Что такое коммуникативная ситуация
Словари
Коммуникативная ситуация (Речевая ситуация)
1. Структурная организация ситуации общения:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим;
4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская);
7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный);
8) место общения. Изменение хотя бы одного из параметров приводит к изменению К.с.
2. Синхронное состояние коммуникации в той или иной национально-территориальной общности, характеризующееся:
1) общим объемом коммуникативного пространства;
2) количеством и типом составляющих это пространство коммуникативных сфер;
3) особенностями коммуникативных процессов в них.
Конкретная ситуация общения, в которую входят партнеры по коммуникации. К. с. определяет речевое поведение, способы реализации коммуникативной интенции, является неречевым компонентом процесса общения.
1. Структурная организация определенной ситуации общения:
3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим
4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская);
7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный);
Изменение каждого из параметров ведет к изменению К.с.
2. Синхронное состояние коммуникации в той или иной национально-территориальной общности.
К. с. характеризуется:
1) общим объемом коммуникативного пространства;
2) количеством и типом составляющих это пространство коммуникативных сфер;
3) особенностями коммуникативных процессов в них.
семинар. 2 вопрос. Коммуникативная ситуация и ее составляющие
Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) Участникикоммуникативной ситуации:
— говорящий (адресант). Адресант – инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Адресант использует символы (слова или графические или наглядные средства) для передачи сообщений и получения требуемого ответа. Адресантом может быть и один человек и группа и организация. Взгляды, навыки, компетенции и знаний адресанта оказывают большое влияние на сообщение. Адресант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность, умение направлять беседу и регулировать ее временные рамки.
Данный компонент коммуникативной ситуации включает количественную характеристику адресата ( 1. межличностная коммуникативная ситуация – при соотношении «1 адресант : 1 адресат»; 2. групповая, или коллективная– при соотношении «1:2 и больше»; 3. массовая – при соотношении «1:100 и больше»), пол, возраст, социальный статус, образовательный уровень, роли, личные характеристики, межличностные отношения, языковые особенности участников коммуникативной ситуации.
2) Код коммуникативной ситуации. Это тональность или настроение коммуникативной ситуации (официальная – нейтральная – дружеская). Это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта для создания определенного настроения.
3) Способ передачи информации (устный/письменный, контактный (осуществляемый непосредственно, «здесь и сейчас») /дистантный (осуществляемый опосредованно)). Контактное общение отличает сиюминутность и гибкость речевого взаимодействия. В этих условиях возможна непосредственная обратная реакция собеседника (ответная реплика или конкретное действие). Дистантный вид общения предполагает пространственную (разговор по телефону, общение в чатах) или временную (обмен письмами, документооборот, чтение книг, журналов, газет, объявлений и т. д.) отдаленность. При дистантном общении широко используются технические средства связи
4) Окружающая обстановка (контекст, действительность, ситуация). Это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Это в первую очередь место, времяи продолжительность речевого взаимодействия. Сообщение приобретает определенный смысл и может быть понято только в структуре неречевого контекста. Рассмотрим в качестве примера высказывание «Он держал в руке сумку». Если эта фраза произносится в контексте детективной истории, то она может означать, например, «приготовиться» – в случае, если этот человек подозреваемый, а в сумке могут лежать важные вещественные доказательства. В бытовой ситуации сумка в руках может указывать на сцену размолвки или часа расставания, когда кто-то из близких собирается уйти или уехать. Таким образом, прагматическое значение высказывания всегда будет меняться.
5) Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.
6) К психологическим структурным компонентам акта коммуникативной ситуации следует в первую очередь отнести намерение и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания.
Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицом.
В коммуникативной ситуации обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим, и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:
· получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);
· поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений);
· побуждение к действию;
· изменение эмоционального состояния партнера.
Долговременные цели говорящего выясняются и понимаются по общему характеру разговора благодаря более глубокому знанию данного человека, по непроизвольным проявлениям (вербальным или невербальным). Часто они более или менее тщательно скрываются людьми, порой принимаются меры к их маскировке.
Составляющие коммуникативной ситуации – ситуативные переменные. Изменение значений каждой из этих переменных ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.
КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ
Смотреть что такое «КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ» в других словарях:
Коммуникативная ситуация — (Речевая ситуация) 1. Структурная организация определенной ситуации общения: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официаль … Словарь социолингвистических терминов
коммуникативная ситуация — система взаимодействующих факторов (реальных и воображаемых), побуждающих участников к общению и определяющих их речевое поведение. См. ситуация действительности … Толковый переводоведческий словарь
Коммуникативная ситуация — (Речевая ситуация) В социолингвистике: 1. Структурная организация ситуации общения: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим; 4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская); 5)… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
коммуникативная ситуация — и. То же, что и коммуникативный акт … Учебный словарь стилистических терминов
первичная коммуникативная ситуация — 1. Участниками являются отправитель исходного текста, получатель этого текста и другой получатель переводчик. 2. Переводчик участвует в качестве получателя … Толковый переводоведческий словарь
Ситуация общения — См. Коммуникативная ситуация … Словарь социолингвистических терминов
КОММУНИКАТИВНАЯ НЕУДАЧА — КОММУНИКАТИВНАЯ НЕУДАЧА. Полное или частичное непонимание высказывания участником коммуникации, т. е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего или пишущего. Ситуация, когда коммуникативный акт не достигает… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Коммуникативная сопричастность — ситуация, когда кто то оказывается посторонним слушателем и свидетелем чужого разговора. Главное при этом для такого субъекта – не вмешиваться в чужой разговор без крайне серьезных оснований. Если чужой разговор имеет или принимает доверительный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
коммуникативная сопричастность — ситуация, когда кто то оказывается посторонним слушателем и свидетелем чужого разговора. Главное при этом для такого субъекта – не вмешиваться в чужой разговор без крайне серьезных оснований. Если чужой разговор имеет или принимает… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Коммуникативная компетенция — – умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Коммуникативная ситуация и ее составляющие
Особенности речи и речевого поведения человека зависят от многих причин и факторов. Совокупность этих факторов называется коммуникативной ситуацией. Основные компоненты речевой ситуации – это внешние и внутренние условия общения, участники общения, их отношения. Кроме того, на качества деловой речи влияют степень знакомства, степень удаленности собеседников друг от друга, присутствие или отсутствие других людей и т.д.
Официальная обстановка общения предполагает особую юридическую значимость делового общения. Официальное общение протекает в служебном помещении – офисе, приемной, конференц-зале и т.д. Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:
• обязательного двустороннего Вы-общения по отношению к собеседнику любой возрастной группы и любого социального положения;
• строгого соблюдения этикетной рамки общения (слов приветствия и прощания);
Официальная обстановка предъявляет требования к лексическому составу речи, в который не должны входить бранные, жаргонные, просторечные слова и диалектизмы.
Официальная обстановка обусловливает выбор литературного типа произношения, а не бормотания, не скороговорки или небрежного фонетического оформления речи (не [здрас’т’е], а [здраствуйт’е], не [када], а [кагда]).
Определяющим фактором в неофициальной обстановке является степень знакомства. Беседа с незнакомым или малознакомым человеком накладывает те же требования этикетного характера, что и официальное общение. Даже присутствие «постороннего» человека (посетителя, клиента) требует от людей, находящихся с ним в одной комнате, переключиться на правила официального общения.
Факторадресата в деловом общении не менее важен, чем условия общения.Адресат — человек, к которому обращена (адресована) речь. От того, в какие ролевые и коммуникативные отношения вступает с ним говорящий или пишущий (адресант), будет зависеть коммуникативная тактика и выбор этикетных средств. При выборе обращения, например, важнейшим критерием является социальный статус адресата. Обозначение социального статуса адресата может быть вербальным (словесным) и невербальным (обозначаемым при помощи интонации).
Индексами социального статуса являются служебное положение, общественное положение, материальное положение, заслуги. Согласно русской традиции в деловом общении половые различия не акцентируются, т.е. женщина обладает при равном социальном статусе теми же преимуществами, что и мужчина.
Социальная роль во многом определяет характер коммуникативного ожидания собеседника, который нельзя не учитывать. Если вы начальник, подчиненный во время общения с вами ожидает от вас корректности, вежливости, заботливости, иногда покровительства и всегда уважения. Агрессия, желание отнести просчеты и ошибки на счет подчиненного являются нарушением нормы речевого поведения.
Коммуникативные роли, в отличие от социальных, переменчивы. Одно и то же лицо в процессе диалога (полилога) выступает в качестве адресанта, адресата и наблюдателя.
Адресант – инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Это, безусловно, тактически выигрышная роль. Адресант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность, умение направлять беседу и регулировать ее временные рамки.
Позиция наблюдателя – это тоже позиция активного участника общения. Даже не участвуя в диалоге, наблюдатель влияет на его ход. Так, наличие в кабинете посетителя предполагает, что рабочие внутрикорпоративные вопросы решаются быстро, без излишней детализации.
Таким образом, пассивных участников коммуникативного процесса в деловом общении не существует.
Факторцели связывает позиции говорящего и слушающего в едином коммуникативном процессе.
коммуникативная ситуация
Смотреть что такое «коммуникативная ситуация» в других словарях:
КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ — КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ. Конкретная ситуация общения, в которую входят партнеры по коммуникации. К. с. определяет речевое поведение, способы реализации коммуникативной интенции, является неречевым компонентом процесса общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Коммуникативная ситуация — (Речевая ситуация) 1. Структурная организация определенной ситуации общения: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официаль … Словарь социолингвистических терминов
Коммуникативная ситуация — (Речевая ситуация) В социолингвистике: 1. Структурная организация ситуации общения: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим; 4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская); 5)… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
коммуникативная ситуация — и. То же, что и коммуникативный акт … Учебный словарь стилистических терминов
первичная коммуникативная ситуация — 1. Участниками являются отправитель исходного текста, получатель этого текста и другой получатель переводчик. 2. Переводчик участвует в качестве получателя … Толковый переводоведческий словарь
Ситуация общения — См. Коммуникативная ситуация … Словарь социолингвистических терминов
КОММУНИКАТИВНАЯ НЕУДАЧА — КОММУНИКАТИВНАЯ НЕУДАЧА. Полное или частичное непонимание высказывания участником коммуникации, т. е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего или пишущего. Ситуация, когда коммуникативный акт не достигает… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Коммуникативная сопричастность — ситуация, когда кто то оказывается посторонним слушателем и свидетелем чужого разговора. Главное при этом для такого субъекта – не вмешиваться в чужой разговор без крайне серьезных оснований. Если чужой разговор имеет или принимает доверительный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
коммуникативная сопричастность — ситуация, когда кто то оказывается посторонним слушателем и свидетелем чужого разговора. Главное при этом для такого субъекта – не вмешиваться в чужой разговор без крайне серьезных оснований. Если чужой разговор имеет или принимает… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Коммуникативная компетенция — – умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике