Что такое коп счет
Что такое корреспондентский счет: виды, особенности и назначение
Платежные поручения приходится заполнять не только бухгалтерам компаний, но и обычным гражданам, когда нужно провести расходные операции через банк. В этом документе много специфических терминов, которые необходимо знать, чтобы деньги поступили по назначению. В статье разберем, что такое корреспондентский счет, для чего он нужен, чем отличается от расчетного и как узнать нужную цифровую комбинацию.
Определение и основные характеристики
Корреспондентский счет (корсчет, к/с) представляет собой счет, который используется в операциях между финансово-кредитными организациями, в том числе и при расчетах с Центробанком России.
Любое юридическое лицо обязано иметь счет в банке для ведения своей хозяйственной деятельности (получение выручки, уплата налогов и сборов, перечисление денег поставщикам, выплата зарплаты и пр.). Для компаний, индивидуальных предпринимателей и людей, которые занимаются частной практикой, такой счет носит название расчетного.
Финансово-кредитная организация является полноправным участником экономического механизма. Ей так же, как и любой другой компании, надо обслуживать свою деятельность. Для этого есть корреспондентский счет. Она может открыть его в других банках, в том числе и иностранных, а также в Центробанке. Между участниками процесса заключается корреспондентское соглашение. Количество к/с неограничено.
Примеры операций, которые осуществляются через корсчет:
Центробанк контролирует транзакции и следит за правомерностью совершаемых операций между банками. Показатели к/с выступают критериями для рейтинговой оценки финансовой организации. Банк открывает корсчет в ЦБ РФ для учета своего имущества, формирования резервов и отражения расчетов.
Счет в другом банке используется как транзитный, служит для отражения операций по поручению другой кредитной организации в рамках соглашения.
Отличия от расчетного счета
В глазах обывателя часто расчетный и корреспондентский счета – одно и то же. Но это не так. Рассмотрим в таблице, чем они отличаются:
Параметры сравнения | Расчетный счет | Корреспондентский счет |
Кто открывает | Любое юридическое лицо, ИП и лицо, занимающееся частной практикой | Банки и другие финансово-кредитные организации |
Назначение | Для обслуживания деятельности юридических лиц, ИП и лиц, занимающихся частной практикой при посредничестве банка | Для обслуживания деятельности кредитных организаций при посредничестве других кредитных организаций |
Возможность получения кредита | Есть | Нет |
Документооборот | Поручение от юрлица, ИП и лица, занимающегося частной практикой, банку | Поручение от банка другому банку |
Как пишется номер | Может начинаться с цифр 407 или 408. В конце 20-значного ряда обычный номер в банковской системе | Всегда начинается с цифр 301. Заканчивается тремя последними цифрами БИК |
Классификация корсчетов
Виды корреспондентских счетов:
В российской практике не разделяют НОСТРО и ВОСТРО. А все виды к/с используются в управленческом учете, частным клиентам эта информация только для общего развития.
Кроме этой классификации, различают к/с:
Структура корсчета
Корреспондентский счет состоит из 20-значного номера. Рассмотрим расшифровку на примере к/с Сбербанка.
301 01 810 0 00000000 608
Номера к/с Сбербанка в разных регионах будут отличаться.
При любой приходно-расходной операции необходимо оформить поручение. У него есть установленная форма, в которую строго вписывается определенная информация. В поля 12 и 15 заносятся номера корсчетов банков плательщика и получателя. Рекомендую заранее узнать к/с, чтобы деньги пришли вовремя и по назначению.
Как узнать корсчет
Для платежных операций внутри одного банка номер к/с знать необязательно. Но для межбанковских переводов он нужен и для плательщика, и для получателя. Реквизиты своего банка, в том числе и его корсчет, можно взять:
Узнать к/с для перевода лучше всего из документов, которые должен вам предоставить получатель денег. У одного банка может быть сотня корсчетов, поэтому целесообразнее запросить конкретный номер у организации, куда вы переводите средства. Если платежное поручение оформляете через личный кабинет или мобильное приложение, то при заполнении других реквизитов к/с проставляется автоматически.
Заключение
Заполнение платежных документов требует внимательности и понимания, куда и какие цифры записывать. Любая ошибка обернется тем, что банк не сможет отправить деньги адресату и вернет их. Не исключена ситуация, когда они зависнут где-то в пути или придут не в ту финансовую организацию. Тогда придется подключать банковские службы, чтобы разыскать и вернуть денежные средства. На все эти операции уйдет много времени.
По этой причине не отмахивайтесь от незнакомых терминов. Они нужны не только бухгалтеру, но и любому человеку, который получает или переводит деньги. Узнать к/с не составляет труда, а от этих 20 цифр зависит скорость и точность проведения операции.
Объявление
КОП представителя клиента, уполномоченного доверенностью (153-и)
Ириска555,
153-и
7.5.
Право подписи может принадлежать физическим лицам на основании соответствующей доверенности, выданной в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Приложение 2
к Инструкции Банка России
от 30 мая 2014 года N 153-И
«Об открытии и закрытии банковских
счетов, счетов по вкладам
(депозитам), депозитных счетов»
2.7. В поле «Подпись клиента (владельца счета)» проставляется … собственноручная подпись лица, являющегося представителем клиента, действующим на основании доверенности на открытие счета. Одновременно в этом поле указываются номер (при наличии) и дата соответствующей доверенности;
Это «правило» ранее присутствовало в 28-и,
вымораживало при этом как и своей незаконностью, противоречием тексту инструкции, так и бессмысленностью,
однако, поскольку
1) закон не запрещает и не ограничивает использование сторонами ДБС института доверенности,
2) БР не компетентен ограничивать объем полномочий представителя (любого лица: физического, юридического), действующего на основании доверенности при заключении, изменении, исполнении, прекращении ДБС,
3) полномочие «открытия счета» без усилий для его толкования само по себе значения не имеет, так как счет открывает банк,
правило 153-и об усеченности полномочий представителя «открытием счета» (=заключением ДБС и только), которое одновременно по 153-и является «основанием» для включения представителя в состав лиц, от имени клиента дающих банку указания об исполнении распоряжений, хотя бы клиент и не выдавал представителю полномочий для исполнения ДБС, закону не соответствует, и потому клиент (физ лицо, юр лицо) вправе уполномочивать своих представителей на любые действия и в любых сочетаниях: заключение, изменение, исполнение, прекращение ДБС.
В КОП включаем лицо, уполномоченное именно на исполнение ДБС (распоряжение от имени клиента денежными средствами), а не на «открытие счета».
При наличии у представителя полномочий распоряжаться средствами клиента банк вправе включить представителя в КОП, указав в поле «подпись клиента» подпись представителя (либо не погашать данное поле до явки клиента в банк, если есть желание соблюсти п.2.7. приложения 2 к 153-и)
(судя по тексту п.2.7. приложения 2 к 153-и о представителе клиента, действующего на основании доверенности на открытие счета, так Банком России понимается доверенность представителя клиента)
Целесообразно (в случае приема банком КОП, оформленных в соответствии с законом, а не только 153-и) указать в банковских правилах о правовых основаниях включения в КОП подписи представителя и предлагаемом оформлении КОП.
Коп что это в банке
Карточка с образцами подписей и оттиска печати (кратко КОП) имеет принципиальное значение в современном банковском деле для идентификации лица, пользования лицевым банковским счетом. Необходимо ответить, что представляет из себя этот документ в 2017 году, определить важные требования к его составлению, а также в конце статьи читатель сможет скачать бланк карточки для распечатки.
Для чего нужен этот документ
КОП играет основное значение в банковской сфере, он необходим лицам для работы по банковским счетам: открытия, обслуживания, закрытия. Значение карточки настолько велико, что Казначейством и Центральным Банком России утверждены соответствующие Инструкции и Приказы (например, Порядок 24н), которые применяют банки в своей деятельности в 2017 году; в этих актах указаны подробные сведения о форме КОП, правилах его заполнения и других аспектов заполнения.
Бланк этого документа можно скачать в конце статьи или заполнить прямо в банке. Также необходимую информацию может ввести сотрудник финансового учреждения.
Правильно составленный документ считается действительным до того времени, пока лицо не закроет свой счет, или не решит его поменять. Последнее возможно в случаях:
Подробная информация о правилах ведения лицевых счетов, их видах и др. указана в Порядке 24н.
Важные моменты для правильного составления карточки
Подпись ставится клиентом собственноручно, это обязательное условие. При обслуживании лицевого счета юридического лица существует несколько уровней подписей. Например, руководитель и его официальный представитель обладает правом первой подписи, бухгалтер, по распоряжению руководителя, имеет право второй подписи. Также возможны варианты, когда право подписи имеется у учредителей лица (организации), или когда права второй подписи вообще нет (например, если клиент – индивидуальный предприниматель, и все рабочие функции сосредоточены на нем).
Согласно правилам, подпись должна быть подлинной, для этого она ставится в присутствии третьего лица, который будет удостоверять ее действительность. В его роли может выступать нотариус или лицо, уполномоченное банком: например, один из сотрудников. В этом случае он указывает свои Ф.И.О., должность, дату составления КОП и ставит свою подпись под банковской печатью.
Каков порядок заполнения карточки
Скачать бланк формы КОП, действительной в 2017 году, можно ниже.
Банковские и финансовые учреждения стараются обеспечивать полную сохранность финансовых средств своих клиентов, и карточка с подписями и печатью является подтверждением этого. В соответствии с ней, утвержденное законодательно, в том числе Порядком 24н, каждое лицо может быть уверенным в том, что его средства или средства его фирмы находятся под полной банковской защитой.
Если организации нужен расчетный счет, то карточка с образцами подписей и оттиска печати – это основной документ, который придется оформить. Для чего он служит, каковы требования к нему – узнаете из статьи.
Для чего нужна карточка?
Для документа существует типовая форма 0401026. Она утверждена банковской инструкцией №153-И. Однако допустимо использование формы, которую установил внутренними правилами конкретный банк.
Для чего нужна карточка с образцами подписей и оттиска печати? Чтобы получить в распоряжение расчетный счет:
Суды, подразделения судебных приставов, нотариусы, правоохранительные органы – всем этим организациям для работы тоже нужны расчетные счета. Следовательно, потребуется карточка с образцами подписей и оттиска печати.
Допустимы для использования бланки, изготовленные типографией, а также распечатанные самостоятельно на принтере. Карточка выдается клиенту в банке или может быть получена самостоятельно (например, скачана из интернета с сайта финансового учреждения).
Особые случаи
Карточка с образцами подписей и оттиска печати предоставляется в банк не только при открытии расчетного счета. Есть еще ряд случаев:
Образец подписи и печати на карточке необходим для того, чтобы у сотрудника банка была возможность произвести сверку с реквизитами, указанными в платежном документе. Если будут выявлены расхождения, документ банк не примет. Движения по расчетному счету будут невозможны.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати: пример заполнения
Рассмотрим последовательно все поля документа. Поле «Владелец счета» должно быть заполнено в строгом соответствии с учредительными документами компании. Если счет открывается для филиала или обособленного подразделения, то наименование нужно указать через запятую после основного названия.
Если клиентом является физлицо, то вписывается Ф.И.О. и дата рождения. Если клиент — ИП, то после указания Ф.И.О. и даты рождения нужно обязательно написать: «индивидуальный предприниматель». Если речь идет о лице, занятом в частной практике, то после Ф.И.О. и даты рождения нужно вписать род деятельности (например, адвокат).
Поле «Место нахождения». Организация здесь вписывает свой юридический адрес, физические лица и ИП указывают место регистрации в соответствии с паспортом.
В поле «Номер телефона» можно указать несколько номеров для связи с представителями организации.
Поле «Банк» должно содержать полное название финансовой организации, в которой открыт расчетный счет.
Поле «Отметка банка» заполняется уполномоченными сотрудниками кредитной организации, клиент здесь ничего не должен записывать.
Переходим к оформлению обратной стороны. Поле «Сокращенное наименование». Оно указывается только в том случае, если есть. Иначе повторяется полное наименование. Физические лица здесь дублируют информацию, которая была внесена в поле «Владелец счета».
Строку «Номер счета» также заполняет сотрудник банка, после того как расчетный счет будет открыт.
В поле «ФИО» вписывают лиц, которые уполномочены подписывать документы. Это может быть одно лицо, может быть и больше.
В поле «Образец подписи» нужно расписаться. С этим образцом в дальнейшем будут сличать подписи на банковских документах, поэтому он должен быть такой, который в дальнейшем вы сможете легко повторить, иначе возникнут сложности.
Поле «Срок полномочий» заполняется не во всех случаях, нужно следовать указаниям сотрудника банка.
Пункт «Дата заполнения». Нужно внести дату, когда оформлялась карточка с образцами подписей и оттиска печати.
Поле «Подпись клиента» — документ заверяется личной подписью собственника счета.
«Образец печати». В этом месте нужно проставить печать. Оттиск должен быть идеально четким и аккуратным.
Для этого печать должна быть хорошо пропитана чернилами, но не оставлять клякс. Лучше потренироваться на отдельном листке. Убедившись, что все хорошо, ставить печать в поле, не нарушая его границ. Если на оттиске будут плохо видны фрагменты штампа, карточку придется оформлять заново.
Лучше, чтобы перед глазами была готовая карточка с образцами подписей и оттиска печати. Пример позволит понять, как ее правильно и аккуратно заполнить.
Несмотря на то что в заполнении документа нет ничего сложного, лучше это делать в банке под руководством специалиста, а не самостоятельно. Банки очень внимательно относятся к каждой детали, даже слишком строго. Самостоятельное заполнение карточки чревато необходимостью переделывать работу несколько раз.
Что делать, если организация работает без печати?
Индивидуальные предприниматели имеют право работать без печати, в отличие от юридических лиц. Печати нет и у физических лиц, которые открывают вклады и счета для личных нужд. Но документ же носит название «карточка с образцами подписей и оттиска печати». Как быть?
Все просто. В инструкции по заполнению указано, что клиенты-физлица имеют право это поле не заполнять. Если же у индивидуального предпринимателя печать есть, то ее оттиск должен быть обязательно проставлен в карточке.
Как подтвердить полномочия лиц
Карточка с образцами подписей и оттиска печати (бланк 0401026) должна быть заполнена уполномоченным лицом.
Какие документы требуются для подтверждения?
Паспорт обязаны предоставить все. Индивидуальные предприниматели также предоставляют свидетельства о регистрации, юридические лица – комплект уставных документов.
В ряде случаев может потребоваться нотариальное удостоверение подписи ответственного лица.
Если речь идет об иностранной организации, то потребуется перевод документов на русский язык, заверенный нотариально.
Где хранится карточка?
Документ заполняется в одном экземпляре и хранится в банке. Карточка с образцами подписей и оттиска печати – образец, с которым сотрудники кредитной организации будут сверять каждый платежный документ, поступающий на исполнение в банк.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати
Карточка с образцами подписей и оттиска печати.
Порядок заполнения полей Карточки
Лицевая сторона
В поле «Владелец счета»:
Клиент — юридическое лицо указывает полное наименование в соответствии со своими учредительными документами. В случае открытия счета юридическому лицу для совершения операций его филиалом, представительством указывается полное наименование юридического лица в соответствии с его учредительными документами, и, после запятой — полное наименование обособленного подразделения в соответствии с утвержденным юридическим лицом положением об обособленном подразделении;
Клиент — физическое лицо указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность;
Клиент — индивидуальный предприниматель указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также указывает: «индивидуальный предприниматель»;
Клиент — физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством порядке частной практикой, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также указывает вид деятельности (например, адвокат, нотариус).
В поле «Место нахождения (место жительства)»:
В поле «тел. N » клиент указывает номер телефона. Допустимо указание нескольких телефонных номеров клиента.
В поле «Банк» клиент указывается полное или сокращенное наименование КО (филиала) или подразделения расчетной сети Банка России, в котором открывается банковский счет.
Оборотная стороны
В поле «Сокращенное наименование владельца счета»:
Клиент — юридическое лицо указывает свое сокращенное наименование в соответствии с его учредительными документами, либо сокращенное наименование филиала, представительства юридического лица в соответствии с утвержденным юридическим лицом положением о филиале, представительстве. При отсутствии сокращенного наименования указывается полное наименование клиента — юридического лица (филиала, представительства);
Клиент — физическое лицо указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии);
Клиент — индивидуальный предприниматель указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), а также указывает: «индивидуальный предприниматель»;
Клиент — физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством порядке частной практикой, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), а также указывает вид деятельности (например, адвокат, нотариус).
В поле «N банковского счета» после внесения записи об открытии клиенту счета в Книге регистрации открытых счетов главный бухгалтер, его заместитель либо другое лицо, которому предоставлено право внесения записи об открытии клиенту счета в Книге регистрации открытых счетов, проставляет присвоенный номер банковского счета.
В поле «Фамилия, имя, отчество» указываются полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) лиц, наделенных правами первой или второй подписи.
В поле «Образец подписи» — собственноручную подпись напротив своей фамилии, имени или отчества проставляют лица, наделенные правами первой или второй подписи.
Поле «Срок полномочий» предназначено для контроля банком срока полномочий лиц, наделенных правами первой или второй подписи, устанавливаемого на основании учредительных документов, распорядительного акта клиента либо выданной им доверенности. Случаи и порядок заполнения банком поля «Срок полномочий» определяются банком в банковских правилах.
В поле «Дата заполнения» клиент указывает число, месяц и год оформления карточки.
В поле «Подпись клиента» проставляется:
В случае если полномочия единоличного исполнительного органа клиента переданы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации управляющей организации или управляющему, в поле «Подпись клиента» проставляется подпись управляющего (руководителя управляющей организации).
В поле «Образец оттиска печати» проставляют образец оттиска печати клиенты:
В случае если законодательством иностранного государства не установлена обязанность наличия печати, юридическое лицо, созданное на территории указанного государства, вправе не проставлять оттиск печати, указав в поле «Образец оттиска печати», что печать отсутствует.
Клиенты — физические лица поле «Образец оттиска печати» не заполняют.
Заполняется нотариусом
В поле «Место для удостоверительной надписи о свидетельствовании подлинности подписей» удостоверительная надпись совершается нотариусом в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Уполномоченное лицо полностью указывает свою должность, фамилию и инициалы, фамилию и инициалы лица (лиц), подписи которых совершаются в его присутствии, указывает дату и проставляет собственноручную подпись с приложением печати (штампа) банка, определенной для этих целей распорядительным актом банка.
Заполняется банком
В поле «Отметка банка» после присвоения счету соответствующего номера главным бухгалтером или его заместителем либо другим лицом, которому право внесения записи об открытии клиенту счета в Книге регистрации открытых счетов предоставлено распорядительным документом банка, проставляется собственноручная подпись и дата, начиная с которой используется карточка.
В поле «Прочие отметки» банком могут указываться сведения о представлении временных карточек, о периоде времени, в течение которого они действуют, о случаях их замены, порядок и периодичность выдачи выписок из счета, а также иная информация, необходимая банку.
В поле «Выданы денежные чеки» банк указывает дату выдачи и номера выданных кредитной организацией (филиалом) или подразделением расчетной сети Банка России клиентам денежных чеков.
(Инструкция Банка России от 14.09. 2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» приложение 2)