Что такое коммитмент в бизнесе
Что такое Элотмент и комитмент
Элотмент и комитмент понятия близкие, под которыми понимают два основных вида сотрудничества между туроператорами и гостиницами. Поэтому логично рассмотреть их в одной статьей, чтобы лучше проиллюстрировать их различия, а также достоинства и недостатки.
Итак, понятие элотмент, как и большинство специальных терминов имеет английское происхождение. В переводе с английского allotment означает «часть, доля, квота», зная перевод данного термина легко уловить и его суть. А суть его состоит в том, что туроператор получает блок мест в гостинице, не оплачивая его заранее, а расплачиваясь с гостиницей непосредственно перед заселением гостей. Данная форма сотрудничества является для отеля более рискованной, а для туроператора наоборот более выгодной. Чаще всего на условиях элотмент соглашаются сотрудничать не самые популярные отели, у которых есть проблемы с загрузкой. Также часто отели практикуют данную форму сотрудничества в наиболее низкие туристические сезоны.
Разобраться с комитмент также может помочь перевод этого термина с английского. Поэтому полезно помнить, что переводится commitment, как «обязательство». А в туристическом бизнесе он описывает форму сотрудничества туроператора и гостиницы, когда туроператор часть номеров на определённый период времени выкупает на условиях предоплаты, не имея права в дальнейшем отказаться от этого блока номеров. Учитывая, что для гостиниц комитмент гораздо выгоднее, чем элотмент, то и цена для туроператора в случае комитмент оказывается гораздо выгоднее. Однако и риски существенно выше, ведь не распродав выкупленный блок, туроператор может понести существенные финансовые убытки. Кстати, попытка минимизации финансовых потерь связанных с термином комитмент и породило такое популярное явление в туризме, как «горящие номера» или «горящие туры».
На практике, чем более солидные объёмы туристических потоков имеет туроператор, тем проще ему договориться об элотменте с отелями.
Что такое комитмент. Объясняем простыми словами
Комитмент (англ. commitment — «обязательство») — соглашение принять на себя определённые обязательства в будущем.
Обычно этот термин используют в контексте «джентльменских соглашений», часто при инвестициях в стартапы.
Комитмент — неюридическое понятие, и с точки зрения закона он не обязателен к исполнению. Как заявил основатель конференции бизнес-ангелов Сиэтла Джон Сечрест, расстояние от «да, я вложу деньги» до «чека в банке».
Пример употребления на «Секрете»
«Комитмент — подтверждение от инвестора, что он будет участвовать в проекте. Бывает хард (письменное) и софт (устное, предварительное)».
Нюансы
Заключить подобное соглашение можно в любое время и в любом месте, предметом может быть что угодно, рассказал консультант по стратегическому развитию КПК «Капитал регионов» Григорий Пахомов. По его словам, в российском бизнесе этот термин распространён, хотя чаще используется договор о намерениях. Впрочем, это не одно и то же: если договор — это чёткая договорённость что-то сделать, то комитмент — фиксация некоего промежуточного этапа договорённостей.
У этого термина есть и другие значения:
приверженность, преданность идеалу, делу, группе — и социальная активность, вытекающая из этой приверженности (самообязанность);
условие приобретения туроператором блоков мест/номеров в гостиницах, отелях и т. п. на сезон по полной или частичной, но не менее 50%-й предоплате. Отель при этом даёт существенную скидку, но туроператор не сможет отказаться от выкупленных мест и несёт риск не распродать их.
Словарь русского предпринимателя «Буллшит бинго»: Коммитмент H&F и Андрей Подшибякин из Social Insight продолжают изучать бизнес-сленг. 13-я серия — о коммитменте, то есть эфемерном обязательстве одного бизнесмена перед другим.
(от англ. commitment) — обязательство, в устной речи сокращается до «коммит» и его производных
«Мы закоммитились на такие кипиай, что никогда их не выполним»
«На этот клиентский коммит мы спокойно проживём полгода»
Как и асап с факапом (см. в предыдущих выпусках «Буллшит бинго»), коммитмент является фонетически и семантически точной калькой с английского, обросшей в российской бизнес-среде новыми неочевидными на первый взгляд смыслами. Скучное, но идентичное по смыслу слово «обязательство» не передаёт гаммы деталей, сопутствующих коммитменту.
В базовом виде схема функционирования коммитмента выглядит следующим образом. Предположим, что у большого сетевого рекламного агентства существует сеть мелких специализированных подрядчиков. Среди последних, как правило, идёт постоянная грызня за право получить себе кусок побольше. Пределом мечтаний такого подрядчика становится коммитмент от исходного большого агентства на определённый объём работ в определённых временных рамках за определённые деньги. Получив коммитмент такого рода и обозначив тем самым себе горизонт планирования, подрядчик может выдохнуть, перестать с ужасом думать, из чего выплачивать в следующем месяце налоги, и спокойно заняться делом. Здесь, кстати, коммитмент начинает работать в обратную сторону: исполнитель даёт ответный коммит на достижение определённых показателей кампании, и за ними будут следить предельно бдительно.
Теперь вспомним про встречный коммитмент по выполнению ключевых параметров заказа. Такие вещи уже вполне регулируются договорами, и, следовательно, не исполнить их нельзя. В этой точке коммитмент превращается в полноценное обязательство и перестаёт быть буллшитом.
Альтернатива употреблению
Вернёмся к семантике: обязательством является всё, что прописано в договоре и, как следствие, карается санкциями за неисполнение. Коммитмент с его мерцающим символизмом не значит абсолютно ничего, не обязателен к исполнению ни одной из сторон и имеет гораздо больше отношения к СК, консёрну и факапу, чем к собственно бизнесу. Очень многие участники бизнесов с действующими схемами коммитментов начинают понимать, что вместо коммита от каких-нибудь неприятных, жадных и часто не очень чистых на руку людей гораздо выгоднее развивать собственные конкурентные преимущества, желательно технологические.
Топ-10 бизнес-сленга: файнтюним скилы владения великим и могучим
Чтобы вы знали — мы не ханжи. И даже не вечно брюзжащие старцы. Прогресс неумолимо движется вперед — и это чудесно — но иногда вместе с совершенно замечательными вещами, типа видеоконференцсвязи, приходят сущности, которые не то чтобы не упрощают, а наоборот, делают жизнь сложнее. Например, посмотрите, что происходит с языком. Еще вчера вы преспокойно обсуждали с коллегой грядущий итоговый отчет, а уже сегодня ваш уютный офис превратился в опенспейс, кофе с молоком — в макиато, шаверма — в буррито с фалафелем, а дата сдачи отчета — в дедлайн. Среди всех этих англицизмов простого русского человека одолевает желание порвать на груди косоворотку и верхом на медведе умчаться в глушь, в Саратов, как завещал классик. Но без паники. Команда MANGO OFFICE поможет. Специально для вас мы подготовили краткий ликбез по современному бизнес-сленгу, чтобы вы чувствовали себя модно, стильно, молодежно.
Чекнуть — точно узнать, проверить информацию.Чекать можно статус доставки, договор на соответствие законодательству и готовность макарон на офисной кухне. В случае, если вопрос действительно важный, приходится даблчекать — проверять дважды.
Пример: Варя, чекни этого ИП-шника, какой-то он мутный.
АСАП (от англ. ASAP — As Soon As Possible) — означает “срочно” в деловой переписке. Чтобы дополнительно подчеркнуть интенсивность полыхания сроков, добавляют слова-усилители: супер-АСАП, ваще-АСАП, очень-АСАП.
Пример: Бухгалтерия, нам суперультрагипер-АСАП нужно закрыть этот платеж до обеда!!1! Подрядчик в бешенстве. 11. 111!
Синк — ежедневная планерка, на которой сотрудники докладывают о статусе выполняемых задач. Большинство считают синки пустой тратой времени. Иногда – не без оснований.
Пример: Слушайте, давайте перенесем сегодня синк на после обеда? У меня отчет АСАП-ный, не успеваю вообще.
Фоллоуап — протокол, итоги совещания, которые в письменном виде высылаются всем участникам встречи для контроля выполнения поставленных задач.
Пример: Антон, сделай фоллоуап сегодняшнего синка, а то начнется опять, что кто-то забыл, а кто-то не слышал.
Адженда — повестка дня, список вопросов, который будет обсуждаться на синке. Абсолютная формальность, потому что все синки так или иначе сводятся к тому, что что та или иная ситуация давно вышла за рамки мегасупер-АСАПа, кто ответственный за фоллоуап и почему все чекают лайки в инсте, вместо того, чтобы слушать адженду.
Пример: “Ну что, сначала расскажу про адженду или сразу к делу?”
Зафайнтюнить, файнтюнить (от англ. fine tuning) — доработать, улучшить с учетом правок.
Пример: Ребят, чекнем последние правки клиента, быстро зафайнтюним раздел и к концу недели выпустим в релиз.
Консёрн — сомнения, опасения. Обязательная часть планирования, которая существенно влияет на сроки исполнения.
Пример: Мой главный консёрн касается дедлайнов. Июль — это нереально. Мы еще по предыдущим комментам не начали файнтюнить.
Коммитменты — обещание, принятие на себя определенных обязательств.
Пример: Вчера на синке ты обещал дофайнтюнить презентацию к утру. Я не прошу ничего сверхъестественного. Просто выполняй коммитменты.
Пушить — 1) Напоминать ответственному исполнителю о сроках выполнения задачи. 2) Продвигать информацию с помощью маркетинговых инструментов (например, социальных сетей).
Пример: 1) Я не собираюсь дополнительно никого пушить. Фоллоуап был выслан всем, смотрите почту. 2) Мы уже пушили пост об акции? Лойсов мало. У меня консёрн, что с аудиторией промахнулись.
Хайскилд (от англ. high skilled) — очень опытный человек, мастер своего дела.
Пример: Ребята из MANGO OFFICE просто хайскилд в телефонии. Сами все прочекали, за 15 минут подключили и настроили.
Как стать инвестором венчурного фонда
Венчурные инвестиции — привлекательная, но не до конца понятная многим индустрия. Как стать венчурным инвестором? Почему венчур, а не другие финансовые инструменты? Лучше сначала попробовать себя в качестве бизнес-ангела, а потом вложиться в фонд или наоборот? Как читать метрики фонда и как работает распределение денег после завершения его жизненного цикла? Собрали самые популярные вопросы о том, как стать инвестором венчурного фонда (лимитированным партнёром или иначе LP), и объясняем, на что стоит обратить особое внимание.
Дисклеймер: мы постарались вкратце и с максимально упрощёнными примерами описать те процессы, которые протекают в венчурной фирме. На деле всё может быть гораздо запутаннее, так что внимательно читайте все учредительные документы венчурных фондов.
Что значит быть партнёром фонда?
Если Управляющими партнёрами часто становятся после успешной предпринимательской деятельности, то что делать тем, кто хочет инвестировать в венчур, но не хочет 24/7 управлять процессом? В таком случае стоит стать лимитированным партнёром. В чём между ними разница?
30 европейских предпринимателей, ставших венчурными капиталистами
Список ведущих европейских венчурных инвесторов, ранее имевших успешный предпринимательский опыт
У руля фонда (а ещё корректнее будет сказать “венчурной фирмы”, потому что под управлением фирмы может находиться несколько фондов) стоит Генеральный партнёр (от англ. “General Partner”, GP) в лице Управляющего партнёра (“Managing partner”), тогда как все остальные инвесторы считаются Лимитированными партнёрами (от англ. “Limited Partner”, LP), они вносят свой капитал, но не занимаются операционным управлением. GP может быть как физическим лицом, так и юридическим. В случае с фирмой Leta Capital у нас есть Управляющий партнёр фондов Александр Чачава и Генеральный партнёр — Leta Capital GP, владельцем которого также является Александр. Это деление на GP и LPs сделано для упрощения управления фондом, в котором иногда в GP может входить несколько физических лиц.
Что касается LPs, то это могут быть как индивидуальные инвесторы, их ещё называют “HNWI” (high-net-worth individuals), так и институциональные инвесторы, например, фэмили офисы, корпорации, благотворительные или эндаумент фонды, фонды фондов и тп, Процесс принятия решений у разных типов LPs разный, и если институциональные инвесторы — это зачастую опытные финансисты, которых интересует стратегия фонда, то у индивидуальных инвесторов вопросы касаются скорее процессов, сроков и принятых в индустрии терминов. Остановимся на этих вопросах подробнее.
Стать LP в фонде или бизнес-ангелом?
У индивидуальных инвесторов часто возникает сомнение — стать бизнес-ангелом и самостоятельно управлять своими активами или же стать LP фонда и не думать об операционном управлении.
Однозначного ответа на этот вопрос нет, всё зависит от ресурсов: финансовых и временных. Бизнес-ангел обычно отсматривает сотни проектов, общается с десятками основателей стартапов, оценивает их финансовые модели и после этого принимает решение об инвестициях. Он формирует собственный портфель. Размещение средств происходит напрямую в проект, даже если бизнес-ангел синдицирует сделки с другими ангелами. Цена ошибки в данном случае велика, потому что влечёт за собой не только финансовые потери, но и временные — на изучение и отслеживание проектов и формирование собственного портфеля уходят месяцы кропотливой работы.
При вложении в фонд деньги распределяются по нескольким проектам, а воронку проектов формируют профессиональные аналитики, но, как правило, финансовый порог входа в фонд больше, чем в случае с ангельскими инвестициями.
Ещё один фактор — воронка проектов. У фондов она зачастую больше и качественнее, во-первых, потому что аналитики постоянно мониторят рынок, во-вторых, потому что предприниматели в процессе поиска инвестиций в первую очередь обращаются в фонд.
Поэтому если есть желание погружаться в процесс — вам в бизнес-ангелы, а если хочется только, чтобы деньги работали, а вы занимались иной деятельностью — вам разумнее будет стать LP фонда.
Вклады партнёров в капитал фонда
GP коммитмент
Как мы уже писали выше, GP — это чаще всего управляющий партнёр, выступающий менеджером фонда от лица венчурной фирмы. У GP всегда есть доля в фонде, этот объём средств и называется GP коммитмент, в разных фондах он может варьироваться. Когда вложение GP составляет от 10% до 30% — это хороший знак для LPs, это означает высокую заинтересованность Управляющего партнёра подходить максимально ответственно к процессу инвестирования, ведь он рискует не только своей репутацией, но и своими деньгами.
LP коммитмент
Есть несколько ключевых терминов, которые помогут лучше понять, на что LP подписывается.
Вознаграждение за управление
Вознаграждение за управление (на англ “management fee”) — это сумма, которая используются для покрытия заработной платы и других расходов фонда. Иногда этот процент управляющие фондом делают динамическим: поначалу в период активного поиска проектов доля вознаграждения за управление выше, а позже, во время периода управления активами, чуть ниже. В среднем это 2% капитала фонда в год во время инвестиционного периода (3 года) и 1,5% в постинвестиционный период (5–7 лет).
Распределение прибыли
Распределение может происходить во время функционирования фонда или после завершения его жизненного цикла (чаще всего жизненные циклы фондов составляют примерно 8–10 лет). Вариантов распределения прибыли много. Наиболее типичная и дружественная для инвестора схема распределения — это европейский водопад.
1 шаг — выплата LPs в размере их вкладов (“return of capital contributions”);
2 шаг — выплата инвесторам в размере минимальной (пороговой) нормы доходности (“hurdle rate”);
3 шаг — выплата доли в прибыли в пользу Управляющего партнера в размере 20% от общей прибыли LP или от прибыли, оставшейся после выплаты по первым двум пунктам;
4 шаг — распределение оставшейся прибыли между LPs и GP (80/20).