Что такое коммуникационный потенциал

Коммуникативный потенциал и его развитие

Коммуникативный потенциал и его развитие

Основные понятия и принципы коммуникаций

Общение, коммуникация – это тот вид деятельности, которую человек осуществляет еще до рождения: установлено, что ребенок воспринимает факторы внешней среды, состояние и поведение матери и реагирует на все это еще в утробе. Без социальных коммуникаций человек не становится разумным существом. Имея такой богатый опыт общения, каждый подсознательно считает, что в этой области он достаточно искушен и ему не требуется дополнительных усилий для подготовки и проведения деловой беседы, переговоров, получения нужной информации, оказания влияния на поведение другого человека или группы лиц. Это распространенное заблуждение. Вспоминая давние и недавние события, можно найти массу случаев неудачных коммуникаций, то есть таких, результат которых был хуже ожидаемого. Основные причины – переоценка собственных коммуникативных навыков, игнорирование системной сущности партнера по общению и наличия у него собственных целей и способов их достижения, игнорирование специфики ситуации, а зачастую – самонадеянность или лень, не позволившая потратить время на элементарную подготовку к коммуникации.

Коммуникации – это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения). Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации. Различают:

формальные коммуникации, осуществляемые между элементами формальной структуры организации: межуров-невые коммуникации (нисходящие и восходящие), горизонтальные (между подразделениями одного уровня в иерархии организации), коммуникации «руководитель – подчиненный», «руководитель – рабочая группа»;

неформальные коммуникации (связанные с неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространение слухов о служебных вопросах).

Обычным средством формальных коммуникаций является письменная и устная речь.

Принципы эффективных коммуникаций, которыми мы руководствовались в подборе материалов и которые рекомендуем применять на практике, можно представить следующим образом:

• принцип учета единства рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном поведении, особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что другой человек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);

• принцип ситуативности, включающий: 1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая имела место в прошлом и является желательной (малое воздействие способно вызвать «лавинную» реакцию), 2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и 3) субъективность в интерпретации ситуаций;

• принцип стремления к повышению объективности представлений о партнере по взаимодействию, признания недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования его поведения;

• принцип гуманизма в построении коммуникаций;

• принцип ориентации на сотрудничество, тактику «выигрыш – выигрыш»;

• принцип учета развития, или онтогенеза субъектов общения и динамики психических процессов и состояний: субъект, поведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе – просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас;

• принцип системности субъектов коммуникаций (любая большая сложная система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, то есть открыта, динамична, не поддается полному моделированию процессов и состояний и т. д.);

• принцип наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения – намерений, умыслов, имитации;

• принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъекта (системы), на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самому субъекту (самой системе);

• принцип бесконечности процесса познания (нет и не будет оснований сказать: «Теперь я знаю все!». Более адекватна форма: «Теперь, мне кажется, я знаю достаточно для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности»);

• принцип опоры на закон.

Несколько общих правил общения:

• золотое христианское правило: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы с ними»;

• лучший подход к взаимодействию – сотрудничество, или взаимная выгода, или «выигрыш-выигрыш»;

• в процессе общения вы должны стремиться к упрочению отношений или, в крайнем случае, к их сохранению;

• надо пользоваться любой возможностью приобретения личного опыта общения;

• следует анализировать и делать выводы из ваших жизненных ситуаций, происшедших с вами и наблюдаемых вами событий;

• нет предела совершенству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тема 12. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

Тема 12. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров К каждому подбирать отмычку. В том искусство управлять людьми. Бальтасар Грасиан Приемы, стимулирующие общение1. Открытость для убедительных аргументов.2. Условность принятия доводов оппонента (например,

Вопрос 116 Как выглядит коммуникативный процесс?

Вопрос 116 Как выглядит коммуникативный процесс? Ответ Коммуникативный процесс можно представить в виде схемы (рис. 13). Рис. 13. Коммуникативный процесс Из рисунка видно, что в коммуникативном процессе участвуют отправитель и получатель информации. Отправитель выбирает

7.3. Потенциал развития суперсистем

7.3. Потенциал развития суперсистем Каждый из элементов суперсистемы можно рассматривать как отдельный универсум, содержащий, например, по классификации 2U материальную и информационную страты. Применение классификации 4U делит материальную страту на программную и

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выбор моего преемника станет самым важным решением, которое я когда-либо приму. Его подготовка занимает значительное количество моего времени каждый день. Джек Велш, президент

Потенциал россиян к труду

Потенциал россиян к труду Среди суждений россиян о способностях, потенциале к труду и характере труда можно выделить три основные позиции.1. Потенциал к хорошему труду имеется, но в силу различных внешних причин российские граждане сегодня не реализуют свое умение

Источник

Коммуникативный потенциал

Смотреть что такое «Коммуникативный потенциал» в других словарях:

коммуникативный потенциал — Закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая квант знания о… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

коммуникативный потенциал — Закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… … История Философии: Энциклопедия

Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ПЕРСОНАЛИЗМ — (лат. persona личность) концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой.… … Новейший философский словарь

ПЕРСОНАЛИЗМ — (лат. persona личность) концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой.… … История Философии: Энциклопедия

КП — командный процессор Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. КП колёсная пара КП командир пулемёта воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков … Словарь сокращений и аббревиатур

АРТТЕРАПИЯ — Изучение А. началось в 20 е гг. нашего столетия с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная А., книга П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие… … Психотерапевтическая энциклопедия

РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Коммуникативный потенциал личности

Проблема коммуникативного потенциала личности и его реализации заключается в соотношении идеально возможного и действительно имеющегося. Таким образом, определение возможных вариантов и направлений усовершенствования процесса общения и его коррекции в различных отраслях деятельности связано с определением общей психологической структуры коммуникации и основных компонентов коммуникативного потенциала индивида.

Понятие «коммуникативный потенциал личности» используется в нескольких аспектах:

Итак, самым, принципиально важными характеристиками коммуникативного потенциала личности является его динамичность (способность изменяться), адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлений: от самосознания до практических действий через поведение.

При отсутствии условий для реализации коммуникативного потенциала индивида у последнего наблюдается снижение потенциальных возможностей, разрушение статусно-ролевой актуализации личности в социальной группе, потеря ощущения индивидом социальной реальности, деперсонализация и изоляция личности при формальном наличии потенциала и видимости благополучия в течение определенного времени.

Говоря о потенциальных коммуникативных возможностях личности, имеем в виду желание индивида самовыразиться среди себе подобных, самоутвердится, оптимизировать процесс социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств. Речь идет, таким образом, о содержательном аспекте коммуникативного потенциала личности.

Какие же личностные свойства формируют базовую структуру коммуникативного потенциала?

Ответ на этот вопрос могут дать исследования разнообразных связей между коммуникацией, особенностями участия в общении, налаживание контактов, восприятие, взаимовлияния, отражение социального процесса и возможностями самой личности.

Несмотря на наличие разных подходов ученых к пониманию мотивационно-потребительской сферы индивида, большинство психологов, описывая классификации потребностей личности, добавляет к ним и потребность в общении, которая трактуется и как самостоятельная специфическая установка личности на общение с себе подобными, и как межличностные притяжения, и как врожденный инстинкт общения, врожденное стремление к афилиации т.д.

Следовательно, изучение мотивационные-потребительской сферы личности непосредственно связано с анализом понятия «коммуникабельность» как выражение потребности в общении, в установлении социальных связей, как выборочное отношение к людям, выборочное использование форм и средств коммуникации. В связи с этим уместно напомнить некоторые из известных психологических теорий мотивации, где так или иначе представлена потребность в общении.

Так, Э. Мейо подчеркивает значение нематериальных стимулов и мотивов, особо выделяет те из них, которые предусматривают принятие индивида группой, поощрение его действий другими людьми.

А. Маслоу предложил свою иерархию человеческих потребностей, согласно которой у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его такие виды потребностей:

Анализ перечисленных теорий потребностей показывает, что здесь скорее можно говорить о потребности в контакте, в соучастии, приобщении к другому человеку и его деятельности. То есть речь идет о системе мотивов и потребностей, которые направляют участие личности в общении.

Названные выше теории потребностей в дальнейшем были дополнены другими мотивационными концепциями, среди которых стоит упомянуть те из них, для которых присуще является признание ведущей роли сознания и знаний в детерминации поведения человека во взаимодействии с другими людьми, в общении с ними.

Так, Л. Фестингер одним из первых обратил внимание на то, что призвание к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но и знаний.

По мнению ученого, уменьшить диссонанс можно с помощью одного из трех способов:

По результатам исследований Л. Фестингера, наиболее выраженный мотивационное влияние на человека когнитивный диссонанс осуществляет в таких жизненных ситуациях:

Ученым было установлено, что после принятия решения диссонанс обычно уменьшается, ослабляется, причиной чего является предоставление большего веса тому решению, которое принято, а не тому, что отклонено.

Одновременно был сделан другой вывод, согласно которому после принятия решения индивид невольно начинает искать дополнительные аргументы в пользу выбранного варианта и этим искусственно повышает для себя его значимость.

Но случается и наоборот: после осуществления выбора человек повышает ценность не того варианта решения, который он выбрал, а того, который был отклонен, не уменьшает диссонанса, а увеличивает его.

Мера участия каждой конкретной личности в коммуникативном процессе может определяться стилями общения.

Проблема участия человека во взаимодействии и общении изучается также через проявление его коммуникативных способностей. Следовательно, коммуникативный потенциал личности можно рассматривать как систему его коммуникативных способностей, изучение которых осуществляется в настоящее время в весьма широком диапазоне.

Традиционно в общей и дифференциальной психологии преобладающее внимание уделяется предметно-познавательному характеру способностей (способности к различным видам деятельности). Однако способности коммуникативного характера имеют не меньшее значение для психологического развития индивида, его социализации, приобретения им необходимых форм общественного поведения.

Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (и своеобразных умений, обеспечивающих успешный коммуникативный процесс.

Например, способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с:

Особое внимание при этом акцентируется на группе способностей, которые характеризуют «технологическую» подготовленность человека к общению:

Не менее важными являются особенности индивида, связанные с познанием человека человеком в коммуникативных процессах и совместной деятельности. Эта проблематика является сегодня едва ли не самостоятельной отраслью в психологических исследованиях именно потому, что эти процессы являются весомым аспектом общения.

Так, А. Бодалев, подчеркивая значимость обозначенной проблемы, указывает на то, что формирование образов людей и формирование понятий об их личностных качествах подчиняется тем же законам, по которым разворачивается формирование у человека образа предмета или обобщенного знания о нем.

На эти коммуникации влияет и деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты. К перцептивно-рефлексивным способностям принадлежат:

Итак, многочисленные психологические исследования перцептивной-рефлексивных свойств и возможностей личности позволяют считать их своеобразными коммуникативными свойствами, которые формируются в ходе взаимодействия и общения и влияют на успешность участия индивидов в коммуникативном процессе.

К внутриличностным характеристикам индивида, описывающих его коммуникативный потенциал, относятся также коммуникативные знания и навыки, своеобразие проявления которых в конкретной поведенческой реакции зависит от конкретного индивидуума, его типологических свойств.

Таким образом, существенный аспект коммуникативной структуры личности отражают те ее качества, в которых выражена коммуникабельность индивида, его коммуникативная программа поведения, готовность к взаимодействию, эмоционально-эмпатические возможности, его социальное место (статус, позиция, роль в группе).

Проблема коммуникативного потенциала личности и его реализации заключается в соотношении идеально возможного и действительно имеющегося. Таким образом, определение возможных вариантов и направлений усовершенствования процесса общения и его коррекции в различных отраслях деятельности связано с определением общей психологической структуры коммуникации и основных компонентов коммуникативного потенциала индивида.

Говорится о психологической и социальной основе коммуникативного потенциала. Относительно первого, то он предопределяет стремление каждого человека максимально реализовать свои психофизиологические, характерологические свойства, индивидуальные особенности в процессе общения.

Источник

коммуникативный потенциал

Смотреть что такое «коммуникативный потенциал» в других словарях:

Коммуникативный потенциал — (Коммуникативные свойства личности, коммуникативные способности) понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающим. К числу наиболее важных личностных проявлений,… … Педагогическое речеведение

коммуникативный потенциал — Закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… … История Философии: Энциклопедия

Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ПЕРСОНАЛИЗМ — (лат. persona личность) концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой.… … Новейший философский словарь

ПЕРСОНАЛИЗМ — (лат. persona личность) концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой.… … История Философии: Энциклопедия

КП — командный процессор Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. КП колёсная пара КП командир пулемёта воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков … Словарь сокращений и аббревиатур

АРТТЕРАПИЯ — Изучение А. началось в 20 е гг. нашего столетия с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная А., книга П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие… … Психотерапевтическая энциклопедия

РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Коммуникативный потенциал личности

Человек – единственное существо,

которое не хочет быть самим собой.

Что лежит в основе коммуникативных проявлений личности? Какие индивидуальные особенности человека обеспечивают эффективность деловых коммуникаций? Что отличает одного коммуникатора от другого, делая его индивидуальным и неповторимым?

Однозначного ответа на эти вопросы в психологической науке на сегодняшний день не существует. Общим в различных научных позициях является положение о том, что коммуникативные проявления личности обуславливаются комплексом индивидуальных коммуникативных особенностей человека. Эти коммуникативные особенности определяются отечественными учеными как «коммуникативные способности» (А. А. Леонтьев, Г. С. Васильев); «коммуникативный потенциал» (Р. А. Максимова, В. В. Рыжов); «коммуникативный мир личности» (В. И. Кабрин); «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, В. И. Кашницкий, Л. А. Петровская).

Г. С. Васильев, исследуя проблему коммуникативных способностей, выделили в сложной структуре коммуникативных способностей три компонента:

· Гностический – способность понимать других людей;

· Экспрессивный – способность к самовыражению своей личности;

· Интеракционный – способность активно влиять на партнеров по общению [5].

В работе Л. Тайера выделены два вида коммуникативных способностей:

· Стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней сориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения;

· Тактические способности, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации [30, 40].

В настоящее время в психологической литературе, посвященной изучению коммуникативных возможностей человека, часто встречаются термины «компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, В. И. Кашницкий, Л. А. Петровская).

Под коммуникативной компетентностью Ю. Н. Емельянов понимает «такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [9, 7].

Иную трактовку понятия коммуникативной компетентности мы находим в исследованиях Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, П. В. Растянникова. Эта характеристика личности раскрывается ими как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [12, 66].

В. И. Кашницкий, рассматривая феномен коммуникативной компетентности личности, определяет его как многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее эффективную коммуникативную деятельность [16, 54].

Р. А. Максимова предложила понятие «коммуникативный потенциал» личности, рассматривая его как «наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности» [24].

Мы также полагаем, что в основе реализации профессиональных коммуникаций лежит коммуникативный потенциал личности. Под коммуникативным потенциалом личности понимается индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей работника (внутриличностных и поведенческих), характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей профессиональной деятельности.

Многие отечественные авторы, исследовавшие вопросы коммуникативных особенностей личности, отмечали тот факт, что комплекс коммуникативных возможностей человека является сложной системой.

Так, например, В. М. Жуков в структуре коммуникативной компетентности личности выделил несколько иерархических уровней: стратегический, тактический, технический [11].

В. В. Рыжов в структуре коммуникативного потенциала выделил шесть основных блоков:

· доминирующий тип мотивационных установок в общении;

· контактность личности в коммуникации;

· содержательная направленность в общении;

Что такое коммуникационный потенциал. Смотреть фото Что такое коммуникационный потенциал. Смотреть картинку Что такое коммуникационный потенциал. Картинка про Что такое коммуникационный потенциал. Фото Что такое коммуникационный потенциал

· социально-перцептивные способности и умения;

· социально-психологические характеристики личности, описывающие ее место в коммуникативных отношениях;

· рефлексивно-самооценочные свойства и способности [30].

Эффективность коммуникативной составляющей профессиональной деятельности во многом зависит от развития вербальной техники. Мастерство устной речи, умение привлекать и удерживать внимание собеседника, убеждать, вызывать интерес к тому или иному виду работы, воздействовать на настроение партнеров – без этого немыслим эффективный коммуникатор. Речь занимает центральное место в коммуникативных действиях личности.

Т. А. Ладыженская, рассматривая структуру речевой деятельности, выделяет следующие фазы речевой деятельности:

· ориентировка в условиях и задачах общения и в содержании высказывания;

· планирование (составление речевой программы);

Учитывая структуру речевой деятельности, мы полагаем, что коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку коммуникативной ситуации, формирование цели и конструирование операционального состава действия, реализацию плана и его коррекцию, а также оценку эффективности произведенного коммуникативного действия.

На основе этого, в структуре коммуникативного потенциала личности мы выделяем четыре взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный (табл. 3.1.1).

Что такое коммуникационный потенциал. Смотреть фото Что такое коммуникационный потенциал. Смотреть картинку Что такое коммуникационный потенциал. Картинка про Что такое коммуникационный потенциал. Фото Что такое коммуникационный потенциал

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *