Что такое комплект мебели согласно закона о защите прав потребителей
Можно ли обменять мебель надлежащего качества, если она не подошла по фасону, размеру, расцветке или комплектности?
1. В соответствии со статьей 25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Покупатель имеет право на обмен качественной мебели в течение 14 дней, не считая дня его покупки, если мебель:
А) не является мебельным комплектом или мебельным гарнитуром (состоящих из нескольких изделий)
Б) не была в употреблении, сохранила товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки.
При покупке мебельных гарнитуров и комплектов мебели потребитель точно должен знать: какого размера, какой формы, расцветки и комплектации ему нужна мебель. Это необходимо знать, потому что, после принятия товара потребителю уже будет затруднительно вернуть его в магазин, сославшись на 14-дневный срок возврата (ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей»), если купленный товар по форме, габаритам, размерам, комплектации и др. не подошел ему.
Законодатель Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 утвердил «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» ограничив возможность возврата бытовой мебели (мебельных гарнитуров и комплектов) по вышеуказанным основаниям.
Однако, если в товаре имеется недостаток потребитель вправе потребовать его обмена на основании статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», а также предъявить иные требования указанные в данной статье.
Примечание: Покупатель(потребитель) вправе при приобретении мебели по образцам отказаться от исполнения договора купли-продажи мебели до ее передачи покупателю. При отказе от мебели по данному основанию потребитель обязан возместить продавцу расходы которые он понес в связи с исполнением договора.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ МЕБЕЛИ
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ
ПРИ ПОКУПКЕ МЕБЕЛИ
Вообразить уютную квартиру без мебели достаточно трудно, и потому время от времени каждый из нас сталкивается с необходимостью совершения приятных покупок. Обычно предметы мебели покупаются не на один год и потому, отправляясь в магазин, важно четко знать свои права потребителя.
Особенности продажи мебели:
· Образцы мебели, предлагаемые к продаже, должны быть выставлены в торговом зале таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра.
· Продавец обязан осуществлять предпродажную подготовку мебели, включающую в себя проверку комплектности, наличия необходимых для сборки деталей, схем сборки мебели (если мебель является разборной), а также проверку наличия всех предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели.
· При продаже мебели покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.
· Сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
— фирменное наименование и место нахождения изготовителя товара, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей;
— обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
— сведения об основных потребительских свойствах товара;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товара (инструкция);
— гарантийный срок, если он установлен изготовителем для конкретного товара;
— цену и условия приобретения товара.
— если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
— об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом),
— сведения о функциональном назначении;
— сведения о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке;
— сведения о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара покупателю.
В соответствии со ст. 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.
1. Мебель надлежащего качества (без недостатков) (мебельные гарнитуры и комплекты) не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней (Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.);
2. На мебель не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;
3. Вернуть мебель в магазин можно только при наличии недостатков, либо в том случае, если Вам в момент заключения договора (т.е. при покупке) не предоставлена полная и достоверная информация о товаре.
Если в мебели обнаружены недостатки
Недостаток товара— несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используются, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при продаже товара по образцу и (или описанию).
В соответствии со ст. 18 Закона потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе предъявить продавцу одно из следующих требований:
— замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.
По общему правилу, данные требования можно предъявить, если недостаток обнаруженв течение гарантийного срока. В этом случае Закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара.
Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.
Если по результатам проверки качества между Продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если экспертиза установит, что недостатки мебели являютсяпроизводственными, Продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование (например, заменить товар).
Если экспертиза установит, что недостатки мебели являютсяэксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение. Экспертиза проводится аккредитованным экспертом, по результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.
Обратите внимание!Установление гарантийного срока изготовителем (исполнителем) является его правом, а не обязанностью.
Если гарантийный срок не был установлен или уже истек (но с момента покупки не прошло двух лет), то потребитель не лишается права предъявить одно из указанных выше требований. Отличие состоит в том, что бремя доказывания того, что недостатки в мебели являются производственными, лежит на потребителе. То есть, если потребитель при обращении к продавцу не получил удовлетворения своего требования, то он должен за свой счёт провести экспертизу качества данной мебели.
Порядок действий потребителя
Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к Продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями. Рекомендуем приложить к претензии копии кассового, товарного чеков и гарантийного талона. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остаётся у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Бракованная мебель
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закона) в случае обнаружения в товаре недостатков, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
В соответствии со ст. 19 Закона указанные требования покупатель может предъявить к продавцу (по месту приобретения товара) в период гарантийного срока. На основании п. 5 ст. 18 Закона продавец обязан принять товар ненадлежащего качества, провести проверку его качества, а при спорных вопросах о причинах возникновения недостатков – провести экспертизу товара. Потребитель вправе участвовать при проверке качества товара, присутствовать при проведении экспертизы. В случае несогласия с ее результатами покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если гарантийные сроки на мебель не установлены изготовителем (продавцом) либо истекли, покупатель вправе предъявить вышеуказанные требования к продавцу в пределах 2-х лет, если докажет, что недостатки в товаре возникли по вине изготовителя.
При предъявлении требования, потребитель обязан вернуть мебель продавцу, при этом доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов осуществляется силами и за счет продавца, в соответствии со ст. 18 Закона.
Для реализации права, предусмотренного указанной статьей Закона, потребителю необходимо составить претензию (заявление) на возврат мебели. Указанную претензию необходимо предъявить продавцу таким образом, чтобы у потребителя остались доказательства его предъявления. Это может быть либо отметка продавца на копии письменного требования, либо документы, подтверждающие отправку требования по почте (чек, уведомление).
В соответствии со ст. 22 Закона, потребитель имеет право предъявить требования о:
— соразмерном уменьшении цены мебели;
— возмещении расходов на устранение недостатков;
— возврате денег за товар (мебель) ненадлежащего качества;
Указанные требования потребителя продавец обязан удовлетворить в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования.
На основании ст. 23 Закона, в случае нарушения сроков возврата денежных средств за мебель, с продавца взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости мебели за каждый день просрочки удовлетворения требования.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
Памятка потребителю при заказе и покупке мебели
Памятка потребителю при заказе и покупке мебели
При оформлении заказов на мебель существует два типа договоров. Разница между ними заключается в том, с кем именно потребитель подписывает договор. Договор подряда заключается с исполнителем. Если же фирма (магазин) просто перекупает мебель у изготовителей или третьих лиц, с ней заключается договор купли-продажи. От того, какой именно договор подписал потребитель, зависит, какими правами он сможет воспользоваться.
Важно проследить, чтобы в договоре, особенно при покупке мебели по каталогам, были указаны сведения об адресе (местонахождении продавца), месте изготовления мебели, цене и условиях ее приобретения, о доставке, и сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Информация о мебели должна содержать сведения:
— фирменное наименование и место нахождения изготовителя товара, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей;
— обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
— сведения об основных потребительских свойствах товара;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товара (инструкция);
— гарантийный срок, если он установлен изготовителем для конкретного товара;
— цену и условия приобретения товара.
— если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом;
— сведения о функциональном назначении;
— сведения о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке;
— сведения о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара покупателю.
Кроме договора изготовитель (исполнитель) должен выдать следующие документы:
— Лист замеров. Если вы заказываете комплект мебели по индивидуальному заказу, к потребителю на дом должен приехать замерщик. Все измерения он должен проводит в присутствии заказчика. Лист замеров подписывается обеими сторонами.
— Дизайн-проект составляется на основе листа замеров и также подписывается обеими сторонами.
— Спецификация с полным перечнем элементов, их стоимостью и артикулами.
— Кассовые (товарные) чеки на оплату товара.
— Договор на сборку и монтаж мебели.
— Инструкция по эксплуатации и сборке мебели.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.
Мебельные магазины предлагают потребителям выбрать мебель по каталогам.
Для такого рода покупок существует законодательный акт – «Правила продажи товаров дистанционным способом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612. Согласно которого продавец в момент доставки должен в письменной форме предоставить покупателю полную информацию о товаре, в том числе о его основных свойствах, сроках возврата товара, гарантийном сроке.
Отказаться от товара, купленного по каталогам или другим дистанционным способом, можно в любой момент до его получения и в течение 7 дней после. Если же в документах, представленных продавцом, ничего не сказано о порядке и сроках возврата, в таком случае этот срок продлевается до 3 месяцев с момента передачи товара.
Продавец обязан осуществить предпродажную подготовку мебели, включающую в себя проверку комплектности, наличия необходимых для сборки деталей, схем сборки мебели (если мебель является разборной), а также проверку наличия всех предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели.
При продаже мебели покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.
Сборка и доставка мебели осуществляется за отдельную плату, если иное не установлено договором.
Качество полученной мебели и количество ее элементов отражаются в акте приемки-передачи, который подписывают заказчик и представитель продавца (изготовителя). Если мебель доставлена в запечатанном виде и упакована в герметичные коробки, в документе нужно указать количество коробок и то, что их содержимое не осматривалось. Вскрывать упаковку мебели в таких случаях желательно в присутствии свидетелей (либо представителей фирмы). Что касается сроков сборки, то они должны быть оговорены в договоре. Если же исполнитель нарушит свои обязательства, заказчик вправе потребовать выплаты неустойки (пени) за нарушение сроков сборки. Если цена сборки оговорена отдельно, неустойка составит 3% от этой стоимости сборки. Если же она не оговорена, неустойка рассчитывается исходя из общей цены заказа (п.5 ст.28 Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Возврат качественной мебели
При покупке кухонных, столовых или спальных гарнитуров, наборов для ванной комнаты, шкафов-купе, стенок и других комплектов, а также мебели, изготовленной на заказ вернуть нельзя, если в ней нет недостатков и дефектов, брака. Мебель входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмен на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
А вот отдельные предметы обстановки, к примеру, диван, стол, шкаф можно вернуть на основании ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
— назначить исполнителю новый срок;
— поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
— отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Если в мебели обнаружены недостатки:
Если потребитель обнаружил в мебели недостатки, которые не были оговорены продавцом и оговорены в договоре, потребитель по своему выбору вправе:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Для предъявления любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями.
Подать претензию можно несколькими способами: вручить лично, отправить по почте, вручить при свидетелях.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Приобретаем мебель
Вы решили приобрести мебель. Казалось бы, чего проще: приходите в мебельный салон, выбираете понравившийся вариант, оплачиваете по чеку и вот оно: желанный мягкий гарнитур или стильный шкаф украшает ваше жилище. К сожалению, на деле проблема выбора оказывается более глубокой: заминки при доставке, сборке, несоответствие реальных размеров мебели, неподходящая фурнитура, возвраты, написание претензий т.д. вплоть до отстаивания своих интересов в судебном порядке.
Остановимся на том, что необходимо знать потребителю при покупке мебели.
Когда Вы приобретаете мебель по образцам в магазине, или по каталогам (т.е дистанционно), в обязанности продавца, входит заключение договора с Вами, как с покупателем. От того, какой именно договор подписал потребитель (договор подряда с изготовителем, т.е. на изготовление мебели, или договор купли-продажи), зависит, какими правами он может воспользоваться.
Следующее, что Вы должны пристально изучить, это механизмы, входящие в состав мебели: направляющие колесики выдвижных частей, петли, раскладные элементы. Самостоятельно в магазине несколько раз сложите и разложите диван, эти действия не должны вызывать затруднений, не должно быть посторонних звуков и заеданий. Помните: механизмы с доводчиками и автоматической фиксацией дверок, которые так часто используются в кухонной мебели, также не должны хлопать и скрипеть, но они требуют особого ухода при эксплуатации. Не меньше времени нужно уделить внимание качеству мебельной фурнитуры, долголетие службы изделия напрямую зависит от Вашей внимательности к этим элементам.
Иногда причина проблем с мебелью кроется в неправильной сборке, совершенной неопытными мастерами, ошибки которых требуют дополнительных материальных затрат. Вы решили собирать мебель сами? Значит, вам должны предоставить подробную инструкцию по сборке купленной мебели со всеми схемами монтажа, а также инструкции по уходу и эксплуатации.
О сроках доставки и сборки мебели. После доставки мебели на дом, еще раз внимательно осмотрите ее, убедитесь, что на товаре нет сколов, трещин и других дефектов, так как при транспортировке что-то могло повредиться, а за это отвечает доставщик. Заказчик и представитель продавца должны подписать акт приемки-передачи, в котором отражается качество мебели и количество ее элементов. Если изделие запечатано, рекомендуется вскрывать упаковку мебели в присутствии представителя продавца, либо представителей фирмы, которая будет собирать мебель.
Сроки сборки должны быть оговорены в договоре. Если исполнитель нарушил свои обязательства, заказчик вправе потребовать выплаты неустойки (пени) за нарушение сроков сборки. Если цена сборки оговорена отдельно, неустойка составит 3% от этой стоимости в день, но не выше общей стоимости сборки. Если в договоре нет разделения цены приобретаемых товаров и приобретаемых услуг или работ, под ценой заказа следует понимать их общую цену (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Нарушение сроков выполнения работ или услуг является существенным нарушением, предполагающим ответственность исполнителя.
С учетом огромного количества производителей, разнообразного ассортимента, у потребителя при покупке мебели есть огромный выбор вариантов. Постарайтесь внимательно подойти к этому вопросу, потому что мебель Вы приобретаете для себя и своих близких. Правильно выбранная качественная мебель способна радовать своего владельца на протяжении многих лет.