Коммуна (фр. commune — община (от лат. communia — общность)) — единица пятого уровня административно-территориального деления во Франции; община жителей населённого пункта. В других странах французской коммуне соответствуют муниципалитеты, приходы и т. п.
Коммуны представляют собой самый нижний структурный уровень страны, входя в состав соответствующих округов (за исключением городов Париж, Марсель и Лион, которые сами подразделяются на муниципальные округа). По населённости коммуны Франции значительно отличны друг от друга: это и многомиллионный Париж, и — деревня с десятью жителями.
В каждой коммуне есть мэр и муниципальный совет; их полномочия одинаковы во всех коммунах вне зависимости от численности их населения.
До Великой французской революции коммун не было. Их роль отчасти выполняли церковные приходы (тогда их во Франции было порядка 60 000).
На начало 2004 года во Франции насчитывалось 36 782 коммуны, в том числе 36 568 — в метрополии и 214 — на заморских территориях. Средняя площадь коммуны в метрополии составляет 14,88 км², среднее медианное значение — 10,73 км². Среднее медианное население коммуны — 380 человек.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Коммуны Франции» в других словарях:
КОММУНЫ — Самоуправляющиеся городские общины во Франции, в средние века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНЫ от лат. communis, общий. Немецкие общины в бывшем Ломбардо Венецианском королевстве, семь из… … Словарь иностранных слов русского языка
Коммуны департамента Альпы Приморские — Это служебный список статей, со … Википедия
Коммуны департамента Шаранта Приморская — Общие статьи: Списки коммун Франции Шаранта Приморская fr:Agudelle Агюдель fr:Aigrefeuille d Aunis Эгрефёй д Они fr:Allas Bocage Алла Бокаж fr:Allas Champagne Алла Шампань fr:Anais Ане … Википедия
Коммуны департамента Верхний Рейн — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Коммуны департамента Корсика Южная — Общие статьи: Списки коммун Франции Корсика Южная fr:Afa Афа (коммуна) fr:Ajaccio Аяччо fr:Alata Алата fr:Albitreccia Альбитречча fr:Altagène Альтажен … Википедия
Коммуны департамента Крёз — Общие статьи: Списки коммун Франции Крёз (департамент) Коммуны Население, 2006 год Код INSEE Почтовый индекс Аэн 1560 23001 23150 Ажен (Крёз) 1092 23002 23380 Аллейра 153 23003 23200 Анзем 555 23004 23000 Арфёй Шатен 176 23005 23700 Аррен 222 … Википедия
Коммуны департамента Буш-дю-Рон — Общие статьи: Списки коммун Франции Буш дю Рон Кантоны департамента Буш дю Рон Ниже перечислен список 119 коммун департамента Буш дю Рон. Название Французское название Код INSEE Почтовый индекс Население Год Площадь Аллен fr:Alleins 13003 13980… … Википедия
Коммуны департамента Корсика Верхняя — Общие статьи: Списки коммун Франции Верхняя Корсика Кантоны департамента Верхняя Корсика fr:Aghione Агьоне fr:Aiti Аити (коммуна) fr:Alando Аландо fr:Albertacce Альбертачче fr:Aleria … Википедия
Коммуны — (communes) в средние века, во Франции, самоуправляющиеся городские общины. Еще во времена римлян городская жизнь в Галлии была сильно развита. Страна была усеяна римскими муниципиями, богатыми и оживленными, пользовавшимися значительной долей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
(1) В пределах нынешних границ метрополии Франции, существовавшей с 1860 по 1871 год и с 1919 года по сегодняшний день. (2) В пределах нынешней заморской территории Франции, которая не изменилась с момента обретения Новыми Гебридскими островами независимости в 1980 году.
Вся территория Французской Республики разделена на коммуны; даже необитаемые горы или тропические леса зависят от коммуны в их управлении. Это не похоже на некоторые другие страны, такие как Соединенные Штаты, где можно найти некорпоративные территории, непосредственно управляемые округом или вышестоящим органом власти. Есть всего несколько исключений:
Кроме того, в двух регионах без постоянного проживания нет коммун:
Площадь типичной коммуны
Население типичной коммуны
Медиана население городских коммун Франции в переписи 1999 года было 380 жителей. Опять же, это очень небольшое число, и здесь Франция стоит совершенно особняком от Европы, с самым низким средним населением коммуны среди всех европейских стран (коммуны в Швейцарии или Рейнланд-Пфальце могут иметь меньшую площадь поверхности, как упоминалось выше, но они более заселены). Эту небольшую медианную численность французских коммун можно сравнить с Италией, где медианное население коммуны в 2001 году составляло 2343 человека, Бельгией (11 265 жителей) или даже с Испанией (564 человека).
Приведенная здесь медианная численность населения не должна скрывать тот факт, что между французскими коммунами существуют явные различия в размерах. Как упоминалось во введении, коммуной может быть город с 2 миллионами жителей, такой как Париж, город с 10 000 жителей или просто деревня с 10 жителями. Среднее значение населения говорит нам о том, что подавляющее большинство французских коммун насчитывает всего несколько сотен жителей; но есть также небольшое количество коммун в пределах гораздо более высокого населения.
Во Франции 57 процентов из 36 683 коммун [5] имеют менее 500 жителей, а с 4 638 000 жителей эти небольшие коммуны составляют всего 7,7 процента от общей численности населения. Другими словами, всего 8 процентов населения Франции проживает в 57 процентах коммун, тогда как 92 процента сконцентрированы в оставшихся 43 процентах.
Пример: Эльзас.
Статус коммун
Права и обязанности коммун регулируются Общим кодексом территориальных коллективов (CGCT), который заменил Кодекс коммуны (за исключением кадровых вопросов) принятием закона от 21 февраля 1996 года и декрета № 2000-318 от 7. Апрель 2000 года для регламента. [10] [11]
С 1794 по 1977 год, за исключением нескольких месяцев в 1848 и 1870–1871 годах, в Париже не было мэра, и поэтому он находился под прямым контролем префекта департамента. Это означало, что Париж имел меньшую автономию, чем самая маленькая деревня. Даже после того, как Париж восстановил право избирать своего мэра в 1977 году, центральное правительство сохранило контроль над парижской полицией. Во всех других французских коммунах муниципальная полиция находится под надзором мэра.
Французские коммуны были созданы в начале Французской революции 1789–1790 гг.
Королевство Франция
Приходы
Чартерные города
французская революция
Тенденции после Французской революции
Текущие дебаты
Во Франции уже давно раздаются призывы к массовому слиянию коммун, в том числе такие выдающиеся голоса, как президент Cour des Comptes (центральный аудиторский административный орган во Франции). Однако до сих пор местный консерватизм был силен, и ни одно предложение об обязательном слиянии никогда не проходило через комитет во французском парламенте. В 1971 году закон Марселлина предлагал поддержку и деньги от правительства, чтобы побудить коммуны свободно слиться друг с другом, но закон имел лишь ограниченный эффект (только около 1300 коммун согласились слиться с другими). Многие сельские коммуны с небольшим количеством жителей изо всех сил пытаются поддерживать и управлять основными услугами, такими как водопровод, вывоз мусора или правильно проложенные коммунальные дороги.
Однако добиться слияний непросто. Одна из проблем заключается в том, что слияния сокращают количество доступных выборных должностей и, следовательно, не пользуются популярностью у местных политиков. Более того, граждане из одной деревни могут не желать, чтобы их местные службы управляли руководителем из другой деревни, которого они могут считать не осведомленным или невнимательным к их местным нуждам.
Межобщинность
Выражение «межобщинность» ( intercommunalité ) обозначает несколько форм сотрудничества между коммунами. Такое сотрудничество впервые появилось в конце XIX века в форме закона от 22 марта 1890 года, который предусматривал создание межобщинных объединений с одной целью. Французские законодатели давно осознают неадекватность общинной структуры, унаследованной от Французской революции, для решения ряда практических вопросов, так называемый закон Шевенмента от 12 июля 1999 года является самой последней и наиболее основательной мерой, направленной на укрепление и упрощение этот принцип.
В последние годы коммуны все чаще объединяются в межобщинные консорциумы для оказания таких услуг, как вывоз мусора и водоснабжение. Пригородные коммуны часто объединяются с городом в основе своей городской территории, чтобы сформировать сообщество, отвечающее за управление общественным транспортом или даже за сбор местных налогов.
Закон Шевенмента упорядочил всю эту практику, упразднив некоторые структуры и создав новые. Кроме того, он предлагал финансирование со стороны центрального правительства, направленное на поощрение дальнейшего объединения общин в межобщинные структуры. В отличие от единственного частично успешного закона, принятого в 1966 году и позволяющего городским коммунам образовывать городские сообщества, или более заметного провала закона Марселлена 1971 года, закон Шевенмента имел значительный успех, так что большинство французских коммун в настоящее время вовлечены в межобщинные структуры.
Эти конструкции бывают двух типов:
Распределение государственных денег
В обмен на создание сообщества правительство выделяет им деньги в зависимости от их населения, тем самым стимулируя коммуны к объединению и формированию сообществ. Сообщества коммун получают наименьшее количество денег на одного жителя, тогда как городские общины получают наибольшее количество денег на одного жителя, тем самым подталкивая коммуны к формированию более интегрированных сообществ, где у них меньше полномочий, чего они, возможно, не хотели бы делать, если бы не государственные деньги.
Однако эти впечатляющие результаты могут скрывать более мрачную реальность. В сельской местности многие коммуны вошли в состав коммун только для того, чтобы получать выгоду от государственных средств. Часто местный синдикат официально превращался в сообщество коммун, новое сообщество коммун фактически управляло только услугами, которые ранее находились в ведении синдиката, вопреки духу закона, который установил новые межобщинные структуры для выполнения многих задач. более широкий спектр деятельности, чем у старых синдикатов. Некоторые говорят, что, если государственные денежные переводы будут остановлены, многие из этих сообществ коммун вернутся к своему прежнему статусу синдикатов или просто полностью исчезнут в тех местах, где до принятия закона синдикатов не было. [ необходима цитата ]
В городских районах новые межобщинные структуры являются гораздо более реальностью, поскольку они создаются местными лицами, принимающими решения, из искренней веры в ценность совместной работы. Однако во многих местах возникли местные распри, и было невозможно создать межобщинную структуру для всей городской территории: некоторые коммуны отказывались принимать в ней участие или даже создавали свою собственную структуру. В некоторых городских районах, таких как Марсель, существует четыре отдельных межобщинных структур! Во многих районах богатые коммуны объединились с другими богатыми коммунами и отказались впускать более бедные коммуны из опасения, что их граждане будут чрезмерно облагаться налогом в пользу более бедных пригородов. [ необходима цитата ]
Более того, межобщинные структуры во многих городских районах все еще являются новыми и хрупкими: между коммунами существует напряженность; город в центре городской зоны часто подозревают в желании доминировать над пригородными коммунами; коммуны противоположных политических сторон также могут относиться друг к другу с подозрением. [ необходима цитата ]
Одна из основных часто поднимаемых проблем, связанных с межобщинностью, заключается в том, что межобщинные структуры не подлежат непосредственному избранию людьми, поэтому в новую структуру входят представители каждой отдельной общины. Как следствие, государственные служащие и бюрократы сами составляют повестку дня и реализуют ее, а избранные представители коммун только одобряют ключевые решения. [ необходима цитата ]
Коммуна (фр. commune от лат. communia — общность) во Франции — административно-территориальная единица самого нижнего структурного уровня (за исключением таких коммун, как Париж, Марсель и Лион). В ряде других стран французской коммуне соответствуют муниципалитеты, приходы и т. п. Коммуны могут значительно отличаться друг от друга по численности населения. Так, коммуны — это и многомиллионный Париж, и деревня с десятью жителями.
В каждой коммуне есть мэр и муниципальный совет. Полномочия этих субъектов не зависят от численности населения коммуны. В Париже, Марселе и Лионе коммуны подразделяются на муниципальные округа.
См. также
Смотреть что такое «Коммуна (Франция)» в других словарях:
Брено (коммуна, Франция) — Коммуна Брено Brénod Страна ФранцияФранция … Википедия
Дувр (коммуна, Франция) — Коммуна Дувр Douvres Страна ФранцияФранция … Википедия
Корсель (коммуна, Франция) — Коммуна Корсель Corcelles Страна ФранцияФранция … Википедия
Лопиталь (коммуна, Франция) — Коммуна Лопиталь Lhôpital Страна ФранцияФранция … Википедия
Отон (коммуна, Франция) — Коммуна Отон Hotonnes Страна ФранцияФранция … Википедия
Плань (коммуна, Франция) — Коммуна Плань Plagne Страна ФранцияФранция … Википедия
Шевийар (коммуна, Франция) — Коммуна Шевийар Chevillard Страна ФранцияФранция … Википедия
Виль (коммуна, Франция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Виль (значения). Коммуна Виль Villes Страна Франция … Википедия
Дром (коммуна, Франция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дром. Коммуна Дром Drom Страна ФранцияФранция … Википедия
Коммуна — В Викисловаре есть статья «коммуна» … Википедия
1870–1871 годы стали для Франции тяжелым временем. Император Наполеон III, считавший Францию лидером Западной Европы, позволил втянуть страну в войну с Пруссией. Прусский канцлер Бисмарк, объединявший Германию «железом и кровью», сделал всё, чтобы спровоцировать Францию. Пруссии нужна была победа над Францией, чтобы завершить объединение Германии. Пруссия хорошо подготовилась к войне. А Вторая империя переценивала свои силы, недооценивала врага и к войне оказалась не готова.
3 сентября в Париже узнали о Седанской катастрофе. Недовольство народа режимом Наполеона III переросло в массовые волнения. Толпы рабочих, горожан требовали низложения императора. 4 сентября было объявлено о низложении императора, образовании республики и создании временного правительства. Одновременно схожие события произошли в других крупных городах Франции. Сентябрьская революция стала уже четвёртой революцией во Франции. Президентом временного правительства стал командующий Парижской армии генерал Трошю. Новое правительство предложило Пруссии мир. Но из-за чрезмерных требований германцев, соглашение не состоялось.
Капитуляция Парижа
Французская армия имела численное преимущество: 350 тыс. французов (включая 150 тыс. ополчение) против 240 тыс. немцев. Однако французское командование было слабым, большая часть войск, включая Национальную гвардию, имели низкую боеспособность. Обороняться французы, опираясь на форты и сооружения столицы, могли, а вот успешно наступать – нет. Попытки французов прорвать осаду не привели к успеху. Кроме того, командование Парижской армии было уверено в провале осады города. Рано или поздно немцы под ударами других французских армий, которые формировались в неоккупированных частях страны, под давлением других великих держав или из-за проблемы в тылу (нехватка припасов, болезни, зима и пр.) должны были снять осаду.
Трошю и прочие генералы, сановники больше, чем германцев, боялись «врага в глубине Парижа». То есть социального взрыва. Причины такого страха имелись: 31 октября 1870 и 22 января 1871 года начались восстания с требованием провозгласить Коммуну, но они были подавлены. Поэтому французское командование не использовало имеющиеся возможности по усилению обороны Парижа или наступательный потенциал.
Таким образом, несмотря на ряд военных катастроф и общий неблагоприятный ход войны, французы имели шансы выбить врага из страны. Правительство контролировало 2/3 страны, могло формировать новые корпуса и армии, призвать народ к сопротивлению, партизанщине. На море Франция имела полное превосходство, её флот мог создать большие проблемы для германской торговли. Мировое общественное мнение постепенно склонялось в пользу Франции. Жесткие политические требования Германии (аннексия французских провинций Эльзас с Лотарингией, огромная контрибуция) и методы прусской военщины вызвали раздражение в мире. Рано или поздно Англия, Россия и Италия, а за ними и Австрия могли выступить на стороне Франции.
Однако требовалось время и жертвы («стоять насмерть»). Во французской элите возобладало мнение, что лучше немедленно заключить «похабный» мир, чем получить новую революцию. Командование Парижской армии решило капитулировать. 28 января 1871 года Париж выбросил белый флаг. В феврале немцы даже устроили парад победы во французской столице.
72 дня, которые потрясли мир
С согласия немцев в феврале во Франции были проведены выборы в Национальное собрание (нижняя палата парламента). Победу на них одержали сторонники немедленного мира с Германией. В Бордо собрался новый парламент, который сформировал коалиционное правительство из монархистов и республиканцев. Президентом избрали политика консервативного толка Адольфа Тьера. 26 февраля в Версале был подписан предварительный мир с Германией. 28 февраля Национальное собрание утвердило мирный договор. 10 мая во Франкфурте-на-Майне окончательно был подписан мир. Франция потеряла две провинции и выплачивала огромную контрибуцию. Германская империя стала великой державой.
26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну (86 человек). 28 марта она была провозглашена. В коммуну входили в основном представители рабочего класса, служащих и интеллигенции. Среди них не было промышленников, банкиров и биржевых спекулянтов. Ведущую роль играли социалисты, члены 1-го Интернационала (около 40 человек). Среди них были бланкисты (в честь социалиста Л. Бланки), прудонисты, бакунисты (направление анархизма), люди, исповедующие идеи марксизма. Коммуна в идейном отношении делилась на две фракции: «большинство», придерживающееся идей неоякобинства, и бланкистов – «меньшинство».
Новые власти объявили Париж коммуной. Армия была упразднена и заменена вооруженным народом (Нацгвардия). Церковь отделена от государства. Ликвидирована полиция, её функции передали резервным батальонам гвардии. Новая администрация создавалась на демократических началах: выборность, ответственность и сменяемость, коллегиальность управления. Коммуна ликвидировала буржуазный парламентаризм и разделение на ветви власти. Коммуна была одновременно законодательным и исполнительным органом.
Функции правительства взяли на себя 10 комиссий Коммуны. Общее руководство делами взяла на себя Исполнительная комиссия (затем Комитет общественно спасения). Коммуна провела ряд мер по облегчению материального положения простого народа. В частности, отмена задолженности по квартплате, рассрочка на 3 года по погашению коммерческих векселей, отмена произвольных штрафов и незаконных вычетов из зарплат рабочих и служащих, введён минимум зарплаты, рабочий контроль на крупных предприятиях, общественные работы для безработных и пр.
Контрибуцию Германии должны были выплатить виновники войны: бывшие министры, сенаторы и депутаты Второй империи.
Коммуна развернула борьбу за введение бесплатного и обязательного обучения. В разных районах Парижа открывались школы, столовые и пункты первой помощи. Выделялась помощь семьям погибших гвардейцев, одиноким пожилым людям, школьникам из бедных семей и т.д. То есть Коммуна стала предтечей современной социально-ориентированной политики, «государства всеобщего благоденствия». Также в организации и деятельности Коммуны большое участие принимали женщины. Начался подъём женского движения: требование равенства в правах, введение образования для девочек, права на развод и пр.
Коммунары смогли наладить мирную жизнь в городе.
Таким образом, Парижская коммуна выступила против странной «республики без республики» (в Национальном собрании преобладали монархисты разных фракций), против попытки восстановить монархию (по мнению современников, такие планы вынашивал Тьер).
Это был патриотический вызов капитулянтской политике версальского правительства. Выступление против социальной несправедливости, когда бедствия простого народа резко ухудшила война. Также организаторы «коммунальной революции» мечтали распространить опыт демократического самоуправления Парижа на всю страну, а затем основать социальную республику.
Для версальцев это были просто бандиты, разбойники и негодяи, которых надо выжечь калёным железом.
«Кровавая неделя»
Началось противостояние двух Франций: «белой» и «красной». «Белые» во главе с Тьером обосновались в Версале и не собирались отступать. Германцы, заинтересованные в стабильности и сохранении мира во Франции (правительство Тьера заключило выгодный для Германии мир), оказало помощь версальцам. Немцы выпустили десятки тысяч пленных французских военных, которых направили для пополнения версальской армии.
В итоге коммунары в условиях военного времени занимались интригами, спорами, мелочами, глупостями, распыляли своё внимание, не могли сосредоточить все силы на войне с Версалем. Полноценную и боеспособную Парижскую армию создать не смогли. Тыловые структуры работали плохо, опытных командиров было мало. Негативную роль сыграло отсутствие единоначалия: руководить пытались Военная комиссия, ЦК Нацгвардии, Военные бюро округов и т.д. Во время сражения в самом городе каждая община сражалась сама по себе. Военное руководство во главе с Клюзере (с 30 апреля – Россель, с 10 мая – Делеклюз) придерживалось пассивной оборонительной тактики. Кроме того, Коммуна не смогла наладить связи с возможными союзниками в провинции и других городах.
2 апреля 1871 года версальцы начали наступление. Коммунары попытались контратаковать и взять Версаль. Но контрудар был плохо организован, и восставших отбросили с большими потерями. 21 мая 100-тысячная версальская армия ворвалась в Париж. Правительственные войска быстро продвигались, занимая один район за другим. 23 мая без битвы пал Монмартр.
Версальцы заняли большую часть города. 25 мая на баррикадах погиб последний командующий повстанцами Делеклюз. Версальцы расстреливали пленных коммунаров. 26 мая революционеры расстреляли своих узников – захваченных в плен версальцев и арестованных священников. 27 мая пали последние крупные очаги сопротивления – парк Бют-Шомон и кладбище Пер-Лашез. Утром 28 мая последние защитники Пер-Лашеза (147 человек) были расстреляны у северо-восточной стены (Стена коммунаров). В этот же день разгромили последние группы повстанцев.
Последняя неделя боев за Париж была названа «кровавой». С обеих сторон бойцы гибли на улицах и баррикадах, задержанных расстреливали из мести или по подозрению. Со стороны версальцев активно действовали карательные отряды. В казармах, парках и на площадях происходили массовые казни. Затем начали действовать военно-полевые суды. Тысячи человек были убиты.
С точки зрения организации: идейной, военно-политической, социальной и экономической – революция была на уровне «детского сада». Однако посыл о социальной справедливости был настолько мощным, что хозяева капиталов, фабрик, банков и прочей крупной собственности и их политическая обслуга так испугались, что ответили жесточайший террором. Не щадили ни женщин, ни детей.
Жертвами контрреволюционного террора (казни, каторга, тюрьма) стали до 70 тыс. человек, множество людей бежало из страны.