Что такое книжка вырубка
Сколько стоит заниматься скрапбукингом
Я занимаюсь скрапбукингом с 2012 года.
Декретное хобби переросло в мастерскую эксклюзивных подарков ручной работы — мы с сестрой открыли ее в том же 2012 году. Уже больше восьми лет мы делаем скрап-изделия на заказ, опробовали все стили и проверили огромное количество материалов, инструментов и техник.
На старте я всему училась сама — покупала много ненужного в скрап-магазинах, тратила на это большие деньги, действовала интуитивно и очень спешила. В статье расскажу, как новичкам не допустить моих ошибок, какие материалы и инструменты понадобятся для работы, как на них сэкономить и сколько можно заработать на этом хобби.
Что такое скрапбукинг
Скрапбукинг — это техника создания красивых бумажных альбомов. Дословно это слово переводится как «книга из вырезок». Такие альбомы всегда украшены разными декоративными элементами — цветами, бантами и так далее.
Помимо альбомов в технике скрапбукинга можно делать открытки — это называется кардмейкинг, шкатулки и коробки — это картонаж. Можно оформлять предметы интерьера — будильники, бутылки, рамочки.
В скрапбукинге много разных стилей. Например:
Фотоальбом в стиле классического скрапбукинга: много деталей, использованы разные текстуры и элементы
Открытка в стиле винтаж. Он был очень популярен лет пять назад, но сейчас больше ценятся минимализм и практичность
Что нужно знать новичкам о скрапбукинге
Если вы хотите заняться скрапбукингом, рекомендую определиться с направлением: открытки, альбомы, коробки или блокноты. Открытки — небольшие изделия, их можно сделать за пару часов. На крупные предметы вроде альбомов требуется больше времени.
Я советую начать с чего-то маленького, например с открытки или оформления уже готовой подарочной коробки, чтобы вообще понять, ваше это или нет.
Определившись с направлением, посмотрите несколько мастер-классов по композиции, сочетанию цветов, поищите примеры готовых скрап-изделий, отберите для себя самые понравившиеся и попробуйте повторить. Так вы поймете, как сочетать элементы между собой, и немного познакомитесь с материалами.
Начинающим скрапбукерам я рекомендую прочесть книги Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» и «Искусство формы» и подписаться на аккаунты @morgun_elena и @scraplandiya в «Инстаграме»
В скрапбукинге важна насмотренность: изучая готовые изделия, вы развиваете вкус, видите композиционные решения, понимаете, как что правильно сочетать. Поэтому, если решите сделать скрапбукинг своим постоянным хобби, полезно будет подписаться на мастеров, которые в этом деле много лет.
И разумеется, полезно ходить на живые мастер-классы по скрапбукингу: так за короткое время можно узнать все секреты мастера и лично задать интересующие вопросы.
Вот еще несколько рекомендаций новичкам.
Учитесь на хороших материалах. Не нужно брать у ребенка цветную бумагу, вырезать из нее цветочки и листики, покупать стразы в отделе детских украшений и ждать, что получится шедевр и что вам понравится этим заниматься. Настоящий скрапбукинг далек от детских поделок, и ему нужно учиться. Поэтому лучше начинать сразу с качественных материалов и инструментов: только поработав со специальными скрап-материалами, вы сможете понять, хотите ли вы продолжать, или лучше поискать другое хобби.
Не набирайте материалов про запас. Если у вас еще нет очереди из клиентов, рекомендую покупать все материалы только под конкретные изделия. Иначе есть риск заполнить все ящики морально устаревшей бумагой, никуда не подходящим декором и всякими элементами в стиле, в котором вы уже не работаете.
Ведите учет. Рекомендую завести табличку и вписывать в нее все покупки, расход материалов, время, потраченное на каждое изделие, и доход от продаж. Так вы будете понимать, насколько вам выгодно заниматься скрапбукингом и не тратите ли вы больше, чем зарабатываете.
Заведите страницу в соцсетях и делитесь своими успехами с друзьями и подписчиками. Обратная связь, особенно от потенциальных покупателей, очень важна. Мы с сестрой сразу завели группу во «Вконтакте», приглашали в нее людей через личные сообщения, проводили конкурсы с призами и мастер-классы.
Как победить выгорание
Какие материалы нужны на старте
Частая ошибка новичков — зайти в специализированный скрап-магазин и купить все то, что интуитивно понравилось на полках. Скорее всего, что-то из этого потом не пригодится в работе и будет пылиться. Я очень советую сразу составлять список необходимых покупок для конкретной работы и четко ему следовать.
Вот что вам точно понадобится на старте.
Бумага для скрапбукинга — это основа. У такой бумаги архивное качество, то есть она может очень долго храниться и не терять своих свойств. Это возможно потому, что в ней нет кислот и лигнина — веществ, которые вызывают старение бумаги, разрушение ее волокон со временем, делают бумагу хрупкой и быстро желтеющей.
Для начала достаточно купить несколько отдельных листов бумаги, сочетающихся между собой, или тематический набор, чтобы удобно было компоновать странички в альбоме. Обычно выбор у производителей богатый. Но обязательно подбирайте бумагу специально для изделия, над которым работаете. Например, если это открытка, то крупные рисунки или слишком активный принт вам не подойдут — лучше возьмите нейтральные фоновые листы, чтобы было проще составлять композицию и не перегружать изделие.
Лист скрап-бумаги формата 30 × 30 см стоит 20—150 Р в зависимости от внешнего вида и производителя.
Картон бывает разной плотности. От этого показателя зависит, как он будет держать форму и сможет ли стать каркасом изделия.
Для обложек блокнотов и альбомов подойдет переплетный картон, его еще называют пивным. Он легкий, пористый, но тоже прочный и хорошо держит форму. Толщина такого картона — 2—2,5 мм. Переплетный картон выбирают именно по толщине. Чем он толще, тем прочнее будет обложка блокнота.
Можно использовать и более дешевые ткани, например польский хлопок или бязь, цена начинается от 160 Р за метр. Но здесь важен опыт: нужно понимать, как ведет себя в работе та или иная ткань, насколько красиво она смотрится, не дешевит ли изделие своим видом, не остаются ли на ней отпечатки и так далее.
Клей. Раньше все скраперы использовали клей «Момент» — это был единственный доступный клей, который клеил все и без проблем, не деформировал бумагу, легко скатывался при случайном попадании не туда, держал все мертвой хваткой и не пачкал изделия со временем. Но от него серьезно страдало обоняние мастеров — пропадало совсем или частично, потому что работать с ним можно только в хорошо проветриваемых помещениях и в защитных масках.
Сейчас есть много достойных альтернатив, например клей «Благолис», Pompon, Tacky glue и другие. У многих крупных скрап-магазинов и скрап-производителей появились свои фирменные виды клея, и все они изначально рассчитаны на скраперов, поэтому подходят для работы с разными типами материалов.
В целом вам пригодятся четыре вида клея:
Самовосстанавливающийся коврик для резки делают из специального непрорезаемого материала, на котором очень удобно работать канцелярским ножом, шилом и другими острыми предметами, чтобы не портить поверхность стола. Можно обойтись и без него — использовать кухонную подложку или кусок линолеума, но я все-таки рекомендую не экономить.
Металлическая линейка — и никакая другая. Скрапбукинг основан на резке бумаги с помощью ножа и линейки. Вы постоянно будете что-то отрезать, подравнивать и делить на части, поэтому любая другая линейка — пластиковая или деревянная — со временем превратится в щепки из-за частого использования.
Создание вырубки для скрапбукинга. Теория и практика
Специально для новичков в скрапе, представляю небольшой обзор по теме вырубки.
Что такое вырубка для скрапбукинга?
Вырубка в скрапе это идеальной формы вырезанные изображения из плотной бумаги. Вырубка может быть любой тематики — все зависит от исходного ножа (для ручной машинки) либо цифрового изображения (для плоттера).
Как пользоваться вырубкой для скрапбукинга
Вырубку обычно используют в альбомах, открытках и других скрап поделках ручной работы. Она отлично дополняет и подчеркивает дизайн работ разной тематики. Вырубку можно сделать в виде целой тематической серии и, например, в альбоме на каждой странице использовать разные ее варианты.
Ножи для вырубки в скрапбукинге
Тонкие металлические ножи изготавливаются из металла с вырезанными центрами. С одной стороны они плоские, а с другой имеют тонкий приподнятый участок, который подчеркивает дизайн и служит режущей кромкой.
Для цифровых режущих плоттеров используются специальные тонкие ножи для вырезки изображения.
Для скрапа можно применять как ручные машинки, так и режущие цифровые плоттеры.
Ручная машинка для вырубки в скрапбукинге
Для работы с машинкой для вырубки нам потребуются различные ножи, с помощью которых мы и будем делать вырубку.
Сам процесс происходит следующим образом:
Небольшой совет, чтобы пластины вам прослужили дольше и как можно дольше не выгибались, после каждого проката их переворачивайте.
Что нужно делать, чтобы пластины прослужили дольше?
Что делать, если вырубка плохо прорубается?
Сложные ножи (в частности очень ажурные) часто требуют немного больше усилий, чтобы заставить их правильно резать. Вот несколько советов, которые помогут вам получить лучшие результаты при их использовании.
В одной из статей я уже делала обзор одной из таких ручных машинок, которой пользуюсь сама — Spellbinders Platinum 6.
Еще есть аналоги: Sizzix Big Shot или We R Memory Keepers Evolution. Однако данные изделия довольно дорогие и не каждый начинающий скрапер их может себе позволить вначале. Есть вариант купить дешевый аналог скрапбукинг машинки для вырубки, например, тут.
Цифровой режущий плоттер
Но цифровые машины не так портативны, как ручные, они требуют электропитания для работы и подключение к компьютеру.
К лучшим можно отнести серии цифровых плоттеров — Silhouette Cameo, Cricut Explore Air, The Sizzix Eclips 2. Их стоимость также довольно высокая.
Куда идёт книжный дизайн?
Тенденции в современном книжном дизайне на примерах со стендов крупнейшей книжной ярмарки во Франкфурте.
Пятый павильон, этаж 0. Здесь находился российский павильон Read Russia — он виден за красным баннером и буквой «С» |
Frankfurter Buchmesse — крупнейшая книжная ярмарка в мире. Она проходит во Франкфурте ежегодно, в середине октября. Здесь можно познакомиться с новинками и тенденциями международного книгоиздательского рынка. На выставке 2015 г. мировые книжные новинки расположились на территории 172 000 м 2 в четырёх многоуровневых павильонах. В ней приняли участие 1600 издательств из более 150 стран.
Раскраски — не только детям…
Обычно раскрасками увлекаются дети. Но в последние нескольких лет приобрели популярность антистрес-раскраски для взрослых. Причиной популярности раскрашивания сложных рисунков стала компьютеризация современного общества. В наши дни человек испытывает стресс, который может снять заполнение графических рисунков цветом. Творчество и арт-терапия становятся лекарствами от бешеного ритма современной жизни. На выставке, помимо обычных раскрасок, были представлены ежедневники и планеры с раскрасками. Планируя бизнес-совещания, вы можете расслабиться и привести мысли в порядок, придавая плану рабочего дня более красочный вид.
Раскраски становятся частью бизнес-сувениров. На фото — планеры с раскрасками от издательства La rousse |
Развитие творческого потенциала, рисование карандашами, ручками и красками — это тенденция, ставшая заметной ещё в 2015 г. Обилие раскрасок на Frankfurter Buchmesse 2015 показало, что они остаются основным трендом и нынешнего года. Раскраски, SketchBook и DoodleBook погружают человека в мир творчества, отвлекая от серых будней.
Корешок и обрез
Обрез | Одна из тенденций оформления книг этого года — закраска обрезов книжного блока его (верхнего, бокового и нижнего торца).
Специальный выпуск книги «Может ли искусство изменить мир?» с фотографиями глаз разных людей на обрезе. Издательство Phaidon |
Книгу Терри Гиллиама «Гиллиамески. Предпосмертные мемуары» в России выпустило издательство Corpus без запечатки обреза. У оригинального издания Gilliamesque: A Pre-posthumous Memoir издательства Canongate Books есть печать по обрезу книги |
Корешок | Это один из важнейших элементов внешнего оформления книги, потому что на полке магазина или в шкафу читатель нередко начинает выбор книги по корешку. Сегодня художники-оформители книги используют в его оформлении корешка креативные решения. Например, когда на корешок переходит изображение с обложки. Оформитель играет со зрителем, используя нестандартные приёмы.
Изображение с первой сторонки обложки переходит на корешок книги |
Корешки цвета радуги создают оригинальный вид серии на книжной полке |
Лак, тиснение, вырубка
Лакирование | Это уже давно наиболее популярный вид послепечатной обработки в полиграфии. Выборочное лакирование улучшает яркость, контрастность и насыщенность цветовой гаммы изображения. За счёт разных видов лакирования (матового и глянцевого, флюоресцентного, глиттерного — с блёстками, рельефного и т. п.) и их сочетаний книжной продукции можно придать настоящую уникальность.
Выборочное лакирование позволяет добиться более реалистичного эффекта экрана телефона |
Тиснение | Создаёт рельефное изображение на бумаге, картоне или другом переплётном материале с помощью давления клише. Тиснение фольгой любого цвета придаёт книжному блоку более дорогой вид, делает его «богаче». Блинтовое тиснение выполняется плоским клише без фольги, с нагревом или без него. Необычные приёмы тиснения особенно обильно были представлены в книгах из стран Восточной Азии. Например, тиснение на переплёте дополнительных геометрических форм.
Мягкий переплёт с тиснением серебром различных геометрических форм |
Вырубка (высечка) | Также придаёт изделию особую индивидуальность. Она выполняется при помощи специальных металлических вырубных форм, хотя в последнее время всё чаще можно встретить использование лазерной высечки, с помощью которой можно получить особенно интересные эффекты, поскольку лазер обеспечивает высокую детализацию высечки.
Суперобложка с вырубкой создает эффект трёхмерного пространства обложки |
Вырубка в обложке и клапанах создаёт глубину на первой обложке книги |
Суперобложки
Суперобложка надевается на переплёт или основную обложку. Основная её функция — рекламная, но она также является элементом внешнего оформления и предохраняет переплёт от загрязнения.
Суперобложка выполняется из материалов прочных к истиранию, таких как плотная или ламинированная бумага, картон, пластик. Популярным материалом суперобложек на этой выставке стала калька.
Особенно эффектны примеры суперобложек с вырубкой, сквозь которую можно увидеть часть переплёта. Этот приём популярен также в оформлении книг из Восточной Азии. Благодаря суперобложке книга часто выделяется среди массы других изданий на полках магазинов.
Мягкая обложка со складными клапанами с вырубкой, наложение нескольких текстовых планов |
Многослойная складная суперобложка создаёт эффект театральных декораций |
Серия путеводителей с суперобложками в виде карт городов |
Складная суперобложка открывает дополнительные части изображения, скрытые в сложенном виде |
Полусупер
Если суперобложки закрывают обложку целиком, то полусупер — дополнительная рекламная поверхность книги, закрывающая часть переплёта. Сегодня полусуперы становятся всё популярнее. Особенность художественного оформления полусуперов, представленных на выставке во Франкфурте, — разделение визуальной информации на супере и обложке. Например, на супере помещается только текст или изображение, а на обложке — орнамент. Особенно эффектно смотрятся суперы сложной формы.
Пластиковый полусупер нестандартной формы придаёт книге по-настоящему уникальный вид |
Смешной полусупер для детской книги в виде трусов. Он одевается на медведя, нарисованного на переплёте |
Хотя полусупер скрывает название книги, но оно частично проступает через прозрачную кальку |
Нестандартная серийность
Формирование книжной серии строится на повторе основных её элементов — логотипа, шрифта, стиля оформления. В классическом построении серии все элементы находятся на закреплённых за ними местах и не меняют свое положение на протяжении всех книг серии. В современных книжных сериях европейских издательств для обозначения серии используется единое цветовое решение, но при этом шрифт у каждой книги может быть уникальным, подобранным под каждую книгу. Основной элемент серии, например, треугольник, может располагаться на переплёте не на одном и том же месте, а на разных.
Нестандартная серийность создаётся за счёт размещения объектов различной формы одного цвета Pantone на обложках |
Серийность книг различного фонового рисунка построена на использовании белого прямоугольника в верхнем правом углу обложки |
Белый треугольник объединяет в серию совершенно разные по цвету и размеру книги |
Внесерийные издания
Дизайн обложки книги должен создавать уникальный образ книги. В нестандартных серийных оформлениях используются необычные материалы, а форма книги начинает видоизменяться. Мировой экономический кризис оставил отпечаток на использовании нестандартных форм и материалов для книжных изданий. Сократилось количество книг с деревянными, вязаными и другими дорогостоящими, нестандартными переплётными материалами. Большинство изданий имитируют фактуру бетона, кирпича и дерева с помощью запечатки переплётной крышки.
Нестандартные внесерийные издания интригуют читателя за счёт необычного воплощения идеи, заключённой в книге. А обложки китайских издательств просто шокируют необычностью подхода к оформлению.
Фото, закрытое трафаретной надписью. За счёт прорезей в надписи можно одновременно рассматривать фотографию и читать название книги |
Текст, зачёркнутый маркером, интригует читателя |
Зритель останавливает взгляд на обложке со скрытыми элементами, ему интересно представить черты лица, скрытые под плашками и текстом.
Складная суперобложка открывает дополнительные части изображения, скрытые в сложенном виде |
Сходства и отличия
Подводя итоги Международной книжной выставки во Франкфурте, можно выделить отличия мировых тенденций в оформлении книг от российских:
Первым таким трендом можно назвать большой процент книг в мягкой обложке, представленных на выставке. В российских книжных — обратная история: твёрдые переплёты превалируют над книгами в обложке. В восприятии российского читателя твёрдый переплёт выглядит дороже обложки.
В отечественных книжных магазинах пока редко можно встретить книги с вырубкой в обложке и картоне переплётной крышки. В книгах, представленных на выставке, вырубка в обложках, суперобложках и клапанах, напротив, встречалась нередко.
В книгах китайских издательств с полусуперами текстовая информация вынесена либо на полусупер, либо на обложку. Во отличие от российских книг с полусупером, где текст помещают и на обложке, и на полусупере.
Сегодня европейский книжный дизайн для нас понятен, более нестандартные решения можно увидеть в дизайне стран Востока и Азии. Китайский, тайский, индийский дизайны стали для меня открытием! Надеюсь, наши книжные дизайнеры тоже будут чаще воплощать нестандартные идеи, используя современные полиграфические технологии и материалы.
- Что такое книгообеспеченность в библиотеке
- Что такое книжка говяжья соленая