Что такое киевский проект
От сруба к памятнику архитектуры: как менялся Киевский вокзал
Студенческая улица лениво
Выводит нас на Киевский вокзал,
Где под часами вновь неторопливо
Встречаются влюблённые глаза.
Сколько путешественников с нетерпением ждали, когда появится на горизонте башня с часами и накрытый стеклянным куполом перрон Киевского вокзала? А сколько из них торопились отсюда в Брянск и Калугу, Хмельницкий и Кишинёв, Киев и Одессу? Сколько любителей музыки собрал шумный вокзал в «Ночь искусств», когда поезда уходили под слаженное пение а капелла артистов Академии хорового искусства?
Памятнику архитектуры к такому вниманию не привыкать. Ещё в XIX веке здание на этом месте «полюбили» карикатуристы, в 1918-м уже другая станция в том же Дорогомилове попала в кадры кинохроники. Позже вокзал мелькал в кино и на полотнах художников. Его изображение можно увидеть даже на подстаканниках, в которых и сейчас проводники подают горячий чай.
Началась история вокзала в XIX веке, а более 100 лет спустя здесь провели масштабные работы по восстановлению. Автор проекта реставрации Татьяна Кац стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016». Также были отмечены организация и качество выполнения ремонтно-реставрационных работ.
Ямская слобода и заводы
Район вблизи нынешнего Киевского вокзала издавна связан с перевозками. Ещё во времена Василия III в Дорогомиловскую слободу из села Вязьмы переселили «государевых ямщиков» — крестьян, освобождённых от всех повинностей, но взамен этого обязанных заниматься «ямской гоньбой», то есть перевозить пассажиров и грузы. В конце XVI веке Борис Годунов поселил по обеим сторонам Большой Дорогомиловской улицы ямщиков. Так здесь образовалась ямская извозчичья слобода.
В XIX веке вблизи Дорогомиловской заставы работали Трёхгорный пивоваренный завод и Трёхгорный цементный завод. На Бережковской улице находился один из самых крупных московских сахаро-рафинадных заводов «В. Генер и Ко», а также напилочная, красильно-аппретурная, канвово-ткацкая и другие мелкие фабрики. За заставой открылись завод гарного масла и мыла и завод оцинкованного железа. В Новопроектированном переулке в 1872-м основана фабрика мраморных и гранитных изделий, на Малой Дорогомиловской улице в том же году — щёточное заведение, а на Большой Дорогомиловской улице — колёсное.
Железнодорожная станция вместо огородов
Однако в Дорогомилове были и не занятые капитальной застройкой земли: огороды, дровяные склады, пустоши. Без особых трат на снос здесь можно было расположить железнодорожное хозяйство. Поэтому отсюда в конце XIX столетия Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги решило проложить путь в Брянск.
Участок, называвшийся «Бережковские огороды», отдали под застройку. Было ясно, что с открытием вокзала движение здесь усилится, но набережная размывалась половодьем, да и Бородинский мост обветшал. Городу пришлось заменить мост новым и обустроить от него до владений железной дороги набережную.
В 1897–1899 годах слобода превратилась в большую стройку. Самый крупный участок земли отошёл под товарную станцию, где довольно быстро появились кирпичный пакгауз, крытые железом навесы для грузов и товарная контора, здание которой сохранилось до сих пор. К весне 1899-го Брянский вокзал был почти готов, и уже в июне его освятили, а 1 августа пустили первый почтово-пассажирский поезд. Новая однопутная дорога могла пропустить две пары пассажирских и три пары товарных поездов в сутки.
К открытию перед вокзалом разбили шатёр, куда привезли особо чтимые иконы. На церемонию собрались городской голова князь В.М. Голицын и другие представители московской власти, почётные гости во главе со строителем дороги — инженером М.И. Григорьевым.
Ни одна станция в Москве не служила поводом для карикатур так часто, как эта вытянутая деревянная постройка с двумя подъездами. Их авторам смешным казалось всё: и провинциальный вид, и пассажиры с закопчёнными от керосинок носами, и скупая компания, что «украсила Москву таким срубом». Здание выглядело временным, но разве есть что-то более постоянное, чем временное? Вокзал простоял 15 лет.
Солнечные залы, механические часы и дебаркадер Шухова
Первоначальный проект современного вокзала в неоклассическом стиле инженер И.И. Рерберг разработал в 1912 году. Позже в него внесли изменения при участии архитектора В.К. Олтаржевского. Здание заложили перед началом Первой мировой войны — 28 мая 1914 года, а открыли в 1918-м. Прежний коридор, куда еле протискивались пассажиры с узлами и чемоданами, не шёл ни в какое сравнение с просторными, залитыми светом залами, украшенными колоннами.
Композиция монументального сооружения слагалась из п-образного богато декорированного корпуса с высокой часовой башней и перронного зала, заключённого между боковыми крыльями главного корпуса. Главный фасад украсили скульптуры С.С. Алешина.
Верхнюю часть башни декорировали арочными окнами, куполами и скульптурами. В ней до сих пор работают механические часы, установленные при постройке вокзала. До отмены перехода на летнее и зимнее время их стрелки переводили вручную. Эти часы и кремлёвские куранты — единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы.
Пространство над перронами перекрыто застеклёнными стальными арками. Этот дебаркадер, который напоминает парящий в воздухе прозрачный купол, разработал знаменитый архитектор В.Г. Шухов.
Новое имя — новая жизнь
В 1934 году Брянский вокзал переименовали в Киевский. Этим названием он обязан магистральному направлению железной дороги. Спустя год был утверждён генеральный план реконструкции Москвы, в котором говорилось, что «площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учётом ансамбля Москвы-реки».
Проектирование и строительство станции метро «Киевская» в 1935–1937 годах сразу вели с учётом будущего развития вокзала. Оно предполагало сооружение комплекса зданий пригородного сообщения. Главным руководителем проекта стал архитектор Д.Н. Чечулин. По его замыслу в 1940 году построили двухуровневое здание со сложной композицией, включавшей полуподземную (цокольную) и надземную часть. В композиции доминировал крупный куб кассового зала, перекликавшийся с главным зданием вокзала.
В послевоенное время построили надземный вестибюль станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Выходной павильон подземки был вплотную пристроен к северной стороне дебаркадера и занял промежуток между западным торцом правого крыла главного здания вокзала и восточным фасадом пригородного. Такая композиция Киевского вокзала с пригородным вокзалом и вестибюлем метро в основном сохранилась до настоящего времени.
Гостиницы и сквер возле Киевского
В июне 1979 года Московский городской совет народных депутатов утвердил проект застройки площади Киевского вокзала. Он предусматривал строительство гостиниц «Интурист» и «Киевская» (вторая очередь работ), реконструкцию вокзала и пристройку новых залов для пассажиров. Также в проект вошло строительство Киевской улицы, участка Ростовской набережной, моста через реку по трассе Третьего транспортного кольца и трёх подземных пешеходных переходов.
Согласно плану, между вокзалом, Большой Дорогомиловской улицей и гостиницей «Киевская» должен был появиться сквер с фонтанами. Существовавший сквер у Москвы-реки постановили реконструировать, расширив речной причал.
В 1979–1981 годах здание вокзала отреставрировали: немного модернизировали кровлю перронного зала, воссоздали элементы первоначальной внутренней отделки.
Майолика, росписи и скульптуры в новом свете
К 2010-м годам фасады и интерьеры вокзала нуждались в реставрации. В здании отреставрировали участки стены и подпружные арки, гранитные ступени и цоколь с решётками, колонны, пилястры, металлические и каменные скульптуры. Специалисты также отремонтировали кирпичную кладку фасадов, воссоздали декоративный слой штукатурки, металлическое покрытие выступающих частей стен и водосточных труб. Латунные ручки и дверные петли выполнили по образцу оригинальных, а пластиковые оконные блоки на первом этаже заменили на реставрационные.
Новую жизнь получила и майолика на фронтоне — яркое рельефное изображение Георгия Победоносца, покровителя Москвы. Её расчистили от грязи и растительности, восстановили утраченные фрагменты. На этом же фасаде изображён стоящий во весь рост Михаил Архангел, а на боковом северном — текущая из кувшина река и два перекрещённых знамени с инициалами Петра Первого. Из керамических осколков сделаны и рамки вокруг курантов на башне, которая венчает здание вокзала.
В залах дальнего следования восстановлена роспись, а некоторые детали интерьеров и даже целые помещения получили другой цвет. Отреставрировали и овальное панно на потолке с крупными буквами МКВ и датами — 1914 и 1916. МКВ — это Московско-Киево-Воронежская дорога, а даты — время начала строительства вокзала и предположительная дата завершения.
Новую жизнь получит и промзона вблизи Киевского вокзала и Третьего транспортного кольца. Здесь построят жильё со всей необходимой социальной инфраструктурой и создадут рабочие места.
Проект реконструкции здания вокзала стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016». Вместе с ним в список лучших проектов в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия попали павильон «Беларусь» на ВДНХ, станция метро «Киевская», дом на Тверской, в котором в разное время находились палаты XVII века, гостиница «Дрезден» и ресторан «Арагви».
Без излишков: История киевского модернизма
В начале 1960-х годов отказ от сталинского неоклассицизма привёл к появлению нового архитектурного мышления. Борьба с архитектурными «излишками» и требование экономической эффективности стали основой советского неомодернизма. Его эстетическое воплощение определялось послевоенным поколением архитекторов, воспринимавшими утопию и прогресс не как идеологические фикции, а как необходимые составляющие специальности «архитектор». Именно это поколение архитекторов во многом создало Киев таким, каким мы его знаем сегодня.
Архитекторы 1960-х претендовали на роль демиургов, которые реализуют масштабные произведения искусства, а художники, соответственно, стремились быть полноценными сооавторами архитектурных проектов. Это была попытка превратить город в пространство для реализации художественного мышления — в противовес существовавшей практике жёсткой унификации города в формате типовой застройки. При этом материальным базисом этой попытки был как раз гигантский массив жилого строительства в СССР, который сделал возможным появление «надстройки» в виде новаторских проектов социального, культурного и индустриального значения.
Киевский модернизм, как и большая часть его мировых аналогов, остался незавершённым, утопическим проектом. На пути к его воплощению стояли политические и цензурные преграды, материальные трудности, а после — распад советского государства и дискредитация модернистской эстетики как «тоталитарной». Киев стал городом, где модернизм поставлен на паузу, заморожен на стадии долгостроя. Он остался в воображаемом измерении, в зазоре между задуманным и воплощённым.
Но чем глубже нынешний кризис киевской архитектуры, тем важнее исследовать периоды её интенсивного развития. Ниже описаны самые интересные, по мнению авторов, модернистские проекты в послевоенном Киеве.
Институт информации 1971
В начале 1960-х годов, во время кампании против абстракционизма, выставка абстрактной живописи архитектора и художника Флориана Юрьева в киевском Доме архитекторов была закрыта, картины — физически уничтожены, а самому Юрьеву грозило исключение из Союза архитекторов. Избежать карьерной катастрофы ему удалось только с помощью аргумента, что «ошибся» Юрьев лишь в сфере живописи, а как архитектора его наказывать не за что.
В интервью Флориан Юрьев вспоминает, что в начале 1960-х разработал собственное видение «синтеза искусств», активно продвигаемого в то время, в своём проекте светомузыкального театра, который должен был стать площадкой для новой художественной дисциплины «музыка цвета».
Юрьев переплюнул тогдашние художественные фантазии про «синестезию», утверждая, что «музыка цвета» является самостоятельной разновидностью искусства, а передача соответственно организованных цветов может вызвать у публики звуковое восприятие. Именно для этой цели Юрьев разработал проект здания, известного в Киеве как «тарелка на „Лыбедской“», — в нём была создана идеальная по многим параметрам система передачи звука и света.
stroitel
Строитель все о Строительстве, Архитектуре, Ремонте, Дизайне! Стройка от А до Я! От идеи до объекта!
Журнал-сообщество «Строитель» для всех и каждого! Вступайте в наши ряды, будет интересно!
87 серия
Основные недостатки: иногда ухудшенные планировки, иногда некачественно сделана стяжка на перекрытиях (плохая звуко- и гидроизоляция)
На базе 87-й серии были созданы первые «специальные проекты» для советской «номенклатуры».
Эти дома отличались увеличенными размерами жилых помещений. В некоторых домах была увеличена высота потолков и окон. Также дома 87-й серии могли отличаться более сложной формой. В некоторых домах при входе в подъезд было предусмотрено помещение для консьержа.
дом СовМина на бул. Леси Украинки
Самым известным из таких домов является «совминовский» дом, построенный для аппарата Совета Министров УССР, находящийся на углу бульвара Леси Украинки и бульвара Дружбы Народов. Это здание невозможно не заметить. В Киеве также было выстроено несколько однотипных зданий в форме «свечки» на одно парадное, относящихся к этому типу зданий. В основном они находятся на Печерске.
Пять домов 87-й серии в форме «свечки» находится в районе станции метро Левобережная на улице Флоренции.
спецпроект на базе 87-серии на бул. Леси Украинки
спецпроект на базе 87-серии на ул. Флоренции
серия II-57/17 (г. Москва)
Прародительницей известной серии шестнадцатиэтжек БПС в городе Киеве была московская серия II-57 (разработчик МНИИТЭП). Серия была экспериментальной и была разработана в начале 60-х годов. Строительство её началось в Москве в 1964-66 годах с 9-этажных домов.
Затем были разработаны 12- и 16-этажные модификации (в которых впервыев серийных домах был применён грузовой лифт!).
Шестнадцатиэтажную версию разработал «Моспроект 1». Её отличительной особенностью было наличие «ножек», на которых стоял дом. Дома этой серии были первыми серийными 16-этажными домами массовой жилой застройки города Киева. В Киеве было построено до десяти домов серии II-57.
серия II-57 (Березняки)
серия БПС «с ножками» (Березняки)
Основные характеристики серии БПС:
Интерьер недели: яркий дизайн в маленькой киевской двушке
Эту старую квартиру в самом центре Киева заказчик купил для сдачи в аренду: чтобы получить нестандартный интерьер и при этом не выйти за рамки ограниченного бюджета, обратились к Майе Баклан. Дизайнер сразу поняла идею и с энтузиазмом приступила к работе.
В доме очень толстые внешние стены, а все внутренние перегородки не несущие, поэтому с демонтажом не возникло проблем. Осталась только центральная колонна, внутри которой располагаются дымоходы – благодаря этому в квартире удалось разместить настоящую чугунную печку. В результате перепланировки получилась полностью изолированная спальня, совмещенный санузел, кухня-гостиная и открытый балкон. Все настолько удобно и грамотно расположено, что не сразу верится, что в квартире всего 42 квадратных метра.
Несмотря на то что это жилье для сдачи в аренду, на отделке экономить не стали – важнее, чтобы интерьер сохранял свой первозданный вид как можно дольше. Поэтому на пол в прихожей и мокрых зонах положили плитку. На остальной площади – деревянные доски (лиственница) без перепадов высот и порожков: такое покрытие долговечно, практично, красиво стареет. Нет ничего лучше, чем чувствовать под ногами натуральное деревянное покрытие. Плюс его легко обновить с течением времени. Для стен выбрали краску, так как ее легко обновить, и плитку для ванной комнаты.
Необычный прием – потолок с принтом листьев банановой пальмы в спальне. «При просмотре фотографий этот потолок вызывает очень много споров: многие утверждают, что он давит на голову. На самом же деле, это искажение от широкоугольного объектива, который использовали, чтобы все помещение поместилось в кадр, – рассказывает дизайнер. – Я сознательно использовала такой прием на потолке, чтобы хоть немного визуально его опустить: при площади всего 12 квадратов и потолках 3 метра в высоту комната выглядела, как колодец».
«На первый взгляд может показаться, что в квартире абсолютно негде хранить вещи, ведь здесь нет гардероба, а шкафы не бросаются в глаза своими объемами», – говорит Майя. Но на самом деле мест для хранения более чем достаточно: в прихожей есть комод для обуви и мелочей, 2 вешалки для одежды, высокий платяной шкаф с полкой для чемоданов и двумя уровнями рейлингов (там же гладильная доска).
В спальне под всей площадью кровати находятся выдвижные ящики: для постельного белья и принадлежностей. Не забыли про глубокий и широкий комод для повседневных вещей. При необходимости глубина ниши в спальне позволяет поставить один встроенный или несколько платяных шкафов, но пока никому это не было нужно. В общем, мест для хранения более чем достаточно – разве только зимнюю резину негде будет разместить.
Бюджет на ремонт был очень ограничен, особенно учитывая, что квартира досталась заказчику в плачевном состоянии – начинать пришлось практически с нуля. «После трат на черновую и чистовую отделку на мебель и декор остались вообще смешные средства, – вспоминает дизайнер. – Пришлось придумывать, как выйти из положения. Например, двери с фрамугами мы сделали сами: стандартные двери высотой 2 метра смотрелись с высокими потолками странно, а на заказные позиции не было денег. Все комплектующие я купила в Leroy Merlin, а строители на месте уже собрали нужные конструкции».
Кресла и диван автор проекта нашла на местном сайте типа Avito и отреставрировала. Часть мебели заказали у местных мастеров: с учетом небольшого метража каждый предмет должен был быть точно по размерам, поэтому рассматривать готовые решения было непрактично. Аксессуары в основном купили на барахолках и частично в ИКЕА: например, латунный колокол у входа нашли на блошином рынке во Львове, а зеркало в спальне привезли с барахолки в Одессе. Они стали завершающим штрихом в интерьере и добавили уюта и самобытности обстановке.
Планировка
Бренды, представленные в проекте
Отделка: плитка в прихожей и в кухне на полу, Geotiles Boulevard Negro; плитка на стенах в санузле, Ape Ceramica; плитка на стенах в кухне, Аpe Вlanco Вrillo + ape ceramica lord torello verde botello фриз; плитка на полу в санузле, Baldocer Bayur Nogal; обои на потолке в спальне, Designed for Living Wallpaper Jungle (Голландия); краска на стенах и потолке, Viva Color Interior Satin
Мебель: шестиугольная полка в прихожей, Jysk
Освещение: санузел, над обеденным столом, люстра в спальне, бра и торшер в гостиной, Eglo; люстра в гостиной, бра в спальне, Poland
Розетки и выключатели: Schneider Electric
Бытовая техника: Bosch и Zanussi
Хотите, чтобы ваш проект был опубликован на INMYROOM? Присылайте фотографии интерьера на wow@inmyroom.ru
Создайте интерьер с товарами из магазина InMyRoom:
Киевский национальный экономический университет
Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана ( КНЭУ им. В. Гетьмана ) | |