Что такое кошерные продукты питания
Кошерная еда – что это такое, 15 полезных фактов
Если вы часто слышите слово «кошерно», но не понимаете или не до конца разобрались, что же оно означает, то эта статья написана как раз для вас. Разберемся, что такое кошерность, в чем она выражается, а также чем отличается от халяльности.
Кошерная еда — что это означает?
Словом «кошерная» называют любую пищу, будь то блюдо из русской, итальянской или французской кухни, которая подходит под правила дозволенного для верующих евреев (кашрут).
Кашрут — это понятие из иудаизма, которое обозначает допустимость чего-либо с точки зрения традиционного иудейского права.
К этому своду правил относится не только еда, но и регламент относительно семейной, общественной и религиозной стороны жизни верующих евреев.
Конкретно в еде за качеством кошерности пищи устанавливается весьма строгий контроль. В Израиле работает примерно две сотни предприятий, которые этим занимаются. Каждое из них имеет свою печать. С ее помощью они обозначают кошерность того или иного продукта.
Правила к кошерности еды в разных еврейских общинах могут немного отличаться. Также они разнятся и у некоторых иудаистских течений. В большей степени это выражено в требованиях к пасхальным запретам. Также существует понятие «строго кошерной» еды, которое применяется в среде особо верующих евреев.
Правила относительно кошерности касаются в основном выращивания культур, убоя скота и предварительной обработки сырья, а также применяются к составу продуктов.
Подавляющая часть кошерной пищи исключает присутствие химических добавок, посторонних примесей и всего того, что произведено ненатуральным путем.
Именно поэтому термин «кошерный» стал ассоциироваться с понятием натуральности.
Если раньше вас пугало это слово, то напрасно. Бояться тут нечего. По всему миру кошерная еда созвучна с ведением здорового образа жизни, потому что считается полезной для организма.
Также кошерными могут быть растения, животные и насекомые.
Мясо и рыба
Верующим евреям дозволяется употреблять в пищу млекопитающих, которые сразу подходят под два признака, — это жвачные и парнокопытные животные (коровы, овцы, козы, косули и олени). Поэтому нельзя есть свинину, зайчатину, конину и верблюжатину.
Касаемо мяса птиц, евреям разрешается употреблять в пищу куриц, гусей и уток, а также индюшек.
Согласно кашруту нельзя есть 24 вида птиц. Большинство из них и так не в ходу у основной части населения планеты, к примеру, совы и вороны.
Строгим условием для получения отметки о кошерности мяса является отсутствие в нем крови.
! Рекомендую почитать пост по теме:
Забой делает специально обученный раввин, которого называют шойхет.
При этом он обязан знать, как сделать так, чтобы животное не чувствовало боли. Это одно из самых строгих правил при забое.
Кошерная рыба тоже должна иметь два отличия: плавники и чешую. В связи с этим нельзя есть угрей, осетров, сомов и все морепродукты. Так что раки и креветки тоже запрещаются.
Икра считается кошерной, если ее добыли из списка разрешенных рыб.
Под запретом к употреблению у евреев также находятся хищные животные, к примеру, тигры. Нельзя есть пресмыкающихся, насекомых и червей.
Разрешены некоторые виды саранчи. На пчел распространяется запрет, а вот на их мед — нет.
Овощи и фрукты
Овощи и фрукты не должны содержать насекомых.
Нельзя употреблять ядовитую растительную пищу, такую как ботва картофеля или сырые косточки слив.
Чтобы выявить, что в плодах не содержится насекомых, осуществляется специальная проверка продукции.
Большая часть овощей и фруктов признается кошерной. Существует только несколько правил для обработки почвы и высадке растений.
Молоко и молочные продукты
С молоком и молочными продуктами дело обстоит достаточно просто. Можно есть все, что добывается от кошерных животных.
Получается, что нет категоричных запретов ни на молоко, ни на яйца. Главное — отсутствие в составе запрещенных добавок.
Под строгим запретом находится смешивание мясных и молочных продуктов питания.
Напитки
Самые сильные ограничения касаются алкогольных напитков. Кошерными считаются только те вина, которые были произведены в Израиле.
Это связано с требованиями к выращиванию и сбору урожая винограда. К примеру, для работы нельзя брать его четвертый урожай.
Многие вина, произведенные в Израиле, пастеризуют. Тогда, даже если бутылка будет открыта не евреем, напиток не потеряет статуса кошерного.
Еще в запрещенный список внесены спиртные напитки, которые были выдержаны в винных бочках. К ним относится виски и коньяк. Также нельзя употреблять алкогольную продукцию, в которой содержатся некошерные добавки.
Чем отличается кошерная еда от халяльной
Слово «халяль» переводится как «все то, что разрешено и допустимо в исламе». Это такой же свод правил и запретов, как кашрут, но со своими особенностями.
В основном мы можем слышать это понятие в связке с правильно приготовленной и дозволенной пищи для мусульман.
Отчасти требования к халяльной еде и напиткам такие же, как и к кошерной. С другой стороны, есть существенные различия.
Мусульмане тоже не едят свинину. Они применяют примерно те же правила для забоя скота. Однако у них нет специального человека, который бы наблюдал на правильностью соблюдения запретов и ограничений.
В исламе есть только одно ограничение, которого нет в иудаизме. Оно касается употребления спиртных напитков. В исламе они под строгим запретом, а в иудаизме в этом не видят ничего плохого. Еще одно отличие — в исламе можно есть конину и верблюжатину. Это непозволительно с точки зрения кашрута.
Ислам разрешает употреблять в пищу молочное и мясное одновременно. В иудаизме это под строгим запретом.
Можно сказать, что кашрут на порядок строже, чем халяль. Это также наблюдается на примере рыбы.
В исламе можно есть любую рыбу, которую убили во время ловли. Нельзя употреблять только ту, что умерла собственной смертью от неизвестных причин.
При этом морепродукты также находятся под запретом.
И в исламе и в иудаизме нельзя есть и пить кровь животного. Считается, что в ней содержится его душа.
В исламе есть свой обряд забоя скота, но он отличается от правил кошерного забоя.
Кошерная и халяльная пища полюбилась всем сторонникам здорового образа жизни, потому что отвечает большинству запросов о правильном и полезном питании.
Халяль допускает больше свободы по части еды, но тоже не приемлет жестокое обращение с животными.
По исламским традициям забивать скот нужно максимально быстро и безболезненно.
Уверен, что теперь вы больше узнали про халяльную и кошерную еду. У каждой религии существуют свои правила, которые работники общепита должны знать и уважать.
Если вам есть что добавить или появились вопросы, пишите в комментарии, постараюсь дать ответ.
Оцените пожалуйста мой пост
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок 22
Что такое кошерные продукты? Можно ли православным кошерную еду?
Что такое кошерные продукты?
В продуктовом магазине или в кафе нередко можно встретить вывеску «кошерные продукты». Попробуем разобраться, что это за продукты и, можно ли православным христианам есть кошерную еду. Слово «кошер» не имеет отношения к пище, на иврите оно буквально переводится как «подходящий».
Сейчас термин «кошерные продукты» можно встретить только в иудаизме. Не всегда запрет на тот или иной продукт может найти логическое объяснение, но в иудаизме верующие полностью полагаются на Волю Творца. Следуя этому мнению, не стоит рассуждать о том, почему та или иная еда не считается кошерной, ведь Творец лучше знает, что полезно человеку. Согласно Галахе, совокупности законов и постановлений в иудаизме, пища делится на:
Галаха определяет кашрут. Кашрут — это строгая система правил, определяющая пригодность чего-то с точки зрения иудаизма. В иудаизме существует много запретов, в том числе, на употребление некошерной еды. Разные течения иудаизма могут иметь небольшие различия в этих правилах, но в целом все иудеи должны воздерживаться от трефного.
Какие продукты считать кошерными?
Кошерными продуктами считаются:
Существуют и определенные правила забоя скота для употребления в пищу. Этот процесс называется «шхита», им занимаются только люди, хорошо знающие иудейские традиции. Цели этих предписаний:
Есть и традиции употребления продуктов в пищу, так в кошерной еде нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Например, котлета с сыром уже считается некошерной едой.
Напитки тоже делятся на кошерные и некошерные. Но при отсутствии полного запрета на спиртные напитки, в иудаизме разрешается только определенное вино.
В правильном употреблении кошерной еды существует много нюансов, которые значимы для иудеев, но не относятся к христианам. Есть и определенное сходство: особые правила употребления пищи, которые касаются религиозных праздников.
Так в Песах, иудейский праздник, запрещается не только есть, но и держать дома квасные продукты.
Можно ли христианам есть кошерные продукты?
Христиане соблюдают пост, который основан на других принципах и для христиан кошерная еда, как не запрещена для употребления в пищу, так и необязательна.
В Новом Завете сказано «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» ( Мф. 15:11 ), поэтому нет ничего запретного в том, чтобы в туристической поездке или в кафе выбрать кошерную еду, но и таких строгих правил, как в иудаизме, христиане не придерживаются.
Подтверждается это и в посланиях Апостолов: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1 Кор. 10:25 ). Пища нужна нам, чтобы поддерживать жизнь, а пост для усмирения плоти, для очищения, но вне поста нет определенных правил, касающихся еды. Единственное, чего следует придерживаться — умеренность, поэтому, если вам нравится кошерная пища, или вы купили кошерные продукты, не спешите от них избавляться. Их разрешено употреблять в пищу.
Читайте также:
5 важных фактов о кошерных продуктах Израиля
Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.
На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?
Кошерный – значит, натуральный
Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.
Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.
Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.
Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.
>>> Почему стоит арендовать машину в Израиле. Узнайте подробно про все нюансы
Мясо и рыба
Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что свинина, конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.
Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.
Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет). Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.
Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки). Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.
В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.
Овощи, фрукты и другие растения
Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.
В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.
Молочные и мучные продукты
Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.
Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.
С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов. Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы. Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.
Напитки
Алкогольные напитки у евреев – в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи. Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай. Кроме того, многие израильские вина пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.
Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.
Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.
Кошерные продукты можно узнать по знаку
Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».
Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».
Кошерный и халяльный – разные продукты
Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?
И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.
Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.
Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.
Православие не исключает кошерные продукты
Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует. Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции. Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.
Кошерные продукты: взгляд православного богослова
Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А‑4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:
«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.
Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.
Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.
Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?
Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.
Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.
Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.
Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.
Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.
Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.
70‑й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73‑й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.
В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.
Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.
До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.
Отношение к крови в еврейской традиции
Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.
Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!
Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью.
Что же такое «кошерная пища»?
В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.
Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.
Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.
В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».
Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.
Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).
Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.
Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных ( Быт. 9:4 ; Лев. 17:10–14 ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.
Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую ( Лев. 11:9 ; Втор. 14:9–10 ). Это ничем не мотивируется.
Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.
Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.
Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.
Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!
Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.
Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!
Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.
Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.
Как христианину относиться к кошерным продуктам?
Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.
Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» ( Мф. 15:11 ) были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.
А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1 Кор. 10:25 ). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.
В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1 Кор. 8:8 ) — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.
Автор: Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»