Что такое кобыз музыкальный инструмент

Кобыз

Содержание

Описание

Кобыз имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 600-730 мм.

Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов.

Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

История

В XX веке благодаря исследованиям таких европейских учёных, как Вернера Бахмана, Слави Дончева и др., было доказано, что кобыз — самый древний в мире смычковый струнный инструмент. Он был создан тюркскими племенами в незапамятные времена. На запад его понесли тюрки-огузы и другие народы, которые меняли его форму и назначение соответственно своим представлениям о музыке, художественно-эстетическим традициям и имеющимся природным материалам. Но казахский кобыз сохранил самые древние черты. Его изогнутая форма сохранила связь с охотничьим или военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было, по мнению болгарского учёного Слави Дончева, прообразом игры на смычковых инструментах. При этом лук был моделью как смычка, так и корпуса инструмента.

Кобыз является прародителем многих смычковых инструментов. Его наследники — фидель, ребек (от арабского ребаб), пошет, который получил своё название от того, что его могли носить в кармане (от фр. Pochette – карман). Фидель и ребек, в свою очередь, являются европейскими предками скрипки. Всевозможные их модификации к концу XV века породили виолу, которая также отличалась огромным разнообразием форм и размеров. Как и на ребеке, на ней играли в вертикальном положении, дугообразный смычок держали по-прежнему ладонью вверх, но форма виолы, приближенная к формам гитары, уже напоминала маленький контрабас. Её изображение часто встречается на картинах художников эпохи Возрождения. В скрипке соединились форма виолы, размеры фиделя и ребека и резкий звук пошета. Начиная с XVII века скрипка стала соперничать с виолой. И в конечном итоге в XVIII веке, когда в городах Европы у молодой буржуазии стали популярны концерты в больших залах, скрипка полностью и бесповоротно вытеснила из европейской культуры салонную виолу.

Высказывания о кобызе

Евгений Брусиловский: Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: «Нак! Нак!», и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья — Жер уюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом.

Легенда о создании кобыза

По легенде кобыз создал Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей. «Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркыт, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. М. Ауэзов. Мысли разных лет. – Алма-Ата, 1961».

Источник

Тайны самого загадочного инструмента

В музыкальной культуре Казахстана особое, священное место занимает кобыз.

Услышав его однажды, уже нельзя забыть. Древнейший инструмент способен передавать звуки ветра, шелест листвы, голоса птиц и животных, может изобразить и современную акустику городов, но главным будет оставаться не это — за мелодией всегда спрятаны чувства и переживания человека, его душа. Не каждому дано освоить игру на кобызе, понять его структуру и живой организм, тем ценнее звучание инструмента в руках особенных исполнителей и композиторов.

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Об истории этого древнего инструмента, его преобразованиях, усовершенствованиях, современном использовании мы беседуем с Шолпан Задановной Рауандиной, профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, деятелем культуры РК, посвятившим большую часть своей жизни изучению, преподаванию и популяризации этого магического инструмента.

Душа и тело инструмента

— Инструмент делается из цельного дерева, на нижней деке натягивается кожа, шейка кобыза без грифа. У древней формы инструмента две струны из нескрученных волос коня. Украшали кобыз металлическими подвесками, колокольчиками, пластинами, а внутри устанавливали зеркало, в отражающую силу плохой энергии которого верили баксы (шаманы-целители) и жырау (народные певцы), исполнявшие на этом инструменте героические эпосы и эпические сказания, — поясняет Шолпан Задановна.

Тенгрианскую философию дуальности мира отражает сдвоенная чашечка резонатора, символизирующая рассвет и закат, день и тьму, а в двух струнах — верх и низ мироздания.

То, что кобыз изготавливали из цельного куска дерева, объясняется не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений ранее и передачей традиций ныне: по древним верованиям кочевников именно в цельном куске сохраняется живая и поющая душа дерева, отзывающаяся на струны инструмента. А густые нескрученные конские волосы в натянутой струне дают густой, богатый обертонами тембр.

— Звуки кобыза обладают магической силой и имеют оригинальный мягкий тембр «Коныр», который обьединен со звуковой системой тюркоязычных народов. Кобыз был священным инструментом, воплощающим духовный мир, космос кочевника. Это еще и инструмент-оркестр, так как в его строении наблюдается соединение нескольких свойств других музыкальных инструментов. По своему звукоизвлечению и общей конструкции он схож со всеми струнными смычковыми, по близости тембра и использованию обертонов — с духовым инструментом сыбызгы, по своим ударным свойствам за счет присутствия мембраны — с ударными, а по свойствам самозвучащих инструментов (металлические подвески, кольца колокольчиков) — с казахскими инструментами асытаяк и конырау.

Принято считать, что создателем кобыза был мудрец и кюйши Коркыт-ата. Он первым написал и мелодии для инструмента, чудом сохранившиеся до наших дней.

А если говорить об общетюркских корнях инструмента, то термин «кобыз» можно встретить в различных фонетических вариантах (кобус, кобза, кубыз, кубас, купас, кумуз, хомуз, комыз, хомыс, ковыж). Применялся он как общее название: к струнной группе — кобыз (каз.), серме купас (чув.); к щипковой группе — комуз (кирг.), кумуз (даг.), хомыс (дагест.); к язычковой группе (тип варгана) — ковыж (марийск.), темир комуз (кирг.), темир комыс (алт., тув.), темир хомыс (хак.), хомус (якут.), кубыз (баш., тат.). Таким образом, термин «кобыз» обозначает музыкальный инструмент вообще, и к такому мнению пришли ученые Б. Сарыбаев, Н. Финдейзен, В. Виноградов.

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Модернизация инструмента

Кобыз, или, если правильно говорить, древний кыл-кобыз претерпевал несколько усовершенствований, и таким образом, кобыз-прима, рожденный в недрах оркестра казахских народных инструментов, прошел долгий путь своей модернизации. Это было вызвано необходимостью повышения уровня оркестрового и сольного исполнительства. Новый инструмент дал возможность исполнителю расширять репертуар, точно воспроизводить звуковую высоту.

— История создания казахского музыкального инструмента кобыза-прима связана с организацией в 1934 году оркестра народных инструментов при Казахском центральном исполнительном комитете. Его основателем, художественным руководителем и первым дирижером стал будущий академик, народный артист Казахской ССР Ахмет Жубанов, — объясняет профессор Шолпан Рауандина. — Рождение оркестра явилось историческим событием в культуре казахского народа, так как переход от вековых традиций сольного исполнительства к многоголосному оркестровому звучанию, исполнение произведений в нотной записи и выход на большую сцену повлекли за собой усовершенствование казахских народных музыкальных инструментов.

Введение в оркестр модернизированных видов инструментов, включая кобыз, проводилось по модели известного русского оркестра народных инструментов имени В. Андреева, реконструкцией и изготовлением которого занимались музыкальные мастера Э. Романенко и К. Касымов под руководством А. Жубанова. При этом усовершенствование оркестровых кобызов разрабатывалось на основе традиционного двухструнного кыл-кобыза.

— В результате первого этапа реконструкции инструментов в оркестре появились кобызовые подвиды: кобыз-прима, альт-кобыз, бас-кобыз, контрабас-кобыз. В частности, в конструкции кобыз-примы сохранились, как у кылкобыза, долбленый ковшеобразный корпус и изогнутая удлиненная шейка. В отличие от своего прародителя он стал трехструнным: две струны (соль малой октавы и ре первой октавы) — жильные, а третья — металлическая (ля первой октавы). Жильные струны придавали тембру инструмента мягкость и певучесть человеческого голоса, а появление металлической струны, с одной стороны, расширило его диапазон, позволило исполнять сложные произведения в составе оркестра, с другой — усовершенствованный кобыз-прима потерял самостоятельность и мог солировать только в сопровождении оркестра и фортепиано. В то же время этот недостаток компенсировался жильными струнами, которые придают звуку кобыза необыкновенно мягкое звучание, новый тембровый колорит, благодаря чему он стал пользоваться неизменным успехом у слушателей не только народной, но и современной музыки.

Первыми исполнителями на трехструнном кобыз-приме были талантливые музыканты, народные артисты Казахской ССР Гульнафиз Баязитова и Фатима Балгаева. К слову, диск с записью исполнения самых знаменитых кюев известной казахстанской кобызисткой, музыкальным педагогом Фатимой Балгаевой был издан под редакцией Ш.З. Рауандиной.

А второй этап реконструкции кобыза пришелся на 1950-1958-е годы, когда по инициативе главного дирижера и художественного руководителя первого национального оркестра имени Курмангазы Ш. Кажгалиева музыкальным мастером К. Касымовым и мастерами русского оркестра К. Дубовым и С. Федотовым при участии А. Лачинова был разработан комплект музыкальных инструментов, модернизация которых решила ряд исполнительских задач. Жубанов отметил, что «звучание оркестра стало колоритным, богатым по тембру и динамике».

— Таким образом, в результате второго этапа реконструкции было осуществлено рождение оркестрового четырехструнного инструмента, принявшего ковшеобразную форму, с кожей на верхней деке. Флажелетно-ногтевой способ игры. Отличие его от прародителя заключалось в наличии металлических четырех струн, настроенных по квинтам и укороченной шейке инструмента. Два главных отличительных фактора придали ему новое звучание, необходимое для оркестрового исполнительства. Причем добавление четвертой струны значительно расширило диапазон и строй (соль малой октавы, ре и ля первой октавы, ми второй октавы), а укороченная шейка инструмента способствовала повышению технических возможностей исполнения сложных оркестровых партий. У четырехструнного кобыза-примы были свои известные исполнители, среди которых заслуженная артистка Казахской ССР М. Каленбаева, солистка национального оркестра имени Курмангазы, в исполнении которой прекрасно звучали многие оригинальные сочинения.

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Кобыз все чувствует

Но и на этом этапе реконструкция кобыза не остановилась, и сегодня на сцене и в учебных заведениях музыканты держат в руках все более усовершенствованные модели инструмента. Они всегда изготовлены мастерами, потому что кобыз — это не фабричный инструмент: его душу надо чувствовать, а также знать и понимать, кто будет извлекать из него правильные звуки.

Кстати, именно своими волшебными свойствами чувствовать человека, пространство и время наделен именно этот инструмент. Музыканты признаются, что кобыз любит не всех людей и не все страны мира. Дерево и кожа реагируют на любые перепады температур, а, по мнению этно-дизайнера из Шымкента Кендебая Карабдалова, кобыз вовсе не зазвучит, если близко к нему будет находиться человек с отрицательной энергетикой, зато мягко запоет для доброго путника.

Источник

Кобыз (кыл-кобыз)

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Казахские шаманы с древних времен умели играть на удивительном струнном смычковом инструменте, звуки которого помогали им общаться с духами предков. Простой народ верил, что кобыз священен, в руках шаманов он обретает особую силу, его музыка способна воздействовать на судьбу человека, изгонять злых духов, исцелять от болезней и даже продлевать жизнь.

Устройство инструмента

Еще в древности казахи научились изготавливать кобыз из цельного куска дерева. Они выдалбливали в куске клена, сосны или березы полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.

Верхней доски инструмент не имел. Чтобы играть на нем, применялся смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти – нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 сантиметров.

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

За прошедшие столетия национальный музыкальный инструмент почти не изменился. Его также изготавливают из куска дерева, считая, что только цельные фрагменты могут сохранить душу, способную петь, как вольный ветер, завывать подобно волку или звенеть, как запущенная стрела.

В середине прошлого столетия к двум уже имеющимся добавились еще две струны. Это позволило исполнителям расширить диапазон звучания, воспроизводить на инструменте не только примитивные этнические мелодии, но и сложные произведения русских и европейских композиторов.

История

Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший в X веке. Жители Казахстана бережно хранят, передают из уст в уста легенды об этом народном композиторе. Инструмент с древности считается атрибутом носителей тенгрианской религии – баксов.

Шаманы считали его посредником между миром людей и богами. Они привязывали к головке инструмента металлические, каменные подвески, перья совы, внутрь корпуса устанавливали зеркало. Проводя свои загадочные ритуалы в полутемной юрте, они выкрикивали заклинания, заставляя простых людей подчиняться «высшей» воле.

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Степные кочевники использовали кобыз, чтобы развеять печаль в долгом пути. Искусство игры на инструменте передавалось от отцов к сыновьям. В начале XX века начались гонения на шаманов, как следствие, прервались традиции игры на инструменте. Кобыз чуть не утратил свое национальное и историческое значение.

Вернуть народный инструмент и даже вывести его на большую сцену удалось казахскому композитору Жаппасу Каламбаеву и преподавателю Алма-Атинской консерватории Даулету Мыктыбаеву.

Легенда о создании кобыза

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Использование кобыза

В разных странах мира есть похожий на казахский инструмент. В Монголии это морин-хуур, в индии – таус, в Пакистане – саранги. Русский аналог – скрипка, виолончель. В Казахстане традиции игры на кобызе связаны не только с этническими ритуалами. Его использовали кочевники и жырау – советники ханов, воспевавшие их подвиги. Сегодня он входит в состав ансамблей и оркестров народных инструментов, звучит сольно, воспроизводя традиционные национальные кюи. Казахские музыканты используют кобыз в рок-композициях, в поп-музыке и в народном эпосе.

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Известные исполнители

Самые известные кобызисты:

В Казахстане популярна Ляйли Тажибаева – известная кобызистка, фронт-вумен группы Layla-Qobyz. Коллектив исполняет оригинальные рок-баллады, в которых особый колорит придает звучание кобыза.

Источник

Если есть душа, то она, наверняка, звучит как кобыз

Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть фото Что такое кобыз музыкальный инструмент. Смотреть картинку Что такое кобыз музыкальный инструмент. Картинка про Что такое кобыз музыкальный инструмент. Фото Что такое кобыз музыкальный инструмент

Звук этого инструмента монголы в своей поэзии сравнивают с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. Морин-хуур имеет четырехугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабженной фигурными резонаторными отверстиями. Безладовый гриф традиционно увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которую крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента составляет 100-110 сантиметров.

Морин-хуур, как и кобыз, имеет две струны из конского волоса. «Мужская» струна, изготавливается из 130 волосков из хвоста жеребца, а «женская» из 105 волосков кобыльего хвоста. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

На морин-хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф почти вертикально вверх. В основном на нем играют мужчины, используя как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особую роль морин-хууру отводят при исполнении уртын дуу (лирическое песнопение, исполняемое фальцетом в чрезвычайно широком голосовом диапазоне) и эпических сказаний.

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

С севера переносимся в Африку. Здесь тоже великое множество инструментов, подобных кобызу. Одним из них является малийская ньярка. Это маленькая скрипка длиной всего 30 сантиметров, резонатором ей служит высохшая тыква величиной с кулак. Ньярка имеет всего одну жильную струну. В тыкве делают отверстия и нанизывают ее на гриф. Смычок также максимально прост по устройству и представляет собой маленький лук с натянутым волосом животного. Этот инструмент стал известен миру благодаря легенде малийской музыке Али Фарка Туре.

Народные певцы шаиры аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм. Разновидности ребаба под разными названиями встречаются у народов Индии, Малайского архипелага, Египта, северо-западной Африки, а также Средней Азии. В более общем значении слово «ребаб» употребляется как собирательное название смычковых инструментов у мусульманских народов.

Бразильский струнный инструмент беримбау тоже имеет африканское происхождение. Беримбау состоит из полутораметрового деревянного шеста с натянутой металлической струной, он также имеет резонатор из высушенной бутылочной тыквы. Инструмент имеет явную форму лука. Играют на беримбау при помощи небольшой палки, которой ударяют по струне, держа ее в правой руке. В правой руке также держат погремушку кашиши. Между большим и указательным пальцем левой руки у музыканта находится монета или камешек, которым он останавливает дребезжащую струну. Звук беримбау часто сравнивают со стоном рабов, стремившихся на свою африканскую родину. В Бразилии беримбау развился из сольного в ансамблевый инструмент и стал традиционным аккомпанирующим инструментом для народных танцев самба и капоэйра.

Наиболее распространен гудок был в XV-XVII веках среди скоморохов. В последствии царь Алексей Михайлович (отец Петра I) запретил скоморошество, а с ним издал уничтожать все музыкальные инструменты, ходившие в обиходе у скоморохов. Гудок ушел на время забытье, но благодаря народной памяти этот инструмент не исчез полностью. Также сохранились различные названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище.

Нет, наверное, особого смысла, доказывать то, что все классические струнные смычковые инструменты обязаны своим происхождением кобызу и всем его древним собратьям. Но, пожалуй, самое главное, что нет ни одного человека, которого не завораживали бы чарующие звуки смычковых инструментов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *