Что такое коммуникативные склонности

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

Инструкция

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «Да» или «Нет». Если Вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (–). Время на выполнение методики — 10–15 минут.

Текст опросника

Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру — 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных «КОС-2».

Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»

Коммуникативные склонности4, 8, 12, 16, 20, 24,28,32, 36, 40

За каждый ответ «Да» и ответ «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе, отдельно по соответствующим склонностям приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Испытуемые, получившие оценку 1–4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5–8 баллов, имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9–12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка в 13–16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17–20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы и одержимы в деятельности.

Барташев А. В. Психодиагностика способности к общению,
или Как определить организаторские и коммуникативные
качества личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Источник

Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Коммуникативные и организаторские склонности

Если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то около номера вопроса поставьте еда»; если ваш ответ отрицательный (вы не согласны) — поставьте «нет».

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания в кругу своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов. Для того чтобы узнать свои коммуникативные склонности, воспользуйтесь «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 и за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Коэффициент коммуникативности (Кц) определяют по формуле: Кц = т/20, где т — количество совпавших с «ключом» ответов.

Если Кд соответствует:

от 0,10 до 0,45 — низкий уровень;

от 0,46 до 0,55 — уровень ниже среднего;

от 0,56 до 0,65 — средний уровень;

от 0,66 до 0,75 — высокий уровень;

от 0,76 до 1,00 — очень высокий уровень.

Коммуникативные склонности — это склонности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и психологическую совместимость в коллективной деятельности.

Низкие — человек малообщительный, испытывает трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.

Ниже среднего — человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение и трудно переживает обиды.

Средние — человек общительный, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает.

Высокие — человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, стремится расширить круг своих знакомых.

Очень высокие — человек очень общительный, испытывает потребность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей.

Для подсчета организаторских склонностей воспользуйтесь следующим «ключом». Поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 и за каждый ответ «нет» на вопросы 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Коэффициент организаторских склонностей (Ко) определяют по формуле: К0= т/20, где т — количество ответов, совпавших с «ключом».

Если К0 соответствует:

от 0,20 до 0,55 — низкий уровень;

от 0,56 до 0,65 — уровень ниже среднего;

от 0,66 до 0,70 — средний уровень;

от 0,71 до 0,80 — высокий уровень;

от 0,81 до 1,00 — очень высокий уровень.

Организаторские склонности — это склонность человека организовывать себя и других.

Низкие — человек не умеет себя организовать, отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляет.

Ниже среднего — человек избегает принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено.

Средние — в экстремальных ситуациях человек может организовать себя и убедить коллег в принятии какого-либо решения-

Высокие — человек все делает согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения.

Очень высокие — человек испытывает потребность в организаторской деятельности. Принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято другими.

Методика КОС позволяет определить наличие уровня коммуникативных и организаторских склонностей на данный период. При наличии целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

© ГБУК СК «Ставропольская краевая библиотека для молодежи имени В. И. Слядневой», 2021.
Запрещено копирование, воспроизведение, распространение или использование иным способом любых материалов без ссылки на источник.

Источник

Что такое коммуникативные склонности

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Коммуникативные и организаторские склонности

Проба по выявлению уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей

(тип профессии «Человек-человек»)

Бланк ответов

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

2. Часто ли вам удается склонить большинство товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинении кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать с товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликта с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомится и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых большим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение ли решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Определите свой показатель уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей по формуле:

Коммуникативные склонности (1 + 3 столбец): 20 ___________________

Организаторские склонности (2 + 4 столбец): 20 _________________

Сравните полученный результат с таблицей.

СПОСОБНОСТИ Уровни
низкийниже среднегосреднийвыше среднеговысокий
Коммуникативные0,1-0,450,46-0,550,56-0,650,66-0,750,76-1
Организаторские0,2-0,550,56-0,650,66-0,70,71-0,80,81-1

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности

Низкий не подходят профессии, связанные с общением.

Ниже среднего нет стремления к общению, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, тяжело переживают обиды, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Средний стремление к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение.

Высокий активно стремятся к работе с людьми, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения, отстаивают свое, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать игры, мероприятия.

Вы успешно прошли пробу, если ваши показатели на уровне выше среднего и высокого!

Источник

Понятие коммуникативных и организаторских способностей и подходы к их изучению в психологии

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонности Екатерина Архипова
Понятие коммуникативных и организаторских способностей и подходы к их изучению в психологии

Понятие коммуникативных и организаторских способностей

и подходы к их изучению в психологии

Процесс зарождения и становления коммуникативной деятельности активно происходит в первые семь лет жизни ребенка. Наиболее важная идея отечественного психолога Л. С. Выготского в этом отношении состоит в том, что источник психического развития находится не во внутреннем мире ребенка, а в его взаимоотношениях со значимыми взрослыми [6].

Изучение коммуникативных и организаторских способностей ребенка представлено в работах Л. С. Выготского [6], М. И. Лисиной [24], Д. Б. Эльконина [40] и др.

В отечественной науке изучение проблемы организаторских способностей в русле теории лидерства началось в 1920-1930-е годы. Исследования происходили на материале детских групп (как специально организованных, так и создавшихся стихийно). В этих исследованиях изучалась функционал вожака в коллективе детей, как именно ребенок выдвигается в вожаки, какие типы вожаков бывают. Исследования прошлого столетия в целом описывали социально-политическую ситуацию в обществе. Затем наступил период продолжительного застоя в изучении темы лидерства, после чего отечественные психологи вернулись к исследованию данной проблемы только в 1960-х годах [21].

Относительно формирования коммуникативных способностей, Л. С. Выготский подчеркивал, что окружающий мир не должен противостоять ребенку, перестраивать его природу, а напротив, должен являться гармоничным условием его развития. Ребенок не способен развиваться вне социума, поскольку изначально включен в общественные отношения; при этом, чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он зависит от отношения к нему окружающих людей [6].

М. И. Лисина привнесла в отечественную психологию новую область – общение ребенка со взрослым, рассматривая данное взаимодействие как основу формирования коммуникативных и организаторских способностей в русле онтогенеза [24].

Под руководством М. И. Лисиной проводились экспериментальные исследования общения детей и взрослых в контексте влияния данного взаимодействия на развитие психики ребенка, что продолжает развитие традиций Л. С. Выготского [24].

Стиль отношений родителей с детьми является не только средством общения, но и методом воспитания взаимоотношениями. Ребенок будет относиться к окружающему миру таким образом, каким он видел его в своей семье – будет видеть мир безопасным или небезопасным, доброжелательным или агрессивным. Таким образом у ребенка формируется базовое доверие/недоверие миру, на основании которого формируются коммуникативные и организаторские способности ребенка в дальнейшей жизни.

Доверительное общение способствует формированию позитивной Я-концепции ребенка, самопринятия и признания ценности своего «Я». Благодаря адекватному родительскому отношению, ребенок научается понимать свои чувства и потребности, формируя способность произвольного управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

Как считает В. М. Целуйко, детско-родительские отношения могут определяться следующими параметрами [38]:

характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь, со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностного взаимодействия, является высокая степень значимости как для ребенка, так и для родителя;

– стиль родительского взаимодействия с ребенком, особенности межличностного контакта.

Родители выступают для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки, защиты. Это и власть, высшая инстанция, распорядители благ, и образец, пример для подражания. Исходя из этого, важным является создание в семье благоприятной психологической атмосферы – залога физического и духовного здоровья личности ребенка [18].

Заинтересованные в успешном воспитании своего ребенка родители, выбирают авторитетный стиль воспитания (достаточный уровень контроля, теплые отношения с детьми). Авторитетные родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменение своих требований в разумных пределах; дети хорошо адаптированы; уверены в себе; у них сформирован самоконтроль и социальные навыки; им свойственна адекватная самооценка и хорошая успеваемость в школе [10].

Н. Е. Жидкова выделяет три стратегии взаимодействия родителей и детей в семьях [15]:

1) эмоциональное наказание (родители в качестве наказания за проступки применяют следующие способы: не разговаривают с ребенком, иронизируют, насмехаются над ошибками и слабостями сына/дочери, заявляют о своем неприятии, своим поведением демонстрируют нелюбовь, нарочито сухо говорят с ребенком, отстраняют его от себя, не дают возможности установить с собой тактильный контакт, стимулируют возникновение чувства вины у ребенка. Эмоциональное наказание иногда оказывается очень «эффективно»: родителям удается добиться желаемых изменений в поведении ребенка, однако такое поведение очень опасно, ведь в основе его эффективности лежит страх ребенка потерять любовь самых важных для него людей в мире – родителей. В результате у ребенка развивается тревожность и зависимость);

2) утверждение силы (включает такие действия родителей, как физические наказания; лишение удовольствий; ограничение материальных благ, привычных для ребенка; словесное выражение угрозы. Эта стратегия обычно тоже быстро дает свои результаты. Казалось бы, такими минимальными средствами, достигается нужное поведение ребенка и комфорт родителей, но изменить свое поведение ребенка заставляет страх наказания. А это значит, что его действия вызваны не осознанием своего поступка (то есть не внутренними причинами, а преимущественно внешними условиями. Данные особенности родительского стиля воспитания ведут к задержке морального развития ребенка. Таким образом, комфорт родителей, полученный методом утверждения силы, вряд ли может быть оправдан теми последствиями, которые он несет для развития ребенка);

3) разъяснение (данная стратегия является более мягкой, чем предыдущие способы, а соответственно, ее воспитательный результат не так быстро проявляется и не всегда одинаков. Родители пользуются данной стратегией, в случае спокойного объяснения ребенку последствий его поступков, особенностей поведения в обществе; пробуют донести до ребенка необходимость соблюдения социальных норм и правил.Плюсы данной стратегии очевидны: хорошие отношения родителей с ребенком даже при возникновении дисциплинарных трудностей; своевременное развитие у ребенка совести, как регулятора поведения; стремление ребенка к взрослению, его принятие взглядов родителей) [15].

Следует отметить, что стратегия разъяснения требует от родителей особых педагогических способностей. Ведь для того, чтобы объяснить ребенку причины и следствия его поведения, требуется терпение и умение понять состояние ребенка и причины его поступков; умение доступно возрасту ребенка излагать свои мысли; знание индивидуальных особенностей сына/дочери и умение их использовать (например, создавая у ребенка ту или иную мотивацию поведения).

Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис составили перечень устойчивых типов негармоничного воспитания, которые способствуют возникновению нарушений коммуникативного поведения ребенка в его дальнейшей жизни [39].

1. Потворствующая гиперпротекция (родители максимально делают за ребенка то, что он может уже сам, в связи с чем ребенок растет демонстративным, требовательным).

2. Доминирующая гиперпротекция (родители тоже уделяют много времени ребенку, но при этом ставят многочисленные ограничения и запреты, подавляя его активность и самостоятельность; ребенок может вырасти либо тревожно-боязливым, астеничным, либо агрессивным).

3. Эмоциональное отвержение (родители всем своим видом показывают, что ребенок им мешает; они устанавливают эмоциональную дистанцию, холодны по отношению к ребенку, в результате чего он чувствует себя брошенным, оставленным, далее в его жизни может легко проявляться эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, ощущение своей ненужности миру).

4. Гипопротекция (родителям неинтересно, как и чем живет их ребенок, в результате чего он растет эмоционально неустойчивым, озлобленным, тревожным) [39].

А. Я. Варга выделяет следующие особенности родительского отношения к ребенку, влияющие на особенности формирования коммуникативных и организаторских способностей ребенка [3].

1. Принятие-отвержение. На одном полюсе это такие характеристики, как эмоциональное принятие ребенка родителем, поддержка, симпатия к ребенку, доверие в отношениях, уважение индивидуальности ребенка, желание проводить много времени вместе с ребенком, одобрение его интересов и планов. На другом полюсе – восприятие родителем своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого, глупого. Родитель в большей степени испытывает раздражение, злость, досаду, не доверяет ребенку.

2. Кооперация (родитель интересуется делами и планами ребенка, старается при необходимости ему помочь, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордится им, поощряет его самостоятельность, доверяет, старается посмотреть глазами ребенка на спорные вопросы, возникающие в отношениях, чтобы понять его точку зрения, его переживания).

3. Симбиоз (стремление родителя сокращать дистанцию в отношениях с ребенком, желание постоянно заботиться, контролировать, удовлетворять все потребности ребенка, ограждать его от трудностей жизни; родитель постоянно тревожится за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным).

4. Авторитарная гиперсоциализация (родитель авторитарен в отношениях с ребенком, навязывает свою волю без обсуждений, требуя безоговорочного послушания; при данном стиле распространены частые наказания, сильный контроль ребенка, его чувств, мыслей, действий).

5. «Маленький неудачник» (родитель инфантилизирует ребенка, приписывая ему несостоятельность, неуспешность; все время преуменьшает способности ребенка, не доверяет ему, старается оградить от сложностей) [3].

Таким образом, основой родительского отношения, состоящего из установок, позиции, эмоционального восприятия отношений с ребенком, является осознанное восприятие своей родительской роли. Ребенок, получая определенное родительское отношение в семье, начинает также относиться к миру, к себе, к другим людям, на основании чего у него формируются определенные стратегии коммуникативного поведения, как со взрослыми, так и со сверстниками.

М. И. Лисина подчеркивает, что опыт первичных отношений со сверстниками представляет тот фундамент, на котором в будущем выстраивается личность ребенка; опыт общения определяет в дальнейшем отношение ребенка к себе, к окружающим, к миру в целом; а также характер его коммуникативных и организаторских способностей [24].

К старшему дошкольному возрасту у детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. По данным психологического исследования Е. О. Смирновой, в старшем дошкольном возрасте многие дети проявляют бескорыстное стремление чем-то помочь своим сверстникам, подарить им какую-то вещь, в чем-то пойти на уступку. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность детей в процесс сопереживания сверстникам [34].

В общении со сверстниками обращение дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского сообщества». Это формирует определенную предпосылку для развития коллективных отношений в будущем, в частности проявления коммуникативных и организаторских умений. Содержание общения со сверстниками является, таким образом, важным фактором личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста [35].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что воспитание основ коммуникативной культуры поведения детей старшего дошкольного возраста осуществляется под влиянием объективных условий жизни, в процессе обучения и воспитания, а также передачи ребенку ценностей общечеловеческой культуры. Данный процесс педагогической организации всей жизни ребенка должен обязательно учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашина H.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.Р-н-Дону: ЮФУ, 2009. №10. С. 7-10.

2. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2011. 384 с.

3. Варга А. Я. Дела семейные / пер. с венгер. Воронкиной. М. : Педагогика, 2008. 158 с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №1. С. 7-10.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. СПб. : Питер, 2008. 141 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2008. 508 с.

7. Ганощенко Н. И., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Рузская А. Г., Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Московский психолого-социальный институт.Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 240 с.

8. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка. М. : Филологическое общество «Слово», 2007. 432 с.

9. Добсон Дж.Исчерпывающие ответы: Родителям о детях (пер. с англ. М. Б. Чигиревой, Л. М. Чупровой). СПб., 2008. 587 с.

10. Дружинин В. Н. Психология семьи / под ред. В. В. Макарова.Екатеринбург: Деловая книга, 2007. С. 160-195.

11. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2005. №10. С. 26-36.

12. Духновский С. В. Переживание дисгармонии межличностных отношений.Курган: КГУ, 2005. 210 c.

13. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М. : изд. центр ВЛАДОС, 2010. 127 с.

14. Еремеева Д. В., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. М. : Линка-пресс, 2008. 184 с.

15. Жидкова Н. Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог. 2009. №1. С. 6-9.

16. Изард К. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2009. 460 с.

17. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. М. : Академия, 2004. 288 с.

18. Карпова С. В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни // Материалы международной научно-практической конференции.Петрозаводск: КГПУ, 2005. С. 218-220.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонностиИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонностиОпыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонностиРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Что такое коммуникативные склонности. Смотреть фото Что такое коммуникативные склонности. Смотреть картинку Что такое коммуникативные склонности. Картинка про Что такое коммуникативные склонности. Фото Что такое коммуникативные склонностиУчим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *