Что такое конструктивизм в психологии

Что такое конструктивизм в психологии?

С другой стороны, существует множество школ мышления, подходов и отправных точек, совершенно разных и в значительной степени противоречащих друг другу. Конструктивизм является одним из этих наборов академических течений, и исторически он был очень важным особенно в педагогической психологии. Посмотрим почему.

Конструктивистский подход

Вполне возможно, что термин «конструктивизм» может показаться знакомым людям, изучавшим философию, потому что его можно использовать для обозначения философского течения, возникшего в 20-м веке и тесно связанного с постмодернистской мыслью. Из этого философского конструктивизма акцент делается на интерпретирующую составляющую всего, что мы узнаем, вместо того, чтобы подчеркивать важность стремления к объективности и реализму.

Таким образом, существует умеренный конструктивизм, который ограничивается поддержанием того факта, что реальность не может быть непосредственно известна и что наши полностью субъективные интерпретации будут основой того, что, как мы считаем, мы знаем, и еще один радикальный конструктивизм, согласно которому реальность является непосредственно конструкцией, которая мы делаем из наших интерпретаций. То есть, реальность, как мы ее обычно понимаем, не существует, потому что она не зависит от наших мыслей и не может быть отделена от нашей умственной деятельности.

Психологический конструктивизм: что это?

Если философский конструктивизм ответственен за попытку ответить на вопрос о том, что мы можем узнать и как это знание связано с «реальностью», то конструктивизм психологии это намного более прагматично и фокусируется на изучении того, как осуществляется обучение, и создании смысловых схем в нашем мышлении, чтобы применить эти научные открытия, особенно в двух областях психологии: психотерапии и педагогической психологии.

Таким образом, идея «конструирования знаний», используемая в конструктивизме психологии, менее абстрактна что его аналог философии и смысл его существования нуждаются в создании научных теорий, способных предсказывать часть того, что произойдет в поведении людей (в целом), и давать решения конкретных проблем (в частности).

Таким образом, конструктивизм психологии можно определить как набор теорий и школ мысли (принадлежащие к этой научной области), которые основаны на идее, что способ, которым люди генерируют знания из своего опыта, через активная роль, в которой они создают уникальные системы значений и чья ценность не в большей или меньшей степени похожа на реальность.

Два примера: Пиаже и Выготский

Оба были основаны на идее, что двигатель создания знаний, из которого развивается обучение, является взаимодействие с окружающей средой (и, в случае с Выготским, с обществом, в котором человек живет), движимый любопытством. Следовательно, это не задача, основанная на внутренней деятельности, а нечто, рожденное в отношениях с непосредственным контекстом.

Чтобы узнать больше об этих двух исследователях, вы можете посетить эту пару статей:

Между теоретическими течениями и философией

И, конечно же, вполне возможно, что есть несколько теорий, которые могут быть включены в конструктивизм и которые, несмотря на это, трудно совместить друг с другом или которые даже не могут быть связаны через прикладную психологию. В конце концов, Быть частью этой группы теорий не означает использование одинаковых методов или инструментов и в определении конструктивизма нет ничего, что подразумевало бы принятие нескольких очень конкретных обязательств относительно того, что необходимо сделать и как это должно быть сделано.

Конструктивизм психологии может быть набором теорий, но это настолько абстрактная категория, что это только один шаг от входа в область философии. На самом деле, очень просто, когда способ, которым конструктивизм указывает на то, что ценность систем смысла, которые мы создаем для создания знания, сами по себе имеют ценность, вытекает из чисто научной позиции (и, следовательно, полезной для к определенным целям) к философской и моральной позиции, не замечая нас. Иногда это может стать политическим дискурсом о том, как образование должно основываться исключительно на определенной шкале ценностей, в которой идея о том, что у студентов должно быть много свободы, занимает высокое положение.

Мета-психология?

В любом случае, используя одно или другое слово для обозначения одного и того же, важно то, что на практике конструктивизм породил типы психологических и психопедагогических вмешательств, в которых большая автономия предоставляется студентам и пациентам, также усиление индивидуального подхода, необходимого для понимания систем смысла, которые создает каждый человек. Конечно, эти вклады не освобождаются от критики, но ясно, что они оставили значительный след в образовательных контекстах последних десятилетий.

Библиографические ссылки:

Когнитивная теория: конструктивизм (Пиаже) (December 2021).

Источник

Конструктивизм (психология) теории, авторы и приложения

конструктивизм в психологии это набор теорий, которые утверждают, что люди строят свое собственное понимание и знание о мире через опыт.

Когда мы находим что-то новое, мы должны интегрировать это с идеями, которые у нас были ранее, и опытом, который у нас был раньше, возможно, изменяя наши убеждения или, наоборот, отвергая новую информацию как неактуальную. Для этого мы должны задать себе вопросы, изучить и оценить то, что мы уже знаем.

Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть фото Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть картинку Что такое конструктивизм в психологии. Картинка про Что такое конструктивизм в психологии. Фото Что такое конструктивизм в психологии

Принципы конструктивистского обучения

Основные участники конструктивистских теорий

Piaget

Жан Пиаже (1896-1980), известный своими обширными исследованиями, связанными с эволюционной психологией, объясняет процесс обучения людей с помощью схем (организация информации), ассимиляции (интеграция новой информации в схемы) и приспособления ( преобразование существующих схем или создание новых схем).

Пиаже обнаружил четыре последовательных этапа в психологическом развитии молодого ученика и считал, что учителя должны знать об этих этапах. В течение сенсорно-моторной фазы (до двух лет) сенсорный опыт и двигательная активность являются доминирующими.

Интеллект интуитивен по своей природе, а знания приобретаются посредством умственного представления на втором этапе, предоперационном (от двух до семи лет). На этапе конкретных операций (от семи до одиннадцати лет) интеллект является логичным и зависит от конкретных ссылок.

На этапе формальных операций (после одиннадцати лет) начинается абстрактное мышление, и ученик начинает вырабатывать мысли о вероятностях, ассоциациях и аналогиях..

Теория обучения и конструктивизма Пиаже основана на открытиях. Согласно их конструктивистской теории, для обеспечения идеальной учебной среды детям должно быть позволено приобретать знания, которые им важны..

Выготский

Возможности восприятия, внимания и памяти детей трансформируются благодаря когнитивным инструментам, предоставляемым культурой, таким как история, социальный контекст, традиции, язык и религия..

Для того, чтобы обучение происходило, ребенок должен иметь контакт с социальной средой на межличностном уровне и затем усваивать опыт.

Самые ранние переживания влияют на ребенка, который строит из них новые идеи. Выготский описывает, как способность указывать пальцем начинается как простое движение, а затем становится чем-то значимым, когда другие реагируют на жест.

Теория Выготского известна как социальный конструктивизм из-за важности, которую она придает культуре и социальному контексту. Важной концепцией для Выготского является область ближайшего развития, которая определяется как «расстояние между реальным развитием ребенка, определяемым независимым решением проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым решением проблем, ориентируясь на взрослый или в сотрудничестве с другими коллегами «(Выготский, 1978).

Эта концепция предполагает, что когнитивное развитие ограничено определенным диапазоном в определенном возрасте. Тем не менее, с помощью социального взаимодействия, такого как помощь наставника (взрослого), студенты могут понять концепции и схемы, которые, в противном случае, они не могли бы понять.

Брунер

Теория конструктивизма Брунера (1915-2016) охватывает идею обучения как активного процесса, в котором формируются новые идеи, основанные на текущих и прошлых знаниях. Когнитивная структура в теории Брунера определяется как ментальный процесс, который дает учащемуся возможность организовывать переживания и извлекать из них смысл..

Эти когнитивные структуры позволяют ученику создавать новые концепции. Ученик, который обычно является ребенком, примет часть знаний и опыта, которые у него уже есть, и организует их, чтобы понять то, что он уже знает..

Ресурсы, используемые учителем, должны быть направлены на то, чтобы побудить ученика открывать для себя вещи. Общение между учеником и учителем является ключевым понятием в этом контексте..

На Брунера оказали влияние идеи Пиаже о когнитивном развитии у детей. В течение 1940-х годов его более ранние исследования были сосредоточены на влиянии потребностей, мотивации и ожиданий (ментальных конструкций) и их влиянии на восприятие..

Он также изучил роль стратегий в процессе, который люди используют для формирования категорий, а также развития человеческого познания. Он впервые представил идею о том, что дети решают проблемы, которые они активно находят, и что они могут исследовать сложные проблемы..

Эта идея не совпадала с взглядами, которые доминировали в образовании в то время, но, тем не менее, они нашли аудиторию.

Брунер представил идеи «готовности учиться» и «спиральной учебной программы». Он считал, что любой человек может учиться на любой стадии своего развития, если учение адаптировано к его когнитивным способностям. Спиральная учебная программа относится к идее пересматривать основные идеи снова и снова, опираясь на них и разрабатывая их до достижения уровня полного понимания.

Брунер считал, что интуитивное и аналитическое мышление следует поощрять и поощрять. Я думал, что интуитивные навыки недооценены. Для Брунера понимание фундаментальной структуры предмета было необходимым для обучения. Я рассматривал категоризацию как фундаментальный процесс структурирования знаний. Детали, по его словам, лучше сохранить, если они находятся в контексте, из которого они исходят.

Приложения в обучении

В академической сфере конструктивистская точка зрения на обучение может привести к нескольким методам преподавания. В самом общем смысле это обычно подразумевает поощрение студентов к использованию активных методов, таких как эксперименты и решение проблем, чтобы создать больше знаний, а затем обсудить, как новые знания изменяют их представление о мире..

Преподаватели-конструктивисты побуждают студентов задуматься о том, как их деятельность помогает им обрести понимание и знания..

Задавая себе вопросы и ставя под сомнение свои стратегии, ученик в классе конструктивистов становится «опытным учеником», который предоставляет полезные инструменты для продолжения обучения. С соответствующей учебной средой в классе студенты учатся учиться.

Когда студенты привыкают к постоянным размышлениям о своих стратегиях и опыте, их идеи приобретают сложность и силу и развивают навыки для интеграции новой информации. Одна из наиболее важных ролей учителя заключается в том, чтобы побудить учащихся прийти к этому процессу обучения и размышлений..

Источник

Конструктивизм в обучении: почему этот прекрасный педагогический подход не стал массовым

В его основе замечательная идея: учитель не просто наполняет, как пустые сосуды, головы учеников, а позволяет им самим конструировать знания.

Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть фото Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть картинку Что такое конструктивизм в психологии. Картинка про Что такое конструктивизм в психологии. Фото Что такое конструктивизм в психологии

Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть фото Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть картинку Что такое конструктивизм в психологии. Картинка про Что такое конструктивизм в психологии. Фото Что такое конструктивизм в психологии

Из этой статьи вы узнаете:

Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть фото Что такое конструктивизм в психологии. Смотреть картинку Что такое конструктивизм в психологии. Картинка про Что такое конструктивизм в психологии. Фото Что такое конструктивизм в психологии

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании. Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».

Что такое конструктивизм

Конструктивизм — направление в психологии и философии образования, главная идея которого в том, что познание — это конструирование. Проще говоря, знания мы не просто пассивно усваиваем, а самостоятельно выстраиваем по мере того, как знакомимся с окружающим миром и осмысливаем этот опыт. Это осмысление происходит на основе уже имеющихся у нас знаний и опыта и зависит от стадии нашего когнитивного развития и культурного фона.

Для традиционного педагога ученик — пустой сосуд, который можно заполнить любой информацией. Учитель-конструктивист же старается создать условия, в которых ученик сам будет искать ответы на волнующие его вопросы. В результате он самостоятельно построит новое знание — вернее, встроит его в уже существующие у него представления о мире, сформированные предыдущим опытом. Поскольку опыт каждого человека уникален, то и знание, которое сформирует один ученик, будет отличаться от того, что получится у другого. А ещё это означает, что освоение нового материала невозможно без внутренних перемен.

Хотя изначально конструктивизм не был напрямую связан с образованием, сегодня идеи этого психологического направления используют учителя всего мира. Эксперименты в школьных лабораториях, экскурсии по местам эпохальных событий на уроках истории, постановка Шекспира на уроке литературы — всё это примеры конструктивистского подхода в педагогике.

Кто придумал педагогический конструктивизм

Когнитивный конструктивизм Жана Пиаже

Один из основоположников конструктивизма — швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший детскую психику. Пиаже выделил стадии интеллектуального развития ребёнка. Абстрактное мышление, например, как выяснил учёный, появляется у детей не раньше 12 лет, а значит, до этого возраста бессмысленно учить их, скажем, геометрии.

Пиаже отверг царившую в начале XX века идею о том, что знание — это пассивное отражение внешней, объективной реальности. Вместо этого он предложил концепцию обучения как динамического процесса последовательной адаптации к действительности, в ходе которого ученики создают и тестируют собственные гипотезы о мире.

Таким образом, обучение, по Пиаже, — это процесс трансформации, а не накопления знаний. Поскольку подход Пиаже сосредоточен на интеллектуальной стороне обучения, сформированное им течение называют когнитивным конструктивизмом.

Социальный конструктивизм Льва Выготского

Основатель ещё одного вида конструктивизма, который на Западе называют социальным (от англ. social constructivism), — советский учёный Лев Выготский. В отличие от Пиаже, Выготский считал, что обучение — это в первую очередь социальный процесс. Среда, в которой воспитывается ребёнок, влияет на то, что и как он думает.

Обучение происходит при взаимодействии с сообществом и культурой. Все задачи, с которыми сталкивается человек во время обучения, Выготский разделил на три типа:

Поскольку мы уже знаем, как выполнять задачи из первой категории, они ничему не учат нас. Также с точки зрения обучения нет смысла браться за задачи третьего типа. Какими бы талантливыми ни были ребёнок и его учитель, если ученик не знает правил деления и умножения, он не сможет решать физические задачи на движение. Обучение происходит по большей части при выполнении второго типа задач — на уровне потенциального перехода от невежества к знанию. Эту область Выготский назвал зоной ближайшего развития. В работе «Мышление и речь» он писал:

«…Центральным для всей психологии обучения моментом и является возможность в сотрудничестве подыматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей… В школе ребёнок обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, но тому, чего он ещё делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством… То, что ребёнок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно».

Радикальный и прогрессивный конструктивизм

Идеи Пиаже и Выготского впоследствии развивали многие другие учёные. Американский психолог Эрнст фон Глазерсфельд, например, разработал концепцию радикального конструктивизма. Согласно его идее, сконструированное знание может и вовсе не соответствовать реальности. Оно должно лишь помогать нам адаптироваться к окружающей среде.

А в педагогике идеи конструктивизма развивал американский философ и учитель Джон Дьюи. Как и Пиаже и Выготский, Дьюи не верил в то, что знание можно приобрести зубрёжкой или повторными прослушиваниями лекции, которую не удалось понять в первый раз. Лучшим способом усвоения новой информации он считал решение задач, с которыми ученик может столкнуться и в реальной жизни. Причём эти задачи должны иметь для ученика смысл и значимость. А стимулом для обучения может стать когнитивный конфликт: в голове ученика сталкиваются две противоположные идеи, и он пытается разрешить это противоречие. Свой подход Дьюи назвал прогрессивной педагогикой.

Принципы конструктивизма

Не разделяя конструктивизм по разным течениям, современные теоретики педагогики выделяют пять его принципов.

1. Знание конструируется, а не усваивается пассивно

Это основной принцип конструктивизма, согласно которому новое знание надстраивается на уже существующих знаниях. Ученик соединяет разную информацию, выстраивая уникальные интеллектуальные связи — иначе, чем это сделал бы другой ученик.

2. Обучение — активный процесс и требует мотивации

Чтобы учиться, недостаточно просто сидеть и слушать лекцию: нужно участвовать в дискуссиях, проводить эксперименты, готовить доклады. Понимание придёт только через выстраивание между разными фактами связей, имеющих смысл для самого ученика. Кроме того, невозможно учиться без мотивации. И если психологи-бихевиористы считали, что мотивировать можно внешними стимулами — кнутом и пряником, — то по мнению когнитивных конструктивистов мотивация должна исходить от самого обучающегося. Подстёгивать последнего может, например, ограниченность его нынешних знаний. Социальные же конструктивисты признают и внутреннюю, и внешнюю мотивацию.

3. Обучение — социальная деятельность

Любое обучение и преподавание — это распространение и обсуждение знания, собранного целым сообществом. Важно учитывать это и на уроках: полемика, взаимное обучение и другие групповые активности способствуют обучению.

4. Обучение индивидуально и зависит от контекста

Новые знания всегда выстраиваются вокруг нашего прошлого опыта и убеждений. Поэтому и сам процесс, и результат обучения для каждого ученика неповторимы. Кроме того, мы не изучаем новые вещи как абстрактные теории, изолированные от всей остальной нашей жизни. Чтобы осмыслить новую информацию, мы связываем её с тем, что уже знаем и понимаем.

5. При обучении мы формируем ментальную модель мира

Знание — это только интерпретация реальности на основе наших чувств. Эта интерпретация не обязательно отражает настоящую реальность.

Отличия конструктивистского учебного процесса от традиционного

Традиционное обучение опирается на эксплицитное преподавание (от англ. explicit teaching, или direct instruction), при котором учитель просто читает ученикам лекцию или демонстрирует учебные материалы. Вот как исследователи образования противопоставляют ему конструктивистское преподавание:

Традиционный подходКонструктивистский подход
Изучение темы начинается с частей целого — от меньшего к большемуИзучение темы начинается с общих идей — от большего к меньшему
Ценится строгое следование учебному плануЦенится выстраивание урока вокруг вопросов и интересов учеников
Основные материалы — учебники и рабочие тетрадиУченики изучают первоисточники и занимаются ручной работой
Обучение построено на повторенииОбучение интерактивно, построено на том, что ученики уже знают
Учитель подаёт информацию ученикам, как бы навязывая еёУчитель ведёт с учениками диалог, помогая им конструировать собственные знания
Учитель — авторитет, он говорит в форме монолога и ведёт учеников за собойУчитель — собеседник, модератор обсуждения, он побуждает к диалогу, идёт рядом с учениками
Задача учителя — побудить учеников повторять материал с помощью поощрений и наказанийЗадача учителя — быть фасилитатором, то есть облегчать ученикам условия для самостоятельных открытий. Учитель рассказывает — фасилитатор задаёт вопросы
Знания оцениваются с помощью тестирования: правильно/неправильноПомимо результатов тестов, важны мнения учеников. Процесс не менее важен, чем результат
Знание рассматривается как нечто постоянноеЗнание рассматривается как нечто динамичное, постоянно меняющееся вместе с нашим опытом
Ученики чаще работают в одиночкуУченики чаще работают в группах

Как устроен конструктивистский учебный процесс

Учитель-конструктивист старается подавать информацию так, чтобы ученики могли встроить её в систему уже имеющихся у них знаний. Для этих целей подходит, например, просьба пересказать новый материал своими словами — то есть на основе предыдущего опыта. Этой же цели могут послужить предварительные тесты в начале урока или групповые игры-разминки. Другой вариант — побудить учащихся подвергнуть то, что они уже знают, сомнению. Противоречие заставит их модифицировать имеющиеся знания. Ниже перечислены примеры активностей, которые предлагают эксперты.

Конструкционизм

Конструкционизм — это развитие идей Жана Пиаже, предложенное философом образования Симором Папертом. По мнению Паперта, для обучения важно, чтобы ученик создавал нечто вне своего сознания. Например, учитель может предложить классу построить мост, чтобы учащиеся путём проб и ошибок смогли усвоить нюансы инженерного дела.

Кооперативное обучение

К таким групповым активностям относятся, например, взаимный опрос, метод мозаики, структурированная полемика. Взаимный опрос — техника, при которой ученики задают друг другу вопросы и сами на них отвечают. Она может быть удобна, например, при обсуждении прочитанного. Метод мозаики — подход, при котором отдельные ученики становятся экспертами в определённых аспектах большой темы и рассказывают о них другим участникам. При структурированной полемике учитель предлагает учащимся рассмотреть предмет изучения с противоположных точек зрения и, модерируя дискуссию, помогает им в поиске компромисса.

Доклады

Наконец, ещё один вариант применения конструктивизма в классе — при рассмотрении большой темы позволить ученикам выбрать для углублённого изучения те её аспекты, которые больше всего их заинтересуют. Например, учитель может дать классу общее представление об эволюции, а затем каждый ученик выбирает наиболее близкую ему тему и пишет по ней доклад.

За что педагогический конструктивизм критикуют

Несмотря на многие научные исследования, указывающие на то, что конструктивистские методы повышают качество обучения, у этого подхода есть и немало противников. Среди недостатков этой методики они отмечают недостаточную структурированность учебного процесса, сложность реализации на практике, риск группового мышления при кооперативном обучении.

Недостаток структурированности

Критики считают, что для некоторых учеников важно, чтобы обучение было строго структурировано. Исследования показывают, например, что традиционное преподавание очень полезно для учеников с повышенными потребностями и для подготовки к тестам. Конструктивизм же предполагает более расслабленный темп — без чёткой траектории, со спонтанными дискуссиями, часто без оценивания знаний. В результате знания учеников могут не соответствовать стандартизированным требованиям. Хотя это проблема скорее системы образования, нежели конструктивизма.

Чтобы для учеников занятия проходили более непринуждённо, учителю нужно, наоборот, ещё более тщательно планировать уроки, чем при традиционном подходе. На это требуется дополнительное внерабочее время. А чтобы вовлекать в обсуждение как можно больше учеников, требуется больше времени на уроке.

Групповое мышление

Когда группа учеников сообща ищет ответ на вопрос, они рискуют попасть в ловушку группового мышления — когда из нежелания противоречить коллективу человек присоединяется к общей точке зрения. Те же, кто не захочет этого делать, могут просто менее активно участвовать в дискуссии. Впрочем, это критика только одного из вариантов применения конструктивистского подхода, а не самой теории.

Когда конструктивизм всё-таки применяют в школах

Как замечает, например, исследователь образования Карл Берейтер, названные выше и другие недостатки приводят к тому, что использование конструктивизма в школах ограничивается разве что проектным обучением.

Хотя конструктивистский подход к преподаванию, возможно, слишком утопичен, отрицать его значимость трудно. Ведь он не только позволяет учащимся становиться обладателями знаний, но и даёт контроль над самим процессом их получения.

При этом конструктивистский подход показал свою эффективность в онлайн-обучении, при котором большая часть студентов — взрослые, ведь у них уже есть определённый опыт, на который они могут опираться. Этот подход помогал взрослым развивать чувство большей самостоятельности в своём обучении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *