Что такое комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

Смотреть что такое «Комбинированный урок» в других словарях:

комбинированный урок — Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

комбинированный урок физической культуры — kombinuotoji kūno kultūros pamoka statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pamoka, kurioje įgyvendinama atskirų ugdymo programos skyrių (pvz., lengvosios atletikos ir krepšinio) du ar daugiau uždavinių. atitikmenys: angl. combined… … Sporto terminų žodynas

Урок (занятие) — Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно урочной системе обучения и проводится для… … Википедия

Урок — У этого термина существуют и другие значения, см. Урок (значения). Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно эстетическими идеями). Такая … Википедия

УРОК — форма организации уч. воспитат. процесса в уч. заведениях при классно урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как … Российская педагогическая энциклопедия

Урок — форма организации учебно воспитательного процесса в учебных заведениях при классно урочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в … Педагогический терминологический словарь

типы уроков — Б. Панов в свое время выделил следующие типы уроков: 1) урок изучения нового материала; 2) урок закрепления новых знаний; 3) повторительно обобщающий урок; 4) урок семинар; 5) урок практикум; 6) комбинированный урок.… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

типы уроков — Б. Панов в свое время выделил следующие типы уроков: 1) урок изучения нового материала; 2) урок закрепления новых знаний; 3) повторительно обобщающий урок; 4) урок семинар; 5) урок практикум; 6) комбинированный урок. Сегодня проводятся уроки… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

combined lesson in physical education — kombinuotoji kūno kultūros pamoka statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pamoka, kurioje įgyvendinama atskirų ugdymo programos skyrių (pvz., lengvosios atletikos ir krepšinio) du ar daugiau uždavinių. atitikmenys: angl. combined… … Sporto terminų žodynas

kombinierter Unterricht der Körperkultur — kombinuotoji kūno kultūros pamoka statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pamoka, kurioje įgyvendinama atskirų ugdymo programos skyrių (pvz., lengvosios atletikos ir krepšinio) du ar daugiau uždavinių. atitikmenys: angl. combined… … Sporto terminų žodynas

Источник

комбинированный урок

Смотреть что такое «комбинированный урок» в других словарях:

Комбинированный урок — Комбинированный урок тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В… … Википедия

комбинированный урок физической культуры — kombinuotoji kūno kultūros pamoka statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pamoka, kurioje įgyvendinama atskirų ugdymo programos skyrių (pvz., lengvosios atletikos ir krepšinio) du ar daugiau uždavinių. atitikmenys: angl. combined… … Sporto terminų žodynas

Урок (занятие) — Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно урочной системе обучения и проводится для… … Википедия

Урок — У этого термина существуют и другие значения, см. Урок (значения). Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно эстетическими идеями). Такая … Википедия

УРОК — форма организации уч. воспитат. процесса в уч. заведениях при классно урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как … Российская педагогическая энциклопедия

Урок — форма организации учебно воспитательного процесса в учебных заведениях при классно урочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в … Педагогический терминологический словарь

типы уроков — Б. Панов в свое время выделил следующие типы уроков: 1) урок изучения нового материала; 2) урок закрепления новых знаний; 3) повторительно обобщающий урок; 4) урок семинар; 5) урок практикум; 6) комбинированный урок.… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

типы уроков — Б. Панов в свое время выделил следующие типы уроков: 1) урок изучения нового материала; 2) урок закрепления новых знаний; 3) повторительно обобщающий урок; 4) урок семинар; 5) урок практикум; 6) комбинированный урок. Сегодня проводятся уроки… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

combined lesson in physical education — kombinuotoji kūno kultūros pamoka statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pamoka, kurioje įgyvendinama atskirų ugdymo programos skyrių (pvz., lengvosios atletikos ir krepšinio) du ar daugiau uždavinių. atitikmenys: angl. combined… … Sporto terminų žodynas

kombinierter Unterricht der Körperkultur — kombinuotoji kūno kultūros pamoka statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pamoka, kurioje įgyvendinama atskirų ugdymo programos skyrių (pvz., lengvosios atletikos ir krepšinio) du ar daugiau uždavinių. atitikmenys: angl. combined… … Sporto terminų žodynas

Источник

Комбинированный урок — основа школьного преподавания. Советы по проведению урока

Что такое комбинированный урок. Смотреть фото Что такое комбинированный урок. Смотреть картинку Что такое комбинированный урок. Картинка про Что такое комбинированный урок. Фото Что такое комбинированный урок

По статистике, не менее 80% всех уроков в школе относятся именно к этому типу. Комбинированный урок — понятие многогранное и поэтому очень популярное. Многие проводят почти исключительно комбинированные уроки, лишь время от времени прибегая к контрольным или нетрадиционным вариантам. И неудивительно, ведь именно такая форма дает возможность достичь сразу многих целей.

Что такое комбинированный урок?

Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:

План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса.

Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:

Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п.

Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.

«…И виждь, и внемли!»: организационный момент

Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.

Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу. Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место. Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание.

В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.

Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя. Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать.

Варианты начала урока:

«Вспомнить всё»: актуализация знаний

Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс.

Ежеурочный опрос полезен по многим причинам:

С этой точки зрения полезен опрос учеников у доски, но он недостаточно результативен. Один ученик отвечает, а другие отвлекаются; даже если удается добиться достаточно внимательного выслушивания ответа (скажем, предложить конспектировать ответ, дополнять его, задавать вопросы), все же оценок получится мало, а времени уйдет много. Можно организовать фронтальный опрос, дать небольшой тест или что-то еще. Много интересных способов провести опрос можно найти на нашем сайте.

«Кто на новенького?»: объяснение нового материала

Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.

В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.

На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.

Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.

Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).

Связать новый материал с пройденным необходимо. В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися.

«Как поняли? Прием!»: закрепление изученного

Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике. Причем желательно придумывать такие задания, которые будут стимулировать творческую активность школьников. Хорошо также дать задания, позволяющие использовать полученные знания в нестандартных условиях, взглянуть на материал под другим углом.

Однако, предлагая учащимся практическую работу, необходимо сначала удостовериться, что весь теоретический материал ими усвоен. Поэтому хорошо, если практике предшествует небольшой устный опрос, позволяющий «начерно» оценить степень осознания материала. Но при этом не надо забывать, что без практики теоретический материал мертв и все равно не может быть до конца осознан.

На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха, поэтому не следует предлагать слишком сложные задания. Да и времени на их обдумывание на комбинированном уроке слишком мало.

Можно провести закрепление в виде какой-либо игры, индивидуальной или командной. Неплохо зарекомендовали себя приемы, требующие логики и творческого подхода:

Можно дать небольшую проверочную работу, например с использованием перфокарт.

«Задумайся у порога»: домашнее задание и рефлексия

Эти два кратких этапа — выдача домашнего задания и рефлексия — неотъемлемые части в структуре комбинированного урока по ФГОС. По желанию учителя, может рефлексия предшествовать озвучиванию домашнего задания, а может быть и наоборот.

Предлагая задание на дом, учитель должен убедиться, что все ученики понимают, что им задано и как выполнять эту работу. Неплохо, если задание дифференцированное или «по выбору ученика», что соответствует требованиям фГОС, так как предполагает возможность для обучающегося выбрать удобный для себя способ повторения материала. Обычно предлагается на выбор выполнить творческое задание (иногда просто требующее поиска дополнительной информации; например, письмо, РАФТ, создание своей задачи на тему) или обычное, на отработку навыка.

Анализ комбинированного урока

При анализе комбинированного урока следует обратить внимание на то же, что и при разборе любого другого урока. Указав вид урока — комбинированный — отдельно анализируются его этапы. Характеристика комбинированного урока включает в себя разбор как отдельных приемов, так и урока в целом.

Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Статья на тему: «Комбинированный урок – как основной вид процесса обучения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Комбинированный урок – как основной вид процесса обучения

Пальчикова Галина Петровна, преподаватель

ГБПОУ «Невинномысский энергетический техникум»

В практике преподавания преимущественное положение занимает комбинированный урок, который строится на совокупности звеньев процесса обучения. Комбинированный урок позволяет придавать учебному процессу относительно законченный характер. На этом уроке сочетаются изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка умений и навыков, т.е. реализуется несколько взаимосвязанных дидактических целей. Логика учебного процесса диктует стабильную структуру комбинированного урока. Как уже отмечалось, процесс обучения включает в себя такие этапы, как изучение нового учебного материала (восприятие, осознание), закрепление знаний, их применение (овладение умениями и навыками), проверка знаний и умений. В соответствии с этими этапами в структуре комбинированного урока чаще всего выделяют проверку выполнения домашнего задания и опрос студентов, объяснение нового материала, закрепление приобретенных на уроке знаний и умений, домашнее задание и инструктаж к нему.

При продуманной тщательной подготовке такой урок может дать значительный эффект. Однако наблюдения за учебным процессом показывают, что преподавателям не всегда удается соразмерить структурные части урока и рационально распределить время на реализацию каждой дидактической цели. Вследствие этого какое-то звено учебного процесса может оказаться чрезмерно большим по времени, затрачиваемым усилиям.

Поэтому очень важное значение в структуре комбинированного урока приобретают соподчиненность и взаимосвязь его составных частей: успешное решение педагогических задач предыдущей части урока позволяет переходить к последующей, а итоговый эффект достигается реализацией целей, поставленных к каждой части урока.

Комбинированный урок – это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.

В каждом уроке можно выделить его основные элементы, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, его структуру.

Комбинированный урок может состоять из следующих этапов:

1. Организационный – дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т.д.).

2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая задача – проверка правильности выполнения дом. задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.

4. Изучение нового учебного материала – дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемом материале его сущности и взаимосвязи.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала – дидактическая задача в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование, анализ.

6. Закрепление и систематизация знаний – дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений.

7. Информация о домашнем задании – дидактическая задача – нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой.

8. Итог урока – дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.

Требования, которым должен отвечать качественный современный урок:

— использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

— реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дид-их принципов и правил;

— обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

— установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;

— связь с заранее изученными знаниями, опора на достигнутый уровень развития уч-ся;

— мотивация и активизация развития всех сфер личности;

— логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

— эффективное использование педагогических средств;

— связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

— формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

— формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;

— тщательная диагностика, прогнозирование, планирование каждого урока. Дидактические требования к комбинированному уроку гораздо шире, чем к урокам других типов, поскольку его цели весьма разнообразны. Объяснение нового материала должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к уроку изучения нового учебного материала. Закрепление знаний и выработка умений, осуществляемые на комбинированном уроке, требуют рационального отбора тренировочного материала с учетом особенностей содержания изучаемой темы и уровня подготовки студентов. Однако при отборе учебного материала для тренировочных упражнений следует выполнять и общие дидактические цели: задачи и упражнения должны охватывать весь круг вопросов изучаемой темы и предусматривать постепенное нарастание их сложности; решению задач и выполнению упражнений должны предшествовать проверка усвоения правил, законов, формул, разбор их теоретического смысла.

Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.

1. Игнатьева Е.Ю. Технологии профессионально ориентированного обучения : учеб.-метод, пособие. Великий Новгород, 2002. 48 с.

2. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения : метод, пособие / Е.А. Аникушина [и др.]. Томск, 2010. 212 с.

Источник

Курсовая работа: Основы использования комбинированных уроков в школе

Актуальность данной темы с практической точки зрения заключается в том, что при широком применении комбинированных уроков в России, методика проведения урока не имеет чёткой структуры и, следовательно, не обеспечивает высокую результативность обучения и воспитания.

Теоретическая актуальность данной работы заключается в том, что в действительности не существует единой методики применения комбинированных уроков в экономике для 11 классов.

Цель курсовой работы – разработка комплекса комбинированных уроков по «экономике» для учащихся 11 класса.

Задачи курсовой работы:

— изучить сущность и структуру комбинированных уроков;

— описать различные методики проведения комбинированных уроков;

— разработать методику проведения комбинированных уроков по экономике для 11 класса;

— разработать комплекс комбинированных уроков по экономике для 11 класса;

— оценить эффективность разработанной методики с помощью исследования.

1.1. Сущность комбинированных уроков и его этапы

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:[1]

· организация учащихся к занятиям;

· повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

· работа по осмыслению и усвоению нового материала;

· работа по закреплению изложенного материала;

· работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

· задавание домашнего задания.

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

Название: Основы использования комбинированных уроков в школе
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа Добавлен 04:31:30 14 июля 2009 Похожие работы
Просмотров: 633 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Организация работыПовторение изученного (актуализация знаний)Изучение новых знаний, формирование новых уменийЗакрепление, систематизация, применениеЗадание на дом
этапы1234

Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным — на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75—80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой Умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность несколько сокращается с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, то приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания.

Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей: 1) организации работы (1—3 мин), 2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35—40 мин), 3) подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).

1.2. Методики организации комбинированных уроков учащихся 11 классов по предмету «экономика»

A. Рыжих О.Н. выделяет следующие этапы в своей методике:[2]

— Организационный момент. Его целью является – установление тишины в классе и создать у учащихся рабочий настрой;

— Вступительное слово учителя. Заключается во введении ученика в проблему и его активное участие в беседе с заранее подготовленными специалистами;

— Повторение изученного материала. Выявление основных понятий по теме. Небольшой опрос;

— Подведение итогов урока в форме домашнего задания.

B. Бондаренко Е.В. использует этапы[3] :

— Организационный этап. Мотивация ученика к фиксированию материала в тетради;

— Этап проверки домашнего задания;

— Организация восприятия и осмысления. Актуализация субъектного опыта учащихся. Данный этап включает работу с учебником, материал которого заносят в таблицу по заданным условиям;

— Этап первичной проверки понимания изученного материала. Создание ситуационной проблематики и предоставить ученикам найти решение, используя материал этого урока;

— Подведение итогов учебного занятия.

— Информация о домашнем задании.

— Рефлексия. Цель – выявить результативность урока на основе оценки самими учащимися.

C. Караваева Т.Ю выделила следующие этапы[4] :

— Организационный момент (слайды 1-2).

Цель – при помощи слайдов, наглядно указать тему и план этого урока;

— Повторение материала (слайд 3).

Используя слайды, задать 3-4 вопроса на соотношение;

— Объяснение материала (слайд 4- 15).

Задачка для закрепления результата (слайд 16);

— Итог урока (слайд 17).

Задачка на соотношение терминов и их значений.

При рассмотрении данных методик мы можем выделить

Глава 2. Разработка методики структурирования комбинированных уроков в обучении экономике учащихся 11 класса

2.1 Проектирование методики структурирования комбинированных уроков по экономике для учащихся 11 класса

Критерии отбора методики:

1. Доступность изложения методики с четкими этапами ее выполнения;

2. Наличие в методике критериев оценки изученного материала.

Представленные в первой главе методики комбинированных уроков доступны по изложению. Однако, они не предусматривают рассмотрения комбинированных уроков с использованием чётких критериев оценки. В следствие этого, планируется разработать методику структурирования комбинированных уроков по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса, которая будет доступна в понимании, содержать этапы ее выполнения с требованием создания плана лекции.

Разработанная методика имеет следующую структуру:

— Фронтальный опрос по теме предыдущего урока (4-5 вопросов);

— Объяснение нового материала (лекция);

— Закрепление изученного материала (тест на 2 варианта с самооценкой)

Тест выполняется на листочках с копиркой.

1 экземпляр сдается преподавателю.

Проверка теста осуществляется с помощью кодоскопа. Все студенты сверяют свои ответы и выставляют оценку за тест.

— Подведение итогов работы. Выставление оценок;

2.2. Опыт реализации методики структурирования комбинированных уроков по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса

Опираясь на разработанную методику структурирования комбинированных уроков, перейдем к выполнению главной задачи – разработке комплекса комбинированных уроков по экономике для учащихся 11 класса.

В данной работе в качестве примера будут приведены комбинированные уроки на темы «бюджет семьи» и «рынок труда и его правовые аспекты».

Комбинированный урок на тему «бюджет семьи».

1. Организационный момент

В начале урока учащимся предлагается для разминки выполнить быстро задание

На какие деньги живет семья в течении месяца (кто и сколько) ДоходНа что тратятся эти деньги Расход

Таблица очень быстро анализируется

2. Изучение нового материала

На основе мультимедийной презентации идет объяснение

Слайд 4. Какой возраст считается трудоспособным. Пенсии и их виды. Пособия, в каких случаях они выплачиваются

Слайд 5. Другие виды доходов. Что такое льготы и каким категориям они предоставляются

Слайд 6. Классификация доходов: от богатства и от профессиональной деятельности.

Слайд 7. Классификация расходов семьи: удовлетворение материальных, духовных, социальных, неразумных, необходимых потребностей, расходы на ведение личного подсобного хозяйства

Слайд 8–9. Деление расходов на группы : постоянные и переменные (циклические,- периодические, непредвиденные – единовременные, сезонные – связанные с изменениями по сезонам года ), личные, налоги и накопления, виды накоплений

Слайд 10–11. От чего зависят расходы семьи и за счет чего их можно снизить. Сравнительная характеристика расходов российских и американских семей. Закон Энгеля (русский статист XIX века)

Слайд 12–13. Выполните задания (произвольно составить таблицы). Выполните тест “Умеете ли вы тратить деньги”

Слайд 15–16. Задание. Выберите из предложенных вариантов ответ, который вам больше нравится. Обоснуйте его (можно обсуждать в группах и выслушивать только общее решение).

Слайд 17. Что такое финансовая документация. Что нужно учитывать. Как вести расчеты.

Слайд 18. “Мама семейный бухгалтер” как правильно вести записи, что именно нужно учитывать и фиксировать (варианты таблиц в приложении).

Слайд 19. Ответьте на нижеприведенные вопросы. Сосчитайте количество набранных вами баллов (расшифровку баллов смотрите в приложении).

Слайд 20. Бюджет школьника (хочу – хочу- хочу. ) Как школьники могут заработать деньги? Статьи доходов школьников.

Слайд 21–22. Зачем школьнику деньги? Расходы школьников, виды расходов. Четыре правила ведения правильного бюджета.

Слайд 23. “Мои финансы поют романсы” Как оформить тетрадь по ведению учета доходов и расходов школьника, как анализировать и за какой период свои бюджет.

Учащимся выдаются таблицы, которые они заполняют по 1, 2, 3 вопросам и обсуждают (см. Приложение 1.).

Оценки выставляются наиболее активным учащимся.

5. Домашнее задание

Можете ли вы увеличить свой доход за неделю?

Рассчитайте в % ваши расходы в семейном бюджете.

Разработайте пути рационализации ваших расходов и возможного их снижения

Материал усвоен частично- «3»;

Комбинированный урок на тему «рынок труда и его правовые аспекты».

1. Учитель объявляет цель занятия.

Учитель: «Для начала, сформулируем определение рынка труда, а для этого подумаем: что же такое рынок?»

Ученики: «Это некое место (сфера) обмена денег на товар или услугу».

Рынок труда имеет несколько отличительных особенностей (слайд №3):

Продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.

Отношения продавца и покупателя, как правило, являются долговременными, в отличие от рынка товаров.

Цена услуг труда (зарплата) является наименее гибкой из всех цен в экономике.

Учитель: «Давайте уточним, кто на этом рынке является потребителем, а кто продавцом услуг труда?»

Учитель: «Теперь рассмотрим ситуацию на рынке труда в Москве на сегодняшний день».

Каждая из групп получила небольшое задание: найти информацию, при помощи Интернет-сайтов и прессы, давайте посмотрим, что получилось.

· 1 группа, назовите 5-6 наиболее востребованных вакансий, для которых необходимы специальное образование и опыт работы.

Примеры: монтажник-высотник, милиционер, водитель категории «С» и «Д» и т.д.

· 2 группа, работу на каких должностях ищут люди, имеющие специальное образование и опыт работы?

Примеры: финансовый директор, стоматолог, психолог и т.д.

· 3 группу прошу назвать вакансии с самой высокой и, напротив, самой низкой заработной платой.

В результате беседы видно, что существует проблема соотношения вакансий и заработной платы: чем выше заработная плата, тем меньше вакансий и выше требования к соискателям.

· 4 группу мы выслушаем чуть позже, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию данные Федеральной службы занятости и Федеральной службы государственной статистики России (www.gks.ru, www.labor.ru). (слайды № 4,5,6)

А теперь слово 4-ой группе, вопрос звучит следующим образом: на какую работу и оплату труда могут рассчитывать молодые люди, не имеющие спец. образования и опыт работы?

Примеры: курьер, торговый агент, распространитель рекламной продукции, уборщик и т.д. с зарплатой от 4000 до 8000 руб.

Вывод: молодые люди, не имеющие специального образования и опыта работы, могут рассчитывать на рабочие места с невысокой оплатой труда, но при этом с гибким графиком и возможностью временного трудоустройства.

Учитель: «Заработную плату можно обозначить, но ещё важнее её реально получить. Чтобы ваши права не были ущемлены, надо обладать минимальным набором правовых знаний. Слово учителю права».

После разбора статей целесообразно дать возможность учащимся задать дополнительные вопросы.

2. Подведение итогов занятия.

(+) – ученик активно участвовал в обсуждении темы;

(-) – ученик не ответил на заданный ему вопрос;

2.3 Оценка эффективности методики проведения комбинированных уроков по экономике для учащихся 11 класса

Для оценки эффективности разработанной методики по экономике 11 класса, необходимо внедрить на практике с целью исследования ее эффективности. Для этого потребуется в одном 11 классе применить разработанную методику, а в другом 11 классе – нет. Оценивать методику по разработанным критериям..

Критерии оценки эффективности методики:

· Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов;

· активность на уроке.

Уровень достижения образовательных результатов необходимо выявить с помощью контрольно-измерительных материалов итоги которых интерпретируются следующим образом:

“3” – материал усвоен частично;

Уровень увеличения активности на уроке можно проследить через использование маркеров (количество ответов на уроке, количество оценок за устные ответы). Если у 90% обучаемых в период использования лекций будет наблюдаться повышение активности, то методика может быть признана эффективной.

Если результаты в группе учащихся, где применялась данная методика, будут выше, чем в группе учащихся, где она не применялась, то можно сказать, что разработанная методика проведения комбинированных уроков по экономике 11 класса является эффективной.

День неделиПриходРасход
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресение

Ответы на тест «Умеете ли вы тратить деньги»

В вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос, у кого бы занять энную сумму. Все советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Любите гостей часто приглашаете их себе, но, увы, вам не всегда удается принять гостей должным образом. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете представления. Вы мучаетесь в раздумьях, какая же вещь вам более нужна, и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Получив зарплату, вы забываете о своих горестях, но через некоторое время обнаруживаете, что опять не удается свести концы с концами. Вы с большим вниманием слушаете рассказы знакомых о том, как они благополучно устроили или устраивают свою жизнь, но почему – то их опыт не прививается в вашей семье. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

Вы так выбираете курс, что ваш семейный корабль идет по житейскому морю без зигзагов, не садится на мели, штормы его не треплют. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанному рублю.

Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете средства для достижения цели. Вы не залезаете в долги, но сами даете в долг в редких случаях. Окружающие считают, что дом у вас «полная чаша». Вы не прочь провести вечер с гостями, но редко приглашаете к себе. Вы любите щегольнуть фразой: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». В отношениях с людьми вам не хватает теплоты и сердечности. Задумайтесь: не слишком ли вы увлеклись вычислением рационального жизненного пути? Не выглядят ли ваши поступки со стороны меркантильными? Помните, что естественность, а, иногда и некоторая безалаберность в тратах тоже способны доставить радость.

Стоимость в рублях

1.2.
ПРИХОДРАСХОД

Культурно – бытовые услуги

[2] Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие.- М.:РИОР,2005

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРИХОДР А С Х О Д
Обязательные платежипитаниеПромышленные товары