Что такое кинесика в психологии
Что такое кинесика в психологии
Аннотация: Невербальное общение — вид общения без использования слов.
Статья:
Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.
В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.
Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.
Невербальное общение — вид общения без использования слов.
Основы невербального общения
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.
Типы невербальной коммуникации
Также невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:
К естественным экспрессивным относятся:
Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).
К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:
Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.
К профессиональным средствам относятся:
Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.
К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:
Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать как:
Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –
Средства альтернативного общения.
Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.
При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления:
Т.о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения.
Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.
Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – «иди сюда», хлопок – «хочу пить», звонок – «хочу пить» и т.д.
Блисс-язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах (используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).
Коммуникативные (лингвистические) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.
Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.
На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.
Леб-система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.
Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания, прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.
Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.
На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.
С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.
Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.
Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.
Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить), поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.
Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.
Таким образом, использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии, желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.
Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей (особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.
Литература
Язык жестов с точки зрения психологии. Что такое кинесика
Самая важная составляющая общения – коммуникация, то есть обмен информацией. Если спросить, что играет главную роль в этом обмене, то большинство опрошенных назовут слова, речь, язык. И ошибутся. Речевые или, как говорят психологи, вербальные средства, конечно, участвуют в общении, но на их долю приходится не более 20 % передаваемой информации. А остальные 80-90 % передаются с помощью невербалики, главным образом языка жестов, мимики и пантомимики.
Что такое кинесика
Преобладание неречевых средств в общении только на первый взгляд кажется удивительным. А если подумать, то несложно понять, что наши телодвижения, позы, мимика не просто оформляют общение, а несут основную часть информации. Ведь один только взгляд, улыбка, движение брови или взмах рукой могут изменить значение речевого высказывания на прямо противоположное. Например, выражение «Какой ты умный!» далеко не всегда комплимент. А слова «Какой же ты дурачок!» не обязательно являются оскорблением.
Движения, как средства общения, часто называют жестами. Такая широкая трактовка этого понятия привычна и принята в обыденной речи. Но в социальной психологии жестами называют лишь сравнительно небольшую часть коммуникативных движений. А в отношении их всех чаще используют понятие «кинетические средства» или «кинемы» по аналогии с фонемами – частицами речевых средств.
Кинетические средства – это движения или любые визуально различимые изменения, которые происходят в организме человека и несут информацию о его состоянии. Например, покраснение кожи лица – свидетельство смущения или гнева, а побледнение – страха или слабости. Наука, изучающая роль телодвижений и жестов в общении, называется кинесикой.
Существует три группы кинем, которые имеют свои особенности и играют разную роль в передаче информации.
Врожденные экспрессивные движения
Все невербальные средства «старше» речевых, но и среди них есть свои долгожители. Древнейшими кинетическими средствами являются так называемые экспрессивные реакции или экспрессивные движения, которые имеют врожденный, рефлекторный характер.
К экспрессивным реакциям относятся видимые невооруженным глазом изменения, происходящие с человеком при переживании им различных эмоций. Природа экспрессивных движений физиологическая, они обусловлены тем, что под влиянием того или иного настроения меняются и физиологические процессы: гормональный фон, работа сердечно-сосудистой, пищеварительной, двигательной системы, характер потоотделения и т. д.
Если эти изменения проявляются внешне, то они служат достоверным источником информации об эмоциональном состоянии индивида. Например, переживание чувства страха сопровождается выбросом адреналина в кровь и учащением сердцебиения. Из-за прилива крови к сердцу ухудшается снабжение ей головного мозга – человек бледнеет, может испытывать слабость, головокружение, даже потерять сознание. Мышечная слабость в свою очередь проявляется в треморе – дрожании конечностей. Выброс адреналина приводит и к изменению зрачков – они становятся большими, заполняющими почти всю радужку.
В состоянии гнева, напротив, человек часто краснеет. О том, кто находится в ярости, часто говорят, что ему кровь бросилась в голову. И это именно так. В отличие от того, кто переживает страх, у разозленного человека зрачки сужаются. Его мышцы напрягаются – сжимаются кулаки, а на скулах появляются желваки.
К врожденным экспрессивным движениям, участвующим в процессе общения, относят следующие реакции:
Особенность врожденных экспрессивных реакций в их рефлекторном характере, поэтому человек не может ими управлять и с трудом контролирует. Так, мы не можем покраснеть или побледнеть по собственному желанию, если, конечно, не вызвать соответствующее воспоминание. Но мало кто переживал в жизни такую ситуацию, чтобы при одном только воспоминании о ней бросало в краску.
Поэтому кинетические средства несут самую правдивую информацию. Исключением является улыбка, которая тоже относится к врожденным экспрессивным движениям. Она настолько ценится в общении, что человек научился ей управлять, правда, не до конца. В улыбке участвуют не только мышцы вокруг губ, но и глаза, в том числе их выражение, своеобразное напряжение мышц, изменяющее разрез глаз. Поэтому неискренняя, дежурная улыбка, в которой не участвуют глаза – это ничего не значащий акт вежливости, демонстрация зубов без кариеса. Такую улыбку еще называют голливудской.
Чтобы получить правдивую информацию о состоянии партнера и его отношении к теме разговора и собеседнику, нужно не просто знать значения экспрессивных движений, но и быть наблюдательным человеком. Впрочем, частично эту информацию мы получаем неосознанно, на интуитивном уровне, поэтому часто не можем объяснить, почему нам нравится или не нравится какой-то человек.
Пантомимика, мимика, позы
В следующую группу кинетических средств общения входят мимические и пантомимические движения. Они очень разнообразны и тоже несут информацию, прежде всего, об эмоциональном состоянии человека, его отношении к партнеру и оценке ситуации общения.
Например, хорошо демонстрирует эмоциональное состояние походка. В унылом, грустном, подавленном настроении человек движется медленно, его плечи и голова опущены, руки безвольно свисают вдоль тела, а ноги с трудом отрываются от земли, поэтому шаркают. А в хорошем, бодром настроении человек идет энергично, его шаги четки и уверенны, хорошо заметна отмашка руками, а голова поднята вверх.
Особенности пантомимики
Все наши телодвижения в значительной степени связаны с физиологическими процессами, не исключение и пантомимика. Например, когда человеку страшно, он испытывает чувство холода, поэтому непроизвольно сжимается, втягивает голову в плечи, обхватывает себя руками. Движения его становятся экономными, так как он старается «спрятаться» — быть незаметным, занимать как можно меньше места.
А вот гнев, сопровождающийся повышенным мышечным тонусом, является причиной резких, размашистых и часто плохо скоординированных движений. Человек может делать сильные рубящие движения ладонью, стучать кулаком по столу или по своей ладони, грозить указательным пальцем. Во время письма у разгневанного человека ручка бывает прорывает бумагу из-за слишком сильного нажима и резких движений.
Напротив, в хорошем доброжелательном настроении человек совершает плавные, округлые движения. Он спокоен, поэтому в движениях нет резкости, и ничего не боится, значит, открыт миру.
Несмотря на связь с физиологией, человек может управлять своими движениями и контролировать пантомимику и мимику. Именно эта область кинесики является основной для построения сценического образа у актеров, для передачи настроения и характера персонажей.
Управлять своими движениями учатся и политики под руководством психологов. Это важно, чтобы уметь скрыть свои намерения или продемонстрировать нужное отношение к партнеру и теме разговора.
Мимика
Мимика, как средство общения, играет столь важную роль, что дети учатся ее понимать буквально с рождения. 2-3-месячный малыш уже улыбается в ответ на улыбку мамы и плачет, когда она сердито хмурится.
У человека 18 основных мимических мышц, и они, участвуя в коммуникативном процессе, способны произвести бессчетное количество разнообразных движений. Описать все выражения лица нереально, тем более мимика – это отражение индивидуальности личности, и она уникальна у каждого человека. Мимические движения создают первое впечатление о человеке, ведь при встрече мы прежде всего обращаем внимание на лицо.
Понимая значение мимики, человек учится ей управлять, следить за выражением своего лица. Но постоянно держать под контролем все мимические движения невозможно, и истинные чувства и намерения все равно хоть на мгновение, но прорываются сквозь искусственную маску. Вот на мгновение человек прикусил нижнюю губу или непроизвольно облизнул ее – это свидетельство о беспокойстве. А вот слегка дрогнул уголок губ с одной стороны – это выражение презрительного сомнения или скептического отношения.
Особую роль в мимике играют глаза, которые передают, пожалуй, самую искреннюю информацию о состоянии человека. Поэтому люди прежде всего обращают внимание на глаза своего собеседника. По ним можно определить настроение, готовность помочь или желание отомстить. А как блестят, буквально сияют глаза, когда человек влюблен и смотрит на объект своей симпатии! Вот лишь несколько значений выражений и движений глаз, знание которых помогут вам понять вашего собеседника.
Это, конечно, далеко не все сигналы, которые передают глаза, но сказанного достаточно, чтобы понять, насколько важно обращать внимание на их выражение.
Несмотря на то, что позы – это статические положения тела, они все равно относятся к кинесике. То, какую позу человек принимает во время разговора, свидетельствует о его отношении к ситуации общения и к партнеру.
Если люди, занимающиеся организацией коммуникативного процесса, знают роль движений в общении и следят за ними, то на позы внимание обращают значительно меньше. Исключением является самая известная поза, которую называют закрытой: человек скрещивает руки на груди, переплетает пальцы или перекрещивает ноги, закрываясь тем самым от собеседника. Эта поза еще называется защитной, хоть правильнее ее назвать позой дистанцирования. Ее принимают не только в той ситуации, когда человек опасается партнера по общению или чувствует неуверенность перед ним, но и тогда, когда хотят дистанцироваться от неприятной ситуации. Например, часто со скрещенными на груди руками сидит преподаватель на экзамене и явно не потому, что боится студентов.
Но кроме этой общеизвестной позы есть множество других. Например, «поза ферта», когда человек стоит, упершись руками в бока. Это демонстрация самоуверенности и превосходства, нередко наигранного, если индивид хочет казаться более уверенным, чем на самом деле.
Есть позы демонстрации своей сексуальной роли. У мужчин это стойка с ногами шире плеч и руками в карманах, или когда большие пальцы рук засунуты за ремень брюк. У женщин это поза, сидя и положив нога на ногу. А уж если дама покачивает одной ногой, то она явно рассматривает своего собеседника как потенциального сексуального партнера, возможно, и неосознанно.
Жесты и их особенности
Если рассматривать жесты в узком смысле слова, то они считаются третьей, самой специфической группой кинетических средств. Особенность жестов в том, что они имеют не психофизиологическую, а социальную основу, то есть являются продуктом групповой культуры. Дети их осваивают в процессе социализации, а представителям иной культуры приходится запоминать значение жестов так же, как и значение слов иностранного языка.
Жестов меньше, чем, например, пантомимических движений, но они несут более разнообразную по характеру информацию. Кроме эмоционального состояния и оценки, с помощью жестов можно передать разнообразные идеи и понятия, в том числе знаки, например, цифры. Можно выразить даже абстрактные категории: любовь – составленное из больших и указательных пальцев рук сердечко; победа – поднятые вверх большой и безымянный палец в виде латинской буквы V и т. д.
Жестами сопровождают обращение к Богу – крестное знамение у христиан или умывающий жест ладонями у мусульман. А знак «козы» — выставленные вперед указательный палец и мизинец – отвращает зло. Есть жесты приветствия, прощания, жесты поддержки и неприятия, жесты поощрения и наказания. А какое разнообразие оскорбительных жестов!
Жесты, рожденные в одних культурах, могут быть не поняты представителями других народов или неформальных групп.
Учитывая такое разнообразие жестов и их значений в различных странах, становится понятно, что изучения языка жестов не менее важно для взаимопонимания, чем изучения языка слов.
Язык телодвижений и жестов, выражений глаз и мельчайших нюансов эмоциональных состояний – это огромный пласт древнейших средств коммуникации. Он настолько древен и имеет такие глубокие природные корни, что понятен даже животным, особенно тем, что живут рядом с нами. Постижение науки кинесики не только позволит вам чувствовать и понимать своих собеседников, но и самим стать мудрее.
Невербальные средства общения: кинесика
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | |||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость | |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | ||
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | ||
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | ||
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.
Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.
Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.
Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.
Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
Мимика динамична и, как правило, отражает:
По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.
Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.
Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.
Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица :
Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх | Подожди минуту, подумаю | Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повтори | Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.