Что такое компетенции будущего

Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Знание и умение формируют навык

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.

Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.

Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:

Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.

«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире

В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.

В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.

Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.

«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни

Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.

Источник

Компетенции будущего

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

В чем, по-вашему, основное отличие между компетенциями инженеров XX и XXI века?

В условиях формируемой экономики знаний на первый план выходит качество интеллектуальных ресурсов. Уже сегодня возможности машин и компьютеров опережают человеческие и растут по экспоненте. В связи с глобальной автоматизацией и роботизацией, широким распространением технологий, в основе которых лежит использование AI, существенно возрастает роль личности, обладающей высоким креативным потенциалом, стрессоустойчивостью, ответственностью, эмоциональным интеллектом.

Междисциплинарность сегодня является одним из важных трендов. Решение задач национального и глобального масштаба лежит в междисциплинарной плоскости. Большинство новых специальностей будет возникать на стыке дисциплин.

Значительная часть образовательных программ, реализуемых в университете, создается на пересечении фундаментальных наук, отраслевых направлений подготовки и ИТ. Для подготовки специалистов, востребованных цифровой экономикой, мы привлекаем к сотрудничеству наших бизнес-партнеров, создавая образовательные программы, в основе которых лежит модульный принцип: теоретические знания дополняются практическими кейсами ведущих технологических компаний.

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Ведущие университеты должны стать лидерами технологического и научного прорыва. Какие стратегические направления в Университете «МИСиС» развиваете вы?

Сегодня университет готовит ученых и инженеров будущего, лидеров цифровой экономики. Разработки, которые ведутся в наших научно-исследовательских лабораториях и центрах, направлены на решение самых актуальных задач, стоящих перед международным академическим сообществом: в области квантовых технологий и вычислений, биомедицины и биоинженерии, рационального природопользования, создания новых материалов и технологий, поиска инженерных решений для проектов уровня MegaScience.

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Требования, выдвигаемые рынком труда, работодателями, меняются, можно сказать, каждые пять лет. Скорость этих изменений растет. Как вузы справляются с этими вызовами?

Перед современным университетом мирового уровня стоят две задачи: формирование собственной научно-образовательной повестки и ответы на вызовы национальной экономики. Для их решения мы работаем в тесном партнерстве с ведущими российскими и зарубежными компаниями, лидерами в своих отраслях, по реализации совместных образовательных, научно-исследовательских, инфраструктурных и социальных проектов. Системная работа с бизнес-партнерами позволяет понимать их запросы и вести подготовку в соответствии с потребностями рынка труда.

Сегодня специалисты должны обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, уметь управлять проектами компании, широко использовать возможности цифровых технологий, обладать набором soft skills. Необходимо сформировать у студентов мотивацию к непрерывному самообучению и самообразованию. Это одна из ключевых компетенций для современного профессионала в любой области, ее роль со временем будет только возрастать.

За время, проведенное в стенах университета, обучающиеся должны получить знания, навыки и компетенции, необходимые для поиска эффективных ответов на вызовы, которые встают перед страной и миром в условиях перехода к новому технологическому укладу.

Источник

4 К+1. Компетенции будущего. Чему важно научиться в современном мире? Главные навыки, названные экспертом

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Существуют ли навыки, которые помогают человеку успешно действовать в любой сфере жизни? Исследования этого вопроса начались еще в 50-х годах прошлого века. Такие навыки есть. Сегодня их называют гибкими или «soft skills». Четыре главных навыка — это так называемые 4К. Какие компетенции входят в 4К, и как их можно развивать, рассказывает наш эксперт, бизнес-психолог Ирина Королева.

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Сегодня, кажется, почти каждый из нас слышал о «hard skills» и «soft skills», которые необходимы каждому работающему человеку, чтобы достигать успеха на его поприще. Однако что из этих навыков является доминирующим?

Ниже поговорим о четырех основных навыках и еще одном, выделенном недавно, особенно актуальных в современном обществе.

Компетенции будущего: что входит в 4К

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

10 главных компетенций будущего были сформулированы на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Эти гибкие навыки существовали всегда, просто раньше им не уделялось так много внимания, как сегодня. Общество развивалось в другой парадигме, и на первом месте было получение профессиональных компетенций, так называемых «hard skills».

Сегодня в нашем быстро меняющемся мире важным стало развитие именно гибких, надпрофессиональных и социальных навыков. В числе главных компетенций оказались те самые 4К, в число которых входят:

Поговорим подробнее о каждом.

1. Критическое мышление

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Критическое мышление — это способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке, в котором легко заблудиться, потерять фокус внимания, стать жертвой обмана и манипуляций.

Критически мыслящий человек — это человек с самостоятельным, независимым мышлением. Он не заимствует чужие мысли, у него есть свое мнение по каждому поводу, и он может его аргументированно доказать.

Как этому научиться?

2. Креативность

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Креативность — творческое мышление. Это то, что отличает человека от машины и от искусственного интеллекта. Креативность позволяет избавиться от зашоренности, учит видеть дальше, глубже и под другим углом даже обычные вещи, помогает принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Именно креативность всегда выводит человечество на новый уровень.

Как развить креативность?

3. Коммуникация

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Коммуникация — это умение договариваться и устанавливать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения. Это передача информации и обмен знаниями между людьми. Коммуникация помогает удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи.

Люди всегда будут общаться друг с другом, поэтому этот навык всегда будет актуальным, независимо от изменений его способов.

Как развивать коммуникабельность?

Самый простой способ развить данную компетенцию — общаться с разными людьми и с помощью разных каналов коммуникаций. Коммуникация — это не только устная речь (переговоры, ораторское искусство, самопрезентация или умение слушать), но и навык выражать свои мысли письменно.

4. Кооперация (сотрудничество)

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

В данном пункте мы говорим об умении работать в команде: принимать помощь, учитывать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, делегировать полномочия, уметь сотрудничать. Один в поле не воин — давно известная истина.

Большинство проектов действительно сложно реализовать в одиночку. Быть командным игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и вносить вклад в общую работу — навыки, которые необходимо развивать.

Как научиться этому?

Важно прекратить видеть во всех конкурентов. Нужно научиться воспринимать каждого человека как партнера, помогать ему и находить в вашем взаимодействии что-то полезное для себя. Тратить энергию, видя в каждом человеке потенциального врага, — это тупик для развития.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что развитые «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в жизни.

Что же такое 4К + 1?

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

В 2020 году в список навыков будущего в перечисленный выше список впервые попала компетенция, которую можно назвать, как «Контакт с собой». Контакт с собой — это умение слышать и понимать себя, также доверять себе. Он подразумевает внутреннюю устойчивость и умение справляться со стрессом, ощущение цельного себя в быстро меняющемся мире.

Быть в контакте с собой — это умение чувствовать свое эмоциональное и физическое состояние, знать свои потребности и желания, понимать, что я хочу и могу сделать для себя. Контакт с собой — это как периодическая остановка и сканирование себя, это такие вопросы к себе, как:

Окружающий нас мир стремительно меняется, внешние опоры рушатся, правила меняются. Именно поэтому контакт с собой, понимание себя, сохранение своего психологического здоровья — становится одной из главных компетенцией будущего.

С чего начать?

Начните с самоанализа. Проверьте, как у вас развиты навыки «4К +1». Насколько вы понимаете себя, знаете свои сильные и слабые стороны, свои ценности и желания? Развиты ли у вас критическое мышление, креативность, коммуникабельность и умение работать в команде?

Можно начать изучать теорию по книгам или довериться наставникам — способов много. За развитие своих компетенций каждый человек в любом случае отвечает сам. Будет ли мир развиваться по предложенному в Давосе сценарию или нет, эти навыки пригодятся в жизни каждому человеку.

Источник

Какие компетенции будут востребованы в следующие 10 лет

В исследовании «Навыки будущего для 2020-х» ‎эксперты спрогнозировали изменения спроса на навыки под влиянием трендов

Материал подготовлен при поддержке Worldskills Russia

Из-за пандемии коронавируса в мировой экономике произошли заметные изменения — многие процессы стали происходить удалённо. Вместе с этим стал быстрее меняться и перечень тех навыков, которые работодатели ценят в сотрудниках.

Задача исследования — выяснить, какие навыки станут востребованными в будущем, какие изменения должны произойти в системе подготовки кадров. Проект был реализован WorldSkills Russia совместно с организацией Global Education Futures при поддержке WorldSkills International.

Более 300 участвующих в проекте экспертов воспользовались методологией Rapid Foresight. Это формат коммуникации, в котором участники договариваются об образе будущего. Они определяют наиболее желательный образ и действия, которые помогут этого достичь.

Эксперты рассмотрели процессы в семи секторах экономики:

Они обсуждали и прогнозировали, как изменятся требования к профессиональному образованию в этих секторах. Работа проходила в четыре этапа:

Мир столкнулся с реальностью, которую часто описывают аббревиатурой VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность). VUCA — это ситуация полной неопределённости, когда невозможно строить долгосрочные стратегии профессионального развития и карьерных перспектив.

Если в ХХ веке и раньше карьеру и набор компетенций можно было выбрать один раз на всю жизнь, то сейчас с этим могут возникнуть сложности. Эксперты уверены, что уже в ближайшие годы работники столкнутся с необходимостью непрерывно перестраивать набор компетенций, чтобы быть востребованными на рынке труда.

Авторы исследования полагают, что на компетенции будущего заметнее всего повлияют:

Мы начали работать над Future Skills в 2015 году и с самого начала старались, чтобы этот проект был как можно более практичным. Так, результаты первых форсайт-сессий легли в основу нашего первого исследования «Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире», а также соревновательной зоны Future Skills, впервые представленной на мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019. И уже сегодня мы можем наблюдать, что компетенции Future Skills внедряются в учебные программы среднего и высшего образования.

На пороге нового десятилетия мы оказались в ситуации, когда в очень короткие сроки наша жизнь резко изменилась, и теперь мы вынуждены жить и работать в соответствии с новой нормой. Глобальный вызов заставил нас вновь поднять вопрос: какие навыки нам понадобятся в ближайшем будущем и как мы можем лучше подготовиться к новым вызовам?

Мы решили посмотреть на ситуацию через призму ключевых отраслей, пригласив к сопроектированию экспертов из шести секторов экономики, представленных в WorldSkills, а также добавили направление сельского хозяйства и экологии. Мы надеемся, что результаты, которые мы получили по итогам проведённого исследования, помогут понять и оценить будущие тренды, а также вдохновят на изменения, необходимые для нового десятилетия.

Список наиболее востребованных профессий на рынке может полностью измениться за следующие 3–5 лет, а всего за 10–15 лет могут возникнуть, развиться и исчезнуть целые секторы экономики. Нет гарантий, что определённые карьерные возможности или рабочие места останутся востребованными на много лет.

Проблема дефицита компетенций уже затрагивает многих. К 2030 году у 375 млн работников (это 14% от их общемирового количества) может возникнуть необходимость сменить область профессиональной деятельности.

Кибербезопасность будет приобретать всё более решающее значение.

В условиях закрытых границ продолжится процесс национализации, ориентация на внутреннее развитие. Международное сотрудничество в некоторых случаях сократится из-за политических и социальных факторов.

Всё большее количество рабочих процессов можно будет запрограммировать.

Новая экономика будет ориентироваться на устойчивость, замкнутость ресурсов и регенеративность. Это потребует от работников умения системно мыслить, заботиться о личном и коллективном благополучии.

Развитие трендов сформирует и новые требования к работникам. Многофункциональных сотрудников, умеющих перемещаться между разными типами задач и обладающих знаниями в разных сферах, работодатели будут ценить выше, чем узких специалистов. Так произойдёт из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, из-за автоматизации и сокращения количества рабочих мест.

Профессионалов, работающих в команде и умеющих решать задачи совместно, работодатели будут ценить выше, чем индивидуалистов. Практика найма или проектного привлечения сработавшихся команд станет популярной.

Творческий подход и уникальность останутся ключевыми ценностями как для сотрудников, так и для компаний. Умение создать персонализированный продукт будет важно во всех секторах экономики.

Эксперты определили сферы профессиональной деятельности, интерес к которым останется высоким в ближайшие 10 лет. Среди компетенций, которые эксперты определили как наиболее востребованные, есть и те, которые уже применяет и разрабатывает WorldSkills.

Вот некоторые из них:

Исследователи выделили тенденции, которые в ближайшее десятилетие повлияют на всех. Вот что, по их мнению, ожидает человечество:

Авторы исследования поделили весь набор навыков, которые будут актуальные в 2020-е годы, на четыре типа:

Качественное и современное образование, а также умение применить полученные знания — необходимые условия для успешной профессиональной деятельности. Это правило было актуально в ХХ веке, работает оно и сегодня — с поправкой, что сейчас изменения происходят стремительнее, а количество необходимых навыков постоянно растёт.

С 2015 года Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» работает над проектом Future Skills — стратегической инициативой, направленной на подготовку специалистов по профессиям, перспективным на рынке труда.

В рамках Future Skills проводят исследования, апробируют новые компетенции на чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, а также разрабатывают новые образовательные стандарты.

Развивать эти направления необходимо, чтобы успевать за глобальными изменениями в сфере технологий и производства.

Источник

4 навыка будущего, которые помогут в учёбе и карьере

Креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация и интеллект-карты

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Доктор педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, эксперт онлайн-школы «Фоксфорд» Татьяна Фещенко рассказывает о том, как развивать креативность, критическое мышление, кооперацию и коммуникацию и чем они пригодятся ребёнку.

Что такое 4К

Концепция 4К — креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации — четырёх навыков, которые помогают успешно действовать в любой сфере, появилась в 1950-х годах в США. Специалисты, которые занимались подготовкой кадров для вооружённых сил, поняли, что для достижения высоких результатов ученикам недостаточно умения отлично обращаться с механизмами. Не менее важным является умение взаимодействовать с коллегами и клиентами.

В середине 1960-х годов концепция обрела своё завершение. Сами термины hard и soft skills пришли из IT, где словом hard обозначают компьютерную технику и все её детали, а soft — программное обеспечение. Жёсткими навыками — hard skills — стали называть навыки работы с машинами, предметами и вещами, а мягкими — soft skills — навыки работы с людьми. В 2016-м году на Всемирном экономическом форуме в Давосе все самые важные профессиональные навыки будущего поделили на три категории: грамотность, компетенции, черты характера. И в числе главных компетенций были названы 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.

Зачем развивать 4К

Эти навыки востребованы в любой профессии

Атлас новых профессий называет системное мышление одним из самых востребованных навыков будущего, а системное мышление во многом связано с концепцией 4К: оно невозможно без креативности и умения критически оценивать информацию. Современные работодатели говорят, что развитые soft skills для них важнее, чем навыки, которые непосредственно связаны с деятельностью в той или иной сфере.

Эти навыки становятся частью образовательного процесса

Разработчики образовательных технологий отлично понимают важность развития soft skills. Они работают над созданием различных моделей обучения этим навыкам, над разработкой критериев их оценки. Возможно, что в будущем задания на креативность и критическое мышление станут частью ЕГЭ. Уже сейчас эти навыки помогут ребёнку делать школьные проекты: доклады, презентации, рефераты.

Эти навыки помогут развить личностный потенциал

Умения творчески мыслить, критически воспринимать информацию и общаться с людьми важны не только в учёбе и на работе, но и в жизни. Они помогают выстраивать стратегию достижения целей, решать самые разные проблемы и задачи, которые встают перед человеком.

Как тренировать 4К

Креативность

Необычное применение вещей. Предложите ребёнку придумать 10, 50 или 100 способов использования самой обычной вещи, например, простого карандаша.

Дорисовывание фигур. Нарисуйте две палочки или круг и предложите ребёнку дорисовать фигуру, а потом объяснить, что он нарисовал и почему.

Квест. Во время квеста ребёнку нужно продумывать стратегию действий, делать выбор при недостатке данных и отвечать на вопросы, требующие умения нестандартно мыслить.

Критическое мышление

Это умение анализировать, оценивать, рефлексировать. Побуждайте ребёнка размышлять о его чувствах и поступках, проводить работу над ошибками, разбирать составляющие успеха. Например, если он успешно сдал контрольную, изучил тему, подготовил презентацию, предложите ему подумать, что привело его к этому результату: какие методы сработали, а какие нет, что ему помогало, а что мешало.

Коммуникация и кооперация

Мозговой штурм. Эта техника помогает в принятии правильных решений и учит работать в коллективе. Применяйте мозговой штурм для решения важных вопросов, связанных с будущим ребёнка и его профориентацией. Например, можно устроить мозговой штурм на тему подготовки к будущим экзаменам. Предложите позвать друзей и одноклассников, озабоченных тем же вопросом. Пусть каждый расскажет о своих способах подготовки, о своём опыте. Потом обсудите и выберите способы, которые показались всем наиболее перспективными. Проводить мозговые штурмы можно очно или онлайн.

Вопросы. Умение задавать вопросы — очень важная часть и кооперации, и коммуникации. Предложите ребёнку задать как можно больше вопросов на определённую тему. Это же упражнение можно делать всей семьёй: выбираете тему, каждый участник придумывает вопросы и по очереди их озвучивает, а потом все участники выбирают лучший вопрос.

Социальные проекты, волонтёрство. Участие в социальных проектах и помощь людям в сложной ситуации учат ребёнка общаться и сопереживать, учитывать и примирять разные интересы, работать в команде. Например, «Российское движение школьников» принимает добровольцев с 8-ми лет, а в благотворительном фонде «Старость в радость» есть проект для школьников «Внуки по переписке».

Ментальная карта как способ развития креативности и критического мышления

Ментальная карта — инструмент для структурирования и обработки информации, способ визуализации мыслей, идей, рассуждений.

Ментальная карта помогает:

Чем полезны ментальные карты

навыкполезное действие
НаглядностьВсю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом
ЗапоминаемостьБлагодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается.
ПривлекательностьХорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, её интересно и приятно рассматривать.
СвоевременностьИнтеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает.
ТворчествоИнтеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотраПересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает освоить картину в целом, запомнить её и увидеть новые идеи.

Как рисовать ментальную карту

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Что такое компетенции будущего. Смотреть фото Что такое компетенции будущего. Смотреть картинку Что такое компетенции будущего. Картинка про Что такое компетенции будущего. Фото Что такое компетенции будущего

Как ментальная карта помогает развивать 4К

Через ассоциации. Ментальные карты помогают развить ассоциативное мышление. Один из способов присоединения ветвей к центральной идее именно ассоциативный.

Через выделение главного. Чтобы нарисовать ментальную карту, нужно уметь отделить главное от второстепенного, сформулировать идею, тему, основную мысль.

Через анализ информации. При создании ментальной карты важно уметь различать достоверную и недостоверную информацию, уметь проверять данные. Чтобы научить этому ребёнка, рисуйте вместе с ним ментальные карты, посвящённые необычным открытиям и исследованиям. В этих темах особенно важно определять, какие гипотезы можно доказать научными методами, а какие нет.

Через интеграцию предметов. С помощью ментальной карты можно рассмотреть любой предмет или явление со всех сторон. Это даст ребёнку целостное представление о мире и поможет понять связь между различными школьными дисциплинами. При этом к ментальной карте на одну и ту же тему можно и нужно возвращаться много раз по мере накопления новых связей, ассоциаций, знаний и умений.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе ежегодно встречаются крупные политики, бизнесмены и общественные деятели, чтобы обсудить актуальные стратегии развития человеческой цивилизации и самые острые мировые проблемы.

Атлас новых профессий — проект, созданный для профориентации школьников. На основе всестороннего анализа разных сфер деятельности составители Атласа предсказывают, какие новые профессии появятся и будут востребованы в ближайшем будущем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *