Что такое конторский переплет
Что такое конторский переплет
Существуют следующие виды переплета:
Твёрдый переплёт
Переплет №7
Переплет 7БЦ (целлофанированный)
В качестве бумажной обложки при данном виде переплета используется ламинированая матовая либо же глянцевая полимерная плёнка. Матовая ламинация чаще обходится дороже нежели глянцевая и зависит от выбора припрессовки, что в свою определяется дизайнерским замыслом. Стандартом является использование полимерной пленки равной 32 микронам. Для оформления 7БЦ переплёта используются методы цифровой и офсетной печати.
Переплет 7Б
Мягкий переплет
Данный вид переплета используется при производстве книг с мягкой обложкой. При этом страницы в книжном блоке могут формироваться тетрадками или же составляться в подбор. Изготовление книг в мягком переплете со скреплением нитками несколько повышает себестоимость издания, но значительно повышает его долговечность и удобство для читателя.
Клеевое бесшвейное соединение (КБС)
При данном методе переплета книжный блок прикрепляется к обложке методом склеивания. Для наиболее удобного и качественного проклеивания, используется торшенирование. При этом производятся поперечные подрезы на корешке блока, которые в свою очередь в процессе переплета книги заполняются клеем.
Клеевое швейное скрепление (КШС)
При данном методе переплета предусматривает сквозную прошивку скомплектованных тетрадок капроновыми или хлопчатобумажными нитками, которые скрепляют тетради одну за другой, пока не будет сшит весь блок.
Блоки обычно состоят из 16 или 32-страничных тетрадей, если тетрадь имеет меньше страниц, то ее оформляют отдельной тетрадью. Далее корешки блоков обжимаются, вклеиваются полиуретановым термоклеем в обложку и в завершение производится подрезка готового изделия с трех сторон.
Изготовление переплетов ниткошвейным способом немного дороже, в зависимости от количества, чем способом клеевого бесшвейного скрепления (КБС), однако переплеты вида ШКС по прочности, сроку службы и удобству существенно превосходят переплеты вида КБС, целиком оправдывая незначительное увеличение стоимости.
Скрепление скобой
Форма скобы бывают стандартной или фигурной конфигурации (евроскобы). Евроскоба имеет выгнутую форму, которая позволяет вставлять по нескольку переплетенных изделий в папки-скоросшиватели или папки-регистраторы для последующего накопления.
Технология переплета на скобу очень проста и включает в себя упорядочение разворотов издания, перегибание стопки пополам и скрепление металлическими скобами. Если обложка выполнена из картона или толстой бумаги, то предварительно по линии предполагаемого сгиба на обложке делается углублённая биговка, и в этом случае сгиб получается ровным, а бумага не лопается.
Переплет на скобу обеспечивает удобство эксплуатации (хорошая раскрываемость блоков), качественное совмещение иллюстраций на развороте, оперативность, низкая себестоимость и изящество исполнения.
Широко применяется для полиграфических изделий: методички, рефераты, курсовые работы, дипломы, диссертации, журналы, рекламные брошюры и другие документы презентационного характера.
Скрепление на пружину
Пружинный переплет используется в большинстве случаев для переплета выставочных материалов, офисной документации и пр. В данном случае обложка издания соединяется с внутренним блоком благодаря металлической пружине. Для этого вдоль будущего корешка пробиваются специальные отверстия на отпечатанных листах.
Французский переплет
Французский переплет отличается широким корешком из ткани или кожи и закругленными уголками. Французская технология подразумевает исключительно ручной переплет книг (сшивание блока на шнурках), «hand made», за которым кроется трудоемкая и кропотливая работа. А потому и стоимость такого переплета намного дороже остальных видов. Используют французский переплет чаще всего для подарочных и коллекционных изданий.
Конторский переплет
Конторский переплёт — так раньше назывался вид переплёта, использовавшийся мастерами XVII-XVIII веков для изготовления амбарных книг. Особенность этого переплёта в том, что книга, переплетённая таким способом, открывается на 180 градусов, что очень удобно. Нынче данный вид переплета именуется составным жестким. Для него используются тканевая окантовка блока и толстые картонные обложки, как без отделки, так и с облицовкой обложек синтетическими материалами.
Дипломный переплет
Дипломный переплёт — самой простой и дешевый вид переплёта книг, используемый для переплёта дипломных работ, курсовых работ и диссертаций. Для этого используется переплёт №7 цельнокрытый. Благодаря новой технологии канального переплета дипломную работу можно переплести за несколько минут.
Интегральный переплет
Интегральный переплет внешне похож на твердый, с той лишь разницей, что переплетная крышка изготавливается из цельного куска ламинированного картона. За счет упрощения технологии производства происходит снижение себестоимости, поэтому цена интегрального переплета ниже, чем цена твердого. По долговечности и массе интегральный переплет занимает промежуточное положение между мягким и твердым переплётом и в последнее время завоевывает все большую популярность.
Канальный переплет
Термопереплет
Что такое конторский переплет
Виды книжных переплётов. Какой переплёт книг выбрать?
Знаете ли вы, как можно обычную книгу превратить в настоящее произведение искусства? Все очень просто, достаточно сделать книге оригинальный и красивый переплет. Наиболее дорогой, но и самый красивый это, бесспорно, кожаный переплет. Современные методы создания переплетов позволяют с точностью повторить весь процесс создания эксклюзивной обложки. Литые латунные накладки, золотое тиснение, оригинальные начертания букв делают любой переплет истинным шедевром, достойным всеобщего внимания.
До начала книгопечатания письменная информация в виде рукописей и свитков хранилась в специальных кожаных или деревянных футлярах. Позже рукописи сшитые в рукописные книги без переплета помещали в складные футляры, диптихи. Прообраз книжного переплета — диптих состоял из двух раскладывающихся деревянных крышек и был похож на переплет книги. Диптих богато украшались резьбой, слоновой костью, драгоценными камнями, металлами, укреплялись металлическими уголками и снабжались застежками.
Конторский переплет — еще один вид книжного переплета, использовавшийся мастерами XVII-XVIII веков для изготовления амбарных книг. Особенность конторского переплета в том, что книга, переплетенная таким способом открываются на 180 градусов. Это позволяет исписывать ее до корешка.
Типографский переплет книг (или классический книжный переплет ) — используется большинством типографий в процессе печати книг, т.е. для переплета книг, отпечатанных типографским способом. Книги в переплете такого типа можно найти в каждом книжном магазине.
Различные виды переплетов, разнообразие в выборе цвета и материала в типографиях сегодня позволят удовлетворить запросы самого взыскательного заказчика.
ОФИСНЫЙ ПЕРЕПЛЕТ – ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
ОФИСНЫЙ ПЕРЕПЛЕТ – ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
Бумажный документооборот в офисе – вещь, похоже, вечная. Когда в начале III тысячелетия от Рождества Христова в нашу жизнь уверенно вошли компьютеры и Интернет, а с ними появился электронный документооборот, начали раздаваться голоса – все, конец бумажкам, началась новая эра в делопроизводстве. Но не тут то было. Как показывает статистика, производство листовой бумаги в мире из года в год только увеличивается. Потребление бумаги формата А4 в странах СНГ с начала XXI века выросло почти в два раза. А где есть бумага, там должен быть и переплет. Вот об истории и светлом будущем офисного переплета мы сегодня и поговорим.
Самые привычные на сегодняшний день способы скрепить между собой несколько листов бумаги – это сшить их степлером, скрепить скрепкой (простите за тавтологию) и соединить пластиковой пружинкой. Но когда и как появились в нашей жизни эти привычные вещи?
ЧАСТЬ 1. Прошлое и настоящее.
Первый степлер был создан еще XVIII веке для Людовика XV. Он был сделан из золота, и на каждой скобке стояла монограмма короля. А в 1867 году Джордж МакГилл получает первый в мире патент на степлер, который производился в промышленных масштабах, и скрепление скобой начинает путь «в массы».
Первый степлер Дж. МакГилла (1879 г.)
В этот степлер скобы вставлялись по 1 штуке, и устройство было весьма сложным и дорогим. Примечательно, что нормой по обеспечению офисных работников степлерами в 1914 году (всего 100 лет назад!) в США было 1 степлер на 500 офисных сотрудников. Но уже в 1923 году фирма «Boston Wire Stitcher Co» разработала первый степлер, в который можно было заправить целую полосу склеенных между собой скоб.
А еще через 10 лет фирма Swingline добавила в конструкцию степлера привычную нам откидывающуюся крышку.
Этот степлер не имел конкурентов по простоте использования, поэтому он быстро завоева л рынок и переплет документов с помощью степлирования стал самым массовым видом офисного переплета.
Но шло время, документооборот рос, требовались новые, более удобные системы переплета. Документ в 100 листов обычным степлером сшить очень тяжело, а документ в 200 листов, даже скрепленный скобой на мощном степлере, типа Rapid HD 210, просто неудобно читать.
Поначалу это был очень дорогостоящий переплет, но по мере того, как его производство расширялось, стоимость переплета постоянно снижалась . На сегодня, когда переплет пластиковой пружиной стал массовым, это – еще и сравнительно недорогой вид переплета.
Однако, говоря о сранительно низкой стоимости переплета на пластиковую пружину, трудно удержаться от анализа слова «сравнительно». Скоба (хорошая!) для степлера стоит 30 рублей. Комплект пластиковая пружина + пластиковая обложка (верх) + картонная обложка (низ) стоит 3 000 рублей. Дороже ни много, ни мало – в 100 раз. Смотрим дальше – недорогой качественный степлер стоит порядка 50 000 руб. Хороший перфобиндер стоит порядка 2 000 000 руб. Т.е. дороже в 40 раз. Почему же переплет на пластиковую пружину, который не только в 100 раз дороже, но и намного сложнее, чем степлирование, стал массовым продуктом? Вероятнее всего, потому, что людям всегда нравились красивые и удобные вещи, и люди всегда были готовы за это платить. Переплетенный пластиковой пружиной документ всегда выглядит лучше скрепленного степлером . Пластиковая пружина позволяет раскрыть документ на 180 ⁰ и более. П ластиковый переплет позволяет достаточно просто заменять отдельные листы .
Таким образом, три наиболее распространенных типа переплета документов, знакомы нам уже более 50 лет.
Конец Первой части.
ЧАСТЬ 2. Настоящее и будущее.
В 1987 году фирма XEROX, одна из крупнейших на тот момент мировых корпораций, приняла решение о необходимости разработки новой системы переплета – более удобной, более быстрой, более презентабельной. В результате в 1989 году была разработана система переплета Chanel Bind. Переплет был прост, как все гениальное. Достаточно было взять в руки пачку листов, выровнять их, вставить в специальную обложку и и одним – двумя движениями на специальном переплетчике намертво соединить все это в единое целое.
И не нужно ничего пробивать, не нужно кропотливо нанизывать листочки на пружину, не нужно ждать, пока нагреется клей в термопереплетчике и пока он потом остынет – документ переплетен за несколько секунд. Более того, е сли вы решите добавить, вынуть либо поменять какие – то листы, то переплетенный документ можно освободить от обложки, а потом переплести повторно на том же аппарате.
Так на свет появился принципиально новый вид переплета – переплет в готовую обложку. И осталось только направить его «в массы».
Но в начале 90-х годов XEROX переживал тяжелые времена, и многие исследовательские направления были проданы либо выделены в отдельные предприятия. Так в 1991
году в США образовалась фирма Channel Bind, которая по сей день занимается исключительно производством одноименного переплета. К сожалению, талантливые изобретатели зачастую не являются хорошими продавцами. Возможно, поэтому система переплета Channel Bind не стала массовым офисным продуктом, подобно перелету на пластиковую пружину. Хотя в Америке переплет хорошо известен, и даже снимается в кино. Например, в популярном сериале «Во все тяжкие» материалы уголовного дела были в обложке Сhannel Bind.
Еще одна система переплета в готовую обложку родилась практически в то же время, что и система Channel Bind. Это система переплета бельгийской компании UniBind – вид термоклеевого переплета документов в готовую обложу. В отличии от ChannelBind, документ не зажимался в обложку, а вклеивался в нее. Начатая в 1993 и законченная в 1996 году разработка позволила создать обложку UniBind с очень пластичным клеем, который практически не оставался на документах после их извлечения из термообложки. Более того, интегрированный в обложку металлический канал не только обеспечил жесткость корешка и придал документы великолепный внешний вид – он позволил создать нагревательный аппарат для переплета, в котором не было ни одной кнопки! Магнитый датчик реагировал на помещенный в переплетчик документ в обложке, аппарат автоматически включался и выключался через заданный промежуток времени. Оператору достаточно было поместить документ в аппарат, а затем его вынуть оттуда. Все.
Причем, так же, как в свое время GBC, компания UniBind сконцентрировалась не только на производстве, но и на продвижении своего переплета по всему миру. В итоге переплет UniBind хорошо известен на сегодня в 130 странах мира, в том числе и в Беларуси.
Какие же свойства объединяют все эти системы позволяют говорить о них как о будущем офисного переплета?
1. Безупречный внешний вид документа. Как известно, по одежке встречают, и этим сказано все. Причем обложка документа может быть как мягкой, так и твердой. То есть пользователь может создать настоящую книгу в твердом переплете буквально за минуту.
2. Простота в использовании. Не нужно ничего пробивать, не нужно кропотливо нанизывать листочки на пружинки – достаточно выровнять документ и вставить его в обложку.
3. Скорость. Время, необходимое на переплет – от 15 секунд до 2 минут, в зависимости от системы.
4. Легкая замена листов в переплете. Причем листы абсолютно не повреждаются. Поэтому нет вероятности пробить отверстие «на самом интересном месте».
5. Возможность многократного применения одних и тех же обложек.
Единственным недостатком переплета в готовую обложку на сегодня является его высокая (для нашей страны) стоимость. В Европе, где заработная плата намного выше, этот недостаток отсутствует. Почему? Давайте разберемся и с этим. Хотя, после сравнения стоимости степлирования документа и его переплета на пластиковую пружину (напомню, разница – в 100 раз!) вопрос стоимости вставать не должен, мы все же на нем остановимся.
Стоимость переплета, как и любого готового продукта, состоит из стоимости сырья, в данном случае – комплекта обложек и пружин, либо готовой обложки, и стоимости рабочей силы, затраченной на производство продукта.
Среднее время, затрачиваемое на переплет документа в 50 листов пластиковой пружиной – 3,5 минуты. Тогда как в готовую обложку можно переплести документ менее, чем за 30 секунд. 3 минуты разницы. А время – деньги. И чем выше в стране зарплаты – тем бо´льшие деньги. Так что, по мере роста заработной платы, реальная стоимость переплета в готовую обложку будет становиться все ниже.
Что интересно – отличить документы, переплетенные системами UniBind, ChannelBind, C-Bind сможет только профессионал. Для потребителя все три переплета будут внешне на одно лицо, да и стоимость готовых мягких обложек у всех трех производителей примерно одинакова. Поэтому каждый пользователь сможет выбрать систему на свой вкус. У каждой из систем есть преимущества: обложки и аппараты C-Bind самые дешевые, но переплетчики тяжелые и женщинам носить их по кабинету затруднительно, переплетчики UniBin d легкие и переплет не требует никаких физических усилий, но требует электроэнергии и твердые обложки ощутимо дороже. К счастью для пользователя, в Беларуси выбор ограничен только этими двумя системами – ChannelBind у нас практически не представлен, мы не в Америке.
Подводя итоги статьи, можно сказать следующее:
1. Всего 100 лет назад на 500 офисных работников приходился 1 страшно дорогой степлер;
2. Всего 60 лет назад переплетчик на пластиковую пружину казался почти марсианской летающей тарелкой, и каждый переплет стоил немалых денег;
3. Сегодня переплет в готовую обложку – отнюдь не самое дешевое удовольствие, не смотря на все его преимущества. Завтра (через 10-15лет?) это будет массовый и привычный переплет. Ждать этого завтра, или ускорить его приход в ваш офис – зависит только от вас, дорогие читатели.
Какой вид переплета называют конторским?
Ходить на кладбище можно, когда этого требует душа. Некоторые традиции взяты из разных времен и религий, что может не соответствовать истине и потребностям. Ведь, если ходить только когда якобы можно, то не всегда можно придаться чувственным воспоминаниям, почувствовать умиротворение, ибо при многочисленных свидетелях это сложно. Но и часто ходить не приветствуется. Не стоит держаться за прошлое, даже таким почтительным способом. Помянуть можно и дома.
Прикольно. А как результат выяснить?
моЯ мама говорила.что Я сладости под ковер прятала=)
Вот какой-то специализированный англоязычный сайт с прогнозами погоды для любителей путешествовать. Немного среднестатистической информации с этого сайта о январе и феврале 2014 года в Москве.
Январь
Февраль
Вы подразумеваете то, что ответы на БВ это работа, а работать в церковные праздники не желательно, это считается грехом. В праздник нужно отдыхать, пойти в церковь на службу, можно пойти в гости или принять гостей. На то он и праздник.
Но ведь не все участники БВ православные и верующие. Поэтому думаю, что найдутся те, кто будет отвечать и в Пасху.
К тому же нужно учитывать то, что многие расценивают ответы здесь на проекте не как работу, а как развлечение и приятное время препровождение, что дает им возможность отвечать.
Про себя могу сказать, что скорее всего не буду, поскольку будем отмечать Светлый праздник Пасхи, пойдем всей семьей в церковь, а потом поедем в гости и будем сами принимать гостей.
Переплет предназначен для скрепления листов книги воедино, защиты книжного блока от повреждений и воздействия времени. Защитная функция переплета является основной и наиболее ранней по времени возникновения. Однако, являясь по существу «одеждой» книги, переплет становится и элементом ее художественного оформления, своеобразным средством характеристики книги, несет на себе отпечаток эпохи, существующих социальных отношений, определенного художественного стиля. С развитием книгопроизводства и книжной культуры формируются эстетическая и информативная функции переплета.
Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась вовнутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. Корешок книги делали плоским или круглым, без отстава. Каждая книга снабжалась застежками или завязками, обрезы раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры.
В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплеты делились на окладные и обиходные.
Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний. Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова евангелия, построенный в XII веке в Константинополе и по мере обветшания обновлявшийся русскими мастерами. Ныне эта книга хранится в Государственном Историческом музее в Москве.
Первым русским точно датированным произведением окладного искусства является переплет Евангелия недельного, построенный в 1392 году по заказу боярина Федора Кошки и ныне хранящийся в Российской государственной библиотеке.
Наиболее выдающиеся в художественном отношении оклады и обиходные переплеты древних русских книг описаны в трудах П.К.Симони и С.А.КлепиковаСм.: Симони П.К. Собрание изображений окладов на русских богослужебных книгах XII-XVIII вв. Вып. 1. Древнейшие церковные оклады XII-XIV вв. СПб., 1910; Его же. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного искусства на Руси, преимущественно в допетровское время, с XI по XVIII столетие включительно. Тексты. Материалы. Снимки. СПб., 1903; Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета // Книга. Исслед. и материалы. 1959. Вып. 1. С. 98-166..
В Государственном Историческом музее в Москве хранится экземпляр «Апостола» Ивана Федорова (1564), заключенный в необычный для того времени переплет: на верхней крышке цельнокожаного переплета, богато украшенной слепым тиснением, в прямоугольной рамке золотом воспроизведены двуглавый орел и надпись, свидетельствующая о том, что это личный экземпляр царя Ивана Грозного. Это первый известный нам случай употребления суперэкслибриса (владельческого знака, вытисненного на переплете) как элемента украшения переплета и первое тиснение золотом на коже в русском переплетном деле.
Развитие русского переплетного дела в XVI-XVII веках тесно связано с деятельностью Московского печатного двора, при котором уже в конце XVI века начинает функционировать переплетная мастерская.
На рубеже XVII-XVIII веков деревянные крышки переплета заменяются картонными.
Для России XVIII века характерен феодально-ремесленный способ изготовления книжных переплетов; каждый переплет представлял собой неповторимый образец ручного труда. Отвечая духу петровских реформ, в начале столетия получают распространение просто и строго оформленные переплеты: крышки, как правило, обтягивались темной телячьей кожей без украшений, корешок бинтами делился на части, в одно из верхних членений помещалось краткое название книги. Значительно реже встречались цельнокожаные переплеты с узкой, тисненной золотом орнаментальной рамкой или украшенной прыском (брызгами краски) поверхностью.
Уже в начале века происходят существенные изменения и в технологическом процессе изготовления книжных переплетов, явившиеся следствием развития книгопечатания: для повышения прочности переплета была введена кашировка корешка (дополнительная обработка, придающая ему грибообразную форму); вместо толстых ремней для сшивания книги стали использовать специальную тесьму, более тонкую и гибкую, каптал ручного изготовления начали приклеивать к книжным тетрадям и др.
В последующие годы искусство подносного индивидуального переплета совершенствуется. Особое развитие он получает в 70-е годы в связи с развитием библиофильства в России, появлением крупных дворянских библиотек. Крышки индивидуальных переплетов независимо от содержания книги обтягивались красным сафьяном и украшались бордюрной рамкой и суперэкслибрисом, вытисненными золотом на обеих сторонах переплетов. Богато декорировался бинтовой корешок, обрезы книг золотились, форзац выклеивался мраморной бумагой ручной выделки. Такое оформление индивидуальных переплетов получило название стиля дворцовых библиотек.
Во второй половине XVIII века в России распространение получают новые типы и виды переплетов:
Большая заслуга в утверждении новых переплетов принадлежала Н.И.Новикову, уделявшему серьезное внимание удешевлению своих изданий.
Заслуга введения картонного переплета в издательскую практику России принадлежит Х.Ридигеру и Х.Клаудию, в последнем пятилетии XVIII века взявшим в аренду типографию Московского университета. Одним из первых русских издательских картонажей является переплет книги А.Ф.Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние», отпечатанной типографией университета в 1796 году. Издательский картонаж положил начало созданию массовых видов переплета, изготовлявшегося машинным способом.
Развитие книгоиздательского дела в России в начале XIX века, рост числа типографий, количества издаваемых книг и их тиражей, с одной стороны, и отсталость переплетной техники, господство в ней ручного труда, с другой, привели к тому, что большинство русских книг этого периода (до 70%) выходило из типографий непереплетенными, в печатной издательской обложке. Переплет изготовлялся по заказу владельца уже после покупки книги.
Появляются новые переплетные материалы, изготовленные на тканевой основе механическим способом, и в первую очередь коленкор. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века получил широкое распространение в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие переплетные материалы. Применение коленкора позволило изготовлять прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки. Он с одинаковым успехом использовался для изготовления как цельных, так и составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как дешевой массовой книги, так и роскошных, дорогих подарочных и библиофильских изданий.
В начале XX века в числе переплетных материалов появляется ледерин.
На рубеже XIX-XX веков переплетное дело приобретает современный характер, формируются современные типы и виды книжных переплетов.
Обложки и переплеты тех лет не имеют единого стиля оформления, а отражают борьбу различных художественных направлений (традиций «Мира искусства», конструктивистского, футуристического, реалистического), решаются разными средствами (с помощью фотомонтажа, реалистической иллюстрации, обобщающего рисунка, носящего динамичный, «плакатный» характер, шрифта, наборных типографских украшений и др.), исполняются в различной технике (литография, ксилография). Лучшие в художественном отношении обложки этого времени были созданы Б.М.Кустодиевым (только за период с 1919 по 1927 год для Госиздата он создал их более семидесяти), В.М.Конашевичем, А.И.Кравченко, A.H.Лeo, И.Ф.Рербергом, Л.С.Хижинским, В.А.Фаворским и др.
К концу 30-х годов основная масса книг выходит в коленкоровых и ледериновых переплетах.
С древнейших времен переплет рассматривался как важное товарное свойство книги, как неотъемлемый элемент ее оценки.
Это товарное свойство определяется совокупностью объективно существующих товарных признаков, позволяющих охарактеризовать любой переплет независимо от времени и места его изготовления. К таким признакам относится конструкция переплета, фактура переплетного материала, характер и способ его украшения, а также современность переплета самой книге, его принадлежность (издательский, владельческий переплет) и мастерство исполнения. Только знание всех этих товарных признаков, их классификации, происхождения и основных этапов эволюции поможет специалисту книжной торговли изучить и объективно оценить антикварную книгу как товар с точки зрения ее переплета.
Определяющим товарным признаком переплета является его строение, или конструкция. По конструкции переплеты делятся на два основных типа:
* цельные (цельнокрытые), сторонки и корешки которых покрыты единым куском переплетного материала;
* составные, для изготовления которых используются разные материалы.
Важным товарным признаком переплета является фактура материала, из которого он изготовлен. Для изготовления переплетов на протяжении длительного исторического развития использовались различные материалы. Так, например, переплетные крышки делали из дерева (в древнейших переплетах) или картона (начиная с конца XVII века); в качестве их покрытия использовали металл (окладный переплет), кожу, ткань, бумагу.
Наиболее древним переплетным материалом является кожа, которая широко использовалась для изготовления всех типов и видов переплета, как индивидуальных, владельческих, так и продажных (издательских).
Древнейшим сортом, применяемым в русском переплетном деле, является телячья кожа, имеющая ряд разновидностей, лучшими из которых считаются выросток (кожа телят в возрасте одного года) и опоек (кожа двухлетнего теленка). Телячья кожа бесфактурна, имеет гладкую лицевую поверхность, которая дополнительно подвергалась полировке, отличается высокой прочностью. Эта кожа в силу своих природных качеств и отсутствия необходимой технологии почти не поддается окраске в другие цвета, и потому подавляющее большинство цельнокожаных переплетов русских книг имеет естественный коричневый цвет (от светлого к более темному).
Кроме телячьей, в русском переплетном деле в качестве переплетного материала использовались следующие сорта кожи:
Наиболее дешевым материалом (но менее прочным, долговечным), используемым в переплетном деле, является бумага. Как самостоятельный переплетный материал она получила широкое распространение только в XIX веке (в издательском картонаже). Эта бумага практически ничем не отличалась от печатной (кроме проклейки), а посему может служить для специалиста книжной торговли отправной точкой для оценки товарных свойств различных переплетных материалов.
1. Печать тертыми красками
Техника художественной обработки кожи, ткани, металла, картона и т.п., получение на их поверхности изображения рисунка или текста методом давления. Один из древнейших способов оформления переплета; в русском переплетном деле применяется с последней четверти XIV века. Различают следующие основные виды тиснения:
2.1. Плоскоуглубленное бескрасочное
2.2. Рельефное, или конгревное
2.3. Углубленное красочное
3. Инкрустация, или мозаика
4. Разрисовка и окраска от руки
1. Покрытие красками или золотом обрезов книг в защитных и декоративных целях; применяется с древнейших времен.
2. Украшение крышек переплета (кожаных, бумажных) прыском (брызгами краски) с последующей лакировкой поверхности материала; как способ украшения переплетов начал применяться в России в начале XVIII века.
3. Получение мраморной (имитирующей природный рисунок мрамора)Мраморная бумага была изобретена печатником и переплетчиком Масэ Руэтом в 1606 году. В России она впервые появилась в начале XVIII века в составных полукожаных переплетах, известных под названием «немецких». До середины XIX века изготовлялась ручным способом. и форзацной бумагиСпециальная бумага для изготовления форзацев, разнообразная по качеству, рисунку, цвету и пр., появилась в Европе в XVII веке, в России распространение получила во второй половине XVIII века, до середины XIX века изготовлялась ручным способом..
5. Прикрепление металлических украшений
Обработка поверхности переплетного материала или обрезов книг специальными инструментами с целью изменения их фактуры.
Выбор конкретного переплетного материала, определенного характера и способа его украшения определялись принадлежностью переплета (издательский, владельческий).
Издательским называется переплет, изготовленный одновременно со всем изданием. Он, как правило, единообразно оформлен для всего тиража или части тиража книги. В отличие от него владельческий (штучный или индивидуальный) переплет изготовляется индивидуально, по заказу покупателя или владельца книги, он различен для каждого экземпляра того или иного издания.
Важно, что принципиальные различия между ними заключались отнюдь не в переплетных материалах, которые практически почти не отличались друг от друга (в этом плане исключением являются лишь сафьян и дорогие виды тканей, которые на протяжении длительного исторического развития использовались исключительно для изготовления владельческих переплетов), а в подходе к самому целевому назначению переплета, в характере и способе его украшения. Так, если в оформлении издательских переплетов художники стремились отразить содержание книги, часто помещая на верхнюю крышку переплета сюжетную картинку, то индивидуальные владельческие переплеты решались почти исключительно в декоративно-украшательском плане, в них широко применялись аппликации, мозаика из разноцветных кусочков кожи, резьба по коже, богатое золотое тиснение, особенно на корешке (который, в отличие от плоского и ровного корешка издательского переплета, оставался бинтовым), и др. Характерным элементом оформления владельческих переплетов являлся суперэкслибрис. Кроме того, инициалы владельца книги иногда тиснились золотом в нижней части корешка переплета.
Ценность владельческого переплета во многом определяется мастерством переплетчика. К сожалению, история русского переплетного дела не богата именами создателей уникальных образцов переплетов; в отличие от европейских стран в России не было принято оставлять на переплете клеймо его автора и исполнителя. Только во второй половине XIX века в связи с интенсивным развитием русского книжного дела, его капитализацией и монополизацией, резким увеличением количества выпускаемых книг, широким развитием массового издательского переплета ситуация меняется: владельческие переплеты становятся «подписными». Наиболее известными мастерами по изготовлению индивидуальных владельческих переплетов на рубеже XIX-XX веков были Э.Ро (Роу), В.Нильсон, Мейер, А.Шнель (официальный поставщик двора его императорского величества, самый дорогой переплетчик Петербурга начала XX века), А.Д.Петерсон в Петербурге, А.Петцман, З.М.Тарасов в Москве и др.
На протяжении XIX и в начале XX века издательские переплеты часто отличались друг от друга в пределах одного тиража издания. Это было связано с тем, что многие книги в этот период выходили из печати в обложке, а затем по желанию заказчика заключались в тот или иной переплет. Такую форму взаимоотношений с покупателями, например, активно использовал издатель А.Ф.Маркс при отправке подписчикам бесплатных приложений к журналу «Нива». В однотипных серых обложках и издательских картонажах выходили книги серии «Собрание сочинений русских писателей» А.Ф.Смирдина. Книги в разных издательских переплетах неоднократно выпускал М.О.Вольф. Так, хорошо известные библиофилам выпуски «Живописной России» в богатых цельноколенкоровых переплетах с тиснением золотом и красками продавались также и в издательской обложке. В литографированных обложках были выпущены «Библия» с иллюстрациями Г.Доре (СПб., 1867), «Картинные галереи Европы» (СПб., 1862) и даже «Великокняжеская и царская охота на Руси с Х по XVI век» (СПб., 1896) и др.
Книги прошлого века с сохранившейся обложкой встречаются редко, что объясняется ее непрочностью, а также желанием читателя, в первую очередь библиофила и коллекционера, заключить книгу в твердый переплет. При этом переплетчики подвергают книгу дополнительной трехсторонней обрезке, не стремясь сохранить издательскую обложку. Так, например, большой редкостью считается обложка первого издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (М., 1842), сделанная по рисунку самого писателя; экземпляры книги с обложкой чрезвычайно редки.
Таким образом, многие художественные обложки, и тем более переплеты, русских антикварных книг уникальны и должны рассматриваться как памятник книжного искусства своего времени.