Что такое когниция простыми словами
КОГНИЦИЯ
Смотреть что такое «КОГНИЦИЯ» в других словарях:
когниция — Познавательный процесс или совокупность психических процессов … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Когниция — (от лат. correlati знание) знание, познание; когнитивный соответствующий когниции или познанию, познаваемый … Исследовательская деятельность. Словарь
Когнитивная лингвистика — Лингвистика … Википедия
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950 е гг. разработал метод рационально эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже… … Психотерапевтическая энциклопедия
ДПДГ — ДПДГ(EMDR) Десенсибилизация и переработка движением глаз (англ.EMDR (англ.)русск. Eye Movement Desensitization and Reprocessing) метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для терапии пост травматических расстройств (ПТСР) … Википедия
Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… … Психологическая энциклопедия
Познание (cognition) — П. (когниция) это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии» (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к … Психологическая энциклопедия
ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ — Система теоретических предпосылок для применения в психотерапии, психокоррекции и психологическом консультировании для лечении пациентов с неясной, интуитивной мотивацией, где затруднена диагностика (например, заочная психотерапия,… … Психотерапевтическая энциклопедия
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (лат. dissonans нестройно звучащий, cognitio знание, познание) концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных… … Новейший философский словарь
Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия» — (ХГУ «НУА») Девиз Образование. Интеллигентность. Культура … Википедия
Значение слова «когниция»
когни́ция
1. истор. юр. в древнеримском праве: установление тождества личности и имени ◆ До появления паспортов и других удостоверений личности когниция оставалась важной частью любой юридической процедуры.
2. спец. психол. процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием ◆ Русские термины когниция и познание (как и немецкие Kognition и Erkenntnis и т. д.) за пределами когнитивистики часто считают полными синонимами.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: землепроходец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «когниция»
Предложения со словом «когниция»
Сочетаемость слова «когниция»
Понятия, связанные со словом «когниция»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «когниция»
По поводу роли птичьей когниции в их уме и его устройстве в научных кругах консенсуса ещё меньше.
Этот вопрос не прост с методологической точки зрения, поскольку проблема соотношения когниций и чувств, хотя и является принципиально важной в психологии, всё же сегодня не вполне ясна.
Она относится к механизмам, отвечающим за обучение, память, восприятие и принятие решений, и делится на так называемые высшие и низшие формы когниции.
Что такое когниция простыми словами с примерами
Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Термин когниция используется во многих науках. Педагоги, философы, социологи, психологи, невропатологи и математики активно применяют это понятие в своей работе. Данное определение дает наиболее ёмкое и точное определение уникальной связи мыслительных процессов с психикой человека.
Происходит термин «когниция» от латинского слова (cognitio), что в переводе обозначает – познание, понятие, знание.
Но в психологии это значение получило более широкую расшифровку, когниция на языке науки о Душе представляет собой совокупность познавательных психологических процессов, которые формируют у человека определенное умозаключение, установку в поведении относительно полученных знаний.
Под знаниями стоит понимать не сухие научные данные, а информацию, которую транслирует индивиду социум, окружающий мир. Мозг человека обрабатывает полученную информацию, в этот процесс вовлечена психика, которая формирует из полученных убеждений определенные паттерны поведения человека.
Под паттернами понимаются конкретные модели и сценарии поведения в той или иной ситуации. Простыми словами можно сказать, что когниции являются умозаключениями, которые конструируют индивидуальную картину мира человека.
Роль когниции в жизни человека
Лучше всего понять данный термин дает пример рождения и развития ребенка в мире. Древние философы сравнивали разум новорождённого с «чистым листом бумаги», все не раз слышали этот термин – Tabula rasa. На самом деле такое наблюдение очень точно описало состояние познавательных процессов и мышления ребенка на начальном этапе.
По мере его развития и познания окружающего мира, у него формируются определенные понятия, в него закладываются убеждения и образцы восприятия окружающей действительности. Непосредственное влияние на формирование когниций оказывает воспитание и микросоциум, в котором развивается человек. В сформированные когниции, человек вкладывает собственный смысл.
Что такое когнитивный диссонанс?
Психология уделяет большое значение когнитивным убеждениям людей. Созданные паттерны поведения на их основе могут быть как позитивными, так и негативными. Важно знать, что для человека его умозаключения являются истинными, он не видит ошибки в «программе» и может на протяжении всей жизни сталкиваться с серьезными проблемами.
В основу когнитивных убеждений входят следующие области познания мира:
Если убеждения носят нелогичный и травмирующий характер, то такую когницию называют противоречивой и дисфункциональной. Существуют методики и техники работы с коррекцией паттернов в поведении через изменение когнитивных убеждений человека. В данном направлении работает – Когнитивная психология.
Причины возникновения противоречивых когниций
Возникают дисфункциональные когниции, искаженные и неверные убеждения, по нескольким причинам. Психологи смогли выделить ряд факторов, оказывающих прямое влияние на формирование сценариев в поведении и глубинных убеждений:
Пример: если по характеру ребенок спокойный, застенчивый и тревожный, то скорее всего будет подстраиваться под других и угождать потребностям иного человека, ведь он убежден, что любовь и дружбу ему нужно заслужить. Таким образом, сценарий начинает работать и по мере взросления человека, такой паттерн поведения только укрепляется в его жизни.
Пример: Конфликт между родителями, ссора, разговор на повышенных тонах. Один из родителей доминирует и даже применяет физическую силу. В этой ситуации перед ребенком два сценария, как можно себя повести, и выберет он того, с кем себя идентифицирует.
Если говорить обобщенно, то на мироощущение, на восприятие себя в этом мире оказывает влияние не только семья и социум, но и информация, поступающая из книг, фильмов, телепередач. Когниции могут формироваться на разном возрастном этапе. В подростковом возрасте особенно важно оказать помощь ребенку сформировать верные и позитивные убеждения относительно себя и окружающего мира.
Методы коррекции когнитивного диссонанса
Когнитивная психология предметом изучения выбрала познавательные процессы. Это мышление, восприятие, воображение, ощущение, речь и память. Они неразрывно связанны с сознательными процессами в психике человека. Именно эта взаимосвязь и играет определяющую роль в формировании когнитивных убеждений.
Когда у человека в его психике возникает дискомфорт относительно несовпадения его мыслей и убеждений с действительностью, он будет переживать внутренний конфликт. Есть ряд психических расстройств, которые возникают вследствие деформации когниций. Если человек испытывает дискомфорт от когнитивного диссонанса, это обозначает, что его противоречивые убеждения пока еще находятся в поле его сознания.
Фото Katerina Jerabkova on Unsplash
Перейдя в подсознание, они смогут мирно существовать и убеждать человека в самых невероятных идеях. Ярким примером служат многочисленные случаи с сектантами, где люди верят и берут за истину внушаемые им идеи.
Как работает когнитивная психология, показывают следующие этапы консультирования:
Когниция
Когниция – это совокупность ментальных процессов, служащих для обработки и трансформации информации. Включает постижение и оценивание собственной персоны в окружающей действительности, а также построение индивидуальной картины реальности, то есть всё, что образует основу для поведенческих паттернов индивида. Таким образом, все процессы, которые заключаются в трансформации сенсорных данных, поступающих в мозг, в ментальные репрезентации разнообразного типа (образы, фреймы, сценарии) называются когнициями. То есть процесс когниция являет собой действия по обработке и преобразованию информации из одной структуры в другую.
Что это такое
В соответствии с собственной нейронной структурой мозг человека затмевает любой компьютер. Весь потенциал мозга по сей день не изучен, однако с уверенностью можно утверждать, что его вычислительные возможности безграничны. При этом всякий даже самый слабенький калькулятор имеет перевес в точности вычислений. Почему же так происходит?
Мыслительная активность человека проистекает изолированно от психических процессов личного восприятия мира. Поэтому люди склонны допускать логические ошибки, заключать ложные выводы.
Ниже приведено ряд факторов, влияющих на перцепцию человека:
– сознательный мыслепоток, именуемый ментальным шумом;
– ограниченный потенциал мозга в трансформации информации.
Когниция это итог формирования знаний о предмете, объекте (факте, месте), связывающий все компоненты психики – интеллект, эмоции, память, представление. Проще говоря, это единица смысла, находящаяся на рубеже разума и психики.
Рассматриваемое явление включает не только фактические знания, но и суждения, теории и погрешности восприятия. Они принимают участие в вырабатывании нового смысла при помощи ощущений человека, установок.
Все научные познания имеют духовную природу, поскольку даже в основе слаженной логической мысли лежит подсознательное чутьё. При этом, когда объективных и вербальных средств недостаточно для трансформации всего, что люди думают, представляют, чувствуют, зарождаются когнитивные искажения.
Первообраз рабочего определения описываемого понятия можно отыскать у Дж.Беркли, утверждавшего, что любому, кто анализирует объекты людского познания, понятно, что они являют собой идеи, либо воспринимаемые чувствами, либо такие, которые человек получает, наблюдая действия ума и эмоции, либо, образуемые посредством участия воображения, памяти, либо, возникающие через объединение, разделение, представление первоначально воспринятого одним из вышеприведенных способов.
Понятие когниции объединяет не только процессы человеческого сознания (мышление, разработку стратегий, представление, творчество, анализ, размышление, символизацию), но и более приземлённые процессы, такие как: моторика, внимание, узнавание. Необходимым условием описываемого явления считается мимесис (подражание, подобие).
Таким образом, когниция это простыми словами познавательное действие или процесс познания. Человеческая когниция является взаимодействием процессов восприятия, представления и выработки информации в словесной форме.
Рассматриваемое понятие – это противоречивый мир, поскольку в зону сознания личности проникает существующий мир (реальный, чувственный, объективный). Однако вместе с тем при помощи внутренней воли индивид может творить собственный смысл, который он причисляет к окружающим объектам.
Когниция в психологии
Рассматриваемое понятие является мыслью либо образным представлением, которые бывают незамеченными человеком, если он не сконцентрируется на них. Классические когниции, присущие депрессивным состояниям и иным клиническим нарушениям, нередко именуются «автоматическими мыслями». Людям характерно думать, что их думы и представления являют собой отображение действительности, поэтому они редко оценивают их истинность.
При этом знание в отличие от анализируемого понятия одновременно являет собой оправданное суждение или адекватную и аргументированную репрезентацию, либо процесс получения этого представления.
Когниция же вне истинностного значения. Данный феномен оперирует и заблуждениями, и истинным знанием. Её характеризуют процессы взаимодействия с суждениями (которые бывают неадекватными и ошибочными) и знаниями. Когниция в качестве процесса порождает и применяет репрезентации, приписываемые мнениям и знанию.
Также рассматриваемое явление рознится и с эмоциями, поскольку оперирует дискретными, специализированными, систематизированными структурами.
Когниция структурирована, а её элементы ориентированы на отображение строения внешней среды, что обусловлено необходимостью социальной деятельности. Невзирая на то, что когнитивные компоненты имеют связь с вербальными структурами, а языки всевозможных сообществ очень многообразны, основные инструменты когниции всесторонние, что и обнаруживается в семантике языков.
Общие языковые элементы, универсальные грамматические структуры, а также объединение категорий вокруг прообразов демонстрируют, что люди не просто «постигают» действительность, но деятельно и целеустремленно воссоздают ее образом для определенных целей.
Когниция это в психологии является родовым термином, используемым с целью обозначения процессов, направленных на получение знаний. Анализируемое понятие захватывает всю умственную деятельность или состояния, направленные на усвоение знаний и функционирование разума, что включает перцепцию, воображение, речевые процессы, внимание, память, решение проблем.
Таким образом, когниция является собирательным обозначением направленных усилий, затеваемых, дабы отыскать, познать, определить, понять, разобрать, систематизировать, обсуждать объекты, а также изменять их посредством мыслительных операций.
Психологи, сплотившиеся вокруг рассматриваемой теории, убеждены, что человек не является машиной, бездумно и автоматически реагирующей на посылы (внутренние стимулы или внешние события). Напротив, человеческий разум способен на значительно большее. Он может подвергать анализу информацию о настоящей реальности, сопоставлять, принимать решения, решая проблемы, которые одолевают его практически ежеминутно.
Таким образом, когнитивизм базируется на понимании индивида в качестве существа, мыслящего и анализирующего, поскольку пребывает в среде информации, которую надобно осознать, оценить и использовать.
Познавательные процессы – когниции, исследуются когнитивной психологией, которая ориентирована на математическую имитацию мыслительной деятельности и эксперимент. Проще говоря, она является ответвлением психологии, исследующей когнитивные процессы, а именно: репрезентации, память, внимание, мыслительные акты, воображение, умения принимать решения. Часть постулатов данного вида психологии являют собой базис современной психолингвистики. Заключения этой отрасли психологии широко применяются в иных разделах учения о душе (психологии образования, личности, социальной психологии).
Иначе говоря, когнитивная психология рознится от поведенческих концепция «стимул-реакция» отсутствием однолинейного направления детерминированности поведения. Она руководствуется учением о самоорганизации и саморегуляции изучаемых систем. Отсюда можно вывести другие методические доктрины когнитивизма, устремленные на сложно-структурные системные связи, возникающие в ходе акта познания.
Основной интерес рассматриваемого вида психологии сконцентрирован на мыслях. Поведенческие паттерны, эмоциональное реагирование, среда – все это является существенным, но характерной чертой когнитивной психологии считается именно фокусирование на суждениях клиента, его ожиданиях, установках, убеждениях, идеях, представлениях, образе мыслей – то бишь когнициях.
Часто люди расстраивают себя сами собственным иррациональным, неадаптивным мышлением порождают проблемы, которых в реальности могло не случиться. Либо даже при наличии объективных, неудачных обстоятельств, люди не в состоянии избавиться от ненужных дум, навязчивого характера, которые лишь осложняют процесс нахождения выхода из трудной ситуации. Поэтому неадекватный, неадаптивный, лишённый рациональности и сбалансированности когнитивный процесс мыслительной деятельности представляет собой мощнейший «генератор» стресса, который также препятствует успешной борьбе со стрессорами и дальнейшему преодолению негативных следствий таких состояний.
Помимо того наличие у индивида несколько противоречивых когниций (знаний, идей, суждений) нередко может породить когнитивный диссонанс.
Ниже приведены типичные причины, порождающие когнитивный диссонанс:
– логическая неадекватность между конкретным процессом или феноменом с суждениями о нём либо знаниями;
– несоответствие индивидуального разумения индивида позицией большинства субъектов, окружающих его;
– противоречие, возникающее между ранее полученным опытом и повторяющейся ситуацией;
– следование традиционно сложившемуся шаблону поведения или культурным обычаям вразрез собственному представлению о них.
Проще говоря, для простого обывателя, когнитивный диссонанс являет собой впервые появившееся или длящееся на протяжении определённого периода внутреннее противоречие, которое порождает негативные эмоции. Дабы ликвидировать неприятные ощущения индивид стремится сгладить внутреннюю конфронтацию посредством ниже приведённых стратегий:
– изменение поведенческого реагирования: индивид действует в соответствии с имеющейся когницией;
– отрицание ответственности: субъект за собственный проступок перекладывает ответственность на внешние факторы либо других людей;
– изменение когниции: индивид трансформирует собственные аттитюды (установки, представляющие собой сформировавшуюся оценку определенного объекта);
– переоценка когниции: индивид снижает внимание и приуменьшает значение диссонантным структурам;
– формирование новой когниции: субъект включает в процесс новый компонент, являющийся оправданием его поведения;
– поиск единомышленников: индивид стремится отыскать других людей, которые в аналогичных ситуациях поступают также.
В отдельных ситуациях люди стараются предотвратить зарождение диссонанса, провоцирующего внутренний дискомфорт, путём избегания любой информации, касающейся существующей проблемы, которая может вступить в противоречие с уже имеющимся суждением.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Когнитивизм это современное направление в психологии
В психологии часто встречается такое понятие, как «,когнитивизм»,.
Что же это такое? Что подразумевает этот термин?
Простыми словами о теории когнитивного диссонанса здесь.
Расшифровка термина
Когнитивизм &ndash, это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.
Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.
Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.
Понятие когниции
Основным понятием в когнитивизме выступает когниция, которая представляет собой сам познавательный процесс либо совокупность психических процессов, в которую входит восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д.
То есть такие процессы, которые связаны с обработкой информации в структурах мозга и ее последующей переработкой.
Что значит когнитивный?
Когнитивный &ndash, это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.
Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.
Несколько определений для примера
Что означает слово «,когнитивный»,?
Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.
В данном видео разбираются когнитивные стили:
Что представляет собой когнитивное поведение?
Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.
Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.
Когнитивный компонент &ndash, это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:
Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.
Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.
В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:
Когнитивное восприятие &ndash, это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.
Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.
Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией. К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.
Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.
Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.
Эмпатия &ndash, это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.
Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.
И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.
К самым сложным видам научения относят когнитивное.
Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.
К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.
Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.
Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.
Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.
Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.
Когнитивная составляющая обычно тесно связана с «,я»,-концепцией.
Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.
Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.
Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.
Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.
К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.
Нарушение когнитивных функций — что это такое? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что такое «,Я-Концепция»,? Клинический психолог пояснит в этом видео:
Когнитивная оценка является элементом эмоционального процесса, в который входит интерпретация происходящего события, а также собственного и чужого поведения на основе отношения к ценностям, интересам, потребностям.
В когнитивной теории эмоции отмечается, что когнитивная оценка определяет качество переживаемых эмоций и их силу.
Когнитивные особенности представляют собой специфические характеристики когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением.
Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры, обеспечивающие восприятие информации, ее хранение и упорядочивание. Они позволяют психике в дальнейшем воспроизводить устойчивые аспекты окружающей среды и в соответствии с этим оперативно реагировать на них.
Когнитивной ригидностью называют неспособность индивида изменить собственное восприятие окружающей среды и представления о ней при получении дополнительной, иногда противоречащей, информации и возникновении новых ситуационных требований.
Когнитивное познание занимается поиском методов и путей повышения эффективности, совершенствования мыслительной деятельности человека.
С его помощью становится возможным формирование многогранной, успешной, мыслящей личности. Таким образом, когнитивное познание представляет собой инструмент формирования познавательных способностей индивида.
К одной из черт здравого смысла относят когнитивные предубеждения. Индивиды часто рассуждают о чем-либо или принимают решения, которые пригодны в одних случаях, но вводят в заблуждение в других.
Они представляют собой пристрастия индивида, необъективные смещения в оценке, склонность к неоправданным выводам в результате недостаточности информации или нежелания принимать ее к сведению.
Таким образом, когнитивизм всесторонне рассматривает умственную деятельность человека, исследует мышление в различных изменчивых ситуациях. Данный термин тесно связан с познавательной деятельностью и ее эффективностью.
О том, как справляться с когнитивными предубеждениями, вы можете узнать из этого видео: