Что такое корпоративная этика и корпоративный кодекс

Корпоративная этика

«Отдел кадров коммерческой организации», 2015, N 8

Понятие «этика» было придумано древнегреческим ученым Аристотелем. Этика помогает уяснить, что следует делать, а что нет. В наше время этические установки и нормы морали являются неотъемлемой частью жизни. В профессиональной среде также существуют писаные и неписаные правила, которые определяют внешний вид сотрудников, стиль работы, взаимоотношения с партнерами, правила документооборота. Все это вместе и составляет корпоративную этику. А чтобы соблюдать ее (в любом аспекте), нужны такие качества, как отзывчивость, внимательность, доброжелательность, способность воспринимать критику, порядочность.

Система и принципы корпоративной этики

Конкретика. Отсутствие четко сформулированных правил неизбежно приводит к отсутствию преданности предприятию, что негативно сказывается на работе сотрудников, а значит, и на прибыли.

Единство. К примеру, забота об общих интересах организации и каждого сотрудника в отдельности, соблюдение норм делового общения, создание и поддержание делового имиджа и безупречной репутации организации, сохранение конфиденциальности информации.

Уважение и терпимость. Сотрудники организации должны уважительно относиться к тем, с кем взаимодействуют, проявлять терпимость к чужому мнению, вежливость, быть корректными.

Взаимность. На уровень выше, чем правила, которые устанавливаются корпоративным кодексом для персонала, стоят правила для организации в целом: ответственность за качество своей продукции и выполнение договорных обязательств, создание и поддержка взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями, признание трудовых заслуг работников, обеспечение им достойного вознаграждения, социальных гарантий.

Ценности и виды корпоративной этики

В зависимости от истории, отношения к персоналу в компании и клиентуре корпоративная этика будет характеризоваться как традиционная, высококвалифицированная, инновационная или общественная.

Традиционная. Характеризуется стандартными отношениями с четко обозначенными ролями. Указы поступают сверху и выполняются подчиненными без обсуждения. Чаще всего этика этого вида встречается в компаниях с давно выработанными методами управления и ведения бизнеса, где она наиболее эффективна.

Инновационная корпоративная этика во многих аспектах противоположна традиционной. Инициатива и креативные идеи приветствуются на всех ступенях карьеры в компании. Некий риск также присутствует.

Общественная корпоративная этика свойственна организациям, в которых цели достигаются совместными усилиями, командной работой на основе доверительных отношений. Часто делается акцент на заботе о сотрудниках. В таких компаниях работникам чаще платят немного больше, чем обычно, присутствует система поощрений, вознаграждений за достижения.

Формироваться основные нормы корпоративного поведения начали в странах с наиболее развитыми рынками капитала: Англии, США и Канаде. Создавались корпоративные кодексы, которые регулировали практику корпоративного поведения, интересы акционеров, сферы полномочий директоров и руководства компанией.

Назначение корпоративной этики заключается в регулировании взаимоотношений сотрудников в рамках единого коллектива и формируется на основе общепринятых человеческих ценностей:

Кодекс корпоративной этики

Плюсы наличия корпоративного кодекса:

Таким образом, кодекс корпоративной этики является эффективным инструментом управления трудовым коллективом.

Заключение

Морально-нравственный климат на предприятии для решения экономических задач может играть не менее важную роль, чем грамотно организованный менеджмент. Отсутствие же корпоративной этики в компании приводит к тому, что персонал не ощущает ей преданности, в свою очередь, это сказывается на работе, а значит, на прибыли компании в целом. Моральная сплоченность коллектива, сознание ответственности друг перед другом за результаты труда способны сохранить предприятие даже при сильном давлении внешней среды и обеспечить стабильное развитие.

Источник

Корпоративный кодекс как составляющая корпоративной культуры

Рамки, заданные кодексами, упорядочивают бизнес-процессы, повышают их эффективность, предотвращают развитие нестандартных ситуаций, создают единое эмоциональное и духовное пространство, являются концентрированным выражением корпоративной культуры и идеологии организации.

Корпоративные кодексы — это правила, действующие для всех членов организации, и убеждения, разделяемые всеми членами команды. Цель выработки таких правил, думаю, очевидна: рамки, заданные кодексами, упорядочивают бизнес-процессы, повышают их эффективность, предотвращают развитие нестандартных ситуаций, создают единое эмоциональное и духовное пространство, являются концентрированным выражением корпоративной культуры и идеологии организации.

Более того корпоративные кодексы — это одна из важных и необходимых составляющих корпоративной культуры. Именно они определяют и фиксируют идентичность и индивидуальность организации.

Часто под корпоративным кодексом подразумевают Этический кодекс организации или Кодекс корпоративной этики. Но существуют и другие виды кодексов, например, Кодекс корпоративного управления. Все зависит от того, какие цели преследует организация при их создании.

Корпоративный кодекс может формироваться при различных ситуациях и условиях:

Корпоративный кодекс отражает целевой образ корпоративной культуры как список стандартов общения, информационного обмена, ценностей, которые подходят для конкретного бизнеса (производственного цикла) и могут соответствовать ожиданиям сотрудников.

Например, в нашем банке, который находится на этапе становления, мы столкнулись с необходимостью разработки Этического кодекса, который отражает правила поведения и общения, принятые в организации, как между сотрудниками, так и по отношению к внешним клиентам и партнерам, описывает общие принципы и стандарты поведения сотрудников. На основании этого Кодекса в организации работает Комитет по Этике, который решает спорные вопросы, возникающие в процессе бизнес-деятельности, и обеспечивает исполнение и соблюдение положений кодекса.

Другие аспекты корпоративной культуры находят отражение в других документах нашего банка, таких как, например, Регламент делового поведения, который на более детальном уровне описывает дресс-код, установленный в организации, стиль общения и т. п.

В прошлом году в нашей организации успешно завершен проект по определению и внедрению корпоративных ценностей. Идет к завершению проект по разработке корпоративных компетенций. В будущем, мы, видимо, объединим все корпоративные установки в едином Корпоративном кодексе, который станет «настольной библией» для наших сотрудников.

Безусловно, создание кодекса — это серьезный проект, требующий временных и интеллектуальных затрат. На разных этапах проекта к участию в нем привлекаются сотрудники разных категорий, т. к. важно сформировать и учесть общие и разделяемые принципы организации.

Но мало только создать Кодекс, важно проводить мероприятия по его внедрению и популяризации, такие как:

В настоящее время у любой серьезной компании имеется Корпоративный кодекс. Главное, чтобы это был действующий и действенный, то есть исполняемый всеми сотрудниками компании, документ.

Наталия Мандрова, Генеральный директор консалтинговой компании «Инкорпоре» (Incorpore):

Рассматривая Кодекс как локальный нормативный акт, важно не превратить его в сухой регламент, сохранив в нем более широкую этическую составляющую.

В последние годы Кодекс корпоративной этики стал востребованным инструментом развития бизнеса. Суммируя существующую практику можно говорить о трех подходах к реализации Кодекса, отличающих статус этого документа и цели его создания.

В данном случае Кодекс играет роль внутреннего документа, отражающего особенности корпоративной культуры организации: ее ценности и принципы взаимодействия между людьми в процессе работы. Такие Кодексы направлены на усиление корпоративной идентичности работников, а ключевым фактором их внедрения часто становятся положения, которые отражают уникальность компании. Будучи предназначенными только для внутренней аудитории, такие Кодексы не предъявляются внешним аудиториям.

При таком подходе разработка Кодекса требует проведения ценностного аудита, тестирования существующих управленческих практик с целью дальнейшей их коррекции (в первую очередь в области управления персоналом и внутренних коммуникаций). В Кодексах, направленных на повышение управленческой эффективности, организационные ценности и принципы должны быть описаны операционально. Использование абстрактных категорий без расшифровки, в отличие от первого случая, здесь неприемлемо. Внедрение такого кодекса существенно более трудоемко, однако его «материализация» в жизни организации выше: такая конфигурация имеет в организационной реальности не только «паруса» (идеология организации), но и «киль» (соотнесение с реальной практикой).

Наиболее распространенный вариант в российской и международной практике. Его задача — предотвращение нарушений, как правило, связанных с низким риском разоблачения и требующих наряду с осуществлением мер внутреннего контроля поддержания этических установок в организации. Содержание такого кодекса включает наиболее «уязвимые» области: конфликт интересов, предотвращение коррупции, ответственное использование ресурсов компании и т. д. Однако внедрение такого документа имеет свою специфику. Рассматривая Кодекс как локальный нормативный акт, важно не превратить его в сухой регламент, сохранив в нем более широкую этическую составляющую. Программа внедрения должна помочь сотрудникам лучше понимать необходимость этого документа, а не воспринимать его в чреде прочих инструкций, поскольку финальная цель в создании атмосферы нетерпимости к этическим нарушениям в организации.

Павел Цыпин, агентства Fleishman-Hillard Vanguard:

Корпоративный кодекс будет успешно внедрен, если он по своей сути прост, понятен и даёт сотруднику четкие ответы на все ключевые вопросы о позиции компании на рынке и её перспективах. Запутанный, неоднозначный, неудобочитаемый корпоративный кодекс не будет воспринят коллективом и, следовательно, не будет реализован.

Под корпоративным кодексом обычно понимают систему нормативных и иных документов, регламентирующих поведение сотрудников компании и предоставляющих им мировоззренческие ориентиры в работе.

В базовом варианте корпоративный кодекс включает в себя:

К этому базовому набору прибавляются дополнительные документы в зависимости от специфики работы организации. Например, в ряде компаний существуют Правила поведения на корпоративных мероприятиях, Положение о работе с клиентами, Положение об аттестации, Положение об обучении персонала, Правила заполнения бланков учета рабочего времени и т. п.

Корпоративный кодекс — плод коллективного труда. При его создании не обойтись без творческого вклада генерального директора и всех остальных руководящих сотрудников и ключевых специалистов.

При создании документов, входящих в кодекс, можно брать образцы из других организаций и дорабатывать их. Главное — понимать специфику своей компании.

Ядром кодекса обычно является философско-мировоззренческая брошюра с лозунгами и принципами работы компании, которая должна демонстрировать, помимо всего прочего, оригинальность или даже уникальность бренда на рынке. Сотрудник, прочитав такую брошюру, должен проникнуться духом компании, повысить свою лояльность по отношению к работодателю, и, конечно, понять, что именно от него требует компания, на чем она делает акцент, оценивая его работу.

Создание корпоративного кодекса — полдела; внедрение его — задача непростая. Прежде всего, если компания какое-то время функционировала без закрепленной документами корпоративной культуры, многие сотрудники будут выказывать сопротивление увеличению регламентации работы, пытаясь отстаивать свою прежнюю «вольницу». HR-службе и линейным руководителям нужно иметь выдержку для отстаивания необходимости кодекса. Очень важен этап доведения содержания документов до каждого сотрудника. Это делается посредством ознакомления с рядом документов под роспись, а также с помощью корпоративного сервера.

После завершения этого этапа следует провести разъяснительную работу с персоналом в виде тренингов или собраний, на которых будут обсуждаться отдельные положения кодекса.

В целом, корпоративный кодекс будет успешно внедрен, если он по своей сути прост, понятен и даёт сотруднику четкие ответы на все ключевые вопросы о позиции компании на рынке и её перспективах. Запутанный, неоднозначный, неудобочитаемый корпоративный кодекс не будет воспринят коллективом и, следовательно, не будет реализован.

Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом Представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD.:

Для того, чтобы кодекс корпоративного поведения был принят трудовым коллективом, в работу над его созданием необходимо по возможности привлекать всех работников компании.

У кодекса корпоративного поведения можно выделить следующие функции:

Кодексы обычно состоят из двух частей:

Иногда идеологическая часть может не включаться в кодекс. Для того, чтобы кодекс корпоративного поведения был принят трудовым коллективом, в работу над его созданием необходимо по возможности привлекать всех работников компании. Нельзя забывать про PR и презентацию сотрудникам итогового документа. Только при условии принятия каждым работником кодекса он будет реально исполняться. Кодекс корпоративного поведения, на мой взгляд, не является статичным документом, он должен изменяться и дополняться в зависимости от уровня развития компании и стоящих перед ней задач.

Сергей Рыжиков, генеральный директор компании «1С-Битрикс»:

После набора определенной численности сотрудников любая организация уже нуждается в появлении набора корпоративных документов, которые реализуют информативную функцию, а также передают основной дух компании: цели задачи и, конечно, требования руководства. Называться эти документы могут по-разному: корпоративный кодекс, устав, регламент работ, корпоративная культура и т. д. Но фактически они всегда будут являться внутренним законом, постоянно корректироваться и совершенствоваться. Я хочу подчеркнуть еще раз, что так называемые внутренние кодексы имеют значение только для компаний с большой численностью или частой ротацией персонала.

Элина Полухина, начальник управления по работе с персоналом ООО «Элемент Лизинг»:

Эффективным будет постепенное внедрение кодекса корпоративного поведения под руководством признанных лидеров компании, при поддержке инициативной группы, на собственном примере.

«Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель, нет путеводителя и все останавливается». В. Гюго

Разработка любого корпоративного кодекса начинается с формулировки миссии компании. Важно понимать принципиальное отличие миссии от цели. Основное их отличие — направленность: цель направлена вовнутрь, миссия — во внешний мир. То есть цель — это то, что хочет компания для себя, для обеспечения своего благополучия. А миссия — предназначение компании, то есть в буквальном смысле ответ на вопрос «Как, достигая своей бизнес-цели, компания встраивается в общество и для чего она (компания) нужна этому обществу (клиентам, партнерам, государству в целом?)». Можно сказать, что миссия — это внутренний (направленный на своих работающих сотрудников) и внешний (направленный на общество в целом) PR компании.

Миссия — краеугольный камень корпоративной культуры и первый пункт корпоративного кодекса. Оптимальным является вариант, когда в разработку миссии включены все сотрудники компании, или хотя бы руководители среднего уровня и топ-менеджмент. Эта вовлеченность создает дополнительную заинтересованность и сопричастность, и миссия будет уже не просто словами, навязанными «сверху», а выстраданным и рожденным детищем, близким и понятным всем членам команды.

Внедрить разработанный кодекс можно приказом «сверху». Это тоже вариант. Люди прочитают, распишутся — и забудут. В лучшем случае — запомнят, что есть в компании какой-то документ под название «Корпоративный кодекс». Но гораздо эффективнее будет постепенное внедрение под руководством признанных лидеров компании, при поддержке инициативной группы, на собственном примере. Люди должны осознать, принять, понять и применять на деле зафиксированные на бумаге правила и принципы. Только в этом случае корпоративный кодекс станет воплощением философии компании, ее стратегии и тактики в отношениях: руководство-сотрудники, сотрудники-сотрудники, руководство-сотрудники-внешний мир.

Источник

Корпоративный кодекс

Корпоративный Кодекс
Группы компаний «АГРИКО»

1. Введение

На смену бизнесу, стремящемуся только к получению прибыли, приходит новая философия ведения бизнеса, ориентированная, в том числе, на повышение общественного благосостояния и снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Для Бизнеса и Компаний, чьи результаты, отчасти, зависят от благосклонности местного населения и потребителя в целом, Корпоративная Социальная Ответственность, политика и философия, нацеленные на благосостояние и этичность деятельности, являются жизненно необходимыми.

Среди преимуществ принятия Кодекса Ценностей, Философии и Стандартов Корпоративной Социальной Ответственности являются:

2. Общие положения

2.1. Определение

Корпоративный Кодекс – это свод основных морально-этических и деловых норм и принципов, которыми руководствуются сотрудники ООО «АГРИКО» (далее – Компания). Именно на них основывается понимание того, кто мы есть, как нам себя вести, к чему нам следует стремиться. Корпоративный Кодекс выполняет функцию внутреннего организующего начала деятельности.

2.2. Цели и задачи Корпоративного Кодекса

Цель Корпоративного Кодекса – закрепить принятые в Компании единые нормы и ключевые принципы деятельности и поведения, направленные на повышение стоимости, финансовой стабильности и эффективности Компании.

Задачи Корпоративного Кодекса:

3. Ценности Компании

Постоянное совершенствование бизнес процессов, поиск новых направлений и развитие бизнеса.

Честность по отношению к сотрудникам и партнерам, прозрачность в деловых отношениях.

Гражданская позиция, социальная ответственность и приверженность этическому бизнесу

Мы живем и работаем в России; и гордимся этим. Мы отдаем себе отчет, что любой бизнес обязан отдавать, развивать себя и других. Мы поддерживаем социально важные инициативы, помогаем нуждающимся и миру вокруг. Развиваясь, создавая рабочие места, внедряя новые технологии, выплачивая налоги, Компания способствует росту общественного благосостояния, улучшению качества жизни в нашей стране.

Вера в команду, вера в целенаправленное совместное развитие.

Гармония с природой и окружающей средой

Признание необходимости содействия натуральным процессам окружающей среды, в поощрении экологической чистоты производственных процессов

Держим слово, делаем то, что говорим.

4. Сфера применения Корпоративного Кодекса

Настоящий Кодекс разработан на основе общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства Российской Федерации, правил делового взаимодействия, принятых в мировом сообществе.

В настоящем Кодексе описываются основные принципы взаимодействия руководства и персонала, правила поведения, требования к сотрудникам со стороны Компании и ее дочерними и зависимыми обществами.

Данные правила являются сводом Корпоративных принципов, подтверждающих приверженность Компании правилам деловой этики и законности.

Принципы и нормы, изложенные в настоящем Корпоративном Кодексе, обязательны для всех без исключения сотрудников Компании и ее дочерними и зависимыми обществами, независимо от уровня занимаемой ими должности. Положения Кодекса должны быть приняты всеми сотрудниками как руководство к действию в повседневной работе.

Внутренние процедуры, правила и документы Компании должны соответствовать подходам, изложенным в настоящем Кодексе. Они призваны создать механизмы, условия и способы реализации изложенных в настоящем Кодексе принципов.

Принимаемые участником и руководством Компании решения не должны противоречить провозглашенным настоящим Кодексом правилам. Строгое соблюдение установленных правил и приверженность корпоративным ценностям являются залогом успеха Компании и условием для поддержания и развития высоких стандартов деловой этики. Положения настоящего Кодекса обязательны для соблюдения всеми дочерними, зависимыми обществами и контролируемыми Компанией некоммерческими организациями.

5. Миссия и Видение

Миссия Компании:

Создавать условия для постоянного роста прибыли, предоставлять качественные услуги и продукты в сфере торговли, сельского хозяйства, управления недвижимостью и инвестиций, уделять особое внимание безопасности окружающей среды и натуральным процессам.

6. Корпоративные принципы Компании

В своей деятельности мы придерживаемся следующих основополагающих принципов, которые проистекают из нашей системы ценностей:

7. Взаимодействие с сотрудниками

Компания рассматривает персонал как ключевой, универсальный, стратегический ресурс, способный обеспечить Компании долгосрочные конкурентные преимущества и достижение лидерских позиций на рынках. Компания ценит свой персонал за компетентность и профессионализм, знания и опыт, инициативность и нацеленность на успех, корпоративную сплоченность и динамичность, порядочность и дисциплинированность.

Компания последовательно стремится к тому, чтобы обеспечить:

Мы приветствуем активное участие сотрудников в жизни Компании, что способствует развитию корпоративной культуры и внутреннего сотрудничества. Компания по достоинству оценивает и всячески поощряет любые идеи сотрудников, реализация которых может быть важна для развития бизнеса.

8. Предотвращение коррупции

Компания строго придерживается принципа неприятия коррупции в любых формах и проявлениях (принцип «нулевой толерантности»), в том числе во взаимодействии с акционерами, инвесторами,

контрагентами, представителями органов власти, самоуправления, политических партий, дочерними, зависимыми обществами и другими лицами, при осуществлении повседневной деятельности и реализации проектов в любой из сфер деятельности и областей бизнес-присутствия Комании.

В соответствии с Антикоррупционной политикой Компании и иными внутренними нормативными документами Компании:

9. Взаимодействие с конкурентами

Мы считаем для себя обязательным соблюдение антимонопольного законодательства и законов конкуренции во имя достижения технического прогресса для всеобщего блага.

Поэтому мы принимаем на себя следующие обязательства:

10.Взаимодействие с государственными лицами

Приоритеты стратегического развития определяются в рамках государственной политики развития. Реализация государственного курса на создание в Российской

Федерации условий для устойчивого экономического роста одновременно создает предпосылки для дальнейшего эффективного развития нашего бизнеса. Интересы государства – это и наши интересы.

Поэтому мы принимаем на себя следующие обязательства:

11.Взаимодействие с представителями средств массовой информации

Компания зарекомендовала себя как информационно открытый бизнес. Информационная политика направлена на возможность получения свободного и необременительного доступа к информации. Каналы распространения информации выбираются таким образом, чтобы, в основном, обеспечивать свободный и с разумными затратами доступ заинтересованных лиц к раскрываемой информации. Для свободного доступа всех заинтересованных лиц к раскрываемой информации о Компании мы стремимся использовать все доступные источники информации.

На интернет-сайте agrico.ru в общедоступном режиме представлена информация об истории Компании, органах управления, информация о направлениях и продуктах, аналитические материал и др.

Мы следим за соблюдением высоких этических стандартов в отношениях со средствами массовой информации и не допускаем распространения недостоверной информации, сокрытия и/или искажения фактов в своей рекламной деятельности или других мероприятиях в рамках коммуникаций с общественностью.

Мы стремимся выстраивать взаимодействие с представителями средств массовой информации на принципах взаимного уважения, соблюдая нормы этики и поведения и отстаивая интересы Компании.

Все контакты сотрудников Компании с представителями средств массовой информации осуществляются по согласованию с Директором Компании.

Каждый сотрудник Компании должен понимать и всегда помнить, что любая, высказанная им как сотрудником, точка зрения или распространенная информация непосредственно соотносится с самой компанией, ее имиджем и влияет на репутацию в деловом сообществе.

12.Участие в политических процессах

Компания придерживается принципа нейтралитета в отношении общественных движений, политических партий и объединений и осуществляет свою деятельность в интересах Акционеров, клиентов и партнеров.

13.Участие в гуманитарных программах и благотворительных акциях

Компания глубоко осознает степень ответственности бизнеса перед обществом и активно участвует в благотворительной и спонсорской деятельности. Поддерживая школы, детские сады, культурно-развлекательные мероприятия, мы вносим свой вклад.

14.Ответственность сотрудников

Сотрудник несет личную ответственность за достижение целей Компании, подразделения, выполнение поставленных задач;

Сотрудник несет ответственность за качество выполненной им работы, корректность, грамотность и практическую применимость составленных документов, точное исполнение договорных обязательств;

Сотрудник несет личную ответственность за поддержание рабочей обстановки и благоприятного психологического климата в коллективе;

Сотрудник несет личную ответственность перед руководством и коллегами за нанесение любого ущерба не только своими действиями, но и бездействием;

Сотрудник несет ответственность за эффективное использование своего рабочего времени. В рабочее время не принято заниматься личными делами, отвлекать коллег от работы посторонними разговорами, вести неслужебные телефонные переговоры, использовать Интернет в личных целях;

Сотрудники Компании должны соблюдать нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 N273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами Российской Федерации в области противодействия коррупции. Сотрудники Компании должны соблюдать нормы, содержащиеся во

внутренних документах Компании, направленные на предотвращение и минимизацию коррупционных рисков;

Внешний вид сотрудника должен соответствовать имиджу Компании как серьезной, надежной и респектабельной;

Сотрудник активно участвует в предотвращении любых противоправных действий со стороны других Сотрудников, клиентов, деловых партнеров, иных третьих лиц в отношении государства и общества в целом, а также в отношении акционеров, клиентов, деловых партнеров;

Сотрудник обязан незамедлительно уведомлять непосредственного руководителя и соответствующие структурные подразделения о планируемых или осуществляемых умышленных действиях со стороны сотрудников и клиентов, нарушающих законодательство Российской Федерации, положения настоящего Кодекса или иных внутренних документов;

Каждый сотрудник обязан определить соответствующие его деятельности пункты и выполнять их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *