Буллинг в лагере что делать

Как помочь ребенку справиться с буллингом

Что делать и как защищать себя и своих детей, готовы рассказать специалисты портала, посвященному семейному праву semeinoe-pravo.net. Информация особенно актуально в связи с началом летних каникул и отправлением детей в детские лагеря.

Первым делом специалисты поспешили сообщить, что советы по типу «не обращай внимания» и «игнорируй нападки» не работают. Им точно не стоит учить детей. Напротив, такое поведение покажет агрессорам, что ребенок ничего не предпринимает, чтобы себя защитить, а значит, над ним можно измываться и дальше.

Первое, что нужно сделать, когда ребенок столкнулся с травлей — осознать, что обидчик не останется безнаказанным. Очень часто детей запугивают, чтобы те молчали, потому так важно рассказать о словесных или физических воздействиях тем взрослым, кому ребенок доверяет. Это могут быть учителя, воспитатели, родители, школьный психолог. Однако, как показывает практика, многие работники образовательных учреждений предпочитают закрывать глаза на проблему, а значит дети и родители остаются лицом к лицу с буллингом.

Для ребенка важно сообщить нападающим, что он не намерен терпеть измывательства и готов защищать себя всеми способами. Агрессоры, как правило, пытаются манипулировать сознанием жертвы, заявляя, что обращение в полицию, прокуратуру и следственный комитет — удел слабаков, которые не могут себя защитить. Ребенок должен знать, что это вовсе не так. Стоит объяснить ему, что мы живем в цивилизованном обществе, где проблемы решаются обращением в соответствующие службы.

Манипулятор боится, что его действия будут иметь последствия в виде постановки на учет в детскую комнату. К тому же родители агрессора могут выплатить жертве внушительную компенсацию.

Так, главным принципом борьбы с угнетателями в лагере, школе, на работе является огласка. Только привлекая внимание к своей проблеме, ее можно решить и избежать дальнейших проявлений буллинга.

Источник

Буллинг в лагере что делать

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг в школе

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Источник

Буллинг в лагере что делать

Буллинг — это издевательство над другими людьми. Его цель — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя. В этой статье рассказываем, каким бывает буллинг и как определить, что ребенок подвергается травле. Делимся советами из наших книг и пошаговым руководством от психолога, которое поможет родителям остановить травлю.

Виды буллинга

Травля может происходить где угодно, например по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.

Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. Авторы книги «Как помочь ребенку повзрослеть» выделяют восемь видов буллинга.

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать
Как помочь ребенку повзрослеть

Изоляция

Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать
Источник

Присоединение

Для участия в травле не обязательно быть инициатором.

Вербальные издевательства

Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.

Бодишейминг

Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.

Физические издевательства

Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.

Сексуальные издевательства

Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.

Кибербуллинг

Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.

«Я ни при чем»

Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.

Воздействие буллинга

Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.

Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать
Дружелюбные

Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.

Кто участвует в травле

Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов.

Дети-агрессоры

Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).

И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.

Дети-жертвы

Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать
Источник

Буллинг и группа сверстников

Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге. В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу.

Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.

Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.

Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.

Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.

Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.

Жертва: подвергается травле.

Признаки буллинга

Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.

Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?

Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.

Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.

Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.

Кто еще знает о травле?

Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.

Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.

Что делать родителям

Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

Как реагировать ребенку

Буллинг в лагере что делать. Смотреть фото Буллинг в лагере что делать. Смотреть картинку Буллинг в лагере что делать. Картинка про Буллинг в лагере что делать. Фото Буллинг в лагере что делать
Источник

Какие меры предпринять родителям

Что нельзя делать родителям

Какие советы нельзя давать ребенку

Если вы — родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.

Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.

С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)

Источник

Как вожатым не допустить или преодолеть травлю в отряде. Практические советы

Я хочу представить вашему вниманию презентацию, которую создала для тренинга с московскими вожатыми в рамках Московского Вожатория. Началось время летних лагерей и каждый год родители мне рассказывают истории о детях, которые в том или ином лагере стали изгоями или объектом травли. И ни разу я еще не слышала от родителей упоминаний о том, что сами вожатые рассказали родителям о проблеме или помогли ее решить. И это понятно. Почитайте мою статью на нашем сайте, которая возникла на основании результатов анкетирования молодых вожатых — «Вожатым о вожатых, или У смены есть начало, но у смены нет конца».

Какая картина мира сформировалась у них? Правда на стороне того, кто использует силу. И не стоит обращаться за помощью ко взрослым — нужно самим решать такие ситуации с применением силы. Если бы вожатые начинали каждую смену с обсуждения правил поведения в лагере, включающих обязательный пункт о моббинге/буллинге, если бы было озвучено отношение вожатых к этой проблеме в начале смены, проговорены меры и способы преодоления травли, а дети — предупреждены, то мальчики в той комнате могли бы иметь шанс обратиться к вожатому за помощью, а не заниматься самоуправством. Разбитый нос, скорее всего, никак не повлияет на поведение того парнишки. Возможно, он сделает вывод о том, что ему тоже нужно по любому поводу пускать в ход кулаки, так как правда на стороне сильнейшего. Если мы не будем учить наших детей вести переговоры и разруливать ситуацию с помощью слов, то они так и привыкнут решать все кулаками. Важно, чтобы администрация лагеря не замалчивала эти ситуации и занималась их профилактикой. И моя презентация должна помочь вожатым и администрациям летних лагерей научиться предупреждать и преодолевать подростковый моббинг/буллинг на раннем этапе. Кейсы, которые я здесь разбираю, предоставлены мне вожатыми.

Особенности моббинга/буллинга в отряде

— Собирается новый коллектив и очень мало времени на узнавание.

— Ребята судят друг о друге по первым проявлениям или внешности.

— Этот «эффект» первого восприятия и определяет дальнейшее «принятие» или «непринятие» ребенка отрядом.

— Очень быстро устанавливается иерархия в отряде/в комнате.

Действия вожатых в начале смены

— Необходимо очень быстро узнать детей и понять, кто на что «способен».

— Правильно провести знакомство между ребятами.

— Узнать как можно больше о том, что им нравится и не нравится делать, что у них получается лучше всего.

— Определить «лидера» и возможного «аутсайдера» отряда.

— Внимательно наблюдать за формированием дружеских групп и за действиями «лидера»/»лидеров».

— Подружиться с «лидером» и «аутсайдером». Возложить на них определенные миссии, наделить их полномочиями.

Трудности вожатого

— Вожатые часто не имеют возможности поддерживать контакт с родителями.

— Вожатые создают впечатление о ребенке со слов ребенка и его первым проявлениям.

— Вожатым необходимо очень быстро принимать решения, чтобы не допустить развития моббинга/буллинга.

— Вожатый впервые сталкивается с ситуацией травли и не знает, как действовать.

— Вожатый сам когда-то в детстве был участником травли в одной из ролей – агрессор, помощник агрессора, жертва, помощник жертвы, наблюдатель. И он будет руководствоваться своим опытом или ничего не станет предпринимать, замкнется, так как сам получил в детстве психологическую травму и не переработал ее.

Как узнать о детях в начале смены

— Общая беседа – знакомство, разговор по душам о сотрудничестве, о том, кто что умеет и хочет делать.

— Индивидуальная беседа с каждым ребенком (может проходить в течение всей смены в несколько этапов).

— Разговор с родителями о ребенке.

— Особенно обращать внимание на состояние детей с особыми потребностями, выяснить у них и их родителей, что им больше всего нравится делать, и дать им поручения, которые бы соответствовали их склонностям.

Что должен сделать вожатый, чтобы первым узнать о травле в отряде

— В первой беседе рассказать детям, что такое моббинг, вспомнить книги/фильмы, которые они могли читать/видеть и четко обозначить свою позицию по проблеме, предупредив, что не допустит, чтобы отдых был испорчен.

— Установить доверительные отношения с активными ребятами и теми, кто любит получать поручения.

— Рассказать о себе во время знакомства. И, в том числе, о своих трудностях, которые пришлось в детстве преодолевать и об успешном их преодолении.

— Обратить внимание ребят на то, что очень многие люди в их возрасте во всем мире оказываются в такой ситуации и выйти из нее помогают, друзья и старшие товарищи, которым доверяют, поэтому писатели пишу об этом книги.

— Четко сформулировать мысль о том, что дети смогут с ним поделиться всеми своими проблемами, он поможет их решить.

— Показать и обсудить социальные видеоролики, посвященные преодолению травли в подростковой среде.

Как определить, что ребенка травят

— Ребенок замкнутый, угнетенный, плаксивый.

— Ребенок не может сосредоточиться.

— Ребенок часто накидывает на голову одеяло или прячется где-то, находится в стороне.

— Ребенок плохо идет на контакт и не отвечает на вопросы.

— Ребенка не поздравляют с днем рождения.

— С ребенком никто не хочет дружить или даже стоять в паре.

— Над ребенком часто смеются.

— Ребенок стесняется новых вещей и боится привлечь к себе внимание новым рюкзаком или курткой, новой прической.

— Вещи ребенка часто портят, либо он слишком часто их «теряет».

— Ребенок отказывается принимать участие в мероприятиях.

— Старается держаться ближе к взрослым.

Главные умения вожатого

— Умение видеть и слышать, наблюдая за словами и действиями детей.

— Умение оценивать невербальную коммуникацию.

— Умения доверительно разговаривать с детьми.

— Умение проявлять деликатность и такт в общении с детьми, не вынося на общий разговор то, что можно сказать с глазу на глаз.

— Умение быстро реагировать, не откладывая реакцию «на потом».

— Умение стать для детей за короткий срок авторитетным человеком и старшим другом.

Кейс №1: «Он шагает не в ногу»

— Ребенок не хочет выполнять то, что выполняет весь отряд. Он предпочитает читать или гулять в одиночестве или с другом, отвечая вожатому, что «приехал отдыхать».

Действия вожатого (выбрать правильные ответы):

При всем отряде скажет ребенку, что он «не должен быть лучше других и не должен претендовать на особое положение, а должен подчиняться общей дисциплине»

Пригрозит, что расскажет родителям.

Пригрозит, что оставит без обеда/ужина/экскурсии/спортивных соревнований/дискотеки.

Начнет высмеивать перед отрядом: «он у нас исключительный. Поэтому давайте его исключим из нашей интересной жизни».

Возьмет «паузу» и даст ребенку время на отдых и акклиматизацию, предупредив его о том, через некоторое время попросит и его пойти навстречу его просьбам.

Будет игнорировать с другими ребятами такое поведение, не включая его в интересные мероприятия, но через некоторое время предложить ему, как бы между прочим, выступить или помочь вожатому.

Поговорит с ребенком с глазу на глаз и попробует узнать, что ребенку нравится делать, что получается у него лучше всего, и поручит такое дело или наделит миссией или ролью, которая бы ему нравилась.

Доверительно скажет, что он обязан в силу своей должности организовывать ребят и всех видеть и каждому находить дело. Поэтому попросит ребенка помочь ему найти ему дело.

Кейс №2: «Уберите улиток!»

Мальчик 9 лет не хотел участвовать в жизни отряда. Он ничем не интересовался, не помогал ребятам. Однажды, он стал собирать улиток, сажать их в банки и кормить. И этот процесс его по-настоящему захватил. Его стали подтравливать всем отрядом за то, что улитки расползлись и пугали других детей. Разгорался конфликт, и наметилась травля. Мальчик уперся и не хотел входить в положение тех, кому не нравилось просыпаться с улиткой на подушке. Ребенок не виноват в этой ситуации.

Что делать в этой ситуации вожатому?

Кейс №3: «Мы с ней не хотим жить в одной комнате!»

Вожатый узнают, что в отряде не любят одну девочку и пытаются сделать так, чтобы она перешла в другой отряд или переселилась в другую комнату.

Как поступить вожатому в этой ситуации?

—Поговорить с девочкой и узнать, в чем причина гонений. Посоветовать ей, как себя вести в этой ситуации.

—Поговорить с лидерами той группы, которая травит, и узнать причину.

—Придумать такое общее дело, в котором можно было бы задействовать талант девочки или ее знания.

—Наделить ее особыми полномочиями.

—Загрузить детей так, чтобы они с ног валились.

—Пригрозить, что если узнает, что травля продолжается, то лишит всех чего-то важного и интересного.

—Собрать отряд и рассказать о моббинге/буллинге.

—Собрать отряд на фильм «Чучело» или расскажет им о замечательной книге Изабель Арсено «Джейн, лис и я», показывая иллюстрации и рассказывая о жанрах – комиксе и о о графическом романе/рассказе. Жанр этой книги – графический рассказ. Обсудить книгу. Попросить создать свой рассказ о жизни в комнате и нарисовать его. Как нарисовать одиночество? Как нарисовать грусть? Можно устроить конкурс комиксов или графических историй о том, как помочь ребенку, который оказался изгоем в отряде или в классе.

—Показать ребятам графический рассказ Тассиеса «Украденные имена» и обсудить все возможные роли в ситуации травли и то, как может чувствовать себя тот, над кем издеваются.

—Рассказать о книге Анники Тор «Правда или последствия» (девичья ситуация). Вместе почитать и обсудить.

—Рассказать о книге Али Бенджамин «Доклад о медузах» или вместе почитать из нее отрывки (тема распавшейся дружбы и предательства в девичьей среде)

—Рассказать о книге Дэвида Алмонда «Огнеглотатель» (ситуация «новенького» и защиты собственного достоинства).

—Рассказать и прочитать вместе с ребятами книгу Луиса Сашара «Ямы» ( о тяжелой жизни мальчиков в летнем трудовом лагере).

—Рассказать о любой другой книге, которая есть в антимоббинговом списке книг на нашем сайте. У вожатого под рукой всегда должна быть хотя бы одна книга из этого списка.

Кейс №4: «Он — черный! Мы не хотим с ним жить в одной комнате!»

Если в отряде есть дети с другим цветом кожи или просто – Другие, непохожие на остальных, и в отряде их начинают игнорировать и издеваться над ними, то вожатый обязан объяснить детям в отряде, что такое дискриминация. Вспомнить исторические примеры. Рассказать о жертвах дискриминации по всему миру. Упомянуть о том, что в мире есть специальные международные дни: Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

И самое главное, что должен донести вожатый до детей – дискриминация по расовому и половому признаку находится уже за пределами моббинга. Статьи о дискриминации входят в уголовное право и такое преследование наказуемо во всем мире ( а за их поступки, связанные с дискриминацией, будут отвечать родители). И современным людям в условиях стремительного развития НТП стыдно и недостойно преследовать других людей за их вероисповедание, цвет кожи, сексуальную ориентацию, физические недостатки, так, как это было в прошлых столетиях, когда уровень развития человека был еще не таким высоким.

В ситуации, когда вожатый не может справиться с повторяющимися проявлениями травли в отряде, он должен обратиться к руководителю смены или лагеря и рассказать, что имеет место подростковая травля. В разговоре с администрацией лагеря и с родителями лучше использовать термины «моббинг» и «буллинг».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *