Что такое кошерные продукты питания

Кошерная еда – что это такое, 15 полезных фактов

Если вы часто слышите слово «кошерно», но не понимаете или не до конца разобрались, что же оно означает, то эта статья написана как раз для вас. Разберемся, что такое кошерность, в чем она выражается, а также чем отличается от халяльности.

Кошерная еда — что это означает?

Словом «кошерная» называют любую пищу, будь то блюдо из русской, итальянской или французской кухни, которая подходит под правила дозволенного для верующих евреев (кашрут).

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Кашрут — это понятие из иудаизма, которое обозначает допустимость чего-либо с точки зрения традиционного иудейского права.

К этому своду правил относится не только еда, но и регламент относительно семейной, общественной и религиозной стороны жизни верующих евреев.

Конкретно в еде за качеством кошерности пищи устанавливается весьма строгий контроль. В Израиле работает примерно две сотни предприятий, которые этим занимаются. Каждое из них имеет свою печать. С ее помощью они обозначают кошерность того или иного продукта.

Правила к кошерности еды в разных еврейских общинах могут немного отличаться. Также они разнятся и у некоторых иудаистских течений. В большей степени это выражено в требованиях к пасхальным запретам. Также существует понятие «строго кошерной» еды, которое применяется в среде особо верующих евреев.

Правила относительно кошерности касаются в основном выращивания культур, убоя скота и предварительной обработки сырья, а также применяются к составу продуктов.

Подавляющая часть кошерной пищи исключает присутствие химических добавок, посторонних примесей и всего того, что произведено ненатуральным путем.

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Именно поэтому термин «кошерный» стал ассоциироваться с понятием натуральности.

Если раньше вас пугало это слово, то напрасно. Бояться тут нечего. По всему миру кошерная еда созвучна с ведением здорового образа жизни, потому что считается полезной для организма.

Также кошерными могут быть растения, животные и насекомые.

Мясо и рыба

Верующим евреям дозволяется употреблять в пищу млекопитающих, которые сразу подходят под два признака, — это жвачные и парнокопытные животные (коровы, овцы, козы, косули и олени). Поэтому нельзя есть свинину, зайчатину, конину и верблюжатину.

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Касаемо мяса птиц, евреям разрешается употреблять в пищу куриц, гусей и уток, а также индюшек.

Согласно кашруту нельзя есть 24 вида птиц. Большинство из них и так не в ходу у основной части населения планеты, к примеру, совы и вороны.

Строгим условием для получения отметки о кошерности мяса является отсутствие в нем крови.

! Рекомендую почитать пост по теме:

Забой делает специально обученный раввин, которого называют шойхет.

При этом он обязан знать, как сделать так, чтобы животное не чувствовало боли. Это одно из самых строгих правил при забое.

Кошерная рыба тоже должна иметь два отличия: плавники и чешую. В связи с этим нельзя есть угрей, осетров, сомов и все морепродукты. Так что раки и креветки тоже запрещаются.

Икра считается кошерной, если ее добыли из списка разрешенных рыб.

Под запретом к употреблению у евреев также находятся хищные животные, к примеру, тигры. Нельзя есть пресмыкающихся, насекомых и червей.

Разрешены некоторые виды саранчи. На пчел распространяется запрет, а вот на их мед — нет.

Овощи и фрукты

Овощи и фрукты не должны содержать насекомых.

Нельзя употреблять ядовитую растительную пищу, такую как ботва картофеля или сырые косточки слив.

Чтобы выявить, что в плодах не содержится насекомых, осуществляется специальная проверка продукции.

Большая часть овощей и фруктов признается кошерной. Существует только несколько правил для обработки почвы и высадке растений.

Молоко и молочные продукты

С молоком и молочными продуктами дело обстоит достаточно просто. Можно есть все, что добывается от кошерных животных.

Получается, что нет категоричных запретов ни на молоко, ни на яйца. Главное — отсутствие в составе запрещенных добавок.

Под строгим запретом находится смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

Самые сильные ограничения касаются алкогольных напитков. Кошерными считаются только те вина, которые были произведены в Израиле.

Это связано с требованиями к выращиванию и сбору урожая винограда. К примеру, для работы нельзя брать его четвертый урожай.

Многие вина, произведенные в Израиле, пастеризуют. Тогда, даже если бутылка будет открыта не евреем, напиток не потеряет статуса кошерного.

Еще в запрещенный список внесены спиртные напитки, которые были выдержаны в винных бочках. К ним относится виски и коньяк. Также нельзя употреблять алкогольную продукцию, в которой содержатся некошерные добавки.

Чем отличается кошерная еда от халяльной

Слово «халяль» переводится как «все то, что разрешено и допустимо в исламе». Это такой же свод правил и запретов, как кашрут, но со своими особенностями.

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

В основном мы можем слышать это понятие в связке с правильно приготовленной и дозволенной пищи для мусульман.

Отчасти требования к халяльной еде и напиткам такие же, как и к кошерной. С другой стороны, есть существенные различия.

Мусульмане тоже не едят свинину. Они применяют примерно те же правила для забоя скота. Однако у них нет специального человека, который бы наблюдал на правильностью соблюдения запретов и ограничений.

В исламе есть только одно ограничение, которого нет в иудаизме. Оно касается употребления спиртных напитков. В исламе они под строгим запретом, а в иудаизме в этом не видят ничего плохого. Еще одно отличие — в исламе можно есть конину и верблюжатину. Это непозволительно с точки зрения кашрута.

Ислам разрешает употреблять в пищу молочное и мясное одновременно. В иудаизме это под строгим запретом.

Можно сказать, что кашрут на порядок строже, чем халяль. Это также наблюдается на примере рыбы.

В исламе можно есть любую рыбу, которую убили во время ловли. Нельзя употреблять только ту, что умерла собственной смертью от неизвестных причин.

При этом морепродукты также находятся под запретом.

И в исламе и в иудаизме нельзя есть и пить кровь животного. Считается, что в ней содержится его душа.

В исламе есть свой обряд забоя скота, но он отличается от правил кошерного забоя.

Кошерная и халяльная пища полюбилась всем сторонникам здорового образа жизни, потому что отвечает большинству запросов о правильном и полезном питании.

Халяль допускает больше свободы по части еды, но тоже не приемлет жестокое обращение с животными.

По исламским традициям забивать скот нужно максимально быстро и безболезненно.

Уверен, что теперь вы больше узнали про халяльную и кошерную еду. У каждой религии существуют свои правила, которые работники общепита должны знать и уважать.

Если вам есть что добавить или появились вопросы, пишите в комментарии, постараюсь дать ответ.

Оцените пожалуйста мой пост

Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста

Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок 22

Источник

Что такое кошерные продукты? Можно ли православным кошерную еду?

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Что такое кошерные продукты?

В продуктовом магазине или в кафе нередко можно встретить вывеску «кошерные продукты». Попробуем разобраться, что это за продукты и, можно ли православным христианам есть кошерную еду. Слово «кошер» не имеет отношения к пище, на иврите оно буквально переводится как «подходящий».

Сейчас термин «кошерные продукты» можно встретить только в иудаизме. Не всегда запрет на тот или иной продукт может найти логическое объяснение, но в иудаизме верующие полностью полагаются на Волю Творца. Следуя этому мнению, не стоит рассуждать о том, почему та или иная еда не считается кошерной, ведь Творец лучше знает, что полезно человеку. Согласно Галахе, совокупности законов и постановлений в иудаизме, пища делится на:

Галаха определяет кашрут. Кашрут — это строгая система правил, определяющая пригодность чего-то с точки зрения иудаизма. В иудаизме существует много запретов, в том числе, на употребление некошерной еды. Разные течения иудаизма могут иметь небольшие различия в этих правилах, но в целом все иудеи должны воздерживаться от трефного.

Какие продукты считать кошерными?

Кошерными продуктами считаются:

Существуют и определенные правила забоя скота для употребления в пищу. Этот процесс называется «шхита», им занимаются только люди, хорошо знающие иудейские традиции. Цели этих предписаний:

Есть и традиции употребления продуктов в пищу, так в кошерной еде нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Например, котлета с сыром уже считается некошерной едой.

Напитки тоже делятся на кошерные и некошерные. Но при отсутствии полного запрета на спиртные напитки, в иудаизме разрешается только определенное вино.

В правильном употреблении кошерной еды существует много нюансов, которые значимы для иудеев, но не относятся к христианам. Есть и определенное сходство: особые правила употребления пищи, которые касаются религиозных праздников.

Так в Песах, иудейский праздник, запрещается не только есть, но и держать дома квасные продукты.

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Можно ли христианам есть кошерные продукты?

Христиане соблюдают пост, который основан на других принципах и для христиан кошерная еда, как не запрещена для употребления в пищу, так и необязательна.

В Новом Завете сказано «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» ( Мф. 15:11 ), поэтому нет ничего запретного в том, чтобы в туристической поездке или в кафе выбрать кошерную еду, но и таких строгих правил, как в иудаизме, христиане не придерживаются.

Подтверждается это и в посланиях Апостолов: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1 Кор. 10:25 ). Пища нужна нам, чтобы поддерживать жизнь, а пост для усмирения плоти, для очищения, но вне поста нет определенных правил, касающихся еды. Единственное, чего следует придерживаться — умеренность, поэтому, если вам нравится кошерная пища, или вы купили кошерные продукты, не спешите от них избавляться. Их разрешено употреблять в пищу.

Читайте также:

Источник

5 важных фактов о кошерных продуктах Израиля

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.

На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?

Кошерный – значит, натуральный

Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.

Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.

Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.

Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.

>>> Почему стоит арендовать машину в Израиле. Узнайте подробно про все нюансы

Мясо и рыба

Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что свинина, конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.

Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет). Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.

Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки). Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.

В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.

Овощи, фрукты и другие растения

Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.

В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.

Молочные и мучные продукты

Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.

С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов. Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы. Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

Алкогольные напитки у евреев – в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи. Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай. Кроме того, многие израильские вина пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.

Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.

Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.

Кошерные продукты можно узнать по знаку

Что такое кошерные продукты питания. Смотреть фото Что такое кошерные продукты питания. Смотреть картинку Что такое кошерные продукты питания. Картинка про Что такое кошерные продукты питания. Фото Что такое кошерные продукты питания

Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».

Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».

Кошерный и халяльный – разные продукты

Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?

И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.

Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.

Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.

Православие не исключает кошерные продукты

Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует. Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции. Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.

Источник

Кошерные продукты: взгляд православного богослова

Пово­дом для напи­са­ния этой ста­тьи ста­ло удив­ле­ние, вызван­ное объ­яв­ле­ни­ем-пре­ду­пре­жде­ни­ем, выве­шен­ным на две­рях одно­го из сто­лич­ных пра­во­слав­ных хра­мов. На стан­дарт­ном листе фор­ма­та А‑4 клир хра­ма стро­го гро­зил отлу­че­ни­ем от Церк­ви всех, кто будет поку­пать и упо­треб­лять в пищу кошер­ные продукты:

«Доро­гие бра­тья и сест­ры! В наших мага­зи­нах появи­лась про­дук­ция со зна­ком кошер­но­сти, а нам извест­но, что кошер­ные про­дук­ты — это про­дук­ты, освя­щен­ные рав­ви­на­ми кро­вью жерт­вен­ных живот­ных…». Далее сле­до­ва­ли ссыл­ки на пра­ви­ла свя­тых отцов «О вку­ше­нии идо­ло­жерт­вен­ной пищи», соглас­но кото­рым отве­дав­ших тако­вую отлу­ча­ют от Церк­ви на срок от 4 до 6 лет.

Навер­ное, пер­вое ощу­ще­ние, воз­ни­ка­ю­щее у обы­ва­те­ля после про­чте­ния это­го воз­зва­ния — это рас­те­рян­ность и даже страх. У более све­ду­ще­го чело­ве­ка — него­до­ва­ние и воз­му­ще­ние: вновь через обман, мож­но ска­зать «испод­тиш­ка» нас, пра­во­слав­ных, через осквер­не­ние от упо­треб­ле­ния «кошер­ных про­дук­тов» хотят раз­лу­чить со Хри­стом! И дей­стви­тель­но, если бы всё напи­сан­ное в листов­ке было исти­ной, инстинк­тив­ный гнев пра­во­слав­но­го чело­ве­ка был бы спра­вед­лив. Но беда в том, что всё, что свя­за­но с ино­сла­ви­ем, а тем более с иуда­из­мом, боль­шей части наше­го насе­ле­ния мало извест­но. А если и есть какие-то базо­вые зна­ния, то они зача­стую не соот­вет­ству­ют дей­стви­тель­но­сти из-за сомни­тель­но­сти источ­ни­ков, из кото­рых полу­че­ны (В. В. Роза­нов, Л. И. Тихо­ми­ров, В. И. Даль и.т.д), всту­пая в про­ти­во­ре­чие со мно­ги­ми фак­ти­че­ски­ми поло­же­ни­я­ми иудаизма.

Что­бы про­ком­мен­ти­ро­вать удив­ле­ние, сопро­вож­дав­шее авто­ра этой ста­тьи при чте­нии выше­при­ве­ден­но­го объ­яв­ле­ния, нуж­но зару­чить­ся тер­пе­ни­ем и вни­ма­ни­ем наше­го любез­но­го чита­те­ля, т.к. для рас­кры­тия затро­ну­той темы необ­хо­ди­мо неко­то­рое погру­же­ние в исто­рию еврей­ско­го наро­да и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Нач­нем с рав­ви­нов. Преж­де все­го надо под­черк­нуть, что рав­вин в еврей­ской тра­ди­ции это не свя­щен­ник в нашем хри­сти­ан­ском пони­ма­нии, кото­рый упол­но­мо­чен свя­щен­но­дей­ство­вать, т.е. совер­шать Таин­ства. Рав­вин — это зва­ние, при­сва­е­мое иудею по полу­че­нии выс­ше­го еврей­ско­го рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния. Оно дает пра­во воз­глав­лять кон­гре­га­цию или общи­ну, пре­по­да­вать в иеши­ве (рели­ги­оз­ном учеб­ном заве­де­нии для юно­шей) и быть чле­ном рели­ги­оз­но­го суда.

Во вре­ме­на Хри­ста Спа­си­те­ля рав­вин был тол­ко­ва­те­лем Свя­щен­но­го Писа­ния, рели­ги­оз­ным настав­ни­ком, при­чем почти все­гда он зара­ба­ты­вал на жизнь какой-нибудь дру­гой работой.

Ста­нов­ле­ние инсти­ту­та рав­ви­нов про­ис­хо­ди­ло в сред­ние века и свя­зы­ва­лось с упад­ком Вави­лон­ско­го гао­на­та и экси­лар­ха­та — цен­траль­ных инсти­ту­тов еврей­ской диас­по­ры, про­из­во­див­ших назна­че­ния рав­ви­нов в мест­ные общи­ны. С кон­ца Х века общи­ны ста­ли само­сто­я­тель­нее и сами изби­ра­ли себе духов­но­го руко­во­ди­те­ля. Рав­ви­ном мог стать уче­ный, высо­ко­мо­раль­ный авто­ри­тет­ный чело­век, обла­да­ю­щий муд­ро­стью судьи, спо­соб­но­стью руко­во­дить обще­ствен­ны­ми дела­ми и духов­ной жиз­нью общины.

Под­чер­ки­ва­ем: в обя­зан­но­сти рав­ви­нов не вхо­ди­ли функ­ции свя­щен­но­слу­жи­те­ля, он не дол­жен был вести сина­го­галь­ное бого­слу­же­ние, бла­го­слов­лять чле­нов кон­гре­га­ции и т.п. Лишь позд­нее рав­ви­ны ста­ли заклю­чать бра­ки и совер­шать раз­во­ды, и толь­ко пото­му, что эти цере­мо­нии тре­бо­ва­ли дос­ко­наль­но­го зна­ния рели­ги­оз­но­го зако­на и соблю­де­ния судеб­ной процедуры.

Иеру­са­лим­ский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) един­ствен­ное место жерт­во­при­но­ше­ний Вет­хо­за­вет­ной Церкви.

Что каса­ет­ся жерт­вен­ных живот­ных, кро­вью кото­рых яко­бы окроп­ля­ют­ся кошер­ные про­дук­ты, то здесь про­смат­ри­ва­ет­ся иска­же­ние дей­стви­тель­но­сти и эле­мен­тар­ное неве­же­ство по отно­ше­нию к тако­му «точ­но­му пред­ме­ту» (тер­мин, пред­ло­жен­ный цер­ков­ным исто­ри­ком В.В. Боло­то­вым) как история.

70‑й год по Рож­де­стве Хри­сто­вом вошел в исто­рию Свя­той Зем­ли не толь­ко как год подав­ле­ния рим­ля­на­ми четы­рех­лет­не­го иудей­ско­го вос­ста­ния (годом пол­но­го усми­ре­ния Иудеи явля­ет­ся 73‑й), но и как год раз­ру­ше­ния Иеру­са­ли­ма и его глав­ной свя­ты­ни — Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма. Подав­ле­ние вос­ста­ния было пору­че­но импе­ра­то­ром Вес­па­си­а­ном сво­е­му сыну Титу. О серьез­но­сти вой­ны Рима и Иудеи гово­рит тот факт, что Вес­па­си­ан оста­вил Титу три леги­о­на (1 леги­он насчи­ты­вал 6000 вои­нов), к кото­рым сам Тит доба­вил ещё три, из Сирии и Егип­та, а так­же при­звал вой­ска из под­чи­нен­ных Риму царств, в част­но­сти из Эме­сы. Общее чис­ло сол­дат при­бли­жа­лось к 40 000.

В фев­ра­ле 70-го года армия Тита оса­ди­ла Иеру­са­лим. Оса­да про­дол­жа­лась почти пол­го­да и 28 авгу­ста, перед послед­ним штур­мом горо­да, Тит, по сви­де­тель­ству еврей­ско­го исто­ри­ка Иоси­фа Фла­вия, отдал при­каз не раз­ру­шать Иеру­са­лим­ский Храм, так как в буду­щем он будет «слу­жить укра­ше­ни­ем Импе­рии». Но вой­на есть вой­на: отча­я­ние и ярость, с какой сра­жа­лись иудеи, нару­ши­ли все стра­те­ги­че­ские пла­ны рим­лян и ситу­а­ция вышла из под кон­тро­ля… Храм погиб.

Надо ска­зать, что для евре­ев Иеру­са­лим­ский Храм был не про­сто куль­то­вым зда­ни­ем — это было един­ствен­ное место посто­ян­но­го при­сут­ствия Само­го Твор­ца. Поми­мо Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма прак­ти­че­ски в каж­дом насе­лен­ном пунк­те Свя­той Зем­ли были сина­го­ги (места изу­че­ния и тол­ко­ва­ния Писа­ния), но они не мог­ли заме­нить Храм и Хра­мо­вое бого­слу­же­ние, нераз­рыв­но свя­зан­ное с жертвоприношениями.

До сего­дняш­не­го дня свя­щен­ни­ков в иуда­из­ме нет, как и не суще­ству­ет кров­ных жерт­во­при­но­ше­ний — их неко­му, да и негде при­но­сить (с VII века на месте Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма нахо­дит­ся тре­тья по зна­чи­мо­сти свя­ты­ня ислам­ско­го мира Мечеть Ска­лы или Мечеть Ома­ра). Тем не менее в еврей­ских общи­нах до сих пор с бла­го­го­ве­ни­ем отно­сят­ся к носи­те­лям свя­щен­ни­че­ских фами­лий, как пред­ста­ви­те­лям духов­ной ари­сто­кра­тии. Как пра­ви­ло, боль­шин­ство евре­ев по фами­лии Коган, Рап­по­порт, Кац явля­ют­ся потом­ка­ми древ­них свя­щен­ни­ков и поэто­му не могут всту­пать вто­рой раз в брак или женить­ся (выхо­дить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколь­ко слов об отно­ше­нии иуде­ев к кро­ви. В еврей­ской тра­ди­ции кровь — это мате­ри­аль­ная обо­лоч­ка души живот­но­го. Кровь несет в себе «нефеш» — жиз­нен­ную энер­гию, «живот­ную душу», кото­рая содер­жит все веще­ства, необ­хо­ди­мые для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­низ­ма, и достав­ля­ет их ко всем орга­нам тела. Она напол­ня­ет и про­ни­зы­ва­ет весь орга­низм, кото­рый стро­ит­ся из её эле­мен­тов и зави­сит от её соста­ва. И пока живот­ное живо «нефеш» — жиз­нен­ная энер­гия — нахо­дит­ся в его кро­ви, и наобо­рот — кровь живот­но­го — в его душе. Дру­ги­ми сло­ва­ми не душа живот­но­го рас­тво­ре­на в его кро­ви, а наобо­рот — кровь как бы «впи­та­на» душой.

Имен­но этим в еврей­ской тра­ди­ции объ­яс­ня­ет­ся запрет на упо­треб­ле­ние в пищу любых про­дук­тов, содер­жа­щих кровь живот­но­го. Так, если рели­ги­оз­ный еврей решит при­го­то­вить яич­ни­цу и при раз­би­тии кури­но­го яйца обна­ру­жит сре­ди бел­ка и желт­ка кро­вин­ку, он немед­лен­но дол­жен выбро­сить это яйцо и заме­нить его дру­гим. Что тут гово­рить о тех неле­пых домыс­лах, про­во­ци­ро­вав­ших мас­со­вые погро­мы в нача­ле ХХ века, в Рос­сии, Укра­ине, Бело­рус­сии, Мол­да­вии и т.д., по кото­рым евреи яко­бы добав­ля­ли в состав сво­ей пас­халь­ной мацы кровь хри­сти­ан­ских младенцев?!

Итак, утвер­жде­ние выше­упо­мя­ну­то­го объ­яв­ле­ния о том, что рав­ви­ны освя­ща­ют кошер­ную пищу кро­вью жерт­вен­ных живот­ных явля­ет­ся пол­ным неве­же­ством и нелепостью.

Что же такое «кошерная пища»?

В наших мага­зи­нах дей­стви­тель­но появи­лось боль­шое коли­че­ство про­дук­тов стран, с кото­ры­ми Укра­и­на под­дер­жи­ва­ет тор­го­вые свя­зи. Сре­ди этих стран нахо­дит­ся и ближ­не­во­сточ­ное госу­дар­ство Изра­иль, про­дук­ция кото­ро­го так широ­ко пред­став­ле­на сего­дня в наших мага­зи­нах. Это и дет­ское пита­ние, цит­ру­со­вые, соки, зелень и мно­гое дру­гое. Как пра­ви­ло, про­дук­ция изра­иль­ских про­из­во­ди­те­лей мар­ки­ру­ет­ся зна­ком кошер­но­сти. Хотя не толь­ко изра­иль­ский про­из­во­ди­тель ста­вит знак кошер­но­сти на сво­их про­дук­тах, так мно­гие запад­но­ев­ро­пей­ские про­из­во­ди­те­ли так­же сооб­ща­ют на сво­их упа­ков­ках, что их про­дук­ция не про­ти­во­ре­чит пра­ви­лам кош­ру­та. Мало того, сего­дня уже мно­гие укра­ин­ские про­из­во­ди­те­ли наравне со зна­ком каче­ства сво­ей про­дук­ции поме­ща­ют и лого­тип кошерности.

Что же такое кошер­ная пища? Как нам к ней отно­сит­ся? Явля­ют­ся ли про­дук­ты со зна­ком кошер­но­сти идо­ло­жерт­вен­ны­ми? Вот ряд вопро­сов, вол­ну­ю­щих мно­гих пра­во­слав­ных. Попы­та­ем­ся на них ответить.

Эти­мо­ло­ги­че­ски сло­во «кашер» не свя­за­но с пищей, на иври­те оно бук­валь­но пере­во­дит­ся как «под­хо­дя­щий». Этот тер­мин мож­но упо­треб­лять в отно­ше­нии пра­виль­но­го пове­де­ния чело­ве­ка: «Это кошер­ный чело­век» и исполь­зо­вать, гово­ря о чем-то поло­жи­тель­ном: «Это кошер­ная кни­га» и т.д.

В насто­я­щее вре­мя сло­во «кашер» или «кошер» (пер­во­на­чаль­но вари­ант с глас­ной «о» появил­ся в англий­ском язы­ке из-за осо­бен­но­сти про­из­но­ше­ния ашке­на­зий­ских евре­ев, а затем пере­ко­че­вал в рус­ский язык) чаще упо­треб­ля­ет­ся в отно­ше­нии пищи. Един­ствен­ным кри­те­ри­ем при­год­но­сти в пищу про­дук­тов явля­ют­ся не сооб­ра­же­ния гиги­е­ны, а то, как Свя­щен­ное Писа­ние (Пяти­кни­жие Мои­се­е­во) к этой пище отно­сит­ся. То есть обыч­ное зна­че­ние сло­ва «кашер» — это «пища, раз­ре­шен­ная для еды».

Зако­ны каш­ру­та гла­сят, что иуде­ям запре­ще­но есть всё под­ряд, и даже раз­ре­шен­ная пища долж­на быть при­го­тов­ле­на долж­ным образом.

Напри­мер, един­ствен­ные раз­ре­шен­ные Свя­щен­ным Писа­ни­ем живот­ные — это пар­но­ко­пыт­ные, жвач­ные. Самые обыч­ные из них — коро­ва и овца, но даже они могут заби­вать­ся лишь спе­ци­а­ли­стом — шой­хе­том (рез­ни­ком).

Мясо живот­ных уби­тых на охо­те по зако­нам каш­ру­та запре­ще­но. Запрет на охо­ту (кото­ро­му в еврей­ской тра­ди­ции несколь­ко тысяч лет) при­вел к тому, что даже сре­ди нере­ли­ги­оз­ных евре­ев сего­дня мало охотников.

Как гово­ри­лось выше, в кор­пу­се книг Свя­щен­но­го Писа­ния Вет­хо­го Заве­та есть мно­го мест запре­ща­ю­щих упо­треб­ле­ние в пищу кро­ви живот­ных ( Быт. 9:4 ; Лев. 17:10–14 ). Поэто­му при забое, по пра­ви­лам каш­ру­та, кровь спус­ка­ет­ся и при­кры­ва­ет­ся зем­лей, а мясо про­са­ли­ва­ет­ся и выма­чи­ва­ет­ся до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Сре­ди рыб кашер­ны­ми счи­та­ют­ся толь­ко поро­ды, име­ю­щие плав­ни­ки и чешую ( Лев. 11:9 ; Втор. 14:9–10 ). Это ничем не мотивируется.

Запре­ще­ны все мол­люс­ки, вклю­чая попу­ляр­ные сего­дня кре­вет­ки и лангусты.

Сре­ди птиц раз­ре­ше­ны толь­ко куры, индей­ки, утки, гуси и неко­то­рые другие.

Как пра­ви­ло, все раз­ре­шен­ные живот­ные тра­во­яд­ны. Пти­цы, поеда­ю­щие дру­гих птиц запре­ще­ны наря­ду со все­ми хищ­ны­ми животными.

Посколь­ку у нас нет цели опи­сать всю стро­гость пред­пи­са­ний о пище в еврей­ской тра­ди­ции, огра­ни­чим­ся вышеперечисленным.

Из выше­ска­зан­но­го мож­но сде­лать вывод, что вся­кий раз когда вы возь­ме­те в руки упа­ков­ку с мар­ки­ров­кой маш­гиа­ха (экс­перт, кото­рый гаран­ти­ру­ет соот­вет­ствие про­дук­та пра­ви­лам каш­ру­та) вы долж­ны знать, что имен­но этот про­дукт пол­но­стью соот­вет­ству­ет пред­пи­са­ни­ям Биб­лии о пище. И ни какие мисти­че­ские дей­ствия над про­дук­том не проводились!

Если это пучок зеле­ни в упа­ков­ке (лук, бази­лик, пет­руш­ка и т.д.), зна­чит, маш­гиах про­ве­рил эту зелень на нали­чие насе­ко­мых — их там нет.

Если это упа­ков­ка муки, зна­чит, мука про­се­я­на под наблю­де­ни­ем маш­гиа­ха через сито, где на 1 см2 долж­но быть не менее 70 дыро­чек (экс­перт обя­зан про­ве­рить коли­че­ство дыро­чек кон­чи­ком иглы), во избе­жа­ние попа­да­ния жуч­ков и про­чих насе­ко­мых в пищу, ведь упо­треб­ле­ние насе­ко­мых в пищу запре­ще­ны Библией!

Если мар­ки­ров­ка кошер­но­сти сто­ит на молоч­ном про­дук­те, это озна­ча­ет, что дан­ный про­дукт не всту­пал в кон­такт с живот­ны­ми жира­ми и при­го­тов­лен в сте­риль­ной посуде.

Знак кошер­но­сти — это кон­ста­та­ция и гаран­тия того, что про­дукт при­го­тов­лен и упа­ко­ван в сте­риль­ной обста­нов­ке и в соот­вет­ствии с древни­ми пра­ви­ла­ми Биб­лии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Вся­кий раз когда оче­ред­ная груп­па наших пра­во­слав­ных палом­ни­ков отправ­ля­ет­ся на Свя­тую Зем­лю для покло­не­ния местам свя­зан­ных с зем­ной жиз­нью наше­го Спа­си­те­ля, мало кто из палом­ни­ков заду­мы­ва­ет­ся, чем их уго­ща­ют и кор­мят во вре­мя палом­ни­че­ства. Тра­пе­за в мона­сты­ре или же это обык­но­вен­ный зав­трак в гости­ни­це, здесь в Изра­и­ле всю­ду при­сут­ству­ют кошер­ные про­дук­ты. Да дру­гих про­дук­тов в мага­зи­нах Изра­и­ля про­сто нет, а если есть, то они про­да­ют­ся в неко­шер­ных мага­зи­нах кото­рые не так лег­ко най­ти. И пра­во­слав­ные, живу­щие на Свя­той Зем­ле даже не обра­ща­ют вни­ма­ния на то кошер­ный тот или иной про­дукт или нет, в первую оче­редь пото­му, что этот знак адре­со­ван для соблю­да­ю­щих каш­рут. А для людей, кото­рые не явля­ют­ся рели­ги­оз­ны­ми евре­я­ми, это толь­ко гаран­тия того, что про­дукт при­го­тов­лен в атмо­сфе­ре повы­шен­ной сте­пе­ни стерильности.

Нам, пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам ХХІ века, сле­ду­ет поча­ще обра­щать­ся к опы­ту пер­во­хри­сти­ан­ских общин (а их быт, осо­бен­но на Ближ­нем Восто­ке и в Малой Азии, очень тес­но пере­пле­тал­ся с сосе­дя­ми языч­ни­ка­ми и иуде­я­ми), для кото­рых сло­ва Спа­си­те­ля: «Не то, что вхо­дит в уста, осквер­ня­ет чело­ве­ка, но то, что выхо­дит из уст» ( Мф. 15:11 ) были глав­ным кри­те­ри­ем сохра­не­ния свя­то­сти и внут­рен­ней чистоты.

А насто­ро­жен­ность и подо­зри­тель­ность к про­дук­там пита­ния наблю­да­лась ещё два тыся­че­ле­тия назад. Имен­но это побу­ди­ло свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла обра­тить своё сло­во нази­да­ния и уте­ше­ния к жите­лям антич­но­го Корин­фа — эко­но­ми­че­ско­го мега­по­ли­са древ­не­го мира, извест­но­го сво­и­ми лав­ка­ми, рын­ка­ми и база­ра­ми: «Всё что про­да­ет­ся на тор­гу, ешь­те без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» ( 1 Кор. 10:25 ). Эти сло­ва пас­тыр­ской забо­ты мы долж­ны рас­слы­шать и в наш неспо­кой­ный век.

В завер­ше­нии необ­хо­ди­мо заме­тить, что кошер­ные про­дук­ты не явля­ют­ся идо­ло­жерт­вен­ны­ми. Дума­ю­щих и чита­ю­щих вер­ных чад нашей Церк­ви хочу ото­слать к кни­ге про­фес­со­ра МДА про­то­ди­а­ко­на Андрея Кура­е­ва «Поче­му пра­во­слав­ные такие?» (М. 2008), в этом тру­де есть заме­ча­тель­ная ста­тья «Вре­дят ли хри­сти­а­ни­ну «под­бро­шен­ные» нечи­сто­ты?», где автор дела­ет подроб­ный и аргу­мен­ти­ро­ван­ный ана­лиз соот­вет­ствия пищи наиме­но­ва­нию идо­ло­жерт­вен­ной, и отно­ше­нию к ней хри­сти­а­ни­на по уче­нию апо­сто­ла Пав­ла и свя­то­оте­че­ско­го наследия.

«Пища не при­бли­жа­ет нас к Богу: ибо, едим ли мы, ниче­го не при­об­ре­та­ем; не едим ли, ниче­го не теря­ем» ( 1 Кор. 8:8 ) — это уве­ще­ва­ние апо­сто­ла Пав­ла не все­гда быва­ет пони­ма­е­мо наши­ми пра­во­слав­ны­ми совре­мен­ни­ка­ми. И как след­ствие появ­ля­ют­ся раз­но­го рода кри­во­тол­ки и рели­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки, кото­рые меша­ют реаль­но жить соглас­но Еван­ге­лия и свя­то­оте­че­ско­го учения.

Автор: Про­то­и­е­рей Олег Скнарь, кан­ди­дат бого­сло­вия, «Пра­во­славіє в Україні»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *