Что такое копоушка и для чего она нужна
Копоушка
Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки (уховертки или ухочистки) для ушей. Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…
Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.
Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.
Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.
Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.
Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что ухочистки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.
Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.
На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.
Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.
Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.
В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.
Быт наших прабабушек и прадедушек, несомненно, отличался от современного. Да даже быт наших родителей уже не похож на наш. Многие, совершенно необходимые в прошлом предметы, прочно забыты. Какие-то за ненадобностью, т.к. изменились условия жизни, какие-то претерпели настолько сильные изменения и усовершенствования, что узнать их прообраз без подсказки специалистов невозможно.
Начнём с копоушек. Тем более, что территория их распространения захватывала всю Европу, Среднюю Азию, Россию и Китай. Копоушка — это маленькая палочка миниатюрной ложечкой с одной сторону и с широкой, часть украшенной частью — с другой. Была она предметом личной гигиены и предназначалась для удаления серы из ушей.
Первые, найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. А использовались они повсеместно до начала 20-го века. Хотя, к этому времени врачи уже предупреждали, что безопаснее использовать деревянную палочку и намотанной на нее ватой:
Ковырялка ушная — «СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача» (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. — Т. XXXVI, полутом 69. — СПб., 1902. — С. 98.)
Делали их сначала из дерева и кости, потом из бронзы, железа и даже драгоценных металлов. И богато украшали ту часть, что бралась пальцами.
Копоушки оформлены достаточно затейливо и явно носились на виду. На Руси девушки даже прикрепляли их к накосникам — украшениям в конце женской косы. Иногда ее носили рядом с крестиком, как оберег 0 они имели соответствующий орнамент. Иногда — крепили к поясу.
Материал и декор зависел от состоятельности владельца.
Разнообразие их таково, что в мире существует множество коллекционеров копоушек, а особо редкие и искусные экземпляры украшают экспозицию музеев.
Вторым необычным предметом является Чашка для усатых.
Появились они впервые в Англии в эпоху ее успехов в колонизации Индии. Именно оттуда английские военные привезли усы.)) Вернее, моду на них. Так что середина и конец 19-го века — пик моды на усатых мужчин.
«Губа без усов похожа на тело без одежды.» — заявлял Ги де Мопассан. Усы холили и лелеяли. Их завивали, на ночь заворачивали в папиросную бумагу, покрывали всякими косметическими средствами для поддержания формы и боевого духа усов!
И тут представьте — пришли вы в гости, налили вам чаю и усы, под влиянием горячего пара обвисли! Все, день потерян, впечатление испорчено, дама вам отказала! Впору стреляться!
И вот в 1860 году британский подданный Харви Адамс изобрел великолепный и изящный выход из ситуации — чашку со специальной полочкой, защищавшей усы от пара. Чашки такой формы молниеносно завоевали популярность. Столь модную и востребованную посуду кинулись выпускать известнейшие фарфоровые производства Европы.
После первой Мировой войны мода на усы постепенно сошла на нет — и вот сейчас — новый всплеск, снова пришедший к нам с Востока. Снова начали выпускать такие чашки!
И, напоследок — снова о «прозе жизни — блохоловках))
Все помнят „Даму с горностаем“ Леонардо до Винчи.
Не важно, горностай это на самом деле или нет, важно, почему знатная дама держит его на руках. Причина не в любви к животным, а в том, почему мелких животных — кошек, собак, кроликов держали в домах. Причина в том, что иного способа избавления от блох не было. Нет, конечно, можно было обработать одежду отваром трав, отпугивающих блох, но одежда стоит дорого, перекладывание ее травой помогало ненадолго, а блохи подстерегали везде — дома, в постели, в гостях, в саду. Но блохи — живность хитрая, предпочитали „по-горячее“ и, если дама держала рядом с собой кошечку или собачку, горностая или кролика, у которых температура тела выше, чем человека — они, конечно, переходили на него. А уж помыть собаку все легче. Да и животное само на себе может поймать блоху.
Блохи были реальной проблемой — переносили тяжелые заболевания, их укусы чесались, а в приличном обществе не почешешься.))) Один из любимых цветов Марии Антуанетты – красновато-коричневый – назывался “puce”, по-французски – блохи. Это цвет пятна крови, оставшиеся на белье или простыне, после того, как блоха был убита.
Этой теме посвящено немало пикантных картин и даже фарфоровых фигур:
Но собачку или горностая с собой носить не всегда удобно. Выход был найден. И появился новый модный аксессуар — блохоловка.
Популярный среди аристократии XV—XVI веков предмет: шкурка соболя или другого пушного зверька, прикреплявшаяся к поясу или носимая на плече, с искусственными головой и лапами зверька из золота и драгоценных камней.
Но мода не стоит на месте! Вскоре появились более компактные приспособления — маленькие коробочки из кости, драгоценных пород дерева, серебра ( реже, т.к. предпочитались „теплые“ материалы), которые привешивались к поясу. Внутрь клался кусочек меха, на который капали капельки крови и меда или другого привлекательного для блох вещества. Блоха заскакивала внутрь, прилипала, тем самым избавляя владельца аксессуара от необходимости публично чесаться)))
Спасибо всем, кто зашел ко мне в гости. Надеюсь вам было интересно!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки для ушей (вот тут подробнее про УШНУЮ СЕРУ). Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…
Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.
Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая их изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.
Фото 2.
Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.
Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.
Фото 3.
Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что копоушки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.
Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.
На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.
Фото 4.
Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.
Фото 5.
Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.
В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Такие копоушки изготовлялись с благословения настоятеля Спасо-Мирожского Завеличского монастыря (существует и поныне) во Пскове игумена Афанасия в 1662-1670 годах
Фото 9.
На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.
Фото 10.
Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.
Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.
Фото 11.
В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.
В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.
Фото 12.
Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.
Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.
Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.
В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.
Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.
Фото 13.
Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.
Фото 14.
Почему же этот предмет туалета так часто теряли?
Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.
Фото 15.
В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.
Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.
Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.
Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.
Фото 16.
Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.
Фото 17.
Копоушка – отличная находка кладоискателей!
Помимо монет, в земле лежит огромное количество интересных предметов, которыми сотни лет назад пользовались наши предки. Об одном из таких предметов – копоушке и будет эта статья.
Копоушка – это старинный предмет личной гигиены, предназначенный для удаления серы из ушей. Ведь раньше не было ни ватных палочек, ни промывания. Вот и приходилось людям чистить свои органы слуха такими вот мелкими инструментами.
На одном конце копоушки всегда имеют небольшую ложечковидную лопатку с округлым углубление. Именно эта часть и залазит в ухо. А другой конец копоушки обычно служил не только ручкой, позволяющей удобно держать ухокопку, но и украшением или даже оберегом. Форм и размеров копоушек существует великое множество.
Изготавливались они как из дерева – для бедных слоев населения, так и из металла или кости. Для тех, кто побогаче. Совсем зажиточные могли себе позволить копоушки из благородных металлов: серебра или золота.
Известны копоушки с глубокой древности и распространены были по всему миру. На раскопках в Новгороде археологи находили и деревянные предметы личной гигиены и из кости. Конечно, мы, обычные кладоискатели не претьендуем на такие древности, так как не копаем в таких местах, но нам хватает и более поздних копоух 17-19 веков. Благо, существует их великое множество разных форм и видов. И каждая имеет свою степень редкости. Прямо как монеты!
Но археологи до сих пор не пришли к единому мнению о назначении копоушек. Многие считают, что это был только предмет личной гигиены. Другие же склоняются к версии, что это оберег – амулет. А третья сторона придерживается мнения об украшающей функции копоушек. Я думаю, что они выполняли сразу все три функции. Ложечка для чистки есть? Есть! Орнаменты, росписи, а то и странная форма тоже имеется. Ну и стилизация под птиц, людей, и т. д. Все это и указывает на то, что они выполняют все три функции одновременно.
Обычные копоушки, которые находят копатели, стоят не слишком дорого. Ценник на них может начинаться от 300 – 400 рублей. Стоит так же помнить об их сохране: на пахотных полях плугами ломаются почти все. Но, как я говорил выше – все зависит от ее формы и датировки. Так как копоушки коллекционируют, а попадаются они не так часто, желающие прикупить вашу находку всегда будут!
Я свою копоушку и то копнул слегка погнутую и без ушка. Но этой находке я был рад! На распаханных фундаментах старого урочища, среди денег и полушек, мы выловили в общей сложности две копоушки за день.
Вот такие загадки и хранит земля в своих недрах. А вам, читатели моего блога, желаю удачи! Не копайте в неположенных местах!
Знаете ли вы, зачем нужны копоушки?
Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки для ушей. Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…
Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.
Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая их изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.
Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.
Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.
Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что копоушки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.
Копоушка — достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью.
Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.
На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.
Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.
Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.
В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.
Такие копоушки изготовлялись с благословения настоятеля Спасо-Мирожского Завеличского монастыря (существует и поныне) во Пскове игумена Афанасия в 1662-1670 годах
На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.
Ковырялка ушная — «СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача» (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. — Т. XXXVI, полутом 69. — СПб., 1902. — С. 98.)
Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.
Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. — М.: Наука, 1967. — С.104.)
Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.
В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.
В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.
Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.
Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.
Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.
В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.
Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.
Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.
Почему же этот предмет туалета так часто теряли?
Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.
В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.
Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.
Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.
Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.
Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.