Что такое коммерческий сотрудник
Как стать коммерческим директором: обязанности, функции, главные качества
Коммерческий директор сейчас — это фактически второе лицо компании после генерального. Мы собрали перечень обязанностей коммерческого директора, которые встречаются чаще всего. И дополнили их главными качествами, которые ценят в таких специалистах учредители. Используйте статью при составлении плана развития и во время подготовки резюме.
Перечень обязанностей коммерческого директора
Коммерческий директор — это топ-менеджер, который отвечает за построение системы беспрерывной генерации финансового потока в компанию. Мы изучили опубликованные вакансии и составили перечень самых часто встречающихся требований к этой должности. Вот чем занимается коммерческий директор по версии работодателей:
Деятельность коммерческого директора часто синонимична работе генерального директора — по сути сейчас это второе лицо компании, его заместитель, готовый подхватить обязанности, если главная единица выходит из строя.
Обращайте внимание и на сферу деятельности компании, в которую вы планируете прийти на позицию коммерческого директора — сейчас работодатели требуют от топа минимальный опыт работы соответственно в рознице, ИТ или других сегментах, если ищут такого специалиста.
Чем коммерческий директор отличается от директора по продажам
Как в резюме, так и в вакансиях сейчас можно встретить путаницу. Например, должностная инструкция и обязанности коммерческого директора отличаются от директора по продажам, однако некоторые компании считают, что это буквально одно и то же. Это не так:
Другое заблуждение — путать коммерческих и финансовых директоров. Здесь различие в подходе: если первый занимается полностью коммерческой системой предприятия, то второй отвечает именно за денежные потоки.
Важные навыки и умения, которые стоит развивать прямо сейчас
Если вы готовы потенциально развиваться до уровня коммерческого директора, то стоит заняться нужными навыками прямо сейчас. Вот карта компетенций:
Будущему коммерческому директору пригодится понимание:
Главные soft skills и побочные навыки, без которых не обойтись
Без «мягких навыков» сейчас обойтись сложно — это утверждение подходит любому топ-менеджеру. Мы уже рассказывали о пяти главных навыках будущего, но и этого недостаточно. Вот еще три черты характера, которые руководители и учредители компаний рекомендуют развивать в себе будущим топ-менеджерам.
Ежедневные функции коммерческого директора
Должностные инструкции коммерческих директоров крупных компаний обычно состоят из огромного перечня на нескольких листах. Но есть функции, которые топ-менеджеру приходится выполнять постоянно:
Зарплата коммерческого директора
Согласно исследованию портала trud.com, средняя зарплата коммерческого директора по всей России — 73 000-90 000 руб. Учитывайте, что речь идет только про вакансии с указанной зарплатой и, как правило, во внимание принимается только окладная ставка.
Доход же коммерческого директора обычно включает несколько позиций:
На момент подготовки статьи на рынке можно найти вакансии коммерческого директора в рознице с оплатой от 120 000 руб., в производственном сегменте с оплатой от 150 000 руб., в ИТ — от 250 000 руб.
Бонус-знания, которые помогут выделиться среди конкурентов
Есть еще несколько навыков и компетенций, которые пригодятся, если вы планируете совершить карьерный рывок в вашей компании. Конечно, итоговый список лучше уточнять у генерального директора, но лишними эти знания точно не будут:
Как стать коммерческим директором
Необычных и уникальных способов стать коммерческим директором нам найти не удалось. Есть два стандартных пути, как и на всех позициях топ-менеджеров:
По опыту, чаще всего в коммерческие директора вырастают из сферы продаж, маркетинга или сбыта. Важно отношение с генеральным директором и учредителями — эта позиция требует высокой степени доверия.
Неважно, планируете ли вы первый или второй метод роста до нужной позиции — чтобы оправдать ожидания и иметь конкурентное преимущество, получайте требуемые знания и навыки заранее. Закончите комплексный курс для коммерческих директоров, изучайте маркетинг и продажи, повышайте уровни ответственности на работе.
Займитесь нетворкингом и PR — публикации в профильных СМИ, выступления на конференциях, может быть, публикация книги по вашему профилю. Все это помогает выстроить личный бренд и получить нужные связи с людьми, которые при случае порекомендуют вас на новую работу.
Понятного и простого пути к должности коммерческого директора нет — но ведь это значит, что и конкуренции меньше?
Самозанятый, ИП, наёмный сотрудник: как сделать правильный выбор в 2021 году
Согласно данным РАНХиГС за 2019 год, почти 16 млн россиян кроме основной занятости где-то подрабатывают — оказывают услуги или продают товары собственного производства. Короновирусный кризис привел к тому, что основную работу по разным данным потеряли больше 30 млн человек. Это повод задуматься — продолжать искать работу по найму или начать заниматься собственным делом?
Предпринимателей часто представляют как самодостаточных и свободных людей, которые свободно распоряжаются своим временем и доходами и ни от кого не зависят. Кажется, что они легко могут работать в разных отраслях, достаточно лишь применить навыки и опыт ведения бизнеса — и вот уже успех не за горами.
Но реальность такова, что многие предприниматели терпят неудачу. По разным причинам: из-за недостатка клиентов, убытков, конфликтов с контрагентами, ошибок персонала, непродуманного бизнес-плана, неграмотного распределения инвестиций и много другого.
Поэтому, когда встает вопрос о выборе между ИП, работой по найму и самозанятостью, следует взвесить все за и против и разобраться в личностных качествах, которые нужны для успеха в каждом случае.
Когда работа по найму — лучший вариант
У обычного сотрудника, работающего в стабильной компании, есть несколько неоспоримых преимуществ:
В то же время работа по найму в большинстве случаев связана с конкретным доходом. И чтобы его радикально повысить, нужно хорошо продвинуться вверх по карьерной лестнице, но иногда на это уходят годы.
Кроме того, наёмный работник всегда ограничен чьими-то стратегическими планами и поручениями. Он обязан следовать им, даже если имеет другое мнение.
Иногда бывает так, что помимо основной работы человек занимается еще каким-нибудь делом, на который есть спрос. Например, экономист печет торты и пирожные или проводит фотосъемки. Это свое хобби он может официально монетизировать, оформив ИП или самозанятость.
Хорошо, если ему успешно удается совмещать работу по найму с дополнительной деятельностью. Но часто ради эффективности нужно делать выбор. И вот именно в этот момент нужно правильно оценить все риски. Иначе можно необдуманно взять кредит на открытие бизнеса или переоценить перспективы сбыта.
Бизнес и самозанятость — не одно и то же
Между этими двумя понятиями есть существенная разница.
Это сантехник, который ходит по клиентам и ремонтирует трубы. Кондитер, продающий тортики собственного приготовления. Разработчик, делающий сайты на заказ.
Суть заключается в том, что самозанятые всегда работают самостоятельно. Этого требует от них и Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ, согласно которому они не могут привлекать персонал.
Это сантехник, который нашел несколько помощников и передает им заказы на ремонт за процент. Человек, который разработал рецептуру тортиков, нанял кондитеров для их производства и менеджеров для продажи. IT-специалист, который собрал команду из дизайнера, разработчика и продавца для создания сайтов, а сам общается с клиентами и контролирует процессы.
Предприниматель отвечает за итоговый продукт и выполняет определенные обязательства перед сотрудниками.
В некоторой степени бизнес (особенно, когда он небольшой) и самозанятость похожи — это уже не работа по найму, здесь требуется больше ответственности и возможности. Каждый вид деятельности связан с особыми личностными качествами, условиями и навыками.
Качества самозанятого
Самозанятый — это как бы маленькая компания, только состоящая из одного человека. Самозанятый — и отдел продаж, и бухгалтерия, и производство, и логистика в одном лице.
Если воспринимать самозанятость просто как привычную работу, только без начальства, можно быстро потерпеть неудачу.
Она может быть вызвана несколькими причинами. Например:
И это только три наиболее очевидных негативных варианта развития событий, но есть и другие.
Чтобы быть продуктивным, не выгорать, зарабатывать достаточно и оставаться востребованным самозанятым, нужно постоянно развивать несколько личностных качеств.
Самодисциплина
О важности самодисциплины для предпринимателя, лидера, самозанятого или любого другого человека, который хочет достичь успеха в своем деле, написаны сотни книг. Если человек привык работать только после нескольких замечаний и выговоров от начальства, то в режиме самозанятости ему придется искать другой мотиватор.
Дисциплина, ответственность, сила воли — всё это синонимы. Вам нужно стать человеком, который умеет сказать себе: «Сегодня нужно сделать вот это». После встанет и пойдет делать.
Если изучить доски отзывов о самозанятых, то заказчики в основном недовольны как раз отсутствием дисциплины у исполнителей. Если вы будете делать работу в срок, то только это качество станет выгодно отличать вас от конкурентов.
Как развивать. В книге Know Yourself Like Your Success Depends on It Михаил Ставицки предлагает использовать для развития самодисциплины логику и привычки.
Внимательность к себе
В прошлом году ВОЗ признала эмоциональное выгорание болезнью. Это синдром, который появляется в результате хронического рабочего стресса. Самозанятые в зоне риска этой болезни, потому что, в отличие от найма, их рабочий день и нагрузку никто не нормирует.
Конечно, можно дать банальный совет: выстроите график, не берите заказов больше, чем можете потянуть. Но все это работает только в идеальных условиях. На практике же самозанятый берет заказ, сталкивается с какой-то проблемой, которую сложно предусмотреть, и начинает работать больше. График сдвигается, сроки «летят», и в итоге человек остается без выходных.
Как развивать. Как можно чаще прислушиваться к ощущениям. Почувствовали, что нужно отдохнуть — отдохнули прямо сейчас. Понимаете, что придется работать в выходные — связались с заказчиками и договорились о других сроках. И всегда предусматривайте время на неожиданные проблемы, хотя бы час в день.
Да, не всегда будет получаться, но со временем внимательность к себе станет достаточно сильной, чтобы заранее предугадывать необходимость отдохнуть и взять выходной.
Ответственность за результат
Это волевое личностное качество, которое выражается в способности человека принять на себя вину за возможные последствия и исход дела. Когда что-то не получается, ответственный человек не пытается найти оправдания или возложить вину на кого-то другого. Вместо этого он ищет способы исправить ситуацию.
Если у самозанятого не будет развито чувство ответственности, то при проблемах он будет подставлять заказчика и быстро растеряет всех клиентов. Если же подходить к делам ответственно, то можно заработать репутацию — о таких людях говорят, что на них можно положиться даже в сложных ситуациях.
Предусмотрительность
Важнейшее качество самозанятого — умение предвидеть какие-то события. Он должен понимать, что спрос на его работу может упасть на какое время. Значит, нужно подготовить финансовую подушку.
Важно предусмотреть и проблемы со сроками выполнения заказов. Предусмотрительный фрилансер сразу замечает несостыковки, не доводя ситуацию до критической.
Умение учиться и быть гибким
Самозанятость больше похожа на предпринимательство, чем на привычную работу в найме. Там, где работнику подскажет руководитель, самозанятому придется разбираться самостоятельно. Поэтому умение учиться очень важно.
Гибкость — навык, которым стоит пользоваться вместе с обучением. Например, вы кондитер и заметили, что торты с маскарпоне становятся популярнее. Сначала вы быстро разобрались в тонкостях этого продукта и научились делать уникальные сладости. Затем переориентировали ваше предложение, сделав акцент на новый продукт. В результате спрос повысился, и вы неплохо заработали.
Как развивать. Джо Боулер в книге «Безграничный разум» рекомендует изменить отношение к обучению. Мы привыкли, что у любой задачи есть правильное и неправильное решение — это не так.
Особенности самозанятости
Несмотря на все плюсы, в самозанятости есть несколько особенностей:
Это не плохо, просто нужно это учитывать. Можно достаточно зарабатывать и замечательно жить будучи самозанятым. Но чтобы исправить три особенности выше, придется стать предпринимателем.
Качества предпринимателя
Формально, чтобы превратиться из самозанятого в предпринимателя, достаточно нанять одного сотрудника. На деле же всё сложнее:
На старте бизнесмену сложнее, чем самозанятому. Скорее всего он даже зарабатывает меньше, потому что ему приходится делиться с сотрудником.
Но со временем процессы наладятся — можно будет нанимать больше сотрудников, продавать больше. Границы в заработке практически нет. Плюс эффективный бизнес работает сам — предприниматель может позволить себе съездить в отпуск, не теряя в прибыли.
Бизнесмен должен обладать всеми личностными качествами самозанятого плюс еще несколькими.
Делегирование
Это как раз то, чем отличается бизнесмен от самозанятого. Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев призывает предпринимателей не делать работу за подчиненных. Да, опытный руководитель или бизнесмен сразу увидит недочеты сотрудников. И возникнет соблазн сделать работу за них, ведь это быстро.
Но это ошибка. Сотрудники должны делать работу сами, в противном случае они никогда не научатся и потеряют мотивацию. А вы так и не сможете уехать в отпуск.
Умение принимать сложные решения
Еще одно качество хорошего бизнесмена от Максима Батырева — вам нужно быть морально сильным. Например, в вашей компании оказалось несколько слабых специалистов, которые не выполняют план, не проявляют энергии, усердия и инициативы. Когда вы хотите их уволить, они просят этого не делать, потому что кризис, работу сложно найти. Можно их пожалеть?
Эксперт считает, что в такой ситуации людей нужно увольнять, пусть это и психологически сложно. Причина в ответственности за компанию в целом. Когда эффективные сотрудники видят, как другие ничего не делают, но тоже получают зарплату, они начинают терять мотивацию. В итоге компания разваливается.
Эмпатия и поддержка
Хорошее качество лидера — уметь прислушиваться к другим людям, чувствовать их настроение и эмоции, уметь сопереживать им. Бизнесмен Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что хороший лидер всегда поможет своим коллегам в сложный момент — именно так завоевывается уважение и создается настоящий командный дух.
Как развивать. Стараться внимательно относится к другим людям, улавливать изменения в их привычном поведении. Интересоваться, всё ли в порядке и нужна ли ваша помощь.
Ответственность за компанию
У предпринимателя ответственности в разы больше, чем у самозанятого — от ваших решений будет зависеть не только ваша судьба, но и всех тех людей, которые работают на вас. Личностное качество хорошего бизнесмена — уметь брать эту ответственность, несмотря на страх.
Еще важно помнить — вы отвечаете не за каждого сотрудника в компании, а за создание условий, в которых этот сотрудник сможет выполнить свои задачи.
Проактивность
Особенность личности предпринимателя — активность и желание постоянно «предпринимать» действия для улучшения его компании. В этот термин стоит вложить сразу несколько значений. Это и умение рисковать, потому что новое дело без риска запустить невозможно. И самообладание, ведь нужно постоянно бороться со страхом ошибиться и провалить дело.
Уоррен Беннис утверждает, что предприниматель обычно старается узнать как можно больше новой информации, оказаться в центре событий. Бизнесмену важно ставить цели и двигаться к ним, а не сидеть сложа руки.
Кратко о главных навыках самозанятых и предпринимателей
Самозанятым стоит становиться, если вы хотите заниматься любым делом, но при этом не зависеть от руководителей, менеджеров и других коллег. В самозанятости есть потолок для заработка, вы защищены меньше, чем наёмные работники — нет оплачиваемых отпусков и больничных.
Бизнесмен не должен сам делать продукт — его задача настраивать процессы. Нужно стремиться к созданию автономного механизма, который работает без вас. Поэтому для предпринимательства важно обладать такими качествами:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Кто такой коммерческий сотрудник
Характеристики социального статуса работника
Статус работника в современной организации определяется исследователями сразу с двух точек зрения:
В соответствии с деятельностью организации, ее спецификой различают формальный и неформальный статус работника организации. Формальный статус является характеристикой места работника в системе формальных отношений, где он должен придерживаться конкретно обозначенных норм и правил поведения. Это означает его официальную ролевую позицию, которая заранее предписана в его правах и обязанностях в рамках трудового договора. Если работник занимает данную позицию, то это автоматически подразумевает наделение его конкретным формальным статусом. Он должен соответствовать ему, а также соответствовать ожиданиям, которые высказывают в отношении него руководство и другие работники организации.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Что касается неформального статуса работника, то здесь важно подчеркнуть, что он рассматривается с точки зрения межличностных неформальных взаимодействий и взаимоотношений, которые также возникают как процессе деятельности, так и при разрешения некоторых противоречий, с которыми сталкиваются и сам работник, и его коллеги. Обычно неформальный статус приобретается в определенной небольшой группе, в которой работники обсуждаются не только свои профессиональные вопросы, но и ориентируются на выстраивание межличностных отношений, в которых могут лучше узнать друг друга, дать друг другу менее формальные характеристики.
Статус в любом случае – это определенная характеристика работника, его профессиональных или личностных качеств, которые играют важную роль в разрешении противоречий или проблем, а также в том, чтобы проявить себя в некоторых ситуациях. Статус работника также базируется на признании или непризнании коллегами и руководством организации значимости и места работника в системе указанных отношений, будь они как формальными, так и неформальными. К тому же, учитываются определенные значимые для группы качества индивида, которые он проявляет при разрешении значимых задач, противоречий, вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью.
Исследователи подчеркивают, что именно признание группой положительных качеств работника обуславливает его авторитет, престиж и значимость для организации и коллектива, а также признание среди коллег. Структура межличностных отношений становится более динамичной, неотделимой от конкретных лиц, которые вступают в социальные взаимодействия и заявляют о своей значимости. Важно учитывать, что каждый работник обладает своими чертами и особенностями, и они могут играть основную роль в том, какую позицию они займут в группе и, соответственно, каким статусом могут овладеть в процессе своей деятельности.
Что за профессия — коммерческий работник?
№134—135 (9462—9463) // 10 сентября 2011 г.
Мы учимся в межшкольном учебно-производственном комбинате Киевского района. Профессию «Коммерческий работник (маркетинг)» выбрали учащиеся школы № 80 Олег Гончарук, Юрий Барчук, Сергей Негурица, учащиеся 9-й гимназии Екатерина Поддубная, Анастасия Лозинская, Валерия Шарак и другие. Наша учительница А. Г. Аркатова сразу вызвала интерес к предмету. Кабинет представляет собой магазин непродовольственных товаров: стоят прилавки, а на них товары и материалы для их упаковки (обычной и подарочной). Мы поняли, что продавец должен иметь много информации: ассортимент, классификация по качеству и расцветке, сопутствующие товары…
Нам стало понятно слово «маркетинг» — умение продать, заинтересовать покупателя. Мы поняли, какое значение имеет общение покупателя и продавца. У нас проводится урок — деловая игра, где продавец должен так рассказать покупателю о товаре, чтобы тот его действительно купил. Мы начали анализировать товарооборот, учиться работать на кассовых аппаратах, оценивать значение рекламы. В конце учебного года проводится конкурс «Лучший по профессии». Оценка идет по нескольким пунктам: продавец-покупатель (вопрос-ответ), реклама, характеристика товара (ответ на вопрос покупателя), глубокая характеристика товара (на выбор).
А начинается конкурс с гимна профессии, некоторые ребята пишут его в стихотворной форме, некоторые прозой, встречаются ироничные сочинения:
Магазин зовет к себе,
Предлагает покупателям товары.
Почему ж товар лежит?
Потому что старый!
Каждый готовит своеобразный нагрудный знак продавца, каждый готовит рекламу по выбору.
Мы с удовольствием изучаем этот предмет, он открывает перед нами большие перспективы. Желаем долгих лет своему УПК и преподавателю Александре Гавриловне.
Песня маркетингу
Торговый работник — лицо магазина,
Ему быть приветливым необходимо.
От такта, культуры его поведенья
Зависит, с каким мы уйдем настроеньем.
Приятно, когда нас с улыбкой встречают,
Поняв нашу просьбу, товар предлагают
И быстро обслужат, не портя нам нервы, —
Вот это и есть мастерство, классный сервис.
Методы утверждения социального статуса работника
Говоря о социальном статусе работника, изначально необходимо подчеркнуть, что он относится к разряду достигаемых статусов. Это значит, что работник прикладывает собственные усилия, проявляет сличностные качества для того, чтобы заявить о себе в коллективе, продемонстрировать свои способности в рамках профессиональной деятельности.
По сути, чтобы повысить статус работника, необходимо воспользоваться некоторыми видами нематериального стимулирования. Нематериальным стимулированием пользуются руководители большого количества организаций для того, чтобы поднять профессиональный и личностный уровень своих работников. Конечно, наличие достойной заработной платы, возможности карьерного роста являются главными мотив торами, но, тем не менее, важны и иные методы, которые позволяют открыть для человека возможности реализации потребностей и интересов, которые он преследует для того, чтобы утвердиться как высококвалифицированный профессиональный работник в своей организации.
К таким методам утверждения, которые оказывают воздействие и на социальный статус работника, необходимо отнести следующие:
Также важны такие методы утверждения социального статуса работника, как привлекательное название должности, что автоматически позволит видеть человека под другим углом, добавлять его деятельности значимости; фиксация уже имеющихся достижений (личное внимание и поощрение со стороны начальства, которое заинтересовано в том, чтобы сохранить в своих кругах работника); условия труда, которые будут мотивировать человека к реализации деятельности – наличие собственного рабочего места, организация пространства в офисе, создание подходящей комфортной рабочей обстановки, которая будет позволять человеку чувствовать себя хорошо в рамках рабочего места и коллектива. Таким образом, все это будет давать ему возможности реализации своей трудовой деятельности, закрепления себя как высококвалифицированного специалиста, который готов обучаться, прогрессировать и работать во благо организации.
Неотъемлемой частью любого бизнеса являются продажи, для которых необходим эффективный коммерческий персонал. Зачастую достаточно сложно быстро собрать команду профессионалов, сначала нужно провести грамотный поиск, собеседование и проверку испытательным сроком.
Подбор коммерческого персонала непосредственно директором по статистике редко приводит к успеху, лучше всего поиск и подбор сотрудников доверить специализированным кадровым агентствам.
Почему компаниям сложно самим заниматься рекрутингом?
На первый взгляд тут все просто. Необходимо отобрать подходящих по базовым критериям, замотивированных, но не знакомых со спецификой отрасли, кандидатов и в интенсивном практическом режиме их подготовить. Сделать из них работающую команду. Однако это не срабатывает, потому что этого не достаточно.
Нельзя забывать о том, что крайне важно не только найти людей, но и поставить перед ними реальные задачи, соответствующие рыночным реалиям для данного конкретного оператора. Очень часто задачу ставят следующим образом: «Нам нужны показатели продаж как у конкурента» (позиция догоняющего). Добиться таких же показателей, как правило сразу, невозможно потому что они складываются из множества факторов среди которых:
Все это не позволят сразу продавать в том же объеме, сколько продают активные продажи лидирующего конкурента. В результате неправильно сформулированной задачи у руководства компании возникает недовольство сотрудниками. А падение мотивации у персонала может даже привести к существенной деградации отдела. Не допустить подобной ситуации можно при наличии оправданных ожиданий по продажам. Т.к. у продаж нет дихотомии (либо «работают», либо «не работают»), есть масса промежуточных вариантов с разной конверсией и разной стоимостью заявки.
Достаточно часто бывает что при стоимости привлечения абонента, например, 3 абонплаты и нормативе на менеджера 8 новых договоров, проект не запустиш.
А при стоимости 4 абонплаты и нормативе 6 отдел может дать хорошие показатели!
Обучение и наставничество
Обучение и наставничество – следующий этап работы по найму и подготовке персонала в телекоммуникационных компаниях. Для нас эта задача облегчается тем, что имеются все необходимые формы документов, настройки CRM-системы, обучающие материалы. Все это нужно для эффективного прохождения теоретической части подготовки.
Практическая часть представляет из себя реальные продажи «в полях» вместе с отобранными кандидатами, закрепление на практике теории. Люди гораздо эффективнее учатся по принципу «делай как я». Это не идет ни в какое сравнение даже с самыми подробными инструкциями и регламентами.
У руководителя добавляется работы: обучение и подготовка, проведение планерок, контроль работы менеджеров в CRM-системе, наставничество и помощь в дожиме сложных клиентов. В наших проектах этот этап проходит также в режиме «делай как я» вместе с нашим руководителем проекта.
Часто мы практикуем стажировку на время проекта двух потенциальных руководителей с целью выбрать лучшего. За непродолжительное время подразделение доводится нашими специалистами до нужного уровня по численности. Делаются первые продажи. Полностью запускается «машина», которая в дальнейшем должна работать как структурная часть компании. Как правило, на это уходит 3-4 недели работы нашей проектной группы в городе заказчика.