Что такое инвенция в риторике
Инвенция как раздел классической риторики
Инвенция — это первый этап создания письменного и устного текста
Еще в античной риторике были разработаны этапы, правила создания устной и письменной речи. Эти особенности были изучены Аристотелем, Квинтилианом, Цицероном и отражены в их работах.
Традиционная риторика выделяла пять этапов подготовки оратора:
Многие открытия античных ученых остаются актуальными и сейчас, теория античной риторики уже в нашей время была дополнена работами по стилистике, культуре речи, теории текста, теории коммуникации, психо- и социолингвистике.
Что такое инвенция в риторике
Этапы инвенции
Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.
Она включает в себя:
Выбор темы
Он, прежде всего, зависит:
Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.
Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:
Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи
Определение жанра
Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.
Так, сообщение предполагает изложение только значимых фактов, а в докладе возможно также использование и менее существенных фактов. Иными словами, при выборе темы надо заранее продумать ее объем и при необходимости сузить его. При исследовании пространственных связей можно ограничить географическое пространство. Например, говоря об экономическом положении России, достаточно ограничиться положением в экономике Москвы или вашего родного города, выделяя в нем черты, характерные для всей страны. Характеризуя большой временной промежуток, иногда достаточно рассмотреть один из временных моментов Например, говоря о романе «Евгений Онегин», можно ограничиться анализом одного дня героя. При постановке глобальной проблемы можно выбрать и рассмотреть только один вопрос.
Работая на этапе инвенции, необходимо руководствоваться и тем, какова ваша аудитория или ваш читатель. Нужно продумать:
Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.
Ошибки в инвенции
Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
а) выбрана тема, неинтересная для адресата
(Так, неверно была выбрана тема » Строение двигателя автомобиля»,т.к. аудитория в основном состояла из женщин, впоследствии тема была переформулирована — «Что должна знать женщина о строении двигателя машины?»);
б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую он не может разрешить
(так выбор темы для доклада в школе » Что ожидает Россию в будущем» неверен, потому что возраст автора выступления не позволит ему ответить на этот вопрос);
в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме
(При ограничении времени, например, 3 минуты неверно выбраны темы » Средневековая архитектура», «Творчество Бернарда Шоу», т.к. время выступления позволит автору или ограничиться общими, всем известными сведениями, или только начать рассмотрение темы, но не закончить его).
Наша презентация
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.
Инвенция
Лекция № 7
1. Инвенция – первый этап подготовки к речи.
3. Предмет и тема речи.
4. Тезис и проблема.
6. Анализ аудитории.
1. Инвенция (изобретение)— это первый этап подготовки речи, на котором оратор должен определить, о чем он будет говорить. Именно на этом этапе определяется, что будет доказывать или говорить аудитории оратор и каким образом он будет доносить свои мысли до слушателей. Во многом именно данный этап определяет то, как будет выглядеть будущая речь.
Термин «изобретение» представляет собой перевод латинского термина invention, и перевод этот, нужно признать, не является особенно удачным. Дело в том, что слово «изобретение» имеет дополнительные оттенки значения, которые связаны с намеренным выдумыванием искусственных положений и аргументов. В действительности оратор ничего не изобретает, изобретение предполагает поиск содержательного наполнения речи в соответствии со строгими рекомендациями и правилами. Однако термин «изобретение» закрепился, а потому естественно использовать именно его.
Существует по меньшей мере два подхода к определению инвенции, которые зависят от понимания сущности ораторского искусства. Так, согласно Аристотелю, сущность риторики состоит в убеждении («риторика — это искусство убеждать»), а потому инвенцию можно определить как поиск способов убеждения, соответствующих теме, предмету речи. Хотя Аристотель относил это определение не к риторике в целом, а к ее разделу — топике (см. «Риторика», ч. I, 2), такая формулировка вполне подходит к инвенции, поскольку инвенция как особый этап была выделена позже.
Есть и еще одно, более широкое определение, которое вытекает из определения риторики как «искусства хорошо говорить». В частности, оно представлено у Ломоносова: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи». Слово «пристойных» в этом случае употребляется в более широком значении, связанном исключительно с соблюдением моральных приличий. Речь идет о подборе идей, которые соответствуют избранной теме, раскрывают ее и при этом не являются надуманными и противоречащими здравому смыслу. Здесь уже нет акцента на убеждении, поскольку основное внимание уделяется содержательному наполнению речи.
Очевидно, что второе определение инвенции шире первого: в первом случае основная цель инвенции связана с убеждением, во втором такой связи нет, хотя она и не исключается. Первое определение, пожалуй, лучше передает особенность риторического подхода к действительности, второе в большей степени соответствует реальности и нуждам практики. Риторика возникла в ответ на потребность эффективно доказывать свою точку зрения в сферах, которые в наши дни мы определили бы как судебную и парламентскую. Однако впоследствии, в процессе исторического развития, стало более очевидным, что ораторское искусство далеко не всегда имеет дело с убеждением, иногда от оратора требуется только говорить логично и по существу, не пытаясь изменить убеждения аудитории.
Мы не будем навязывать ни один из подходов к определению инвенции, оставив читателям возможность совершить выбор между ними самостоятельно или согласиться со справедливостью обоих подходов. А все дело втом, что гораздо более важным в этом случае оказывается понимание конкретных, частных задач, которые должен решить автор на начальном этапе подготовки речи.
Какие же это задачи?
Во-первых, оратор должен четко определить, о чем именно он будет говорить. Для этого ему необходимо уточнить тему речии четко сформулировать тезис(основную мысль), который должен быть донесен до аудитории. Кроме того, оратор должен определить цель речи— тот результат, которого он должен достигнуть. Цель речи напрямую связана с ораторским жанром.Решение этих задач необходимо по двум причинам. Прежде всего, если для оратора не ясно, что он должен донести до аудитории, он вряд ли сможет быть эффективным. Кроме того, в зависимости от этого решается и вопрос о том, каким образом должна быть подана основная мысль речи и какие средства воздействияна аудиторию следует использовать. Наконец, вместе с темой, тезисом и целью речи нередко сначала избирается и стратегия убеждения,на основе которой будет строиться речь. Именно эти задачи в дальнейшем мы будем называть замыслом речи.
Во-вторых, на стадии инвенции оратор должен собрать материал,который впоследствии будет использован при написании речи. Под материалом в данном случае следует понимать конкретные идеи, примеры и положения,которые станут наполнением речи, а также аргументы,которые могут быть использованы для доказательства основной мысли речи (тезиса). Кроме того, он должен определить, будет ли тема речи интересной или важной для аудитории, и найти такой поворот темы, при котором речь сможет вызвать наиболее сильный эффект. В целом эту вторую задачу можно охарактеризовать как развертывание темы и тезиса речи.
Материал обязательно должен отражать и раскрывать тему речи, а также соответствовать ее цели. Все дело в том, что в подавляющем большинстве случаев материала оказывается больше, чем его необходимо для написания речи. С этой точки зрения последняя частная задача, которую должен решить оратор, противостоит двум первым. Тема речи, ее тезис, ее цель можно сравнить с ситом, через которое просеивается песок для того, чтобы собрать мелкие и крупные камни, то есть наиболее значимые положения (эти камни могут оказаться драгоценными). Другими словами, только с опорой на тему речи, ее предмет и цель оратор оказывается в состоянии выбрать наиболее веские и уместные мысли и аргументы.
Тема 4. Риторический канон. Основные этапы работы над речью: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио, гипокризис
Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей
В наше время – время компьютеров и Интернет – получать информацию человеку помогают многочисленные технические средства. Компьютер осуществляет многие операции, экономящие время, – сбор информации, её хранение, обработку, распечатку и т.п. Но остается то, что не может заменить ни одна суперсовременная машина, – формирование мысли, творческое создание текста. Только человек способен мыслить нешаблонно, индивидуально и выражать свои мысли словами.
«Кто много стреляет, ещё не стрелок, кто много говорит, ещё не оратор» (Конфуций).
Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во внешнюю. Такой механизм получил название риторического канона.
Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Античный риторический канон, с большим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории, даёт пятичастное деление схемы риторических действий, которые и являются основными этапами работы над речью:
Инвенция как раздел риторики
Инвенция ( с лат. – изобретение) есть искусство добывания и предварительной систематизации речи. Первый раздел риторики включает тему, её выбор, позицию автора, сбор материала, его систематизацию. Это работа над содержанием сочинения. Такая схема в равной степени относится к ораторской речи или иному сочинению. Инвенция подразумевает «изобретение» содержания выступления: от первых наметок темы ( т.е. того, о чем пойдет речь) – до полного объёма содержания.
Инвенция предлагает говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в теме. В русских риториках инвенция – нахождение.
Тема и её выбор. Виды ситуаций и тем. Микротема
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является заданной. В этом случае оратору её необходимо конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Разработать речь на общую тему зачастую труднее, чем на специальную. Часто задача ставится слишком широко. Формулировку темы лучше сделать привлекательной, но ненавязчивой. Главную часть можно дополнить подзаголовком (Поговорим о себе, для вас, молодые матери).
Эффективнее заглавия «Захват власти национал-социалистами» действует, например, заголовок «Как Гитлер пришел к власти?» В любом случае важно, чтобы заголовок соответствовал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ожидает. Новелла «Авторский вечер». Увидев афишу «Вечер с Германом Гессе», жители маленького городка настроились на смех до упаду, а вместо этого услышали новеллы и стихи. Спустя короткое время зал опустел. Профессор атомной физики также был в высшей степени удивлен, когда на его сугубо научный по содержанию доклад «Космические лучи» собрались одни женщины. На рекламном плакате значилось: «Косметические лучи».
Искусственные ситуации обычно связаны с ученьем: например, задано подготовиться к обсуждению экологических проблем.
Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.
Замысел автора, его позиция, его собственное мнение определяются разными факторами: его образом мысли, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, профессией.
1. Тема должна быть интересна, важна для тех людей, к которым обращена речь, в противном случае не возникает необходимый контакт между автором и аудиторией. Любое сочинение должно учитывать адресата речи, учитывать настроение аудитории.
2. Следует брать лишь такую тему, которую автор хорошо знает, в которой разбирается лучше других.
3. Тема должна быть ясная, по возможности – конкретная, предметная и не слишком широкая. Позиция автора в этой теме также должна быть ясная.
4. Автор должен осознать свою цель и подчинить ей содержание и построение речи.
5. Тема и её проблемы всегда будут иметь больший успех, если возможна борьба мнений, полемика, разные точки зрения.
6. Очень важно сформулировать тему ярко, выразительно, образно, чтобы запомнилась, – и одной фразой.
Деление тем. Микротема
Различаются темы широкого и узкого охвата: у широкой темы больше возможностей, но зато у узкой темы больше конкретности, точности, деталей. Широкие темы «Природа России», Море». Узкие темы «Лекарственные травы Подмосковья», «Айвазовский – художник-маринист. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем бывает несколько ступеней деления. Пример из Н.М. Карамзина:
История Государства Российского: 1.Древняя Русь. 1а. Рюрик. 1аа. Признание князей варяжских.
Самая узкая тема, на пределе деления, называется микротемой. Она равна в тексте абзацу, а иногда – всего одному предложению. По микротемам выверяют смысловые связи в готовом тексте.
О теме обычно говорят – тема раскрыта или не раскрыта. «Раскрыта», значит: а) в тексте представлен важнейший материал, даны ответы на поставленные вопросы; б) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих основную мысль автора; в) затронуты разные аспекты проблемы, не забыты важные подтемы; г) текст устной или письменной речи свидетельствует о глубоких познаниях автора, а приводимые факты соответствуют истине. Выходить за рамки темы автор может лишь в том случае, когда это оправдано замыслом.
Источники материала и его накопление
Материал для речей и сочинений окружает нас, он повсюду. Это те факты, их связи и аргументы, те события и картины, которые соответствуют выбранной теме и замыслу автора и составляют содержание произведения, как устного, так и письменного.
Материал подразделяется на две группы: А. Материал, добытый автором из собственного опыта, (эмпирический), из непосредственных источников; Б. Материал, полученный опосредованными путями, добытый другими людьми (энциклопедический).
Эмпирический материал связан со следующими источниками знания и соответствующими способами его накопления, хранения:
а) опыт прошлой и текущей жизни – все то, чему автор был свидетелем, чего был участником. О таком опыте писал поэт:
На старости я сызнова живу.
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно (А.Пушкин. Борис Годунов);
б) специальные целенаправленные наблюдения, результаты которых фиксируются – записываются, заносятся на карточки, вводятся в память компьютера;
в) мир чувств автора и его интуиция;
г) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого знания, причем всегда с элементом творчества.
Энциклопедический материал добывается из книг, журналов, газет, из радио- и телепередач, музейных хранилищ, выставок.
Компаративный материал приводит в соответствие эмпирический материал с энциклопедическим.
Топика. Наиболее распространенные разновидности топов
2) Определение – раскрытие содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение – значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем.
9) Причина – следствие.
1) Титулы, звания, названия должностей.
2) Исторические справки.
4) Биографические справки.
5) Свидетельства очевидцев, специалистов.
Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначены для более полного раскрытия темы. Важно помнить, что перечень «общих мест» – это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приёмы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению. Задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.
Инвенция
— говорить), «красноречие». Классическая риторика вклю- чает следующие раздель:
1) инвенция (лат. іпуєпііо — изобретение) — создание речи;
2) диспозиция (лат. дікрокШо — расположение) — постро- ение речи;
4) мемориа (лат. шешогіа — память) — запоминание речи;
5) акцио (лат. асііо — действие) — произнесение речи.
Инвенцией назьвается раздел риторики, содержащий све-
дения о том, как 1) вьбирать тему речи, 2) вьрабатьвать авторскую позицию и 3) определять цели вьступления. При вьборе темь необходимо учитьвать следующее:
1. Тема может бьть произвольно вьбрана автором или *на- вязана» ему жизненньми обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором — об искусственной ситу- ации (фр. кіШаїіоп — положение, обстановка, совокупность обстоятельств). На роль ситуации при вьборе темь указьвал еще Аристотель, хотя самого термина «ситуация» у него не встречается. Естественнье ситуации порождень самой жиз- нью — необходимость вьступить в парламенте, защитить че- ловека в суде, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственнье ситуации связань со специальной деятельно- стью, например, учебной (доклад на семинаре), научной (со- общение на заданную тему на конференции).
2. В естественной ситуации удачному вьбору темь способ- ствует учет следующих обстоятельств:
а) соответствие темь вашим знаниям и интересам, нали- чие личного опьта или теоретических знаний, которье помо- гут раскрьть ее. Следует придерживаться правила — избран- ная тема должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей;
интересовались бь темой «Как составлять наши собственнье завещания», — пишет Карнеги1;
в) конфликтньй характер темь. Спор, столкновение, борьба всегда вьзьвают у людей интерес. Что интересует нас, когда по телевидению показьвают зпизодьі заседания Государствен- ной Думь? Конфликт. Именно позтому в разряд сенсацион- ньх новостей чаще всего попадает информация о войнах, тер- рористических актах, стихийньх бедствиях;
г) новизна темь. Человека всегда интересует что-то новое
— стремление к познанию присуще ему от природь. Таин- ственнье происшествия, чудеса прошлого, настоящего и бу- дущего всегда будут привлекательнь для слушателя. Но новое и необьчное должно опираться на то, что людям уже зна- комо и имеет для них значение.
3. Тема речи может бьть широкой или узкой. Широкие темь делятся на подтемь. Пределом такого деления вьступа- ет микротема, равная в тексте одному абзацу и обеспечиваю- щая смьсловье связи частей готового текста.
4. Тема формулируется словом или фразой, которье ука- зьвают на характер затрагиваемьх вопросов. Формулировка должна бьть а) краткой, б) наводящей на цель речи, в) умес- тной, г) конкретной, д) интересно-вьзьвающей.
5. Тема раскрьта, если соблюдень следующие условия:
а) затронуть различньїе ее аспекть; б) дань ответь на все
поставленнье вопрось; в) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и опровергающих другие мнения; г) текст вьсказьвания соответствует нормам культурной речи.
Авторская позиция определяется многими факторами: воз- растом и полом, образом мьсли, уровнем образования, про- фессией, жизненньм опьтом оратора и его профессией. Древ- ние риторь считали, что позиция автора есть зеркало его нрав- ственного облика, вьражение его стремления к добру и спра- ведливости.
воров. Страстньїм защитником своей верьі бьіл протопоп Авва- кум, идеолог церковного раскола и противник никонианских реформ.
Авторская позиция вьірабатьівается по^тапно:
1) приобретение знаний по существу проблемьі;
2) изучение компетентньїх мнений;
3) вьіработка собственного взгляда на проблему.
Приобретение собственньїх знаний — процесс, хорошо зна-
комьій студентам и, казалось бьі, не требует комментариев. Позволим себе только одно замечание. Образованнейший русский критик Дмитрий Иванович Писарев, автор статей «Ба- заров», «Реалистьі», знакомьіх нам по школьному курсу ли- тературьі, прожил очень короткую жизнь — 28 лет. Его на- следие составляет 6 томов сочинений. Такому человеку можно доверять, когда дело касается образования. Ему принадле- жат слова: «Настоящее образование — ^то самообразование».
Ксточники информации при вьіработке авторской позиции подразделяются на непосредственньїе (опьіт прошлой и теку- щей жизни, специальньїе наблюдения) и опосредованньїе (фор- мируются на основе непосредственнь х — личнь й опь т и спе- циальньїе наблюдения компетентьіх (лат. еошреіеш — соот- ветствующий, способнь й) людей, изложеннь е в их произве- дениях. При работе с источниками нужно придерживаться определенньїх правил. Компетентньїе люди поделятся с вами информацией, если вь 1) четко сформулируете цель беседь ;
2) будете иметь перечень конкретнь х вопросов, свидетель- ствующих о вашей заинтересованности делом и определенной доле компетентности,» 3) будете учтивьі и не злоупотребите временем собеседника; 4) в подготовленной речи процитируе- те его слова без искажений.
Количество собранного материала должно бь ть избь точ- нам, нужно знать историю вопроса и самьіе новьіе данньїе, не доверять всецело первому же автору, но собирать противопо- ложньїе мнения. Сбор материала должен сопровождаться за- писями (основная информация, подлиннь е слова компетентного лица, собственньїе мьісли). Прочитав 1000 слов, запи- шите 50. По поводу того, как оформлять заметки, единого
мнения у лингвистов нет, но все согласнь с тем, что должна бьть определенная система. Большинство авторитетов реко- мендует делать записи на карточках. Карточки должнь бьть одного размера, записи делаются с одной сторонь. Содержа- ние карточки примерно следующее: тема информации, цита- ть в кавьчках, даннье об источнике информации (книга, журнальная статья, авторь, год издания, номер, страниць).
Накопив материал и вьработав авторскую позицию, можно приступать к определению цели вьступления. Они могут бьть общими и конкретньми в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь. Аудитория (лат. аидіїог — слушатель) — зто некоторое количество людей, со- бравшихся вьслушать публичную речь и сосредоточивших свое внимание на ее содержании и на ораторе. Мотивь присут- ствия каждого из слушателей могут бьть очень разнообраз- нь:
1) интеллектуально-познавательнье (пришел, так как ин- тересуюсь данной проблемой);
2) морально-дисциплинарнье (подчиняюсь долгу, прика- зу, порядку);
3) змоционально-зстетические (интересен сам вьступаю- щий или ситуация обшения — хочется «побьть на людях»).
Оратору предстоит увлечь всех присутствующих, т.е. пре- образовать морально-дисциплинарнье и змоционально-зсте- тические мотивь в интеллектуально-познавательнье.
Основнье интересь людей составляют проблемь жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессио- нального и социального престижа, взаимоотношений с окру- жающими (дети — родители, женщинь — мужчинь, начальник — подчиненньй и т.д.).
Групповье интересь — зто интересь членов конкретньх социальньх групп, сформировавшихся по профессионально- му, возрастному, змоциональному, учебному и прочим признакам. Так, если ваше вьступление состоится в студенчес- кой группе, учтите ее специфические проблемь: более чем скромньй размер стипендии, отсутствие гарантированного места работь после окончания вуза, отсутствие в учебньх планах дисциплин, которье кажутся необходимьми, и нали- чие балласта, плохое преподавание ряда предметов, бьтовая неустроенность жизни в общежитии и дороговизна частного «илья, проблема свободного времени и т.д.
Конкретньїе интересьі — интересьі ко всему, что человек видит, сль шит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаньї с половьіми, возрастньїми, культурньїми осо- бенностями людей. Так, юноши больше интересуются автомо- билями и мотоциклами, силовьіми и игровьіми видами спорта, а девушек привлекает информация о модньїх направлениях в одежде, видах косметики. В рамках конкретньїх интересов людей может бьіть намечена весьма широкая тематика вьі- ступлений.
Учитьівая основньїе, групповьіе и конкретньїе интересьі дан- ной аудитории, формулируем общую цель вьіступления. Она определяется видом реакции, которую мь хотим получить:
а) удовлетворить любознательность слушателей;
в) воодушевить, убедить, склонить к какому-либо действию или его прекращению.
По характеру общей цели речи подразделяют на следую- щие типьі: информационная, развлекательная, агитационная.
Задача информационной речи состоит не только в том, что- бьі пробудить в слушателях интерес к ее предмету, теме, но и дать им новое знание.
Задача развлекательной речи состоит в том, чтобь доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время отдьіха. Местом произнесения может бьіть банкет, вечеринка друзей, праздничнь й вечер и т.п. Основ- ньіе ^лементн — шутка в сочетании с серьезной мьіслью, правда и вьімьісел. По типу вьісказьівания развлекательная речь чаще всего является повествованием, например, серия картинок из жизни юбиляра, веселье зпизодь, случавшиеся с другом и т.д. Пол Сопер предлагает ряд интересньх тем для раз- влекательного типа речи: «Способ избежать правильного ре- шения», «Как воспитьвать своих родителей», «Пять нетруд- ньх шагов к замужеству».
Агитационнье речи могут бьть воодушевляющими, убеж- дающими и призьвающими к действию. Воодушевляющая речь произносится обьчно на торжественньх спортивньх, политических, внутриорганизационньх мероприятиях. По форме зто приветствия, вьступления с оценкой заслуг, в оз- наменование каких-либо собьтий, речи о значении нравствен- ньх и общественньх ценностей. Обьчно в таких речах не сообщается новой информации, скорее они напоминают о том, что всем хорошо известно, но в суете повседневной жизни отходит на второй план. Воодушевляющая речь призвана за- тронуть прежде всего чувства слушателя, а не его рассудок. Темь могут бьть следующие: «Памяти героя», «Мьсли в свя- зи с юбилеем вуза», «Доброе старое время», «Простье исти- нь», «Человек, которьй любил детей».
Убеждающая речь имеет свои специфические черть. Что значит убедить человека в чем-либо? Зто логическими доводами доказать или опровергнуть какое-то положение. Опьтнье ораторь, создавая убеждающие речи, опираются не только на разум человека, на его способность логически мьслить, но и на его змоциональную сферу. Убеждающие речи, хотя и призвань повлиять на образ мьслей и поведение людей, к кон- кретньм действиям не призьвают. Предметом убеждающей речи может бьть доказательство собьтия, явления (правда — неправда), проблемь поведения (что надо делать — что не надо делать) и т.п. Успех убеждающей речи возможен при соблюде- нии оратором следующих условий: 1) в качестве темь необходимо вьбирать спорньй вопрос. Если, прежде чем вь начали говорить, все уже согласнь с вами, то ваше вьступление просто неуместно. Спорность того или иного вопроса — явление историческое. Когда-то спорньми вопросами бьли вопрось о форме Земли, возможности полета человека, природь света и т.д. Ньне они давно уже не являются таковьми. Всегда спор- нь будут проблемь социальньх, зкономических, политичес- ких, культурньх, религиозньх отношений людей: торговля спиртньми напитками, проблема прерьвания беременности, размерь налогов, безработица, конфессиональнье конфликть и проч.; 2) проблема, которую вь поднимаете в убеждающей речи, должна бьть не только спорной, но и разрешимой. Такое разрешение не обязательно должно носить характер истинь в последней инстанции: оно может бьіть временньїм, устраиваю- щим ваших слушателей сегодня, на данном ^тапе жизни обще- ства. Ни одна, даже самая замечательная речь, не сделает людей счастливьіми и благополучньїми, но необходимо стремить- ся к тому, чтобьі максимально помочь вашим слушателям в решении их насущньїх проблем.
В речи, призь вающей к действию или прекращению оно- го, ^тот призьів может бьіть прямьім или косвенньїм. Среди ^лементов призьівающей речи уже встречавшиеся нам в других типах вь сказь ваний обнародование фактов, стремление пробудить в слушателях психическую восприимчивость, по- пьітка привести их к согласньїм действиям. Но есть и сугубо специфические чертьі. Призьівающая к действию или прекра- щению оного речь должна вьізвать в слушателях потребность сделать то, к чему их призьівают (оказать материальную под- держку, проголосовать на вьіборах, купить товар, прочитать книгу, бросить курить, заняться физкультурой и т.д.). С другой стороньї, аудитория должна бьіть способной на ^то дей- ствие или его прекращение. Третье необходимое условие успеха призьівающей речи — точньїй расчет оратором тех позитив- ньіх и негативньїх последствий, которьіе наступят для слушателей, если они поддержат или проигнорируют его призьів.
Упражнения Задание 1
Сформулировать широкую тему и соответствующие ей уз- кие в рамках одной из изучаемь х дисциплин.
Вьібрать тему речи и конкретную аудиторию, где она бу- дет произнесена. Письменно обосновать свой вь бор с точки зрения основньїх, конкретньїх и групповьіх интересов данной аудитории.
Сформулировать общую цель и определить в соответствии с ней тип речи. Определить конкретную цель и записать ее в виде тезиса.
Сформулировать название речи в соответствии с требова- ниями риторики.
1. Иностранньй язьк в образовании инженера: вред или польза?
2. Как телевидение формирует мою личность.
3. Уловки новоявленньх «остапов».
4. Я работаю над курсовьм проектом.
5. Принцип конструкции прибора (механизма, машинь, инструмента).
6. Что я знаю о суде присяжньх.
7. Как я готовлюсь к семейной жизни.
8. Интересная лекция по (квантовой физике, истории Оте- чества, теоретической механике, математической статистике и т.д.).
9. Законь студенческой жизни.
10. Знаете ли вь, что такое «общага»?
11. Как заработать деньги в науке.
13. Проблемь общения преподавателей и студентов.
14. Как работает прибор (машина, механизм, инструмент).