Что такое когнитивный стиль

Когнитивные стили

Что такое когнитивный стиль. Смотреть фото Что такое когнитивный стиль. Смотреть картинку Что такое когнитивный стиль. Картинка про Что такое когнитивный стиль. Фото Что такое когнитивный стиль

Особое место, как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке отводится исследованию познавательных, а если быть точнее, когнитивных стилей деятельности, изучать которые учёные начали в 60-х годах XX века. Но знать о них важно и нужно не только специалисту, но и обычному человеку, ведь благодаря этому можно повысить свою личную эффективность и добиться больших успехов практически в любой области жизнедеятельности.

Что такое когнитивный стиль?

Когнитивный стиль является совокупностью относительно устойчивых процессуальных особенностей познавательной деятельности, характеризующихся уникальностью способов получения и интерпретации информации, а также способов воспроизведения информации и методов контроля.

Когнитивные стили служат отражением типичных особенностей интеллектуальной деятельности, и понимаются как такие формы интеллектуально активности, которые качественно отличаются от традиционно описываемых особенностей познавательных процессов.

В психологической литературе можно найти свыше десятка всевозможных когнитивных стилей, однако мы рассмотрим несколько наиболее распространённых.

Полезависимость и поленезависимость

Первое появление этих стилей в области науки датируется 1954 годом, и связано с именем американского психолога Г. Уиткина, изучавшего соотношения проприорецептивных и зрительных ориентиров в перцептивной деятельности.

Эксперименты, проведённые Уиткином, показали, что часть людей воспринимает поступающие данные посредством зрительных впечатлений, а часть – посредством проприорецпетивных, т.е. основанных на положении тела. Первую тенденцию назвали полезависимостью, а вторую – поленезависимостью.

Впоследствии поленезависимость стали рассматривать в качестве навыка преодоления видимого поля, его структурирования и вычленения в нём отдельных элементов. А в полезависимости все элементы видимого поля связаны между собой, причём детали отделить от пространственного фона практически невозможно. Так, если человек может быстро и правильно обнаруживать фигуры среди других, значит, он является поленезависимым, а если обнаруживает их медленно и с трудом, то – полезависимым.

По мере изучения, навык успешного выделения отдельных деталей из их многообразия стали связывать с некоторыми интеллектуальными, главным образом, невербальными способностями. Основываясь на этом, учёные пришли к выводу, что существует более общая особенность когнитивного стиля, которую назвали «способностью преодоления организованного контекста». Исходя из того, насколько она выражена, начали разделять два подхода к полю – активный (аналитический) и пассивный (глобальный).

Отсюда следует вывод, что полезависимость и поленезависимость отражают специфику выполнения задач перцептивного характера. Для полезависимости характерно то, что ориентиром для человека служат внешние источники информации, и, следовательно, он наиболее подвержен влиянию контекста в процессе выполнения перцептивных задач, что сопряжено с рядом трудностей. А в случае с поленезависимостью, человек ориентирован на внутренние источники данных, по причине чего менее подвергается воздействию контекста и выполняет перцептивные задачи с большей лёгкостью.

Рефлексивность и импульсивность

Данные когнитивные стили в 1976 году выделил другой психолог – Н. Коган, в процессе исследования интеллектуальной деятельности человека в ситуациях принятия решения, для которых характерны условия неопределённости, и где для выбора нужно рассмотреть несколько альтернатив.

Импульсивный человек всегда быстро реагирует на проблемные ситуации, а также находит и принимает способы решения без тщательной оценки. Рефлексивный человек, наоборот, реагирует несколько замедленно, а решения принимает только после тщательной оценки и рассмотрения всех плюсов и минусов. Кроме того, рефлексивные люди склонны применять более эффективные способы решения задач и успешнее реализуют освоенные стратегии деятельности применительно к новым ситуациям.

Ригидность и гибкость

Эти когнитивные стили связаны с тем, легко или трудно человеку менять виды деятельности и переключаться с одной информационной базы на другую. Если переключаться человеку трудно, то его познавательный контроль будет негибок и узок.

Понятие «ригидность» было введено психологом Р. Кэттеллом в 1935 году с целью обозначения постоянного повторения одних и тех же движений, образов и мыслей во время переключения с одной формы деятельности на другую.

Кэттелл выявил существенные различия в том, как данный феномен проявляется на практике. А определить принадлежность человека к ригидному или гибкому когнитивному стилю можно посредством словесно-цветового теста Струпа, когда тестируемому нужно называть цвета, которыми написаны слова, данные цвета обозначающие, но при этом цвет, которым написано слово, и цвет, который оно обозначает, отличаются друг от друга.

Узость и широта

Здесь подразумевается узость и широта диапазона эквивалентности. Такие когнитивные стили характеризуют индивидуальные особенности в масштабе, используемом человеком при оценивании различий и сходств объектов.

Одни люди при произвольной классификации могут разделять объекты на множество групп с небольшим объёмом объектов (это узкий диапазон), а другие – на меньшее количество групп с большим объёмом объектов (это широкий диапазон).

Основой этих различий является, главным образом, уровень «чувствительности» к установленным различиям и ориентированность на установление различий разных типов. Человек с узким диапазоном эквивалентности опирается на физические свойства объектов, а человек с широким диапазоном – на скрытые дополнительные свойства. Некоторые отечественные специалисты характеризуют первый стиль как аналитический, а второй – как синтетический. Также установлена связь аналитического и синтетического когнитивных стилей с особенностями личности.

Уровень толерантности к нереалистическому опыту

Под толерантностью подразумевается терпимость к чему-либо. В качестве стилевой характеристики здесь она характеризует возможность человека принимать впечатления, которые не соответствуют или даже противопоставляются имеющимся у него представлениям.

Нетолерантные люди склонны сопротивляться такому опыту, т.к. оно расходится с их знанием о том, каким «должен быть» порядок вещей, а толерантные люди, напротив, открыты этому опыту. Главным показателем толерантности можно назвать продолжительность периода, во время которого человек воспринимает какое-либо явление.

По большому счёту, речь здесь идёт о навыке принятия информации, которая не соответствует имеющимся у человека установкам, и восприятия внешнего воздействия таким, каким оно является в действительности.

Когнитивная простота и когнитивная сложность

С точки зрения теории, основой когнитивной простоты и когнитивной сложности можно назвать теорию личностных конструктов Д. Келли. Преобладание кого-либо стиля можно определить посредством измерения простоты или сложности комплекса личностных конструкций в процессе толкования, прогнозирования и анализа окружающей реальности, основывающихся на организованном конкретным образом субъективном опыте.

Под конструктами здесь следует понимать двухполюсную субъективно-измерительную шкалу, которая играет роль способа установления сходств или различий в процессе восприятия. Диагностируются данные стили при помощи разработанного Д. Келли метода репертуарных решёток.

Помимо рассмотренных выше когнитивных стилей, которые можно считать основными, можно выделить также и некоторые другие, например, образно-действенный стиль интерпретации информации, обусловленный ведущей ролью правого полушария головного мозга; вербально-логический стиль интерпретации информации, в котором ведущая роль отводится левому полушарию, и некоторые другие. Для диагностирования каждого из стилей специалистами применяются всевозможные тестовые методики.

ВАШ КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ: Несмотря на то, что, как и было сказано, для установления ведущего когнитивного стиля человека используется масса различных методик, есть особые тестовые материалы, позволяющие с максимальной точностью определить, к какому когнитивному стилю относится тот или иной человек. Сегодня вы и сами можете проверить, как работают такие материалы, и заодно установить свой собственный когнитивный стиль. Именно этим мы и предлагаем вам заняться – приглашаем вас пройти наш курс по самопознанию (найти его вы сможете здесь), и узнать много нового не только о нюансах своего восприятия, но и о других особенностях вашей личности.

Источник

Когнитивный стиль: как разные люди воспринимают информацию?

У каждого человека свои уникальные и индивидуальные познавательные процессы. Все по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. В сегодняшней статье мы ознакомимся с таким понятием, как когнитивный стиль, рассмотрим его разновидности, а также попробуем определить, какие из них присущи каждому конкретному человеку. Это позволит не только узнать что-то новое о себе и своем ребёнке, но и сделать обучение более лёгким и продуктивным.

Что такое когнитивный стиль?

Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своём окружении в виде индивидуальных различий восприятии, анализа, структурирования, категоризации, оценивания происходящего.

В свою очередь, эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга (Clauss,1978). Таким образом, понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах обработки информации, и с другой — типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Прежде всего, остановимся на описании тех когнитивных стилей, которые выделила и описала психолог Марина Александровна Холодная: К их числу относятся:

Полезависимость/поленезависимость

У каждого человека присутствует своё, индивидуальное сочетание этих стилей, обуславливающих его мыслительную деятельность и ее результаты.

С помощью теста включённых фигур измеряется такой параметр, как полезависимость-поленезависимость (ПЗ — ПНЗ). Наиболее общим основанием индивидуальных различий в познавательной деятельности, устанавливаемых с помощью «ПЗ — ПНЗ», является степень свободы от внешних референтов, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.

Личностные различия полезависимых и поленезависимых людей появляются многогранно. С одной стороны, поленезависимые люди более успешны в интеллектуальной деятельности. С другой — полезависимые обычно более общительны, расположены к социальным контактам. Поленезависимые, как правило, выбирают сферу деятельности, требующую высокой самостоятельности в средствах достижения поставленной цели.

Полезависимые обычно выбирают такой род занятий, в котором средства деятельности заранее заданы, оговорены, предпочитают коллективное выполнение задачи.

Наиболее чёткие различия между полезависимыми и поленезависимыми проявляются в особенностях восприятия. Полезависимые в большей мере подвержены разного рода иллюзиям восприятия. Для поленезависимых воспринимаемая «картинка» значительно более структурирована, чем для полезависимых. Это проявляется в том, что для первых воспринимаемый объект, качества объекта воспринимаются самостоятельно, отдельно от других объектов, качеств этих объектов, воспринимаемых одновременно с этим объектом. Иначе говоря, восприятие поленезависимых — аналитично, восприятие полезависимых — синтетично.

Узкий или широкий диапазон эквивалентности

Преобладание узкого диапазона (аналитичность) говорит о том, что человек склонен искать различия в воспринимаемых объектах. Такие люди легко справляются с заданиями, требующими обращать внимание на много различных аспектов. При этом лучше не давать им для запоминания большое количество информации сразу – нужно разбивать её на части.

Широкий диапазон (синтетичность) ориентирует человека на поиск общего между объектами. Люди с преобладанием данного типа когнитивного стиля могут воспринимать и запоминать большой объём информации сразу. Но лучше не давать им для решения несколько разноплановых задач одновременно.

Как определить? Для этого можно использовать классификацию: попросить испытуемого разделить определённое количество понятий произвольно по группам. Чем больше групп будет в итоге, тем уже диапазон эквивалентности.

Широта категории

Данный когнитивный стиль в определённой мере близок по смыслу когнитивному стилю «узкий/широкий диапазон эквивалентности», хотя это далеко не тождественные стилевые проявления. Диапазон эквивалентности характеризует степень субъективной дифференциации различных обьектов на основе множества понятийных категорий («большие», «имеющие неправильную форму», «красного цвета» и т. д. ).

Широта категории отражает степень субъективной дифференциации одной единственной категорий (различные вариации значения категории «большой», степень разграничения различных оттенков красного цвета и. т. д). Таким образом, узкие категоризаторы склонны специфицировать свои впечатления и ограничивать область применения определённой категории, тогда как широкие категоризаторы, напротив, склонны подводить под одну категорию большое число подтверждающих её примеров.

Как определить? Предъявляется 24 основных слова (существительные, глаголы или прилагательные) с различными синонимами. Испытуемый должен выбрать из них те, которые, по его мнению, похожи на основное слово, являются его синонимами. Показатель широты категории: общее число выбранных синонимов (чем меньше это число, тем уже предпочитаемая субъектом ширина категории).

Ригидный или гибкий познавательный контроль

Люди с ригидным контролем труднее переключаются с одного способа переработки информации на другой, например, с восприятия слов на восприятие изображений. Такие люди нуждаются в предварительной подготовке к смене деятельности, перерыву между различными типами работ.

Люди, обладающие гибким познавательным контролем, легко переходят с одного типа восприятия и переработки на другой. Таким людям можно одновременно давать информацию, представленную в различных формах, например, текстовую и графическую (презентации). Они не нуждаются в паузах между видами деятельности.

Как определить? Определить гибкость/ригидность можно с помощью цветовых карточек, на которых написано название цвета. Однако цвет карточки и написанный на ней цвет должны различаться (тест Струпа). Задание: прочитать названия, не обращая внимания на цвет самой карточки. При выполнении этого задания люди с гибкостью контроля делают меньшее количество ошибок.

Толерантность к нереалистическому опыту

Люди, обладающие низкой толерантностью, в двусмысленных или неопределенных ситуациях с трудом могут принять информацию или опыт, противоречащий имеющимся у них знаниям. В обучении таким людям важно развивать креативность, которая поможет рассматривать трудную ситуацию с разных ракурсов. Зато им легко выполнять задачи по данному шаблону. Узнайте, как развить творческое мышление.

Высокая толерантность будет способствовать тому, что самые неоднозначные ситуации будут с успехом решаться благодаря готовности посмотреть на них с другой стороны. Люди с таким когнитивным стилем креативны и легко находят новые решения, но с трудом могут следовать одному заданному алгоритму при решении задач.

Как определить? Любые задания на креативность помогут определить степень толерантности: чем больше нестандартных ответов, тем она выше.

Фокусирующий или сканирующий контроль

Данный когнитивный стиль касается внимания. Люди со сканирующим контролем распределяют своё внимание равномерно по всем предъявляемым объектам. Такие люди могут воспринимать большое количество информации сразу, но им трудно сосредоточиться на чем-то одном при наличии нескольких объектов. Если требуется детальное изучение, то им необходимо предъявлять материал ограниченно.

Фокусирующий контроль, напротив, способствует тому, что человек может сосредоточиться на одном объекте и детально его изучить, но восприятие нескольких объектов одновременно будет вызывать трудности. Школьникам с данным типом контроля лучше предъявлять материал постепенно, малыми количествами.

Как определить? Проверить это довольно просто: достаточно попросить ребёнка назвать цвет, размер и т.д. геометрической фигуры (или другого объекта), которая показывается в условиях отвлекающих факторов. Например, на фоне узорчатой ткани.

Сглаживание или заострение

Сглаживание проявляется в том, что запоминаемая человеком информация лишена большого количества деталей, она как бы упрощается. Для детального запоминания таким людям рекомендуется давать информацию малыми порциями и на более длительное время. Это поможет нюансам лучше отложиться в памяти.

Люди, склонные к заострению, способны запомнить информацию очень чётко и во всех подробностях. Таким школьникам довольно легко даётся сохранение в памяти большого количества объектов в деталях. Если подобное запоминание не требуется, то нужно просто ограничить время предъявления информации.

Как определить? Понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля склоняется человек, поможет пересказ отрывка художественного текста. Детальность и красочность будут свидетельствовать о заострении.

Импульсивность или рефлективность

Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора способен определиться моментально. Ученикам с данной характеристикой легко дается решение ситуаций, в которых необходимо дать быстрый ответ, но при этом они нередко делают ошибки. Таких школьников нужно призывать подумать еще, не спрашивать их сразу же, даже если они готовы ответить. Домашнее задание потребует дополнительных проверок.

Склонные к рефлективности сначала про себя выдвигают различные гипотезы и проверяют их, и только потом дают ответ. Школьникам с данным когнитивным стилем нужно давать больше времени на принятие решения, не требовать моментального ответа. Зато ошибки они делают намного реже.

Как определить? Последовательность картинок. Испытуемому последовательно предъявляются 60 картинок. Заострение проявляется в том, что испытуемый достаточно быстро замечает исчезновение деталей на картинках, сглаживание – в запоздалом осознании наличия изменений на последовательно предъявляемых картинках либо их игнорировании. Отмечается, что для «сглаживателей» характерны такие личностные черты, как пассивность, консерватизм, отсутствие чувства соперничества.

Конкретная/ абстрактная концептуализация

О. Харви, Д. Хант и Г. Шродер проанализировали индивидуальные особенности понятийной сферы, связанные с различиями в степени ее конкретности/абстрактности. В основе конкретности/абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий.

Для «конкретных» индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к чёрно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределённости, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д.

Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д. (Harvey, Hunt, Schroder, 1961).

Как определить? «Я верю, что…» (Harvey, 1966; 1970). Испытуемому предлагается проинтерпретировать тот или иной аспект собственного поведения или ситуации (например, «Я верю, что моя мать…», «Я верю, что правила…» и т. д.). Показатель меры концептуализации: одна общая качественная оценка всех ответов по критерию их отнесения к одному из четырёх структурных уровней организации понятийной системы.

Когнитивная простота или сложность

Полюс когнитивной простоты будет обуславливать такое понимание и интерпретацию получаемых данных, при которых учитывается малое количество различных критериев. Например, вынося суждение о ком-то, человек с такой характеристикой будет обращать внимание на внешние данные и уже известные сведения, не уходя в глубокий анализ. Таким ученикам хорошо даются задачи с чётко определенным количеством переменных и ясными условиями. Математику они любят больше, чем литературу и другие дисциплины, где требуется учитывать явления, не видные на первый взгляд. Детям, склонным к когнитивной простоте, стоит дополнительно разъяснять трудный материал, помогать им в улавливании скрытых связей.

Люди, приверженные к когнитивной сложности, воспринимают объект или информацию во всей полноте и учитывают все возможные связи, вынося суждение. Школьники с этим когнитивным стилем хорошо справляются с задачами, требующими глубинного анализа и выявления скрытых факторов. Однако они часто склонны к фантазированию и могут приписывать чему-либо характеристики, которыми данный объект не обладает. Иногда их нужно останавливать, прося сосредоточиться на конкретных аспектах (если этого требует задача).

Как определить? Отлично понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля принадлежит человек, помогают задания на анализ. Например, анализ стихотворения известного автора. Чем полнее, глубже и красочнее он будет, тем выше когнитивная сложность.

Все рассмотренные когнитивные стили в том или ином своем полюсе присущи каждому человеку. Однако не у всех людей они доходят до крайних значений и могут находиться в усреднённом положении. Например, человеку присущи и сглаживание, и заострение, проявление которых зависит от ситуации. В этом случае возможно развить стиль в том или ином направлении.

Спасибо, что прочитали эту статью. А какой когнитивный стиль присущ вам? Поделитесь с нами в комментариях.

Источник

Особенности восприятия информации. Что такое когнитивный стиль?

Когнитивный стиль относится к индивидуальным особенностям мышления человека. Люди воспринимают информацию по-разному. И когнитивный стиль рассказывает о способах восприятия и обработки информации об окружающей действительности в её разных проявлениях: анализе, структурировании, оценке, категоризации.

Что такое когнитивный стиль. Смотреть фото Что такое когнитивный стиль. Смотреть картинку Что такое когнитивный стиль. Картинка про Что такое когнитивный стиль. Фото Что такое когнитивный стиль
Когнитивные стили служат для целей очередной типизации людей по сходствам и различиям в когнитивной сфере. В психологии существуют 10-15 когнитивных стилей, выделенных психологами в процессе изучения вопроса, почему люди по-разному воспринимают информацию. Стоит отметить, что когнитивные стили присущи человеку не в чистом виде, а в их сочетаниях. Рассмотрим когнитивные стили, которые выделила психолог-исследователь М.А. Холодная.

Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)

Определяет референцию человека – внутреннюю или внешнюю. Внутренняя референция отличается аналитичностью, критичностью, принятием решения, исходя из накопленного опыта и знаний. При конфликте внешних ориентиров с внутренними установками, вторые приоритетны. Внешняя референция – опора на внешние ориентиры, мнения других людей, которые синтезируются и обрабатываются.

Люди с внутренней референцией выбирают деятельность с возможностями высокого уровня самостоятельности в выборе средств достижения цели. Люди с внешней референцией предпочитают работать в команде, при заранее заданных средствах деятельности.

Узость или широта диапазона эквивалентности

Узость в данном контексте – склонность к аналитике, поиску различий. При этом информация лучше всего усваивается небольшими частями. Широта – синтетичность, нахождение общего. Объем критического значения не имеет, но тематика должна быть одна, несколько разных тем при большом объёме не сработает.

Широта категории

Этот когнитивный стиль характеризует восприятие шкалы параметров одного конкретного признака, категории, сужение её или расширение.

Узкие категоризаторы склонны к спецификации своих впечатлений и ограничению области применения определенной категории. Широкие категоризаторы подводят под одну категорию большое количество подтверждающих её примеров.

Гибкость или ригидность познавательного контроля

Этот когнитивный стиль характеризует способность к восприятию информации, передаваемой разными способами, необходимость в паузах и предварительной подготовке при смене способа подачи информации.

Люди с ригидным контролем сложно переключаются на разные способы обработки информации, им нужно предварительно подготовиться к смене деятельности. Люди с гибким познавательным контролем легко используют разные способы обработки информации одновременно, могут работать сразу с текстовой, графической и другой информацией.

Восприимчивость к нереалистическому опыту

Низкая восприимчивость к неопределённым и двусмысленным ситуациям говорит о недостаточности креативности и творческого мышления. С другой стороны, выполнение шаблонных и рутинных задач не представляет никакой сложности.

Высокая восприимчивость представляет возможности разрешения ситуаций с позиции оригинальной точки зрения. Развитое творческое мышление помогает находить новые подходы к решениям, но рутинно-алгоритмизированные задачи вызывают скуку и раздражение.

Сканирующий или фокусирующий контроль

Этот когнитивный стиль описывает способность направлять и распределять внимание на предъявляемых объектах. При фокусирующем контроле происходит концентрация внимания на детальном изучении одного объекта. При сканирующем внимание равномерно распределяется между несколькими объектами.

Заострение или сглаживание

Этот стиль описывает методы запоминания информации. При сглаживании для детального запоминания лучше давать информацию малыми порциями и на более длительное время. При заострении информация сохраняется в большом объёме, четко и в подробностях.

Рефлективность или импульсивность

В этом случае описывается свойство быстро принимать решения, делать моментальный выбор, однако не безошибочный. Рефлективность показывает свойство определять гипотезы, проверять их и только потом отвечать. Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора определяется моментально.

Абстрактная или конкретная концептуализация

Абстрактная концептуализация характеризуется ориентацией на внутренний опыт, развитое творческое мышление, ограничение стереотипов, склонность к независимости, гибкость. Конкретная концептуализация показывает склонность к стереотипизации, зависимости от мнения авторитетов, невозможность воспринимать гипотетичность вариантов, черно-белое мышление.

Когнитивная сложность или простота

Шкала когнитивной простоты или сложности показывает количество критериев, принятых к интерпретации данных для вынесения суждения и понимания наличия скрытых связей. Чем более полная информация воспринимается и учитывается, чем более полные связи находятся, тем более выражена сложность или простота мышления.

Рассмотренные когнитивные стили позволяют понять, как человек воспринимает информацию. Все они в той или иной степени свойственны любому человеку. И при необходимости тот или ной полис любого когнитивного стиля можно развить. Для этого необходимо регулярно тренировать мозг. Тренажеры Викиум эффективно развивают когнитивную сферу, способствуют улучшению работы мозга и всех его функций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *