Что такое концовка в литературе

концовка

Смотреть что такое «концовка» в других словарях:

Концовка — [. ] слово концовка связано с профессиональной терминологией работников печати. В типографском деле оно и теперь обозначает рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела. Слово концовка образовано от… … История слов

Концовка — термин изобразительных искусств, применяемый в литературоведении в разных значениях: 1. в фонику термин К. введен О. М. Бриком для обозначения эпифоры (см.) и сходных явлений, состоящих в частичном звуковом повторе в конце двух стихотворных строк … Литературная энциклопедия

концовка — заключение, развязка, украшение, финал, окончание, конец, исход, заключительный аккорд, апофеоз, присказка, эпилог, финиш, виньетка Словарь русских синонимов. концовка см. конец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

Концовка — КОНЦОВКА. Этим именем называется повторение заключительных строк первой строфы во всех других строфах с целью или в сжатой форме выразить тему стихотворения, или противопоставить одному ряду мыслей другую мысль. Этим достигается… … Словарь литературных терминов

КОНЦОВКА — КОНЦОВКА, концовки, жен. 1. Рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела (тип.). 2. перен. Заключительная часть какого нибудь сочинения, произведения. Неудачная концовка стихотворения. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

КОНЦОВКА — 1) заключительный компонент литературного произведения или какой либо его части. Типы концовок многочисленны: эпилог, мораль (в басне), клаузула (в стихе), кода (в стихотворных произведениях).2) Изобразительная или орнаментальная графическая… … Большой Энциклопедический словарь

КОНЦОВКА — КОНЦОВКА, и, жен. 1. Заключительная часть литературного или музыкального произведения, а также вообще заключительная часть чего н. К. романа. Традиционная к. (в фольклоре). 2. Графическое украшение в конце книги, главы. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

Концовка — графическая композиция (орнаментальная или изобразительная), завершающая и украшающая книгу или какой либо её раздел. Иногда роль концовки выполняют последние строки текста, которым придана форма геометрической фигуры, чаши и тому… … Художественная энциклопедия

концовка — Украшение с изображением сюжетно тематического или орнаментального характера, помещаемое на концевой странице издания или его структурной части. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины книжные украшения… … Справочник технического переводчика

Концовка — сюжетное, орнаментальное или декоративное изображение на концевой полосе осн. текста издания и (или) его подразделов (произведений), обозначающее их окончание, помогающее более резко отделить один подраздел или произведение от другого и в то же… … Издательский словарь-справочник

Источник

Словари

1. Графическое изображение, рисунок в конце книги, раздела и т.п.

2. Заключительная часть какого-либо сочинения, произведения.

КОНЦО́ВКА, концовки, жен.

1. Рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела (тип.).

2. перен. Заключительная часть какого-нибудь сочинения, произведения. Неудачная концовка стихотворения.

1. Заключительная часть литературного или музыкального произведения, а также вообще заключительная часть чего-н. К. романа. Традиционная к. (в фольклоре).

2. Графическое украшение в конце книги, главы.

Заключительная часть литературного или музыкального произведения.

Концовка романа кажется неожиданной и не связанной с остальным текстом.

1. Графическое украшение в конце книги, главы.

2. Заключительная часть какого-л. сочинения, произведения. К. романа, пьесы, стихотворения. Традиционная к. былины.

2) Изобразительная или орнаментальная графическая композиция, украшающая конец текста книги или её раздела.

1) заключительный компонент литературного произведения или какой-либо его части. Типы концовок многочисленны: эпилог (см. ЭПИЛОГ), мораль (в басне), клаузула (см. КЛАУЗУЛА) (в стихе), кода (см. КОДА) (в стихотворных произведениях).

2) Изобразительная или орнаментальная графическая композиция, украшающая конец текста книги или ее раздела.

1. Графическое украшение в конце книги, главы.

2. Заключительная часть какого-л. сочинения, произведения.

Концовка романа. Концовка стихотворения.

Все никак не давалась концовка первого действия пьесы. Конецкий, Две осени.

Разворот с концовкой рукописной книги «Праздники певчии». 1820-е гг.

Что такое концовка в литературе. Смотреть фото Что такое концовка в литературе. Смотреть картинку Что такое концовка в литературе. Картинка про Что такое концовка в литературе. Фото Что такое концовка в литературе

концо́вка, концо́вки, концо́вок, концо́вке, концо́вкам, концо́вку, концо́вкой, концо́вкою, концо́вками, концо́вках

сущ., кол-во синонимов: 13

заключение, развязка, украшение, финал, окончание, конец, исход, заключительный аккорд, апофеоз, присказка, эпилог, финиш, виньетка

Слово концовка в русском языке (ср. польск. koncówka и чеш. koncovka) возникло не ранее последней четверти XIX в. (Впервые оно зарегистрировано в словаре Грота- Шахматова, 1913, т. 4, вып. 7, с. 1923; ср.: словарь Ушакова, 1, с. 1456). В начале XX в. это слово расширило свои значения: оно было перенесено в область литературной и музыкальной терминологии (концовка стихотворения, концовка романса). Словом концовка стала называться заключительная часть какого-нибудь произведения. Например, в книге либерального критика А. А. Измайлова «Помрачение божков и новые кумиры» (М., 1910): «Тургенев и Гончаров, Толстой и Достоевский довели до предельного совершенства реалистический гоголевский и пушкинский рассказ. За ними черта, точка, завершительная концовка».

(Основные типы лексических значений слова // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 164).

В архиве сохранился более полный текст заметки, посвященной слову концовка: «Лексика, терминология разных профессий и специальностей обнаруживает резкие различия в господствующих типах словообразовательных моделей и находится на разных ступенях близости к книжному языку. Поэтому-то различные профессиональные выражения, включаясь в лексический строй литературного языка, проникают в разные, иногда очень далекие один от другого стили литературной речи и подвергаются разным семантическим преобразованиям.

Источник

КОНЦОВКА

Смотреть что такое КОНЦОВКА в других словарях:

КОНЦОВКА

1) заключительный компонент литературного произведения или его части. В поэзии К. называют завершительную афористическую строку лирического сти. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

концовка ж. 1) Графическое изображение, рисунок в конце книги, раздела и т.п. 2) Заключительная часть какого-л. сочинения, произведения.

КОНЦОВКА

концовка ж.1. полигр. tail-piece; cul-de-lampe (фр.) (pl. culs-de-lampe); (в старинных книгах) colophon 2. (романа и т. п.) ending (of a novel, etc.). смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

Концовка [. ] слово концовка связано с профессиональной терминологией работников печати. В типографском деле оно и теперь обозначает рисунок, графичес. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА — термин изобразительных искусств, применяемый в литературоведении в разных значениях: 1. в фонику термин К. введен О. М. Бриком. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

термин изобразительных искусств, применяемый в литературоведении в разных значениях: 1. в фонику термин К. введен О. М. Бриком для обозначения эпифоры (см.) и сходных явлений, состоящих в частичном звуковом повторе в конце двух стихотворных строк, напр.: «Одели темные поляны / Широкой белой пеленой»; 2. в строфике термин К. применяется иногда для обозначения рефрена; 3. чаще всего термин К. применяется в учении о композиции, обозначая теми или иными способами выделенный последний компонент произведения, образующий композиционную параллель к зачину. При этом К. отнюдь не совпадает с развязкой и Nachgeschichte, очень часто являясь внефабульной. Как всякий элемент художественного произведения, К. входит в общую систему стиля, ею определяется и подлежит так. обр. в конечном счете социологической интерпретации. Связь тех или иных форм К. с общим характером жанра и стиля выявить нетрудно. Так, в сказке, типичном жанре устной лит-ры, К. следует за развязкой в форме традиционной формулы, не связанной с содержанием и примыкающей к самым различным сказкам в конце, как присказка примыкает к ним в начале: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало». В басне, типичном жанре дидактической лит-ры, К. раскрывает аллегорию как нравоучение. Для куртуазной лирики служилого рыцарства характерна К. — посвящение сеньёру-покровителю (см. «Envoi»). Для буржуазного романа XVIII и XIX вв. обязательна К. в виде эпилога с сжатым деловым перечислением судеб действующих лиц и твердой топикой: «Всегда наказан был порок, добру достойный дан венок» и т. д. R. S. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА. Этим именем называется повторение заключительных строк первой строфы во всех других строфах с целью или в сжатой форме выразить тему стих. смотреть

КОНЦОВКА

завершающая часть художественного произведения, следующая за развязкой. Рубрика: композиция и сюжет Целое: композиция Вид: апофеоз (в сценическом прои. смотреть

КОНЦОВКА

графический элемент, замыкающий книгу, или часть текста (главу, статью и т.п.). В концовке чаще всего повторяется тот же прием и характер изображения, что и в заставке; небольшая изобразительная или орнаментальная, сюжетно-тематическая композиция, выделяющая или украшающая конец издания или его структурной части; Орнамент, короткая линейка или небольшая иллюстрация, завершающая неполную концевую полосу; Украшение с изображением сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое на концевой странице издания или его структурной части. Краткий толковый словарь по полиграфии.2010. Синонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказка, развязка, украшение, финал, финиш, эпилог. смотреть

КОНЦОВКА

(colophon) Идентифицирующая издателя эмблема на книге или каком-либо ином печатном материале. Раньше представляла собой надпись в конце книги, состоящу. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

Концовка графическая композиция (орнаментальная или изобразительная), завершающая и украшающая книгу или какой-либо её раздел. Иногда роль концо. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

ж.1) полигр. cul-de-lampe m (pl culs-de-lampe); fleuron m (виньетка) 2) (заключительная часть произведения) fin f (d’article) концовка романа — fin d’u. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦО́ВКА, заключительный компонент литературного произведения или его части. В поэзии К. называют завершающую афористическую строку лирического стихотворения («Мне грустно потому что весело тебе» — стих. «Отчего» М. Ю. Лермонтова), финальное назидание в басне, неожиданный остроумный вывод в эпиграмме, а также рефрен (см. Припев). В драматургии К. может служить реплика «под занавес» — в финале акта или всей пьесы. В эпическом произведении К. не связана непосредственно с действием; это может быть финальная сентенция, финальный пейзаж и пр.

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

ж плгр ornato gráfico no fim do livro; (виньетка) vinheta f; (лит произведения) fecho m; chave de ouroСинонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заклю. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

3.2.4.2 концовка: Украшение с изображением сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое на концевой странице издания или его струк. смотреть

КОНЦОВКА

ж. 1) полигр. cul-de-lampe m (pl culs-de-lampe); fleuron m (виньетка) 2) (заключительная часть произведения) fin f (d’article) концовка романа — fin d. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

(1 ж); мн. концо/вки, Р. концо/вокСинонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказка, развязка, украше. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА, 1) заключительный компонент литературного произведения или какой-либо его части. Типы концовок многочисленны: эпилог, мораль (в басне), клаузула (в стихе), кода (в стихотворных произведениях).2) Изобразительная или орнаментальная графическая композиция, украшающая конец текста книги или ее раздела.

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА,1) заключительный компонент литературного произведения или какой-либо его части. Типы концовок многочисленны: эпилог, мораль (в басне), клаузула (в стихе), кода (в стихотворных произведениях).2) Изобразительная или орнаментальная графическая композиция, украшающая конец текста книги или ее раздела. смотреть

КОНЦОВКА

1) <engin.> leader2) runout3) tailpieceСинонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказка, развяз. смотреть

КОНЦОВКА

ж(романа и т. п.) bitişСинонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказка, развязка, украшение, финал. смотреть

КОНЦОВКА

концо́вка ж. полигр.tailpiece, endpiece* * *tailpieceСинонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказк. смотреть

КОНЦОВКА

ж.1) (виньетка) viñeta f2) (заключительная часть) parte final; fin m, conclusión f

КОНЦОВКА

— заключительный компонент литературного произведения иликакой-либо его части. Типы концовок многочисленны: эпилог, мораль (вбасне), клаузула (в стихе), кода (в стихотворных произведениях).2)Изобразительная или орнаментальная графическая композиция, украшающаяконец текста книги или ее раздела. смотреть

КОНЦОВКА

— эл-т декорат. оформления рукописей или печат. кн., изображение или орнамент, помещаемые в кон. гл., раздела кн. Встречаются также К. в виде несложного изображения, выполн. шрифтом в заключит. строках текста (за счет разл. длины строки окончание текста приобретает фигурную форму). смотреть

КОНЦОВКА

ж. 1) (parte) finale; parte conclusiva 2) типогр. fregio / vignetta finale Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказка, развязка, украшение, финал, финиш, эпилог. смотреть

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА

Rzeczownik концовка f koniec m

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА концовки, ж. 1. Рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела (тип.). 2. перен. Заключительная часть какого-н. сочинения, произведения. Неудачная концовка стихотворения.

КОНЦОВКА

גימורסוףסיוםעיטורקצהСинонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказка, развязка, украшение, финал, фи. смотреть

КОНЦОВКА

Ударение в слове: конц`овкаУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: конц`овка

КОНЦОВКА

Нок Оао Ново Концовка Конка Овца Конак Ока Кон Кок Окк Окно Каон Онко Како Вона Вон Вкк Вано Вак Аон Анк Акно Акво Авок Оон Оковка Каково Окова Око Кан Ква Квна Коан Кова Ковка Кокон. смотреть

КОНЦОВКА

1. lõpetus2. lõpp3. lõpposa4. lõpuvinjett

КОНЦОВКА

техн. кінці́вка Синонимы: апофеоз, виньетка, заключение, заключительный аккорд, исход, конец, окончание, присказка, развязка, украшение, финал, финиш, эпилог. смотреть

КОНЦОВКА

— небольшая изобразительная или орнаментальная, сюжетно-тематическая композиция, выделяющая или украшающая конец издания или его структурную часть.

КОНЦОВКА

концовка заключение, развязка, украшение, финал, окончание, конец, исход, заключительный аккорд, апофеоз, присказка, эпилог, финиш, виньетка

КОНЦОВКА

концо’вка, концо’вки, концо’вки, концо’вок, концо’вке, концо’вкам, концо’вку, концо’вки, концо’вкой, концо’вкою, концо’вками, концо’вке, концо’вках

КОНЦОВКА

ж1. полигр. аяқтама (кітаптың бөлімінің соңына қойылған әдемі сурет, сызба);2. разг. (заключительная часть) аяқтама шығарманың қорытынды бөлімі

КОНЦОВКА

ж. концовка (1. полигр. китептин, кол жазманын бөлүмдөрүнүн аяк жагына коюлган сүрөтчөлөр; 2. разг. адабий чыгарманын корутунду бөлүгү).

КОНЦОВКА

сущ. жен. родакінцівка

КОНЦОВКА

Ж sonluq (1. mətb. kitabın ya kitab fəsillərinin axırında qrafik bəzək, şəkil; 2. məc. ədəbi əsərin son (tamamlayıcı) hissəsi).

КОНЦОВКА

концовкаж 1. полигр. ἡ βινιέτα· 2. (заключительная часть произведения, сочинения) τό τέλος, τό κλείσιμο.

КОНЦОВКА

концовка = ж. 1. полигр. (украшение в книге) tall-piece; 2. (заключительная часть) ending.

КОНЦОВКА

Источник

Концовки в литературе и кино

Что такое концовка в литературе. Смотреть фото Что такое концовка в литературе. Смотреть картинку Что такое концовка в литературе. Картинка про Что такое концовка в литературе. Фото Что такое концовка в литературе

Posmotre.li

то вы узнаете всё это и многое другое. Вы узнаете, что меффуют дреуги, когда им настаёт кревиназим, что не нужно…

Альтернативная концовка

Когда автор написал одну концовку, но она по каким-либо соображениям его не устраивает.

Такое часто происходит в кино, когда режисерская версия выходит мрачной, а продюсера это не устраивает.

«Заводной апельсин»: по авторскому замыслу, роман заканчивается тем, что Алекс по-прежнему грабит и избивает, но постепенно теряет к этому вкус и подумывает остепениться. Однако когда книгу печатали в Штатах, издатель сказал, что такую концовку читатели не примут. С согласия автора в американском издании убрали финальную главу, и роман заканчивается тем, как Алекс, «вылеченный» от промывания мозгов, радостно возвращается к «ультра-насилию». (Именно этот вариант воплощён в экранизации Стэнли Кубрика.) Какой из вариантов более мрачный — решать читателям.

«Дьявол», повесть Льва Николаевича Толстого. Толстой написал два варианта концовки, и, похоже, не считал каноническим ни тот, ни другой — по крайней мере, повесть печатать он не хотел.

Боливийский финал

Боливийский финал — вид концовки, когда герои одни, против них — целая армия, шансов выжить — никаких, но они кидаются в банзай-атаку. Названо по имевшему место в реальной жизни столкновению двух янки с кучей военных в Боливии. Что характерно, тел не нашли, и никто не знает, чем всё закончилось, так что может быть, они и выжили.

Похож на открытый финал, но с очевидным исходом.

Дважды в цикле «Пиранья» Александра Бушкова. «След Пираньи» заканчивается окружением главного героя толпой вояк, из которой даже суперспецназовцу Мазуру не вырваться. При этом неясно, «свои» ли вояки или предатели[1]. В «Крючке для Пираньи» Мазура ранят, и он изо всех пытается сохранить сознание до подхода помощи (в итоге всё обошлось — погранцы дали нашатыря и перевязали, ранение оказалось не очень серьёзным).

Оказалось не тем чем казалось или Обман или Перевертыш

Всё произведение читатель думает одно, а в конце выходит другое. Характерно для триллеров.

«Сонная лощина» Вашингтона Ирвинга.

«Волхв» Джона Фаулза — весь роман полностью об этом.

Братья Стругацкие, «Человек из Пасифиды». Близ американской военной базы из моря вылез некий Железный Человек, говорящий только по-тангутски и утверждающий, что является посланником подводной цивилизации, желающей торговать с человечеством алмазами и жемчугом. Всё это оказалось аферой, которую провернули отставные японские военные.

Неприемлемый финал

Когда автора все устроило, а вот первых читателей нет. И автор пишет продолжение, выворачивая концовку на новую дорогу, воскрешая незаслужено убитого героя.

Неприемлимый он становится по причине эмоциональным и коммерческим, когда нужно продолжение, а сюжетная линия закрыта.

«Последнее дело Холмса» — более сложный пример. Это дело закончилось коронной смертью великого сыщика, но так как тело так и не нашли, дальнейшее воскрешение под давлением разочарованных читателей оказалось вполне возможным.

Гранд-финал

В гранд-финале автор(ы) прямо и открыто заявляет(-ют): «Это всё. Продолжения не будет». Водводят черту.

Судьба Шерлока Холмса — редкий пример двух гранд-финалов кряду: «Последнее дело Холмса» и «Его прощальный поклон». А. Конан Дойл хотел избавиться от надоевшего персонажа, но по просьбам читателей был вынужден продолжить.

«Властелин Колец» — практически эталон. В финале заканчивается не только Третья Эпоха, но и по сути весь фэнтезийный мир с магией и чудесами.

Дети в финале

Хэппи-энд с детьми в финале.

«Гарри Поттер» — эпилог «Даров Смерти».

«Голодные игры» — эпилог «Сойки-пересмешницы» (кстати, в экранизации были настоящие племянники Дженнифер Лоуренс, исполнительницы роли Китнисс).

Караул устал

Резкая и грубая концовка в затянувшемся сюжете.

«Песнь Льда и Пламени»: Миеринский узел и его разрубание. Поясняем ситуацию: героиня Дейенерис Таргариен сидит на троне в далёком восточном городе-государстве, полном бывших рабовладельцев и работорговцев с именами типа «Харзу зо Харзу». Её поддерживает меньшинство влиятельных жителей города, и они не могут покинуть его и отправиться с ней в Вестерос, а если она оставит их — их всех перережут бывшие рабовладельцы и восстановят прежний режим. Кипят интриги и заговоры, соседние города-государства собираются напасть. А Дейенерис сидит и ждёт появления гостей, о скором приходе которых ей нагадала волшебница и предупредила опасаться; причём читатель знает, что половина из этих гостей или сильно задержалась в пути, или вообще не придёт. Пока вся эта каша не закончится, Дейенерис в Вестерос не попадёт. Чем заканчивается сия восточная сказка? А заканчивается она очень просто: Дейенерис автор удаляет с места действия при помощи дракона, а в гавань Миерина вводит мощный флот Железнорождённых из Вестероса, который сейчас очень быстро со всеми разберётся. Ну и заодно подгонит Дени рог «Драконий пастырь», чтобы и эту проблему разом решить.

Закольцованность

Концовка произведения в мельчайших деталях совпадает с его началом, таким образом создавая закольцованность сюжета. Достичь этого можно разнообразными способами — начиная от того, что персонаж в начале сюжета заснул, и заканчивая путешествиями во времени. Приём зачастую считается дешёвым и банальным, однако хороший автор всегда может преподнести троп в эффектном виде.

«Тёмная Башня» Стивена Кинга. Пожалуй, самый эпичный пример. Читателям стоило ждать долгие годы, пока автор медленно выцеживал из себя книги эпопеи, чтобы узнать в финале, что за дверью Тёмной Башни Роланда ждёт возвращение к началу первой книги. Впрочем, субверсия: повторение всё-таки не стопроцентное. Так, 99,99%.

Конец-переворот

Сюжет развивается как положено, но вот финал всё переворачивает с ног на голову.

Илья Ильф и Евгений Петров, «Двенадцать стульев» — классика: мотались-мотались Киса и Ося за брильянтами по всей России, нашли последний стул — который, оказывается, из Москвы не уезжал… Ипполит Матвеич пришёл за стулом в новый клуб железнодорожников… вскрыл… АААААААААААААААА.

Братья Стругацкие, «Обитаемый остров»: Странник, которого Максим считал главным гадом, — землянин, который не даёт стране превратиться в полный ад и работает над её светлым будущим.

Конец-перезагрузка

Все закончилось хорошо, все счастливы и в объятьях друг друга. Но в последнем абзаце есть намек на новый сюжет.

«Тёмная башня» — что-то такое и устроил Стрелку в конце седьмой книги Стивен Кинг. «Стрелок» начинается и «Тёмная башня» кончается одним предложением: «Человек в чёрном ушёл в пустыню, и стрелок двинулся следом».

Ложный финал

Когда кажется, что вот уже финал, развязка случилась, но оказывается, что это еще не конец.

Антон Чехов, «Драма на охоте». Основная часть повести — рукопись следователя, рассказывающая об убийстве и расследовании. Рукопись заканчивается арестом… но сама повесть ещё не закончена.

«Властелин колец»: герои победили тёмного властелина, наследник взошёл на престол… Конец? Нет, у нас там ещё несколько глав.

Несчастливый конец

Все заканчивается плохо. Смертью либо безысходностью.

Три классических антиутопии — «Мы», «1984», «О дивный новый мир» — заканчиваются именно так. Не пытайтесь что-то изменить!

Впрочем, в «Мы» это скорее хороший плохой конец: главному герою сделали лоботомию и лишили его души, но зато есть надежда на победу революции.

Сюда же «Скотный двор» того же Дж. Оруэлла.

Обрубленный конец

Это не открытый финал, за обрубленной концовкой ничего не следует.

Поэма Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни» рассказывает о рыцаре, который, преодолев множество преград, подходит, наконец, к Тёмной Башне… И всё. Проду ждали с 1855 года, пока за неё не взялся Стивен Кинг, но уже в своём духе. Но тут, скорее всего, в этом и смысл: главное — как шёл и дошёл, а что там было дальше — не так важно.

Оставили на развод

В финале злодей исчезает, чтобы вернуться в продолжении.

Открытый финал

Есть только намек на то, что произойдет за пределами книги. Автор дает возможность додумать читателю. Либо завершение очевидно и автор посчитал лишним показывать его, либо завершение, как событие не имеет такого значения для воплощения.

К примеру, как в фильме «Три билборда на границе Миссури…» или «Евгений Онегин».

Перевернуть финал в сиквеле

Фильм закончился каким-нибудь финалом, но понадобилось снять сиквел, и вот в сиквеле оказывается, что всё закончилось совсем не так, как казалось в финале. Или даже совсем не так, как было показано в финале.

В романе Стивена Кинга «Мизери» главный герой, писатель Пол Шелдон пытается проделать именно эту операцию, когда по требованию безумной фанатки Энни Уилкс пишет сиквел о новых приключениях Мизери. Однако Энни так просто не проведёшь, и герою приходится писать честный сиквел с нормальным обоснованием воскрешения Мизери. Что характерно, герой и сам в глубине души согласен с Энни, что переворачивать финал в сиквеле — нехорошо.

У Виктора Пелевина есть рассказ «Проблема верволка в средней полосе», для этого автора нехарактерно светлый и романтичный, повествующий о гордой и воинственной расе волков-оборотней, куда принимают главного героя. Начать с того, что там даже никого не убивают, а единственный как бы убитый оборотень только лишь навсегда становится человеком. В романе же «Священная книга оборотня» вервольфы — невероятно безжалостная госбезопасность, которая, например, зомбирует непричастных людей и использует их как смертников для политических убийств. И по многим намёкам, оборотни там те же самые, что были в «проблеме верволка». Вот вам и вольные ницшеанские хищники, угу.

Точку ставит смерть

Автор не дописал концовку потому что умер.

«Арап Петра Великого» А. С. Пушкина не был дописан из-за убийства автора на дуэли.

Н. В. Гоголь, «Мёртвые души»: автор не только не написал третий том, но перед смертью сжёг и второй. Впрочем, от второго тома изрядный объём текста сохранился, а у третьего тома известна идея.

Хэппи-энд

Все заканчивается хорошо. Враги повержены, герои поженились.

Дж. Р. Р. Толкин в своём эссе «О волшебных сказках» настаивал на обязательности хэппи-энда в сказках, даже если он слабо обусловлен логикой повествования — иначе, по его мнению, не достичь катарсиса, обязательного для этой литературы. Сам он для этого не гнушался прибегнуть даже ко вмешательству бога из машины (его знаменитые орлы, приходящие на помощь в нужный момент).

Это был только сон

В конце оказывается, что все события герою приснились.

О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»: большая часть сюжета — сон Додсона. Но и во сне, на Диком Западе, и наяву, в нью-йоркской маклерской конторе, он делает один и тот же выбор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *