Что такое клаузура в дизайне
Что такое клаузура в дизайне
у меня возник вопрос.
почему не советуют тратить много времени на эскизирование?? а как же самое главное? идея?
или она должна быстрее приходить?:)
Чтобы мы не запутались в понятиях, сразу хочу пояснить, что эскизированием я называю процесс первоначальных поисковых набросков и зарисовок, из которых выбирается лучший для более детальной проработки на основном поле листа.
Теперь, собственно, ответ на вопрос:
Во-первых, нельзя сказать, что самое главное в клаузуре именно идея. А подача? Умение грамотно выразить свою задумку?
Очень часто приходится, к сожалению, сталкиваться с ситуацией, когда студент говорит «я уже знаю, что хочу сделать, но не могу этого изобразить».
Знакомо?
А во-вторых, главное, как Вы подчеркнули, именно в Идее. Не в деталях.
Детали будут меняться, утрясаться, и определяться в ходе всей следующей работы над проектом. А на клаузуре много времени уходит именно на придумывание деталей, а не общей формы.
Поэтому я и считаю, что одного часа из четырех работы над клаузурой для выработки концепции более чем достаточно.
кажется стало яснее:)
но хорошую подачу пока действительно сделать трудно.
будем работать над этим:)
спасибо!
PS я забыла подписаться! это Саша Оганезова:)
Что такое клаузура в дизайне
Путь от возникновения творческой идеи до воплощения, сформированного дизайнером комплексного тематического художественного образа предметно-средового пространства, непрост, и во многом зависит от личностных эмоционально-психологических особенностей автора, а также его профессиональной подготовки. Но именно здесь, на этапе фантазийного поиска и кажущегося главенства творческой неопределенности, имеется возможность внести элемент упорядоченности – применить системно-структурный метод [5]. В создании концепции образного решения предметно-пространственной среды [1], которая могла бы послужить базой для детализации колерных карт, фактур и текстур проекта, форм будущих объектов и т.д. неоценимую помощь окажет выполнение дизайнером художественной «клаузуры на образ» (рисунок 1), особенности которой опишем ниже.
Рис.1. Роль и место поисковой клаузуры в формирование художественно-эстетического образа проекта
Разработка тематической клаузуры основывается на комплексе субъективных предметно-образных ассоциаций дизайнера, которые появляются при творческом осмыслении и формировании художественной идеи проекта. Возникающие в воображении цветовые представления, реальные, фантасмагорические или стилизованные формы фиксируются на бумаге в различных композиционных вариантах [ 2]. На рисунке 2 представлены примеры подобных поисковых тематических работ. Рассмотрим их с позиции художественных объектно-композиционных особенностей.
Рис.2. Поисковые образно-тематические клаузуры
На рисунке 2(а) приведена клаузура, разработанная на проектную тему «Библиотека подарков» предметно-пространственного наполнения торговой зоны. Центром композиции является раскрытый подарок с надкусанным яблоком внутри. Это личностное авторское восприятие легкой ироничности по отношению к самой сути оригинальных подарков – каждый человек в тайне ждет подарка, причем неожиданного подарка, который мог бы и немного шокировать, и поднять настроение, и привести в восторг. Именно такая смысловая нагрузка заложена в образе надкусанного яблока. В клаузуре автор также предусмотрел и очевидные параллели с реальным материальным миром с его полезными и функциональными подарками: надкусанное яблоко у современного креативного человека ассоциируется с продукцией известной американской мировой фирмы по производству электронных гаджетов. В представленной клаузуре интересно проследить развитие композиционно-пространственного построения, идущее в разных направлениях вдоль открытых створок коробки, где угадываются атрибуты различных игр и иных возможных оригинальных подарков. Палитра работы построена на нюансных сочетаниях. Формирование визуальных цветовых акцентов осуществляется за счет тональных контрастов: выгоревший золотой цвет, ахроматические цвета и холодные серые оттенки. Клаузура с художественной точки зрения представляется законченным тематическим произведением.
На рисунке 2(б) представлена поисковая клаузура к дизайн-проекту предметно-пространственного наполнения салона художественных товаров, смысловой доминантой которого послужила сказка Льюиса Кэрола «Алиса в стране чудес». В композиционном построении присутствуют фантасмагорические образы, связаны с этой сказкой, такие как: белый кролик, масти игральных карт, шахматный орнамент, клубы сказочного дыма и др. В данной работе художественным акцентом является «палитра» в виде необычных сказочных часов, которая ассоциируется автором с источником появления невероятных событий и объектов. Все элементы клаузуры, расположенные в пространстве по спирали, зрительно как бы раскручиваются из композиционного центра. По замыслу автора это «движение», происходящее против часовой стрелки, не только наводит на ассоциацию с одной из сюжетных линий сказки Льюиса Кэрола (время может остановиться и пойти вспять), но и непосредственно соотносится со спецификой посетителей художественного салона. Это – творческие люди искусства. Попадая в салон (в свой мир палитр, красок, кистей и холстов), время для них, образно говоря, останавливается. Поэтому автор полагает, что часы, идущие в обратную сторону, изображенные на клаузуре, смотрятся здесь достаточно уместно и органично.
Несмотря на то, что клаузура, как упоминалось выше, сама по себе является законченным художественным произведением – зримым воплощением творческих идей автора, для дизайнера она также является ступенью к материальному предметно-пространственному воплощению тематического проектного замысла – созданию объектов интерьера (рисунок 1). Рассмотрим это на примере.
Клаузура, представленная на рисунке 3, выполнена в рамках дизайн-проекта магазина осветительных приборов. Композиционное построение работы автор связал с основным назначением проектируемого предметно-средового пространства – выставка-продажа осветительного оборудования. Поэтому в центре клаузуры мы видим лампу, которая присутствует во всех приборах, дающих свет. Сам по себе этот предмет прост и утилитарен. Но пространство, которое окружает лампу, и в котором она заключена, сложно и полно эстетической гармонии. Световые потоки наполняют это пространство, освящая его, отражаясь и преломляясь в различных конструктивно-геометрических образованиях, которые символизируют и подчеркивают стиль, образ и ритм современной жизни. Цветовую гамму клаузуры автор отождествляет таинственному цвету космоса, с которым человек обычно ассоциирует бесконечное пространство.
Поисковая образно-тематическая клаузура оформления экстерьера магазина осветительных приборов
Потолочная крепежная конструкция
В палитре клаузуры присутствует 6 основных цветов и оттенков, связанных с определенным авторским предметно-понятийным аппаратом: старое золото – элегантность и роскошь дизайна; серо-голубой – свобода и пространство; светло-серый и черный – лучи света, прорезающие мрак; коричневый – благородный цвет дерева; темно-серый – тишина и спокойствие.
Данная клаузура явилась образно-тематической основой для создания элементов предметно-пространственной среды магазина осветительных приборов (рисунок 3): входная группа, кассовая стойка, потолочная крепежная конструкция, стол и др. Рассмотрим художественно-эстетические характеристики некоторых объектов в контексте выявления параллелей с выполненной клаузурой.
ВХОДНАЯ ГРУППА. Композиционно, конструкция объекта, как и на клаузуре, имеет четко выраженный смысловой центр в виде яркого желто-красного светящегося образования, а также темные (с коричневой деревянной текстурой) элементы (стойки, верхняя навесная выступающая панель и др.), расположенные по периферии.
СТОЛ. Общая поэлементная структура объекта имеет художественно-образное построение аналогичное входной группе – композиционный центр в виде зеленых, красных и желтых геометрических фигур, окруженный коричневыми деревянными элементами конструкции стола.
Предложенные выше концептуальные подходы с использованием поисковой художественной клаузуры при разработке дизайна предметного наполнения различных средовых пространств, на наш взгляд, является не только полезным, но и необходимым элементом проектной деятельности. Поскольку позволяет в значительной мере систематизировать чрезвычайно сложный и многовариативный процесс творческого поиска и детализации тематического образа.
Рецензенты:
Умняшкин В.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой дизайна Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск;
Ковычева Е.И., д.искусствоведения, профессор Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск
12. КЛАУЗУРА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Время чтения: 5 минут
Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности студентов.
В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения,образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыковяркого отражения творческих замыслов в графике и макете.
Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах.
В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название «шарабан».
С подобным форматом работы мы уже неоднократно сталкивались, но до сих пор еще возникают вопросы на тему того, «а какой она должна быть?»
— Во-первых, образной.
Клаузура предполагает первичное, свежее восприятие темы. Первые эмоции самые сильные, поэтому первое представление о теме бывает наиболее верным, образным, ярким. Таким образом, клаузура в учебном проектировании ставит главную задачу образного решения поиска темы проекта.
Клаузурный набросок должен содержать полную информацию, необходимую для развития образа. В состав клаузуры могут входить рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место обычно получает перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде.
Любое изображение должно быть снабжено необходимыми подписями. И это не только название (план второго этажа, фасад и т.д.), это еще и экспликации, выноски с указанием материалов, масштабы, короче говоря, все то, что позволяет получить наиболее полную информацию об объекте проектирования.
— В-третьих, грамотно поданной.
Безусловно, не у каждого студента, да и не у любого матерого дизайнера есть свой стиль работы, любимые приемы и узнаваемая манера подачи материалов. Но к этому нужно стремиться. И клаузура помогает выработать свой графический «почерк» лучше чем любые другие задания.
Необходимо только помнить, что исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.
При оценивании клаузур учитывается абсолютно все: компоновка листа, размещение изображений на листе, их масштабность и т.д.
Качество изображений: их выразительность, контрастность, яркость (даже грамотность отрисовки перспективы) и еще многое другое.
Обязательное внимание обращается на шрифты. И это не только шрифт заголовка, но и все тексты, сопровождающие изображения.
При выполнении клаузуры обязательно использование цвета!
Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.
В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты.
В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу.
Клаузурный метод.
Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов. Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.
Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.
Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.
Программа на клаузуры.
Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4—8 ч или одного-двух дней.
Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее.
Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.
Клаузура на свободную тему.
На первых занятиях семестра для побуждения начале творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру по одной теме одновременно на III и IV курсах.
Клаузура по основной теме.
После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.
Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры.
В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.
По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным друг с другом, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на IV курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.
Зачетная клаузура.
Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии.
Обсуждение клаузуры.
На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Это важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес.
Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.
Как графическое упражнение для развития творческих способностей, концентрации внимания и организации своего рабочего времени.
Информационно-поздравительный объект во дворе государственного заведения..
Материалы и инструменты: белая, цветная и черная бумага формата А-3, акварель, цветные карандаши, черный фломастер, линер. Эскизирование: 2,3 эскиза.
«Гараж для вьюги» или «Домик Деда Мороза».
Материалы, инструменты: белая, цветная и черная бумага формата А-3, акварель, цветные карандаши, черный фломастер, линер, гуашь.
Материалы, инструменты: белая, цветная бумага формата А-3, пастель, цветные карандаши, фломастеры, линер, гуашь, кисти.
11. Логотип. Понятие логотипа как графического образа знака для обозначения видов трудовой деятельности человека
Энциклопедическое толкование слова «клаузура» – это эскиз, набросок идеи, первоначальный замысел решения архитектурной задачи.
Как же связать эти значения с толкованием слова?
Заглянем в историю
Дело в том, что ещё в шестнадцатом веке в первых академиях архитектуры и искусства Германии, Франции, Англии, Швеции, а позже и в России (Санкт-Петербург) обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре проходило по общей для всех факультетов программе.
В конце семестра необходимо было оценить истинные знания каждого студента. Поэтому и возникла довольно необычная система проверки навыков и способностей учеников. Их рассаживали по одному в отдельные помещения и запирали на замок (clausere, klouso). Они должны были в одиночку выполнить задание. Самостоятельная работа продолжалась до шести часов. Итогом творчества являлось графическое изображение или макет – клаузура.
Знакомимся с современной клаузурой
Клаузура – это учебные упражнения, помогающие развивать способность мыслить нестандартно.
Цели могут быть различны:
Студенты могут знать о предстоящей работе, а вот её тема заранее иногда неизвестна. Ставятся разные задачи, для решения каждой отводится определённое количество времени. В зависимости от целей существуют клаузуры разных видов. У каждого преподавателя имеется множество таких упражнений собственной разработки.
Клаузура – это метод и технология, применяемая при обучении творчеству и профессионализму. Помогает выявить индивидуальные возможности каждого студента, развить его самостоятельность в решении задач. Ученики должны правильно рассчитать отведённое им время и применить все свои практические навыки.
Клаузура – это вид работы над проектом, помогающий сконцентрировать творческий потенциал и проявить своё видение заданной темы. Здесь в самых первых набросках определяется композиция архитектурного и художественного замысла. При этом преследуется цель представить образ, отталкиваясь от которого, можно будет создать эскиз. К примеру, в состав клаузуры дома могут войти рисунки фасада, примерные разрезы, ориентировочная планировка. А основным станет вид объекта в перспективе или проекция, наиболее удачно поясняющая идею архитектора.
Выполнение архитектурных клаузур
Цель клаузуры – получить общее визуальное представление проекта, выявить композицию архитектурного замысла. В самом первом наброске содержится подборка материала для оформления идеи. Он должен быть максимально обобщён и ярок. В клаузуре жилого дома, например, определяется место его расположения с учётом сторон света и границ участка. Намечается образ силуэта здания, варианты ближайших строений.
Темы клаузур не объявляются заранее, поэтому требуются простые и эффективные приёмы графики. Это растушёвка углём, сангиной и соусом; штриховка пером, угольным и свинцовым карандашом. Ограничение по времени вынуждает применять тушь и акварель в один слой и т. д. Манера исполнения всегда соответствует жанру заданной темы.
Необходим навык отобразить самые существенные стороны проекта в максимально короткие сроки. Приобрести такой опыт можно только при многократном выполнении набросков, рисунков и упражнений в проектировании.
Сегодня клаузуры в архитектуре становятся методом систематически применяемых упражнений. Это эффективнейший приём обучения в современных архитектурных и художественных школах.
Требования к клаузуре
В результате совершенствования методики развития творческих способностей были разработаны определённые требования к её применению.
Избавляемся от стереотипов
Интересный пример группового упражнения – клаузуры «Как за час очистить от стереотипов сознание или разрыв шаблона».
Так раскрепощается сознание студентов и достигается свобода изображения.
Творческий поиск в архитектурном проектировании
Важна живость мышления, навыки профессионального выражения идеи. Методика для поиска проектного решения содержит клаузуру, эскизную идею и варианты эскизов. Упражнения проводятся циклом. Каждый раз повышается сложность задания. Визуальный образ объекта зависит от концепции, лежащей в основе любого дизайн-проекта.
Пробуем начать
Вот как это выглядит на примере клаузуры детской площадки.
За время до 6 часов нужно:
Самый яркий и захватывающий проект – «Диснейленд».
Клаузура в дизайне
Трудно предугадать, как возникшая творческая идея воплотится в художественный пространственный образ. Кроме таланта дизайнера важен и уровень его профессионализма.
Именно при полёте фантазии, когда кажется, что главное – творческая неопределённость, можно применить разработанные технологии. Для этого и применяется метод клаузуры. Дизайнер выполняет упражнение на образ.
Создаётся идея в предметном воплощении. Она уточняет цветовой ряд, материалы, текстуру, вид будущего объекта. Клаузура – сама по себе законченное художественное произведение. А для дизайнера это ещё и важная ступень к воплощению своих идей в жизнь.
Завершающий этап – обсуждение
Обсуждение – элемент корректировки клаузуры. На этом этапе отмечают её плюсы и минусы. Это активный элемент обучения и важный момент в проведении последовательного ряда клаузур. Этап обсуждения помогает учитывать выявленные недостатки в работе над очередным упражнением. В цикле каждая следующая клаузура должна быть качественней предыдущей.
Анализировать результат студент может самостоятельно. На возникающие вопросы сразу стараются найти всевозможные ответы.
Во время коллективного обсуждения получается своеобразный конкурс. При участии в анализе работ сокурсников ученик усиленно развивает свою творческую фантазию. Он может примерно определить свой рейтинг.
Создать цельный гармоничный образ по заданной теме, учитывая при этом технические особенности осуществления проекта, – достаточно сложная задача. Использование клаузуры как эффективной системной методики на сегодняшний день интересно и актуально.