Что такое клятва определение
Клятва
Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.
Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ).
Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ).
Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ).
Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?
Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.
Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ).
В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ).
Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ).
Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).
Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» ( Мф.5:34-36 ). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ).
Это наставление обусловлено рядом причин.
Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.7:23 ), то есть искуплены).
Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).
В‑третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех ( Мк.10:19 ). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.
Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.
Почему во времена Ветхого Завета Бог заповедовал верующим клясться Его Святым именем, тогда как во времена Нового сказал: «не клянись вовсе» ( Мф.5:34 )?
Во времена Ветхого Завета клятвой подтверждались особо важные, особо значимые обещания. В среде языческих народов было в обыкновении клясться именами (ложных) богов. Естественно, при этом считалось, что поклявшийся таким образом человек брал на себя ответственность не только перед тем, кому давал обещание (во многих случаях ответственности перед обманутым он мог бы и не страшиться, и не стыдиться, например, в случае, если царь давал обещание рабу), но и перед тем, чьим именем клялся. Поэтому невыполнение клятвы считалось серьёзным проступком.
Бог же, заключив Завет с еврейским народом, потребовал от евреев, чтобы в случае необходимости особой, возвышенной клятвы, которую предполагалось исполнить и которая не противоречила Божьему закону, они клялись не именем ложных богов, но Его святым именем: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и его именем клянись» ( Втор.6:13 ).
Таким образом, повеление клясться Божественным именем было связано, как минимум, с двумя аспектами: во-первых, клянясь Его именем, иудей исповедовал истинную веру в Бога, а во-вторых, брал на себя обязательство осуществить сказанное перед лицом Высшего Судьи. Потенциально возможное нарушение этого обязательства осознавалось им не только как вина перед ближним (инородцем, иноверцем), но и как тяжкий грех против Господа: «Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего» ( Лев.19:12 ).
С наступлением Нового Завета многие нравственные требования были дополнены или усилены. Это объяснимо, так как с совершением Искупления и образованием Церкви человек получил возможность благодатного преображения. Те требования об обязательности исполнения клятвы, которые налагались на ветхого человека, в отношении обновленного благодатью христианина распространяются на обещания вообще. По строгому счёту, он должен проявлять христианскую ответственность и давая, и соблюдая свои обещания, даже если они не усилены дополнительным словом «клянусь».
КЛЯТВА
Смотреть что такое «КЛЯТВА» в других словарях:
клятва — Божба, присяга, обет, зарок. Ср … Словарь синонимов
Клятва — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов
КЛЯТВА — КЛЯТВА, ы, жен. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу). | прил. клятвенный, ая, ое. К. обет. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
клятва — Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт.), святая, смертная, страшная,… … Словарь эпитетов
Клятва — I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом клятва : 1) сущ. шевуа ( клятва ) имеет тот же корень, что и числит. шева ( семь ). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22 32 Беэршева, Синод. пер.… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Клятва — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять … Словарь библейских имен
Клятва — торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
КЛЯТВА — уверение другого в истинности чего либо сказанного или сделанного; затем клятва призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва,… … Русская история
КЛЯТВА
Смотреть что такое «КЛЯТВА» в других словарях:
клятва — Божба, присяга, обет, зарок. Ср … Словарь синонимов
КЛЯТВА — КЛЯТВА, клятвы, жен. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому нибудь. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого нибудь. Разрешить кого… … Толковый словарь Ушакова
Клятва — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов
клятва — Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт.), святая, смертная, страшная,… … Словарь эпитетов
Клятва — I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом клятва : 1) сущ. шевуа ( клятва ) имеет тот же корень, что и числит. шева ( семь ). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22 32 Беэршева, Синод. пер.… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Клятва — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять … Словарь библейских имен
Клятва — торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
КЛЯТВА — уверение другого в истинности чего либо сказанного или сделанного; затем клятва призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва,… … Русская история
Что такое клятва определение
[52] Древние цивилизации / С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев. В. Г. Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., Мысль, 1989. ‒ С. 137.
[53] Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам. В 3т. СПб., 1893. ‒ Т. 1. С. 1235, 1236.
[54] Ficowski J. The Gypsies in Poland: history and customs. Warsaw, Interpress Publishers, 1991. ‒ P. 68.
[55] Клятва // Электронная еврейская энциклопедия.
[56] Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под ред. Н. И. Толстого. В 5 т., М., Международные отношения, 1995. ‒ Т. 2. С. 513.
[57] Присяга // Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. Изд. 2-е., перераб. и доп. К., Рад. шк., 1989. ‒ С. 331.
[58] Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под ред. Н. И. Толстого. ‒ Т. 2. С. 318.
[59] Духовный регламент Всепресветлейшаго, Державнаго Государя Петра Перваго, Императора и Самодержца Всероссийскаго. М., 1776. ‒ С. 6.
[60] Маргинани Бурхануддин. Хидоя: Комментарии мусульманского права. В 2 ч., Пер. с англ. под ред. Н. И. Гродекова; М. Волтерс Клувер, 2008 ‒ Ч. 1. Т. I-II. С. 299.
[61] Абраменко О. Клятвы и проклятия в речевой практике русских цыган // Архив петербургской русистики: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/klubkov60/abramenko.html ‒ Дата доступа 21.05.2012.
[62] Башилов Б., Иванов В. Ф. История русского масонства, М., Русло, 1995. ‒ С. 90.
[63] Военная присяга // Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., Воениздат, 1968. ‒ С. 207.
[64] Основные кодексы и законы Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2003 года. СПб., Нева, 2003. ‒ С. 138
[65] Олимпийская клятва // Большая олимпийская энциклопедия М., Эксмо, 2008. ‒ С. 57.
[66] Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. Под ред. О. Н. Трубачёва ‒ Вып. 10. С. 37-39.
[67] Латышев В. В. Очерк греческих древностей. ‒ Т. 2. С. 68.
[68] Сумцов Н. Ф. Пожелания и проклятия // Сборник Харьковского историко-филологического общества. ‒ Т. 9. С. 193.
[69] Штейнберг О. Н. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. ‒ С. 32.
[70] См. также Срезневский И. И. Клятва // Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам. В 3 т., СПб., 1893. ‒ Т. 1. С. 1237.
[71] Клятва // Словарь современного русского литературного языка. М., Л., АН СССР, 1956. ‒ Т. 5. С. 1064.
Клятва
Клятва – Клятва есть призывание всеведущего, вездесущего. Бога во свидетельство истинности говоримого кем-либо о чем-нибудь прошедшем или настоящем или – в удостоверение несомненности каких-либо будущих фактов, действий, намерений и пр., поскольку все они стоят в зависимости от данного человека. Клятва вообще затем становится в частности присягою, когда она произносится по требованию представителей правительственной власти (светской или церковной) и, притом, по известной, определенной формуле.
Дозволительна ли клятва? Да, дозволительна, а в некоторых случаях даже и необходима, хотя многие относились и относятся к ней отрицательно, каковы, напр., вальденсы, анабаптисты, квакеры, меннониты. у нас – молокане, духоборы, штундисты и пр. († граф Л. Н. Толстой, проф. Вагнер и др.).
Слово Божие учит о клятве следующим образом.
Наконец, относительно обстоятельства, отмечаемого в данном случае противниками клятвы, того именно, что мы, – не имея-де возможности поручиться за свои будущие поступки и действия, которые часто зависят от случайностей и иных моментов, стоящих вне нашей прозорливости и власти, – потому не можем будто бы и давать клятв, – вполне достаточно заметить, что клятва, когда она дается, имеет в вину у себя лишь то только, что́ не стоит в зависимости от случайностей, а зависит единственно от одного клянущегося: поскольку личное поступание последнего, его я не виновно в неисполнении клятвенного обещания, постольку оно – свободно от всяких нареканий. Короче сказать: при всяком клятвенном обещании имеет силу известное „если».
Все, что так или иначе не будет совпадать с изложенными выше условиями, при каких только клятва и допустима и имеет необходимый смысл, – уже не может носить имени истинной клятвы. Сюда принадлежит так называемая ложная клятва, т. е., такое явление, когда кто- либо клятвою удостоверяет то, чего в действительности, однако, не было и нет, или чего он не намерен никогда выполнить. О преступности такого человека, не боящегося Бога, именем Которого он беззастенчиво пользуется, не стыдящегося своей совести, ни во что ставящего интересы посторонние, зло смеющегося над самой истинной и т. д., и говорить уже нечего. В данном же случае должно быть упомянуто о божбе. Ею часто пользуются, обыкновенно не сознавая ее важности, произнося Божие имя всуе (вопреки третьей заповеди десятословия). Между тем самое лучшее – по возможности обходиться без нее всегда; прибегать же к ней дозволительно лишь только при условиях, отмеченных нами относительно клятвы именем Божиим, тождественной по своему существу с божбой. Отметим еще тот случай, когда клятва имеет место при всецело нормальных условиях, но когда она впоследствии времени нарушается человеком по каким-либо причинам, зависевшим лично от него. Происходит клятвопреступничество – явление гнусное и безусловно нежелательное, хотя сравнительно с вышеупомянутою ложною клятвой несколько менее преступное: у клятвопреступника ложь, обман. явились лишь с течением времени, отсутствуя в момент произнесения клятвенного обещания; а у ложно клянущегося эти условия, между тем, на лицо всегда. Впрочем, со стороны существа своего тот и другой пороки преступны всецело, как стоящие в ясном и полном несоответствии с требованиями нравственного закона.