Что такое конкурентная лицензия
Конкурентные или именные лицензии
Споры по поводу того, какие лицензии выгодней не утихают уже несколько лет. Потому и не утихают, что право на жизнь имеет что тот, что другой подход к лицензированию.
Конкурентные лицензии пришли из CRM-систем. Там это действительно хорошее решение для того, чтобы сэкономить. Еще специалисты говорят, что конкурентные лицензии имеют смысл в PLM-системах и САПР.
Если говорить просто, то конкурентные лицензии — это возможность пользователей работать по очереди. Вы купили десять лицензий на программный продукт. А сотрудников у вас пятнадцать. Но все пятнадцать никогда одновременно в программе не «сидят». Поэтому покупать пятнадцать лицензий нет смысла и можно купить десять.
Однако такой подход действительно имеет смысл только в CRM-системах. Функционал CRM-системы — это от функций предприятия. Это список клиентов, их адресов, контактов, история работы с клиентом, может быть еще что-то. Это не так много. И все остальное сотрудники делают в другом месте (в каком-то другом ПО). Именно поэтому вашим сотрудникам и нет смысла постоянно «сидеть» в программе и есть смысл в конкурентных лицензиях. При использовании CRM-системы никакой срочности не бывает. Самое срочное, что может быть — это занесение контакта клиента. Это может и потерпеть, если в данный момент программа вас «не пускает», поскольку все лицензии заняты.
Когда же у вас в программе весь функционал компании, то ситуация кардинально меняется. Договоры, клиенты, отгрузки, документы, закупки, деловая переписка, предложения, доставки, склады, остатки, техническая информация, маркетинговая информация и т.д. При таком наборе каждый сотрудник проводит в программе всё рабочее время. В результате у пользователей просто нет возможности конкурировать друг с другом при использовании ПО. И в этой ситуации конкурентные лицензии начинают раздражать пользователей.
Кладовщику необходимо отгрузить товар клиенту, но он не может этого сделать. Лицензий-то нет свободных. Придется бежать в офис и просить кого-нибудь выйти из программы. А клиент ждет. И вот этим поиском свободных лицензий вы будете заниматься бесконечно.
Иными словами конкурентные лицензии в ERP-системах — это весьма опасная штука, которая может привести к неприятным последствиям. Потому что деятельность, которую сотрудники ведут в ERP-системе несоизмеримо более важная, чем в CRM-систамах.
Что касается системы лицензирования, которую используем мы, то это именные лицензии. Но привязаны они не к пользователю, а к компьютеру. Как операционная система. За одним компьютером могут работать разные сотрудники. В конце каждого месяца система очищает список лицензий. Это необходимо для того, чтобы освободить лицензии на тех компьютерах, на которых системой перестали пользоваться.
Как узнать количество лицензий?
Открываем Главное меню→Системные настройки→Лицензии:
Для того чтобы лицензия на программу осталась закрепленная за пользователем при ежемесячном обнулении лицензий — в значении параметра Приоритетные лицензии (50173) нужно через запятую указать название лицензий, которые должны остаться. Например, AVAERPWS02, AVAERPWS03.
Название лицензии скопируйте из Главное меню→Системные настройки→Лицензии.
Конкурентные или именные лицензии
Для эффективной работы компании требуются лицензии — конкурентные или именные. Нужно только определиться, какая из лицензий больше подойдет для работы конкретной организации. Важно не ошибиться в выборе, чтобы не переплачивать за неиспользуемый функционал. Но при этом нужно не попасть в простои и предотвратить штрафы от заказчиков. Разбираемся, чем отличаются лицензии и как выбрать.
Этот вид лицензий пришел к нам из CRM-систем, где можно работать по очереди и не тратить лишнего. Например, у вас работает 20 сотрудников, которые только часть рабочего времени проводят в программе, при этом срочности добавления данных нет. В этом случае можно купить не 20, а 10 или 15 лицензий, ведь одновременно все там никогда не сидят. Одновременно в программе смогут находиться столько человек, сколько лицензий куплено.
Если в нужный работнику момент все лицензии заняты, то он не сможет попасть в программу и воспользуется ею позже, когда она освободится.
Но это еще не самое страшное. Из-за неактуальных данных могут появиться расхождения в программе и по факту. Менеджер может случайно продать товар, которого на складе уже нет, а компании придется платить штраф заказчику или неустойку из-за срыва срока поставки.
Если не сможет попасть в программу кладовщик, то это снова срывы, в первую очередь — значительное увеличение времени оформления. Ему придется бегать и искать свободную лицензию, чтобы выполнить все нужные операции. Если клиент будет нетерпелив, то это станет убытком для организации.
Для ERP-систем такой подход довольно опасен и сильно мешает развитию компании. Поэтому не стоит покупать конкурентные лицензии, если работа сотрудников касается логистики, продаж и запасов.
Совершенно другой подход к лицензии. Доступ к программе имеет не сотрудник, а конкретный компьютер, как операционная система, пользователи при этом могут меняться. Здесь также можно купить меньше лицензий, чем сотрудников, просто они будут садиться за определенные компьютеры, чтобы внести изменения.
То есть кладовщик и комплектовщик воспользуются компьютером на складе, чтобы внести все необходимые изменения в программу, заказать нужный объем сырья или оформить товары на отгрузку. В офисе менеджер будет видеть все актуальные изменения, и не продаст отсутствующий товар.
Из минусов — если долгое время не пользоваться программой на определенном компьютере, у него может пропасть лицензия. Но и это можно настроить в параметрах, чтобы лицензия не исчезала.
Работа с лицензиями всегда связана с ограничениями — лицензий хватает не на всех сотрудников или не всем работникам хватает компьютеров в нужный момент. Даже в идеальной модели управления производством не предусмотрено объема лицензий по количеству сотрудников. Всегда приходится рассчитывать и оптимизировать работу персонала. И сделать это можно с помощью LRPI или ERP-систем.
ERP-системы помогают оптимизировать рабочее время. Сотрудники пользуются ими большую часть рабочего времени, при этом сама работа получается прозрачной и эффективной, а данные — актуальными.
Все это значительно помогает не допускать штрафов со стороны заказчика из-за срывов сроков, нарушений логистики или по другим причинам. Так ERP-система помогает убрать очередную точку потерь на предприятии и стать сильнее конкурентов.
Согласно Теории ограничений Голдратта (TOC) нужно находить узкие места или ограничения и последовательно превращать их в достоинства организации. Например, если технолог вовремя не проверит деталь или перед последним цехом соберется гора деталей на обработку, то это тоже кончится простоем или срывом сроков.
В этом помогает технология индикативных очередей актуальных задач — технолог будет видеть, какую деталь нужно собрать прямо сейчас, а какую пока отложить. По объективным индикаторам производства можно отслеживать, не отклоняется ли цех от нормативов работы и в случае необходимости не сложно корректировать работу отдельных подразделений.
Но помните о том, что доверять внедрение автоматизации лучше профессионалу с большим практическим опытом. Если автоматизацией управления производством займутся люди без опыта в нужной сфере, то результатом станут только большие финансовые и временные затраты на бессмысленный проект.
Оптимизацию и повышение дохода компании можно увидеть только в том случае, если внедрением системы управления производством занимается мастер своего дела, а у руководства организации достаточно смелости и внимательности на последовательное исполнение рекомендаций.
Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.
5 типов процедур
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.
Что в итоге?
Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:
Лицензия для бизнеса: когда нужна и как получить
В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП — нужно еще получить лицензию.
Сергей Скрябин
В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП. Для работы нужно получить лицензию государства. Она точно понадобится учебным центрам, барам, медицинским центрам, бизнесам пассажирских перевозок. Рассказываем, что такое лицензия, кому она нужна и как ее получить.
Что такое лицензия
Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Она нужна не всем, а только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с потенциальной угрозой для безопасности людей, государства и окружающей среды.
Полный список лицензируемых видов деятельности с законами и постановлениями о том, что нужно для лицензирования, приводим по ссылке справа.
Виды лицензируемой деятельности | Какой закон регулирует |
---|---|
Пассажирские перевозки | 99-ФЗ |
Оборот спирта | 171-ФЗ |
Производство лекарств | 61-ФЗ |
Медицинские услуги | 99-ФЗ |
Фармацевтика | 99-ФЗ, 61-ФЗ |
Образование | 273-ФЗ |
Транспортировка отходов | 99-ФЗ, 89-ФЗ |
Атомная энергия | 170-ФЗ, 317-ФЗ |
Банки | 395-1 |
Страховые компании | 4015-1, 326-ФЗ |
Профессиональные участники рынка ценных бумаг | 39-ФЗ |
Управление многоквартирными домами | 99-ФЗ |
Шифровальные устройства и шпионское оборудование | 99-ФЗ |
Перед получением лицензии ведомства проверяют, соответствует ли компания или ИП требованиям безопасности. Если все в порядке, бизнес допускают к работе. Это и подтверждает лицензия.
Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф
Как понять, нужна лицензия или нет
Самый надежный способ — свериться со списком. Нет единой базы, где можно проверить, например, по коду ОКВЭД, нужна ли лицензия для конкретного бизнеса. Но по коду ОКВЭД можно узнать название деятельности, чтобы затем проверить ее в списке для лицензирования. Проверить нужно все виды деятельности, которыми занимается бизнес. Сверять только основной вид — ошибка.
Возьмем семейную пиццерию. Проверяем по коду ОКВЭД название деятельности.
Проверьте на сайте «Консультант Плюс», верно ли определен класс через поиск. Это поможет избежать ошибки.
По коду ОКВЭД пиццерии понятно, что ее деятельность связана с продуктами питания и напитками. Проверяем, есть ли подобное в списке.
В списке лицензируемых видов деятельности есть только одна сфера с упоминанием продуктов — деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов. С питанием и напитками — ни одной. Значит, для пиццерии не нужна лицензия.
Но если хозяин кафе добавит в меню алкогольные напитки, лицензия понадобится.
Если вы сомневаетесь, нужна ли лицензия вашему бизнесу, рекомендуем обратиться к юристу.
Когда ИП не может получить лицензию
Некоторые лицензируемые виды деятельности может вести только ООО. Например, лицензия нужна и на охрану магазинов, и на детективную деятельность. Но открыть охранное предприятие может только ООО, а вот работать частным детективом может и ИП.
Лицензируемый вид деятельности | ООО | ИП |
---|---|---|
Медицина, аптеки | ✅ | ✅ |
Продажа гражданского и охотничьего оружия | ✅ | ❌ |
Охрана объектов и имущества | ✅ | ❌ |
Частная детективная деятельность | ✅ | ✅ |
Продажа алкоголя | ✅ | ❌ |
Перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом | ✅ | ❌ |
Перевозка пассажиров автобусами | ✅ | ✅ |
Образовательная деятельность с выдачей документов гособразца | ✅ | ✅ |
Какие есть требования для бизнеса
Для каждого вида лицензируемой деятельности есть положение — это основной документ, в котором перечислены требования и порядок получения лицензии для конкретной сферы. Они касаются помещения, оборудования, документации, квалификации сотрудников.
Чтобы получить лицензию, компания или ИП должны соответствовать всем требованиям.
Кто выдает лицензию
Лицензию выдает ведомство, которое контролирует сферу конкретного бизнеса. Например, образовательную лицензию выдает региональный департамент образования, лицензию на охранную деятельность — Росгвардия, на пассажирские автобусные перевозки — Ространснадзор.
Узнать, где получить лицензию, можно в положении о лицензировании этого вида деятельности или на сайте госуслуг.
Удобнее проверять на портале госуслуг. Так вы узнаете точное название ведомства в вашем регионе, сможете найти адрес и контакты для связи, если появятся вопросы.
Как подать документы на лицензирование
Чтобы получить лицензию, нужно подать документы одним из четырех способов:
Лично. ИП или ООО собирает пакет документов и приходит по адресу лицензирующего ведомства в своем регионе. Стоит заранее позвонить и узнать часы приема.
По почте. Пакет документов нужно заверить у нотариуса, сделать опись письма и отправить по адресу лицензирующего ведомства.
Адрес и контакты лицензирующего ведомства можно узнать на сайте госуслуг.
Чтобы узнать подробнее об услуге или ведомстве, регистрироваться на сайте не нужно.
Через систему электронного документооборота. Для подачи ИП или ООО нужна квалифицированная электронная подпись. Подходит, если бизнес уже зарегистрирован, открывает новое направление, а предприятие работает в системе электронного документооборота.
На сайте госуслуг. Самый быстрый способ, если есть квалифицированная электронная подпись. На сайте есть подсказки по каждому этапу заполнения и подачи форм.
Если у вас нет электронной подписи, нужно собрать пакет документов и обратиться в удостоверяющий центр.
Как получить лицензию
С 1 января 2021 вступили в силу новые правила получения лицензии. Раньше ее получали в электронном или бумажном виде, сейчас лицензия как отдельный бумажный документ не существует. Лицензии хранятся в виде записи в реестре. У каждой сферы свой реестр. ИП или организация может получить выписку из реестра о наличии лицензии, но необходимости в этом нет. Для работы бизнеса записи в реестре достаточно. В случае проверки смотреть все равно будут его.
Заполнить заявление. Единого шаблона заявления нет. Оно различается в зависимости от сферы бизнеса.
В заявлении ИП или компания указывают название и адрес, по которому работает бизнес, код ОКВЭД, ИНН, данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, описывают информацию о сотрудниках.
Шаблон бумажного заявления можно найти в положении о лицензировании вашего вида деятельности или обратиться в лицензирующее ведомство. Для подачи на сайте госуслуг и в системе электронного документооборота заполнять и сканировать бумажный шаблон не нужно: заявление заполняют в электронном виде.
Собрать копии документов. В зависимости от сферы деятельности набор документов будет различаться. Узнать, что именно нужно собрать, можно в положении о лицензировании конкретной деятельности или на сайте госуслуг.
Убедитесь, что услуга предоставляется в вашем регионе.
Нажмите на каждый документ, чтобы увидеть количество копий и возможные способы подачи документа. Электронный — значит, можно загрузить скан или фото, если подаете через сайт госуслуг. Бумажный — нужно заполнить и распечатать, если подаете лично или по почте.
Некоторые копии документов нужно заверить у нотариуса. Об этом будет сказано в списке документов на сайте госуслуг или в положении о лицензировании.
Уплатить госпошлину. Для ИП и ООО размер госпошлины один — 7500 ₽. Исключения касаются только производства и продажи алкоголя:
Реквизиты для платежа можно взять на сайте госуслуг или запросить в лицензирующем ведомстве. Уплатить госпошлину можно через сайт госуслуг, онлайн-банк или в отделении банка.
Подать пакет документов с чеком об уплате госпошлины. Заявление рассмотрят в течение трех рабочих дней. Если в заявлении будет ошибка или не будет хватать документов, его вернут. Исправить и подать документы повторно можно будет в течение 30 дней со дня возврата.
Если с заявлением и документами все будет в порядке, вы получите решение о получении лицензии в течение 45 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Как продлить или переоформить лицензию
В законе о лицензировании и постановлениях о видах деятельности описаны ситуации, когда компаниям и ИП нужно продлить или переоформить лицензию и когда ее могут отозвать.
Продление. Срок большинства лицензий не ограничен. Есть исключения, например для производства и розничной продажи алкоголя срок лицензии — год, для управления многоквартирными домами — пять лет.
Переоформление. Если ИП или компания меняет данные, лицензию нужно переоформить. Например, предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.
ИП открыл детский образовательный центр в Нижнем Новгороде, и лицензию он получал здесь. Через год он открывает филиал во Владимире. Перед открытием филиала ИП должен переоформить лицензию. Например, через сайт госуслуг.
Порядок продления и переоформления лицензий описан в положениях о лицензировании. В обоих случаях ИП или организации нужно заполнить заявление на сайте госуслуг, в системе электронного документооборота, подать лично или по почте. В некоторых случаях нужно заплатить госпошлину.
Когда лицензию могут отозвать
Лицензию могут аннулировать по двум причинам:
Лицензирующие ведомства проводят проверки компаний и ИП. Проверки бывают плановыми — через один и три года после выдачи лицензии — и внеплановыми.
Во время проверок инспекторы смотрят, соблюдает ли бизнес лицензионные требования. Если проверяющие находят нарушения, то компания или ИП получает предписание со списком нарушений. Если бизнес не исправляет нарушения в установленный срок, лицензирующее ведомство обращается в суд. Суд решает, приостановить действие лицензии или аннулировать ее.
Порядок приостановления и аннулирования лицензии описан в постановлениях о конкретном виде деятельности.
Как накажут, если работать без лицензии
За работу без лицензии компания или ИП рискует получить наказание по административной или уголовной статье. Мера наказания зависит от дохода бизнеса и ущерба, если он причинен людям, государству или окружающей среде по вине ИП или компании. Размер ущерба оценивает суд.
Сумма ущерба или дохода ИП или ООО | Мера наказания | Чем регулируется |
---|---|---|
До 2,25 млн рублей | Штраф до 50 000 ₽ Конфискация товаров, сырья или оборудования | Штрафы при работе без лицензии — ст. 14.1 КоАП РФ |
От 2,25 млн рублей | Штраф до 300 000 ₽ Арест до 6 месяцев Обязательные работы сроком до 480 часов | Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ |
От 9 млн рублей | Штраф от 100 000 до 500 000 ₽ Принудительные работы сроком до 5 лет | Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ |
Если ИП или компания работает без лицензии, рискует не только она, но и ее контрагенты.
Во время камеральной проверки налоговая обнаружила, что ИП работает с небольшим охранным предприятием. У предприятия нет лицензии. Для налоговой это повод усомниться в законной деятельности ИП. Налоговая может приехать к ИП с выездной проверкой.
Проверить контрагента можно через электронный сервис налоговой.
Клиенты Тинькофф Бизнеса могут проверить контрагентов через бесплатный сервис в личном кабинете.