Что такое кинетическая скульптура
Неспящие скульптуры: 7 образцов кинетического искусства
Посмотрим, как искусство соединяется с наукой и инженерным мышлением на примере семи произведений кинетического искусства.
Классическое искусство статично: картины или скульптуры не двигаются и позволяют спокойно себя рассматривать. Кинетическое искусство живёт лишь в движении. Это мобили, которые перемещаются под порывами ветра; это хитроумные механизмы, которые похожи на новые, неизведанные формы жизни; это странные приспособления, которые пародируют саму идею техники — или освобождают её от принципа целесообразности.
Как таковое кинетическое искусство появляется в начале XX века. В советском и европейском конструктивизме художники пытались представить себе слияние искусства, науки и технологии. Знаменитая башня Татлина — проект памятника III Коммунистического интернационала — это движущийся, а не статичный объект. Башня должна была состоять из трёх уровней, каждый из которых вращался в своём ритме: нижний куб — со скоростью один оборот в год, пирамида — один оборот в месяц, верхний цилиндр — оборот в сутки. Одновременно с этим на облака должны были проецироваться злободневные лозунги.
Работы Марселя Дюшана и дадаистов демонстрировали совершенно другой подход к искусству. «Колесо от велосипеда» — один из первых образцов реди-мейда, то есть объекта, который становится объектом искусства при изъятии из привычной среды. Колесо Дюшана вращалось, как и обычное колесо велосипеда — но не для того, чтобы куда-то ехать, а для того, чтобы изобразить саму идею движения.
В этой подборке мы собрали несколько наиболее ярких образцов современного кинетического искусства. Это та область, где инженерная мысль сочетается с художественным воображением. Главная особенность кинетического искусства в том, что процесс здесь важнее формы. Это значит, что понять его можно, только увидев вживую — или, как в нашем случае, на видеозаписях.
Технологический Франкенштейн Survival Research Laboratories
Кинетическое Искусство (немного подробностей)
Прелюдия
Многим известный ролик нидерландского художника, механика и кинетического скульптора — Тео Янсона
Начало
Итак, считается что Кинетик Арт (да, я специально не перевожу это словосочетание, дабы сохранить его изящность) появился на свет в конце XIX века когда на Всемирной выставке в Париже 1878года было представлено изобретение российского математика Пафнутия Львовича Чебышева – «стопоходящая машина». Это изобретение в высшей степени поразило посетителей выставки тем, что «казалось воистину живым» и эта схожесть будоражила воображение, заставляя «чувствовать в нём жизнь и душу». Чебышев, конечно же, даже и не подозревал, что тем самым дал толчок к развитию новой ветви изобразительного искусства – Кинетическому Искусству.
Развитие
Впервые кинетическое искусство было упомянуто в «Реалистическом Манифесте» Наума Габо, брата Антуана Певзнера, которые вдвоём выступили пионерами кинетик арта и в своём манифесте критиковали кубизм и футуризм. А первой кинетической скульптурой было названо «Велосипедное Колесо» Марселя Дюшампа.
В начале 30х годов Александр Колдер получил известность как кинетический скульптор когда в 1932 году выставил 30 динамических абстрактных скульптур, которые он назвал «Мобиль». В своих скульптурах он не использовал гипс. Его основным материалом были: проволока, дерево, металл, эбонит, листовое железо, ртуть, болты и т.д… В некоторых мобилях использовался электрический мотор.
В противопоставление мобилям Колдер создавал «стабили» — статические скульптуры, иногда комбинируя их со своими (и не только) холстами. Мобили и стабили контрастировали между собой как движимое и недвиджимое, динамика и статика, белое и чёрное.
Little Universe 1931 год
Mobile 1934 год
Mobile 1935 год
Jacaranda 1949 год
С 1950-х Колдер по преимуществу занимался монументальной скульптурой. В 1952 Колдер получил большую премию Венецианской Биеннале. А в 1966 опубликовал «Автобиографию с картинками». Умер от сердечного приступа после открытия своей большой ретроспективной выставки в нью-йоркском музее Уитни.
… маленькое лирическое отступление =) все знают фильм «Служебный Роман» Эльдара Рязанова? Отлично. Диалог Самохвалова и Людмилы Прокопьевны в гостях у Самохвалова (над их головами висит затейливо двигающаяся люстра из цветных пластин, оба смотрят вверх):
— Забавная вещица…
— Это Мобиль.
— Мобиль?
В начале 50х годов за дело взялся сын служащего компании Nestle – Жан Тэнгли. Его работы, как и работы Колдера, создавались из промышленных материалов, но Тэнгли больше предпочитал металл. Основное влияние на творчество молодого скульптора произвёл Дадаизм, который виден сквозь чёткий хаос и присутствует практически во всех его работах. Судите сами:
Наши Дни
В настоящее время примеры кинетического искусства нашли широкое применение в организации различных выставок, шоу, в оформлении парков и площадей.
К современным кинетическим скульпторам прежде всего относят Тео Янсона – нидерландского художника, механика и скульптора, который создаёт огромных существ, напоминающих скелеты животных из легких пластиковых труб и шарнирных элементов. Эти «существа», как он сам их называет, способны самостоятельно передвигаться по ровным поверхностям под действием ветра.
Конечно сейчас кинетик арт не является отдельным и обособленным видом искусства и динамично сливается со многими другими. Его приёмы «оживления» помогают почувствовать и понять новые грани художественной мысли.
Ну что ж, надеюсь, мне удалось приоткрыть ваш взгляд на кинетическое искусство и сформировать определённое мнение. В любом из случаев, вы точно не зря потратили время 😉
Завораживающие кинетические скульптуры
Современные художники и скульпторы уже давно вышли за рамки общепринятого понятия «изящное искусство». Они стали настоящими изобретателями и в результате создали отдельное художественное направление, получившее название «кинетическое искусство». Кинетизм основан на простой идее: под воздействием ветра, света и движения можно создать потрясающий художественный объект, который буквально «оживает» на глазах зрителей. В нашей подборке — самые впечатляющие примеры кинетических скульптур, созданные деятелями совриска.
ОБИТАТЕЛИ ПЕСЧАНЫХ ПЛЯЖЕЙ ТЕО ЯНСЕНА
КОСМИЧЕСКИЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ ЭНТОНИ ХОУ
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ОТ ТАМАРЫ КВЕСИТАДЗЕ
ГИПНОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ БОБА ПОТТСА
ВОЛШЕБНЫЙ ДОЖДЬ ОТ ART+COM
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ ЦОЯ УРАМА
КЛАССИКА — ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ: УДИВИТЕЛЬНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ЛИ ХУНБО
Математика во плоти
Что такое кинетическое искусство и как оно работает
Архитектура — застывшая музыка. Это избитое выражение, приписываемое немецкому философу и теоретику искусства Фридриху Шеллингу, касается «большой» архитектуры. Однако с середины XX века художники все больше тяготеют к особым «малым» архитектурным формам — кинетическим скульптурам, которые застывшими назвать уже нельзя. Напротив, эти скульптуры, отдельные элементы которых, взаимодействуя, перемещаются по причудливым траекториям, завораживают зрителя постоянным движением. О кинетических скульптурах пишут книги искусствоведы, спорят посетители выставок. Совместно с Музеем современного искусства «Гараж» мы попытаемся взглянуть на них под другим углом — глазами математика.
С 17 марта по 9 мая в Музее современного искусства «Гараж» проходит «Трансатлантическая альтернатива» — первая в России крупная выставка, посвященная кинетическому и оптическому искусству Восточной Европы и Латинской Америки. На ней экспонируется более сотни произведений искусства 1950–1970-х годов, в том числе кинетические скульптуры, картины, рисунки, видео и инсталляции, а также уникальные архивные материалы. Логическим продолжением выставки «Трансатлантическая альтернатива» будет открытие «Атома» Вячеслава Колейчука — реконструкции монументальной цветодинамической скульптуры, стоявшей у истоков кинетического искусства в России. Мы решили разобраться, как устроен «Атом» и другие кинетические скульптуры.
Александр Колдер (Alexander Calder)
Американский скульптор (1898–1976), в начале 1930-х годов обратился к изготовлению динамических конструкций — так называемых «мобилей». Первые «мобили» Колдера приводились в движение моторами, но впоследствии, стремясь к созданию динамических систем, способных отражать постоянную изменчивость природы, Колдер перешел к «естественным» способам динамизации формы, а именно к конструкциям с неустойчивым равновесием, способным приходить в движение от малейшего колебания воздуха.
В своих работах Колдер использовал механизмы на основе рычажных весов — вращающиеся под действием потоков воздуха конструкции из проволоки и металла. К созданию таких «мобилей» применить классическую механику и математику довольно сложно, поскольку каждый из них состоит из большого числа частей совершенно разной формы. Скорее всего, параметры элементов скульптур — плоских грузиков разнообразной формы, расположенных иерархически, — определялись опытным путем, поскольку первую свою скульптуру Александр Колдер построил еще в 1930-х годах. Кстати, многие историки искусства считают, что он был первым, кто определил контуры «мобильного» направления кинетического искусства.
Впрочем, в настоящее время для разработки подобных конструкций можно использовать компьютер и метод конечных элементов, когда виртуальную модель разбивают на отдельные очень маленькие элементы, к которым применяют известные простые физико-математические законы и правила — правило равновесия рычага, правило нахождения центра тяжести плоской фигуры и так далее. Например, центр тяжести кольцевого сектора, который встречается в работах Колдера, рассчитывается по следующей формуле:
Часто повторяющийся у Колдера мотив — сложно устроенные и вложенные друг в друга «весы». Мобили, построенные по этому принципу, породили множество подражаний, а в интернете даже появляются инструкции, как сделать такой мобиль своими руками, без привлечения сложных вычислений:
Тео Янсен (Theo Jansen)
Нидерландский художник (родился в 1948 году), известен своими «искусственными формами жизни» — скелетообразными фигурами, способными передвигаться по песчаным пляжам под воздействием силы ветра. Генетические алгоритмы Янсена способны симулировать биологическую эволюцию видов.
В работах Тео Янсена находят применение идеи стопоходящей машины, основной узел которой переводит вращательное движение в поступательное. Скульптуры Янсена напоминают причудливые существа, которые ловко перебирают десятками ног и с легкостью движутся под действием ветра. Сам художник называет их «пляжными зверями», Strandbeest. Однако в действительности научить «зверей» ходить не спотыкаясь не так-то просто — необходимо не только корректно спроектировать каждую ногу, но и организовать их совместную работу. Для этого скульптору нужно решить систему нелинейных алгебраических уравнений, вытекающих из теоремы Пифагора.
Вот конкретный пример. Рассмотрим два рычага 1 и 2, соединенных шарниром в точке 5. Допустим, нам известны координаты концов 3 и 4 и мы хотим найти положение шарнира. Для решения этой задачи необходимо аналитически или численно решить систему двух нелинейных алгебраических уравнений, где L1 и L2 — это гипотенузы двух прямоугольных треугольников (длины рычагов), а x4 − x5, y4 − y5, x3 − y5 и y3 − y5 — это длины катетов. Как известно, эти величины связывает между собой теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Разумеется, каждая «нога» содержит больше двух шарниров, а потому задача, которую предстоит решить художнику перед постройкой скульптуры, гораздо сложнее. Так или иначе, она сводится к оптимизации узлов — то есть подбору таких длин рычагов, при которых конструкция будет двигаться плавно, без толчков. Наконец, после того как скульптура будет спроектирована, необходимо сделать оптимизационные прочностные расчеты и убедиться в том, что она не сломается. Тут пригодятся знания, которые аккумулирует легендарная наука под названием сопротивление материалов (или, как ее сокращенно называют студенты, «сопромат»). И только после проведения всех расчетов скульптор может браться за инструменты, чтобы собрать конструкцию из пластиковых трубочек, деревянных брусков, скотча и полиэтилена.
Кстати, первым человеком, который стал применять высшую математику для проектирования подобных конструкций, был наш соотечественник Пафнутий Чебышёв, стопоходящая машина которого получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и сейчас хранится в Политехническом музее в Москве. Впрочем, механические «звери» Тео Янсена ушли гораздо дальше — они запасают энергию ветра, надувая упругий «желудок», состоящий из пластиковых бутылок, умеют определять тип почвы, по которой ходят, и выбрасывают якоря, если ветер дует слишком сильно. Все это удается им без привлечения сложной электроники.
Лимэн Уитакер (Lyman Whitaker)
Американский художник, чья творческая биография насчитывает уже более пятидесяти лет. Последние тридцать лет он посвящает свои усилия «ветряным скульптурам» (Wind Sculptures).
Тогда как «мобили» Александра Колдера нужно демонстрировать в закрытом помещении, работы Лимэна Уитакера требуют дуновения ветра, от которого они начинают вращаться и создавать нужный «эстетический» эффект. В его работах используются законы аэродинамики, а сами скульптуры представляют собой своеобразные приборы для замера скорости ветра (анемометры, ветромеры).
Скорее всего, на создание мобилей Уитакера натолкнуло вращение традиционного флюгера с анемометром в виде четырех полусфер, которые используют метеорологи. Впрочем, сам автор утверждает, что черпает вдохновение в природе — в раскачивании травы и деревьев под действием ветра. Современные компьютерные программы позволяют моделировать геометрию обтекания газом или жидкостью сложных статичных или подвижных конструкций, однако Уитакер работает «по наитию», определяя профили каждого из «мельничных крыльев» опытным путем.
Обтекание тела воздухом описывается законом сохранения энергии — потенциальная энергия переходит в кинетическую и обратно, но сумма энергий остается постоянной. В газодинамике потенциальная энергия определяется давлением потока, а кинетическая — скоростью потока. Вместе их связывает формула, открытая Даниилом Бернулли в начале XVIII века. На рисунке видно, что скорость потока воздуха над крылом выше скорости потока под крылом.
Перепад давлений под крылом и уравнение Бернулли
Что такое кинетическая скульптура
Время изготовления около 120 часов, и очень много размышлений.
В качестве инструментов в процессе изготовления использовался пневмомолот, кувалды разных весов, всякого рода топоры и пуансоны для нанесения фактуры, сварочный полуавтомат, угловые и прямые шлиф машины.
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», TOY, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Интересная кинетическая штуковина
Кинетическая скульптура
Не так давно, в сети появилась забавная штуковина от японского дизайнера Росса Максуини, и знатно нашумела в интернетах. Я решил ее повторить.
Для контраста мы будем использовать мореный и простой дуб. След. Этапом, при помощи чпу станка делаем все элементы пазла. Не буду вдаваться в подробности, думаю что в итоге все будет понятно наглядно. Да и к тому же я не знаю как правильно все эти элементы называются. Знаю только то, что их очень много.
Для создания имитации волн, делается хитрая конструкция, ее детали вы и видите на экране.
Ну и наконец сборка, очень кропотливая работа, вообще на этот проект у ас ушло больше 2-х недель ежедневной работы
Конечно же, для полного феншуя, по волнам должна плавать лодочка, ее мы и делаем.
Полный процесс проще посмотреть в видео, оно в конце поста, да и механизм в действии просто необходимо видеть. Приятного просмотра.
Кинетическая скульптура Росса Максуини
Пляжные животные Тео Янсена
Скульптор Тео Янсен работает в необычном жанре – кинетическая скульптура. Материалом для его творений может стать буквально что угодно – бутылки из пластика, дощечки, скотч или деревянные бруски. Из всего этого автор создает монументальные творения, напоминающие скелеты доисторических животных или гигантских насекомых.
Каждый из «пляжных зверей» сконструирован из множества пластиковых трубочек, бутылок, деревянных брусков, полиэтилена и скотча, имеет оригинальное имя и только ему присущий характер.«Зверушки» Янсена могут распознавать тип грунтового покрытия и воду, могут обходить препятствия, а также пригибаться к земле на время шторма.
Кинетическая скульптура «Дождь»
Аэропорт Чанги, Сингапур.
Кинетическая скульптура Di Octo
Di-Octo — 7,5-метровая металлическая конструкция, приводимая в движение силой ветра