесс. Отклонения на практике разделяются на документированные и недокументированные. Наличие большого числа недокументированных отклонений (например, бракованной продукции, на которую не составлен акт) свидетельствует о плохой организации самого производства и учета.
Аналитический учет отклонений ведется:
Анализируют отклонения изучением документов, инвентаризацией (как правило, по окончании смены, рабочего дня), с применением специального программного обеспечения.
Достоинства и недостатки метода
Широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой и тот факт, что метод применяется уже очень долгое время, свидетельствует о его достоинствах:
Он имеет и свои недостатки:
Что означает выражение «резать косты»?
Как-то незаметно вошло в наш повседневный обиход словосочетание «резать косты» (от английского слова «costs» — «издержки»). Хотя у нас не принято экономить, мы не любим ограничивать себя. У нас любят осваивать бюджеты. У нас любят деньги тратить, а не зарабатывать.
Времена финансового кризиса вынуждают нас пересмотреть свои привычные траты, бережнее относиться к зарабатываемым деньгам, отказываться от чрезмерных расходов и, что самое опасное, от совершения инвестиций.
Многие стали интенсивно искать дополнительные заработки. Многие запаниковали, так как резко выросла вероятность внезапно лишиться работы, что автоматически означает невозможность выплачивать проценты за ипотеку (с ужасающей перспективой выселения из занимаемой жилплощади), за автокредиты (с пугающей перспективой потерять вместе с машиной своё лицо и статус), за потребительские кредиты (неразумно взятые в предыдущие «сытые» годы).
Этот кризис не похож на предыдущие
Не похож своей изматывающей нервы международной напряжённостью. Не похож тем, что мы уже стали совсем другими. Мы привыкли жить хорошо (как говорится, «к хорошему очень быстро привыкаешь»).
Внутренние резервы не безграничны. У многих они закончились ещё год назад, когда массово и истерично-ажиотажно сметались с прилавков электроника и холодильники, квартиры и машины.
«Резать косты» невозможно до бесконечности. Зато можно до бесконечности повышать свой профессионализм, искать новые сферы и регионы для приложения своих сил и талантов, включать мозги и выключать «понты».
Время принятия непопулярных решений
Выявите «корень зла» и примите непопулярное решение
Фото: pixabay.com
Пора перестать зависеть от внешних обстоятельств. Нужно думать быстрее и честнее по отношению к самому себе и своим тратам.
Дам всего лишь одну рекомендацию: «Перестаньте копать! Перестаньте усугублять имеющиеся проблемы с деньгами». Для этого:
1. Выявите «корень зла».
2. Примите непопулярные решения.
Уверен, эти строки вам сильно не понравятся:
3. Вахтовый метод.
На ваше полное финансовое перерождение понадобится значительное время. Речь идёт скорее о годах, чем о месяцах. Поймите — другого пути у вас нет. Вам будет сложно, больно и страшно.
Формула фудкоста: (Себестоимость продуктов / сумму выручки) * 100. Пример: себестоимость блюд = 2500 р., сумма выручки с продаж этих блюд = 10 000 руб., 2500 / 10000 = 0,25 * 100, т.е. фудкост = 25%.
Одна из важнейших задач, которую необходимо решить уже на начальном этапе существования ресторана, – установление цен на позиции меню. Это совсем несложно: из данной статьи вы узнаете, как легко производить расчёты и достигать отличных результатов!
Вы решили войти в ресторанный бизнес – увлекательный мир, полный азарта и приключений, – не как гость, а как полноправный и успешный хозяин? Поздравляем! Не важно, владеете вы рестораном или баром, вы получили возможность делать людей счастливыми! Посетители вознаградят вас за усилия и будут приходить к вам снова и снова. Но как сбалансировать цены, чтобы покрыть все расходы, связанные с запуском и деятельностью заведения?
Замечательный инструмент определения расходов на закупки продуктов, из которых вы будете готовить блюда и напитки, и показатель рентабельности предприятия – food cost (в русском варианте «фудкост»). После его вычисления вы сможете найти разумный компромисс между ценами, сделать их выгодными для заведения и привлекательными для гостей.
Хорошая новость заключается в том, что для вычисления фудкоста не обязательно быть Эйнштейном! Однако прежде чем вы начнёте работать, прочитайте наши инструкции и практические советы.
Как установить оптимальные цены на позиции меню
Опытные рестораторы знают, насколько важно определить стоимость еды и напитков, чтобы установить разумные цены на блюда из меню, гарантирующие прибыль предприятию общественного питания.
Многие посетители прекрасно осведомлены о среднем уровне цен на блюда и напитки. Ценник может слегка различаться в зависимости от того, о каком заведении идёт речь, – кофейня это или ресторан, пляжный бар или ночной клуб. Однако ценовые нюансы в долгосрочной перспективе могут оказать существенное влияние на функционирование вашего бизнеса. Они особенно заметны, если, например, сравнить стоимость одинаковых коктейлей в различных барах.
Как найти решение, выгодное и вам, и вашим гостям? На самом деле это очень просто.
Цены на напитки
Подсчитайте в процентах стоимость закупки алкогольных напитков. В большинстве баров (в зависимости от типа) эта сумма варьируется от 20 до 25%, но в ночных барах может доходить до 30% и даже больше. Минимальные показатели – в ресторанах фаст-фуда, кофейнях и молочных барах. Произвести вычисления не составит труда, если вы регулярно проводите инвентаризацию.
Определите себестоимость приготовления каждого безалкогольного и алкогольного напитка. Она зависит от количества ингредиентов.
Как посчитать стоимость одного напитка? Рассмотрим это на простом примере – приготовим популярный коктейль джин-тоник. Чтобы сделать ясным расчёт фудкоста одного напитка, нужно суммировать затраты на все ингредиенты, необходимые для его приготовления: 30 мл джина, 100 мл тоника, 20 г лимона и одна соломинка.
Если закупочная цена одного литра джина составляет 1500 руб., тогда цена 30 мл будет 45 руб. Подобным образом вы можете посчитать стоимость тоника: если литр стоит 100 руб., то 100 мл – 10 руб. Упаковка 100 соломинок стоит 100 руб, одна штука – 1 руб., 1 кг лимонов – 100 руб., ломтик лимона (20 г) – 2 руб.. Сложив стоимость отдельных ингредиентов, вы получите общую сумму затрат на приготовление напитка в данном варианте: 45 + 10 + 1 + 2 = 58 р..
Умножьте сумму расходов на приготовление одного напитка на 4 или 5, и вы получите приемлемую цену. Если вы умножите на 4, ваша прибыль составит 75%, если умножите на 5 – соответственно 80%. В нашем примере розничная цена джин-тоника будет равняться: 58 x 4 = 232 или 58 x 5 = 290. Конечно необходимо округлить до красивой цены.
Таким образом, вы установите цену в диапазоне между 200 и 300 рублей, которая устроит и вас, и ваших гостей.
Как рассчитать фудкост и назначить правильные цены
Для формирования ценника вам следует вычислить фудкост определённого блюда, при этом учесть все остальные расходы (например: затраты на электроэнергию, аренду и зарплату персоналу, налоги и сборы).
При вычислениях не упустите из виду следующие моменты:
Вы можете сделать расчёт по формуле вручную или использовать программное обеспечение для ресторанов iiko.
Ошибки при расчёте фудкоста
Наиболее распространённые ошибки случаются при составлении списка ингредиентов для каждой позиции меню. Привлеките к этому процессу шеф-повара или кого-то ещё, кто хорошо знает рецепты.
На что обратить внимание?
Это очень важно. Например, для приготовления 330-граммового бифштекса требуется 500 г сырого мяса, так как потери составят 34%. Заранее учтите потери, чтобы корректно определить нормативы ингредиентов для каждого блюда и, таким образом, вычислить их общую стоимость.
Проблемы иногда возникают при определении количества (в граммах и даже миллиграммах) таких продуктов, как специи и пряности. Самый простой способ вычисления – подсчитать, сколько вкусовых добавок потребуется для приготовления 10 порций, а затем разделить это количество на 10, чтобы получить массу и стоимость, соответствующие одной порции.
Формула процента фудкоста
Формула процента фудкоста выражает затраты на приготовление какого-либо блюда или напитка.
В помощь начинающим предпринимателям мы приводим простую формулу, при помощи которой вы можете легко рассчитать процент стоимости ингредиентов для приготовления блюда в вашем ресторанном меню:
Процент фудкоста = общая стоимость ингредиентов / цена продажи
В нашем примере о джине с тоником, который продаётся по 200 рублей, процент стоимости приготовления этого напитка будет:
58 / 200 = 0,29 или 29%
Ваша прибыль в этом случае: 100% – 29% = 71%, как мы определили выше.
Контролируйте объём порций
После того как вы сформировали сбалансированные цены на все пункты меню, подумайте о качестве сырья и размерах порций.
Секрет процветания больших сетевых ресторанов базируется в значительной мере на контроле: порции должны быть одинакового размера и веса. Так вы сможете должным образом отследить расходы, сделать наиболее точные вычисления, установить окончательные цены и спрогнозировать прибыль.
Контролируйте размер порций с помощью точных ресторанных весов, измерительных чаш, стаканов, контейнеров для хранения ингредиентов, используемых часто и в больших количествах, таких как мука, растительное масло, картофель и подобные продукты. Тарелки, в которых вы подаёте еду, должны быть одинакового размера, как и стаканы, в которых подаются напитки.
Приучите персонал взвешивать и измерять ингредиенты в ходе приготовления и перед подачей. Когда сотрудник «набьёт руку», запомнит размер порции и доведёт навык до автоматизма, он сможет работать «на глаз», но до тех пор пусть пользуется весами и измерительными чашами!
Качество ингредиентов
Поддерживайте качество сырья на высоком уровне: оно не только влияет на вкус блюд и напитков, но также является важным аспектом при определении цен на позиции меню. Если сырьё низкокачественное, будьте уверены, что потерь будет гораздо больше, и расчёт фудкоста будет изначально неверным. В результате объём блюда и его цена для клиентов останутся неизменными, а ваша прибыль уменьшится.
Меняйте позиции меню, но не цены
Не пренебрегайте сезонными изменениями в меню. Это особенно важно, когда речь идёт о фруктах и овощах. Закупочные цены на эти продукты в течение года существенно колеблются, разница иногда составляет более 100%.
Радуйте клиентов изысканным вкусом фруктов, подавайте свежие овощи и зелень. Это особенно относится к закускам, салатам, десертам, свежевыжатым фруктовым и овощным сокам. Такой подход позволяет получить более высокую прибыль без поднятия цен. Оставляйте основное блюдо неизменным, но предлагайте новые закуски и держите цены на прежнем уровне.
Уделите особое внимание стоимости наиболее популярных блюд и напитков. Обязательно принимайте в расчёт качество и количество сырья, время приготовления, упаковку и покупательский спрос на определённые позиции меню.
Изменяя цены на отдельные блюда и анализируя продажи, вы определите лучшую цену! Ваша растущая прибыль – лучший индикатор успеха. Желаем удачи!
Что такое косты в экономике
Что значит выражение «резать косты»?
СОДЕРЖАНИЕ
Часто в публичном пространстве в интервью у бизнесменов можно услышать выражение «резать косты». Это выражение происходит от английского слова «costs» — «издержки». А мериканизм «cost cutting» дословно переводится так: » урезать расходы».
Не случайно он появился в нашей речи в условиях кризиса: думать об урезании расходов, сверхэкономии приходится прежде всего в частном порядке: на государственном уровне не всегда заметно. Видимо, традиционный совет «затянуть пояса» изрядно поднадоел,вот и ввели новый фразеологизм, созвучный русскому «греметь костями» (от недоедания).
Времена экономического кризиса вынуждают нас пересмотреть свои привычные траты и экономно относиться к зарабатываемым деньгам, отказываться от чрезмерного потребления и от необдуманных инвестиций.
Падение дохода означает, что вы не сможите платить за: ипотеку, потребительские кредиты, сьем квартиры и т. д.
У многих сейчас возникает вопрос: «Как уменьшить расходы в кризис 2020 года?» и за счет чего «резать косты»? Для бизнеса мы трекомендуемискать неординарные решения и определить для себя список издержек, которые приносят максимальный убыток.