Что такое композиция у художников
КОМПОЗИЦИЯ.
В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.
В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.
Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:
1) поиск темы произведения;
2) определение идеи картины;
3) выбор сюжета;
4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;
5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;
6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;
7) определение изобразительного языка и стилизации;
8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;
9) усиление смыслового и композиционного центров;
10) характер и количество деталей и т. д.
4 основных закона композиции:
Правила композиции:
5). Расположение главного на втором плане.
Приёмы композиции:
+ вертикали и горизонтали;
+ контраста:
+ диагоналей (для передачи движения);
+ статики-динамики;
+ равновесия частей;
+ “золотого” сечения;
+ передачи пространства;
+ передачи впечатления монументальности и т.д.
В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.
1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.
2). Композиция в искусстве Древнего Востока.
3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.
4). Композиция в Древней Греции.
Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.
5). Композиция в эпоху Средневековья.
Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.
6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.
Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).
15 типов композиции для художников
Краткий список 15 базовых композиционных архетипов от Эдгара Пейна.
Художник Эдгар Пейн 80 лет назад написал книгу «Композиция уличной живописи». Она до сих пор считается одной из самых важных книг по композиции. В ней Пейн излагает огромный пласт теории и предполагает, что большинство композиций можно отнести к одному из 15 архетипов. Несмотря на то, что эти композиции ориентированы на пейзаж, принципы применимы ко всем жанрам.
Вот его 15 архетипов и сокращенные комментарии к ним:
1. Безмен (простые весы)
Просим прощения за небольшую мыльность — такой был оригинал.
Самая популярная форма композиционного баланса. Шкала с двумя массами неравного размера, точка опоры которых расположена ближе к большей. Точка фокуса должна находиться или рядом с большей массой, или на ней самой. Обычно обе стороны «весов» объединяют визуальной линией. При размещении фигур учитывайте трехмерность пространства: одна фигура может уйти дальше, назад в перспективе; используйте передний, средний и задний планы при размещении масс.
Такой тип композиции привносит в работу чувство баланса, уравновешенности.
2. Шкала баланса (весы)
Чаще всего используется для горных композиций, где точка вершины располагается сверху в центре. Также пригодится в декоративном стиле: для украшения стен или панно.
3. Круг
Круг или «О-композиция» по популярности схожа с безменом. Круг в композиции рисунка не обязательно будет очевиден: это может быть как грубый прослеживаемый круг, так и более неправильные, рваные формы. Кроме того, композиционный круг может принимать форму овала из-за перспективных сокращений. Сюда же входит и “U-форма”, которая образуется за счет переднего плана и двух вертикальных планов по краям.
4. S или сложная кривая
Обычно эта композиция формируется не за счет масс, а за счет линий и краев: например, река или дорога. Если вам нужна точка фокуса в этой композиции, ее следует разместить на точке схода основных линий или рядом с ней. Сложная кривая привносит ритм и движение в композицию.
5. Пирамида
Структура пирамиды или треугольника дает ощущение стабильности и постоянства. Вы можете передать такую композицию линиями, массами или расположением акцентных точек по вершинам условного треугольника.
6. Крест
Этот тип композиции лучше использовать в работах с архитектурой, морскими пейзажами или голыми деревьями. Точку интереса следует размещать рядом с пересечением основных линий.
7. Излучающая (расходящаяся) линия
Эта композиция привлекает внимание к точке фокуса, которая должна быть размещена на линии горизонта или рядом с ней. Имейте в виду, что если сходящиеся линии в композиции непрерывны, это заставляет взгляд зрителя перемещаться слишком быстро; чтобы решить эту проблему, убедитесь, что все линии разорванные или неровные.
8. L-образный или прямоугольный
Эта L-образная композиция похожа на безмен (п.1) и совместима с ним. Это не очень распространенный архетип, так как сложно уравновесить большую вертикальную массу одной горизонтальной линией.
9. Подвешенный Безмен
Перевернутая версия безмена, где массы расположены высоко на холсте, а передний план прост. Здесь могут быть применены те же принципы неравных мер и фокусировки, что и в безменной композиции.
10. Три точки
Это может быть самостоятельная композиция, или ее можно применять в работе с другими типами композиций, такими как безмен или пирамида. Две массы не создают единства так же хорошо, как три. Три — это только минимум, вы можете добавить больше акцентных точек, помогающих достичь композиционного баланса и целостности.
11. Группировка масс
Единство и цельность здесь достигаются объединением нескольких масс в группу. Это наиболее широко используемый в пейзажах и натюрмортах архетип. Такая композиция особенно хорошо работает с деревьями. Легко и лучше всего сочетается с узорными и силуэтными композициями (о них ниже).
12. Диагональная линия
Сперва вы значительно наклоняете основную линию композиции, протягивая ее из верхнего угла в противоположный нижний, после чего противопоставляете ей другие линии или массы. Те части рисунка, что находятся ниже основной диагонали, обычно окрашиваются либо только в темные, либо только в светлые тона. Все, что выше — в противоположные.
13. Туннель
Подобно кругу, туннель зависит от трехмерности пространства в перспективных линиях и плоскостях. Обычно его можно увидеть в проеме с глубиной, как под мостом или сквозь просвет в деревьях.
14. Силуэт
Этот тип композиции все акценты и контрасты сводит к одной массе с более отчетливым контуром. Размещение темных оттенков на светлых или наоборот для создания контрастного края добавляет изюминку композиции. Тона масс должны быть упрощены или обобщены, чтобы показать общий сильный силуэт.
15. Узор, паттерн
Самый абстрактный архетип, полностью зависящий от ощущения единства и цельности. Этот тип полезен для экспериментов и учебы, потому что не позволяет полагаться на принципы и проверяет естественные композиционные способности. Он зависит, в основном, от воображения, изобретательности или инстинктивного чувства гармонии. Точки фокуса в такой композиции необязательны, их может и не быть вовсе.
Конечно, существует бесконечное количество вариаций и комбинаций этих архетипов, и Пейн цитирует многие, многие другие, не перечисленные здесь (например, композиции на основе алфавита). Но эти 15 архетипов охватывают многое, и их стоит запомнить. Вы обнаружите, что наиболее приятные композиции содержат некоторые аспекты одного или нескольких архетипов.
Поэтому в следующий раз, когда вы будете бороться с композицией и снова будете рисовать одно и то же неэффективное решение, спросите себя: «Пробовал ли я другие архетипы?». А затем сделайте это. Попробуйте их все! Простое опробование всех композиционных архетипов вынудит вас отказаться от типичного, бесплодного хода мыслей и, в конечном итоге, направит вас на путь к идеальному решению.
Правила композиции в рисунке: кратко, самое главное
Приветствую! Подарили мне тут скетч-бук, и так сразу захотелось порисовать. И я подумала, что рисовать хотят многие, а умеют единицы, и в моих силах немного уравнять две эти группы. Начинать ведь следует с начала, так что и начнем мы с композиции.
Ведь она — основа любого искусства: рисунок, архитектура, скульптура… Давайте сегодня раз в навсегда усвоим правила композиции в рисунке, а как правильно рисовать, посмотрим попозже.
Что такое композиция
Какие же правила без понимания, что мы вообще хотим поправить? Когда мы смотрим на любую картинку, то наш взгляд за что-то цепляется, да и вообще на картине, как правило, что-то изображено. Даже в картине моря есть кораблики или привлекающие внимание гребни волн. А в картинах неба – выделяющиеся облака.
Общие правила расположения объектов
Я вам сейчас дам сухую теорию, которую вывели умные люди и совершенно не знали художники. Почему не знали? Потому что все правила в искусстве – законы природы. Но некоторые люди их видят и становятся великими художниками, а некоторые – нет. Сейчас можно научиться, а не рассчитывать на природные таланты.
Правило третей
Это самое легкое, что можно придумать. Если вы фотографируете, то и сами знаете это правило, ну или интуитивно видите, на каких фотках оно нарушается.
В рисунке все тоже самое. Лист делится на 9 частей, две линии по горизонтали и две по вертикали. Ели на картинке будет один объект, то его лучше располагать на линиях или в центральном секторе. Если несколько – на линиях. Горизонт, как правило, располагается на нижней горизонтальной линии.
Естественно, многие нарушают это правило. Но, чтобы идти против правил, нужно как минимум эти правила знать, как максимум иметь хорошее природное чувство гармонии.
Золотое сечение
Вариант для продвинутых. Но на самом деле он более интуитивно понятен, хотя и его и сложнее выучить. Мы представляем, что на любой прямой объекты должны находится на расстоянии 38 частей от одного края листа и 62 – от другого. Чтобы получить красивую улиточку, нужно лист делить в данном соотношении, пока не закончится место. Смотрите:
Золотое сечение само по себе – идеальная природная пропорция. На самом деле большая часть природных объектов соответствует этой рассчитанной пропорции. Это деревья, раковины моллюсков, волны… возьмите свои фотографии и в половине вы найдете эту улиточку.
В рисунке придерживайтесь расположения объектов по улитке, это очень прокачает ваше чувство прекрасного и гармонии. Кажется сложным, но глаз быстро привыкает, ведь это заложено самой природой.
Треугольники
Это вариант золотого сечения, но он проще и понятнее. Вы мысленно или физически делите лист на треугольники, из углов идут перпендикуляры.
Далее у вас в картине должно быть три акцента и каждый вы располагаете в пределах соответствующего треугольника. Такие картины будут смотреться гармонично, а от вас не будет требоваться ни расчетов, ни чертежей.
Это основные правила композиции, то есть расположения объектов на листе. Классно работают, если у вас от 1 до 3 акцентов в картине.
Центр композиции
Что такое центр? Естественно, это тот предмет, которые мы выделяем на фоне других предметов. В рисунке его легче выделить, чем в фотографии.
Размер
Выделяется ли слон в посудной лавке? По-моему, да.
Ничего не придумали? Противопоставьте цвет, сделайте объект ярче или бледнее, его заметят.
Линии
Зачем думать, если можно показать, где главное лицо линиями? Это много, где используется в классических картинах, но для непрофессионала неочевидно.
Может ли центров быть несколько? Да легко! Самый простой пример здание без крыши с открытой дверью. Выделяется голубое небо и свет в дверном проеме. Вот вам и два центра.
Перегружена ли картина?
Некоторые картины кажутся симметричными, а некоторые вызывают удивление. Как полотно еще не накренилось? Это больше касается картин, где изображено большое количество объектов. Самый простой пример – натюрморт или баталии.
Самый банальный способ уравновесить вашу картину – расположить объекты треугольников. Один центральный и равномерно вокруг более мелкие объекты. Помните, что излишняя симметрия делает картину скучной.
Второй вариант хорошо работает в цветах. Расположите все объекты по кругу. Такая картина точно будет симметричной, особенно если вы не будете искусственно что-то выделять.
Диагональ или линия. Вот здесь хочется что-то положить на другой край картины, она выглядит несимметричной. Такая композиция тоже много где используется, но художники уравновешивают ее другими способами, а для новичков не рекомендую.
Если вы только начинаете рисовать, то старайтесь уравновешивать картину, при этом избегая излишней симметрии. И не забывайте про акценты.
Размеры
Вы решили нарисовать несколько объектов, какие же выбрать? Например, для натюрморта может сгодиться любой продукт из холодильника, какое разнообразие выбора! Общая рекомендация – не брать продукты одного размера. Если вы берете три объекта, то это может быть капуста, яблоко и клубника, то есть по убывающей размера.
Обратите внимание! Если объекты можно пересчитать беглым взглядом, то их лучше рисовать нечетное количество. Рисуете природу? Выбирайте ракурс с деревьями разного размера, особенно если они служат акцентами. У вас одно дерево?
А вот «поставьте» в противоположный угол людей, телегу, стаю ворон – да что угодно, что уравновесит картину. Это про пункт с расположением предметов, конечно, а тут я пишу, чтобы показать, что второе дерево может и вовсе быть не нужным.
Динамика или статика?
Композиция бывает статичная и динамичная. Художник запечатлевает момент, а мгновение может быть и паузой в движении, не правда ли? Как же передать, что стакан сейчас упадет, а собака на самом деле бежит?
Есть инструменты! Прежде всего, поза. Ну правда, если животное стоит столбом, то какое тут движение? А на восприятие зрителя мы влияем направляющими линиями. В нашем мозгу то, что расположено по горизонтали более подвижно, чем горизонтальные объекты. Так что стоящую чашку – перпендикулярно горизонту, а падающую – под острым углом к горизонту.
Горизонталь или вертикаль?
И еще кусочек. Разные композиции вызывают в зрителе разные эмоции. Ваша картина может быть как бы приплюснутой, горизонтальной. Это вызывает чувство спокойствия, уюта, неизменности.
Вертикаль, например, готический собор, навевает мысли об устремлении вверх, преодолении трудностей, стремлении к идеалам. Диагональ добавляет движение, как дорога уходящая вдаль. И есть ломаные, непрямые линии.
Природа всегда плавная, вы не найдете веточку, которая бы росла под прямым углом, или изломанную линию роста деревьев. Нет, только плавные, закругленные линии. Если же рисуете не природу, а, например, битву или городской пейзаж, то изломов не избежать. Ломаные линии дают картине жизнь, движение.
Перспектива и другие художественные тонкости
Не забывайте, пожалуйста, про восприятие объема и картины в целом. Правильно передавайте перспективу, то есть отношение объектов на разном отдалении от зрителя. Помните, что стоящий человек закрывает головой горизонт, имеет живую позу и скорее всего идет наискосок, а не вдоль линии горизонта.
Но детально это все мы рассмотрим в других статьях. А вы сейчас постарайтесь передать картинку такой, какой вы ее видите. Я бы рекомендовала на начальных этапах делать фотографию и уже с нее рисовать. Так вы увидите правильное расположение ваших предметов на плоскости.
Но и модель убирать не стоит, ведь что-то лучше видно в объеме! Постарайтесь рисовать при естественном или хорошем искусственном освещении, чтобы вы видели правильные цвета ваших моделей.
На этом все
И на сегодня все, сходите в музей, чтобы еще раз увидеть все варианты композиций и приступайте к работе. Напишите, какие еще темы интересны в отношении изобразительного искусства. Полезна ли была эта статья для рисунка и для фотографии?
С вами была Алла, счастливая обладательница скетч-бука и пары классов художественной школы. Что из этого выйдет?
15 типов композиции для художников
Краткий список 15 базовых композиционных архетипов от Эдгара Пейна.
Художник Эдгар Пейн 80 лет назад написал книгу «Композиция уличной живописи». Она до сих пор считается одной из самых важных книг по композиции. В ней Пейн излагает огромный пласт теории и предполагает, что большинство композиций можно отнести к одному из 15 архетипов. Несмотря на то, что эти композиции ориентированы на пейзаж, принципы применимы ко всем жанрам.
Вот его 15 архетипов и сокращённые комментарии к ним.
Самая популярная форма композиционного баланса. Шкала с двумя массами неравного размера, точка опоры которых расположена ближе к большей. Точка фокуса должна находиться или рядом с большей массой, или на ней самой. Обычно обе стороны «весов» объединяют визуальной линией. При размещении фигур учитывайте трехмерность пространства: одна фигура может уйти дальше, назад в перспективе; используйте передний, средний и задний планы при размещении масс.
Такой тип композиции привносит в работу чувство баланса, уравновешенности.
Чаще всего используется для горных композиций, где точка вершины располагается сверху в центре. Также пригодится в декоративном стиле: для украшения стен или панно.
Круг или «О-композиция» по популярности схожа с безменом. Круг в композиции рисунка не обязательно будет очевиден: это может быть как грубый прослеживаемый круг, так и более неправильные, рваные формы. Кроме того, композиционный круг может принимать форму овала из-за перспективных сокращений. Сюда же входит и «U-форма», которая образуется за счёт переднего плана и двух вертикальных планов по краям.
Обычно эта композиция формируется не за счёт масс, а за счёт линий и краёв: например, река или дорога. Если вам нужна точка фокуса в этой композиции, её следует разместить на точке схода основных линий или рядом с ней. Сложная кривая привносит ритм и движение в композицию.
Структура пирамиды или треугольника даёт ощущение стабильности и постоянства. Вы можете передать такую композицию линиями, массами или расположением акцентных точек по вершинам условного треугольника.
Этот тип композиции лучше использовать в работах с архитектурой, морскими пейзажами или голыми деревьями. Точку интереса следует размещать рядом с пересечением основных линий.
Эта композиция привлекает внимание к точке фокуса, которая должна быть размещена на линии горизонта или рядом с ней. Имейте в виду, что если сходящиеся линии в композиции непрерывны, это заставляет взгляд зрителя перемещаться слишком быстро; чтобы решить эту проблему, убедитесь, что все линии разорванные или неровные.
Эта L-образная композиция похожа на безмен (п.1) и совместима с ним. Это не очень распространённый архетип, так как сложно уравновесить большую вертикальную массу одной горизонтальной линией.
Перевернутая версия безмена, где массы расположены высоко на холсте, а передний план прост. Здесь могут быть применены те же принципы неравных мер и фокусировки, что и в безменной композиции.
Это может быть самостоятельная композиция или её можно применять в работе с другими типами композиций, такими как безмен или пирамида. Две массы не создают единства так же хорошо, как три. Три — это только минимум, вы можете добавить больше акцентных точек, помогающих достичь композиционного баланса и целостности.
Единство и цельность здесь достигаются объединением нескольких масс в группу. Это наиболее широко используемый в пейзажах и натюрмортах архетип. Такая композиция особенно хорошо работает с деревьями. Легко и лучше всего сочетается с узорными и силуэтными композициями (о них ниже).
Сперва вы значительно наклоняете основную линию композиции, протягивая ее из верхнего угла в противоположный нижний, после чего противопоставляете ей другие линии или массы. Те части рисунка, что находятся ниже основной диагонали, обычно окрашиваются либо только в темные, либо только в светлые тона. Всё, что выше — в противоположные.
Подобно кругу, туннель зависит от трехмерности пространства в перспективных линиях и плоскостях. Обычно его можно увидеть в проеме с глубиной, как под мостом или сквозь просвет в деревьях.
Этот тип композиции все акценты и контрасты сводит к одной массе с более отчетливым контуром. Размещение темных оттенков на светлых или наоборот для создания контрастного края добавляет изюминку композиции. Тона масс должны быть упрощены или обобщены, чтобы показать общий сильный силуэт.
Самый абстрактный архетип, полностью зависящий от ощущения единства и цельности. Этот тип полезен для экспериментов и учебы, потому что не позволяет полагаться на принципы и проверяет естественные композиционные способности. Он зависит, в основном, от воображения, изобретательности или инстинктивного чувства гармонии. Точки фокуса в такой композиции необязательны, их может и не быть вовсе.
Конечно, существует бесконечное количество вариаций и комбинаций этих архетипов, и Пейн цитирует многие, многие другие, не перечисленные здесь (например, композиции на основе алфавита). Но эти 15 архетипов охватывают многое, и их стоит запомнить. Вы обнаружите, что наиболее приятные композиции содержат некоторые аспекты одного или нескольких архетипов.
Поэтому в следующий раз, когда вы будете бороться с композицией и снова будете рисовать одно и то же неэффективное решение, спросите себя: «Пробовал ли я другие архетипы?». А затем сделайте это. Попробуйте их все! Простое опробование всех композиционных архетипов вынудит вас отказаться от типичного, бесплодного хода мыслей и, в конечном итоге, направит вас на путь к идеальному решению.
Оригинал статьи. Перевод сделан Александрой Супрун специально для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.