Что такое конституционная жалоба
Обращение в Конституционный суд
Следует помнить: выиграть дело в Конституционном суде сложно, практически невозможно. Вероятность успеха в Конституционном суде в удовлетворении индивидуальной жалобы минимальна, но она есть. Главное отличие такого суда от прочих инстанций — это то, что Конституционный суд выносит свои решения как в качестве постановления, так и в форме определения.
«Даже если Конституционный суд рассматривает индивидуальную жалобу и решает, что она не относится к компетенции суда, что жалоба не стоит внимания девятнадцати судей, он всё-таки выносит определение и в этом определении делает определённые выводы. Вот здесь как раз и ключевая вещь. Эти выводы могут помочь вам в вашем деле», — рассказывает адвокат Вячеслав Лоскутов.
Даже если жалоба не будет рассмотрена в процессе, Конституционный суд увидит, что в конкретном деле закон нарушен, обязательно укажет это в своём определении. Фактически как бы суд этой инстанции не вмешивается в дело, так сказать, не рассматривает его, но предварительное изучение и, как следствие, определение и есть основной ключик для гражданина, чьи права в предыдущих судах были нарушены.
«Выводы Конституционного суда могут стать основанием для обращения гражданина в суд по вновь открывшимся обстоятельствам. Возможно также обратиться с новым иском, это позволит вам продолжить свою борьбу, если вы считаете, что права были нарушены», — говорит адвокат Вячеслав Лоскутов.
Вторая ключевая роль Конституционного суда в деле отстаивания своей законной позиции как гражданина — это статус суда в Российской Федерации. Европейский суд по правам человека очень благосклонно реагирует на те жалобы, в которых присутствуют ссылки на определения Конституционного суда. Почему? Всё просто. Это свидетельствует о том, что проблема, с которой заявитель обратился в ЕСПЧ, имеет более высокий статус.
«Для заявления в Конституционный суд существуют очень серьёзные требования. В первую очередь следует обратиться к адвокату, который специализируется на конституционном праве. Если в дальнейшем будет инициировано разбирательство, без специалиста (защитника) не обойтись», — говорит адвокат Вячеслав Лоскутов.
Помните, представителем в Конституционном суде обязательно должен быть адвокат. Если это не адвокат, то это, как минимум, специалист с учёной степенью в юриспруденции. Следует знать: такой суд рассматривает дела о соответствии Конституции законов. Не частные случаи, не действия граждан и чиновников, именно соответствие законов. Без специалиста при рассмотрении дела в Конституционном суде делать нечего.
«Сотрудники Конституционного суда способны понять проблему за несколько секунд. Чем доходчивее будет составлена жалоба и предмет обращения, тем больше шансов на успешный исход дела», — говорит адвокат Вячеслав Лоскутов.
Конституционная жалоба
Что такое конституционная жалоба и кто вправе её подавать? Граждане России имеют право в случае нарушения конституционных прав и свобод подавать индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ (КС РФ).
Подать жалобу могут отдельные граждане и их объединения, а также другие должностные лица и организации, которые указаны в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994 г. (далее – Закон № 1-ФКЗ). Таким правом наделены лица без гражданства и иностранцы, пользующиеся в соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами наравне с гражданами РФ.
Обращение в Конституционный Суд РФ может иметь форму:
Любая из них должна соответствовать требованиям Закона № 1-ФКЗ.
С обычными спорами обращаться в этот орган нельзя.
Когда подается
Конституционная жалоба подается в соответствии со ст. 6 Закона № 1-ФКЗ, если:
Правила составления
В обращении не должно быть ошибок, исправлений, неточностей и двусмысленностей. Оно излагается в деловом стиле и должно соответствовать нормам делового этикета. Необходимо исключить употребление некорректных выражений, эмоциональных фраз и ненормативной лексики. Поданная таким образом жалоба может быть оставлена без рассмотрения.
Законом не установлено строгой формы этого документа, но в нем должны содержаться:
Жалоба будет убедительнее со ссылками на судебную практику Верховного суда и принятые решения КС РФ по подобным вопросам. Усилить действие этого обращения помогут конкретные ссылки на формализм судов и несоответствие норм закона и судебных постановлений.
К составленной жалобе прилагается квитанция об уплате госпошлины и документы, подтверждающие доводы ее автора. Документы следует представлять в оригинале вместе с их копиями. Жалобу подают в нескольких экземплярах – по количеству участников процесса и заинтересованных в нем лиц.
При рассмотрении дела по жалобе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан все документы, изложенные на иностранном языке, должны быть переведены и заверены нотариально.
Куда и в какие сроки подается
Обращение подается непосредственно в Секретариат КС РФ, где его тщательно изучают и проверяют на наличие ошибок и неточностей. При их обнаружении жалоба может быть возвращена.
Причинами отказа также являются:
В каком последнем суде должно быть рассмотрено дело, закон не говорит. Но если исходить из судебной практики, это должен быть суд высшей (последней) судебной инстанции (Верховный окружной, Верховный суд Республики или Верховный Суд РФ).
После исправления ошибок и внесения изменений документы подаются повторно. Далее судьи оценят основания для подачи жалобы и составят допуск.
Как рассматривается жалоба
Конституционный Суд РФ не является вышестоящей инстанцией для Верховного Суда РФ. В его компетенцию не входит рассмотрение дела физического лица, которое первоначально находилось в юрисдикции районного, арбитражного или кассационного суда. Законность самих решений не проверяется, а рассматриваются вопросы о соответствии Конституции РФ конкретной, применённой судами правовой нормы.
Рассмотрение дела представляет собой сложный и многоуровневый процесс из нескольких этапов.
На первом этапе несколько судей предварительно изучают жалобу и поданные документы. Вникают в обстоятельства и основания по делу, после чего принимают решение о допуске жалобы к общему рассмотрению или отказывают заявителю. Чтобы решение было вынесено на предварительном этапе, законом отводится до 90 дней.
На втором – проводятся слушания дела в КС РФ. Процесс аналогичен порядку рассмотрения искового заявления в суде первой инстанции.
На третьем этапе после рассмотрения жалобы выносится решение. Участники процесса вызываются в суд, где их знакомят с постановлением. После этого оно утверждается и публикуется на сайте Конституционного Суда РФ. В обязательном порядке решение высылается по почте всем заинтересованным сторонам конфликта.
Вынесенное судебное постановление КС РФ разъясняется в очень редких случаях. Оно должно восприниматься как законное, аргументированное, ясное и не подлежащее последующему обжалованию.
Что происходит после принятия решения
В соответствии со ст. 79 Закона № 1-ФКЗ те нормативные акты или их отдельные положения, которые были признаны судьями КС РФ не соответствующими Конституции, считаются сразу же утратившими свою юридическую силу. Обратную силу решение КС РФ имеют только тогда, когда при рассмотрении жалобы была установлена неконституционность правового акта. Это относится и к тем актам, которые были вынесены до принятия постановления КС РФ.
После этого все судебные дела, которые стали поводом для обращения с жалобой в Конституционный Суд, в обязательном порядке подлежат пересмотру компетентными судебными органами.
Но сделать это, не разбираясь в многочисленных нормах законодательства, сложно. При составлении конституционной жалобы важно соблюдать различные законодательные нормы, стандарты и требования. Поручить составление этого документа лучше опытным юристам нашей компании. Тогда у вас появятся реальные шансы на рассмотрение вашего дела и вынесение по нему положительного решения Конституционного Суда РФ.
Что такое конституционная жалоба
Заявитель имеет право обратиться в КС.
Это право гарантировано гражданам Российской Федерации Конституцией (п. «а» ч. 4 ст. 125) и ФКЗ о КС (п. 3 части первой ст. 3, часть первая ст. 96).
Заявитель имеет право обратиться в КС, но только при условии, если российский закон нарушает права и свободы, гарантированные ему Конституцией. Это сказано в Постановлении КС от 17 февраля 1998 года № 6-П.
По жалобе иностранного гражданина вынесено, например, Постановление КС от 16 февраля 2016 года № 4-П.
Заявитель имеет право обратиться в КС, но только при условии, если российский закон нарушает права и свободы, гарантированные ему Конституцией. Это сказано в Постановлении КС от 17 февраля 1998 года № 6-П.
По жалобе лица без гражданства вынесено, например, Постановление КС от 23 мая 2017 года № 14-П.
Заявитель имеет право обратиться в КС.
Согласно правовой позиции КС правом на обращение в КС с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, либо специально уполномоченные законом лица в интересах других граждан, в том числе законные представители несовершеннолетних (Определение от 12 ноября 2008 года № 909-О-О).
Юридическое лицо имеет право обратиться в КС.
Это право гарантировано юридическим лицам ФКЗ о КС (часть первая ст. 96).
Общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять интересы граждан и юридических лиц, чьи конституционные права нарушаются (например, правозащитные или благотворительные организации), также имеют право обратиться в КС в интересах таких граждан и юридических лиц (часть первая ст. 96, часть вторая статьи 100 ФКЗ о КС).
Орган местного самоуправления имеет право обратиться в КС с жалобой на нарушение прав муниципального образования.
Это право гарантировано органам местного самоуправления ФКЗ о КС (часть первая ст. 96).
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие уполномоченные по правам в отдельных сферах или отдельных категорий лиц, предусмотренные федеральными законами, иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом имеют право обратиться в КС с жалобой в интересах граждан и юридических лиц, чьи конституционные права нарушаются (часть первая статьи 96 ФКЗ о КС).
В настоящее время федеральный закон предусматривает право Генерального прокурора подать жалобу в КС по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан (ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минюст России, суды могут направить в КС не жалобы, а запросы и ходатайства по другим категориям дел (гл. IX, X, XI, XIII, XIII.1, XIII.2, XIV, XV, XVI, XVII ФКЗ о КС). Другие государственные органы такой возможности не имеют (например, Определение КС от 24 апреля 2018 года № 1093-О).
КС сможет решить эту проблему.
КС по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций республик, уставов, а также законов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к предметам федерального ведения и совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, применённых в конкретном деле (п. «а» ч. 4 и п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции, п. 3 части первой ст. 3, часть первая ст. 96 ФКЗ о КС).
Допустима жалоба как в отношении действующего закона, так и в отношении закона, который был отменён или утратил силу, но продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия (п. 4 ст. 43 ФКЗ о КС).
КС сможет решить эту проблему.
КС по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к предметам федерального ведения и совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, применённых в конкретном деле (п. «а» ч. 4 и п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции, п. 3 части первой ст. 3, часть первая ст. 96 ФКЗ о КС).
Практика КС допускает жалобы в отношении: постановления прежнего законодательного органа – Верховного Совета Российской Федерации, в том числе находящиеся в прямой связи с законом, применение которого в отрыве от постановления Верховного Совета невозможно (например, Постановление КС от 1 апреля 2014 года № 9-П).
Допустима жалоба как в отношении действующего нормативного правового акта, так и в отношении акта, который был отменён или утратил силу, но продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия (п. 4 ст. 43 ФКЗ о КС).
Проверка ведомственных нормативных правовых актов в КС не осуществляется (например, Определение КС от 25 января 2018 года № 53-О).
КС не сможет решить эту проблему.
КС может проверять конституционность только не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации и только по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 сенаторов или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (гл. X ФКЗ о КС).
КС не сможет решить эту проблему.
КС толкует Конституцию только по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (гл. XIV ФКЗ о КС).
КС не сможет решить эту проблему.
Рассмотрение таких дел не входит в компетенцию КС (ст. 125 Конституции, ст. 3 ФКЗ о КС).
Дела об оспаривании действий (бездействия) представителей власти рассматривают суды общей юрисдикции (гл. 22 КАС России) либо арбитражные суды (гл. 24 АПК России).
КС не сможет решить эту проблему.
Рассмотрение таких дел не входит в компетенцию КС (ст. 125 Конституции, ст. 3 ФКЗ о КС).
Дела об оспаривании решений органов власти рассматривают суды общей юрисдикции (гл. 22 КАС) либо арбитражные суды (гл. 24 АПК).
КС не сможет решить эту проблему.
КС не является вышестоящей инстанцией по отношению к другим судам и не уполномочен проверять законность и обоснованность судебных решений. Правила обжалования судебных решений содержатся в соответствующих процессуальных кодексах (ГПК России, АПК России, УПК России, КАС России, КоАП России).
Практика КС не допускает самостоятельной проверки постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (например, Определение КС от 26 ноября 2018 года № 2859-О).,
При этом в силу части второй ст. 74 ФКЗ о КС толкование закона или подзаконного нормативного правового акта, в том числе в решениях по конкретному делу или в сложившейся правоприменительной практике, подлежит учёту при принятии решения КС по делу.
КС не сможет решить эту проблему.
КС не уполномочен принимать, изменять или отменять законы (подзаконные нормативные правовые акты). Это задача правотворческих органов.
Условие 1 соблюдено.
Жалоба в КС допустима, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в КС, в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с их участием (п. 1 ст. 97 ФКЗ о КС).
Если будут соблюдены условия 2, 3 и 4, КС, возможно, рассмотрит жалобу.
Условие 1 не соблюдено.
ФКЗ о КС и практика КС не допускают рассмотрение жалобы, если:
Условие 1 не соблюдено.
Заявитель в жалобе должен изложить свою позицию по поставленному вопросу и дать её правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции (п. 8 части второй ст. 37 ФКЗ о КС). При этом ссылки на нормы Конституции не должны быть произвольными, иначе они не будут приняты во внимание (например, Определение КС от 10 октября 2002 года № 254-О).
КС не рассмотрит жалобу.
Условие 2 соблюдено.
Жалоба в КС допустима, если нарушение прав произошло в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба (п. 1 ст. 97 ФКЗ о КС).
Если будут соблюдены условия 1, 3 и 4, КС, возможно, рассмотрит жалобу.
до тех пор, пока суд не рассмотрит дело и не вынесет решения.
Жалоба в КС допустима, если нарушение прав произошло в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба (п. 1 ст. 97 ФКЗ о КС).
КС не рассмотрит жалобу.
КС полномочен рассматривать конституционность нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле, по запросам судов (п. 3.1. части 1 ст. 3, ст. 101 ФКЗ о КС). Возможно обратиться к суду (судье), который будет рассматривать дело, с ходатайством о приостановлении производства по делу и о направлении такого запроса. Помните, однако, что суд (судья) не обязан обращаться в КС по требованию участника процесса.
Условие 2 не соблюдено.
Жалоба в КС допустима, если нарушение прав произошло в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба (п. 1 ст. 97 ФКЗ о КС).
КС не рассмотрит жалобу.
Условие 3 соблюдено.
В п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты прав понимается в том числе обращение с кассационной жалобой в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции, то есть, в Верховный Суд.
Если будут соблюдены условия 1, 2 и 4, КС, возможно, рассмотрит жалобу.
Условие 3 соблюдено.
В п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты прав понимается в том числе обращение с надзорной жалобой, если судебные акты не могут быть предметом кассационного обжалования (например, если в качестве суда первой инстанции дело рассматривал Верховный Суд).
Если будут соблюдены условия 1, 2 и 4, КС, возможно, рассмотрит жалобу.
Условие 3 не соблюдено. Исключения: см. далее.
В п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты прав понимается:
1) обращение с кассационной жалобой в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции, т.е. в Верховный Суд;
2) обращение с надзорной жалобой, если судебные акты не могут быть предметом кассационного обжалования (например, если в качестве суда первой инстанции дело рассматривал Верховный Суд).
При этом жалоба в КС допустима, если подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав заявителя или лица, в интересах которого подаётся жалоба.
Исключение 1:
Если практика Верховного Суда или официальное толкование оспариваемого нормативного акта в разъяснениях по вопросам судебной практики свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается, КС может признать внутригосударственные средства судебной защиты прав исчерпанными (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС).
Исключение 2:
До 9 мая 2021 года под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты прав понимается подача любой кассационной жалобы. Если судебный акт подлежит обжалованию только в надзорном порядке, то достаточно факта вступления его в силу (п. 4 ст. 2 ФКЗ от 09.11.2020 о внесении изменений в ФКЗ о КС).
Если оснований для применения исключений нет, КС не рассмотрит жалобу.
Условие 3 не соблюдено. Исключения: см. далее.
В п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты прав понимается:
1) обращение с кассационной жалобой в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции, т.е. в Верховный Суд;
2) обращение с надзорной жалобой, если судебные акты не могут быть предметом кассационного обжалования (например, если в качестве суда первой инстанции дело рассматривал Верховный Суд).
При этом жалоба в КС допустима, если подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав заявителя или лица, в интересах которого подаётся жалоба.
Исключение 1:
Если практика Верховного Суда или официальное толкование оспариваемого нормативного акта в разъяснениях по вопросам судебной практики свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается, КС может признать внутригосударственные средства судебной защиты прав исчерпанными (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС).
Исключение 2:
до 9 мая 2021 года под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты прав понимается подача любой кассационной жалобы. Если судебный акт подлежит обжалованию только в надзорном порядке, то достаточно факта вступления его в силу (п. 4 ст. 2 ФКЗ от 09.11.2020 о внесении изменений в ФКЗ о КС).
Если оснований для применения исключений нет, КС не рассмотрит жалобу.
Условие 4 соблюдено.
Жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты (п. 2 ст. 97 ФКЗ о КС).
Если будут соблюдены условия 1, 2 и 3, КС, возможно, рассмотрит жалобу.
Условие 4 соблюдено.
Жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, в котором был применён соответствующий нормативный акт, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования (п. 2 ст. 97 ФКЗ о КС).
Если будут соблюдены условия 1, 2 и 3, КС, возможно, рассмотрит жалобу.
Условие 4 не соблюдено.
Жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования, – в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применён соответствующий нормативный акт (п. 2 ст. 97 ФКЗ о КС).
КС не рассмотрит жалобу.
ФКЗ о КС не предусматривает возможности восстановления пропущенного срока подачи обращения. Без веских уважительных причин, которые следует изложить письменно, ходатайство о таком восстановлении будет отклонено.
Если Вы дошли до этого шага, у Вас есть все основания действовать.
Последовательно преодолейте пять этапов и оплатите государственную пошлину.
Выработать свою позицию в отношении обжалуемого положения закона означает прийти к уверенности, что оно не соответствует Конституции.
Определите:
Советы, как аргументировать нарушение прав и свобод, можно найти в книгах:
Судебное решение – это всегда ответ на вопрос, заданный в жалобе. Сформулировать требование к КС означает поставить перед ним вопрос, на который будет дан ответ в решении.
В жалобе возможно просить:
Помните два важных момента:
Аргументировать свою позицию означает обосновать её с правовой точки зрения. Это следует делать тщательно и всесторонне.
Чётко и понятно изложите, в чём именно заключается нарушение конституционных прав и свобод заявителя или лица, в интересах которого подаётся жалоба.
Ссылайтесь при этом:
Если учёт фактических обстоятельств важен для правильного понимания обжалуемого положения закона, приведите их для обоснования позиции заявителя в жалобе и подтвердите документально.
Жалоба подаётся в письменной форме. Она должна быть напечатана или написана от руки разборчивым почерком.
ФКЗ о КС не устанавливает требований к объёму жалобы (максимальное или минимальное количество страниц, размер шрифта и т.д.).
Жалоба в обязательном порядке подписывается заявителем.
Если подпись предполагает поставить представитель заявителя (адвокат или лицо, имеющее учёную степень кандидата либо доктора юридических наук), в доверенности, подтверждающей его полномочия, должна быть оговорка о праве подписания жалобы.
В жалобе должны быть указаны:
ФКЗ о КС устанавливает, какие документы (в письменной форме) должны быть приложены к жалобе (ст. 38 и часть вторая ст. 96):
Доверенность от имени организации должна быть подписана её руководителем или иным уполномоченным на это её учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при её наличии).
Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена как доверенность, выданная гражданином.
Доверенность, выданная гражданином, удостоверяется нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает доверитель, либо администрацией медицинской организации, в которой доверитель находится на излечении в стационарных условиях.
Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военных образовательных организаций или членами их семей, могут удостоверяться командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной образовательной организации.
Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, могут удостоверяться начальником соответствующего учреждения.
Важное замечание: если у Вас в силу объективных причин нет возможности направить в КС полные данные о подлежащем проверке акте, его текст, копии документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела, то это само по себе не является препятствием к рассмотрению жалобы. При условии соблюдения иных требований, установленных ФКЗ о КС, недостающие данные и документы могут быть истребованы самим КС и его Секретариатом. Об этом сказано в Определении КС от 27 мая 2004 года № 179-О.
В такой ситуации письменно объясните причину, не позволяющую вам приложить эти документы, и заявите ходатайство об их истребовании.