Что такое компоненты образовательной программы
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемnovschool8.ucoz.lv
Похожие презентации
Презентация на тему: » Тема Структурные компоненты основной образовательной программы (начального, основного, среднего (полного) общего образования). Губанова Е.В., к.п.н., доцент.» — Транскрипт:
1 Тема Структурные компоненты основной образовательной программы (начального, основного, среднего (полного) общего образования). Губанова Е.В., к.п.н., доцент 2010 г.
2 В требованиях к структуре основной образовательной программы: Зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение: ФГОС НОО: 80% и 20% (п.15); ФГОС ООО: 70% и30%; Проект ФГОС СПОО: 40% и 60%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Определены разделы ООП и представлены их характеристики. Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности, в учебный план включена внеурочная деятельность.
3 Преобразования Основная школа Создание условий для развития у школьников способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Создание условий для развития у школьников способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Разнообразие видов деятельности ребенка (в том числе, проектной деятельности). Разнообразие видов деятельности ребенка (в том числе, проектной деятельности).
4 Планируемыерезультаты Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Учебный план ПрограммаразвитияУУДПрограмма воспитания и социализации социализацииПрограммы отдельных отдельныхучебныхпредметов(курсов) Формирование и развитие и развитиеИКТ-компетентности Системаоценки Профессиональнаяориентацияобучающихся ТРЕБОВАНИЯ Учебно- исследовательская и проектная деятельность Описание структуры основной образовательной программы основного общего образования ПояснительнаязапискаПрограммакоррекционной работы работы 4 Духовно-нравственное развитие и воспитание Система условий реализации ООП Ц е л е в о й р а з д е л С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
5 Основная школа 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Система оценки. 2. Содержательный раздел 2.1. Программа развития универсальных учебных действий Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план основного общего образования Система условий реализации ООП основного общего образования.
6 Преобразования Старшая школа Профильная школа, школа профессионального самоопределения
7 Планируемыерезультаты Формированиекультурыздорового и безопасного образа жизни, экологическойкультуры Учебный план ПрограммаразвитияУУДПрограммаДНРВиСПрограммы отдельных отдельныхучебныхпредметов(курсов)Системаоценки Социальная деятельность и профессиональная профессиональнаяориентация ТРЕБОВАНИЯ Учебно-исследовательская и проектная и проектная деятельность деятельность Описание структуры основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (проект). ПояснительнаязапискаПрограмма работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами 7 Духовно-нравственное развитие и воспитание Система условий реализации ООП Ц е л е в о й р а з д е л С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
8 Старшая школа 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Система оценки. 2. Содержательный раздел 2.1. Программа развития универсальных учебных действий Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план среднего (полного) общего образования Система условий реализации ООП среднего (полного) общего образования.
9 Предметные результаты среднее (полное) общее образование Предметные результаты устанавливаются на трех уровнях: интегрированном (общеобразовательном); интегрированном (общеобразовательном); базовом; базовом; профильном. профильном. 9
13 Учебный план в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся: 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, в том числе, отражающую их индивидуальные, этнокультурные и иные запросы; 2) предусматривает изучение учебных предметов на трех уровнях: интегрированном (общеобразовательном), базовом или профильном; 3) обеспечивает возможность разработки с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальных учебных планов обучающихся.
14 Проект: старшая школа Индивидуальные учебные планы Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Тьютор образовательного учреждения.
15 Индивидуальные учебные планы Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).
16 Проектирование индивидуальной образовательной программы. – соответствовать социальному заказу; – обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; – соответствовать образовательным стандартам; – способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся; – способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей; – стимулировать использование более эффективных образовательных технологий; – соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы и санитарно-гигиеническим требованиям; – способствовать развитию учащегося.
17 Образовательная программа определяет цели и ценности; адресность образовательной программы; учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительная записка к нему; характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану; описание организационно-педагогических условий, гигиенических требований к образовательным программам, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута; систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся; описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы. + программы внеучебной деятельности, взаимосвязанные с учебными программами, программы дополнительного образования и т.д.
18 Компоненты индивидуальной образовательной программы 1) ценности образовательной программы (определяет обучающийся); 2) цель образовательной программы (определяет обучающийся); 3) индивидуальный учебный план (определяет обучающийся); 4) характеристику учебных программ (составляют или учителя, или учащиеся совместно с учителями; 5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута (составляют педагоги); 6) систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся); 7) описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся); 8) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся).
19 НАГРУЗКА ПО БУПУ НОООООС(П)ОО Срок обучения452 Количество часов учебных занятий – (30 час.) – 2520 (36 час.) Количество часов внеурочной деятельности до 1350 час.до 1750 час.
Доклад на тему: «Структура ООП ООО» с презентацией
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Доклад к педсовету Структура ООП ООО.docx
Доклад к педагогическому совету на тему:
«Структура основной образовательной программы
основного общего образования»
ООП ООО в ОУ, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования.
Назначение компонентов ООП ООО
Содержание компонентов ООП ООО
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ( определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов)
1.1. Пояснительная записка
1) цель и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП ООО;
2) принципы и подходы к формированию ООП ООО;
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися ООП ООО в соответствии с требованиями Стандарта.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения ООП ООО;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения ООП ООО;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, как основы для оценки деятельности ОУ и системы образования разного уровня.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ (определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов)
2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
должна быть направлена на:
реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения ООП ООО, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
повышение эффективности освоения обучающимися ООП ООО, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта;
2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;
3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;
4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;
9) описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию УУД у обучающихся;
11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных
должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ООО
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Программа должна быть направлена на:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО;
формирование экологической культуры.
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
2.4. Программа коррекционной работы
должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении ООП ООО, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Программа должна обеспечивать:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими ООП и их дальнейшую интеграцию в ОУ;
реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых ОУ совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования;
2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;
3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;
4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
5) планируемые результаты коррекционной работы.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ( определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы )
3.1. Учебный план основного общего образования
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных планов.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
математика и информатика ( математика, алгебра, геометрия, информатика);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Учебный план ОУ должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
должна разрабатываться на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ООО.
Система условий должна учитывать организационную структуру ОУ, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).
— описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;
— обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;
— механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
— сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
— контроль состояния системы условий.
Описание системы условий должно опираться на локальные акты ОУ, нормативные правовые акты муниципального, регионального, федерального уровней.