Что такое констракшн в танце
Contraction и release.
Современный танец- 6,7,8 класс. – преп. Бурнасова Инна Николаевна
Рекомендую выполнять самостоятельно в разных вариациях под музыку.
Основные принципы танца джаз-модерн
Основные принципы танца джаз-модерн относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца модерн, а также из классического балета.
Поза коллапса.
Изоляция и полицентрия.
Полиритмия.
В джаз-танце центры могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.
Полиритмия тесно связана с музыкой. Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична по своей структуре, т.е. наложения различных ритмических рисунков не происходит, однако во время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм импровизации. Это приводит к появлению такого понятия, как свинг, т.е. определенной пульсации основного ритма, связанного со смещением мелодического рисунка и ритмической основы произведения. Именно это смещение невозможно зафиксировать нотными знаками, однако оно очень влияет на танцевальное движение, которое исполняется под свинговую музыку, поэтому танцор должен чувствовать своим телом музыкальный свинг и стараться воплотить его в движении. Отсюда и появляется не только музыкальное, но и танцевальное понятие свинга. В танце это понятие означает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком.
Примером полиритмичного движения является ударник, который одновременно руками и ногами создает разнообразные ритмы и зачастую поет.
Все вышесказанное относится и к иной по жанру музыке, используемой для создания хореографического произведения. Современная музыка, не только джазовая, в основном очень сложна по ритмической структуре. Особую сложность у исполнителя вызывают нечетные размеры, которые непривычны для эстетики классического балета. Это требует внимательного отношения к развитию ритмического восприятия у учащихся.
Мультипликация.
Координация.
Contraction и release.
Contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в «солнечное сплетение», что является серьезной ошибкой. К обучению contraction педагогу необходимо подходить очень внимательно.
Уровни.
Джаз-модерн танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), «мост», стойка на руках, стойка на лопатках («березка»), колесо.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ЦЕНТР «ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАШИНСКИЙ»
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Танцу доступно всё: от трагедии до площадной комедии, от высоких чувств до низменных страстей. Танец может заставить смеяться и плакать. В идеале хореограф, так же как художник, может быть абстракционистом или реалистом – неважно, главное – глубина его мыслей и талантливость их воплощения языком движения.
Увы, много лет советскому хореографическому искусству навязывался только один язык – классический танец: богатый, выразительный, способный передать многое, но не всё. И более 70 лет разговаривали только на нём. Прошло время, и появилось желание разобраться, понять и изучить другой язык – язык современного танца.
Педагог должен владеть не только техникой танца, но и танцевальной терминологией преподаваемого стиля. И на занятиях с детьми стараться использовать этот язык.
В этом кратком словаре представлены определения терминов танца-модерн*. Он рассчитан на читателя, имеющего элементарные познания в данном стиле.
*Танец – модерн характеризуется использованием контракшэн (сжатия), релиз (расширения) тела во время движения; импульсной техникой движения; более полным использованием пространства за счёт движений на полу; а также новой лексикой – отличной от той, которая используется в классическом танце.
Аддукция – движение, связанное с разворотом стоп в ин-позицию.
Акцент* – (в музыке) – выделение звука путём его динамического усиления.
Арч – «арка», положение торса, когда позвоночник прогнут больше чем при «релиз».
Аттукция – движение, связанное с разворотом нагруженных стоп в аут-позицию.
Аут-позиция – аут (наружу), позиции рук и ног открытые, выворотные.
*Акцент в танце напрямую будет зависеть от акцента в музыке.
Браш – вынос ноги на 45 или 90 градусов.
Джаз уок – джазовая ходьба, общее название для всех джазовых шагов.
Джаз-хенд – положение руки с напряжёнными, расставленными пальцами.
Джамп – прыжок с двух ног на две ноги.
Диип боди бэнд – глубокий наклон торса вперёд (тело наклоняется ниже 90 градусов).
Динамические оттенки* – в музыке – это изменение громкости звучание при исполнении музыкального произведения.
Дроп – падение, расслабленное падение всего корпуса или отдельных частей.
Дубль-стэп – это когда в движении делается один дополнительный акцент.
*Динамические оттенки в танце полностью зависят от динамических оттенков в музыке. К динамическим оттенкам в танце относятся:
— замедление – ускорение выполнения движения;
— плавность – отрывистость выполнения движения и т.д.
Жест – искусство артиста передавать образно-музыкальными средствами духовное состояние. Жест может быть: вопрошающий, отрицающий и т.д. и должен иметь начало, развитие и конец.
Зундари – движение головой, заключающееся в смещении шейных позвонков.
Изоляция – технический приём, с помощью которого реализуется принцип полицентрии. Изолированными центрами являются: голова и шея, плечевой пояс, бёдра, руки и ноги.
Импульс и управление – приём, на первый взгляд, противоречащий изоляции, когда один центр активизирует другой. Между тем при управлении заметна временная последовательность зависимых движений. Импульс* – определённое мышечное усилие и должен быть виден.
*Импульсивная техника используется практически в каждом движении в той или иной степени.
Квадроплёт – выполнение трёх движений перед шагом.
Кик – пинок, бросок ноги в любом направлении.
Коллапс – необходимая поддержка тела, характерная для современного жанра, и означает, что тело не имеет той напряжённости, характерной для классического танца. Оно свободно, его изгибы как бы утрируются, колени в естественном положении, голова и торс чуть наклонены вперёд.
Без свободы тела не может быть подлинно изолированных движений.
Контракшэн – сжатие, уменьшение объёма тела или части тела.
Координация – координирование в танце двух и более центров одновременно. Координация осуществляется двумя способами: Одномоментальным импульсом, при котором два или более центров приходят одновременное движение, либо применяется принцип «управления», то есть центры включаются в работу последовательно.
Кэч стэп – разновидность шага, при котором вес перемещается с одной ноги на другую. Но без движения вперёд.
Лиип – прыжок с одной ноги на две ноги.
Лимбо – наклон назад так низко, что исполнитель почти касается плечами пола.
Лэвэлс – уровень, положение танцующего относительно плоскости пола.
Лэй-аут – подъём прямой ноги без изоляции торса, торс параллелен полу.
Мультипликация – это разложение единого танцевального движения на составные части. Причём количественное увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к тому, чтобы они занимали время, принадлежащие основным акцентам такта.
Техника мультипликации в основном используется в шаге.
Музыкальное движение – движение, основанное на развитии природного музыкально-двигательного рефлекса и 2гармоничной пластики». Стиль движения не определяется выворотностью и физическими данными, а является проявлением естественных законов движения человеческого тела.
Мимика – искусство артиста передавать духовное состояние внутреннего мира выразительными движениями мышц.
Образ – «граненый кристалл». Хореограф может смотреть сквозь любую грань, в зависимости от его мировоззрения и мироощущения.
Образ художественный – форма, отображающий действительность в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме, специфично характерными для каждого вида искусств средствами выражения.
Пелвис – движения бёдрами.
Пластика – ( в танце) – плавность, изящество движений.
Полиритмия танца. Различные центры могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, но и в различных рисунках, метрически не зависимых друг от друга.
Поинт – вытянутое положение.
Пуш – толчок любой частью тела.
Ракурс – точка зрения из зрительного зала на исполнителя (ей).
Регуляция – умение напрягаться и расслабляться в нужный момент при исполнении хореографического произведения.
Релаксация – напряжение и расслабление отдельных центров. Центры должны быть достаточно свободными, чтобы двигаться изолированно, и в то же время быть достаточно активны, чтобы выполнить то или иное движение.
Релиз – термин, противоположный «контракшэн», «расширение» объёма тела.
Рисунок – одно из выразительных средств хореографического рисунка.
Рисунок ассиметричный – хаотичный, разбросанный.
Рисунок динамичный – богатый движением, действием.
Рисунок лейтмотивный – это ведущий основной рисунок, на котором основывается образное восприятие танца зрителем.
Рисунок многоплановый – наличие рисунков на нескольких планах.
Рисунок одноплановый – наличие рисунка на одном плане.
Рисунок симметричный – полное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра; строгая правильность в расположении, размещении рисунка; уравновешивание двух сторон.
Рисунок статичный – неподвижный, на месте.
Ритм – (греч. rhythmos ) – чередование каких-либо элементов (в данном случае – танцевальных), происходящее с определённой последовательностью.
Ролл Даун – наклон торса вперёд, начиная с головы (тело как бы сворачивается).
Ролл ап – подъём торса после ролл Даун; подъём всего корпуса или отдельных частей.
Связка – несколько соединённых по смыслу танцевальных движений.
Синхронность – одновременное выполнение движения, правильное по координации, несколькими танцорами.
Стилизация – создание по мотивам первоосновы качественно отличной формы.
Сюжетная композиция – система образов, их взаимодействие, создающее образ произведения, в целом.
Свинг – раскачивание тела и его частей.
Стэп болл ченч – шаг, полупальцы, перемена.
Сайд контракшен – сжатие в боковой плоскости.
Стретч – растяжение, группа упражнений, связанная с растяжением мышц.
Танец – вид искусства, в котором средством создания образа является музыкально-ритмически организованные движения и положения человеческого тела.
Триплет – выполнение двух движений перед шагом.
Темп *– степень быстроты движения.
Медленный темп ( adagio ) – состояние покоя, созерцания, умиротворения.
Умеренный темп ( andante ) – нейтрален.
Быстрый темп ( allegro ) – передача непрерывного стремления, динамика, порыв. Бурное выражение чувственной, эмоциональной стороны, энергичность.
Твист – изгиб, любое движение, связанное с изменением направления движения.
Пример: одно плечо вперёд, другое назад.
Тач – приставление ноги без веса.
*Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать с ним.
Основные виды уровней: стоя, сидя на ягодицах, стоя на коленях, лёжа. Широко используют такие уровни как: шпагаты, стойка на руках, колесо.
Флекс – сокращённое положение руки или стопы.
Флэт бэк – плоская спина. Группа наклонов торса, все центры торса находятся на одной прямой линии.
Флэт стэп – плоский шаг, шаг с полной стопой с согнутыми коленями.
Хоп – шаг и подскок.
Хореографический текст – сочетание в определённой последовательности всех танцевальных движений хореографического номера.
Шаг – это движение в пространстве.
Шейк – «трясти», волнообразное движение плеч и пелвиса.
Элемент – часть танцевального движения.
Contraction, release, high release
Эти основные положения используются во многих техниках современного танца. Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что это не динамические движения. Contraction — это сжатие всех мышц и относительное уменьшение объема тела, которое как бы аккумулирует энергию для дальнейшего движения, которое выполняется одновременно с release.
Первоначальное упражнение:
1-4 — Поднять вверх пелвис, не поднимая поясницу.
6-8 — Поднять вверх плеча и голову как можно выше. Точкой опоры служит только поясничный позвонок. Исполнить движения на выдохе,
Аналогично повторить упражнение, поднимая пелвис и торс одновременно.
Следующий этап изучения — в положении «сидя». Наиболее часто для этого используется frog-position.
Сначала в этом положении исполнить упражнение на дыхание. Во время вдоха спина вытягивается и напрягается, во время выдоха — округляется и расслабляется. Учащиеся должны запомнить это естественное округление спины и затем повторить его, только с помощью мышечного усилия. Contraction, как уже указывалось, начинается в середине таза и постепенно, позвонок за позвонком, распространяется вверх. Последней в движение приходит голова.
Положение головы зависит от типа contraction. При deep contraction голова запрокидывается назад, но без напряжения в мышцах. Возможен следующий прием для изучения: исполняя deep contraction, ученики делают выдох через рот, направляя струю воздуха в потолок и произнося гласную «а». При излишнем напряжении шеи звук невозможен.
При исполнении deep contraction в движение приходят ноги и руки. Сокращение ноги приводит стопу в положение flex, колено также сокращается, немного отрываясь от пола, пятка при этом движении с места не сдвигается.
При исполнении contraction в центр тела голова может продолжить округление позвоночника и последней наклонится вперед, завершая дугу.
Тестом проверки правильности исполнения deep contraction служит следующий прием: учащиеся работают в парах. Один исполняет deep contraction, сидя по второй позиции (ноги разведены в стороны как можно шире), руки во второй позиции. Во время упражнения стопы приходят в положение flex, спина округляется, голова запрокидывается назад. В это время второй партнер подходит сзади и, взяв исполнителя под мышки, немного приподнимает от пола вверх. Бели deep contraction исполнено правильно, ноги отрываются от пола вместе с торсом. В случае неправильного исполнения ноги остаются на полу.
Contraction — это силовое движение, напоминающее усилие, которое мы затрачиваем при подъеме тяжестей. Особое внимание необходимо уделить положению бедер во время исполнения contraction. Сидеть необходимо точно на косточках бедер, недопустим откат на копчик.
Спина должна первоначально округляться именно в пояснично-крестцовом, а не в грудном отделе. Возможна такая аналогия: позвоночник — это гибкая металлическая линейка, концы которой, голова и таз, остаются неподвижными, а середина оттягивается назад.
Затем contraction изучается в положении «стоя на коленях». Первоначальное упражнение: стоя на коленях, опустить пелвис на пятки. Во время выдоха исполнить contraction пелвиса и поднять его немного вверх, не меняя уровень расположения тела, то есть не поднимаясь вверх. Двигается только пелвис. Затем поднять торс вверх, принять вертикальное положение и исполнить contraction, начиная движение именно с пелвиса. От пелвиса сжатие и округление распространяется на весь позвоночник, и завершает его голова.
Так же снизу вверх распространяется и release, то есть расширение тела. Это движение может усложняться движениями других центров, движениями рук и ног.
Последний этап — изучение contraction в положении «стоя». Сначала упражнения на дыхание, чтобы почувствовать естественное округление позвоночника во время выдоха. Приняв положение demi-plie, начать исполнение contraction опять-таки от движения пелвиса вперед, затем распространить округление и сжатие на весь торс.
В положении «стоя» в движение включаются руки, которые начинают двигаться вперед в тот момент, когда contraction доходит до грудной клетки. Это помогает дольше удержать положение contraction: руки служат как бы противовесом к поступательному движению всего тела назад.
Упражнение можно выполнять в парах. Один ученик выполняет contraction, а другой в это время, взявшись рукой за пояс партнера, тянет его назад. Release выполняется в тот момент, когда тело исполнителя начинает падать назад. В самый последний момент перед падением назад делается вдох, и тело возвращается в вертикальное положение, немного расширяясь. Руки в этот момент обычно поднимаются в третью позицию.
Положение головы.
При исполнении contraction в положении «стоя» голова может повторять движение, аналогичное движению в положении «сидя», запрокидываться назад. А может и продолжать линию округления спины и опускаться на грудь. Но в том и другом случае это движение должно быть завершающим. Contraction не
нужно путать с положением low back, когда спина также округляется, но без напряжения на выдохе. Положение low back — разновидность арки позвоночного столба, который может прогибаться назад и вперед. В отличие от curve округление происходит в пояснице.
Release — понятие, противоположное положению contraction. Тело освобождается и немного расширяется в пространстве. Release выполняется на вдохе.
Положение high release — высокое расширение, т.е. положение вдоха гиперболизируется, торс приподнимается и немного прогибается назад, но голова не запрокидывается и перегиб проходит через 7-й позвонок, грудная клетка приподнимается, руки в V-положении вверху.
Описание движений, подобных contraction и release, достаточно сложно, поэтому в практической работе лучше исходить из естественности, непринужде-ности движения. Техника Грэхем, из которой пришли эти понятия, опирается прежде всего на это.
Если ученики чувствуют себя комфортно, не испытывают неудобств в этих положениях, значит, они исполнены правильно, А эта правильность в результате приводит к естественности исполнителя в танце.
Архив метки: термины джаз- модерн
Краткая терминология классического и джаз-модерн танца
Терминология классического танца
Pas (па) – шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions (па де акшн) – действенный танец.
Pas de deux (па де де) – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trois (па де труа) – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre (па де карт) – танец четырех исполнителей.
Adagio (адажио) – медленно, медленная часть танца.
Allegro (аллегро) – быстро, прыжки.
Allongee (алонже) – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Degage (дегаже) – освобождать, отводить.
Aplomb (апломб) – устойчивость.
Preparation (препарасьон) – приготовление, подготовка.
Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
En face (ан фас) – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Efface (эфасэ) – развернутое положение корпуса и ног.
Ecartee (экартэ) – отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
En tournant (ан турнан) – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.
En dehors (ан деор) – наружу, из круга.
Petit (пти) – маленький.
Demi (деми) – средний, небольшой.
Grand (гранд) – большой.
Arabesque (арабеск) – поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
Attitude (аттитюд) – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Tire-bounchon (тир бушон) – «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Passe (пассе) – от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье) – положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
Plie (плие) – приседание.
Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.
Grand-plie (гранд плие) – большое приседание.
Battement (батман) – размах, биение.
Battement tendu (батман тандю) – отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
Jete (жете) – бросок ноги на месте или в прыжке.
Grand battement (гранд батман) – большой батман.
Battement frappe (батман фраппэ) – движение с ударом, или ударное движение.
Battement double frappe (батман дубль фраппэ) – движение с двойным ударом.
Battement fondu (батман фондю) – мягкое, плавное, «тающее» движение.
Soutenu (сотеню) – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
Battement soutenu (батман сотеню) – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Battement developpe (батман девлоппе) – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
Releve (релеве) – от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
Relevelent (релевелян) – медленный подъем ноги на 90*.
Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Balancoire (балансуар) – «качели», применяется в grand battement jete.
Balance (балансе) – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Batterie (батри) – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree (па де буре) – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Dessus-dessous (десю-десу) – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
Pas couru (па курю) – пробежка по шестой позиции.
Pas de bascue (па де баск) – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
Rond (ронд) – «круг, круглый»
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер) – круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе.
Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы.
Renverse (ранверсе) – от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
Tour (тур) – поворот.
Tour chaine (тур шене) – «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l`air (тур ан лер) – тур в воздухе.
Pirouette (пируэт) – «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
Fouette (фуэте) – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Sauté (соте) – прыжок на месте по позициям
Saute (соте) – прыжок на месте по позициям.
Sissonne (сисон) – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne simple (сисон симпл) – простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne fermee (сисон ферме) – закрытый прыжок.
Sissonne tombee (сисон томбе) – прыжок с падением.
Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги.
Assemble (ассамблее) – от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
Echappe (эшаппэ) – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Glissade (глиссад) – «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Cabriole (кабриоль) – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
Coupe (купэ) – подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
Pas ballonne (па балонэ) – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Pas ballotte (па балоттэ) – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Pas emboite (па амбуате) – от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Pas chasse (па шассе) – партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas ciseaux (па сизо) – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
Pas de chat (па де ша) – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
Jete ferme (жете фермэ) – закрытый прыжок
Jete passé (жете пассе) – проходящий прыжок.
Brise (бризе) – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками.
Entrechat (антраша) – прыжок с заноской
Термины используемые в контемпорари / джаз- модерне
Термины преимущественно на английском языке, так как джаз произошел из США.