Что такое командирский танк
Юрий Пашолок. Первый командирский вариант Pz.Kpfw.III
Юрий Пашолок. Первый командирский вариант Pz.Kpfw.III
Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III
Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, иллюстрация из инструкции по эксплуатации
Согласно концепции, основным немецким средним танком должен был стать Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода). На бумаге всё выглядело крайне интересно. Машина имела вооружение в виде 37-мм пушки, трехместную башню, хорошую обзорность, потенциально неплохую подвижность и удельную мощность 20 л.с. на тонну. Но это на бумаге, реальность оказалась другой. По ряду причин на Pz.Kpfw.III Ausf.A, первую версию танка, поставили менее мощный мотор Maybach HL 108 TR, а также 5-скоростную синхронизированную коробку передач ZF SSG 75. Коробка передач еще сильнее умерила прыть танка, который разгонялся не выше 35 км/ч. Что еще хуже, ходовая часть машины оказалась неудачной. Понимая проблему, в 6-м отделе Департамента Вооружений запустили работу по альтернативным вариантам ходовой части. Итого первые варианты танка оказались скорее пробными. Их выпуск не превышал 10-15 танков на модификацию. Самый востребованный танк оказался самым проблемным.
Командирскую машину можно легко определить по рамочной антенне на надмоторной плите
Внешне корпус был похож на линейный танк, но на самом деле он имел утолщенную броню
Сама по себе идея создания командирского танка на шасси Z.W. была сформулирована к концу октября 1935 года. Ей предшествовали испытания командирской версии Leichttraktor, получившей специальную рубку и набор радиооборудования. Немцы не являлись новаторами в данной области: первыми специальный радийный танк создали французы (Renault FT TSF), а полный аналог радийного Leichttraktor — это командирский Medium Tank Mk.II. Кроме того, сами же немцы в 1935 году построили первые Kleiner Panzerbefehlswagen на шасси Pz.Kpfw.I. У этих машин, впрочем, было два существенных недостатка. Во-первых, они получались очень маленькими, много оборудования там банально не разместить. Во-вторых, все упомянутые выше боевые машины слишком сильно выделялись в общем строю. Их выбивали бы (и выбивали) в первую очередь. Именно поэтому осенью 1935 года и сформировалась идея командирского танка на шасси Z.W.
Шаровая установка MG 34 в башне — вот и всё вооружение Pz.Bef.Wg. Ausf.D1
Согласно концепции, сформированной 6-м отделом Департамента Вооружений, предполагалось получить три типа командирских танков. Отличались они друг от друга комплектацией оборудования. Первый тип, предназначенный для действия в составе танкового батальона, получал пару 20-ваттных передатчиков и столько же приемников, радиус их действия составлял 6 километров. Экипаж состоял из наводчика, механика-водителя, 2 радистов, плюс место под командира (офицера). Второй вариант был тем же самым, но существовал в двух модификациях, предназначалась она для работы на уровне танкового полка. Одна из них позволяла поддерживать связь на дистанции 6-12 километров. Вторая модификация имела пару 30-ватных передатчиков, что увеличивало дальность связи до 8-20 километров. Третий вариант, для действия в составе танковой бригады, по оборудованию был похож на полковую версию. Это касалось и наличия двух модификаций.
Внутри боевого отделения. Видна телескопическая антенна, которая выдвигалась при необходимости
Работы по данным машинам, изначально именовавшимся как Befehls-Panzerkampfwagen, разделили между Daimler-Benz (шасси) и Krupp (башня). В октябре 1936 года появилось новое обозначение — Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen). Машина батальонного уровня получила сквозной индекс Sd.Kfz.266, полкового уровня — Sd.Kfz.267, и бригадного уровня — Sd.Kfz.268. Следует отметить, что речь изначально шла о полноценном танке, который сохранял вооружение, но сокращался боекомплект, а также размещалось дополнительное радиооборудование. Впрочем, к началу 1938 года, когда Daimler-Benz закончила проектирование Pz.Bef.Wg., выяснилось, что не всё так просто. Сделать одновременно и вращающуюся башню с полноценным вооружением, и радиооборудование, оказалось очень сложно. В результате было принято решение не совмещать одно с другим. Из вооружения танк сохранял только один из пулеметов в башне. Вместо курсового пулемета делали пистолетный порт, а орудие и один из спаренных пулеметов заменяли макетами. Надо сказать, что немцы были не одиноки. Сильно позже англичане таким же образом делали свои командирские танки.
Вместо пушки имелось место для офицера
Видна установка башенного пулемета
Казалось бы, при возросшей на 2 тонны массы машина должна быть медленнее, ведь на ней сохранился мотор Maybach HL 108 TR, а также 6-скоростная коробка передач ZF SSG 76. Но за счет изменения передаточных чисел и других переделок скорость даже выросла — до вполне приемлемых 39 км/ч. Естественно, ходовой части вряд ли понравился такой рост массы, но в целом она его перенесла стойко. Да и удельное давление на грунт еще оставалось вполне на нормальных показателях. Кроме того, ходовую часть переделали. Ведущие колёса использовались от Pz.Kpfw.III Ausf.E, а также появились новые ленивцы, да и подвеску усилили. Одним словом, шасси не идеальное, но более совершенное, нежели у базового танка.
В учебной части, обе штыревые антенны в рабочем положении
Главные изменения, впрочем, касались радиооборудования. Командирский танк можно безошибочно отличить по двух штыревым антеннам, которые размещались по бортам корпуса. Еще одна, поручневая антенна, разместилась на надмоторной плите. Это стало еще одной причиной, почему башня теперь была неподвижной. Она попросту задевала бы антенну. Наконец, внутри боевого отделения находилась еще и телескопическая антенна. При необходимости открывался лючок в крыше башни, после чего антенную раскладывали. Надо сказать, что вместо трех вариантов Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 было решено выпускать два — Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. В первом случае внутри размещались радиостанции Fu 8 и Fu 6, а в первом — Fu 6 и Fu 7.
Башня для данного танка бралась с Pz.Kpfw.III Ausf.E. Также с лобовой части корпуса убрали лючки доступа
Помимо того, что выпускалось всего два варианта танка (полкового и бригадного уровня), чехарда была и с производством. Изначально выпуск Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 ожидался в период между октябрем 1937 и апрелем 1938 года. In 6 заказало нулевую серию из 30 машин, это оказалось равнозначно объему выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.D. Впрочем, и базовая-то машина задержалась, а командирская только в феврале 1938 года окончательно сформировалась. Поэтому только с лета 1938 года данные танки стали сдаваться Daimler-Benz werk 40. За третий квартал 1938 года их сдали 12 штук, а за весь год 26 машин. Лишь в марте 1939 года сдали последние 4 командирских танка.
В отличие от Pz.Kpfw.IIIAusf.D, его командирская версия надолго задержалась на фронте
Еще медленнее шел процесс поступления командирских танков в войска. Только в октябре 1938 года первые две машины попали в части. Потребность в таких танках оказалась высокой: на 1 марта 1939 года требовалось 39 Sd.Kfz.266, 57 Sd.Kfz.267 и 10 Sd.Kfz.268. Между тем, из 30 Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 к версии Sd.Kfz.267 относилось 24 машин, а к Sd.Kfz.268 — еще 6. В июле 1939 года началась сдача Pz.Bef.Wg. Ausf.E, но к 1 сентября 1939 года в войсках находилось всего 32 командирских танков всех типов.
Попали данные танки и на советско-германский фронт
В виду острой необходимости в командирских танках их буквально поштучно распихивали по танковым полкам. Естественно, при такой ситуации машины могли лишь частично обеспечивать свои функции. Впрочем, некоторые итоги кампании показали положительные и отрицательные стороны машин. С одной стороны, машина была явно лучше Kleiner Panzerbefehlswagen. А вот с другой, сама по себе идея замаскировать танк сработала лишь отчасти. По итогам скоротечной польской кампании 13 машин записали в потери, из них оказались безвозвратными.
В ходе наступления летом 1941 года
Несмотря на такую ситуацию, польская кампания для Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 стала отнюдь не последней. Командирских танков остро не хватало, поэтому, в отличие от линейных Pz.Kpfw.III Ausf.A-D, служба командирской машины продолжилась. Она воевала не только во Франции, но и на советско-германском фронте. Вместе с тем, еще во Франции выявилось, что идея танка с макетной пушкой получилась неудачной. Исходная концепция с командирским танком, имеющим пушечное вооружение, выглядела более разумной.
Данный снимок датирован как минимум весной-летом 1943 года
Юрий Пашолок. Торсионный средний командирский танк по-немецки
Юрий Пашолок. Торсионный средний командирский танк по-немецки
История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске
Такими Pz.Bef.Wg. Ausf.E были на начальном этапе выпуска. Вместо Fahrersehklappe 30 ставился эрзац-лючок
Поначалу немцы особо и не думали по поводу командирских танков, поскольку приоритетной задачей стала постройка обычных боевых машин. Вопросам связи немцы уделяли много внимания. Все их танки предполагались радийными. Вместе с тем, не стоит забывать одну простую вещь. Типовое радийное оборудование немецкого танка включало в себя приемник, а вот передатчика не предусматривалось. Посему быстро возникла необходимость иметь специальный танк, оснащенный двумя радиостанциями — штатной и передатчиком. Первый такой танк сделали из Leichttraktor Krupp, конверсия оказалась вполне успешной, после чего пошли работы над серийными вариантами. На тот момент наиболее массовой платформой был легкий танк La.S.. Созданные на его базе Kleiner Panzerbefehlswagen стали первыми массовыми немецкими командирскими танками, но еще на момент их разработки имелась насущная необходимость в более крупной машине.
К вопросу про вездесущий немецкий орднунг. Для справки, стойки у поручневой антенны были из текстолита, да и рабочее тело антенны из довольно тонкой медной трубки. 2-3 таких адлеров она выдержит, но делать так крайне не рекомендовалось
На совещании, прошедшем 30-31 октября 1935 года, In 6 (Инспекция моторизованных войск) сформулировала требования к командирским танкам на базе Z.W. Этот средний танк должен был стать самым массовым в немецкой армии, но на тот момент еще шла его разработка. Тем не менее, в In 6 не сомневались в его перспективах. Предполагалось иметь три типа командирских танка на среднем шасси. Первый тип действовал в составе танкового батальона, второй в танковом полку, а третий — в танковой бригаде. Различались эти машины составом оборудования. Работы по средним командирским танкам, изначально именовавшимся как Befehls-Panzerkampfwagen, разделили между Daimler-Benz (шасси) и Krupp (башня). В октябре 1936 года появилось новое обозначение — Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen). По причине проблем с шасси Z.W. работы над командирскими танками затянулись. Лишь с лета 1938 года начались поставки Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первого немецкого среднего командирского танка. Уже тогда было понятно, что Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 выпустят небольшой серией. Более массовым ожидался Pz.Bef.Wg. Ausf.E, построенный на шасси Z.W.38.
Типовая Pz.Bef.Wg. Ausf.E, иллюстрация из инструкции по эксплуатации. Машина имеет не только новый смотровой прибор, но и воздуховоды системы охлаждения тормозов. По ним ее иногда ошибочно именуют как Pz.Bef.Wg. Ausf.F
Аналогично Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый немецкий командирский танк на торсионной подвеске делался в связке Daimler-Benz и Krupp. На Daimler-Benz werk 40 воевали с шасси Z.W.38, которое Генрих Книпкамп из 6-го отдела Департамента Вооружений рассматривал как основное для средних танков. Krupp работал по башне и подбашенной коробкое. Так вот, с «верхом» Pz.Bef.Wg. случилась анекдотичная история. Фактически башня и подбашенная коробка Pz.Bef.Wg. Ausf.E пошли в серию раньше шасси, для которого они создавались. Шасси Z.W.38 осваивалось с большим трудом, а время шло. По итогу Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 пошел в серию с утолщенной броней шасси, старой ходовой частью и моторно-трансмиссионной группой, а также башней и подбашенной коробкой от более позднего танка. Ну а первые Pz.Bef.Wg. Ausf.E в серию пошли только с июля 1939 года.
С точки зрения шасси машина была идентична сначала Pz.Kpfw.III Ausf.E, а затем Ausf.F
На практике ситуация оказалась еще более веселой. Дело в том, что на вторую версию командирского танка было решено ставить новый тип смотрового прибора механика-водителя — Fahrersehklappe 30. Если ранее он состоял из двух частей, которые имели подвижность в вертикальной плоскости, то Fahrersehklappe 30 получил «ресничку». Она более надежно прикрывала стеклоблок, а также оказалась более простой в использовании. Проблема состояла в том, что летом 1939 года Fahrersehklappe 30 еще не запустили в серию. Посему было решено срочно сделать временную замену. Она больше напоминала гипертрофированный смотровой лючок, со смотровой щелью посередине. Лишь в сентябре 1939 года начался выпуск Fahrersehklappe 30, причем Pz.Bef.Wg. Ausf.E стали первыми танками семейства Pz.Kpfw.III, которые их получили. Также, в ходе производства, танки стали получать воздухозаборники системы охлаждения тормозов. Они более характерны для Pz.Kpfw.III Ausf.F, поэтому часто их именуют как Pz.Bef.Wg. Ausf.F. На самом деле такой версии не было.
Боевое отделение, на том месте, где у обычного танка стояла пушка, стоял столик для карт
С точки зрения шасси Pz.Bef.Wg. Ausf.E не отличался от базового танка. Не имелось отличий и с точки зрения общего назначения танка. Версия для связи танковых батальонов имела сквозной индекс Sd.Kfz.266, для полков Sd.Kfz.267, и на бригадном уровне — Sd.Kfz.268. В отличие от предшественника, который выпускался только в версиях Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268, командирский танк Pz.Bef.Wg. Ausf.E производился во всех трех вариантах. Внешне, впрочем, вы отличий не определите. Ибо во всех трех вариантах это всё равно был Pz.Kpfw.III Ausf.E с невращающейся башней, поручневой антенной на надмоторной плите и двумя штырьевыми антеннами по бортам подбашенной коробки. Из вооружения имелся только один пулемет MG 34 в шаровой установке, расположенной в лобовой части башни. Пушка и второй башенный пулемет являлись макетами. Отсутствие вооружения объяснялось тем, что внутри боевого отделения находилось радиооборудование, а из крыши башни могла выдвигаться телескопическая антенна. К тому же в экипаже находилось два радиста.
Вид на место командира со стороны механика-водителя
Шасси Z.W.38 стало главной причиной, почему серия Pz.Bef.Wg. Ausf.E оказалась лишь в полтора раза больше предшественника. Мало того, что запуск Pz.Kpfw.III Ausf.E в серию оказался сорван, так еще и во время боёв за Польшу шли массовые жалобы. Касалось это, прежде всего, 10-скоростной полуавтоматической КПП Maybach Variorex. На нее ругань шла еще с завода Daimler-Benz werk 40, где осваивали выпуск танка. На фронте проблема только лишний раз подтвердилась. По итогам пришлось срочно перекомпоновать моторно-трансмиссионную группу, вернув коробку передач ZF S.S.G.76. Точнее, S.S.G.77, поскольку в чистом виде она не лезла, трансмиссию пришлось чуть переиграть. Но всё это отодвинули на более поздний период, а Z.W.38 продолжили выпускать. Первой жертвой недоведенного шасси стал как раз Pz.Bef.Wg. Ausf.E. В феврале 1940 года сдали последний танк этого типа, а всего их сдали 45 штук. Танки имели серийные номера 60501-60545, все выпуска Daimler-Benz werk 40.
На учениях зимой 1939-40 годов
Весной 1940 года всё еще требовался 151 Pz.Bef.Wg., но в сложившейся ситуации ждать пришлось долго. Следующий командирский танк, Pz.Bef.Wg. Ausf.H, начали сдавать только с ноября 1940 года. Его предшественнику пришлось воевать довольно долго. Первые Pz.Bef.Wg. Ausf.E оказались еще в Польше, правда, пока в единичных количествах (минимум 3 штуки, 2-й танковый полк 1-й танковой дивизии). По-настоящему массово их применили уже во Франции. Там же лишний раз подтвердились выводы польской кампании. Вооруженный одним пулеметом танк представлял собой неполноценную боевую единицу. Стоит отметить, что изначальная концепция Befehls-Panzerkampfwagen предполагала сохранение орудия и вращающейся башни. Тем не менее, никаких выводов из боев 1939-40 годов не сделали. По крайней мере, Pz.Bef.Wg. продолжал оставаться в старой концептуальной стадии.
Pz.Bef.Wg. Ausf.E применялись аж до 1944 года
К 22 июня 1941 года Pz.Bef.Wg. Ausf.E уже не был самой массовой командирской «трёшкой». Вовсю шел выпуск Pz.Bef.Wg. Ausf.H, ставшей самым массовым командирским Pz.Kpfw.III. Тем не менее, фронтовая жизнь Pz.Bef.Wg. Ausf.E продолжалась долго. Эти машины продолжали использовать и в 1942 году, отдельные из них воевали в 1943 года. Самый поздний случай применения Pz.Bef.Wg. Ausf.E был зафиксирован в 4-й танковой дивизии, машина всё еще была в строю по состоянию на апрель 1944 года. Вместе с тем, еще летом 1941 года было понятно, что концепцию командирского танка надо менять. Он должен был постоять за себя, а с одним пулеметом это сделать оказывалось крайне проблематично.
Единственный Pz.Bef.Wg. Ausf.E, сохранившийся одним куском, так сказать. Стоит под Могилевым
Удивительно, что при такой скромной серии один Pz.Bef.Wg. Ausf.E дожил до наших дней, так сказать, одним куском. Это танк, стоящий на Буйничском поле. Машину утопили в реке Друть, в 90-е ее подняли и пытались нелегально продать. Местные власти попытку пресекли, танк остался на мемориале. Сложно сказать, насколько это плохо, или хорошо. С одной стороны, на открытом воздухе машине точно лучше не становится, а вот с другой, это один из участников боев лета 1941 года. Один из первых эпизодов, когда немецким танкам, на нашей территории, хорошенько всыпали.
Этот танк восстановлен Музеем Техники Вадима Задорожного
Юрий Пашолок. Немецкая «копейка» как командирский танк
Юрий Пашолок. Немецкая «копейка» как командирский танк
История Kleiner Panzerbefehlswagen и других командирских версий легкого танка Pz.Kpfw.I
leichte (Funk) Panzerwagen, первый немецкий серийный командирский танк
Про то, что немцы снова стали заниматься танками, никто не знал, ведь это им было запрещено по Версальскому договору. Между тем, немецкие средние и легкие танки, которые разрабатывали во второй половине 20-х годов, планировались поголовно оснащать радиостанциями. Подобно французам, радиста немцы разместили в корпусе, при этом они первыми ввели поручневые антенны. Они также размещались на корпусе, что оказалось не совсем удачным решением. Советским и японским танкам, на которых также применялись поручневые антенны, их поставили на башни. Имелась и еще одна особенность, о которой часто забывают те, кто сравнивают советские и немецкие танки. Дело в том, что на немецких танках ставился только приемник, то есть типовой немецкий танк всё слышал, но сказать ничего не мог. Только с 1938 года появился вариант Fu 5, который оснащался еще и передатчиком. Да и дистанция работы этих радиостанция была невысокой. Так что вопрос коммуникации всё равно оставался довольно острым. Одним словом, идея Renault FT TSF и английского командирского танка на базе Medium Tank Mk.II немцами оказалась взята на вооружение.
Вместо башни сделали рубку
La.S., первый немецкий легкий танк, выпускавшийся крупной серией, изначально предполагался трехместным, причем третьим, как у Char D, планировался радист. По ряду причин трехместный танк сделать не удалось, поэтому функцию радиста возложили на командира. Кроме того, танки оснащались радиостанциями Fu 2, работавшими только на приём. По этой причине L.Tr.Kp №38 переделали в командирский танк, сильно напоминавший по концепции командирскую машину на базе Medium Tank Mk.II. Башню, вместе с подбашенной коробкой, с него сняли, поставив взамен рубку, внутри которой разместили комплект радиостанций. Получился мобильный командный пост, с которого обеспечивалось взаимодействие танкового подразделения. Идею признали удачной, поэтому в марте 1934 года началось обсуждение командирских машин на базе La.S. Более известны они как Kleiner Panzerbefehlswagen. Это был первый массовый немецкий командирский танк.
Всего было построено 15 таких танков
Изначальные планы по поводу командирских танков выглядели скромно. В переписке по шасси La.S. в марте 1934 года Krupp требовалось установить более мощный, 600-ваттный генератор, чтобы обеспечить питание передатчика. При этом объем шасси с более мощными генераторами изначально составлял всего 10 штук. Далее, в мае 1934 года, объем заказа на такие шасси вырос до 80 штук, впрочем, реальный объем оказался меньше. Больше того, эти танки не выделялись из общего объема 2.Serie/La.S., а точная дата их изготовления неизвестна. Можно говорить о первой половине 1935 года, за это время построили 15 машин. Изначально они проходили как leichte (Funk) Panzerwagen, то есть легкая радийная бронированная машина.
Войсковые испытания лета-осени 1935 года показали правильность самой идеи, но требовалось ее еще довести до ума
Рецепт изготовления leichte (Funk) Panzerwagen оказался простым. Вместо вращающейся башни командир получал небольшую рубку, которая имела восьмигранную форму. Разработали рубку там же, где и башню — на Daimler-Benz. Наверху ставился башенный люк от La.S, а с 3 сторон размещались смотровые лючки. Антенный порт переместили с борта корпуса на правый борт рубки, в связи с чем ложе антенны перенесли вперед. Вот и все изменения снаружи. Состав радийного оборудования не оговаривался, но известно, что устанавливался 30-ваттный передатчик.
Первые 25 серийных Kleiner Panzerbefehlswagen выглядели следующим образом. Да, поначалу в Третьем Рейхе не нашлось пулеметных установок
Как показали первые испытания, рецепт изготовления радийного танка получился простым, но не идеальным. Сама по себе рубка получилась тесной, а танк был абсолютно безоружен. Поэтому с осени 1935 года началось обсуждение командирских танков, причем не только на базе La.S., но и перспективного среднего танка Z.W.. Впрочем, до запуска Z.W. в серию было еще далековато, поэтому особых альтернатив La.S. пока не имелось. В результате In.6 сделало заказ на 72 командирских танка, которые получали курсовой пулемет, а также 20-ваттный передатчик, менялась и рубка. Требование было в стиле «как можно скорее», но на практике пришлось задержаться. Дело в том, что на горизонте замаячило более совершенное шасси La.S.May, более подходящее для подобных целей. В результате пришлось сдвигать выпуск командирских танков на более поздний срок.
Поручневая антенна, попытка улучшить ситуацию с дальностью связи
В середине января 1936 года был оформлен план по выпуску танка, к лету 1936 года переименованному в Kleiner Panzerbefehlswagen. План делился на 2 серии. Первой шла 4a.Serie/La.S, в объеме 25 штук. Этот заказ с серийными номерами 9406-9430 полностью ушел Grusonwerk, а рубки изготовлялись Daimler-Benz werk 40. Обозначение 4a.Serie/La.S не должно никого сводить с толку, на самом деле танк выпускался на шасси La.S.May. Первые такие танки сдали летом 1936 года. Теперь рубка являлась единым целым с подбашенной коробкой, а ее продлили во всю ширину коробки. С левой стороны рубки появился большой двухстворчатый люк, а в лобовом листе предусмотрели пулеметную установку. Также переделали ложе для антенны и верхний люк, который стал двухстворчатым. Наконец, экипаж вырос до 3 человек — механик-водитель, командир, радист.
1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., подбитый в ходе кампании в Польше
Можно сказать, что 4a.Serie/La.S стал пробным шаром. Для начала, сложилась ситуация, когда командирские танки банально не получили курсовые пулеметные установки. Их производство началось позже, поэтому поначалу командирские танки щеголяли с заглушками. Кроме того, возникли некоторые вопросы к радиооборудованию. На Kleiner Panzerbefehlswagen (сквозной индекс Sd.Kfz.265) ставилось два набора радиостанций — Fu 2, работавший только на прием, и Fu 6, имевшую также 20-ваттный передатчик. Так вот, уверенная радиосвязь обеспечивалась на дистанции 4-6 километров. Поэтому 1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., как еще именовались эти машины, иногда подвергались экспериментам. Например, ставилась рамочная антенна. Впрочем, массовой такая система не стала.
2.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., таких танков выпустили 47 штук
Выпуск 1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. продолжался до октября 1936 года. Судя по всему, из войск пошли первые отзывы, которые, скажем так, получились неоднозначными. Да, машина получилась явно лучше предшественника, но имелись и претензии. Одной из ключевых стала обзорность. Поэтому 5a.Serie/La.S, производство которой немного задержалось, пришлось немного менять. Главным отличием командирских танков, получивших обозначение 2.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., стало появление командирской башенки. Она имела такой же двухстворчатый люк, как на 1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., но зато по периметру появились смотровые щели.
Вторая серия Kleiner Panzerbefehlswagen отличалась появлением командирской рубки
На сей раз заказ из 47 командирских танков разделили между тремя производителями. Первым оказался Daimler-Bemz werk 40, сдавший 30 танков с серийными номерами в разбросе 10478-10522. Henschel сдал аж целый один 2.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., получивший серийный номер 12521. Наконец, Grusonwerk сдал 16 командирских танков, имевших разброс по серийным номерам в пределах 14507-14528. Сдавать их начали в апреле 1937 года, как и в прошлый раз, исполнения заказа растянулось. Между тем, еще в сентябре 1936 года In.6 сделало заказ на выпуск еще 108 командирских танков. Даже с учетом довольно скромных данных по дальности радиосвязи, ничего другого пока не ожидалось.
Наиболее массовой стала третья серия — 112 штук
На сей раз производственная серия, получившая обозначение 7a.Serie/La.S, именовалась как 3.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. Отличия у этих машин заключались, прежде всего, в командирской башенке. Форма смотровых щелей и пулеотбойников изменилась, а прямоугольный лючок на правой створке люка получил округлую форму. Также изменились «уши» для створок люка в походном положении. Этот заказ стал самым большим, и одновременно последним. Daimler-Benz werk 40 выпустила 44 танка с серийными номерами 15001–15044. Основной же кусок достался Henschel: в Касселе сдали 68 танков с номерами 15101–15168. Окончательно сборка 3.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. завершилась к концу 1937 года. Итого 184 Kleiner Panzerbefehlswagen.
В боевом отделении Kleiner Panzerbefehlswagen. На первом плане радиостанция Fu 6
К концу производства Kleiner Panzerbefehlswagen уже было очевидно, что требуются командирские танки побольше и с более мощными радиостанциями. Другой вопрос, что первые Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen) стали сдавать только летом 1938 года, а закончили вообще мартом 1939 года. К 1 сентября 1939 года в войсках находилось всего 32 командирских танка на базе Pz.Kpfw.III. Это привело к тому, что основным командирским танком немецкой армии, в первый год войны, оставались Kl.Pz.Bef.Wg., при этом их постоянно дорабатывали. Наиболее заметным изменением стало появление приборов дымопуска в кормовой части корпуса. Кроме того, и на Kl.Pz.Bef.Wg. периодически можно видеть поручневые антенны, так пытались улучшить ситуацию с дальностью сигнала.
Справа от механика-водителя разместилась радиостанция Fu 2