Что такое компенсатор плавучести
Рейтинг лучших компенсаторов плавучести на 2021 год
Погружение с аквалангом — популярное занятие, которое привлекает не только опытных спортсменов, но и новичков. Однако для того чтобы под водой сохранить необходимое положение тела используются дополнительные устройства. К таким устройствам необходимо отнести компенсатор плавучести. Для того, чтобы устройство подошло, важно правильно сделать выбор. Рейтинг лучших компенсаторов плавучести, составленный по мнению пользователей на 2021 год позволяет оценить все преимущества и недостатки и сделать правильный выбор.
Что такое компенсатор плавучести
Специальное устройство, которое предназначено для повышения уровня плавучести аквалангиста. Данное устройство используется для подводного плавания. Без использования компенсатора полноценное погружение невозможно. Чаще всего такое оборудование имеет вид жилета или крыла, которое крепиться с помощью ремня к баллону.
Критерии выбора
Для того? чтобы правильно подобрать устройство для занятия дайвингом, рекомендовано придерживаться следующих рекомендаций.
Подобрать тип устройства
Устройства для регулирования плавучести может быть различного типа. Среди наиболее часто используемых необходимо выделить:
Для новичков рекомендовано воспользоваться советами специалиста, который индивидуально подберет наиболее подходящее устройство для безопасного погружения.
Размер камер для воздуха
Чем больше камера с воздухом, тем проще управлять обмундированием. Большой объем воздуха позволяет регулировать тело в необходимом положении, и поддерживать оптимальный уровень плавучести.
Материал, из которого изготовлено устройство
В качестве материала чаще всего используется нейлон с полиуретановым покрытием. Такой материал прочный и выдерживает сильные нагрузки. Модели герметичны и сохраняют длительное время воздух в жилете.
Подъемная сила
Данный критерий зависит от объема воздушного отсека. Чем глубже и сложнее погружение, тем больше должна быть воздушная камера.
Дополнительные аксессуары
К таким аксессуарам следует отнести наличие дополнительных отсеков, карманов, элементов крепления. Дополнительные крепления позволяют использовать во время дайвинга приборы и инструменты.
Обзор популярных компенсаторов плавучести
Выбор обмундирования для подводного плавания очень большой. Для того, чтобы сделать правильный, выбор необходимо изучить наиболее популярные компенсаторы.
Для ружья
Цена: от 500 рублей.
Цена: от 450 рублей.
Поплавок может одновременно применяться как для ружья, так и фонаря. Изготовлено устройство из пенистого полистирола. Материал с закрытой пористой поверхностью не пропускает влагу, и сохраняет плавучесть в течение всего плавания.
Крепится изделие к ружью с помощью липко ленты, которая идет в комплекте. Фонарь крепится в специальное отверстие, которое надежно фиксирует, и защищает от падения.
Стоимость: от 1000 рублей.
С интегрированной грузовой системой
Такое обмундирование оснащено специальными карманами, которые снимаются очень быстро и делают компенсатор легким. Необходима такая разгрузка в случае аварии или непредвиденных ситуаций. Чаще всего карманы расположены по бокам.
Компенсатор плавучести имеет небольшой вес и удобное расположение клапана для стравливания воздуха. Воздушная камера расположена на спине, такая конструкция не нагружает мышцы и не создаёт дискомфорта во время плавания. Спинка покрыта мягким материалом, который поддерживает поясницу и плотно прилегает к телу. Интегрированная система Lock Aid позволяет самостоятельно определять необходимую нагрузку. Вес устройства составляет 2,5 кг. Изготовлена модель из нейлона в форме полукрыла. Модель оснащена светоотражающими лентами. Это повышает безопасность плавания в любое время суток.
Стоимость: 20 000 рублей.
Модель изготовлена в форме жилета. Независимые камеры могут подгонять обмундирование под индивидуальные особенности строения тела человека. Специальные стабилизаторы для баллона удерживает его в нужном положении, поэтому во время плавания дайвер не ощущает дискомфорта. Изготовлено из полиуретана с нейлоновым покрытием.
Модель предусматривает наличие кармашков для сбрасывания грузов. Специальная накладка на спине снижает нагрузку на мышцы.
Компенсатор плавучести
Основным назначением компенсатора плавучести, или BCD (англ. Buoyancy Control Device) является стабилизация сил выталкивания и отрицательной плавучести, создаваемых дайвером, как при погружении, так и на поверхности.
В связи с тем, что плавучесть изменяется в зависимости от глубины погружения (обжатие гидрокостюма при изменении давления и соответственно изменение его выталкивающей силы), израсходования дыхательной смеси в баллонах (они становятся легче и соответственно начинают обладать большей плавучестью), ее необходимо компенсировать, с чем успешно справляется компенсатор плавучести.
Кроме того, в его функции входит крепление баллонов и другого навесного оборудования. Как прикрепить баллон для дайвинга к жилету — компенсатору можно почитать в статье Учимся надевать гидрокостюм и снаряжение для дайвинга
Исторически сложилось, что первые компенсаторы были предназначены больше в качестве автономного спасательного жилета — ABLJ (англ. Adjustable Buoyancy Life Jacket — регулируемый спасательный жилет), нежели для других целей. Однако с течением времени и развитием технологического прогресса они в полной мере стали выполнять возложенные на них функции.
Существует несколько типов компенсаторов плавучести:
Главными плюсами нагрудных (классических, подковообразных) компенсаторов являются простота и надежность. Они удобны для отдыха на поверхности, потому как ориентируют тело лицом вверх и поддерживают голову над водой. Кроме того не испытывают значимых механических нагрузок при снятии и надевании акваланга на суше так как не выполняют функции крепления баллонов.
Минусы: сильно смещают центр плавучести дайвера вперед и вверх, что неудобно при плавании под водой, ограничивают нижний сектор поля зрения и подвижность головы;
Второй тип (компенсатор – жилет) сочетает модели с надувными и регулируемыми плечевыми ремнями.
Плюсы: плотно облегают тело дайвера и равномерно передают на него поддерживающее усилие при надувании, не стесняют движений, практически не смещают центр плавучести дайвера, позволяют достичь большего объема (а соответственно и возможности использования большего веса оборудования), чем нагрудные компенсаторы.
Модели с надувным плечевыми ремнями позволяют воздуху свободно циркулировать из нижней части жилета в верхнюю и обратно при любом положении дайвера, что обеспечивает максимальный объем компенсатору и наилучшее поддержание ныряльщика на поверхности.
Компенсаторы с регулируемыми (не надувными) плечевыми ремнями, помимо удобства при надевании, снятии и регулировке размера, в меньшей степени сдвигают центр плавучести дайвера вверх и, следовательно, уменьшают переворачивающий эффект.
Минусы: возможные анатомические особенности телосложения дайвера (большой объем грудной клетки, «пивной» живот, и прочее)
В крыловидных компенсаторах камера плавучести полностью расположена в спинной части, что позволяет достичь максимальной балансировки плавучести при плавании. Широко используются в техническом дайвинге так как могут иметь довольно большой объём воздушной камеры, возможность крепления двух и более баллонов а также дополнительного оборудования.
Минусы: неудобны для отдыха на поверхности, так как в надутом состоянии наклоняют дайвера вперед.
Наибольшее распространение получили компенсаторы второго типа, потому дальнейшее рассмотрение коснется именно их.
Устройство компенсатора плавучести:
Устройство компенсатора плавучести
Компенсатор плавучести представляет собой жилет с жесткой или мягкой спинкой (18) в который встроены одна или несколько герметичных воздушных камер (1), и имеет систему крепления баллонов (14).
В качестве узла управления плавучестью используется инфлятор (2) состоящий из пульта управления плавучестью (4), оснащенного кнопками клапана поддува (8), травящего клапана (9) и загубником (10), и гофрированного соединительного шланга (3) верхним концом подключенного к камере (1). В современных моделях компенсаторов используются инфляторы с двумя клапанами: поддува и стравливания. Клапан поддува, управляемый кнопкой поддува, подключен через шланг среднего давления (6) к первой ступени регулятора и необходим для поддува компенсатора воздухом из баллона. С целью спуска избыточного воздуха используется травящий клапан управляемый соответствующей кнопкой.
Под габариты дайвера компенсатор подгоняется регулируемыми ремнями (15) и широким поясом на липучке (16).
Некоторые компенсаторы имеют паховый (брасовый) ремень, пропускаемый между ног подводника, необходимый для ограничения смещения компенсатора вверх.
D-кольца (17) и карабины (19) на жилете используются для крепления дополнительного оборудования и снаряжения, как то: фото- и видеокамеры, фонари, катушки, стэйдж-баллоны и т.п.
Обязательно на компенсаторе присутствует предохранительный клапан (11) который служит для аварийного стравливания воздуха, во избежание разрыва воздушной камеры.
Выбор компенсатора плавучести.
Первое что необходимо определить для себя при выборе компенсатора это условия, в которых Вы будете погружаться. Для большинства случаев подойдет компенсатор – жилет как наиболее универсальный, в случае занятий техническим дайвингом выгоднее использовать крыловидный, нагрудный же в настоящее время применяется в основном для снорклинга а также видеооператорами, использующими камеры с большой отрицательной плавучестью.
Основным критерием при выборе компенсатора плавучести является удобство его использования. Независимо от того, какого размера типа или формы баллоны Вы собираетесь использовать, комфортность имеет первостепенное значение, потому существует несколько правил:
Также при выборе следует обратить внимание на некоторые особенности конкретного компенсатора:
Ремни должны иметь регулируемые пряжки с замками, что позволит, отрегулировав компенсатор один раз по фигуре, в дальнейшем пользоваться только быстроразъемными замками.
Дополнительную комфортность придает грудной ремень, предотвращающий расхождение боковых воздушных камер или плечевых ремней в стороны.
Для женщин рекомендуются специальные модели компенсаторов, в конструкции которых учтены особенности женской фигуры, а внутренняя поверхность сделана более мягкой и эластичной.
Инфлятор может присоединяться к компенсатору плавучести в районе левого плеча дайвера впереди или сзади, причем заднее расположение позволит более эффективно стравливать воздух из камеры.
Расположение кнопок на инфляторе — достаточно немаловажный фактор при выборе. Их удобное расположение и возможность независимого нажатия без перемещения кисти руки, обеспечит комфорт в управлении плавучестью.
Удобство также придает травящий клапан установленный в месте соединения инфлятора с компенсатором, потому как для стравливания воздуха достаточно просто потянуть от себя сам пульт управления.
Кроме травящего клапана инфлятора, компенсатор плавучести должен иметь несколько травяще — предохранительных клапанов, которые при превышении давления в воздушных камерах сверх нормы, автоматически стравливают излишки воздуха.
Немаловажным в плане удобства является наличие дополнительных карманов как для размещения аксессуаров дайвера, так и для размещения грузов. В последнем случае карманы должны быть оборудованы системой, обеспечивающей их быстрое удаление.
Следует обратить внимание на материал, из которого изготовлен компенсатор. Самым распространенным является нейлон с нанесенным на него слоем полиуретана. Полиуретановое покрытие обеспечивает герметичность воздушных камер, а нейлон придает ткани высокую механическую прочность. Для недорогих компенсаторов обычно применяется нейлон прочностью 420 DEN, в высококачественных моделях — 840 DEN, в спортивных элитных и в профессиональных моделях нейлон плотностью свыше 1000 DEN. Чем выше плотность нейлонового слоя, тем меньшая нагрузка приходится на слой полиуретана, и тем долговечнее и безопаснее компенсатор плавучести.
Эксплуатация.
Проверка работоспособности компенсатора должна проводиться перед каждым погружением вместе с проверкой акваланга. Подключите компенсатор к аппарату (если это предусмотрено моделью) и проверьте исправность клапана поддува нажатием на соответствующую кнопку.
Обязательно проверьте исправность всех стравливающих клапанов пробными нажатиями.
Для проверки предохранительного клапана (клапанов) надуйте компенсатор полностью и аккуратными нажатиями на кнопку автоматического поддува добейтесь срабатывания клапана. Если Ваш компенсатор не подсоединяется к аппарату, добейтесь срабатывания предохранительного клапана, обжав компенсатор руками.
Независимо от того насколько современен Ваш компенсатор, обязательно проверьте ручной поддув компенсатора путем надувания его ртом.
Проверьте целостность и исправность всех крепежных элементов.
Во время погружения
Поддувать компенсатор во время погружения можно двумя способами: воздухом из первой ступени регулятора нажатием кнопки клапана поддува или из собственных легких через загубник пульта управления, нажав при этом кнопку травящего клапана. Второй способ применяется в основном с целью экономии воздуха в баллоне. В аварийных случаях можно на короткое время использовать камеру компенсатора для дыхания, делая вдох и выдох в камеру, однако, помня, что при этом в ней накапливается углекислый газ.
Стравливать воздух из компенсатора (в зависимости от модели) можно несколькими способами.
Основная идея такова, что используемый клапан должен находиться в самом верхнем положении по отношению к остальным, потому как воздух стремится из области высокого давления в область низкого, т.е. к поверхности.
Ежедневный уход.
В процессе эксплуатации старайтесь не нагружать компенсатор весом акваланга, переносите его за ручку баллона, не пренебрегайте возможностью надевать его в положении сидя.
После погружения слейте воду из компенсатора, для чего поддув его, расположите таким образом, чтобы один из стравливающих клапанов оказался в нижнем положении, и, открыв клапан, слейте воду. Закончить процедуру желательно стравливанием воздуха через инфлятор, тем самым продув его от капель влаги.
Желательно после погружения (особенно в соленой воде) промыть компенсатор пресной водой как снаружи, так и изнутри, для чего опустить его (слегка поддув) в емкость с пресной водой и открыть один из стравливающих клапанов, после чего слить набравшуюся внутрь воду.
Опресненный компенсатор необходимо просушить в надутом состоянии, не подвергая действию прямых солнечных лучей.
Если же опреснить компенсатор на месте не представляется возможным, не высушивайте его; аккуратно сложите в сумку до появления такой возможности.
Хранение.
Перед длительным хранением необходимо тщательным образом промыть компенсатор в пресной воде, добившись того, чтобы вода после внешней и внутренней промывки была пресной на вкус.
Сливать воду лучше через клапаны, чтобы в них не осталось соли.
Особое внимание надлежит уделить промывке инфлятора.
Хранить компенсатор желательно в надутом состоянии, повесив его вдали от прямого солнечного света и отопительных приборов.
Правильный выбор и эксплуатация компенсатора плавучести сделают ваши подводные приключения значительно безопаснее, менее утомительными и, безусловно, приятными.
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.
Компенсатор плавучести
Содержание
Общее устройство
Компенсатор плавучести в общем случае состоит из следующих элементов:
История развития
Появление компенсаторов плавучести в значительной степени увеличило автономность ныряльщиков с аквалангом, повысило комфортность и безопасность погружений. Сегодня, согласно правилам всех международных любительских подводных федераций, компенсатор плавучести является обязательным элементом снаряжения аквалангиста. Исключение возможно при использовании сухого костюма с воздушным поддувом — он сам выполняет функции компенсатора.
Первые модели компенсаторов были сделаны по типу надувных спасательных жилетов. В английской терминологии эти компенсаторы называются Fenzy, или ABLJ (англ. Adjustable Buoyancy Life Jacket ), что переводится как регулируемый спасательный жилет. В русском языке их чаще всего называют нагрудными компенсаторами. Камера, как правило, двухслойная: внутренняя камера сделана из резины или полиуретана, а внешняя — из прочной синтетической ткани. Наличие двух ремней — брасового и поясного — обеспечивает надежное крепление компенсатора.
Чтобы упростить процесс поддува и создать автономный запас воздуха, компенсаторы стали снабжать баллончиками со сжатым воздухом объемом 400 мл. Приоткрыв вентиль, подводник может поддуть компенсатор, не выпуская легочник изо рта.
Серьёзным достижением стало подсоединение компенсатора к аквалангу. Для этой цели к выходу среднего давления редуктора подключается специальный шланг, имеющий на другом конце быстроразъемное соединение. Ответная часть соединения находится на инфляторе компенсатора. Инфлятор дополнен вторым клапаном, нажав на кнопку которого, вы поддуваете компенсатор воздухом из акваланга. По этой схеме работают все современные модели.
Заметным шагом вперед в развитии компенсаторов явилось исполнение их в форме жилета. Это нововведение сильно изменило внешний облик современного снаряжения. Основное преимущество подобной конструкции — в более удобном креплении жилета на подводнике и более выгодном распределении положительной плавучести. Новая форма позволила увеличить объем компенсатора. Помимо этого, жилет, снабженный полужесткой или жесткой спинкой, оказался весьма удобен для крепления баллонного блока акваланга.
Классификация компенсаторов
По форме компенсаторы можно разделить на три основные группы: нагрудные, компенсаторы в виде жилетов и компенсаторы со спинной камерой плавучести. К компенсаторам первой группы относятся классические и подковообразные нагрудные компенсаторы. Вторая группа объединяет модели с надувными и регулируемыми плечевыми ремнями. Компенсаторы третьей группы часто называются крыловидными.
Нагрудные компенсаторы
Классический нагрудный компенсатор
Основные достоинства этой модели — простота и надежность. Нагрудный компенсатор удобен для отдыха на поверхности, так как ориентирует тело лицом вверх и поддерживает голову над водой. Поскольку компенсатор такого типа не выполняет функции крепежа акваланга, он не испытывает значительных механических нагрузок при снятии и надевании акваланга на суше. Надевать такой компенсатор следует перед застегиванием грузового пояса, чтобы последний лег поверх крепежных ремней компенсатора — в противном случае грузовой пояс будет трудно снять. Нагрудный компенсатор имеет следующие недостатки:
Нагрудный подковообразный компенсатор
Обладает всеми преимуществами и недостатками предыдущего варианта, но в меньшей степени нарушает балансировку плавучести.
Компенсаторы в виде жилетов
Сегодня это преобладающий тип конструкции компенсаторов плавучести. Своей популярности он обязан следующим качествам:
Среди компенсаторов — жилетов можно также выделить два типа конструкции: с надувными и регулируемыми ремнями.
Компенсаторы с надувным ремнями, или стабилизирующие
Камера плавучести полностью повторяет форму жилета. Плечевые ремни, таким образом, являются частью камеры и позволяют воздуху свободно переходить из нижней части жилета в верхнюю и обратно при любом положении компенсатора. Эти жилеты наилучшим образом поддерживают человека на поверхности в положении отдыха, так как запас плавучести размещен равномерно вокруг туловища, в том числе в плечевых ремнях. Подобный покрой камеры позволяет максимально увеличить ее объем.
Регулируемые компенсаторы
Компенсаторы с регулируемыми плечевыми ремнями, короткое название — регулируемые компенсаторы. Плечевые ремни не надувные, каждый имеет быстроразъемную пряжку, которая также позволяет менять его длину. Все действия с пряжкой можно выполнять прямо на себе, не снимая компенсатора. Помимо очевидного удобства при надевании, снятии и регулировки размера, запас плавучести таких компенсаторов в меньшей степени сдвигает центр плавучести подводника вверх (при вертикальном положении тела), нежели в моделях с надувными ремнями. Следовательно, уменьшается переворачивающий момент, что весьма приятно при плавании.
Компенсаторы с задней камерой, или крыловидные
Камера плавучести целиком располагается в спинной части, не заходя не только в плечевые ремни, но и в боковые части компенсатора. Такая форма позволяет достичь максимально удобной балансировки плавучести для плавания, но гораздо менее удобна для отдыха на поверхности, так как в полностью надутом состоянии при определенных условиях может наклонять подводника вперед, тем самым погружая лицо в воду. Компенсаторы-крылья могут иметь самый большой объём воздушной камеры, возможность крепления двух баллонов, дополнительного оборудования. Широко используются в техническом дайвинге.
Выбираем компенсатор плавучести для дайвинга
Чтобы занятия дайвингом были безопасными, продуктивными и приятными, важно правильно подобрать компенсатор плавучести. Этот элемент снаряжения дайвера предназначен для того, чтобы сделать человека под водой невесомым. Компенсатор, грамотно выбранный из ассортимента интернет-магазина DISKUS, эффективно реагирует на изменение плавучести гидрокостюма из неопрена и расходование смеси из баллонов. В результате дайвер получает возможность свободно парить в толще воды и наслаждаться подводным миром или решать сложные технические задачи.
Чтобы выбор компенсатора плавучести был правильным, нужно учесть несколько значимых факторов.
Тип устройства
Производители предлагают устройства, регулирующие плавучесть, трех основных типов:
Используемые материалы
Большинство моделей компенсаторов изготавливаются из нейлона, на который нанесено полиуретановое покрытие. Устройство из этих материалов – хороший выбор: оно отличается прочностью и герметичностью.
Производители используют разновидности нейлона плотностью от 420 до 1000 DEN. Для начинающих дайверов, которым не приходится решать сложные технические задачи, подойдет компенсатор из материала небольшой плотности – легкий, сравнительно компактный и удобный в использовании. Профессиональные технические дайверы используют более тяжелые и громоздкие модели из нейлона высокой плотности, способные выдержать серьезные нагрузки.
Подъемная сила (диапазон регулирования плавучести)
Этот критерий напрямую связан с объемом воздушной камеры компенсатора. Делая выбор, руководствуйтесь следующим:
Оснащенность приспособлениями, аксессуарами и регулировками
Чем их больше, тем удобнее устройство при занятиях дайвингом. Помните о том, что компенсатор – центральная часть снаряжения пловца. Именно на нем крепятся элементы грузовой системы, баллоны и другие элементы экипировки, и расположение каждого из этих элементов должно быть продуманным. Наличие D-колец и карманов позволит вам пользоваться под водой фонариком, камерой и другими аксессуарами. Высокое качество лямочных застежек повысит удобство устройства в использовании и продлит срок его службы. Наконец, наличие регулировок даст возможность точно подогнать компенсатор плавучести по вашей фигуре.
Качество
Рекомендация в данном случае очень проста: оно должно быть высоким.
По возможности надуйте жилет перед тем, как приобрести его. Этот простой способ позволит вам убедиться в отсутствии дефектов, приводящих к пропусканию воздуха. Попросите продавца присоединить к компенсатору баллон, наденьте всю систему в сборе и убедитесь в том, что она не доставляет вам неудобств и не приводит к потере равновесия.
Выбирайте качественную продукцию проверенных временем торговых марок – Cressi Sub, Hollis, Oceanic, Sargan.