Что такое конструктивное искусство
Презентация по изобразительному искусству «Конструктивные виды искусства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Архитектура и дизайн Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
Пространственные виды искусства обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. Также можно часто встретить название пластические искусства (от слова «пластика»), что в узком смысле обозначает «лепка», а в широком – искусство выразительной формы. Эта форма, независимо от того, трехмерная она (объемная) или двухмерная (плоскостная), располагается в пространстве. К.Малевич Яблони в цвету 1930г.
Постройка и вещь сопровождают человека с начала зарождения общества. Человек менял среду, создавая различные предметы, а они, в свою очередь, влияли на него. (Как?)
Жилище первобытных людей
Монументальная архитектура древнего Египта (1500 лет до н.э.)
Древнерусские храмы Церковь Ризоположения 1485г. Храм Покрова на Нерли 1165г.
Эйфелева башня в Париже 1889г.
Современные постройки Сиднейский оперный театр 1973г.
Башня Мэри-Экс, — 40-этажный небоскреб в Лондоне. Жители за зеленоватый оттенок стекла и характерную форму называют его «огурец», «корнишон».
Здания и вещи составляют предметный мир, окружающий нас, «вторую» природу, т.е. вещественно-материальную среду, созданную людьми, в которой они живут и трудятся.
Дизайн (художественное конструирование) как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (в конце 19- начале 20 вв.)
Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом (в отличии от декоративно-прикладного искусства, где вещь делается руками).
Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций — до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: «дизайнерская одежда», «дизайнерская мебель», «дизайнерский светильник» и т.д.
Вещь – инструмент изменения жизни. Вещь – показатель интеллектуального, художественного и материально – технического развития общества.
Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в мире готовых вещей и зданий? Потому что изучение грамоты конструктивных искусств – это способ развития художественного вкуса. Знание основ организации окружающей вещной среды позволяет нам превратить ее из «чужой» в «свою», удобную, подогнанную под нас. Конечно, все не могут стать дизайнерами и архитекторами, но те художественно – творческие навыки, которые вы приобретаете в процессе учебы, понадобятся вам в любых сферах жизни.
ВНЕСЕМ ПОРЯДОК В ХАОС! ГАРМОНИЯ МАСС ЧЕРНОГО И БЕЛОГО
ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГЛУБИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ДВИЖЕНИЕ И СТАТИКА
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1629544
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конструктивизм — отражение новой постреволюционной действительности
Конструктивизм — это стиль в живописи, фотографии, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XX века, возникший в России на платформе дореволюционного авангардизма. Позже, после основания СССР, конструктивизм отражал социалистические утопии того времени. Советский живописец Алексей Ган передавал основную цель этого стиля простой формулой: конструктивизм был призван доносить до зрителя коммунистические ценности посредством искусства.
Возникновение и развитие конструктивизма
Конструктивизм появился в 1913 году, когда скульптор из России Владимир Татлин совершил путешествие в Париж. Во французской столице на мастера произвели неизгладимое впечатление работы художников Пабло Пикассо (исп. Pablo Picasso) и Жоржа Брака (фр. Georges Braque). После возвращения в Россию вдохновлённый Татлин начал создавать подобные работы, и можно считать, что новое направление появилось именно в этот момент.
Конструктивизм в первые годы своего существования был представлен картинами с большой долей абстракций. С этой точки зрения он был близок к супрематизму, созданному приблизительно в то же время гениальным Казимиром Малевичем. Художник полагал, что подлинной сутью живописи должна быть полная беспредметность, и первые конструктивисты рассуждали примерно так же. Со временем в новом стиле, однако, появились свои акценты, обособившие его от супрематизма и других направлений. Большой вклад в движении в эту сторону сделали Антуан Певзнер (фр. Antoine Pevsner) и Наум Габо (фр. Naum Gabo).
Группа авангардистов провела в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе первые выставки картин, написанных конструктивистами. В 1920 году Антуан Певзнер и Наум Габо выпустили «Реалистический манифест», в котором резко выступили против футуризма и кубизма. Авторы критиковали использование объёмов и линий в качестве чисто внешних элементов и провозглашали, что именно такие детали создают «идею глубины», соединяя пространство и время.
Пит Мондриан (нидерл. Piet Mondrian) и Тео Ван Дусбург (нидерл. Theo van Doesburg) основали художественное общество «Де Стейл» (De Stijl) и дополнили направление новыми приёмами. Первый живописец применил для создания своих произведений сетку из вертикальных и горизонтальных линий, второй внёс в картины динамику, использовав диагонали.
Живописцы, графики и фотографы часто работали в стиле конструктивизм для создания плакатов, которыми информировали общественность о тех или иных событиях. В большинстве случаев эти произведения представляли собой сочетания геометрических фигур, изображённых на чистом холсте. Глядя на них, отчётливо видишь разницу с картинами, выполненными во многих других стилях — например, таком, как реализм.
Новый импульс творчеству в 30-х годах прошлого века придал французский художник Франтишек Купка (чеш. František Kupka). Он стал одним из создателей общества «Абстракция-Творчество» («Abstraction-Creation»), в котором ратовал за активное использование геометрических элементов в конструктивизме. Купка и другие художники общества экспериментировали со светом и цветом, разработали «объёмно-пластическое видение» и «эффект мерцания». «Абстракция-Творчество» активно пропагандировала конструктивизм, отчего интерес публики к нему значительно увеличился.
Современные конструктивисты похожи на начинателей, творивших в первые годы существования стиля, но многим и отличаются от них. Они также стремятся к упрощению, но их произведения адаптированы к человеку нашего времени и его потребностям.
Основные особенности конструктивизма
Можно выделить несколько стилистических особенностей направления. Одна из них — активное использование художниками абстрактных геометрических элементов, сочетание которых позволяет создавать статичные картины или работы с иллюзией движения.
Конструктивисты часто применяют фотографии, используют в своём творчестве фотомонтаж. Так они стремятся предельно доходчиво донести до зрителей идеи, замыслы и сообщения.
В картинах, написанных конструктивистами, нет объёмных деталей и перспективы. Подавляющее большинство из них имеет плоский, двухмерный вид.
Конструктивисты активно используют не только графические, но и текстовые элементы, комбинируя различные шрифты. С помощью текста художники доносят до публики его буквальное или символическое значение. Язык при этом предельно упрощается, чтобы быстрее донести до народа то или иное сообщение.
Важная часть картин, написанных конструктивистами — обширное белое пространство. Его, в частности, можно найти на многих плакатах, созданных художниками.
В картинах доминирует идея построения нового мира. Можно утверждать, что сразу после появления направление было тесно связано с политикой.
Стиль сплёл воедино живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию и многие другие виды искусства. В этом сплетении проявляется «истина материалов», которой придерживаются многие конструктивисты. Мастера стремятся раскрыть истинные свойства разных материалов и продемонстрировать зрителям, как они могут взаимодействовать друг с другом.
Применяя приёмы, перечисленные выше, первые конструктивисты преследовали общую цель — выразить динамизм новой жизни, показать свежесть обновления, словом, передать в работах всё то, что они ощутили после русской революции.
Видные художники, творившие в стиле конструктивизм
В разные годы большую известность получили такие мастера, как:
Были популярны и другие художники, многие из которых восхищались новыми технологиями, машинами и активно использовали в своём творчестве промышленные материалы — пластик, сталь, стекло. Из-за этой склонности их часто называли художниками-инженерами.
Заинтересовались конструктивизмом? Сегодня картины в этом стиле можно быстро и с удобством купить на онлайн-аукционах. Приобретайте на площадке Very Important Lot напрямую у современных художников их произведения.
Конструктивизм в искусстве. Справка
Конструктивизм – авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, художественном конструировании, литературе, фотографии, оформительском и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 – начале 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
В СССР конструктивизм возник сразу после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства. Идея нового направления заключалась в отказе от «искусства ради искусства» и подчинение его производству.
Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло.
Наибольшее влияние на становление конструктивизма оказало «производственное искусство», призывающее «сознательно творить полезные вещи» и культивирующее образ нового гармоничного человека, пользующегося удобными вещами и живущего в благоустроенном городе. «Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесен именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
На формирование конструктивизма повлияли также футуризм (культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим), супрематизм (лишенные изобразительного смысла комбинации геометрических очертаний), кубизм (подчеркнуто геометризированные условные формы), пуризм (стремление к первозданной чистоте и отсутствию заимствований) и другие новаторские течения 1910-х годов.
В 1922 году из печати вышла книга Алексея Гана «Конструктивизм», где впервые был официально обозначен одноименный термин. В книге делался акцент на индустриальной составляющей культуры новой России.
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов – братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных, начавших свой творческий путь в эпоху модерна. Впервые Веснины громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Представленный ими проект выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.
Еще одним известным проектом Весниных стало здание московского отделения газеты «Ленинградская правда» на Страстной площади. На участке площадью 36 кв. метров архитекторы разместили 6 этажное здание, включавшее в себя не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений). Веснины пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был теоретик архитектуры первой половины XX века Моисей Гинзбург. Вместе они организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты того времени. Общество пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Основной теоретической концепцией зрелого конструктивизма (1926–1928 гг.) стал функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов путем создания их рационального плана и оборудования. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объемно-планировочная структура (форма соответствует функции). Функциональный метод был направлен против стилизаторского отношения к конструктивизму – превращения его из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. В частности, за несоблюдение функционального метода критике подвергся Григорий Бархин, автор проекта дома «Известий».
В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями известного французского архитектора, художника и дизайнера Ле Корбюзье, который неоднократно приезжал в Россию и общался и сотрудничал с членами ОСА: братьями Пантелеймоном и Ильей Голосовыми, Михаилом Барщом, Владимиром Владимировым. По проекту француза на ул. Кирова (ныне Мясницкая) было построено здание Центросоюза (впоследствии здесь разместился Госкомстат).
Особой фигурой в истории конструктивизма считается ученик Александра Веснина – Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Ле Корбюзье называл молодого архитектора «поэтом и надеждой русского конструктивизма», однако утопические, устремленные в будущее проекты Леонидова не нашли практического применения.
Наряду с представителями других архитектурных течений, конструктивисты вели поиски новых приемов планировки населенных мест и принципов расселения, выдвигали проекты перестройки быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.).
Наиболее известными московскими постройками в стиле конструктивизм являются: «Дом на набережной» (1927–1931 гг., арх. Борис Иофан, ул. Серафимовича, д. 2), Клуб им. Русакова (1927–1929 гг., арх. Константин Мельников, ул. Стромынка, д. 6), Дом культуры им. Зуева (1928–1928 гг., арх. Илья Голосов, ул. Лесная, д. 18), здание Наркомзема (1929–1933 гг., арх. Алексей Щусев, ул. Садовая–Спасская, д. 11/1), Комбинат газеты «Правда» (1931–1937, арх. Пантелеймон Голосов, ул. Правды, д. 24), Дом Госторга (1927 г., арх. Борис Великовский, ул. Мясницкая, д. 47), здание Центросоюза (1929–1936, арх. Ле Корбюзье, ул. Мясницкая, д. 39), Дом «Известий» (1925–1927 гг., арх. Григорий и Михаил Бархины, Тверская ул., д. 18), здание Кожсиндиката (1927 г., арх. Голубев, Чистопрудный б-р, д. 12А), Московский планетарий (1928–1929 гг., арх. Михаил Барщ и Михаил Синявский, ул. Садово-Кудринская, д. 5), Дом Наркомфина (1932, арх. Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Новинский б-р., д. 25).
В Санкт-Петербурге фрагменты конструктивистской застройки имеются в районе проспекта Стачек, на Тракторной улице в районе фабрики «Красное Знамя» (Петроградская сторона). Ленинградский конструктивизм создавался усилиями архитекторов Александра Гегелло, Николая Демкова, Евгения Левинсона, Александра Никольского, Якова Чернихова, Игоря Явейна.
В Харькове (Украина) ярчайшим представителем стиля конструктивизм является здание Госпрома (ныне – Дом украинской промышленности), построенного в 1925–1928 гг. на площади Дзержинского (ныне площадь Свободы) по проекту ленинградских архитекторов Сергея Серафимова, Самуила Кравца и Марка Фельгера при участии инженера Павла Роттерта.
В Минске (Белоруссия) наиболее известным памятником конструктивизма является Дом правительства, построенный в 1934–1939 гг. на Площади Ленина (ныне Площадь Независимости) по проекту архитектора Иосифа Лангбарда.
По мнению исследователей, в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок, среди которых объявление квартиры «материальной формой мелкобуржуазной идеологии», схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучет природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма.
В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришел сталинский неоклассицизм.
Конструктивисты оказались в опале. Многие из них оказались забыты или репрессированы.
По мнению некоторых ученых, в СССР в 1932–1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».