Что такое комплаенс менеджер
Кто такой комплаенс-менеджер и чем он занимается
Как это работает?
Комплаенс-менеджер (Compliance Officer) — это многогранная должность «защитника» бизнеса. В его зону ответственности входят:
Должностные обязанности комплаенс-офицера
Как упоминалось выше, такой сотрудник отвечает за соответствие компании и ее работников нормам законодательства, стандартам КНО, правилам отраслевых ассоциаций, корпоративным устоям, этическим принципам.
Комплаенс-менеджер анализирует информацию об объектах сделок, оценивает коррупционные, санкционные и прочие риски, занимается разработкой и внедрением стратегии по направлению комплаенс-контроля. Также работник, ответственный за комплаенс, проводит правовую экспертизу локальной документации, принимает участие в аудитах.
Среди основных обязанностей менеджера по комплаенс, которые чаще всего встречаются в должностных инструкциях, можно выделить:
Карьера и уровень зарплаты
Должность комплаенс-менеджера особо востребована в банковских и кредитных организациях, крупных коммерческих и некоммерческий предприятиях различных отраслей экономики, аудиторских компаниях.
Получить необходимые знания и навыки можно на курсах профессиональной переподготовки. Обучение возможно на базе имеющегося высшего образования.
При наличии сертификата, подтверждающего полученные знания по специальности, можно рассчитывать на заработную плату от 50 000 руб. Средний уровень дохода комплаенс-офицера со стажем работы 3 года — от 80 000 руб.
Основные требования к кандидату
Для эффективного и качественного выполнения должностных обязанностей менеджера по комплаенс сотруднику необходимо:
Где получить образование?
Национальная Ассоциация Комплаенс на базе МГУ им. М.В. Ломоносова и РЭУ им. Г.В. Плеханова проводит ежемесячные курсы повышения квалификации по специальности «Комплаенс-менеджер».
По окончании обучения при успешном прохождении итогового тестирования студентам выдается сертификат установленного образца, подтверждающий возможность специалиста занимать должность комплаенс-офицера.
Что такое комплаенс и для чего он нужен
Что такое комплаенс
Комплаенс — это комплекс инициатив, направленный на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона.
Функции комплаенс-контроля
За последние несколько лет количество налоговых проверок в сфере малого и среднего бизнеса возросло многократно. На сегодняшний день спектр полномочий ФНС расширился до отслеживания денежных переводов физических лиц, и ожидать послабления предпринимателям от органов государственной власти не стоит. На фоне этого растет количество компаний, переводящих свой бизнес в «белый» сегмент, что сразу вызывает необходимость перестройки бизнес-процессов и логики функционирования компании.
В разных сегментах бизнеса нормальной практикой являются неформальные вознаграждения, подарки и другие способы поощрения менеджмента или иных лиц, принимающих решения, предлагающих более выгодные условия сотрудничества с клиентами фирмы. По сути своей, это является нарушением закона, которое может повлечь уголовное преследование руководящего состава и дальнейшие неблагоприятные последствия для самой организации.
В связи с этим многие компании озаботились вопросом удержания деятельности сотрудников в рамках правового поля. Именно в этих обстоятельствах комплаенс проявляет себя как наиболее эффективная стратегия. Он позволяет перераспределить информационные потоки и управленческие шаблоны таким образом, чтобы минимизировать риски для компании, вызванные некорректным поведением сотрудников, ответственных лиц и управляющих.
Это не только про внутренний регламент
Комплаенс не следует путать с внутренними правилами и распорядками компании. Режим, устанавливаемый в той или иной организации, обязательный к исполнению всеми её сотрудниками и управляющими — это не то, что подразумевается под данным термином.
Основная суть комплаенс — строгое следование компании нормам, установленным законодательными и регулирующими органами. Помимо законов это могут быть и отраслевые стандарты, не обязательные к исполнению. Хотя всё зависит от того, во сколько организация оценивает свою репутацию.
Во многих случаях крупные компании учреждают отдел или службу, отвечающую за комплаенс. В частности, это распространённая практика среди финансовых организаций как в России, так и за рубежом. В этой отрасли наиболее масштабно применяется институциональное регулирование — например, со стороны Центрального Банка. За строгое соответствие нормам в больших компаниях отвечают департаменты, а организации поменьше прибегают к помощи специалистов по соблюдению требований.
Риски
Несоответствие регулятивным нормам и стандартам может повлечь ряд неблагоприятных событий и санкций. Если организация должна быть аккредитована некой второй стороной, то в случае проблем в области комплаенс аккредитация может быть отозвана. Например, интегратор, внедряющий по лицензии высокотехнологичный продукт, оказывается замешан в коррупционном скандале — тогда велика вероятность того, что вендор у такого интегратора отзовёт лицензию временно или навсегда.
Это не так критично, как, к примеру, серьёзные нарушения противопожарной безопасности на производственном предприятии или в местах массового скопления людей. Подобное может повлечь разбирательства с государственными органами надзора.
В общем и целом, комплаенс — это те правила, которые касаются вопросов сохранения репутации и активов бизнеса. Они помогают избежать проблем с регуляторами, ответственными за соблюдение чистоты ведения деловой активности хозяйствующими субъектами экономики.
Функции внутреннего контроля и комплаенс
К комплаенс относятся не какие-то особые меры, выделенные законодательно в одноимённый комплекс требований. Отнюдь, комплаенс — понятие комплексное, в которое входят многие широко применяемые нормы регулирования. Например:
Пожалуй, самое распространённое обязательство любой работающей по закону организации. Оно заключается в том, что вы, как субъект, предоставляющий гражданам рабочие места, обязаны также позаботиться и о том, чтобы в процессе работы с вашими сотрудниками было всё в порядке. Их здоровье и жизнь должны быть в безопасности на время пребывания на территории вашей организации или в процессе выполнения рабочих обязанностей за её пределами.
В последнем случае есть нюансы и сложности, но в целом существует ряд мер, которые работодатель прямо или косвенно принимает, чтобы по возможности обеспечить охрану труда своего сотрудника даже дистанционно.
Что касается работы на территории нанимателя, то в качестве примера можно привести такие простейшие элементы безопасности, как аптечка или дежурный сотрудник, способный оказать первую помощь.
Её соблюдение также критично и учитывается ещё до запуска в работу помещения, в отношении которого должны быть соблюдены данные меры. Прежде чем открыть свой офис или торговую площадь, посадить туда сотрудников или начать принимать клиентов, вы должны убедиться, а главное — убедить надзорные органы, в том, что помещение соответствует всем принятым государством нормам пожарной безопасности.
Необходимо наличие системы открытых аварийных выходов, указателей, пожарной сигнализации и системы пожаротушения, огнетушителя, планов эвакуации. Если мы говорим о производстве или фабрике по приготовлению пищи, то список становится гораздо длиннее стандартного.
Очередь айти и маркетологов. Короче говоря — диджитала. Для всех нас является фактором дискомфорта, если выражаться прилично, не прибегая к фольклору, факт вступления в силу регламента о защите персональных данных граждан Евросоюза. Учитывая, что интернет — свободное пространство, в любом сервисе, который предоставляет онлайн-услуги вне зависимости от территориальной принадлежности клиента, может зарегистрироваться гражданин ЕС.
Так вот, наверняка многие помнят, как, начиная с весны 2017, многие сервисы «взбесились» и начали наперегонки присылать нам на почту уведомления о внесении изменений в пользовательское соглашение. Также на большинстве сайтов появились предупреждения о сборе cookie посетителей. Это и есть следствия принятия GDPR.
Несоблюдение положений регламента может повлечь многомиллионные штрафы в евро, что подстёгивает внимательно относиться к процедурам обработки персональных данных.
Где и как комплаенс-контроль внедряется в России
Регулирование
В нашей стране комплаенс-контроль внедряется в культуру ведения бизнеса не только со стороны государства в виде самих собой разумеющихся норм и законов, но и в рамках саморегулирования рыночных субъектов. То есть, в России с 2012 года действует отдельная Национальная Ассоциация Комплаенс.
Как сообщает сама Ассоциация, заделом для комплексного развития комплаенс-контроля в РФ послужила неблагоприятная ситуация на рынке. В момент перехода к рыночной экономике ситуация в национальном хозяйстве моментально откатилась к принципам диких джунглей. Длительное время в экономике царила бессистемность. Компании действовали без определённой стратегии, нарушали правила и стандарты. Многие столкнулись с проблемами ввиду погони за сверхприбылью и отсутствия элементарного планирования.
На определённом этапе компании стали заботиться об управлении рисками. Выделяют 3 типа:
Классификация на самом деле сложная и многоуровневая, но в этом списке приведены самые основные виды рисков, которые могут повлечь финансовые и репутационные потери экономических субъектов. Чтобы избежать подобного, управленцы более тщательно внедряют риск-менеджмент. Его частью является предмет статьи — комплаенс-контроль.
Верный способ избежать риска потери денег на рекламу — использовать автоматизацию контекстной рекламы Calltouch. Вы выбираете стратегию, а оптимизатор считает за вас: максимум конверсий для фиксированной средней цены и среднесуточного бюджета на группу компаний. Программа помогает достичь лучших результатов по рекламным кампаниям: цена на лиды уменьшается, а количество лидов и прибыль увеличиваются.
Оптимизатор
Компании прибегают к комплексному подходу управления репутацией. Разрабатываются механизмы по соблюдению регулятивных норм и деловых стандартов.
В числе главных политик, к которым обращаются, компании можно назвать:
В частности, многие организации озабочены внедрением комплаенс в связи с активной работой с зарубежными партнёрами. Это критически важный аспект, так как в данном случае субъект подпадает под нормы международного права, бизнес-этики и стандартов ведения дел в своей сфере.
Тем не менее, законодательно закреплённого контроля и управления комплаенс в российской практике не встречается. Экономические агенты в этом вопросе вынуждены опираться на собственное понимание того, что может подразумеваться под этим термином. Дорожащие репутацией компании стараются учесть как можно больше факторов риска, и для них определение комплаенса шире, чем для остальных.
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок
Логистический партнер для бизнеса и частных лиц
Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса
Примеры
Одним из ярчайших примеров внедрения контроля комплаенс в современной России является Сбербанк. Будучи флагманом инноваций в области финансовых услуг, он одним из первых на рынке внедрил данный подход сначала для топ-менеджмента, а затем и во всей структуре банковской сети.
Как пишет Сбербанк у себя на сайте, благодаря освоению передовых подходов и технологий, организации удалось добиться больших успехов в следующих сферах:
Благодаря перечисленным результатам, Сбербанк был удостоен сертификатов
ISO 37001:2016 — «Менеджмент противодействия коррупции», а также ISO 19600:2014 — «Управление функцией комплаенс».
Еще одним примером внедрения в своей повседневной практике комплаенс-контроля является компания Билайн. В связи с тем, что ей как и Сбербанку, приходится работать с персональными данными пользователей, а также с финансами, вопрос безопасности и финансовой чистоты для нее приоритетен. Именно поэтому Билайн сделала упор на мониторинг следующих показателей:
Внедрение комплаенс-контроля в организации
Контроль в сфере комплаенс может быть индивидуальным для вашей организации, но в целом этот процесс выражается последовательностью общих действий, подходящих почти всем.
Комплаенс-офицер: чем занимается и каковы его обязанности?
Комплаенс — отдельная независимая функция превентивного воздействия. Ее невозможно совместить: она стала сложнее, многограннее, более ответственной, так как регулятивный ландшафт постоянно меняется. Например, Государственная Дума ежегодно принимает более 500 законов.
Важно иметь в виду, что менеджер по рискам и комплаенс-офицер — это разные специалисты. Риск-менеджер держит в фокусе только риски и стандарты по ним. Комплаенс-офицер смотрит более широко, отвечая, в том числе, за культуру и этику.
Место комплаенс в организации
Модель трех линий защиты COSO (Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея) предполагает следующую структуру:
Система комплаенс предусматривает осуществление взаимодействия всех элементов, которые есть в ее инструментарии, и слаженную работу всех ее участников. Непосредственно подразделение комплаенс (комплаенс-служба) — это структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконным актам, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.
Комплаенс-служба взаимодействует практически со всеми внутренними подразделениями компании:
Внешними участниками системы комплаенс являются:
Комплаенс-служба находится в центре процессов. Она предупреждает возникновение «слепых зон», которые выходят за рамки привычного функционала структурных подразделений. Комплаенс-отдел проводит обучение всех сотрудников по актуальным тематикам регуляторной среды или этичного поведения. Также в его задачи входят инициация и участие в расследованиях (служебных, форензик), предотвращение ошибок и нарушений в бизнес-процессах, согласование безопасной структуры сделок.
Кто такой комплаенс-офицер и его статус
Комплаенс-офицер (Compliance Officer) — это многофункциональная позиция «защитника-советника» организации. Он анализирует соблюдение политик и правил, выявляет риски, снижает вероятность их влияния на операционную деятельность и финансовое состояние компании, являясь независимым лицом и подчиняясь напрямую генеральному директору или совету директоров.
Статус комплаенс-офицера обусловлен его деятельностью, ведь он:
Чем занимается комплаенс-офицер?
Комплаенс обеспечивает безопасность и комфорт генеральному директору и стейкхолдерам, поскольку они могут быть уверены, что в деятельности их бизнеса все в порядке.
Что входит в обязанности комплаенс-офицера?
Роль комплаенс-офицера — поддерживать бизнес, с одной стороны, но одновременно выступать с критикой в адрес этого бизнеса в случае несоответствия. Комплаенс-офицер — это старший советник, в то же время он один из главных игроков в команде этого же бизнеса. В сегодняшних реалиях комплаенс-офицер участвует в принятии решений на уровне топ-менеджмента организации.
Первые шаги комплаенс-офицера
Чтобы занять эту должность и расти по карьерной лестнице, специалисту необходимо:
Важно нацелиться на внедрение эффективной системы комплаенс, проведение регулярного обучения сотрудников и мониторинга соответствия.
Будущее профессии
Сегодня регулятивная и бизнес-среда развивается стремительно. Появляются новые платформы, форматы, виды монетизации и т.д. С учетом такого роста количество политик и требований значительно увеличивается. Это означает, что комплаенс-офицер — профессия будущего, и ее востребованность будет только возрастать.
Комплаенс — это дополнительная стоимость бренда. Если компанию заметили в недобросовестном поведении, с ней не захотят вести бизнес. В В2В необходимо доверять, важна хорошая репутация, а для этого нужен комплаенс. Игнорирование же этой функции часто приводит к значительным финансовым потерям.
Где обучают комплаенс-офицеров?
Национальной Ассоциацией Комплаенс при поддержке Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова разработан курс по повышению квалификации «Комплаенс-менеджер», в рамках которого специалисты получают такие компетенции, как:
Комплаенс-менеджер должен постоянно повышать свою квалификацию. Чтобы стать действительно опытным специалистом, необходимо системно видеть тот функционал, который он представляет, и ту комплаенс-среду, в которой он выстраивает путь бизнеса, свободный от рисков.
Зачем становиться специалистом в области комплаенса и что известно про эту профессию
Кто такой специалист в области комплаенса? Какие особенности есть у этой профессии?
8 сентября в Интерфаксе состоялась пресс-конференция, посвященная профессиональному стандарту «Специалист в области комплаенса». На конференции обсуждали специфику работы по комплаенс-сопровождению бизнеса и особенности внедрения комплексной системы комплаенса в компаниях, работающих в разных сферах бизнеса и в госорганах.
В числе спикеров были:
и представители ведущих российских СМИ.
Приводим главные тезисы с этой конференции.
Что такое комплаенс и что нужно знать о профессии?
Комплаенс как часть системы управления и контроля в организации, связанная с рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов — относительно молодой российский институт. А вот рынок труда вполне созрел для регламентации работы специалиста в области комплаенса.
Например, на одном из популярных в России сайтов для поиска работы hh.ru по поисковому слову «комплаенс» и «compliance» находится более 1200 открытых вакансий. Популярность этой профессии основана на использовании риск-ориентированного подхода в управлении компаниями, а также активном формировании бизнес-культуры и этического поведения на рынке.
На современном этапе в России комплаенс наиболее полно отражен в документах, регламентирующих деятельность кредитных организаций. Наиболее распространенные направления комплаенс-контроля — антимонопольный и антикоррупционный комплаенс. Между тем, в бизнес-сообществе формируется тенденция к применению наиболее эффективных мировых практик комплаенс-ориентированного поведения участников экономических отношений.
Так, с вступлением в силу ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» законодатель предложил уйти от системы плановых проверок контрольно-надзорных органов к системе постоянного мониторинга рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при помощи стимулирования контролируемых лиц к добросовестному соблюдению обязательных требований.
Комплаенс — это не только соблюдение законов, но и деловая культура добросовестного и этичного поведения. Как отметил в своем выступлении на пресс-конференции Валерий Лях, «комплаенс-менеджер стал важной частью бизнес-культуры. Профстандарт поможет распространить эту культуру в компаниях всех уровней и сделать принципы понятными всем».
Центр обучения приглашает на бесплатный вебинар о стандартах бухучета — расскажем самые важные моменты из новых ФСБУ и ПБУ. Вебинар 5 октября, но записаться можно сейчас.
Зачем нужен профессиональный стандарт?
Эксперты ассоциации разработали профстандарт «Специалист по комплаенсу» для выработки единых универсальных профессиональных стандартов и квалификационных требований. Стандарт раскрывает необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения, и задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики компании.
В профстандарте отражены квалификационные требования работодателей, он может использоваться в целях подготовки кадров, разработки образовательных стандартов и программ, оценки (сертификации) специалистов, в работе кадровых служб (составления должностных инструкций и т.д.). Сотруднику стандарт позволит понять собственный профессиональный уровень, определить, чему ему стоит подучиться, и оценить свои перспективы карьерного роста.
Кто и как разрабатывал профстандарт?
В рамках разработки профессионального стандарта был проведен анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности «Специалист по конкурентному праву» утвержденным приказом Минтруда России от 09.10.2018 № 625н, «Специалист по управлению рисками», утвержденным приказом Минтруда России от 30 августа 2018 г. № 564н, разрабатываемым Торгово-промышленной палатой Российской Федерации проектом профессионального стандарта «Специалист в сфере предупреждения (профилактики) коррупционных нарушений» и другими.
Основной разработчик проекта профессионального стандарта — «Национальная Ассоциация Комплаенс», объединяющая экспертов и практиков в области компланса.
К разработке и согласованию проекта профессионального стандарта привлекали Научно-образовательный Центр «Комплаенс» МГУ им. Ломоносова, а также других экспертов, обладающих знаниями и опытом практической деятельности в области комплаенса, заинтересованных в формировании содержания и в последующем практическом применении профессионального стандарта.
Свои предложения направили и эксперты из числа руководителей департаментов крупных российских и международных компаний, финансово-кредитных организаций, в том числе в сфере юридической деятельности, финансовой, аудиторской, кадровой, государственного, муниципального и корпоративного управления, а также профессорско-преподавательского состава ведущих вузов России.
Структура профстандарта
Профессиональный стандарт содержит три основных раздела:
Согласно профстандарту, вид профессиональной деятельности «Специалист в области компланса» — это разработка, внедрение, оценка, поддержание, совершенствование комплаенс-функции в организации.
Основная цель деятельности — принятие необходимых и достаточных мер по минимизации комплаенс-рисков, в том числе риска конфликта интересов, путем обеспечения соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее:
Кроме того, в числе целей профессии — создание в организации механизмов мониторинга, измерения, анализа, выявления и оценки комплаенс-рисков, связанных с несоблюдением указанных выше требований и обеспечение комплексной защиты организации.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.