Что такое компетентность в педагогике
Профессиональная компетентность педагога
Наталья Куркова
Профессиональная компетентность педагога
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Классификация, содержащаяся в едином квалификационном справочнике
Коммуникативные компетенции.
качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Информационные компетентности.
качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Профессиональная компетентность
качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Правовая компетентность
качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:
-желание педагога познавать и самореализовываться;
— постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;
— организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
— организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
— мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
— открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
— самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
— прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
— проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.
Конечно же, компетентность связана с опытом. Однако эта связь неоднозначная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться». Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Компетентность педагога в формировании экологической культуры дошкольников Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов. Как.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.
Моя профессиональная деятельность Я, Ткаченко Раиса Тальгатовна, имею высшее образование. Окончила Лесосибирский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика.
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются.
Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные.
Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога Конфликты между людьми возникли с появлением первого общения между ними. Каждый человек это самостоятельная личность со своей позицией и.
Статья «Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования» Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования В статье рассматривается сущность.
Компетенция в педагогике: определение и компоненты
Компетенция – это некоторые вопросы, в которых человек осведомлен, имеет знания и определенный опыт.
Понятие компетенции
В педагогике определение «компетенция» – это интегрированный результат владения содержанием образовательного процесса, выражаемым в готовности учащихся применять знания, навыки и умения. Также умение применять способы деятельности в разных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.
Компоненты компетенции
Компетенция – интегрированный результат взаимодействия нескольких компонентов:
Эти компоненты тесно связаны между собой. Каждый из них влияет на развитие иных деталей.
Компетентность
Компетентность – это понятие применяется к знаниям человека соответствующей компетенции. Если компетенция в педагогике – это заданная норма образовательной подготовки, то компетентность – качество личности, нужное для качественной, эффективной работы в определенной области.
Особенность компетентности в педагогике – это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а конкретные жизненные навыки и умения.
Компетентно-ориентированные образование
Над компетентно-ориентированным образование работают международные организации – ЮНЕСКО, ЮШСЕФ, ПРООН, Совет Европы, Организация европейского сотрудничества и развития и т.д.
Европейские страны совершенствуют программы обучения, для создания базы для достижения учениками определенных компетенций. Создается ограниченный набор этих качеств, которые и выступают ключевыми для личности. Был составлен приблизительных список из основных компонентов – изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Однако единый перечень организации еще не составили, и это будет сложно сделать. Компетенции выстраиваются от потребностей общества на подготовку граждан.
Компетенция в педагогике – это умение учиться
Способность к обучению проецирует личный опыт самостоятельного обучения. Ребенок, самостоятельно обучающийся, запрограммирован на свободную и легкую работу в будущем. Такая компетенция ученика подразумевает такие моменты:
«Педагогическая компетентность». Заседание «Школы молодого педагога»
Педагогическая компетентность.
Школа молодого воспитателя
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовить обучаться в течение всей жизни. Все
Эти качества формируются с детства.
Главные задачи современных образовательных организаций – раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание порядочности и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Новая школа – это школа для всех. Обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности детей, по-разному организованно обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития детей, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому педагоги.
Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние дни и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа – это современная инфраструктура. Столовая с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологическим учебным оборудованием, широкополостным Интернетом, грамотными и интерактивными учебными пособиями, условия для занятий спортом и творчеством.
Облик современной модели образования до 2022 года.
Ключевые общесистемные изменения.
1. В системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм.
2. изменения коснутся принципов управления в системе образования (общественность участвует в управлении и контроле качества образования (наблюдательность, попечительские и управляющие советы).
3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с глобальной сферой образования (регулярное участие в международных самостоятельных исследованиях, активный поиск4 и использование лучших международных разработок).
4. доступ к образовательным ресурсам (общедоступные национальные библиотеки цифровых образовательных ресурсов).
5. в 2010-2020 г. В системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения (повышение конкурентоспособности квалифицированного педагога, приток в сферу образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников).
Компетентность – это «способность делать что-то хорошо или эффективно», способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.
Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Л. А. Петровская).
В словаре по педагогике:
Педагогическая компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, нужных для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Коммуникативной компетенцией подразумевается умение достигать в общении целей, способность в нужный момент произносить нужные слова или не произносить ненужных. (С. Н. Лютовой).
Понятие коммуникативной компетенции характеризует способность правильно ориентироваться в межличностном общении и относительно свободно участвовать в нём. Достигается она благодаря лингвистическим знаниям, а также пониманием традиций, обычаев, нравов общества; коммуникативная компетентность отражает уровень мастерства человека в межличностном общении, опирается прежде всего на психологические знания о себе и других, а также выбранную стратегию в общении и комплекс соответствующих умений.
Современный период развития дошкольного образования предъявляет особые требования к качеству предоставления образовательных услуг, для обеспечения которых необходим соответствующий уровень коммуникативной компетентности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время в педагогике, педагогической психологии, социологии развернулись поиски, направленные на исследование проблемы развития компетентности как свойства личности, формирование компетенции специалиста-профессионала.
Под профессионализмом понимается высокое качество по приобретению специальности, позволяющее быть конкурентноспособным.
Профессионализм обеспечивает высокую мобильность, способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы, самостоятельно принимать решения и обеспечивать регуляцию поведения.
В «Стратегии модернизации российского образования» указывается, что компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
Термин компетентность означает:
• совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций.
• Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа.
• Компетенция социальная – социальные навыки (обязанности, позволяющие личности адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Компетентность является, с одной стороны, круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой – знание, опыт, умения самого должностного лица, т. е. способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий.
Компетентность – характеристика субъекта профессиональной деятельности. Она чаще всего рассматривается учёными в рамках конкретной профессиональной деятельности, которая выполняется качественно, эффективно, образцово, компетентно. Это позволяет трактовать компетентность как фактор, который содействует непрерывному самообразованию специалиста.
Понятие «компетентность» соответствует новой парадигме профессионального образования, которая формулируется как «образование в течение всей жизни».
Это понятие включено в текст «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями».
А. В. Хуторский включает следующие группы компетенции:
* ценностно-смысловые – связанные с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; механизм самоопределения человека в ситуациях деятельности.
* общекультурные – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, владение эффективными способами свободного времени.
* информационные – навыки деятельности в образовательных областях, в окружающем мире, владение современными средствами информации и информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
* коммуникативные – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
* социально-трудовые – выполнение роли гражданина, наблюдателя, изобретателя, представителя, члена семьи, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствие с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Представить коммуникативную компетентностьвоспитателей в ДОУ можно следующим образом:
• умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление.
• Умение представить своё дошкольное образовательное учреждение, страну в ситуациях межкультурного общения, диалоге культур, использовать для этого знание иностранного языка.
• Владение способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, умение выступать с устным сообщением, задать вопрос, корректно вести диалог.
• Владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтении, письмо, лингвистической и языковой компетенции.
• Владение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения, умение искать и находить компромиссы.
• Наличие позитивных навыков общения в поликультурном обществе, на основе исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Условия развития коммуникативной компетентности сотрудников ДОУ можно рассматривать как процесс развития профессионального опыта и оценки профессиональных достижений на основе последовательного освоения новых компетенций.
Профессиональная компетентность современного педагога ДЩОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов.На сегодняшний день перед воспитателями стоят следующие задачи:
• переход от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;
• передача дошкольникам необходимой для успешного развития информации;
• обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений;
• формирование умения ставить задачи и находить способы их решения, т. е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.
Имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия мира ребёнком. Компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий, исходя из задач воспитания и развития ребёнка.
Качество образовательного процесса предполагает высокую профессиональную компетентность, в том числе и коммуникативную.
Основой развития коммуникативной компетентности в ДОУ могут быть его внешняя и внутренняя среда.
Внутренняя образовательная среда ДОУ – это система влияний и условий формирования личности и возможностей для её развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.
Коммуникативную компетентностьможно рассматривать в двух аспектах:
• как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте
• как способность эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Коммуникативную компетентность нельзя считать замкнутым индивидуальным опытом. Она возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в её развитии.
Игра «Поменяйтесь местами»
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание доверительной обстановки, формирование чувства сплочённости группы.
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами.Вопросы необходимо подбирать по принципу: весёлые, проблемные, чередовать их между собой.
• у кого подавленное настроение
• у кого короткая стрижка
• кто любит украшения
• кто испытывает трудности в планировании своей деятельности
• кто не знает, как составлять конспекты занятий
• кто иногда опаздывает на работу
• у кого ничего не болит
• кто не знает, как общаться с родителями
• кто любит играть роли
• кто жалеет, что выбрал профессию педагога
• кто любит отдыхать на море
перед педагогами разложены шесть шляп (красного, чёрного, жёлтого, зелёного, белого и синего цвета).
Ведущий объясняет, что метод шести шляп активизирует наше мышление и делает его всесторонним. Простая просьба о чём-либо подумать зачастую вызывает у нас растерянность. Но если нас пригласить исследовать предмет, используя метод шляп, широта нашего восприятия быстро увеличивается.Каждая шляпа отвечает за свой режим мышления:
Красная – эмоции, интуиция, чувства человека. когда человек надевает эту шляпу, он не должен давать объяснений своим эмоциям, он только их обозначает,проговаривает: «Какие у меня по этому поводу возникли чувства».
Чёрная – критика, недоверие,осторожность: «Какие препятствия могут быть на пути? В чём недостатки? Срабатывает ли это?»
Желтая – поиск положительных сторон,преимуществ: «Почему это стоит сделать? Что хорошее, положительное я вижу в этой затее, ситуации?»
Зелёная – различные новые идеи, предложения,творчество: «Какие альтернативы данному решению? Данной ситуации? Что ещё можно сделать?»
Синяя –организация мышления : «Что мы достигли? Что с этим мы будем делать дальше?»
Ведущий предлагает участникам высказывать своё мнение о работе над мыслительной картой, уделяя внимание разным аспектам мышления в зависимости от цвета шляпы.
Начинается работа с красной шляпы. Примерные вопросы для эффективного вхождения в роль в той или иной шляпе.
1. сфокусируйте своё мышление на эмоциях, которые вызывает у вас эта работа. Какие чувства вы испытываете сейчас?
2. каковы ваши мысли в жёлтой шляпе? Какие положительные стороны можно найти в данной работе?
3. мы выслушали положительные стороны. Теперь переключимся с жёлтой шляпы на чёрную. Какие могут возникнуть неприятности, если поступить таким образом? Что может не получиться, если мы попытаемся воплотить эту идею?
4. находясь в чёрной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь перейдём к зелёной шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблему?
5. какие факты нам известны? Что мы об этом знаем? Наденем белые шляпы.
6.я хотела бы надеть синюю шляпу и спросить : «Можем ли мы прийти к выводу?».
Тест «Какой я воспитатель».
1. Довольна ли я собой?
2. способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позиции другого?
3. легко ли я принимаю критику, необходимую для моего профессионального роста?
4. могу ли я взглянуть на себя глазами моих воспитанников?
5. интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела, обязанности?
6. ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер образовательной деятельности и заданий, если не вижу у воспитанников ожидаемых результатов и реакций?
7. пробуждает ли мой стиль воспитания интерес дошкольников к обучению?
8. знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?
9. считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?
Скорее да, чем нет – 3
Скорее нет, чем да – 7
В остальных случаях:
Скорее да, чем нет – 7
Скорее нет, чем да 3
100-75 очков –вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, готовы к изменениям, работе над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью каждого ребёнка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным для воспитанников.
75-55 очков – такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребёнка, стремление меняться, развиты у вас чуть ниже необходимого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять и решать проблемы профессионального роста.
Ниже 55 очков – многое в профессиональной деятельности воспитателя вы понимаете и не совсем верно. Следует задуматься, проанализировать результаты работы и вашу удовлетворённость.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
* применять информацию для решения проблем.
* эффективно сотрудничать с другими людьми
* ответственно относиться к здоровью
* полноценно использовать личностные ресурсы
* конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
Что должен уметь компетентный педагог.
1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
2. ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются детям, чтобы успешно продвигаться в дальнейшем.
3. видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников.
4. проявлять уважение к своим ученикам, у их суждениям и вопросам.
5. чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.
6. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью.
7. закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике.
8. планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
9. ставить цель и оценивать степень их достижения совместно с детьми.
10. в совершенстве владеть методом «Создания ситуации успеха».
11. привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат.
12. привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.
13. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
14. оценивать не только предметные достижения, но и развитие личных качеств.
15. видеть проблемы не только в знаниях, но и готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать:
1. стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к постоянным переменам.
2. строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
3. его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников. Поэтому их родители – самые верные союзники учителя.
4. любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью и это представление можно передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
1. по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
2. передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их, исходя из того, как был воспитан сам.
3. представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем мелочных правил и инструкций.
Важнейшие базовые компетенции:
• методологическая – готовность использовать различные методы деятельности
• технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов
• менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер
• предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющие инновационный характер.
Внешние ресурсы –это знания, умения и навыки.
Внутренние ресурсы – это всё то,что может привлечь человека к решению поставленной перед ним проблемы:
Информационные – справочники, энциклопедии, Интернет.
Человеческие – специалисты в необходимых областях.
Финансовые, материально-технические, технологические и др.
Педагог должен уметь управлять этими ресурсами целенаправленно и последовательно и в нужный момент мобилизировать все свои ресурсы – запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию.
Профессиональные и личностные качества педагога.
1. формирование профессиональной компетентности педагога.
2. умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи.
3. умение решать профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.
4. непрерывно овладевать технологиями обучения, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, которые нужно адаптировать к своей предметной области, а главное, приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям.
По признаку доминирования профессиональных и личностных качеств педагог должен быть профессионально компетентной, интеллигентной, духовной, конкурентноспособной на рынке образовательных услуг личностью.
Педагогическая культура понимается как система знаний, умений, ценностных ориентаций человека в области науки, искусства, религиозных убеждений, обычаев и традиций, а так же, как активная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды, родного языка. Она проявляется в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием, и выражает характер и качественный уровень взаимоотношений между обществом, природой и человеком.
Формирование культуры человека способствует развитию у него гуманистических установок, что позволяет говорить о ярко выраженной гуманистической ориентации науки.
Гуманистический подход в развитии педагогической культуры подкрепляется концепцией устойчивого развития мирового общества.
Профессиональная компетентностьопределяется как качественная характеристика степени овладения личностью своей профессиональной деятельностью и предполагает:
1. осознание своих побуждений к данной деятельности потребностей и интересов, стремлений и ценностных ориентаций, мотивов деятельности, представлений о своих социальных ролях.
2.оценку своих личностных качеств как специалиста: профессиональных знаний, умений и навыков.
3. регулирование на этой основе своего профессионального становления.
Про аттестацию на соответствие занимаемой должности В ноябре 2011г. ездила на курсы по подготовке экспертов-тьюеров (по новой аттестации) в г. Челябинск. Там нам очень подробно рассказали.
Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.