Что такое концепция человека
Концепция человека
1. Мы подвергаем все сомнению
В каждом из нас живут страхи и сомнения. Даже в самом уверенном и бесстрашном на первый взгляд человеке, порой найдется место для этих вещей. Страх не оправдать ожидания, сомнения в своих собственных силах. Каждый человек по-своему преодолевает свои страхи и борется с сомнениями.
2. Вещи, которые нас отвлекают
Существует множество вещей, забивающих людям головы и отвлекающих их от реальных проблем и более важных вещей. Это гаджеты, которые забирают все наше свободное время и мешают реальному общению, это и магазины, где мы готовы скупить все, лишь бы получить дополнительный бонус или скидку. Все в итоге заканчивается тем, что эти вещи стоят дома на полках и годами собирают пыль.
Наше представление о себе и других иногда совсем не схоже с реальностью и действительностью. Мы часто живем в собственных иллюзиях, потому что там нам хорошо и уютно, там мы лучше умнее и красивее. Порой иллюзии даже помогают пережить ужасы реальной жизни и все становится намного проще и легче.
Каждый человек всю жизнь ищет ответы на наиболее важные для него вопросы. Это вопрос о смысле жизни, о цели существования, о справедливости и о правильности выбранного нами пути. В конце концов каждый кто-то находит ответы на свои вопросы, а кто-то нет.
Согласно многим религиям, человеческая жизнь состоит из страданий и мучений. Чем сильнее человек, тем он способен перенести больше испытаний на своем пути. Каждый человек переносит страдания по-разному. Жизнь, как одно большое испытание, которое человек должен пройти на пути в лучший мир.
6. Мы подвержены одним и тем же законам
Все мы ходим по одной земле и дышим одним воздухом. Никто не в силах изменить законы природы или природные явления. В этом смысле, мы все находимся в одинаковых и равных условиях.
Изначально, все мы по сути, чистый листок бумаги. Но, так называемая, врожденная человечность живет в каждом из нас. Каждый человек выполняет определенную миссию, несет определенный смысл и играет свою роль в жизни других людей.
Это лишь малая часть из того множества вещей, которые нас объединяют. Все мы разные, но, как оказалось, во многом похожи.
Концепции человека
Рассмотрим следующий вопрос: «Кто есть человек?» Ответить на этот вопрос – значит, так или иначе, определить место человека в мире и отношение к нему. Бесспорно, что человек отличается от всех живых существ в природе. Сложность состоит в том, чтобы установить и выразить это отличие человека.
Платон однажды сказал, что человек – это «двуногое животное без перьев». Тогда Диоген принес ощипанную курицу, сказав при этом: «Вот твой человек, Платон!». Платон вынужден был сделать добавление к своему определению: «… и с плоскими ногтями». Конечно, платоновское определение следует признать скорее остроумным, а эту ситуацию не более чем философским анекдотом.
Однако эта ситуация проясняет саму постановку вопроса о человеке: что именно в человеке делает его человеком? какой фактор является определяющим в его жизни?
И наконец:каким можно представить образ человека?
Человек предстает перед нами как существо уникальное, сложное и неисчерпаемое. Именно этим объясняется множественность образов человека в истории философии и различные подходы к определению его природы. Представляя тот или иной образ человека, мыслители различных исторических эпох по-разному трактовали природу (сущность) человека.
Попытайтесь усмотреть специфику космоцентричного образа человека в античной философии, теоцентричного – в средневековой, технорациоцентричного – в философии Нового времени. Покажите влияние конкретно-исторической экономической, политической и духовной ситуации определенной эпохи на формирование философского образа человека.
При этом сложилась классическая исследовательская стратегия: в ходе сравнения человека и животного природа первого усматривалась в радикальном отличии
(или отсутствии такового), что существенным образом влияло и на решение вопроса о становлении человека. Стержнем проблемы оказывалось соотношение природного (биологического) и социального, естественного и общественного, тела и духа. Рассматривая различные концепции природы человека, нельзя не увидеть их неразрывную связь с концепциями происхождения и развития человека (и человечества).
К наиболее разработанным философским концепциям человека, его сущности и происхождения относятся:
· натуралистическая, биологизаторская (социобиология, социал-дарвинизм и др.): специфика природы человека – в особой телесности, в высокой организованности как биологической особи, в тонком и сбалансированном выражении законов природы в индивидуальном и общественном развитии. Особое место в ряду такого рода концепций занимает психоанализ З. Фрейда, в котором утверждается примат бессознательного в человеческой жизни, а основы бессознательного видятся в энергии сексуального влечения (либидо). З. Фрейд и его последователи – Э. Фромм, К. Юнг – исходят из психосоматической природы человека;
· теологическая, религиозная (Августин, Фома Аквинский, Н. Бердяев, Ж. Маритен и др.): человек есть образ и подобие Бога-творца; человеческая сущность заключается в Боге и постигается на пути к Богу;
· рационалистическая, просветительская (традиция, идущая в западной философии от Аристотеля до Канта и Гегеля): подлинная человеческая сила – его разум, благодаря которому человек может понять и оценить все сущее таким, каково оно есть на самом деле – Бога, мир и самого себя; разум независим от инстинктов и чувственности, он дает абсолютное, всеобщее и необходимое знание (истину);
· деятельностно-социальная (К. Маркс): человек является продуктом общества, которое определяет его мысли и действия; природа человека есть единое социобиологическое образование, в котором социальное составляет его глубокую внутреннюю суть. Социальное в человеке не просто надприродно, надбиологично, но и «погружено» в биологическое, проникает в него и активно его преобразует как в онтогенезе отдельного человека, так и в филогенезе вида Homo sapiens. Концепции, разрабатываемые в рамках деятельностной парадигмы, пришли в Новое время на смену теологической концепции сущности и происхождения человека. Марксистская концепция антропосоциогенеза (становления человека и общества) в качестве центрального фактора рассматривает труд.
Почему именно в труде формируется и выражается родовая сущность человека? Каким образом, создавая необходимые для жизни материальные блага, человек создает самого себя, свою собственную природу?
· экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю): делается акцент на индивидуальной уникальности человека, который представляет собой неопределившееся существо. Человек «брошен в мир» без сущности, он сам ее создает в процессе существования – экзистенции; именно в ней участвует весь индивид в целом, со всеми своими реакциями (ощущениями, настроениями, мыслями и безусловно-безотчетными действиями); природа человека сама по себе оказывается под вопросом, – она принципиально не выяснена.
Иначе говоря, человек еще сам не решил, кем и как ему быть: встречается с миром, появляется в мире, и только потом определяется. По словам А. Камю, «человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть». Как эта особенность отличает человека от других живых существ? Каким образом с экзистенциальной позиции можно определить место человека в мире и отношение к нему?
Экзистенциальное понимание человека сыграло огромную роль в формировании духовной культуры второй половины ХХ в., заострив внимание на внутренней человеческой активности, на творческом самосознании.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в большинстве философских концепций рассмотренные выше подходы причудливо соединяются, что объясняется сложностью описываемого феномена и оригинальностью авторских подходов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Суть человека
У всех людей свое понимание сути человека. От этого понимания на самом деле многое зависит. Это и выбор курса в своей жизни, и стремление развиваться, и методы воспитания ребенка, и качество взаимодействия с другими людьми, и т.п.
Очевидно только то, что каждый из нас представляет собой существо природное и духовное, социальное и родовое, космическое и земное. Все это вместе и есть нашей сутью, особенной и оригинальной, не такой, как остальные жизненные формы на Земле.
Каждый из нас в классическом понимании – физическое тело вместе с душой и духом. И все эти составляющие у каждого человека уникальны. Таким образом, можно считать правильным описание человека с точки зрения С. Кьеркегора, что он является синтезом бесконечности и нескончаемости, свобод и неизбежности, возможностей и реальности, сущности и бытия.
Сущность человека
На самом деле трудно сделать выбор в пользу определения для человека. И многих интересует, какая роль ему отведена в жизни: стать частью природы, божественным созданием, представителем социума либо чем-то иным. У каждого исследователя данного вопроса всегда свои приоритеты.
Антропологии склонны говорить о том, что биологическая эволюция человеческого вида, если она была, завершилась. И ключевые характеристики нашего организма стабильны и будут оставаться такими долгое время. Но это не значит, что на ментальном уровне с нами не происходят никакие изменения. Люди меняются под воздействием исторических факторов. Представители разных эпох уникальны и неповторимы по своей сути.
И если нельзя составить общее определение сути, синтезирующей ключевые понятия и достижения философии, никого не удивляет кризис науки в человеческом вопросе.
Что значит быть человеком?
И так существует четыре основные концепции: люди являются животными, частью природы, представителями социума, уникальными существами:
Согласно концепции материализма человека рассматривают, как одного из приматов, то есть как животное. По сути, в таком виде у человека практически нет никакого потенциала развития. Он таким рождается от природы, живет всю свою жизнь и не имеет представления другого существования. Конечно, животное является разумным существом, однако возможности у него ограничены. Будучи ребенком, он учится говорить, ходить на двух ногах, использовать свои руки и ум с целью выживания. Такие люди представляют собой биологические организмы, удовлетворяющие потребности своей жизни. В таком случае можно говорить о физическом развитии людей с наличием минимальных навыков и знаний. И основными задачами для них являются: суметь приспособиться к среде обитания, выжить, дать жизнь своему потомству, научить своих детей таким же навыкам. Такие люди действуют под влиянием своих инстинктов, не имеют по сути свободного выбора.
Сторонники эзотерических учений относят человека к детям природы, считая важной обязанностью быть в гармонии с ней. Эта точка зрения схожа с концепцией материалистов. Сторонники эзотерики считают, что секретом Вселенной является то, что все в ней разные формы бытия, наполненные энергией. Однако существуют два вида – тонкая и грубая энергия. А человека они наделяют божественной сутью. И если он находит в себе божественное начало, то владеет огромным богатством этого мира. Но такой сутью с точки зрения эзотерики обладают все живые и неживые дети природы. Другими словами, нет разницы между людьми, камнями, рыбками и т.д. Главной целью для человека является гармония со всем материальным миром, природой.
Слияние с матушкой-природой означает избавление от всех помех на пути. Какие помехи могут быть у такого слияния? В виде препятствий выступают наше сознание, ум, желания, сила воли и т.п. Но о каком потенциале может идти речь в этом случае? Люди приравниваются к неживым предметам. Таким образом, человеку при таком подходе не присуща уникальность, особенность, а взаимоотношения с окружающими рассматриваются, как взаимодействие энергий.
Для этой концепции важно, чтобы человеку давалось воспитание в социальной среде. Только тогда он будет считаться настоящим представителем человечества. Таким образом, люди – существа социальные. Сутью такой точки зрения является видение в человеке зависимости от общества, в котором проходит его жизнь и реализация его способностей. Потому такому человеку не обойтись без социализации. Он должен развиваться, приспосабливаться к жизни в социальной среде. Здесь речь идет о человеке, который обязан получить соответствующие знания, опыт для установки связей в обществе в соответствии с его законами. Достижение успеха и принятие обществом, его уважение будут на самом деле главными для таких людей.
Современное общество устроено по принципу потребления, а успешность людей выражается через материальные ценности, ступеньки карьерной лестницы. Статус и социальные роли в обществе, которые являются внешними факторами становления личности, также не маловажны, как для мужчин, так и для женщин. Возникает вопрос, какие внутренние аспекты становления? Это реализация в этом обществе и проявление своей уникальности.
Эта концепция заключается в том, что по своей сути не существует одинаковых людей. Главное здесь определить отличительные черты. Это и будет их уникальностью. Таких точек зрения в отношении определения сути представителя человечества придерживаются философы, психологи-гуманисты, а также с ними согласны некоторые члены религиозных течений.
Религия считает отличительной чертой людей наличие духа, которого нет у животного, растительного мира и неживой природе. Духом в человеке является высшая грань его бытия. Это мощь, которая влечет каждого из нас от того, что можем видеть, к невидимому, от временного к вечности. Она характеризует нас, как людей, отличающихся от всех других видов. Гуманисты склоняются к определению нашей сути, как уникальных разумных живых существ, умеющих создавать, познавать новое и действовать, применяя творческие способности. Остальные виды этого не могут.
Какие обязательные качества для человека?
На самом деле мы должны обладать:
Кроме этого, не забываем о духовности, эстетическом вкусе, чувстве юмора. Животные точно не обладают такими качествами.
Еще людям свойственно умение познавать истину, делать добро и ценить все прекрасное. Мы способны мыслить, выбирать, выражать себя через творчество, а также проявлять чувства. Таким образом, можно утверждать, что каждый из нас самобытен и уникален. Однако свой потенциал раскрывает и использует не каждый. А было бы неплохо использовать все это, чтобы улучшить свою жизнь.
Суть жизни человека
Сутью, смыслом существования является все, что так важно и значимо для нас. Их может быть несколько, даже много.
Смысл способен укрепить нас, давать нам энергетический ресурс для достижения целей, успешной реализации себя в обществе. Поэтому чем их больше, тем на самом деле лучше для каждого из нас. Однако количество смыслов, по сути, не настолько важно, как их качество, то есть значение имеет их достоинство и само наличие.
Многие даже не задумываются о смысле своего бытия. К примеру, творческим личностям некогда этим мучиться. Они создают прекрасное для других людей, то, что важно и нужно окружающим. Детям это тоже не интересно. Они беззаботны, живут на всем готовом и не заморачиваются смыслом своей жизни. Обычно это волнует тех, кто не может реализовать себя, загнан в тупик обстоятельствами. Все это имеет угнетающий эффект и заставляет думать о бессмысленности своего существования.
Поиски сути бытия являются показателем культурного уровня. Понять не каждый способен сразу, что жизненный путь может и обязан вести нас по верному курсу, а мы обязаны существовать ради действительно важного и значимого. Это осознание к каждому из нас приходит со временем, тогда, когда мы готовы. Смысл также можно найти под влиянием окружения. Для женщины зачастую сутью может стать семья, любимый человек. А мужчины озабочены совершением чего-то серьезного и важного. Таким образом, смысл для каждого свой.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый из нас является существом, хранящим в секрете свое происхождение, которое имеет физическую оболочку, душу, дух. Кроме того, мы одарены умом, свободой воли. Умеем говорить, проявлять свои чувства, совершать добрые и плохие поступки. Также мы отличаемся от других видов тем, что нас мучит совесть и интересует духовность, познание и совершенствование себя.
Если вас заинтересовала данная тема, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум». Они помогут разобраться в таких непростых вопросах.
Философские концепции человека
Современная философская антропология наиболее активно задей-ствована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.
Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эво-люционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили благодаря работам О. Шпенглера, Ф. Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, которое или характеризуется стремлением к воли, или довольствуется аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.
Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части про-исхождения человека как биологического вида, но при этом решаю-щую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).
Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием перефлексируемой области (инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения) и контролируемой в виде «Я» (индивидуального сознания) и «Сверх-Я» (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.
Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий, как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».
Экзистенциализм оказался сроден мировой литературе, особенно России, Франции. В Беларуси категориальные структуры экзистенциализма просматриваются в произведениях В. Быкова, А. Адамовича, И. Шамякина.
Проблема человека является одной из самых древних в философии, в то же время, она не потеряла актуальности и в наше время, оставаясь одним из фундаментальных вопросов современного гуманитарного знания. В рамках классической гуманитарной парадигмы сущность человека чаще всего определялась через категории универсальности и всеобщности. Так, у Аристотеля человек – это «общественное животное», у Т. Гоббса – «политическое существо», согласно К. Марксу «. сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Смещение интереса от всеобщих определений к эмпирическим аспектам исследования феномена «Homo sapiens» произошло на рубеже XIX–XX вв. Новые науки о человеке, такие как этнография, социология, социальная и культурная антропология, психология, позволили перенести внимание исследователей на поиски определенного рода идентичностей: гендерной, этнической, социальной, культурной. Был поставлен под сомнение сам факт существования универсальной человеческой природы.
Своеобразная антропологическая переориентация привела к попыткам интерпретировать проблему человека в рамках социокультурного, феноменологического, экзистенциального и психоаналитического подходов. Так, в символической концепции философа не-окантианца Э. Кассирера было показано значение особой среды существования человека – знаково-символической реальности, из различных частей которой – языка, мифа, искусства, религии – и сплетается «запутанная ткань человеческого опыта». Э. Кассирер пишет: «Вместо того, чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal simbolicum (символическое животное)».
В работах таких философов ХХ в., как М. Мерло-Понти, Э. Мунье, Ж.-П. Сартр, Б. Вальденфельс и Г. Буркхардт была разработана кон-цепция о проективном бытии субъекта в мире (бытии-с-другими). Анализируя отношения человека и мира, М. Мерло-Понти отмечает, что человеческий опыт возможен только будучи в мире, на точках пересечения опыта «моего» и опыта «других». Основу бытия человека создает его активная чувственность. Перцептивный опыт является типом первоначального опыта человека, в котором конституируется реальный мир в его специфичности, именно здесь порождаются смыслы, делающие возможным понимание человеком мира, других и себя самого. Феноменологическая традиция лежит в основе методов философской антропологии, в частности методов исследования человеческой телесности, где преодолевается дуалистическое противопоставление телесного и духовного, раскрывается история телесности.
Характерная для экзистенциальной философии тенденция рассматривать человеческое бытие как уникальное, несводимое к каким-либо всеобщим схемам и законам, сложилась под влиянием работ таких авторов, как М. Хайдеггер, М. Бубер, К. Ясперс. Человек для экзистенциалистов не является ни теоретическим объектом исследования, ни элементом класса наряду с другими элементами того или иного рода, – он есть то, чем решил быть. Его существование дано как возможность выхождения за пределы себя – к Богу, миру, свободе, самому себе. Сущностью человека является его способность обладать экзистенцией как возможностью самосозидания.
Природа и сущность человека,
Понятие антропосоциогенеза
И. Кант считал, что проблема человека является основным вопросом философии. В этом смысле философия так или иначе является антропологией, т.е. учением о человеке (от греч. антропос – человек и логос – наука), о мире человека. Нас же интересует эволюция философских взглядов на человека.
В философии древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне. Человек возникает после того, как изначальный эфир (ци) делится на два начала – Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение и т.д. Вместе с Небом и Землей человечество составляет великую Триаду, каждый элемент которой порождает свой особый мир, а вместе – всю тьму вещей. «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего».
В древнеиндийской философии человек рассматривается как часть космоса, производная от бытия, т.е. в нравственно-этическом аспекте. С точки зрения концепции круговорота человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон воздаяния (кармы) детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моралью и совестью, родится в будущей жизни как представитель высшего сословия (как брахман – священнослужитель, кшатрия – воин, вайшья – земледелец или ремесленник). Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей жизни родиться как представитель низшего сословия (например, шудры – непосредственные производители и преимущественно зависимое население).
В средние века проблема человека приобретает некоторую самоценность. Христианство стало почвой европейской персоналистической традиции. Так, согласно Августину, человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек есть личность, связанная с Богом, подобие Бога, а значит, может обладать волей и направлять ее либо во спасение (к добру), либо к отчаянию (злу). В учении Августина впервые было четко и ясно сказано об уникальности, ценности и свободе любой личности, ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки. Основатель томизма Фома (Томас) Аквинский рассматривал человека как единство души и тела, как существо промежуточное между животными и ангелами.
В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривается человеческая личность и ее свобода. Выдающийся гуманист этого времени Д. Пико делла Мирандола (XV в.) утверждал, что человек – творец самого себя. В Новое время Декарт заявил, что человек – это «мыслящая вещь». Именно мышление определяет сущность и существование человека: «Cogito ergo sum» (мыслю, следовательно, существую). С этого времени начинается механистический подход к человеку, рассмотрение его как вещи, машины, механизма. В XVIII в. было издано знаменитое сочинение французского философа Ж.О. Ламетри «Человек-машина» (1747 г.), которое отражало именно такой подход к человеку. Французские просветители считали, что человек – продукт среды и воспитания. Как писал Гельвеций, человек не рождается личностью, а становится тем, кто он есть, в результате воспитания. Знаменитый философ-энциклопе-дист этого времени Д. Дидро утверждал, что человек – высшая ценность, центр Вселенной. Американский мыслитель этого времени
Б. Франклин говорил, что человек – это «toolmaking animal», животное, которое производит орудия труда.
По мнению основоположника классической немецкой философии И. Канта, человек – это существо, предназначенное для общества. Вопрос «что есть человек?», по Канту, сводился к трем вопросам:
1) «что я могу знать?» (теоретический анализ);
2) «что я должен делать?» (практический анализ);
3) «на что я могу надеяться?» (этический уровень исследования духовных свойств, намерений человека, на этом уровне он развивает ответственность и вменяемость).
Поступки человека происходят вследствие осознания своей самости. Личность – индивидуальность особого рода. Для Фихте: «Человек – это «Я» порождающее «не-Я».
Согласно Гегелю, становление человека отражает движение духа:
Духовные явления проявляют себя как социальные: во-первых, в индивидуальном развитии, во-вторых, в историческом развитии. В человеке происходит отчуждение природной самости.
В центре философии Л. Фейербаха – живой конкретный человек, как телесное, психофизическое существо, неотделимое от природы. Положение Л. Фейербаха о том, что человек – это высшее природное существо, представляет собой так называемый «антропологический принцип» его философии. Ключ к раскрытию тайн человека лежит в раскрытии тайны природы. Ограниченность антропологизма Фейербаха заключается в непонимании общественной сущности человека и в биологизаторстве.
В марксистской философии человек рассматривается как совокупность всех общественных отношений, как целостное единство биологического, психического и социального уровней (биосоциальное существо).
В неклассической философии С. Кьеркегора человек – это единство конечного и бесконечного. В своем становлении человек проходит три стадии:
Согласно Ф. Ницше: «Человек – существо промежуточное между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек – человек, способный себя превзойти. Человек – путь, канатная дорога над пропастью, ве-дущая от животного к сверхчеловеку».
З. Фрейд: рассматривал три основных уровня в структуре личности:
1) бессознательное – «Оно» (Ид) – самый нижний и самый мощный пласт, находящийся за пределами сознания, где хранятся прошлый опыт, биологические импульсные влечения и страсти, неосо-знанные эмоции;
2) на фундаменте бессознательного возвышается небольшой этаж предсознательного, это то, с чем человек постоянно имеет дело, – это его «Я» (Эго);
3) последний этаж – «Сверх-Я» (Супер-Эго) – это сознательное, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства и культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, религиозные запреты, с которыми че-ловек должен считаться.
Главным стражем «Я» является «Сверх-Я». В ответ на греховные, неосознанные побуждения «Сверх-Я» терзает «Я» упреками совести и чувством вины. От «Оно» берет начало все, что именуется психическим, бессознательным. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, удовольствия, оказывает решающее воздействие на поведение человека, определяет его мысли и чувства, а через них – и действия. Человек – это «машина», движимая относительно постоянным комплексом сексуальной энергии (т.е. либидо).
Философию ХХ в. интересует живой конкретный человек с его чувствами, поисками самого себя и своего смысла в жизни. Особенно остро проблемы существования конкретного человека, «человека страдающего» поставлены в философии экзистенциализма. Уже название «экзистенциализм» содержит в себе программу: заме-нить прежнюю философию сущностей (essentia), философией человеческого существования (existentia). Так, с точки зрения испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета проблема жизни является основной проблемой философии. Он понимает жизнь как то, что «никто не может сделать за меня, – жизнь существует без права пере-дачи» (Х. Ортега-и-Гассет «Что такое философия»).
Другой философ – экзистенциалист А. Камю считает проблему смысла жизни главной проблемой философии. В своей работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А.Камю сравнивает человеческую жизнь с трудом Сизифа. Действительно, человек стремится к бесконечному знанию и совершенству, но сам он конечен. Жизнь как движение к смерти абсурдна, ибо такая цель для жизни абсурдна. Но человек может сам придать смысл своей жизни, он может бороться с абсурдом и преодолевать его. «Одной борьбы за вершины достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым», – пишет в заключении своей работы А. Камю.
Действительно, жизнь несводима к ее биологической стороне как способу существования белковых тел и нуклеиновых кислот. Мыслящая жизнь есть величайший творческий эксперимент и тайна бытия. Это самопереживание и самораскрытие. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» предполагает не простое выживание, сохранение жизни, а именно бытие в высоком значении этого слова, готовность оставаться человеком при любых экстремальных обстоятельствах. Быть – означает для человека быть Человеком. Настоящая жизнь – не тление, а горение, жизнетворчество. Жизнь многомерна и противоречива. Она не только предельно опасна, но и несказанно прекрасна. Это лучшее, что есть в нашем мире, его квинтэссенция, источник всех наших возможностей, наше первое и последнее слово, наше все. Сама ее уязвимость, хрупкость и единственность делают ее еще более желанной.
Близость смерти открывает в жизни неизведанные глубины, делает чувство жизни более обостренным, насыщенным (Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы»). Хорошо известно: с возрастом цена жизни возрастает, и чем меньше остается жить, тем больше хочется сделать. Не случайно древние мудрецы наставляли: «memento mori» («помни о смерти»), т.е. живи и действуй каждый раз так, как если бы это мгновение было последним.
Все значение проблемы смерти состоит в том, чтобы решить проблемы, связанные с жизнью, понять, в чем смысл жизни, как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства неудовлетворенности прожитой жизнью, ощущения ее ненужности (В. Соловьев, С. Франк и др.).
В. Франкл, американский философ и психолог, выделяет 3 пути, посредством которых человек может решить проблему смысла жизни:
1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы);
2) с помощью того, что мы берем от жизни (в смысле переживания ценностей);
3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.
Соответственно он выделяет 3 группы ценностей: ценности твор-чества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества. При этом ценность и смысл приобретает труд человека как вклад в жизнь общества, а не просто занятие. Из числа ценностей переживания выделяется любовь, обладающая богатым ценностным потенциалом. Как говорил А.Н. Ча-нышев, любовь есть то, что делает бытие человека более устойчивым. Да, жизнь человека сопряжена со страданием: рождение, болезни, расставание с приятным, встреча с неприятным. И иногда жизнь подходит к некой критической точке, о которой писал В. Шекс-пир в своем сонете № 66: «Все мерзостно, что вижу я вокруг, но как тебя покинуть, милый друг!». Мы все несем ответственность за наших близких и родных людей, за тех, кого мы «приручили» (Сент-Экзюпери). Любовь спасает и обязывает, обязывает жить и украшать собой жизнь других людей. И, наконец, при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним. Как только добавляются ценности отношения к другим ценностям, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование не может оказаться бессмысленным (В. Франкл «Человек в поисках смысла»). Человек должен жить так, чтобы его бытие было «любезно» и даже необходимо другим людям.
Существование человека невозможно без общества. Человек – это продукт и субъект общественных отношений. В понятии «индивид» фиксируется то, что человек – это продукт общественных отношений, это единичный атомарный представитель человеческого рода. А то, что человек является также и субъектом общественных отношений, отражено в понятиях индивидуальности и личности. Когда мы говорим об индивидуальности, то употребляем эпитеты: яркая, оригинальная, самобытная, а о личности мы говорим: сильная, независимая, энергичная. Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств. Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных ситуациях он не теряет своего лица. Если понятие индивидуальности раскрывает своеобразие и неповторимость человека, то понятие личности подчеркивает в ней сознательно-волевое начало. Индивид заслуживает права называться личностью, если ясно осознает мотивы своего поведения и строго его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Слово «личность» (persona) первоначально обозначало маску, которую на-девал актер в античном театре (сравни с русским «личина»). Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. Превратившись в термин, слово «личность» стало выражать нечто обратное тому, что подразумевалось в древности. Личность – это человек, который не играет выбранную им роль (не является «лицедеем»). Социальную роль он воспринимает всерьез. Как говорил М.Н. Бахтин, личность – это субъект поступания, его характеризует самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе, самозаконность, т.е. аутентичность. Таким образом, личность – общественно-развитый человек. Формирование личности есть процесс социализации индивида, связанный с развитием самооценки, самосознания, мировоззрения и нравственности.
Человек формируется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он является и субъектом, и объектом воздействия социальных сил и отношений. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс). Связь личности и общества опосредована первичным коллективом: семейным, учебным и трудовым.
Таким образом, человек – это родовое понятие, биосоциальное существо. Индивид – конкретный, единичный человек. Личность – общественно развитый человек. Индивидуальность – отражения уни-кальности и своеобразия личности.