Что такое концептуальный подход

3.1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ори­ентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наи­лучший результат (схема 13).

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяю­щую роль.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведение исследова­ния преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в буду­щем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (схема 14).

Методология любого исследования начинается с выбора, постанов­ки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологи­ческом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследо­вать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех фак­торов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рын­ка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в ин­новациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются «вечными», другие — преходящими или созревающими.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования яв­ляются подходы. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с кото­рой исследование начинается и которая определяет его направленность от­носительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследова­ние. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономичес­кий аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии иссле­дования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, опре­деления характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяю­щих общую направленность, архитектонику и преемственность исследова­ния.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на за­дачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эф­фективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппа­рата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и фор­мулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследова­ние более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мяг­кими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общена­учные и специфические.

Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, опреде­ляющий эффективность любого типа.

Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

Источник

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Правильно подобранный подход к исследованию и умение его применять способствует развитию и совершенствованию существующих систем управления, которые в свою очередь создают условия их более эффективного функционирования в дальнейшем. Понимание важности методологии к исследованию систем управления предприятием возрастает.

Методология позволяет определить цели и верные направления в исследовательской деятельности. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования. Использование методологий определяет то, как применяется тот или иной подход к исследованию, обусловливающего установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте.

Под методологией исследования можно понимать взаимосвязанную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических положений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.

Выбор методологического подхода в исследовании влияет на процесс проведения и результат, так как от этого зависит направленность всех исследовательских работ.

Концептуальный подход – это подход, который предполагает предварительную разработку концепции исследования, то есть комплекс ключевых положений, которые определяют общую направленность и преемственность исследования.

Концептуальные методы управления известны как принципиальный вид процессора управляющей системы, то есть процесс выработки управленческих решений.

Перед тем как проводить исследование, и применять какие либо методы нужно разработать систему действий, последовательность их реализации. Поэтому и необходимо применять концептуальный подход.

Функционирование системы в целом предполагает разработку и реализацию процессора управляющей системы. Процесс управляющей системы с учетом предпочтительности использования концептуального метода включает в себя процедуру формирования и процедуру решения управленческих задач. Эти процедуры являются составляющими обоснования управленческих решений.

Формирование управленческой задачи подразумевает ее содержательную постановку и формализацию. Для большинства управленческих задач их формирование является разовой процедурой.

Решение управленческой задачи подразумевает нахождение предпочтительного управленческого решения или выявление отсутствия реализуемых управленческих решений.

Определить направленность решения немаловажно для концептуального подхода. Но для начала нужно выявить насколько важно это решение, какие есть альтернативы. Решение, созданное с точки зрения концептуального подхода должно иметь представление о рисках при принятии решения, о потерях, о возможных приобретениях, не влечёт ли решение последующих проблем, в чём сама суть и из чего состоит исследование.

Из всего сказанного выходит, что специалист при исследовании должен провести тщательную работу перед тем ка принимать решение. Концепция исследования это не просто суть самого предмета исследования, но и окружающие факторы, которые оказывают влияние.

Список использованной литературы:

Жуков Б.М. Исследование систем управления: учебник / Б.М. Жуков, Е.Н. Ткачева. М.: Дашков и К, 2016. — 207 c

Мишин В.М. Исследование систем управления (2-е издание): учебник для вузов / В.М. Мишин. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 527 c.

Источник

«Концептуальный» – что это значит и как используется

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В погоне за новизной общество регулярно отвергает множество вполне целесообразных идей.

Даже если предложение кажется эффективным или выгодным, его просто могут заклеймить как неконцептуальное и отвергнуть как неперспективное.

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Но в чем заключается концептуальность, как добиться такой характеристики, чтобы снискать признание окружающих?

Рождено в античности…

Сам термин появился в словарях русского языка лишь в начале XIX века, когда все французское неожиданно оказалось на пике моды. Исходным смысловым полем для французского понятия «концепт» стали два латинских слова:

В итоге такого объединения смыслов появился термин conceptio, непосредственное значение которого дословно трактуется как «система понимания, исходный замысел, изначальная идея, задуманный проект».

В целом весь спектр понятийных маркеров концепции указывает на определенную группу хорошо проработанных мыслей и взглядов, которые помогают системно подойти к проблеме, разобрать ее на ключевые моменты и последовательно справиться со всеми возможными затруднениями.

Таким образом, концептуальный – это особый подход, основанный на принципе тщательной продуманности, на некой концепции, содержащей оригинальный замысел и не использованную ранее идею.

В свою очередь, концепция – это:

А когда от изначального «Как я смотрю на мир?» акценты сместились к более деятельному «Как я хочу изменить мир?», понятие концепции обзавелось дополнительными трактовками:

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Определение настолько всеобъемлющее, что его можно использовать в абсолютно любых сферах жизни. И пока философы выверяют концепцию идеального общества, дети на берегу создают концепцию будущего из песка, водорослей и ракушек.

Оригинальность исходного замысла

Но почему концептуальные вещи ценятся намного больше? Секрет здесь – в проработанности и внутренней непротиворечивости.

Наиболее ярко подобное проявляется в дизайне, поскольку человечество, помимо хлеба насущного, желает еще и зрелищ.

Но кто осмелится винить человека за то, что он хочет не только есть, но и удивляться! На этом и строится любой концептуальный подход. Для примера возьмем самую примитивную идею платья:

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Незамысловатый такой набросок, который может сделать и простая домохозяйка, увлекающаяся шитьем на дому. Однако высокая мода строится не на практичности или удобстве, а на ярких и вызывающих образах:

Чем больше значений в решение проблемы закладывает дизайнер, тем более концептуальной будет его подача. Аналогично этот принцип работает и в искусстве, и в прочих сферах нашей жизни: концептуальность важна не только для художников, поэтов и музыкантов, но и для ученых, философов и даже политиков!

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Вот это и есть концепция – когда каждая деталь дополняет общую картину, усиливает посыл и духовно, на уровне знаний и эмоций, обогащает окружающих.

Идейное ядро концептуального

Концепт – это своеобразный минимум, что включает в себя наиболее яркие детали исходной концепции. Он необязательно должен быть красивым или работающим, но обязательно – неким символом или идеалом, к которому стремится автор.

Возвращаясь к модным показам, можно вспомнить абсолютно нелепые и безумные наряды, в которых мало кто рискнет появиться на публике. Тем не менее, в презентованных коллекциях всегда найдутся приемлемые модели, которые будут соответствовать духу показа, но при этом не окажутся вычурными.

В качестве еще одного примера можно назвать творения самого харизматичного «генератора идей» Илона Маска. Его концепт-кар, который напоминал серебристый кирпич, должен был представить публике идею бронированного автомобиля на электрической тяге.

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Выглядело не слишком презентабельно, да и «пуленепробиваемые» стекла испытатели с первой же попытки разбили металлическим шаром, однако. За этим кроется нечто гораздо более принципиальное – в частности, стремление усилить емкость аккумуляторов и мощность электродвигателя, чтобы использовать в более тяжелых авто.

А это уже инновационный подход. То есть – концептуальный.

Вместо заключения

Можно ли констатировать, что концептуальные вещи – это то, что хорошо само по себе? Отнюдь. Они бывают переусложненными, вычурными, невозможными для реализации, уступающими в характеристиках предшественникам.

Однако создание чего-то принципиально нового и безусловно содержательного – это творчество, основанное на тяжком труде. Это работа, которая демонстрирует целеустремленность автора, умение прорабатывать мелкие детали, стремление к созданию нового.

И даже нежизнеспособная концепция, предлагая альтернативный взгляд на вещи, дает толчок к развитию!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Лично я ценю концептуальный подход во всем. Оригинальность и творческая задумка всегда радуют, согласитесь.

Источник

Концепция и методология исследования

Применение системного подхода к исследованию систем управления организаций

С помощью системного анализа можно описать любую систему управления организацией. С позиции свойства целостности вначале необходимо рассмотреть её отношение с окружающей средой (отграничить систему от среды) по плану:

1. Выявить общие тенденции развития и место организации в современной рыночной экономике;

2. Установить особенности работы организации;

3. Выявить условия, способствующие и препятствующие успешному функционированию организации;

4. Собрать необходимые данные для разработки мероприятий по совершенствованию работы системы управления.

5. Проанализировать передовой опыт других организаций.

6. Дать прогноз адаптации новой системы в рыночных условиях.

Затем необходимо сделать внутренний анализ системы управления. Выносливость системы в целом определяется по наиболее слабому звену, поэтому каждый из элементов системы управления организацией должен быть оценен.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1) роль и место данной организации в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятельности организации;

3) производственная структура организации;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия организации с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного организации с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (организации или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя.

Раздел 2 Разработка гипотезы и концепции исследования систем управления

Лекция 3 «Методология исследования систем управления»

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследований деятельности методология играет большую роль.

Методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (рисунок 3.6 []).

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

Рисунок 3.6 – Элементы методологии исследования

Методология любого исследования начинается с выбора и постановки цели. В исследовании цели разделяют на: текущие и перспективные; цели-установки и цели-программы; структурированные и неструктурированные; постоянные и эпизодические; общие и локальные.

Как говорилось выше, объект исследования управления – это система управления, а предмет любого исследования – это проблема. Цель исследования является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Она заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития, выраженных в конкретных показателях.

На основе поставленной проблемы и сформулированной цели осуществляется выбор наиболее подходящего подхода к исследованию. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Как говорилось выше, подходы можно классифицировать с точки зрения объяснения системных зависимостей: механистический, метафизический, организмический, диалектический.

Также подходы можно подразделять по масштабу исследования: аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значимости.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или экономии ресурсов. Системный подход (рассмотренный в лекции 2 части 3) отражает более высокий уровень методологии исследования. Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования.

Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике.

Выбор ориентиров и ограничений на исследования зависят: от степени их предсказуемости; от степени их жесткости; от характера самой системы. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Исследования разных видов предполагают различные схемы их проведения. Более крупные проблемы требуют более широкого подхода к их разрешению. Разработка концепций исследования для таких проблем являются обязательными. Анализ мелких проблем работы организации может быть более узким, основанным на разработке рабочей гипотезы и частных задач.

Под концепцией исследования можно понимать его общую идею, направление. Более строгое определение концепции исследования – комплекс ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Концепция исследования будет складываться из нескольких последовательных элементов:

1. Всестороннее обследование большой проблемы или комплекса проблем.

2. Выработка набора рабочих гипотез.

3. Пояснение взаимосвязи между гипотезами и построением блок-схемы.

4. Разработка результатов каждой конкретной гипотезы.

5. Комплексный анализ результатов, из непротиворечивости с точки зрения логики.

6. Разработка общего результата исследований.

Гипотеза – это вариант объяснения проблемы при недостаточной информации. Существуют требования к гипотезам:

1. Вероятностность объяснения – гипотеза должна быть построена по принципу научного объяснения и содержать причины, факторы и зависимости разбираемой проблемы.

2. Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подгоняться под них.

3. Гипотеза должна быть пригодна для объяснения всех факторов характеризующих проблему.

Что такое концептуальный подход. Смотреть фото Что такое концептуальный подход. Смотреть картинку Что такое концептуальный подход. Картинка про Что такое концептуальный подход. Фото Что такое концептуальный подход

4. Гипотеза должна быть проверяемо и следствия, которые их неё выводятся должны иметь определённые практические эффекты.

5. Гипотеза должна быть простой и понятной.

6. Гипотеза должна быть логически не противоречивой, т.е. её внутренние элементы не должны опровергать друг друга.

Если проблема является сложной и не может быть сведена к единственной гипотезе, то проблему следует разбить на частные вопросы и работать с каждым из них.

Завершающий элемент методологии – основной метод исследования. Методы исследования можно разделить на три группы:

общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа;

частные методы распространяются на несколько смежных областей науки (методы исследования биологических систем);

специфические – это методы, которые рождаются спецификой систем управления организациями и отражают особенность управленческой деятельности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Концептуальный подход в менеджменте

Практическое применение бактериофагов.Строгая специфич­ность бактериофагов позволяет использовать их для фаготипирова-ния и дифференцировки бактериальных культур, а также для индика­ции их во внешней среде, например в водоемах.

Метод фаготипирования бактерий широко применяется в микро­биологической практике. Он позволяет не только определить видо­вую принадлежность исследуемой культуры, но и ее фаготип (фаговар). Это связано с тем, что у бактерий одного и того же вида имеются рецепторы, адсорбирующие строго определенные фаги, ко­торые затем вызывают их лизис. Использование наборов таких ти-поспецифических фагов позволяет проводить фаготипирование иссле­дуемых культур с целью эпидемиологического анализа инфекцион­ных заболеваний: установления источника инфекции и путей ее передачи.

Кроме того, по наличию фагов во внешней среде (водоемах) мож­но судить о содержании в них соответствующих бактерий, представ­ляющих опасность для здоровья человека. Данный метод индикации патогенных бактерий также применяется в эпидемиологической практике. Его эффективность повышается при постановке реакции нараста­ния титра фага, которая основана на способности специфических ли­ний фагов репродуцироваться на строго определенных бактериальных культурах. При внесении такого фага в исследуемый материал, содержа­щий искомый возбудитель, происходит нарастание его титра. Широкое использование реакции нарастания титра фага осложняется трудностью получения индикаторных наборов фагов и другими причинами.

Применение фагов с лечебными и профилактическими целями проводится сравнительно редко. Это связано с большим количеством отрицательных результатов, которые объясняются следующими причи­нами:

1) строгой специфичностью фагов, лизирующих только те клетки бактериальной популяции, которые снабжены соответствующими рецепторами, вследствие чего фагорезистентные особи, имеющиеся в каждой популяции, полностью сохраняют свою жизнеспособность;

2) широким применением более эффективных этиотропных средств — антибиотиков, не обладающих специфичностью бактериофагов.

В настоящее время препараты бактериофагов применяются для лечения дизентерии, сальмонеллеза, гнойной инфекции, вызванных антибиотико-резистентными бактериями. При этом в каждом случае предварительно определяют чувствительность выделенных возбуди­телей к данному препарату бактериофага.

Сальмонеллезные фаги применяются для профилактики одноимен­ного заболевания в детских коллективах.

Концептуальный подход в менеджменте

Современное состояние российской экономики свидетельствует о возникновении положительных тенденций и улучшения экономической ситуации в стране, несмотря на происходящий мировой экономический и финансовый кризис. Вместе с тем приходится констатировать, что подавляющее большинство воспроизведенных и социально-экономических ресурсов государства еще не реализовано. Так, несмотря на имеющийся запас природных ресурсов, мощный кадровый и научно-технический потенциал в РФ не самый лучший уровень качества жизни. К числу основных причин такого состояния экономической и социальной составляющих общественного развития можно отнести следующие.

1. Недостаток опыта функционирования в рыночных условиях и спонтанный, часто нерегулируемый государством переход к рыночным отношениям. В большей части это относится к законодательно-правовой сфере в области предпринимательства и бизнеса.

2. В образовательной части наблюдается смещение акцентов подготовки специалистов от традиционного естественно-научного к преимущественно гуманитарному подходу. Наряду с этим очевидным представляется такжесущественное снижение качества и уровня довузовской подготовки, увлечение ряда педагогических специалистов практически всех отечественных ВУЗов «зарубежными технологиями» и прямой, неадаптированный перенос этих технологий на российскую действительность.

3. Неспособность менеджмента разрабатывать и реализовывать идеи и рекомендации, основанные на методологии научного планирования, включающей теорию сложных систем, прогнозирование, оптимизацию и теорию принятия решений.

Все это не позволяет решать насущные проблемы на всех уровнях управления оптимальным образом. Исследования показывают, что указанные проблемы лежат в плоскости обеспечения качества управленческих решений, т.е. современные условия предъявляют жесткие требования к менеджерам и бизнесменам по напряженности их труда, умению ценить и учитывать не только свое мнение, но и подчиненных, необходимости профессионально владеть комплексом организационных качеств и привносить элемент творчества в работу. Важнейшим фактором повышения эффективности потенциала страны в настоящее время является обеспечение качества управленческих решений.

В этой связи особую актуальность приобретают качественные параметры профессиональной подготовки менеджеров и бизнесменов. При этом следует учитывать, что их работа – это не только достаточно сложная сфера деятельности, но вместе с тем, требующая глубоких познаний и практических навыков в области экономики, техники, технологии и организации производства. Поэтому, даже самому опытному предпринимателю необходимо совершенствовать применяемые в практике методы и стиль управления, уделять внимание поиску инновационных и рациональных форм деятельности в рамках практического менеджмента.

Практический менеджмент – это достаточно динамично развивающееся направление в менеджменте, нацеленное на выработку решений насущных проблем предпринимательства и бизнеса. Он основан на рациональном использовании и гармоничном взаимодействии теории и практики. Практический менеджмент представляет собой область деятельности специалистов в различных областях общественного воспроизводства, основанного на рыночных представлениях. К тому же его формирование в России происходит под влиянием ряда факторов, обуславливающих необходимость применения концептуального подхода в новой управленческой парадигме. Среди факторов можно выделить такие, как:

— возрастающая степень диверсификации продукции и услуг, в том числе диверсификация и кооперация организаций и фирм;

— усиление влияния как внешней, так и внутренней конкуренции и связанная с ними необходимость адаптации к международным стандартам;

— усиление экономических, социальных и экологических требований к деятельности организаций и фирм;

— стремление менеджмента к повышению профессионализма и оценки его общественной значимости;

— отработка рыночных механизмов в рамках переходного периода при непосредственном и деятельном государственном регулировании.

Руководством страны сегодня определены перспективы развития экономики, стержневыми направлениями которой считаются диверсификация выпускаемой продукции и широкое использование инновационных технологий. Разработана совокупность национальных проектов, реализация которых позволит России динамично развиваться и существенно улучшить ее экономическое состояние. Не последняя роль в реализации экономической политики отводиться предприятиям и фирмам малого и среднего уровня. При этом наиболее востребованными функциональными областями практического менеджмента становятся диверсификация, инноватика, логистика, маркетинг, управление качеством, проектирование, системы управления, бизнес-планирование, теория организации и управления, теория игр и принятия решений.

Исходя из этих посылок, в настоящей монографии предпринята попытка систематизации лекционных материалов и методических разработок, применяемых автором в педагогической практике в рамках концепций практического менеджмента.

С другой стороны, концептуальный подход в практическом менеджменте предопределяет необходимость привития специалистам динамичности мышления и гибкого организационного восприятия действительности, основанных на инновационных образовательных программах.

Основными целями таких программ считаются такие как:

— подготовка специалистов и кадров высшей квалификации, конкурентоспособных на современном рынке труда;

— расширение фронта фундаментальных и прикладных исследований, развитие востребованной регионом инновационной деятельности;

— обеспечение устойчивого динамичного развития образования в условиях рыночной экономики;

— применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
— интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;
— формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда

Обучение практическому менеджменту представляет собой, прежде всего, составную часть целостного образовательного процесса по базовым составляющим в подготовке профессионального менеджера различной специализации, а также переподготовки и повышения квалификации по данной квалификационной группе. В этом случае использование методов практического менеджмента, основанного на концептуальном подходе, может рассматриваться как самостоятельный курс, ориентированный на освоение прогрессивных методов управления предприятиями и бизнесом.

Содержательная часть предлагаемой разработки представлена в виде концептуальных составляющих, по теории системной организации, диверсификации, обновления, качества, организации и управления производством, логистики. Каждая из составляющих представляет собой самостоятельный отдельный блок, начиная от постановки задач и кончая практическими рекомендациями. Особое внимание уделено вопросам принятия оптимальных решений на основе моделирования проблемной ситуации, широкого применения возможностей экономико-математического моделирования и математической статистики.

Общие положения

Основная цель разработки монографии – предварительная попытка систематизации имеющейся на сегодня библиографии в прикладной области классического менеджмента и оказание помощи студентам при их самостоятельной работе. Монография содержит обработанную часть лекционного материала, адаптируемого к специализации института. Некоторые разделы монографии могут представлять интерес для преподавателей и аспирантов.

Монография содержит основные теоретические предпосылки, концепции и методы, используемые менеджерами в интересах надежного функционирования предприятий и фирм.

Методологической основой монографии является системный подход, обеспечивающий ряд организационных и экономических преимуществ по сравнению с эмпирическими методами исследования любых, в том числе коммерческих и производственных систем. Основное внимание уделяется изучению слушателями основополагающих концепций, их диалектического развития и расширения возможностей на современном этапе развития отечественной экономики, действующей в условиях жесткой конкуренции и развивающихся рыночных отношений.

В этой связи в данной разработке особое внимание уделяется практическим навыкам в овладении методами исследования операций, построению функциональных моделей управления и организации бизнеса, комплексному использованию основ моделирования и теории игр в практике принятия оптимальных решений, анализу сетевых моделей управления и организации.

Дата добавления: 2015-02-23 ; просмотров: 2246 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *