Что такое клятва определение

Клятва

Кля́тва — 1) тор­же­ствен­ное утвер­жде­ние, уве­ре­ние, под­креп­лен­ное упо­ми­на­нием чего-нибудь свя­щен­ного, цен­ного, авто­ри­тет­ного, при­сяга; 2) закля­тие, про­кля­тие; 3) клятва цер­ков­ная — отлу­че­ние от цер­ков­ного обще­ния.

Клятва была при­нята в вет­хо­за­вет­ные вре­мена и имела в виду при­зы­ва­ние Бога в сви­де­тели: Клятва пред Гос­по­дом да будет между обоими, — запо­ве­дует Бог изра­иль­тя­нам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утвер­ждая завет с Авра­амом, Ави­ме­лех гово­рит ему: покля­нись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я кля­нусь… тут оба они кля­лись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хра­нить пра­вед­ные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ).

При­меры нера­зум­ных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апо­стола Петра ( Мф.26:72-74 ).

Третья запо­ведь Вет­хого Завета запре­щала опро­мет­чи­вые клятвы и ложные сви­де­тель­ства. Иисус Хри­стос пояс­нил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апо­стола Иакова ( Иак.5:12 ).

Запре­тил ли Хри­стос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?

Как известно, в дохри­сти­ан­ские вре­мена клятва состав­ляла одну из тра­ди­ци­он­ных форм дого­вор­ных отно­ше­ний между людьми.

Так, Ави­ме­лех просил Авра­ама клят­венно пообе­щать, что не при­чи­нит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо посту­пать с той землей, на кото­рой гостит. Авраам отнёсся к этому с пони­ма­нием и тут же выпол­нил просьбу, сказав: «Я кля­нусь» ( Быт.21:22-24 ).

В другой раз Авраам сам тре­бо­вал клятвы: от слуги. Содер­жа­ние клят­вен­ного заве­ре­ния каса­лась пред­по­ла­га­е­мой женитьбы его наслед­ника, буду­щего пат­ри­арха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге пред­сто­яло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ).

Пат­ри­арх Иаков (родо­на­чаль­ник две­на­дцати колен Изра­иля) просил перед смер­тью сына, Иосифа, чтобы тот клят­венно под­твер­дил, что похо­ро­нит его не на тер­ри­то­рии язы­че­ского Египта, но в гроб­нице отцов ( Быт.47:29-30 ).

Таким обра­зов, во вре­мена Вет­хого Завета клятва, сама по себе, не счи­та­лась чем-то бого­про­тив­ным. Осуж­де­нию мог под­верг­нуться либо кля­ну­щийся непри­стойно, либо нару­шив­ший клятву (без соот­вет­ству­ю­щих изви­ни­тель­ных причин).

Несколько иначе выра­зил отно­ше­ние к клят­вам Спа­си­тель. Напо­ми­ная Своим уче­ни­кам о древ­нем запрете на нару­ше­ние клят­вен­ных обя­за­тельств, Он со всею реши­тель­но­стью заявил: «А Я говорю вам: не кля­нись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иеру­са­ли­мом, …ни голо­вою твоею» ( Мф.5:34-36 ). При этом доба­вил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лука­вого» ( Мф.5:37 ).

Это настав­ле­ние обу­слов­лено рядом причин.

Во-первых, всё нахо­дится под вла­ды­че­ством Божьим. Когда хри­сти­а­нин кля­нется Богом или свя­ты­ней, или даже соб­ствен­ной голо­вой, по стро­гому счёту он кля­нётся тем, что при­над­ле­жит не ему, даже он сам (хри­сти­ане почи­тают себя за рабов Божьих и по чув­ству сми­ре­ния, и зная, что «куп­лены доро­гою ценою» ( 1Кор.7:23 ), то есть искуп­лены).

Во-вторых, давая ту или иную клятву, чело­век далеко не всегда пред­ви­дит все воз­мож­ные усло­вия и обсто­я­тель­ства, необ­хо­ди­мые для её испол­не­ния; сле­до­ва­тельно, он под­вер­гает себя риску стать воль­ным или неволь­ным клят­во­пре­ступ­ни­ком (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, соб­ствен­ной голо­вой или здо­ро­вьем своих близ­ких, его ответ­ствен­ность перед Судом Божьей Правды может воз­расти).

В‑третьих, даже во вре­мена Вет­хого Завета лже­сви­де­тель­ство оце­ни­ва­лось как грех ( Мк.10:19 ). Для хри­сти­а­нина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не каса­емся вопроса об исклю­чи­тель­ных слу­чаях «обла­го­ро­жен­ной» лжи). Стало быть, хри­сти­а­нин, давая обе­ща­ние, должен стре­миться выпол­нить его уже просто потому, что обещал.

Особым обра­зом сле­дует отно­ситься к тор­же­ствен­ным клят­вам, преду­смот­рен­ным госу­дар­ствен­ным зако­но­да­тель­ством либо осо­быми обще­ствен­ными, про­фес­си­о­наль­ными или иными тра­ди­ци­ями, как напри­мер, Воен­ная При­сяга, Клятва Гип­по­крата и пр.

Почему во вре­мена Вет­хого Завета Бог запо­ве­до­вал веру­ю­щим клясться Его Святым именем, тогда как во вре­мена Нового сказал: «не кля­нись вовсе» ( Мф.5:34 )?

Во вре­мена Вет­хого Завета клят­вой под­твер­жда­лись особо важные, особо зна­чи­мые обе­ща­ния. В среде язы­че­ских наро­дов было в обык­но­ве­нии клясться име­нами (ложных) богов. Есте­ственно, при этом счи­та­лось, что покляв­шийся таким обра­зом чело­век брал на себя ответ­ствен­ность не только перед тем, кому давал обе­ща­ние (во многих слу­чаях ответ­ствен­но­сти перед обма­ну­тым он мог бы и не стра­шиться, и не сты­диться, напри­мер, в случае, если царь давал обе­ща­ние рабу), но и перед тем, чьим именем клялся. Поэтому невы­пол­не­ние клятвы счи­та­лось серьёз­ным про­ступ­ком.

Бог же, заклю­чив Завет с еврей­ским наро­дом, потре­бо­вал от евреев, чтобы в случае необ­хо­ди­мо­сти особой, воз­вы­шен­ной клятвы, кото­рую пред­по­ла­га­лось испол­нить и кото­рая не про­ти­во­ре­чила Божьему закону, они кля­лись не именем ложных богов, но Его святым именем: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему при­ле­пись,] и его именем кля­нись» ( Втор.6:13 ).

Таким обра­зом, пове­ле­ние клясться Боже­ствен­ным именем было свя­зано, как мини­мум, с двумя аспек­тами: во-первых, кля­нясь Его именем, иудей испо­ве­до­вал истин­ную веру в Бога, а во-вторых, брал на себя обя­за­тель­ство осу­ще­ствить ска­зан­ное перед лицом Выс­шего Судьи. Потен­ци­ально воз­мож­ное нару­ше­ние этого обя­за­тель­ства осо­зна­ва­лось им не только как вина перед ближ­ним (ино­род­цем, ино­вер­цем), но и как тяжкий грех против Гос­пода: «Не кля­нись именем Моим во лжи, и не бес­че­сти имени Бога твоего» ( Лев.19:12 ).

С наступ­ле­нием Нового Завета многие нрав­ствен­ные тре­бо­ва­ния были допол­нены или уси­лены. Это объ­яс­нимо, так как с совер­ше­нием Искуп­ле­ния и обра­зо­ва­нием Церкви чело­век полу­чил воз­мож­ность бла­го­дат­ного пре­об­ра­же­ния. Те тре­бо­ва­ния об обя­за­тель­но­сти испол­не­ния клятвы, кото­рые нала­га­лись на вет­хого чело­века, в отно­ше­нии обнов­лен­ного бла­го­да­тью хри­сти­а­нина рас­про­стра­ня­ются на обе­ща­ния вообще. По стро­гому счёту, он должен про­яв­лять хри­сти­ан­скую ответ­ствен­ность и давая, и соблю­дая свои обе­ща­ния, даже если они не уси­лены допол­ни­тель­ным словом «кля­нусь».

Источник

КЛЯТВА

Смотреть что такое «КЛЯТВА» в других словарях:

клятва — Божба, присяга, обет, зарок. Ср … Словарь синонимов

Клятва — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

КЛЯТВА — КЛЯТВА, ы, жен. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу). | прил. клятвенный, ая, ое. К. обет. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

клятва — Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт.), святая, смертная, страшная,… … Словарь эпитетов

Клятва — I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом клятва : 1) сущ. шевуа ( клятва ) имеет тот же корень, что и числит. шева ( семь ). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22 32 Беэршева, Синод. пер.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Клятва — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять … Словарь библейских имен

Клятва — торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

КЛЯТВА — уверение другого в истинности чего либо сказанного или сделанного; затем клятва призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва,… … Русская история

Источник

КЛЯТВА

Смотреть что такое «КЛЯТВА» в других словарях:

клятва — Божба, присяга, обет, зарок. Ср … Словарь синонимов

КЛЯТВА — КЛЯТВА, клятвы, жен. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому нибудь. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого нибудь. Разрешить кого… … Толковый словарь Ушакова

Клятва — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

клятва — Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт.), святая, смертная, страшная,… … Словарь эпитетов

Клятва — I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом клятва : 1) сущ. шевуа ( клятва ) имеет тот же корень, что и числит. шева ( семь ). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22 32 Беэршева, Синод. пер.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Клятва — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять … Словарь библейских имен

Клятва — торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

КЛЯТВА — уверение другого в истинности чего либо сказанного или сделанного; затем клятва призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва,… … Русская история

Источник

Что такое клятва определение

[52] Древние цивилизации / С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев. В. Г. Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., Мысль, 1989. ‒ С. 137.

[53] Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам. В 3т. СПб., 1893. ‒ Т. 1. С. 1235, 1236.

[54] Ficowski J. The Gypsies in Poland: history and customs. Warsaw, Interpress Publishers, 1991. ‒ P. 68.

[55] Клятва // Электронная еврейская энциклопедия.

[56] Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под ред. Н. И. Толстого. В 5 т., М., Международные отношения, 1995. ‒ Т. 2. С. 513.

[57] Присяга // Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. Изд. 2-е., перераб. и доп. К., Рад. шк., 1989. ‒ С. 331.

[58] Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под ред. Н. И. Толстого. ‒ Т. 2. С. 318.

[59] Духовный регламент Всепресветлейшаго, Державнаго Государя Петра Перваго, Императора и Самодержца Всероссийскаго. М., 1776. ‒ С. 6.

[60] Маргинани Бурхануддин. Хидоя: Комментарии мусульманского права. В 2 ч., Пер. с англ. под ред. Н. И. Гродекова; М. Волтерс Клувер, 2008 ‒ Ч. 1. Т. I-II. С. 299.

[61] Абраменко О. Клятвы и проклятия в речевой практике русских цыган // Архив петербургской русистики: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/klubkov60/abramenko.html ‒ Дата доступа 21.05.2012.

[62] Башилов Б., Иванов В. Ф. История русского масонства, М., Русло, 1995. ‒ С. 90.

[63] Военная присяга // Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., Воениздат, 1968. ‒ С. 207.

[64] Основные кодексы и законы Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2003 года. СПб., Нева, 2003. ‒ С. 138

[65] Олимпийская клятва // Большая олимпийская энциклопедия М., Эксмо, 2008. ‒ С. 57.

[66] Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. Под ред. О. Н. Трубачёва ‒ Вып. 10. С. 37-39.

[67] Латышев В. В. Очерк греческих древностей. ‒ Т. 2. С. 68.

[68] Сумцов Н. Ф. Пожелания и проклятия // Сборник Харьковского историко-филологического общества. ‒ Т. 9. С. 193.

[69] Штейнберг О. Н. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. ‒ С. 32.

[70] См. также Срезневский И. И. Клятва // Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам. В 3 т., СПб., 1893. ‒ Т. 1. С. 1237.

[71] Клятва // Словарь современного русского литературного языка. М., Л., АН СССР, 1956. ‒ Т. 5. С. 1064.

Источник

Клятва

Клятва – Клятва есть призывание всеведущего, вездесущего. Бога во свидетельство истинности говоримого кем-либо о чем-нибудь прошедшем или настоящем или – в удостоверение несомненности каких-либо будущих фактов, действий, намерений и пр., поскольку все они стоят в зависимости от данного человека. Клятва вообще затем становится в частности присягою, когда она произносится по требованию представителей правительственной власти (светской или церковной) и, притом, по известной, определенной формуле.

Дозволительна ли клятва? Да, дозволительна, а в некоторых случаях даже и необходима, хотя многие относились и относятся к ней отрицательно, каковы, напр., вальденсы, анабаптисты, квакеры, меннониты. у нас – молокане, духоборы, штундисты и пр. († граф Л. Н. Толстой, проф. Вагнер и др.).

Слово Божие учит о клятве следующим образом.

Наконец, относительно обстоятельства, отмечаемого в данном случае противниками клятвы, того именно, что мы, – не имея-де возможности поручиться за свои будущие поступки и действия, которые часто зависят от случайностей и иных моментов, стоящих вне нашей прозорливости и власти, – потому не можем будто бы и давать клятв, – вполне достаточно заметить, что клятва, когда она дается, имеет в вину у себя лишь то только, что́ не стоит в зависимости от случайностей, а зависит единственно от одного клянущегося: поскольку личное поступание последнего, его я не виновно в неисполнении клятвенного обещания, постольку оно – свободно от всяких нареканий. Короче сказать: при всяком клятвенном обещании имеет силу известное „если».

Все, что так или иначе не будет совпадать с изложенными выше условиями, при каких только клятва и допустима и имеет необходимый смысл, – уже не может носить имени истинной клятвы. Сюда принадлежит так называемая ложная клятва, т. е., такое явление, когда кто- либо клятвою удостоверяет то, чего в действительности, однако, не было и нет, или чего он не намерен никогда выполнить. О преступности такого человека, не боящегося Бога, именем Которого он беззастенчиво пользуется, не стыдящегося своей совести, ни во что ставящего интересы посторонние, зло смеющегося над самой истинной и т. д., и говорить уже нечего. В данном же случае должно быть упомянуто о божбе. Ею часто пользуются, обыкновенно не сознавая ее важности, произнося Божие имя всуе (вопреки третьей заповеди десятословия). Между тем самое лучшее – по возможности обходиться без нее всегда; прибегать же к ней дозволительно лишь только при условиях, отмеченных нами относительно клятвы именем Божиим, тождественной по своему существу с божбой. Отметим еще тот случай, когда клятва имеет место при всецело нормальных условиях, но когда она впоследствии времени нарушается человеком по каким-либо причинам, зависевшим лично от него. Происходит клятвопреступничество – явление гнусное и безусловно нежелательное, хотя сравнительно с вышеупомянутою ложною клятвой несколько менее преступное: у клятвопреступника ложь, обман. явились лишь с течением времени, отсутствуя в момент произнесения клятвенного обещания; а у ложно клянущегося эти условия, между тем, на лицо всегда. Впрочем, со стороны существа своего тот и другой пороки преступны всецело, как стоящие в ясном и полном несоответствии с требованиями нравственного закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *