Что такое кошерные вещи
Что такое кошерные и халяльные продукты, и стоит ли за них переплачивать?
За продукты с пометкой «Халяль» или «Кошерное» заплатить придется больше! Разбираемся: оправданы ли лишние траты.
Сразу оговоримся, что тем, кто выбирает такие продукты согласно национальной традиции и для соблюдения религиозных правил сомневаться не приходится. Следование обычаям предков требует готовить из правильных продуктов. Но и тем, кто далек от религии, такие продукты могут быть полезны потому, что они:
Продукты «Кошер»
Кошерные – продукты, разрешенные по правилам и законам иудаизма:
— мясо жвачного животного с раздвоенным копытом, вырезанное строго из передней части туши
— мясо любой птицы, не являющейся хищной
— морская рыба, у которой есть и плавники, и чешуя
— алкогольные напитки, но приготовленные по канонам
Трефная (запрещенная) еда:
— любые продукты и блюда, содержащие в себе кровь
— мясо животных, которые были убиты или умерли от естественных причин
— мясо не жвачных или не имеющих «правильного» копыта животных
— рыба, у которой отсутствуют чешуя или плавники, морепродукты
— продукты из молока и мяса, приготовленные вместе
— содержащие любые искусственные компоненты
Продукты «Халяль»
«Халяльный» — допустимый мусульманскими канонами:
— мясо любых не больных животных, за исключением свиней
— рыба речная или морская
— любые ягоды, овощи или фрукты
— продукты из молока
Все, что не попадает под каноны, называется «харам»:
— мясо животных, умерших своей смертью или погибшие случайно либо забитые не по канону
— мясо хищников: птиц и животных
— продукты, содержащие искусственные или запрещенные канонами добавки
Требования к производству продуктов «Халяль» и «Кошер» похожи:
Использовать можно строго мясо абсолютно здоровых животных.
Никаких антибиотиков или гормонов в процессе выращивания.
Корма – только естественные и натуральные.
Забой – строго по канонам: опытным забойщиком, мгновенно, остро заточенным ножом, с молитвенной формулой.
Из туши должна вытечь вся кровь, внутренние органы осмотрены на предмет скрытых заболеваний.
Различия не существенны. Так, халяль позволяет использовать электроток, ошпаривание птицы и не требует полного удаления оставшейся в туше крови.
Именно поэтому то, что является кошерным, может быть признано и халяльным, но не наоборот.
Конечно, мы упомянули только основные правила. Найти такие продукты на прилавке просто: «Халяль» и «Кошер» имеют так называемые товарные знаки подтверждения. Это могут быть сертификаты Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России или региональных комитетов при духовных управлениях мусульман «Халяль». Сертификат кошерности (эхшер) выдается после того, как раввином будет проверен полный цикл изготовления продукта, и на некоторых этапах этот контроль должен осуществляться постоянно.
При таком жёстком контроле продукты практически гарантированно будут иметь высокое качество, а значит, и завышенная цена в этом случае допустима. Но выбор все равно остается за покупателем.
Кошерная одежда может быть стильной
Когда я жила в Иерусалиме ко мне приехали московские подружки. Днем я училась, а они изучали волшебный город. В один из вечеров мы встретились, и они наперебой стали рассказывать, что видели очень красивую улицу, на которой продаются изумительные булки, а атмосфера напоминает начало 19 века – все одеты в красивые длинные платья, мужчины носят черные костюмы и шляпы, а машины там не ездят. Я, смеясь, сказала, что это должно быть религиозный квартал «Меа-шеарим», где живут ультра ортодоксы.
Подруги за руку повели меня в эту обитель истинной веры. Был темный прохладный вечер, на нас была обычная туристическая одежда – джинсы, куртки, кроссовки, какие-то шарфики. Увидев это, местные жители показывали на нас пальцами и громко ругались. Из религиозного квартала нас вежливо попросили удалиться полицейские, дабы мы не смущали своим нескромным видом чувства верующих. Мы ушли, огорченные, что нам не удалось увидеть сердце религиозной общины из-за неподобающей одежды и задумались, что же такое «кошер лук» и как это – одеваться кошерно?
Я стала более внимательно вглядываться в облик религиозных женщин. Мне казалось, что они должны одеваться только в черное и серое и закрывать все кроме лица. Путем практических наблюдений, консультаций и обращению к первоисточнику я выяснила, что это далеко не так. В кошерной одежде важно соблюсти основные законы и запреты, но выглядеть при этом не просто можно, а нужно красиво и со вкусом. Основных правил «кошерной одежды» три:
Не носят именно ту одежду, в который красный цвет преобладает, т.е. занимает большую часть. Неяркие и умеренные оттенки красного, например, бордовый или вишневый не запрещены.
Если обобщать эти принципы, то все очень просто: красота внешнего одеяния призвана подчеркнуть красоту духовную.
В Иерусалиме инфраструктура словно создана для того, чтобы выглядеть стильно в любой ситуации. В древнем городе найти себе одежду по вкусу может любая женщина, вне зависимости от религии, возраста, национальности и комплекции, а также собрать капсульный гардероб как раз уже с учетом всех этих факторов.
В Москве и Петербурге с этим на порядок сложнее, хотя в качестве кошерной женской одеждой можно, с некоторой натяжкой, использовать элементы классического гардероба, кроме, пожалуй, брюк.
Мы поговорили с дизайнером одежды Анной Геллер, создавшей первую в Санкт-Петербурге коллекцию кошерной одежды о том, что такое индустрия моды в России и как заниматься продвижением малого бизнеса в Израиле. В Питере и Тель-Авиве вещи, созданные ее руками можно найти в шоурумах и некоторых бутиках, или просто в интернете.
Как вышло так, что ты решила сделать кошерную коллекцию?
Год я провела в Израиле, но в итоге не осталась, решила вернуться в Питер. Пока я жила там поняла, что кошерная мода – это круто. За этот год, я обошла много местных бутиков. Я прощупывала почву, как и что. Искала конструкторов, швей, людей, которые работали на производстве женской одежды. Но там все «кусалось». Даже китайское оборудование стоило дороже, чем в России. Кстати, лучшие швеи – русские или выходцы из СССР.
С чего все началось?
В Петербурге у меня есть друг – Илья Бельник. Однажды он сказал мне: «Давай ты сделаешь кошерную коллекцию». Сначала мне показалось это скучным, а он говорит – подожди, не отказывайся, посмотри, как одеваются французские еврейки. И я стала подробно изучать этот вопрос. В Иерусалиме есть целые кварталы, где живут выходцы из Франции, Америки, других стран – это люди совершенно другого класса, они выглядят и одеваются стильно и элегантно. И это не Израиль воспитал в них вкус. В Израиле со стилем туго.
В итоге Илья отвел меня в Питере в гости к раввину. Раввин и его жена Дина Гутенкова рассказали мне о тонкостях цниюта. Например, у каждой общины есть свои отличия. Кто-то более строго придерживается закона, кто-то себе позволяет немного больше. Потом Дина дала мне огромную книгу на английском, из которой я почерпнула очень многое. Дальше я стала рисовать эскизы, и какие-то вещи отсылала ей на соответствие цниюту. Есть очень много нюансов, которые нужно учитывать. Например, нельзя, чтобы в одном изделии или ткани сочетались лен и шерсть. Очень часто, люди покупающие дорогие костюмы из тонкой шерсти в Америке, перешивают их, если подкладка льняная.
Где и когда был первый показ?
Весной 2014 года мы первый раз встретились с Ильей по этому поводу. Он привел меня в ЕСОД, где нас тепло встрелили и поддержали. От реализации идеи переноса детского рисунка на ткань и заканчивая организацией и проведеним самого показа в ноябре 2014 года. Бесценную радость доставила работа с рисунками детей, которые мы собрали благодаря студии «Гранатик», под крылом ЕСОДа. Еще в Тель-Авиве Илья познакомил меня с Лией Гельдман, создательницей «BeinIsrael», а она помогала мне сделать маленький показ в Яффа в декабре того же года.
Что такое, по-твоему, кошерная мода?
Это всегда элегантность. Это всегда статусность. Мужчина, который смотрит на тебя, должен, прежде всего, видеть в тебе личность. Женщина не должна вызывать в мужчине соблазн.
В России даже жена очень религиозного человека может случайно надеть что-то яркое. Среда накладывает отпечаток. В Израиле это в принципе невозможно. В России мало кто носит 24 часа в сутки цицит, а в Израиле практически все. Когда живешь в религии, то соблюдать цниют просто. Вообще все очень относительно, и сильно зависит от раввина и общины, в которой ты состоишь.
Если хочется визуализации и нужна известная личность в качестве примера, то женщина, которая одевается идеально с точки зрения цниюта – английская королева Елизавета Вторая. Это еще раз говорит о том, что кошерная мода может быть красивой и невероятно элегантной. Позволит ли себе королева надеть красное платье с красной шляпой? Вероятно, в молодости она носила костюмы и такого цвета. Но это единственное “но”, которое необходимо оговорить. Все остальное – идеально и применимо к кошерной моде. Всегда закрыто колено, всегда правильной формы и высоты каблук.
Какую обувь можно носить, следуя законам скромности?
В образе женщины очень многое зависит именно от обуви. В Израиле, первое, что мы видим на женщине – это растоптанные и разношенные и часто грязные мужские кроссовки, надетые вместе с длинным платьем. Подобное унижает достоинство, потому что не выглядит женственно. В Торе написано, что мужчина должен, прежде всего, одеть жену. Если же встает вопрос поесть более вкусно или одеть жену, еврейский мужчина по идеи выберет приобретение одежды для супруги. Но теория расходится с практикой.
Обувь не должна вызывать желания у мужчины, отвлекать его от насущных дел. Также на ней не должно быть красных ремешков. Разумеется, это не может быть двенадцатисантиметровая шпилька. Должен быть небольшой каблучок, который помогает держать правильную осанку, а не подчеркнет лодыжку, должны быть закрыты носок и пятка.
В Израиле сложно с понятиями стильности и элегантности, особенно в религиозных кругах, а мне важно показать, что можно одеваться со вкусом, интересно, удобно и придерживаясь при этом законов скромности.
Почему ты остановилась на коллекции кошерных юбок?
Один из главных атрибутов женской одежды – юбки. С них я и начала. Все юбки коллекции имеют длину миди или в пол, как это принято в Израиле. Все модели отвечают законам цниюта, которого придерживаются религиозные еврейские женщины. Разрабатывать коллекцию, следуя правилам кошерной одежды, было очень увлекательно и необычно.
Самой сложной задачей было, чтобы коллекция заинтересовала не только религиозных женщин, но и светских девушек. Основная головная боль – найти общее, что объединяет всех женщин, живущих динамичной жизнью современного мегаполиса. Именно это зерно я искала очень долго. В итоге – нашла. Каждая девушка, в принципе, хочет семью и детей. Это естественно, это природа. Семья, ребенок, одежда – бинго! Вот оно зерно коллекции – детский рисунок на ткани, из которой потом будем кроить юбки.
До этого я всегда покупала готовые ткани, искала интересные принты в Гонконге и Италии. Никогда не покупала ткани в России, потому что у соседнего дизайнера будет другая модель, но из такого же материала, а мне хочется предлагать своим клиентам эксклюзив.
А идея самой создать принт для тканей была для меня вызовом и новым опытом.
Тогда, весной 2014 года, этого еще не было нигде. Долче Габбана выпустил такую коллекцию лишь осенью 2014, российская «Зарина» с Натальей Водяновой еще не создали футболки с детскими рисунками, а даже свадебное платье Анджелины Джоли с рисунками ее детей мир увидел только в конце августа 2014. А конкурс детского рисунка для моих принтов мы провели весной того года.
Видимо это было коллективным бессознательным, витавшим в пространстве. Коллекцию планировали представить в октябре. Показ проходил в питерском ЕСОДе, но там были новогодние еврейские праздники, и мы перенеси показ на начало ноября. В это время в Милане на Неделе моды Дольче и Габбана выпустили коллекцию с детскими рисунками на женских платьях. Весной 2015 года Водянова сделала коллекцию для российской «Зарины».
Как ты выбирала рисунки?
В ЕСОДе есть детский клуб «Гранатик», в котором мы объявили конкурс рисунка. В итоге я была завалена детскими работами. Конкурсом это не назвать: я просто отбирала картины, которые ложились на мое восприятие того, как это соединить на ткани в коллекции, отталкивалась от цветовой палитры и даже наоборот стремилась выбрать нарочито детский почерк, а не профессиональную работу.
В итоге я отобрала три. Я понимала, что в коллекции должно быть два или три разных мотива, и они должны в чем-то пересекаться. Общим фоном, настроением, цветопередачей, стилистикой рисования. Оказалось, что два рисунка одна и та же девочка – Далия сделала с разницей в год, когда ей было четыре и пять лет. Она нарисовала зайку с подрамком и замок принцессы – как в бременских музыкантах. А мальчик Саша семи лет нарисовал летучего голландца.
Потом была огромная работа по преобразованию и переносу картинок на лекала, пробы печати, но в итоге через несколько месяцев коллекцию увидела широкая публика.
А моим помощникам – Далии и Саше в качестве благодарности я сшила костюмчики с их же рисунками.
Концепция показа была проста: купив дизайнерскую юбку, девушка сможет легко комбинировать ее с любым однотонным верхом. Чтоб не отвлекать взор от наших юбок, на показе мы дополнили образы классическими белыми и голубыми рубашками, которые найдутся в гардеробе любой женщины.
Продумав стиль до мелочей, я создала брошки из вышивки – уменьшенные элементы тех же рисунков, броши – заячьи уши, которые невероятно смотрятся на планке любой рубашки и прозрачные шифоновые шарфики с теми же принтами.
В кошерной одежде не должно быть ничего вульгарного, все должно быть уместно. По цниюту вполне можно использовать ткань с цветным принтом, хотя есть и очень строгие общины, которые приемлют только черный. Не должно быть ничего обтягивающего, все должно быть пристойно. В дизайне нового придумать невозможно, все уже придумано, можно лишь привносить новые элементы и детали из одного типа одежды и аксессуаров в другой, и конечно делать ставки на современные технологичные ткани. Например, в моей коллекции есть юбка-качель – элемент драпировки декольте, который мы перенесли на юбку, или юбка-подтяжки, где они держат подол, или юбка-муфта.
Сколько юбок в итоге ты сделала?
Около двадцати пяти. Дело в том, что количество женщин, которые соблюдают цниют в России, в Петербурге, все же ограничено. У меня была идея сделать интернет-магазин юбок и каждый сезон в этот интернет-магазин докладывать по десять новых моделей, а предыдущие модели выпускать в новом цвете. Сейчас как раз работаю над этим.
Сколько стоит юбка?
Самая дешевая – 3000 рублей, самая дорогая – 8500 рублей. У нас в Питере не так много семей, к сожалению, которые могут себе это позволить, но, тем не менее, хотя бы одну выходную юбку старается купить себе каждая женщина.
Что самое важное в женственном образе?
Все дело в пропорциях, в их соблюдении. Правило золотого сечения никто не отменял. Надо разделить свое тело от пяток до макушки на пять частей, и одеть его правильно с точки зрения цвета.
Уделите внимание длине юбки, которая прикрывает колени, и уже этим делит фигуру невыгодно. Поэтому, постарайтесь подобрать колготы точно в цвет ткани юбки. Очень важно грамотно подобрать цветовые сочетания к длине верха, и, разумеется, обувь не должна уродовать ногу. Если надеть громоздкую обувь – это убьет весь образ.
Важный момент – многослойность. Казалось бы – это же круто, и Эвелина Хромченко о правильной многослойной одежде. Это удобно при резком перепаде температуры: можно снять, можно надеть. За ней можно выгодно спрятать недостатки фигуры. Но делать это нужно аккуратно, не стоит надевать бадлон, а сверху короткую маечку – это укоротит вам рост, подчеркнет живот и увеличит плечи.
Считается, что низ крупнее, и поэтому должен быть темнее. Мы можем вспомнить Шанель, у которой все наоборот. Белый низ не стоит надевать разве что с прозрачными черными колготами, но плотные колготы, наоборот, будут смотреться очень элегантно. Элементарный офисный креатив – это поменять черное и белое местами – белый или светлый низ и черный верх.
Горизонтальная полоска стройнит. Главное – шаг полоски, ее ширина. Каждый человек должен ее для себя подобрать. Этот принцип можно использовать и в дизайне интерьеров – самое важное – правильный шаг.
Можно одеваться кошерно, но при этом красиво, из тех вещей, которые у тебя есть. Есть процедура разбора шкафа, которая стоит в среднем от 2 до 4 тысяч рублей. Грамотно разобрав свой гардероб можно собрать 30 комплектов одежды, капсул на каждый сезон, не покупая при этом ничего нового или докупив элементарные базовые вещи. Светские люди к этому пришли, а религиозные, в моей практике, пока не обращались. Но я очень надеюсь, что девушки задумаются и поймут, что своим примером они воспитывают вкус и эстетику в своих детях.
Кошерность
Кашру́т (ивр. כַּשְׁרוּת , в ашкеназском произношении «ка́шрус») — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи.
Содержание
Определение
Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре, вместе образующими Талмуд (Устная Тора).
Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей [3] ) до бытовых (выбор ткани [4] ) и ритуальных (тфилин, цицит).
Кашрут пищи
В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר — «просто/строго кошерное»).
Кошерность мяса
Животные, обитающие на суше
В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.
Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.
Птицы
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.
Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой — более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови — являются некошерными.
Библейские животные, название которых не установлено
Забой скота и птицы (шхита) и кошерование мяса
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:
Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.
Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח , надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни, по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ) — человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.
Кошерность рыбы
Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники. Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры, позвоночник, и должна метать икру.
Некоторые виды рыб (сом, осётр, угорь, акулы), а также млекопитающие киты и дельфины обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи, и поэтому некошерны. Соответственно осетровая (чёрная) икра — не кошерна, а лососевая (красная) — кошерна. Моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) и ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) не имеют ни чешуи, ни плавников, и также некошерны.
Разделение между мясным и молочным
Законы кашрута разделяют все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. После приёма мясной пищи должно пройти несколько часов (сроки в некоторых общинах могут отличаться: 1, 3 или 6 часов), прежде чем можно употреблять молочную. После приёма молочной пищи мясо можно есть спустя период от 30 минут до 2 часов; точная длительность тоже зависит от общины. Исключение составляют твёрдые сыры, после употребления которых должно пройти столько же времени перед употреблением мясной пищи, сколько принято в данной общине между приёмом мясной и молочной пищи.
Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище (рыба, овощи, фрукты), называются парве, и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей. Однако если такие продукты контактировали с мясной или молочной пищей (даже если весь контакт заключался в том, что, к примеру, человек, евший молочное, не вымыл как следует руки перед тем, как брать овощи), они теряют статус «парве» и считаются мясной или молочной пищей соответственно.
Запрет на насекомых
Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Тора называет их шерец (ивр. שרץ , нечисть). Это ограничение обязывает религиозную хозяйку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожной надо быть при употреблении в пищу муки и крупы. Муку требуется просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Овощи — капусту, салат, укроп и т. п. — также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться червячки и взрослые насекомые. Многие фрукты являются излюбленным местом обитания червей — такие, как инжир, абрикосы — и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.
Исключения о насекомых
Запрет на употребление в пищу насекомых и продуктов их жизнедеятельности имеет исключения. Торой разрешаются в пищу некоторые виды саранчи, и некоторые другие строго определённые насекомые.
По законам кашрута, мёд разрешён к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы, в отличие, например, от молока.
Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы, с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.
Кошерность напитков
Кошерность вина обусловливается не типом винограда или спецификой изготовления, а соблюдением определённых законов.
Все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют.
Галаха запрещает использовать вино, относительно которого существует подозрение в том, что его могли использовать иноверцы в своих религиозных обрядах. Поэтому спиртные напитки из винограда (в том числе: коньяк и брэнди) должны производиться исключительно евреями.
Существует также постановление мудрецов о том, что вино которое открыто неевреем, или неизвестно, кто его открыл, запрещено к употреблению. [11] Во избежание этого запрета, существует обычай «варить» вино, то есть нагревать его до температуры, когда появятся пузырьки на поверхности. Считается, что подобное вино непригодно для языческих обрядов (некоторые авторитеты, однако, это оспаривают, так как подобное вино по качеству не уступает обычному). В современном виноделии принято не кипятить, а быстро нагревать и затем охлаждать вино в автоклаве. Такое вино называется мевушаль (варёное) и оно может быть использовано в любом случае. Особо ревностные иудеи требуют кипятить также виноградный сок, если он используется для благословения кидуш.
Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).
Пасхальный кашрут
Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Запрещено употреблять в пищу и даже иметь в доме продукты, содержащие хамец.
Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах» («Kosher for Passover»).
Хамец
В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).
В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот: продукты, содержащие бобовые, рис, а также похожие на них продукты, например, арахис, и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам, например, к соевому и кукурузному маслам.
Мнения о значении кашрута
Полезность кошерной пищи
Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.
Маймонид, бывший также выдающимся врачом своего времени, даёт медицинское обоснование законов кашрута.
Еврейские законоучители также объясняют, что трефная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, его духовная чувствительность понижается, а сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.
Стремление к святости
Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.
Вы должны быть святы, поскольку Я, Господь Бог ваш, свят |
Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.
Заповеди — даны Богом только для того, чтобы дисциплинировать и воспитывать людей. Какая разница Всевышнему, каких животных мы едим — чистых или нечистых?… (Мидраш Танхума, гл. «Шмини») |
Сохранение национальной самоидентификации
Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.
Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.
— р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»
Моральные ценности
Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы
Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения — запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро — одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.
Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.
Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь — это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь — жизнь — должна быть символически «возвращена Богу» — мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.
— Яков Милгром, профессор университета в Беркли
Объективность и бренды кашрута
Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион, а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина.
С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции — буква «К» в окружности — подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.
Рынок кошерных продуктов
Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы, адвентисты седьмого дня, мусульмане, люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.
Журнал Kosher Today сообщал в начале 2002 года о том, что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличивается ежегодно на 5.9 %, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10 %. По другим сообщениям рост рынка составляет около 15 % в год.
Ежегодно в ноябре в Нью-Йорке проходит международная ярмарка Кошерфест [2], собирающая тысячи производителей и распространителей кошерных продуктов (8 500 в 2006 г.).
Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов. Другие лидеры этого рынка — США, Израиль, Франция, Великобритания и Австралия.
Курьёзы, связанные с кашрутом
Кошерность сотовых телефонов
Так, к примеру, сущестует кашрут сотовых телефонов. [14] Такие телефоны имеют специальные номера, и обладание таким номером считается признаком принадлежности к ультраортодоксальной общине. Кошерные телефоны не могут получать или отправлять СМС, не могут подключаться к Интернету и не оснащены камерами. Как и в случае с пищей, кошерность телефона определяется раввином после проверки. Все основные телефонные компании Израиля предлагают «кошерные пакеты», которые несколько дешевле обычных. [14]
Кашрут и ислам
Правила, аналогичные кашруту, есть и в исламе (см. Халяль). Мусульмане также не едят свинину, пользуются теми же правилами забоя скота. Но в исламе нет специального человека, в функции которого входило бы наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических правил. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление спиртных напитков, а с точки зрения кашрута в этом нет ничего предосудительного.
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Кошерность» в других словарях:
Кашрут — (ивр. כַּשְׁרוּת, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта … Википедия
Кошер — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия
Кошерная еда — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия
Кошерная пища — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия
Кошерный — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия
Пища в религии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия
Алкогольные напитки — Алкогольные напитки напитки, содержащие этанол (этиловый спирт, алкоголь). Понятие Алкогольные (спиртные) изделия испол … Википедия
Шаббат — Канун Шаббата. Субботний стол накрыт … Википедия
Генетически модифицированный организм — Запрос «ГМО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Генетически модифицированный организм (ГМО) организм, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Это определение может применяться для… … Википедия
Парве — Пакет с кофе, не содержащим молочных или мясных ингредиентов, кошерность которого была удостоверена ортодоксальным союзом (англ. Orthodox Union). Парве (также пареве; от идиш … Википедия