Что такое коррекция опасного действия
ISO 9001 – разница между коррекцией и корректирующим действием
Опубликовано: 9.10.2017 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Источник: автором статьи является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001.
В любой системе менеджмента, включая и систему менеджмента качества (СМК, – ред.), есть один аспект, в котором путаются, больше, чем во всяком другом. Я говорю о разнице между «коррекцией» и «корректирующим действием». Это серьезная проблема, поскольку понимание разницы является фундаментом работающей системы корректирующих действий в СМК. Внедрять изменения без четкого понимания, что есть что, абсолютно нереально. Эту тему мы впервые затронули в статье о корректирующих действиях на нашем сайте «Семь шагов корректирующих и предупреждающих действий, обеспечивающих постоянное улучшение». Поскольку эта статья посвящена семи шагам именно успешных корректирующих действий, то, думается, что в этой статье лучше поговорить больше о коррекции и о том, чем она от корректирующих действий отличается.
Какая разница?
Каждый раз, когда в вашей СМК появляется несоответствие, вы станете предпринимать ответные меры, направленные на их исправление. То, что именно вы будете корректировать и покажет, где вы имеете дело с коррекцией, а где – с корректирующими действиями. Вы делаете коррекцию, когда действуете в ответ на наиболее очевидные производственные проблемы, при которых достаточно устранить само несоответствие и можно будет производить продукцию и оказывать услуги, которые пригодны для использования конечным потребителем. Это коррекция. И напротив, если вы проводите анализ и ищите причины, вызвавшие несоответствие, «вкапываетесь» все глубже в изучения проблем, пока не разматываете клубок до той «корневой причины», которая, по сути, и приводит ко всему, то вы предпринимаете корректирующее действие, чтобы избежать повторное проявление несоответствия.
Это лучше понять на нескольких примерах:
Пример №1: запаздывающая процедура поставки
Вы обнаруживаете, что клиенты недовольны вашим сервисом доставки – он работает слишком медленно и продукция долго идет к покупателям. Вы совершите коррекцию, отыскав партию продукции, которая вызвала неудовольствие и доставляете ее так скоро, как это возможно. Затем вы предлагаете клиенту частичное возмещение стоимости продукции за ошибку, чтобы даже несмотря на нее, сохранить удовлетворенность потребителя. Однако проведя коррекцию, вы на этом не успокаиваетесь. Если при дальнейшем анализе ситуации выясняется, что подобные же ошибки были допущены в отношении других клиентов, то вы изучаете проблему дальше, чтобы понять, почему дефект повторяется и как предотвратить это – находите «корневую причину».
Анализ корневых причин показывает, что партии продукции нельзя вовремя проследить, отчего они часто попадают не в тот район города, куда их нужно везти. Из-за этого продукция теряется и возникают задержки с доставкой. Поняв все это, вы сможете предпринять дополнительные действия, чтобы партии можно было легче идентифицировать. Сначала нужно идентифицировать продукцию и только потом отправлять ее куда-либо. Кроме того, можно производить изменения в компьютерной системе предприятия, чтобы через электронную систему можно было получить более точную информацию при принятии решений. Это уже будут корректирующие действия.
Пример №2: произведенная деталь – слишком длинная
Вы обнаружили, что деталь, которую производите, нельзя принять, так как она слишком длинна и не подходит к общей конструкции при сборке. Первоначальное исследование проблемы показывает, что деталь была сделана правильно, по чертежу, но размерности, указанные в нем, были неверны. В этой ситуации вы делаете две коррекции: переделываете деталь, чтобы она годилась для сборки и была правильного размера, а кроме того, вносите изменения в чертеж, чтобы в дальнейшем новые копии этой детали были верными. Вот ваши коррекции.
Вы можете узнать, что случившийся брак – не единственный. Может оказаться, что у вас много неправильных чертежей, подготовленных в последние месяцы. Тогда вы предпринимаете анализ корневых причин, чтобы понять, почему появляются некорректные чертежи. Возможно, проблема проистекает из того, что вы пропускаете один из этапов проверки чертежей, на котором нужно сличать в компьютерной модели указанные на чертежах размеры деталей. Вы сделаете необходимые в ответ на результаты анализа корневых причин шаги, которые будут вашими корректирующими действиями по систематической проблеме.
Какую роль все это играет в постоянном улучшении системы менеджмента качества?
Понимать разницу между коррекцией и корректирующими действиями – очень важно. Но, возможно, еще важнее знать, когда это может быть использовано. Дело в том, что коррекцию обязательно осуществлять при появлении любого несоответствия. В то же время корректирующие действия не нужны во многих случаях, они будут избыточными. Если вы не «распылили» потенциал корректирующих действий на несистематические проблемы, то это процесс будет эффективнее, что внесет свой вклад в постоянное улучшение вашей организации.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Профилактика девиантного поведения в подростковой среде
Разберемся в терминах
Под девиантным (лат. deviatio — уклонение) поведением понимаются:
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.
Среди них важнейшее значение имеют:
биологические факторы— это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;
социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
Признаки девиантного поведения
Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума.
Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию.
Однако, для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения.
Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует — в зависимости от его формы — деструктивно или аутодеструктивно.
Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным.
Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики говорится не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако, иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (например, бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм).
Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот.
Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.
Девиантное поведение подростков
В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации.
Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях, молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18 лет.
Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18 лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую, некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.
Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому, оно должно обязательно оцениваться педагогом, психологом и врачом.
Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде
Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.
Различают несколько видов профилактики девиантности.
Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.
Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.
Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.
План профилактических мероприятий
Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего, она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.
Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.
Врач психиатр-нарколог ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Татьяна Краснослободцева
Коррекции, корректирующие и предупреждающие действия
найти еще статьи по теме:
Уважаемые читатели, в предыдущей статье, мы рассматривали вопросы, связанные с мониторингом, анализом и улучшением процессов СМК. В текущем материале, представляем Вам информацию о корректирующих и предупреждающих действиях, которые являются инструментами улучшения процессов системы менеджмента качества.
До начала обсуждения темы данной статьи, я бы хотел обратить ваше внимание на используемые термины и их объяснение, которые даны в стандарте ISO 9000 «Основные положения и словарь».
Для лучшего понимания рассматриваемой темы, давайте рассмотрим ситуацию, которая возникает либо может возникнуть в рамках любой организации. Итак, в один из компьютеров организации попал вирус и была потеряна информация.
Рассмотрев данную ситуацию, мы имеем два несоответствия: первое – вирус попал в компьютер, второе – была потеряна информация. Что обычно делается в такой ситуации – мы пытаемся очистить компьютер от вируса и восстановить утерянную информацию. Очистка компьютера занимает некоторое время и возможно средств, но результат может быть достигнут, а вот с информацией, ситуация сложнее, мы можем безвозвратно ее потерять.
Многие организации, очистив компьютер от вируса, т.е. сделав коррекцию (исправление), забывают про проблему и продолжают работать в прежнем режиме, до следующего попадания вируса. По потерянной информации, предпринимаются действия по ее восстановлению либо другие действия адекватные масштабам потерянных данных.
Проблема в том, что большинство организаций ограничиваются только исправлением и не анализируют причины возникающих проблем и тем самым проблемы повторяются неоднократно.
В рамках стандартов ИСО серии 9000, механизм «борьбы» с несоответствиями и проблемами, рассмотренными выше называется корректирующие действия, задача которых заключается не в борьбе с «браком», а устранение причин «брака», для предотвращения его повторного появления.
Представители компании «Toyota» столкнувшись с такой проблемой, запустили бы механизм 5 WHY (5 Почему), для определения корня проблемы.
ПОЧЕМУ? | ПОТОМУ ЧТО |
Несоответствие – Почему вирус попал в компьютер? | Потому что компьютер не был защищен от вируса! |
Компьютер не был защищен от вируса? | Не установлена антивирусная программа! |
Не установлена антивирусная программа? | Не определены ответственные за установку и обновление антивирусной программы в организации |
Не определены ответственные за установку и обновление антивирусной программы в организации? | Данный процесс не формализован в организации и не определены необходимые ресурсы и персонал для его реализации! |
Данный процесс не формализован в организации и не определены необходимые ресурсы и персонал для его реализации? | Процесс обслуживания компьютерной техники не определен в рамках организации! |
В данном случае причина проблемы, заключается в том, что в организации отсутствует процесс обслуживания компьютеров, процесс не формализован (описан) и не определены необходимые ресурсы, в том числе человеческие, необходимые для реализации данного процесса.
При этом корректирующие действия будут связаны с реализацией всех указанных выше задач. Т.е. имея формализованный процесс, обеспеченный необходимыми ресурсами, в рамках которого будет выполняться деятельность по обслуживанию компьютерной техники, которая в том числе предполагает деятельность по установке и периодическому обновлению антивирусных баз, исключит возможность попадания вирусов в компьютеры компании и потере информации.
Очень важно, осуществив необходимые корректирующие действия, периодически проводить оценку повторяемости проблемы и если проблема повторяется, тогда либо ваши действия были не результативны либо Вы не нашли корень проблемы и механизм надо повторить.
Механизм применения и реализации предупреждающих действий аналогичен корректирующим действиям, отличие заключается в том, что предупреждающие действия применяются в отношении причин потенциальных несоответствий. Очень часто в рамках внедрения систем менеджмента у организаций возникает вопрос, как обнаружить потенциальное несоответствие. Если вернуться к предыдущей статье, в которой рассматривался мониторинг по процессу закупок, мы анализировали ситуацию, когда ухудшение характеристик показателя процесса, могло привести к несоответствию по процессу закупок (см. рис. ниже).
Рис № 1. Анализ мониторинга процесса Закупок
Из рисунка видно, что посредством анализа проводимого мониторинга по процессу, мы имеет возможность выявлять тенденции, которые могут привести к несоответствию, а также при наличии такой ситуации провести предупреждающие действия, направленные на недопущение возникновения несоответствия. Возвращаясь к требования стандарта ISO 9001, хотел обратить ваше внимание на пункт стандарта 8.4 и раздела «в», в котором говориться:
Организация должна определить, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.
Анализ данных должен предоставлять информацию по:
а) удовлетворенности потребителей (8.2.1);
б) соответствию требованиям к продукции (7.2.1);
в) характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4);
г) поставщикам (7.4).
Анализ данных позволяет организации выявлять тенденции процессов и продукции, влияющих на результативность последних и при необходимости проводить предупреждающие действия. Анализ данных должен сопровождаться использованием тех или иных статистических методов, как требует пункт стандарта 8.1 ISO 9001.
Корректирующие и предупреждающие действия являются инструментами улучшения, правильное понимание и использование которых дает возможность организации решать очень многие проблемы и потенциальные проблемы в корне, без повторного их возникновения.
список статей цикла (очередность для ознакомления):
Корректирующие и предупреждающие действия. Основные положения
Система менеджмента качества
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стандарт предназначен для организации работ корректирующего и предупреждающего характера, направленных на постоянное улучшение результативности системы менеджмента качества.
Стандарт разработан службой БУСК;
При его разработке учтены требования ISO/TS 16949 раздел 8.5 «Улучшение».
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные правила и процедуры, подлежащие выполнению на предприятии при организации и проведении корректирующих и предупреждающих действий, а также оценки их результативности.
1.2 Стандарт распространяется на все подразделения, входящие в сферу действия СМК.
1.3 В рамках этой деятельности стандартом предприятия устанавливается ответственность и взаимодействие соответствующих подразделений и должностных лиц в рамках выполнения предусмотренных в нем правил и процедур.
2 Нормативные ссылки
При разработке данного стандарта учтены требования и рекомендации следующей нормативной документации:
3 Определения
В настоящем стандарте предприятия применены термины с соответствующими определениями:
4 Обозначения и сокращения
5 Общие положения
5.1 Корректирующие действия
5.1.1 Цель применения корректирующих действий – устранение причин произошедших несоответствий для предупреждения повторного их возникновения.
5.1.2 Корректирующие действия проводятся во всех процессах СМК (включая управляющие процессы, основные и обеспечивающие процессы) при обнаружении несоответствий.
Ответственность за применение корректирующих действий несут руководители процессов, подразделений.
5.1.3 Источниками информации о несоответствиях для определения корректирующих действий являются:
5.1.4 Для эффективного установления причин несоответствий целесообразно использовать широкий спектр статистических методов (таких как диаграммы Парето, Исикавы, диаграммы рассеивания и др.).
Установление причин несоответствий должно проводиться отдельным лицом или комиссией, назначенной для разработки корректирующих действий.
5.1.5 До принятия корректирующих действий необходимо оценить важность проблемы, что выражается через потенциальное воздействие на такие аспекты, как эксплуатационные затраты, цена несоответствия, характеристики продукции, надежность, безопасность, а также удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
Инвестирование корректирующих действий должно проводиться по приоритетам исходя из возможных последствий рассматриваемой проблемы.
5.1.6 Руководитель процесса организует разработку, согласование корректирующих действий с подразделениями-соисполнителями и отслеживает их выполнение.
Достигнутые корректирующими действиями результаты подлежат регистрации посредством записей.
5.1.7 Анализ результативности предпринятых корректирующих действий проводится в последующие периоды времени сравнением достигнутых показателей с показателями предыдущих периодов.
5.2 Предупреждающие действия
5.2.1 Цель применения предупреждающих действий – устранение причин потенциально возможных несоответствий и предотвращения нежелательных ситуаций.
5.2.2 Предупреждающие действия с целью уменьшения возможных потерь следует применять в основных и обеспечивающих процессах, а также в управляющих процессах для повышения удовлетворенности заинтересованных сторон.
Ответственность за применение предупреждающих действии несут руководители процессов, подразделений.
5.2.3 Уменьшение потерь в организации через применение предупреждающих действий необходимо планировать.
Для достижения результативности применения, планирование предупреждающих действий должно быть систематическим.
5.2.4 Входные данные для определения потенциально возможных несоответствий могут быть получены посредством:
5.2.5 Детальный и систематический анализ процессов дает информацию о потенциально возможных несоответствиях для разработки планов предупреждения потерь и определения приоритетов для улучшения, касающихся рассматриваемых процессов.
5.2.6 После определения потенциально возможного несоответствия дальнейшая деятельность по установлению причин несоответствия, и проведению предупреждающих действий проводится аналогично корректирующим действиям.
5.3 Постоянное улучшение
5.3.1 Деятельность, направленная на постоянное улучшение результативности процессов по инициативе руководителя или участников процессов является более предпочтительной, чем устранение несоответствий посредством корректирующих действий.
Деятельность по постоянному улучшению снижает вероятность возникновения несоответствий и минимизирует потери.
Задача руководителей всех уровней — постоянное улучшение процессов, закрепленных за ними.
5.3.2 Необходимо стремиться к улучшению процессов организации, с точки зрения:
5.3.3 Диапазон улучшений может быть от постепенных ежедневных шагов до стратегических проектов прорыва.
5.3.4 Основой постоянного улучшения является активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.
Этого можно добиться посредством такой деятельности, как:
5.4 Уровни принятия корректирующих, предупреждающих действий и действий по постоянному улучшению
5.4.1 Анализ причин несоответствий, принятие и разработка корректирующих и предупреждающих действий, а также деятельность по постоянному улучшению могут проводиться на разных уровнях управления предприятия.
1) Оперативные мероприятия заводского уровня:
2) Перспективные мероприятия заводского уровня:
3) Оперативные совещания в подразделениях:
4) Плановая работа по обеспечению постоянного соответствия продукции, процессов и СМК требованиям КД, ТД, НД СМК.
6 Организация корректирующих и предупреждающих действий в производстве
6.1 Несоответствия в продукции, процессах, СМК выявляются и регистрируются в процессе ежедневного и периодического надзора за производственными факторами со стороны производственного персонала, технологов и ОТК цеха.
6.2 Несоответствия в продукции, процессах и СМК могут быть выявлены:
6.3 При обнаружении несоответствия в продукции, процессе, СМК лицо, обнаружившее несоответствие, оперативно доводит информацию до руководителя и регистрирует несоответствие в Журнале решения проблем, или в Журнале повседневного надзора.
Лицо, обнаружившее несоответствие, при его регистрации должен указать свою должность и фамилию в соответствующей графе.
6.4 Руководитель соответствующего подразделения, получив информацию о несоответствии (проблеме), проводит анализ причин возникновения несоответствия и разрабатывает корректирующие и предупреждающие действия по устранению причин возникновения несоответствий в продукции, осуществляет контроль за их выполнением и оценивает результативность.
6.5 Если причина возникновения несоответствия:
6.6 В противном случае — если:
принятые меры не позволили устранить несоответствие или однозначно определить причину его возникновения;
B «Классификаторе несоответствий» отсутствует анализируемое на данный момент несоответствие, то мастеру (технологу, бригадиру) необходимо провести всесторонний анализ состояния процессов и всех производственных факторов, с привлечением специалистов других подразделений, ответственных за надзор состояния производственных факторов и по завершении анализа перейти к разработке корректирующих и предупреждающих действий.
6.7 Мастер, бригадир, технолог фиксирует в Журнале повседневного надзора, Журнале Решения проблем причины возникновения несоответствия, разработанные корректирующие и предупреждающие действия, исполнителей и сроки выполнения.
6.8 Обязательным этапом проведения корректирующих и предупреждающих мер является оценка их результативности. Если принятые меры не устраняют несоответствия или не устраняют причины их возникновения, цикл работ по анализу этих причин, разработке мероприятий и их внедрению повторяется.
6.9 При невозможности проведения какого-либо этапа работ своими силами информацию о несоответствии сообщается руководству цеха (подразделения).
6.10 Руководство цеха организует работы по проведению анализа причин появления несоответствий или разработке мероприятий с привлечением специалистов подразделений, в компетенции которых находится решение данных проблем (цеховая, заводская комиссии).
7 Анализ причин появления несоответствий
7.1 Все несоответствия, относящиеся к продукции, процессам и СМК должны быть проанализированы соответствующими должностными лицами с целью установления причин их возникновения. При проведении анализа причин возникновения несоответствий следует:
7.2 Получив информацию о несоответствии, проводится всесторонний анализ состояния всех производственных факторов, действующих на рабочем месте. При этом используется «Схема обеспечения рабочего места» (приложение А).
7.3 При необходимости, к анализу привлекаются специалисты других подразделений, ответственные за надзор состояния производственных факторов.
Созывается комиссия по принятию решений, цеховая, межцеховая или заводская.
Комиссия должна установить взаимосвязь между несоответствием и его причиной с учетом возможного влияния всех фактических и потенциальных производственных факторов на возникновение несоответствий.
7.4 При проведении анализа возможного влияния производственных факторов на возникновение несоответствий оценивается:
7.5 Анализ рекомендуется проводить используя методику 8-Д с применением диаграммы Исикавы.
Результатом проведенного анализа должно быть:
определение причины возникновения несоответствия;
разработка мероприятий по устранению и дальнейшему предупреждению появления несоответствий вновь (корректирующие и предупреждающие действия).
Срок, в который должен быть проведен анализ не более 3-х дней.
Результат — определение причины возникновения несоответствия, разработка мероприятий по устранению и дальнейшему предупреждению появления несоответствия вновь.
Документированный протокол анализа (8-Д) должен включать указания о корректирующих и предупреждающих действиях.
При этом в Журналах «Решение проблем» и «Повседневного надзора» в соответствующих графах дается ссылка на данный протокол.
8 Разработка и проведение корректирующих и предупреждающих действий
8.1 Целью разработки мероприятий по устранению несоответствий является определение:
8.2 Процесс проведения мероприятий по устранению причин возникновения несоответствий предусматривает планирование (организацию), осуществление и отчетность за выполнение мероприятий.
8.3 Ответственным за планирование (организацию), осуществление и отчетность за выполнение мероприятий является руководитель (представитель — технолог, бригадир, инженер по качеству) подразделения, в работе которого были обнаружены несоответствия.
8.4 Корректирующие и предупреждающие мероприятия разрабатываются лицами, указанными в п.8.3 на основе установленных причин возникновения несоответствия.
8.5 При разработке мероприятий могут быть использованы следующие рекомендации:
8.6 Лица указанные в п. 8.3 определяют содержание мероприятий, исполнителей, сроки выполнения и контролируют полноту и качество выполнения мероприятий, при необходимости, привлекаются специалисты других подразделений.
8.7 Разработанные корректирующие и предупреждающие действия заносятся в журнал повседневного надзора, или журнал решения проблем.
8.8 При невозможности выполнения требований п.8.7 (в связи с большим объемом), разработанные мероприятия оформляется в виде отдельного плана корректирующих и предупреждающих действий (Приложение 5 ) либо протокола 8-Д. В журналах в этом случае делается ссылка на данный документ.
8.9 При наличии соисполнителей из других подразделений, разработанные мероприятия согласовываются с ними, размножаются и рассылаются им под роспись.
8.10 Постоянный контроль за выполнением разработанных корректирующих и предупреждающих действий осуществляет ответственное лицо, указанное в п.8.3.
8.11 Периодический контроль (не реже 1 раза в месяц) за ведением журнала повседневного надзора (Журнала Решение проблем) и выполнением разработанных мероприятий осуществляет технолог цеха (инженер по анализу брака).
8.12 Мероприятия корректирующего и предупреждающего действия могут иметь как оперативный, так и перспективный характер.
8.13 Мероприятия оперативного характера и сроки их выполнения после разработки отслеживаются:
8.14. Сведения о выполнении мероприятий оформляются в месячных отчетах по качеству ОТК.
8.15 Мероприятия перспективного характера следует включать в:
8.16 Особое внимание следует уделять предупреждающим мероприятиям, поскольку они позволяют не допускать и предупреждать возникновение возможных несоответствий.
8.17 Предупреждающие действия должны предусматривать совершенствование процессов, методов и процедур СМК. При необходимости по результатам предупреждающих действий вносятся изменения в НД, ТИ, РИ, ДИ, другие документы СМК.
8.18 Надзор за разработкой корректирующих и предупреждающих мероприятий осуществляет начальник ОТК (директор по качеству).
9 Оценка результативности корректирующих и предупреждающих действий
9.1 Своевременное проведение корректирующих и предупреждающих действий обеспечивает предприятие сокращение затрат, обусловленных появлением несоответствий в продукции, процессах и СМК.
9.2 Результативность мероприятий оценивается по результатам наблюдений за состоянием качества продукции, процессов и СМК после их проведения.
9.3 Результативным может быть признано мероприятие, после проведения которого данное несоответствие не появляется. Это может быть подтверждено данными о том, что дефект (брак) продукции, несоответствие в процессе или, СМК, по которым проведены корректирующие и предупреждающие действия, устранены и не повторяются.
9.4 Оценка результативности мероприятий осуществляется:
9.5 В случае, если запланированное мероприятие признано результативным, должностным лицом, разработавшим и контролирующим качество и полноту выполнения мероприятий, делаются соответствующие отметки в документе, содержащем корректирующие и предупреждающие действия, например:
9.6 В случае, если мероприятие по устранению несоответствий в продукции, процессе или СМК оказалось нерезультативным, мастер (бригадир), технолог информирует начальника цеха об отсутствии результата с указанием причин и проводит повторный анализ несоответствий и разработку корректирующих и предупреждающих действий согласно раздела 8.
9.7 Информация о результативности корректирующих и предупреждающих действий рассматривается на оперативных совещаниях, Днях качества.